СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Графический дизайн, как современное искусство»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа «Графический дизайн, как современное искусство»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Графический дизайн, как современное искусство»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 30 марта 2023 года


Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 30 марта 2023 г.










Дополнительная обЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа

«ГРАФИЧЕСКИЙ дизайн, КАК СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО»




Вид программы

модифицированная

Направленность

техническая

Форма обучения

очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

55+







Бойкова Надежда Васильевна,

педагог дополнительного образования








г. Салехард, 2023 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Графический дизайн, как современное искусство» технической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Данная программа является результатом комбинации разных учебных пособий и личной практики. Именно благодаря этому была выработана легкоусвояемая программа для изучения японского языка. Которая модернизировано под с учетом местных условий.


Актуальность программы

В настоящее время образование становится все более значимым и актуальным для развития общества. Современное образование представляет собой развивающуюся систему, которая готовит учащегося, способного к творческому преобразованию мира. Мир техники и взаимоотношений становится все более сложным, а образование должно быть таким, чтобы человек смог не только чувствовать себя комфортно в этом мире, но и быть активным созидателем и творцом.

Знакомство c пакетом Adobe и CorelDRAW и другими графическими программами. А так же освоение обучающимися различных функций программ. Практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. В основу программы положена эффективная методика обучения дизайнеров. Последовательно, в виде уроков рассмотрены основные инструменты, технологии и приемы обработки изображений. Обучение деловому применению компьютера для осуществления поставленных учениками задач. За время освоения компьютерной графики обучающиеся получают знания о многообразии функций и действий графических редакторов, а также умения работать и с цифровыми изображениями. Содержание программы направлено на освоение различных функций и действий графических редакторов, ознакомление с программами на реальных примерах.

Первый год рассчитан на изучение программы освоение основных инструментальных функций графических пакетов Illustrator, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, PhotoShop, Page Maker; MS Publisher, InDesign, Tilda, CorelDraw, PowToon и других.

Второй год посвящен повышению уровня в работе с графическими пакетами Illustrator, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, PhotoShop, Page Maker; MS Publisher, InDesign, Tilda, CorelDraw, PowToon и других, и творческим заданиям с использованием знаний графических программ, изучаемых ранее.


Важной особенностью освоения данной образовательной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области информатика.
Ее задачи иные:

- развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся;

- воспитание правильных моделей деятельности в областях применения растровой и векторной компьютерной графики;

- профессиональная ориентация.


Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность реализация данной программы позволяет приобщить обучающихся к богатейшей истории книг, опыту издательского дела, накопленному человечеством за тысячелетия, ознакомиться с лучшими образцами в истории книжного дела, современными достижениями в области иллюстрации, техническими возможностями полиграфии. Особое внимание в программе уделяется организации проектной деятельности, когда в процессе обучения обучающиеся учатся генерировать оригинальные идеи, ставить перед собой цели и задачи, планировать процесс работы, достигать результата, используя традиционные изобразительные средства и современные компьютерные технологии применять полученные навыки в различных сферах жизни. Программа включает в себя: основы истории и теория дизайна, проектная деятельность, материаловедение и макетирование. Приобщение обучающихся к изучению книжного наследия и его участие в создании авторских проектов делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития.

Специфика программы позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Занятие в графических программах помогает обучающимся обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.

Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн - проекта. Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе. Формирем самодостаточное проявление своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник художественных навыков (графики, росписи по ткани, по дереву, изучение формальной композиции, цветоведении), а также векторной и растровой графики при выполнении индивидуальных заданий.

Обучающиеся приобретают необходимые навыки, как для простой обработки фотографии, так и создания собственной визитки, плаката, коллажа, презентации, анимированного рисунка. Кроме того, они познают изнутри труд художника – графика, что помогает им определиться с профессиональной сферой деятельности на будущее.


Отличительные особенности программы

Отличительные особенности программы заключаются в том, что: используется разностороннее применение ИКТ в процессе обучения. Основа – использование современных цифровых технологий.

Также особенностью программы является и интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, информатика что является средством разностороннего развития способностей обучающихся. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого учащегося);

- природосообразности (учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации; - сотрудничества и ответственности;

- сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

- систематичности, последовательности и наглядности обучения.


Программа разработана для обучающихся с целью повышения интереса к изобразительному искусству, информационным технологиям, развитию творческого потенциала, а также с целью выявления дальнейшего профессионального интереса среди обучающихся.

Эта программа прямо связана с выбором каждого учащегося и того содержания образования, которое отражает его интересы. Именно к программам такого типа относится данная программа которая создавалась для повышения интереса учащегося к изобразительному искусству, мира графики, декоративно-прикладного искусства, мира векторной и растровой графики, которая дает обучающимся возможность познакомиться с приемами работы художника-дизайнера.

Организационные условия реализации программы

Возраст обучающихся: 55 +.

Наполняемость группы –15 человек.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа (72 часа в год).

Продолжительность учебного часа - 40 минут.

Форма обучения: очная

Уровень освоения программы: базовый

Язык обучения: русский

Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.


Главные аспекты:

  • Развитие визуального творчества обучающихся.

  • Использование форм обучения, включающих обучающихся в творческое проектирование и изобретательство – самостоятельно действовать и создавать.

  • Новый подход в изучении графических пакетов Illustrator, PhotoShop, InDisign, и CorelDraw

  • Применение новых методов в создании макетов с применением графических элементов

  • Усовершенствованный подход создания графических объектов в графических пакетов Illustrator, PhotoShop, InDisign, и CorelDraw





ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Цели программы:

Цель программы – создание условий для развития творческих способностей обучающихся и содействие в приобретении ими специальных знаний и умений посредством обучения издательскому делу.

- овладение базовыми знаниями графических программ для создания и редактирования растрового и векторного изображения.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных ,творческих и креативных способностей на основе знаний графических программ.


Задачи программы:

Обучающие:

- изучение основ журналистского мастерства;

- получение знаний и умений по созданию печатной продукции;

- освоение обучающимися современных информационных технологий.


Развивающие:

- развитие умений решать проблемы действительности коллективно, выступая в разных социальных ролях;

- развитие креативности обучающихся, их творческой индивидуальности;

- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.


Познавательные:

- вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

- развитие интереса к изучению дисциплин гуманитарного цикла;

- изучение программ: Microsoft Word; Microsoft PowerPoint, PhotoShop; Page Maker; MS Publisher,  InDesign, Tilda, CorelDraw , PowToon и других.


Воспитательные:

- формирование профессиональных этических качеств журналиста;

- формирование активной жизненной позиции журналиста, его духовно-нравственных и гражданских качеств личности;

- формирование потребности в самообразовании.


Практико-деятельностные:

- развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, работы в редакционном коллективе;

- формирование имиджа молодежной прессы;

- включение обучающихся в проектную деятельность;

- проектирование индивидуального маршрута развития.


Мотивационные:

- создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности.


Социально-педагогические:

- формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и издательскому делу;

- развитие ученического самоуправления;

- формирование социально-гибкой, инициативной личности, готовой к новым преобразованиям в обществе.


Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности обучающихся, развитие их творческих способностей. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется проектная и игровая форма организации деятельности обучающихся, коллективные способы работы, и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения.

Формы и методы занятий:

- теоретические занятия: лекции, летучки, диспуты, мастер-классы, конференции, демонстрация-объяснение и т.д.

- практические занятия: мастер-классы, интерактив, изготовление печатной продукции (газета, буклеты, медиахолдинг), создание лонгридов, презентаций, выезд на экскурсии.

Формы организации образовательной деятельности

Для сознательного и прочного усвоения материала, развития творческой активности и изобретательности, для укрепления общего здоровья, развития эмоционального восприятия могут использоваться следующие формы работы:

  • основная форма – комплексное групповое учебное занятие, предусматриваются следующие виды занятий: практическая работа, самостоятельные и контрольные работы;

  • вспомогательные формы – участие в тематики урока, показательных выступлениях, участие в творческих фестивалях, Вспомогательные формы работы позволяют учащимся применить полученные на основных формах работы знания и навыки.



Планируемые результаты

Обучающийся должен овладеть следующими навыками и умениями.

Предметные результаты освоения программы.

- самостоятельная работа обучающихся программах: Текстовый редактор Microsoft Word; MS PhotoEditor, PhotoShop; CorelDraw, Page Maker, Indesign, MS Publisher; PowToon, Tilda, Microsoft PowerPoint, Wix.com и др.;


Личностные результаты освоения программы.

  • наличие интереса к издательскому делу;

  • наличие целеустремленности в освоении программ.


Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • наличие у обучающихся умения отвечать на вопрос: какая программа для какой работы подходит больше всего, грамотно и поэтапно объяснять как выполнить поставленную задачу в программах.

  • наличие умения ориентироваться в различных источниках информации и интерпретировать информацию


Регулятивные:

  • наличие умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • наличие умения контролировать себя в ходе выполнения различных видов деятельности в рамках учебного процесса;

  • наличие умения выполнять деятельность по образцу – составлять дизайн макета разных печатных продукций, создавать собственные векторные элементы.


Коммуникативные:

  • наличие умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и педагогом в процессе составления макетов, и комбинировании в нем текста и изображения в пределах пройденной тематики.



Учебно-тематический план



п/п


Тема занятий

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Инструктаж по

технике безопасности и правилам

безопасности

1

1


Опрос

2

Введение в издательскую

деятельность

12

6


6

Контрольная работа

3

Подготовка текстовых материалов

10

5

5

Задание

4

Подготовка растровых

графических материалов

17

7

10

Практическая

работа

5

Создание мелкой печатной

продукции в программах Page Maker, Microsoft Publisher, Indesign, Power Point

16

4

12

Тест +

Практическая

работа

6

Векторная графика. Композиция в полиграфии

15

3

12

Практическая

работа

7

Итоговое занятие

1


2

Тест

Итоги

72

26

46





СОДЕРЖАНИЕ


1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

Инструктаж по технике безопасности и правилам безопасности.

Практика: Анкетирование, собеседование.


Тема 2. Введение в издательскую деятельность

Теория: История книги. Общие сведения о работе с персональным компьютером. Обзор

программных средств издательства.

Практика: Семинары по темам:

Возникновение и развитие печати. Первые типографии в Москве и Петербурге. Базовая

терминология издательского дела. Современное издательское дело.


Тема 3. Подготовка текстовых материалов

Теория: Структура документа. Свойства текста, абзаца, страницы, документа. Правила

набора текстов. Правила оформления документов.

Практика: Использование систем оптического распознавании символов.

Конвертирование текстовых файлов. Подготовка таблиц. Редактирование текстов. Написание и оформление доклада, реферата. Представление работ.


Тема 4. Подготовка растровых графических материалов

Теория: Растровое представление графической информации. Ретушь. Масштабирование

изображения. Многослойная растровая графика. Тоновая коррекция. Цветовые модели.

Цветокоррекция. Виды монтажа.

Практика: Методы ретуширования. Трансформация слоев для монтажа. Создание

текстур, растровые фильтры. Проектирование творческой работы.


Тема 5. Создание мелкой печатной продукции в программах Page Maker, Microsoft Publisher, Indesign, Power Point

Теория: История печатной продукции. Знакомство с программами Page Maker, Microsoft Publisher, Indesign, Power Point.

Практика: Работа над созданием флаера, пригласительного билета, конверта в программах Page Maker, Microsoft Publisher, Indesign, Power Point.


Тема 6. Векторная графика. Композиция в полиграфии

Теория: Кривые (контуры) Безье. Сложная деформация векторных изображений.

Композиция в полиграфии. Афиши Альфонса Мухи, Тулуза Лотрека. Плакатная

живопись СССР.

Практика: Создание и редактирование контуров. Изменение атрибутов контура.

Трансформация контура. Создание комбинированных объектов. Создание групп перетекания и градиентов. Работа над созданием открытки, афиши.


Тема 7. Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов года.

Практика: Проведение конференции, круглого стола, выставки-презентации работ

обучающихся.


К концу обучения обучающиеся будут:

• иметь знания в области истории возникновения книги;

• уметь подготавливать текстовые и графические материалы;

• иметь знания по основам векторной графики;

• иметь представление о композиции в полиграфии;

• уметь правильно оформлять доклад, реферат; создавать мелкую печатную

продукцию (флаер, пригласительный билет, конверт), открытку, афишу.

Способы фиксации учебных результатов программы:

Многокомпонентность системы оценивания определяет целесообразность фиксации и хранения результатов деятельности обучающихся в процессе обучения в виде портфолио обучающегося.


Методы выявления результатов воспитания и развития:


Основные принципы выявления результатов воспитания и развития обучающихся:

- принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и развития обучающихся;

- принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирован на исследование эффективности процесса воспитания и развития обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

- принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе выявления результатов воспитания и развития;

- принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и развитие обучающихся;

- принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и развития обучающихся предусматривает использование следующих методов:


Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Используются следующие виды опроса:

  • анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

  • интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между педагогом и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и развития обучающихся. В ходе интервью педагог не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

  • беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между педагогом и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и развития обучающихся.


Психолого-педагогическое наблюдение - описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

  • включённое наблюдение - наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

  • узкоспециальное наблюдение - направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и развития обучающихся.



ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы

Методическое обеспечение программы


Обеспечение реализации программы возможно при наличии:

- дидактического материала (наглядного, методической, специальной литературы,

набора упражнений, игр);

- материально-технического обеспечения (компьютеры, принтер);

аудиовизуальных средств.

Реализация образовательной программы возможна в условиях дополнительного общеобразовательного учреждения. Практические занятия по освоению издательских программ InDesign, программ по обработке изображений Adobe Photoshop, Adobe Illustrator будут проводится в компьютерных классах.


Материально- техническое обеспечение реализации образовательной программы:

• Сведения о помещении: доска, компьютер, принтер, резак;

• Возможность проведения занятий в компьютерном классе, оснащенном компьютерами

с установленной программой InDesign CS2 (CS3), Adobe Photoshop CS2 (CS3), Adobe

Illustrator CS2 (CS3).


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.);

• наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдения, показ педагога,

работа по образцу и т.д.);

• практический (тренинг, упражнения, и т.д.).


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

• объяснительно-иллюстративный;

• репродуктивный;

• частично-поисковый;

• исследовательский;


Формы организации деятельности обучающихся:

• фронтальная – одновременная работа всех обучающихся;

• коллективная – организация проблемно- поискового или творческого

взаимодействия;

• групповая – организация работы по малым группам;

• в парах - организация работы по парам;

• индивидуальная.


Приемы:

• игры;

• упражнения;

• решение проблемных ситуаций;

• диалог;

• беседа.


Формы подведения итогов: выставки, презентации, конференции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


а) Список литературы для педагога:

  1. Глухов А. «В лето 1037…» - М., 2021.

  2. Мартынов П. Н. Полвека в мире книг. – М., 2022

  3. Немировский Е. А., Горбачевский Б. Н. Рождение книги. – М., 2022.

  4. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 2018.

  5. Самолетов С. Как делается газета. – С-Пб., 2021.

  6. Шилов Ф. Г. Записки старого книжника. – М., 2021.


б) Список литературы для обучающихся:

  1. Голуб И. В. Упражнения по стилистке русского языка: Учебные пособия для вузов. – М., 2021.

  2. Дуванов А. А. Рисуем на компьютере. Практикум. – С-Пб., 2021.

  3. Развивайте дар слова: Факультатив «Теория и практика сочинений разных жанров»: Пособие для обучающихся / Ю. И. Равенский, П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова и др.; Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М., 2021.