Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №4 от 30 марта 2023 года | Согласована на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 от 30 марта 2023 г. | | | | |
Дополнительная обЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа
«ГРАФИЧЕСКИЙ дизайн, КАК СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | техническая |
Форма обучения | очная |
Срок реализации | 1 год |
Возраст обучающихся | 55+ |
Бойкова Надежда Васильевна,
педагог дополнительного образования
г. Салехард, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Графический дизайн, как современное искусство» технической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.
Данная программа является результатом комбинации разных учебных пособий и личной практики. Именно благодаря этому была выработана легкоусвояемая программа для изучения японского языка. Которая модернизировано под с учетом местных условий.
Актуальность программы
В настоящее время образование становится все более значимым и актуальным для развития общества. Современное образование представляет собой развивающуюся систему, которая готовит учащегося, способного к творческому преобразованию мира. Мир техники и взаимоотношений становится все более сложным, а образование должно быть таким, чтобы человек смог не только чувствовать себя комфортно в этом мире, но и быть активным созидателем и творцом.
Знакомство c пакетом Adobe и CorelDRAW и другими графическими программами. А так же освоение обучающимися различных функций программ. Практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. В основу программы положена эффективная методика обучения дизайнеров. Последовательно, в виде уроков рассмотрены основные инструменты, технологии и приемы обработки изображений. Обучение деловому применению компьютера для осуществления поставленных учениками задач. За время освоения компьютерной графики обучающиеся получают знания о многообразии функций и действий графических редакторов, а также умения работать и с цифровыми изображениями. Содержание программы направлено на освоение различных функций и действий графических редакторов, ознакомление с программами на реальных примерах.
Первый год рассчитан на изучение программы освоение основных инструментальных функций графических пакетов Illustrator, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, PhotoShop, Page Maker; MS Publisher, InDesign, Tilda, CorelDraw, PowToon и других.
Второй год посвящен повышению уровня в работе с графическими пакетами Illustrator, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, PhotoShop, Page Maker; MS Publisher, InDesign, Tilda, CorelDraw, PowToon и других, и творческим заданиям с использованием знаний графических программ, изучаемых ранее.
Важной особенностью освоения данной образовательной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области информатика.
Ее задачи иные:
- развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся;
- воспитание правильных моделей деятельности в областях применения растровой и векторной компьютерной графики;
- профессиональная ориентация.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность реализация данной программы позволяет приобщить обучающихся к богатейшей истории книг, опыту издательского дела, накопленному человечеством за тысячелетия, ознакомиться с лучшими образцами в истории книжного дела, современными достижениями в области иллюстрации, техническими возможностями полиграфии. Особое внимание в программе уделяется организации проектной деятельности, когда в процессе обучения обучающиеся учатся генерировать оригинальные идеи, ставить перед собой цели и задачи, планировать процесс работы, достигать результата, используя традиционные изобразительные средства и современные компьютерные технологии применять полученные навыки в различных сферах жизни. Программа включает в себя: основы истории и теория дизайна, проектная деятельность, материаловедение и макетирование. Приобщение обучающихся к изучению книжного наследия и его участие в создании авторских проектов делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития.
Специфика программы позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Занятие в графических программах помогает обучающимся обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн - проекта. Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе. Формирем самодостаточное проявление своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник художественных навыков (графики, росписи по ткани, по дереву, изучение формальной композиции, цветоведении), а также векторной и растровой графики при выполнении индивидуальных заданий.
Обучающиеся приобретают необходимые навыки, как для простой обработки фотографии, так и создания собственной визитки, плаката, коллажа, презентации, анимированного рисунка. Кроме того, они познают изнутри труд художника – графика, что помогает им определиться с профессиональной сферой деятельности на будущее.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в том, что: используется разностороннее применение ИКТ в процессе обучения. Основа – использование современных цифровых технологий.
Также особенностью программы является и интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, информатика что является средством разностороннего развития способностей обучающихся. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого учащегося);
- природосообразности (учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации; - сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Программа разработана для обучающихся с целью повышения интереса к изобразительному искусству, информационным технологиям, развитию творческого потенциала, а также с целью выявления дальнейшего профессионального интереса среди обучающихся.
Эта программа прямо связана с выбором каждого учащегося и того содержания образования, которое отражает его интересы. Именно к программам такого типа относится данная программа которая создавалась для повышения интереса учащегося к изобразительному искусству, мира графики, декоративно-прикладного искусства, мира векторной и растровой графики, которая дает обучающимся возможность познакомиться с приемами работы художника-дизайнера.
Организационные условия реализации программы
Возраст обучающихся: 55 +.
Наполняемость группы –15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа (72 часа в год).
Продолжительность учебного часа - 40 минут.
Форма обучения: очная
Уровень освоения программы: базовый
Язык обучения: русский
Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.
Главные аспекты:
Развитие визуального творчества обучающихся.
Использование форм обучения, включающих обучающихся в творческое проектирование и изобретательство – самостоятельно действовать и создавать.
Новый подход в изучении графических пакетов Illustrator, PhotoShop, InDisign, и CorelDraw
Применение новых методов в создании макетов с применением графических элементов
Усовершенствованный подход создания графических объектов в графических пакетов Illustrator, PhotoShop, InDisign, и CorelDraw
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цели программы:
Цель программы – создание условий для развития творческих способностей обучающихся и содействие в приобретении ими специальных знаний и умений посредством обучения издательскому делу.
- овладение базовыми знаниями графических программ для создания и редактирования растрового и векторного изображения.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных ,творческих и креативных способностей на основе знаний графических программ.
Задачи программы:
Обучающие:
- изучение основ журналистского мастерства;
- получение знаний и умений по созданию печатной продукции;
- освоение обучающимися современных информационных технологий.
Развивающие:
- развитие умений решать проблемы действительности коллективно, выступая в разных социальных ролях;
- развитие креативности обучающихся, их творческой индивидуальности;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Познавательные:
- вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;
- развитие интереса к изучению дисциплин гуманитарного цикла;
- изучение программ: Microsoft Word; Microsoft PowerPoint, PhotoShop; Page Maker; MS Publisher, InDesign, Tilda, CorelDraw , PowToon и других.
Воспитательные:
- формирование профессиональных этических качеств журналиста;
- формирование активной жизненной позиции журналиста, его духовно-нравственных и гражданских качеств личности;
- формирование потребности в самообразовании.
Практико-деятельностные:
- развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, работы в редакционном коллективе;
- формирование имиджа молодежной прессы;
- включение обучающихся в проектную деятельность;
- проектирование индивидуального маршрута развития.
Мотивационные:
- создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности.
Социально-педагогические:
- формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и издательскому делу;
- развитие ученического самоуправления;
- формирование социально-гибкой, инициативной личности, готовой к новым преобразованиям в обществе.
Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности обучающихся, развитие их творческих способностей. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется проектная и игровая форма организации деятельности обучающихся, коллективные способы работы, и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения.
Формы и методы занятий:
- теоретические занятия: лекции, летучки, диспуты, мастер-классы, конференции, демонстрация-объяснение и т.д.
- практические занятия: мастер-классы, интерактив, изготовление печатной продукции (газета, буклеты, медиахолдинг), создание лонгридов, презентаций, выезд на экскурсии.
Формы организации образовательной деятельности
Для сознательного и прочного усвоения материала, развития творческой активности и изобретательности, для укрепления общего здоровья, развития эмоционального восприятия могут использоваться следующие формы работы:
основная форма – комплексное групповое учебное занятие, предусматриваются следующие виды занятий: практическая работа, самостоятельные и контрольные работы;
вспомогательные формы – участие в тематики урока, показательных выступлениях, участие в творческих фестивалях, Вспомогательные формы работы позволяют учащимся применить полученные на основных формах работы знания и навыки.
Планируемые результаты
Обучающийся должен овладеть следующими навыками и умениями.
Предметные результаты освоения программы.
- самостоятельная работа обучающихся программах: Текстовый редактор Microsoft Word; MS PhotoEditor, PhotoShop; CorelDraw, Page Maker, Indesign, MS Publisher; PowToon, Tilda, Microsoft PowerPoint, Wix.com и др.;
Личностные результаты освоения программы.
наличие интереса к издательскому делу;
наличие целеустремленности в освоении программ.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
наличие у обучающихся умения отвечать на вопрос: какая программа для какой работы подходит больше всего, грамотно и поэтапно объяснять как выполнить поставленную задачу в программах.
наличие умения ориентироваться в различных источниках информации и интерпретировать информацию
Регулятивные:
наличие умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
наличие умения контролировать себя в ходе выполнения различных видов деятельности в рамках учебного процесса;
наличие умения выполнять деятельность по образцу – составлять дизайн макета разных печатных продукций, создавать собственные векторные элементы.
Коммуникативные:
наличие умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и педагогом в процессе составления макетов, и комбинировании в нем текста и изображения в пределах пройденной тематики.
Учебно-тематический план
| Тема занятий | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности и правилам безопасности | 1 | 1 | | Опрос |
2 | Введение в издательскую деятельность | 12 | 6 | 6 | Контрольная работа |
3 | Подготовка текстовых материалов | 10 | 5 | 5 | Задание |
4 | Подготовка растровых графических материалов | 17 | 7 | 10 | Практическая работа |
5 | Создание мелкой печатной продукции в программах Page Maker, Microsoft Publisher, Indesign, Power Point | 16 | 4 | 12 | Тест + Практическая работа |
6 | Векторная графика. Композиция в полиграфии | 15 | 3 | 12 | Практическая работа |
7 | Итоговое занятие | 1 | | 2 | Тест |
Итоги | 72 | 26 | 46 | |
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.
Инструктаж по технике безопасности и правилам безопасности.
Практика: Анкетирование, собеседование.
Тема 2. Введение в издательскую деятельность
Теория: История книги. Общие сведения о работе с персональным компьютером. Обзор
программных средств издательства.
Практика: Семинары по темам:
Возникновение и развитие печати. Первые типографии в Москве и Петербурге. Базовая
терминология издательского дела. Современное издательское дело.
Тема 3. Подготовка текстовых материалов
Теория: Структура документа. Свойства текста, абзаца, страницы, документа. Правила
набора текстов. Правила оформления документов.
Практика: Использование систем оптического распознавании символов.
Конвертирование текстовых файлов. Подготовка таблиц. Редактирование текстов. Написание и оформление доклада, реферата. Представление работ.
Тема 4. Подготовка растровых графических материалов
Теория: Растровое представление графической информации. Ретушь. Масштабирование
изображения. Многослойная растровая графика. Тоновая коррекция. Цветовые модели.
Цветокоррекция. Виды монтажа.
Практика: Методы ретуширования. Трансформация слоев для монтажа. Создание
текстур, растровые фильтры. Проектирование творческой работы.
Тема 5. Создание мелкой печатной продукции в программах Page Maker, Microsoft Publisher, Indesign, Power Point
Теория: История печатной продукции. Знакомство с программами Page Maker, Microsoft Publisher, Indesign, Power Point.
Практика: Работа над созданием флаера, пригласительного билета, конверта в программах Page Maker, Microsoft Publisher, Indesign, Power Point.
Тема 6. Векторная графика. Композиция в полиграфии
Теория: Кривые (контуры) Безье. Сложная деформация векторных изображений.
Композиция в полиграфии. Афиши Альфонса Мухи, Тулуза Лотрека. Плакатная
живопись СССР.
Практика: Создание и редактирование контуров. Изменение атрибутов контура.
Трансформация контура. Создание комбинированных объектов. Создание групп перетекания и градиентов. Работа над созданием открытки, афиши.
Тема 7. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов года.
Практика: Проведение конференции, круглого стола, выставки-презентации работ
обучающихся.
К концу обучения обучающиеся будут:
• иметь знания в области истории возникновения книги;
• уметь подготавливать текстовые и графические материалы;
• иметь знания по основам векторной графики;
• иметь представление о композиции в полиграфии;
• уметь правильно оформлять доклад, реферат; создавать мелкую печатную
продукцию (флаер, пригласительный билет, конверт), открытку, афишу.
Способы фиксации учебных результатов программы:
Многокомпонентность системы оценивания определяет целесообразность фиксации и хранения результатов деятельности обучающихся в процессе обучения в виде портфолио обучающегося.
Методы выявления результатов воспитания и развития:
Основные принципы выявления результатов воспитания и развития обучающихся:
- принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и развития обучающихся;
- принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирован на исследование эффективности процесса воспитания и развития обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
- принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе выявления результатов воспитания и развития;
- принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и развитие обучающихся;
- принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и развития обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Используются следующие виды опроса:
анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между педагогом и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и развития обучающихся. В ходе интервью педагог не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между педагогом и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и развития обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение - описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
включённое наблюдение - наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
узкоспециальное наблюдение - направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и развития обучающихся.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
Обеспечение реализации программы возможно при наличии:
- дидактического материала (наглядного, методической, специальной литературы,
набора упражнений, игр);
- материально-технического обеспечения (компьютеры, принтер);
аудиовизуальных средств.
Реализация образовательной программы возможна в условиях дополнительного общеобразовательного учреждения. Практические занятия по освоению издательских программ InDesign, программ по обработке изображений Adobe Photoshop, Adobe Illustrator будут проводится в компьютерных классах.
Материально- техническое обеспечение реализации образовательной программы:
• Сведения о помещении: доска, компьютер, принтер, резак;
• Возможность проведения занятий в компьютерном классе, оснащенном компьютерами
с установленной программой InDesign CS2 (CS3), Adobe Photoshop CS2 (CS3), Adobe
Illustrator CS2 (CS3).
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.);
• наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдения, показ педагога,
работа по образцу и т.д.);
• практический (тренинг, упражнения, и т.д.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный;
• частично-поисковый;
• исследовательский;
Формы организации деятельности обучающихся:
• фронтальная – одновременная работа всех обучающихся;
• коллективная – организация проблемно- поискового или творческого
взаимодействия;
• групповая – организация работы по малым группам;
• в парах - организация работы по парам;
• индивидуальная.
Приемы:
• игры;
• упражнения;
• решение проблемных ситуаций;
• диалог;
• беседа.
Формы подведения итогов: выставки, презентации, конференции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
а) Список литературы для педагога:
Глухов А. «В лето 1037…» - М., 2021.
Мартынов П. Н. Полвека в мире книг. – М., 2022
Немировский Е. А., Горбачевский Б. Н. Рождение книги. – М., 2022.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 2018.
Самолетов С. Как делается газета. – С-Пб., 2021.
Шилов Ф. Г. Записки старого книжника. – М., 2021.
б) Список литературы для обучающихся:
Голуб И. В. Упражнения по стилистке русского языка: Учебные пособия для вузов. – М., 2021.
Дуванов А. А. Рисуем на компьютере. Практикум. – С-Пб., 2021.
Развивайте дар слова: Факультатив «Теория и практика сочинений разных жанров»: Пособие для обучающихся / Ю. И. Равенский, П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова и др.; Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М., 2021.