Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №3 30 января 2023 года | Согласована на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 30 января 2023 года | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОБРАБОТКА И РЕТУШЬ ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | техническая |
Форма обучения | очная |
Срок реализации | 2 года |
Возраст обучающихся | 10-18 лет |
Составитель:
Бойкова Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования
г. Салехард, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Обработка и ретушь цифровой фотографии» технической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что в нее включены два главных направления такие как «Фотография» и «Графический дизайн» она актуальна для тех, кто хочет связать свою будущею жизнь с такими профессиями как: фотограф, дизайнер, веб-дизайнер и т.д.
Искусство фотографии, зародившееся более полутора веков назад, в наши дни получило новый толчок в развитии благодаря цифровым технологиям. Цифровые фотокамеры (ЦФК) применяются все шире и шире как профессионалами, так и любителями. ЦФК сочетают в себе и старые возможности пленочной фотографии, и последние достижения науки в искусстве фотографии. С появлением относительно недорогих цифровых фотоаппаратов, быстрых компьютеров и доступных программ для редактирования изображений каждый может создавать прекрасные фотографии, посылать их по электронной почте, создавать великолепные отпечатки, и делать многое другое, недоступное ранее даже профессиональным фотографам.
В свою очередь «Photoshop», превращает простые картинки в шедевры. Его универсальность сделала его востребованным во всем мире, потому что это одна из лучших программ для редактирования фотографий. Adobe Photoshop удобен в использовании и предоставляет множество инструментов, которые можно легко и быстро освоить.
А графический редактор Adobe Illustrator применяется как в творческом процессе дизайна новых моделей одежды (создание творческих эскизов, гармоничных цветовых палитр, стендов для оформления новых идей), так и в процессе изготовления готовых изделий (технический рисунок, прорисовка конструкции отдельных деталей), а также при продвижении готовой продукции для создания логотипов, рекламных буклетов и так далее. Для преподавателей моделирования одежды эта программа может быть полезна для пошагового описания процесса моделирования и подготовки презентаций.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ
При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу детей, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и
современных тем. Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место. Этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, где ребенок реализует свою потребность в развитии.
Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн - проекта. Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе. С одной стороны формирование самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник художественных навыков (графики, росписи по ткани, по дереву, изучение формальной композиции, цветоведении), а с другой стороны векторной и растровой графики при выполнении индивидуальных заданий.
Учащиеся приобретают необходимые навыки, как для простой обработки фотографии, так и создания собственной визитки, плаката, коллажа, презентации, анимированного рисунка. Кроме того, они познают изнутри труд художника – графика, что помогает им определиться с профессиональной сферой деятельности на будущее.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в том, что: используется разностороннее применение ИКТ в процессе обучения. Основа – использование современных цифровых технологий.
Также особенностью программы является и интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, информатика что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого учащегося);
природосообразности (учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации; - сотрудничества и ответственности;
сознательного усвоения учащимися учебного материала;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Программа разработана для учащихся с целью повышения интереса к изобразительному искусству, информационным технологиям, развитию творческого потенциала, а также с целью выявления дальнейшего профессионального интереса среди учащихся.
Эта программа прямо связана с выбором каждого учащегося и того содержания образования, которое отражает его интересы. Именно к программам такого типа относится данная программа которая создавалась для повышения интереса учащегося к изобразительному искусству, мира графики, декоративно-прикладного искусства, мира
векторной и растровой графики, которая дает учащимся возможность познакомиться с приемами работы художника-дизайнера.
Главные аспекты:
Развитие визуального творчества детей.
Использование форм обучения, включающих обучающихся в творческое проектирование и изобретательство – самостоятельно действовать и создавать.
Новый подход в изучении Adobe Photoshop.
Применение новых методов в создании макетов с применением графических элементов.
Усовершенствованный подход создания графических объектов в Adobe Illustrator.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Адресат программы
Возраст учащихся по программе: 10 – 18 лет.
Наполняемость группы: 15 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения (216 часов). 1-й год обучения 108 часов;
2-й год обучения 108 часов;
Форма обучения: очная
Уровень освоения программы: базовый
Язык обучения: русский
Место проведения занятий: МАУ ДО ДЮЦ.
Цель программы:
Целью программы является формирование целостного представления о цифровой фотографии, а также способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческого и операционного мышления, через знакомство с возможностями графического редактора Adobe Photoshop. создание собственных информационных ресурсов, позволяющих сохранить для себя и других красоту окружающего мира.
А также, в освоении учащимися редактора «Adobe Illustrator». Учащиеся должны овладеть навыками создания диаграмм, блок- схем, собственной визитки, логотипа, плаката, презентации, анимированного рисунка в процессе выполнения самостоятельной практической работы .
Задачи программы:
Обучающие:
ознакомление с основными понятиями и определениями, принятыми в цифровой фотографии;
овладение основными приемами эффективного использования ЦФК;
обучение основам цифровой обработки фотографий с использованием современного программного обеспечения,
повышение уровня мастерства обучающихся,
познакомить учащихся с особенностями векторной и растровой графики;
закрепить базовые понятия, поддерживаемыми в том или ином объёме практически всеми графическими программами;
ознакомить с основными понятиями компьютерной графики;
дать представление об основных возможностях редактирования и обработки изображения в Adobe Photoshop;
научить создавать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
познакомить с интерфейсами программ в Adobe Photoshop командами и подкомандами меню с инструментами их возможностями;
познакомить учащихся с интерфейсами программ Adobe Illustrator командами и подкомандами меню с инструментами их возможностями;
познакомить с основными стилями в графическом дизайне и иллюстрации;
Воспитательные
формирование у детей устойчивого интереса к занятию фотографией,
формирование у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей, расширение кругозора,
развитие чувства долга и ответственности за выполнение возложенных обязательств,
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности,
укрепление дружбы между воспитанниками,
подготовка обучающихся к выставкам и конкурсам;
продолжить работу над формированием и развитием общих учебных навыков и умений;
раскрыть потенциал современных информационных и коммуникационных технологий;
научить использовать их возможности для решения практических задач;
выработать навык осознанного и эффективного использования современных информационных технологий создания компьютерной графики;
организовать процесс проектной деятельности учеников в виде конструирования ими собственного замысла;
Развивающие
развитие уверенности собранности, целеустремленности, коммуникабельности,
развитие у детей умения самореализовываться.
развить навыки самостоятельности, инициативы и творческого подхода;
дать учащимся почувствовать уверенность в своих силах при более глубоком самостоятельном освоении указанных или других графических пакетов;
организовать процесс проектирования деятельности по конструированию учеником собственного замысла;
выработать умение работать индивидуально и в группе;
подготовить учащихся к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;
привить способность планировать свои действия;
способствовать воспитанию аккуратности, терпению, усидчивости.
развитие навыков создания макетов графического дизайна;
развитие навыков создания иллюстраций в различных стилях;
развитие умений работы с информацией и ее визуализация;
развитие способностей построения сюжетов на основе причинно-следственных связей.
развитие умений гармонично сочетать цвета в колористическом единстве; развитие умений создавать условную (декоративную) композицию;
формирование организационно-управленческих умений и навыков;
развитие коммуникативных умений и навыков.
Формы организации образовательной деятельности
В основу курса заложен системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно - познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Для организации образовательного процесса используются такие формы обучения, как лекции, тесты, семинары, зачетные работы, практические работы, компьютерные проекты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый год обучения
учащиеся должны знать:
основы функционирования цифровых фотокамер;
основные понятия и определения, принятые в цифровой фотографии;
правила фотографирования объектов, находящиеся в движении;
правила фотографирования со вспышкой;
основные средства для работы с графической информацией.
как происходит работа с приложениями, документами, папками, ярлыками.
организацию хранения информации в компьютере.
растровая и векторная графика, разница между ними.
значение команд и подкоманд программы Adobe Photoshop;
значение команд и подкоманд программы Adobe Illustrator;
возможности инструментов Adobe Illustrator и Adobe Photoshop.
знать разницу между реалистичным и декоративным изображением.
учащиеся должны уметь:
основы графической среды Photoshop, структуру инструментальной оболочки среды, возможность работы со слоями, наличие фильтров и технология их применения для получения эффектов изображения;
оптимизацию растрового изображения для использования его в Интернете;
открывать, создавать, сохранять файл.
выделять и преобразовывать объекты.
рисовать с помощью стандартных объектов.
выполнять основные операции над объектами: выделение, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, группировка, копирование.
изменять цвет заливки и контура. - Управлять масштабом просмотра объектов.
выравнивать и распределять объекты.
выделять и перемещать точки, редактировать изображение (масштабировать, менять цветовой тон,
яркость, контрастность).
работать с инструментами.
рисовать пером.
работать с информацией: выделять главное, делить на смысловые блоки.
создавать декоративную композицию с помощью модуля.
вводить и редактировать текст, трансформировать, менять шрифт,
менять цвет.
Второй год обучения
учащиеся должны знать:
создавать фотомонтажи, коллажи.
фотографировать цифровой камерой;
пользоваться основными настройками ЦФК;
выполнять цифровую обработку графических изображений;
подготовить цифровые фотографии к печати.
возможности программы Adobe Illustrator.
возможности программы Adobe Photoshop.
что такое стиль иллюстрации, и из каких характеристик он складывается.
закономерности ритмического и тонального построения декоративной композиции.
способы текстового оформления.
правила построения шрифтов.
виды шрифтов и возможности их использования.
особенности простого и фигурного текста. Оформление текста.
учащиеся должны уметь:
создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами и документами в среде Photoshop подготавливать оптимизированный рисунок для использование его в Интернете;
работать с палитрой Образцы, создавать свою цветовую палитру. Работать с пипеткой.
пользоваться основными приемами стилизации изображения.
пользоваться различными заливками: градиентная заливка, заливка узором, быстрая заливка, сетчатая заливка.
работать с различными видами кистей: каллиграфическая кисть, кисть из щетины, кисть клякса, дискретная кисть.
работать с библиотеками кистей.
создавать узор в полосе, виды узоров, понятие орнаментального модуля.
создавать кисти на базе простых фигур.
размещать текст, вдоль траектории.
создавать авторский шрифт.
вставлять растровое изображения в документ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
| Всего | Теория | Практика |
1 | Вводные занятия: работа на персональном компьютере | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2 | Adobe Illustrator – программа векторной графики | 8 | 2 | 6 | Задание |
3 | Комикс с раскадровкой. | 14 | 4 | 10 | Контрольная работа |
4 | Рисование пером. Adobe Illustrator | 15 | 4 | 11 | Задание |
5 | Стилизация изображения с помощью геометрического модуля Adobe Illustrator | 9 | 3 | 6 | Практическая работа |
6 | Инфографика «Обо мне» | 9 | 3 | 6 | Контрольная работа |
7 | Стилизация изображения, основанная на характере линий и ритмической организации пространства композиции Adobe Illustrator | 11 | 5 | 6 | Задание |
8 | Заливка объектов в Adobe Illustrator | 3 | 1 | 2 | Задание |
9 | Приемы работы с кистями в программе Adobe Illustrator | 7 | 3 | 4 | Тест + Практическая работа |
10 | Шрифты и работа с текстом в Adobe Illustrator. | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
11 | Работа с растровыми объектами в Adobe Illustrator | 8 | 3 | 5 | Задание |
12 | Итоговое занятие | 16 | 5 | 11 | Самостоятельная работа |
Итоги | 108 | 36 | 72 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1-й год обучения
Вводные занятия: работа на персональном компьютере
ТЕОРИЯ. Знакомство с устройством компьютера. Клавиатура. Организация хранения информации в компьютере. Методы представления графических изображений.
Растровая графика. Векторная графика. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ. Цели и задачи предмета компьютерная графика.
ПРАКТИКА. Работа с приложениями, документами, папками, ярлыками.
Adobe Illustrator – программа векторной графики
ТЕОРИЯ. Интерфейс программы. Особенности меню. Монтажная область. Рабочая среда. Организация панели инструментов. Панель свойств. Основные палитры. Строка состояния.
Рисование с помощью стандартных объектов основные операции над объектами: выделение, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, группировка, копирование. Изменение цвета заливки и контура. Управление масштабом просмотра объектов. Выравнивание и распределение. Выделение и перемещение точек. Преобразование точек. Инструменты: Selection Tool (Выделение), Direct Selection Tool (Частичное выделение) Rectangle Tool (Прямоугольник), Ellipse Tool (Эллипс), Rotate Tool (Поворот).
Операции над объектами операции над объектами в палитре «Обработка контуров» и «Создание фигур». Добавление и удаление точек пером.
ПРАКТИКА. Выполнение упражнений на усвоение и закрепление учебного материала; создание рисунков: «Поезд»; «Роботы»; «Домики»;
«Утка»; «Солнце»; «Цветок» (рисование с помощью стандартных объектов).
Выполнение упражнений на усвоение и закрепление учебного материала; создание рисунков: «Облака»; «Холмы»; «Осенние листья»;
«Деревья»; «Портрет»; «Петух»; «Старинные окна»; (операции над объектами)
Комикс с раскадровкой
ТЕОРИЯ. Создание персонажей в Adobe Illustrator с возможностью их трансформации для разных кадров. Обсуждение сюжета;
ПРАКТИКА. Нарисовать эскиз на бумаге; раскадровка сюжета; работа над фоновыми изображениями.
Рисование пером. Adobe Illustrator
ТЕОРИЯ. Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и сегменты. Редактирование формы кривой. Инструменты группы «Перо».
«Волшебные цветы» творческая работа с применением пера.
Работа над проектом по теме «Сказка» с использованием операций над объектами и пером.
ПРАКТИКА. Выполнение упражнений на усвоение и закрепление учебного материала: создание рисунков «Снеговики», «Цифры», «Тюльпаны» и «Замки» (особенности рисования кривых)
Работа с формами, используемыми в декоративно-прикладной росписи для создания цветов. Создание эскизов на бумаге, рисование пером и заливка цветом в Adobe Illustrator. («Волшебные цветы»)
Конкретизация и обсуждение темы проекта. Сбор информации и референсных изображений. Создание эскиза. Отрисовка отсканированного эскиза. Редактирование форм и работа с цветом (работа над проектом по теме)
Стилизация изображения с помощью геометрического модуля Adobe Illustrator
ТЕОРИЯ. Стилизация животных на основе простых геометрических фигур.
Основы стилизации отличие реалистичного изображения от условного (декоративного): выявление списка отличий путем сравнения различных изображений, обсуждение стилистических особенностей.
Графическая стилизация животного геометрическим модулем. Фотография животного открывается в программе и заполняется модулем (круги либо треугольники) различного размера. За счет размера и расстоянья между фигурами обеспечивается различие в тоне, что дает возможность вариативности организации монохромной композиции. Фотография
животного в конце удаляется.
ПРАКТИКА. Выполнение в программе стилизацию животного на основе простых геометрических фигур, то есть максимальное упрощение изображения с выделением самых основных признаков.
Инфографика «Обо мне»
ТЕОРИЯ. Инфографика «Обо мне». Основы работы с текстом в Adobe Illustrator. Составление интеллект – карт. Основы работы с информацией: выделение главного, структура, разделение на смысловые блоки.
ПРАКТИКА. Составить информация о себе, располажить в виде интеллектуальной карты на бумаге. Подобрать стиль оформления инфографики; Нарисовать простые иллюстраций.
Стилизация изображения, основанная на характере линий и ритмической организации пространства композиции. Adobe Illustrator
ТЕОРИЯ. Стилизация животных с применением пера, карандаша и геометрических фигур в Adobe Illustrator (3 работы). Работа с палитрой Образцы, создание
своей цветовой палитры.
Декоративный монохромный натюрморт с заливкой предметов полосками с варьированием размеров самих полосок и расстояний между ними для обеспечения тональных контрастов между предметами.
Создание стиля иллюстрации либо комикса. Разработка персонажей и создание для них окружения в определенной стилистической манере, со своими эстетическими закономерностями. Предварительный просмотр иллюстраций в разных стилях, сравнение и выделение основных стилистических особенностей каждого автора.
ПРАКТИКА. Фотографию животного обвести. Выбрать характер линий которыми заполняется лист, создавая ритмическое чередование больших, средних и малых объемов (либо лист заполняется геометрическим модулем с пересечением фигур). В палитре образцы создать свою цветовую палитру. С помощью инструмента «Создание фигур», заполнить фигуры так, чтоб фигура животного стала светлее либо темнее фона, образуя при этом гармоничную хроматическую композицию.
Заливка объектов в Adobe Illustrator
ТЕОРИЯ. Градиентная заливка. Создание собственного градиента.
Заливка узором. Быстрая заливка. Сетчатая заливка.
ПРАКТИКА. Выполнить упражнение «Планеты и метеориты».
Приемы работы с кистями в программе Adobe Illustrator
ТЕОРИЯ. Виды кистей в Adobe Illustrator. Каллиграфическая кисть. Кисть из щетины. Кисть клякса. Работа с библиотеками кистей. Приемы работы с объектной кистью. Дискретная кисть.
Создание кистей на базе простых фигур. Узор в полосе, виды узоров, понятие орнаментального модуля. Возможности узорчатой кисти. Создание работы «Декоративный натюрморт».
Творческая работа «Декоративный пейзаж» с применением кистей Adobe Illustrator.
ПРАКТИКА. Создание рисунка «Трава», «Змея», «Веревка», «Коса».
Создать кисть с помощью сложного орнаментального модуля.
Шрифты и работа с текстом в Adobe Illustrator
ТЕОРИЯ. Работа с текстом в Adobe Illustrator. Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Масштабирование, поворот, перемещение отдельных букв текста. Знакомство с правилами построения и видами шрифтов
Создание акцидентного шрифта по образцу. Учащиеся рассматривают несколько акцидентных шрифтов, выявляют их особенности и закономерности; выбирают три шрифта; пишут каждым из них свои слова (эскизы делаем на бумаге). Каждое слово оформляется в отдельную композицию с абстрактным фоном. Формообразование фона соответствует особенностям шрифта.
ПРАКТИКА. Сделать инфографику «Моя мечта – план реализации». Разработка интеллектуальной карты. Эскиз инфографики процесса с иллюстрациями. Перенести эскиз в Adobe Illustrator.
Работа с растровыми объектами в Adobe Illustrator
ТЕОРИЯ. Работа с растровыми объектами. Вставка изображения и изменение его размеров.
ПРАКТИКА. Сделать тематическую открытку с включением растровыми изображениями и авторского шрифта. Выбрать тему, собрать фотоматериалы по этой теме. Эскиз макета на бумаге перенести в программу. Вставить растровые изображения. Создать шрифта для заголовка.
Итоговое занятие
ПРАКТИКА. Проведение провидение практической работы:
прочитать один из вариантов текста, и используя полученные знания составить инфографику.
нарисовать для инфографики изображения, создать стилистически подходящие фреймы, подобрать шрифт.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2 | Бесшовный орнамент в Adobe Illustrator | 4 | 2 | 2 | Задание |
3 | Изучение программы Adobe Photoshop. | 7 | 2 | 5 | Тест |
4 | Фотоколлаж на основе графического эскиза в Adobe Photoshop | 5 | 1 | 4 | Задание |
5 | Разработка эскизов коллекции одежды Совместное использование Adobe Illustrator и Adobe Photoshop | 10 | 3 | 7 | Практическая работа |
6 | Работа с текстом в Adobe Photoshop | 4 | 1 | 3 | Задание |
7 | Стилизация упрощение, выделение главного | 4 | 1 | 3 | Контрольная работа |
8 | Логотип | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
9 | Дизайн плаката | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
10 | Многостраничный макет в Adobe Illustrator | 8 | 2 | 6 | Тест + Задание |
11 | Разработка персонажей с последующим созданием комикса либо сюжетной композиции | 13 | 3 | 10 | Задание |
12 | Коллаж в Adobe Photoshop | 3 | 1 | 2 | Практическая работа |
13 | Корпоративный стиль | 8 | 2 | 6 | Контрольная работа |
14 | Инфографика | 6 | 2 | 4 | Контрольная работа |
15 | Многостраничный макет в Adobe Illustrator и Adobe Photoshop | 8 | 2 | 6 | Задание |
16 | Итоговое занятие | 14 | 4 | 10 | Самостоятельная работа |
Итоги | 108 | 31 | 77 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
2-й год обучения
Вводное занятие
ТЕОРИЯ. Ознакомление учащихся с планом работы на будущий учебный год: структура и содержание. Инструктаж по технике безопасности.
ПРАКТИКА. Работа с приложениями, документами, папками, ярлыками.
Бесшовный орнамент в Adobe Illustrator
ТЕОРИЯ. Бесшовный орнамент в Adobe Illustrator – сфера применения и технология изготовления.
ПРАКТИКА. Разработка орнаментальных модулей, варианты построений бесшовных орнаментальных композиций. Исполнение нескольких простых бесшовных орнаментов для освоения технологии их изготовления. Создание тематических бесшовных орнаментальных композиций и их исполнение в программе Adobe Illustrator (3 композиции на разные темы).
Изучение программы Adobe Photoshop
ТЕОРИЯ. 2.1.Принципы работы программы Adobe Photoshop. Интерфейс программы. Основные команды. Первое знакомство с интерфейсом. Панель меню, панель инструментов, панель опций, полоса прокрутки, область рисования. Начало работы в программе. Расширение графических файлов. Буфер обмена. Палитра инструментов. Инструмент область выделения (прямоугольная. квадратная, круглая). Инструмент: цвет заливки. Инструмент: цвет фона. Силуэтное рисование в Adobe Illustrator, с последующей заливкой и проработкой текстуры в Adobe Photoshop. Инструменты для рисования в программе Photoshop. Управление палитрой кистей.
ПРАКТИКА. Создание композиции Натюрморт. Совместное использование Adobe Illustrator и Adobe Photoshop. Выполнить живописную композицию с использованием кистей в Adobe Photoshop (творческая работа). Фор-эскиз, работа над эскизом на бумаге, перенос в графический редактор. Выполнить каждый элемент на отдельном слое. Настроить и использование кистей.
Фотоколлаж на основе графического эскиза в Adobe Photoshop
ТЕОРИЯ. Фотоколлаж на основе графического эскиза с наполнением текстурными фотоизображениями в Adobe Photoshop. Инструменты программы: область выделения, кадрирование, перемещение. Эффекты слоя. Слияние слоёв. Команды: трансформирование, копировать, вставить, обесцветить, уровни, цветовой тон, насыщенность.
Цветокоррекция.
ПРАКТИКА. Создать линейный рисунок в Adobe Illustrator с последующим наполнением текстурными фотоизображениями в Adobe Photoshop. Создать линейный эскиз на бумаге, со сканировать, обрисовать в Adobe Illustrator, заполнить текстурными фотоизображениями в Adobe Photoshop.
Разработка эскизов коллекции одежды Совместное использование Adobe Illustrator и Adobe Photoshop
ТЕОРИЯ. Заполнение заливок выбранными текстурами. Совместное использование Adobe Illustrator и Adobe Photoshop. Выбор и обсуждение темы коллекции. Разработка фор- эскизов. Создание эскизов. Сбор фотоматериалов различных текстур.
ПРАКТИКА. Отрисовать отсканированный эскиз в Adobe Illustrator с переносом в Adobe Photoshop. Цветокоррекция. Оформление проекта.
Работа с текстом в Adobe Photoshop
ТЕОРИЯ. Текст в Adobe Photoshop. Понятие модульной сетки: варианты расположения текста и иллюстраций. Применение различных средств, для создания заголовков с имитацией различных материалов. Эффекты слоя, фильтры. Инструмент: текст. Эффекты слоя: обводка, наложение градиента, наложение узора.
ПРАКТИКА. Создать заголовков с имитацией различных материалов: ледяного, огненного, неонового металлического, песочного, из травы из листьев т.д. разработать композицию с использованием текста и иллюстраций: на тему «Что я знаю о…». Выполнить работу с текстовыми смысловыми блоками.
Стилизация упрощение, выделение главного
ТЕОРИЯ. Стилизация животных в стиле флэт (упрощение, выделение главного) в Adobe Illustrator.
ПРАКТИКА. Подобрать фото животных, выполнить эскизы на бумаге, обрисовать эскиз пером в графическом редакторе с минимальным количеством точек на линию.
Логотип
ТЕОРИЯ. Логотип: ознакомление с понятием, функциями, составом.
ПРАКТИКА. Разработать эскиз логотипа на бумаге.
Дизайн плаката
ТЕОРИЯ. Плакат. Виды плакатов. Выразительные средства плаката. Инструменты: область выделения. Команды: копировать, вставить, обесцветить, уровни, цветовой тон, насыщенность. Цветокоррекция. Фильтры программы Photoshop.
ПРАКТИКА. Создать макет плаката в программе Adobe Illustrator и Adobe Photoshop.
Используя
Художественные фильтры (Artistic), фильтры размытие (Blur), фильтры резкость (Sharpen).
Многостраничный макет в Adobe Illustrator
ТЕОРИЯ. Тематический многостраничный макет в Adobe Illustrator с разработкой единой стилистической концепции. Выбор и обсуждение темы проекта.
ПРАКТИКА. Составление интеллектуальной карты, конкретизация информации, выделение главного, разбиение на смысловые блоки. Разработка фор-эскизов. Создание эскизов страниц. Разработка стилевого решения. Работа с иллюстрациями и фотоматериалами. Выстраивание композиций обложек и разворотов. Работа с текстом и изображениями.
Разработка персонажей с последующим созданием комикса либо сюжетной композиции
ТЕОРИЯ. Разработка персонажей: создание анкеты - инфографики на каждого персонажа. Эскизы, работа над различием характерных особенностей персонажей, изучение характерных особенностей различных социальных групп. Описание главных героев (история жизни, характеры, особенности поведения и внешности)
ПРАКТИКА. Комикс либо сюжетная композиция. Прорисовка действующих лиц, включая уникальные вещи и эмоции. Создать анкету-инфографику на каждого персонажа: черты характера, особенности поведения, мечты, сильные слабые стороны пишем текстом и располагаем смысловыми блоками с визуальным рядом.
Коллаж в Adobe Photoshop
ТЕОРИЯ. Технология работы над коллажем в Adobe Photoshop. Инструменты выделения, работа с масками слоя, инструменты коррекции и фильтры в Adobe Photoshop.
ПРАКТИКА. Выполнить коллаж «Сюрреализм». Разработка идеи, сбор фотоматериалов. Приведение композиции к цветовому и тоновому единству. Создание настроения в композиции.
стиля.
Корпоративный стиль
ТЕОРИЯ. Понятие корпоративного стиля, виды, состав. Создание корпоративного
ПРАКТИКА. Разработать корпоративный стиль на тему «Кофейня» или
«Зоомагазин».
Инфографика
ТЕОРИЯ. Инфографика — понятие, цели, средства, способы применения.
ПРАКТИКА. Создать макет тематической инфографики.
Многостраничный макет в Adobe Illustrator и Adobe Photoshop
ТЕОРИЯ. Обсуждение темы проекта. Работа с информацией: составление интелект- карт, конкретизация информации, выделение главного, разбиение на смысловые блоки.
ПРАКТИКА. Создать многостраничный макет в Adobe Illustrator и Adobe Photoshop с разработкой стилевого решения.
Итоговое занятие.
ПРАКТИКА. Проведение самостоятельной работы:
Вариант 1. Тематическое многостраничное полиграфическое, либо веб, издание.
Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция.
Вариант 3. Корпоративный стиль.
Вариант 4. Объектный дизайн: графическая презентация коллекции одежды; дизайна интерьера, мебели, посуды, транспорта и т.д.
Этапы создания итоговой работы:
Выбор и обсуждение темы проекта. Работа с референсными изображениями. Разработка фор эскизов; работа над эскизом, перенос его на компьютер, отрисовка эскиза в графическом редакторе, работа с цветом, итоговое оформление проекта.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Промежуточный контроль В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться просмотры текущих аудиторных работ и комплекта самостоятельных домашних заданий по пройденной теме. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в виде просмотров аудиторных и самостоятельных домашних работ обучающихся.
Формы и содержание итоговых занятий:
Итоговый контроль по завершении каждого года обучения предусматривает: Проведение контрольной работы в программах Adobe Illustrator и Adobe Photoshop:
составление интеллектуальной карты,
конкретизация информации, и выделение главного, разбиение на смысловые блоки.
разработка фор-эскизов
создание эскизов страниц
разработка стилевого решения
работа с иллюстрациями и фотоматериалами
выстраивание композиций обложек и разворотов
работа с текстом и изображениями
Осуществление устного контроля:
опрос по инструментам программ;
уметь объяснять в чем разница программ, и для чего нужна каждая;
объяснить, почему для создания какого-либо своего творческого проекта была выбрана та, или иная программа.
По завершении всего курса обучения итоговый контроль предусматривает: Самостоятельную работу:
Создать по выбранной теме комикс с векторными объектами, создать для каждого персонажа анкету, выполнить отбор и обработку фотографий, шрифт, выдержать единую стилистику.
Устный итоговый контроль:
ознакомление с панелью инструментов, дать им точное определение;
беседа с педагогом по содержанию выбранной темы, выбранной стилистики;
рассказать поэтапное выполнение творческой работы, презентовать свой проект
представление самостоятельной творческой работы по одной из пройденных тем (результат проектной деятельности). Разбор, и оценка.
Критерии оценки учебных результатов программы:
0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – содержание задания не осознано, продукт неадекватен заданию;
2 балла – допущены серьезные ошибки логического и фактического характера, выводы отсутствуют;
3 балла – задание выполнено отчасти, допущены ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы;
4 балла – задание в целом выполнено, но допущены одна-две незначительных ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы;
5 баллов – задание выполнено, сделаны в целом корректные выводы.
Способы фиксации учебных результатов программы:
Многокомпонентность системы оценивания определяет целесообразность фиксации и хранения результатов деятельности учащихся в процессе обучения в виде портфолио обучающегося.
Методы выявления результатов воспитания и развития:
Основные принципы выявления результатов воспитания и развития обучающихся:
принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и развития обучающихся;
принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирован на исследование эффективности процесса воспитания и развития обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе выявления результатов воспитания и развития;
принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и развитие обучающихся;
принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и развития обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Используются следующие виды опроса:
анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между педагогом и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и развития обучающихся. В ходе интервью педагог не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между педагогом и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и развития обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение - описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
включённое наблюдение - наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
узкоспециальное наблюдение - направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и развития обучающихся.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы Методическое обеспечение программы
Разработки уроков Adobe Illustrator и Adobe Photoshop.
Подборка фотографий для выполнения упражнений по темам.
Примеры упражнений по темам.
Техническое оснащение.
Занятия по данной программе необходимо проводить в специально оборудованном компьютерном классе (Класс IBM-совместимых персональных компьютеров / Windows). На каждом компьютере должно быть установлено следующее программное обеспечение: CorelDRAW, Adobe Photoshop, ACD See. Каждый учащийся должен иметь индивидуальное место работы.
Средства обеспечения дисциплины:
Adobe Illustrator Adobe PhotoShop
Дидактические материалы Схема «Палитра инструментов программы Adobe Illustrator.
Таблица «Интерфейс программы Adobe Illustrator».
Клип-арты по темам («Люди», «Фоновые текстуры», «Путешествия»,
«Праздники» и др.)
Схема «Палитра инструментов программы Abode Photoshop».
Таблица «Интерфейс программы Abode Photoshop».
Таблица «Фильтры программы Abode Photoshop».
Подборка карточек «Цветы» (10 штук).
Подборка карточек «Деревья» (10 штук).
Репродукции.
Рисунки.
Технологические карты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагога и обучающихся
Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Основы информатики и ВТ. – М.: Просвещение , 2018.
Бурлаков М. CorelDRAW X4. – БХВ-Петербург 2018.
Горячев А.В. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2018.
Демидов А.Г., Грохульская Н.Л. Занятия в компьютерном классе: гигиенические требования. Методические рекомендации. – Екатеринбург: Уральский Государственный Педагогический Университет, 2018.
Джон Лунд, Памела Пфиффнер. Основы композиции в Photoshop с Джоном Лундом. ООО Издательство Вильямс 2017.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 344 с.
Каймин В.А. Информатика: учебное пособие и сборник задач с решениями. М.: Бридж , 2017.
Карасёва Э.В. Ретушь в растровом редакторе Photoshop. Новая жизнь старых фотографий. – М.: ООО АСТ: НТ Пресс, 2017.
Карасѐва Э.В., Чумаченко И.Н.. Шаг за шагом. Photoshop CS 2. – М.: ООО АСТ: НТ Пресс, 2017.
Макарова В. Подарки своими руками с CorelDRAW и Photoshop. – БХВ Петербург 2018.
Обручев В. Adobe Photoshop CS6. Официальный учебный курс. – М.: Эксмо 2017 г.
Тайц А.М., ТайцА.А. CorelDRAW 11. — СПб.: БХВ-Петербург, 2018. 1
3. Уорд Эл. Творческая обработка фотографий в Photoshop. – М., 2019.
Электронные ресурсы
Курс Photoshop для начинающих Веб-дизайнеров. - URL: https://beonmax.com/courses/photoshop/
Online курс по обработке фотографий – Phoptoshop и Lightroom. - URL: http://whiteonline.moscow/
Сайт собирает со всего интернета уроки Photoshop на русском языке. - URL: https://www.photoshop.demiart.ru
Инструкции по созданию текстовых эффектов, дизайну, фотообработке, эффектов для фото, полезные видеоуроки. - URL: https://www.psand.ru
Уроки фотошопа для начинающих - URL: https://www.vse-kusy.com