Управление образования Администрации
Большесолдатского района Курской области
Муниципальное казенное общеобразовательная учреждение
« Любимовская средняя общеобразовательная школа»
|
Принята Решением педагогического совета МКОУ «Любимовская СОШ» от «30» августа 2024 г Протокол № 1 | Утверждаю Директор МКОУ «Любимовская СОШ» _________________ В.И. Алтухов Приказ от «30» августа 2024 г № 46/3 |
Дополнительная общеразвивающая программа стественно- научной направленности (центра естественно-научной и технологической направленности «Точка Роста») «Исследовательская биология» на 2024-2025 учебный год Уровень программы: базовый Возрастная категория: 14-17лет Срок реализации: 1 год (72 ч.) Вид программы -авторская |
| Автор-составитель педагог дополнительного образования Воловиков Д.А. |
Любимовка, 2024
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой данной программы являются: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 1, ст. 2, п.14. (с изм. и допол. вступил в силу с 24.07.2015).
Концепция развития дополнительного образования детей разработана Минобрнауки РФ, одобрена Правительством РФ 28 августа и утверждена Распоряжением №1726-р.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3 172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Письмо МОиН РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 № Р-6). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374694/
Аннотация к программе
Программа внеурочной деятельности «Исследовательская биология» является базовой. Имеет систематизированную и деятельностную основу с учетом личностно-ориентированной направленности обучающихся в области экологии.
Программа направлена на приобретение обучающимися дополнительных знаний по предмету «биология». Изучение программы способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности.
Образовательная программа включает в себя теоретические и практические занятия, лекции и семинары, тематические экскурсии.
В содержание программы включены основы различных областей физики. Особое внимание в программе обращено на изложение тех тем курса, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения.
Программа основывается не только на содержании и принципах построения базовой школьной программы по биологии, но и включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усилена выполнением практических работ.
Основные характеристики программы
Актуальность программы «Исследовательская биология» в том, что формирование научных биологических представлений необходимо осуществлять у учащихся с прицелом на успешное овладением биологическими знаниями. Опора на практическую деятельность на занятиях (наблюдения, опыты, эксперименты) позволяет удовлетворять потребность учащихся в практической деятельности, дает возможность формировать знания по биологии.
Новизна рассматриваемого материала проявляется в углублении научных знаний, их практического применения, расширении способов деятельности.
Целевая аудитория
Для обучения в рамках программы принимаются школьники 14-17 лет, проявившие интерес к общеобразовательной программе по биологии.
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Исследовательская биология»: формирование научного мировоззрения, опыта научно- исследовательской деятельности.
Сформировать у учащихся устойчивые знания, умения и навыки по современным биологическим, физическим, медицинским и инженерным технологиям в области Нейротехнологии, нейрофизиологии и нейроуправления.
Задачи образовательной программы:
развивать практико-ориентированного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практико-ориентированных задач;
развивать практические способности обучающихся в области биологии;
развивать способности обучающихся и расширение их кругозора путем интенсивных занятий по углубленной программе;
активизировать творческие, познавательные, интеллектуальные инициативы обучающихся, проявивших интерес и склонность к изучению биологии;
В процессе освоения программы планируется, что каждый обучающийся:
обретет устойчивые навыки экспериментальной работы;
на основе анализа конкретных ситуаций научится ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать;
приобретет первичные навыки популяризация биологии и экологии.
Программа «Исследовательская биология» имеет естественно-научную направленность.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Исследовательская биология»: основное место в программе занимает эксперимент и наблюдения, рефлексия. Это развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Формы обучения и режим занятий
Форма обучения–очная, при сформировавшемся запросе дистанционная (электронная форма с применением дистанционных технологий).
Режим занятий:
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут (академический час).
Занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа перерыв между занятиями 10 мин.
При реализации программы в электронной форме с применением дистанционных технологий продолжительность занятий в сети Интернет составляет 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа пригодна для использования в сетевой и комбинированной формах реализации.
Состав группы –постоянный, в группе обучаются учащиеся разных возрастных категорий. Количество детей в группе -15 человек.
Увеличение нагрузки соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется сама нагрузка.
Формы и методы организации работы:
Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальные формы работы, использовать различные технологии обучения, формировать компетенции учащихся через:
лекции;
экскурсии;
консультации;
просмотр учебных фильмов;
использование интернет – технологий;
создание видео презентаций;
разработка и защита проекта.
Методы обучения
Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, просмотр учебных фильмов.
Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский – выполнение практических работ.
Качества личности, которые получат развитие:
любознательность;
инициативность и ответственность;
умение и готовность сотрудничать;
самостоятельность в приобретении знаний.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются итоговые практические занятия по каждой изученной теме.
Формы контроля
Формы работы | Цели и практическая направленность |
Лекции | Получение знаний по физике. |
Экскурсии | Первичное знакомство, поиск тем для рефератов и сообщений. Составление самостоятельных экскурсий. |
Создание презентаций | Формирование умения отобрать нужный материал, грамотно оформить работу. |
Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями. | Овладевать навыками публичных выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией. |
Видеозанятия | видеоролик позволяет: рассмотреть мелкие детали установок и некоторые микроскопические процессы; растянуть быстротекущи или значительно сократить растянутый во времени процесс; продемонстрировать недоступные непосредственному наблюдению в стенах классной комнаты природные явления, такие как разряд молнии, плавание подводной лодки и т.д. |
Работа по индивидуальному плану Индивидуальные консультации | Посещение библиотек. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ. Оказание помощи учащимся в подготовке творческих работ. |
Проектно - исследовательская деятельность. | Подготовка исследовательских работ. |
Дидактический и лекционный материал
Таблицы, эскизы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, игры, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, методики по исследовательской работе, тематика исследовательской работы, литература по методике преподавания.
Обеспечение программы методическими видами продукции - средства обучения
Методические пособия для педагога: литература по направлениям, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, конспекты бесед к занятиям, конспекты экскурсий, методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, ознакомление с методической литературой, новыми педагогическими теориями и технологиями, наличие рабочей учебной программы. Дидактические материалы, викторины, игры и задания.
№ | Тема | К – во часов |
1 | Вводные занятия. Цифровая лаборатория | 1 |
2 | Активность мышц и электромиография | 4 |
3 | Сердце и электрокардиография | 4 |
4 | Пульсовые колебания и фотоплетизмография | 4 |
5 | Активность мозга и электроэнцефалография | 6 |
6 | (Кожно - гальваническая реакция) и эмоциональное напряжение | 4 |
7 | Дыхание и движение грудной клетки | 4 |
8 | Пищеварение | 8 |
9 | Исследование как метод в биологии | 2 |
10 | Клетка | 12 |
11 | Размножение и развитие организма | 4 |
12 | Основы генетики и селекции | 6 |
13 | Вид. | 4 |
14 | Экосистемы | 7 |
| Всего: | 72 |
Тематический план
Преподавание ведется с использованием УМК: Серия «Линия жизни (Просвещение)»
Авторы:Г. С. КалиноваВ. В. ПасечникГ. Г. Швецов С. В. СуматохинА. А. Каменский Каринэ Хайбулина
Содержание учебного плана
Цифровая лаборатория (l чac)
Некоторые общие данные о строении организма. Основы работы с цифровой лабораторией BiTronics Studio
Активность мышц и электромиография (4 часа)
Сокращение мышечных волокон и сигнал ЭМГ. Изучение усталости мышц с помощью электромиографии. Электромиография артикуляционных мышц и устройства безмолвного доступа. Электромиография и движение глаз
з. Сердце и электрокардиография (4 чaca)
Всё о сердце. Сокращения сердца и их отражение в ЭКГ. Влияние дыхания на
нерегулярность сердечного ритма. Электрокардиограмма и физическая нагрузка.
Оценка работы вегетативной нервной системы по ЭК Пульсовые колебания и фотоплетизмография (4 паса) Г.
Пульсовые колебания и фотоплетизмография (4 часа)
Всё о пульсе. Способы подсчёта частоты пульса. Пульсовая волна и сигнал ФПГ. Измерение артериального давления методом Короткова. Определение средней скорости распространения пульсовой волны.
Активность мозга и электроэнцефалография (6 часов)
Всё о мозге. Ритмы мозга и спектральный анализ ЭЭГ. Артефакты от сокращения мышц в ЭЭГ. Нажатие на кнопку и субъективное восприятие времени.
Исследование альфа и бета ритмов электроэнцефалограммы. Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы. Поиск электрического gw поля по ЭЭГ
КГР (Кожно - гальваническая реакция) и эмоциональное напряжение (4 часа) Динамика кожно-гальванической реакции. Влажность кожных покровов и кожно- гальваническая реакция. Кожно- гальваническая реакция и автономная нервная система. Полиграфия и определение психоэмоционалъного состояния человека.
Дыхание и движение грудной клетки (4 часа)
Разные виды дыхания и регистрация дыхательных движений. Определение частоты дыхания и физическая нагрузка. Взаимосвязь различных систем организма человека. Функциональные пробы с задержкой дыхания и их влияние на сердечно- сосудистую систему.
Пищеварение (8 часов)
Пищеварительная система. Лабораторная работа: Влияние пищевых факторов на функцию пищеварительной системы.
Лабораторная работа: Влияние пищевых волокон на процессы пищеварения. Лабораторная работа: Физиологическая роль минеральных веществ в организме. Лабораторная работа: 1. Цветные реакции на белок. 2.Приготовление раствора различных белков.
Лабораторная работа: 1. Свойства жиров. 2. Качественные реакции на углеводы. Лабораторная работа: 1. Свойства натурального мёда. Определение примесей в мёде. Лабораторная работа: Влияние алкоголя, газированных напитков на организм человека. Лабораторная работа: 1. Изучение устойчивости витамина. 2.
Определение норм питания.
Исследование (2 часа)
Клетка (12 часов)
Размножение и развитие организма (4 часа)
Основы генетики и селекции (6 часов)
Вид. (4 часа)
Экосистемы (7 часов)
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
определение мотивации изучения учебного материала;
оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
формирование целостной научной картины мира;
овладение научным подходом в решении задач;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
овладение экосистемой познавательной моделью и её применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни;
осознание значимость концепции устойчивого развития;
— формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской
ДНЯТНЛЬНОСТИ;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;
овладение основными навыками исследовательской деятельности;
сформировать навыки рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
постановка цели, планирование пути достижения целей;
устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий;
преобразование практической задачи в познавательную;
умение принимать решения в проблемной ситуации;
прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения;
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
Познавательные УУД
поиск и выделение информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
самостоятельное создание алгоритма деятельности приобретении проблем творческого и поискового характера;
участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУД
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
иметь собственное мнение и позицию, аргументировать их;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
уметь работать в группе; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
Предметные результаты
выделять существенные признаки нейрофизических и биологических объектов и процессов;
сравнивать биологические и физиологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
соблюдать правила работы с физическими и биологическими приборами и инструментами;
доказывать взаимосвязь органов, систем органов с выполняемыми функциями;
развивать познавательные мотивы и интересы в области анатомии и физиологии;
применять анатомические понятия и термины для выполнения практических заданий.
Должен уметь
- использовать для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- владеть адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- владеть монологической и диалогической речью, способностью понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организовывать учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата изучения |
Всего | теория | практика | факт | план |
1 | Цифровая лаборатория ( | 1 чac) | | |
1.1 | Некоторые общие данные o строении организма. Основы работы с цифровой лабораторией BiTronics Studio. | 1 | | |
2 Активность мышц и электромиография (4 часа) |
2.1 (2) | Сокращение мышечных волокон и сигнал ЭМГ. | 1 | | |
2.2 (3) | Изучение усталости мышц с помощью электромиографии. | 1 | | |
2.3 (4) | Электромиография артикуляционных мышц. и устройства безмолвного доступа. | 1 | | |
2.4 (5) | Электромиография и движение глаз. | 1 | | |
| Сердце и электрокардиография (4 чaca) |
3.1 (6) | Всё о сердце. Сокращения сердца и их отражение в ЭКГ. | 1 | | |
3.2 (7) | Влияние дыхания на нерегулярность сердечного ритма. | 1 | | |
3.3 (8) | Электрокардиограмма и физическая нагрузка. | 1 | | |
3.4 (9) | Оценка работы вегетативной нервной системы по ЭКГ. | 1 | | |
4 | Пульсовые колебания ,фотоплетизмография (4 часа) |
4.1 (10) | Всё о пульсе. Способы подсчёта частоты пульса. | 1 | | |
4.2 (11) | Пульсовая волна и сигнал ФПГ. | 1 | | |
4.3 (12) | Измерение артериального давления методом Короткова. | 1 | | |
4.4 (13) | Определение средней скорости распространения пульсовой волны. | 1 | | |
5 | Пульсовые колебания и фотоплетизмография (4 часа) |
5.1 (14) | Всё о мозге. Ритмы мозга и спектральный анализ ЭЭГ. | 1 | | |
5.2 (15) | Артефакты от сокращения мышц в ЭЭГ. | 1 | | |
5.3 (16) | Нажатие на кнопку и субъективное восприятие времени. | 1 | | |
5.4 (17) | Исследование альфа и бета ритмов электроэнцефалограммы. | 1 | | |
5.5 (18) | Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы. | 1 | | |
5.6 (19) | Поиск электрического диполя по ЭКГ | 1 | | |
6 КГР (Кoжнo — гальваническая реакция) и эмоциональное напряжение (4 часа) |
6.1 (20) | Динамика кожно- гальванической реакции. | 1 | | |
6.2 (21) | Влажность кожных Покровов И КОЖНО- гальваническая реакция. | 1 | | |
6.3 (22) | Кожно- гальваническая реакция и автономная нервная система. | 1 | | |
6.4 (23) | Полиграфия и определение психоэмоционалъного состояния человека. | 1 | | |
7 | Дыхание и движение грудной клетки (4 часа) |
7.1 (24) | Разные виды дыхания и регистрация дыхательных движений. | 1 | | |
7.2 (25) | Определение частоты дыхания и физическая нагрузка. | 1 | | |
7.3 (26) | Взаимосвязь различных систем организма человека. | 1 | | |
7.4 (27) | Функциональные пробы с задержкой дыхания и их влияние на сердечно- сосудистую систему. | 1 | | |
8 | Пищеварение (8 часов) |
8.1 (28) | Пищеварительная система. Лабораторная работа: Влияние пищевых факторов на функцию пищеварительной системы. | 1 | | |
8.2 (29) | Пищеварительная система. Лабораторная работа: Влияние пищевых волокон на процессы пищеварения. | 1 | | |
8.3 (30) | Лабораторная работа: Физиологическая роль минеральных веществ в организме. | 1 | | |
8.4 (31) | Лабораторная работа: 1. Цветные реакции на белок. 2.Приготовление раствора различных белков. | 1 | | |
8.5 (32) | Лабораторная работа: 1. Свойства жиров. 2. | 1 | | |
| Качественные реакции на углеводы. | | | |
8.6 (33) | Лабораторная работа: 1. Свойства натурального мёда. Определение примесей в мёде. | 1 | | |
8.7 (34) | Лабораторная работа: Влияние алкоголя, газированных напитков на организм человека. | | | |
8.8 (35) | Лабораторная работа Изучение устойчивости витамина. Определение норм питания. | 1 | | |
9 (36) | |
9.1 (37) | Методы биологических исследований | 1 | | |
9.2 (38) | Практическое применение общенаучных методов в биологических исследованиях | 1 | | |
10 | Клетка 12 часов |
10.1 (40) | Белки | 1 | | |
10.2 (41-42) | Нуклеиновые кислоты | 2 | | |
10.3 (43) | Органеллы клетки | 1 | | |
10.4 (44-46) | Фотосинтез | 3 | | |
10.5 (47-48) | Строение и функции наружной клеточной мембраны | 2 | | |
10.6 (49) | Энергетический обмен в клетке | 1 | | |
10.7 (50-51) | Процессы деления клетки. | 2 | | |
11. | Размножение и развитие организма 4 часа |
11.1 (52-53) | Одноклеточные организмы | 2 | | |
11.2 (54-55) | Жизненные циклы растений | 2 | | |
12. | Основы генетики и селекции 6 часов |
12.1 (56-57) | Хромосомы. Строение хромосом | 2 | | |
12.2 (58-59) | Генетика человека | 2 | | |
12.3 (60-61) | Закономерности наследования | 2 | | |
13. | Вид. 4 часа |
13.1 (62-63) | Изменчивость природных популяций | 2 | | |
13.2 (64-65) | Генетическая структура популяций | 2 | | |
14. | Экосистемы 7 часов |
14.1 (66-67) | Экологические факторы | 2 | | |
14.2 (68-72) | Агроэкосистемы | 5 | | |
Условия реализации программы
В учреждении принята единая система мониторинга и разработаны критерии оценки реализации образовательной программы и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Формы отслеживания образовательных результатов: беседа, педагогическое наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия, тестирование, выполнение творческих заданий.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, протоколы диагностики, фото, отзывы родителей и педагогов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, итоговые отчеты, конкурсы, конференции, аналитическая справка, диагностическая карта, портфолио.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы в конце каждого года обучения: интеллектуальный марафон, учебно-исследовательская конференция.
Формы аттестации и контроля.
В структуре программы выделяются два основных компонента - теоретический и практический. Практический компонент включает в себя отработку практических навыков, необходимых для реализации исследования, и собственно выполнение проектной или исследовательской работы. В связи с этим механизм оценки получаемых результатов может быть различным. Текущий контроль за усвоением теоретического материала носит характер опроса, презентаций и практических работ. Текущий контроль освоения практической части программы осуществляется в процессе выполнения юными исследователями этапов самостоятельных работ. Формой итогового контроля, в данном случае, является участие детей в конференции, представление и защита проектно-исследовательской работы. Способами оценки служат наблюдение, собеседование, представление презентации, защита проекта.
В процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии: - информационно – коммуникационная технология; - технология развития критического мышления; - проектная технология; - технология развивающего обучения; - здоровьесберегающие технологии; - технология проблемного обучения; - игровые технологии; - квест-технология; - модульная технология; - педагогика сотрудничества; - технологии уровневой дифференциации.
Список литературы, используемой педагогом
Жеребцова Е. Л.ЕГЭ. Биология: теоретические материалы.— СПб.: Тригон, 2009. — 336 с.
Калинина А. А. Поурочные разработки по биологии «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс. — М.: ВАКО, 2005.
Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации — 2009: учебно-методическое пособие — Ростов н/Д: Легион, 2009.— 176 с.
Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя.— М.: Дрофа, 2004.— 160 с.
Латюшин В. В., Уфинцева Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные»: пособие для учителя.— М.: Дрофа 2003.— 192 с.
Никишов А. И. Как обучать биологии: Животные: 7 кл.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 200 с.
Никишов А. И., Петросова Р. А. и др. Биология в таблицах.— М.: «ИЛЕКСА», 1998.
Никишов А. И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии. — М.: РАУБ «Цитадель», 1996. — 174 с.
Пасечник В. В. Биология. Методика индивидуально-групповой деятельности. — М.: Просвещение, 2016.
Теремов А. В., Рохлов В. С. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.— 258 с.: ил.
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004 — 272 с.
Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 10.05.2021).
Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog (дата обращения: 10.05.2021).
Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).
Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]: — URL: https://rl.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).
Круглый стол: Цифровые лаборатории в современной школе [Электронный ресурс]: — URL: https://www.youtube.com/watch?v=qBj-tolw2N4 (дата обращения: 10.05.2021).
Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]: — URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).
Электронная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]: — URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 10.05.2021).
Научная электронная библиотека «Elibrary.ru» [Электронный ресурс]: — URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 10.05.2021).
Образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]: — URL: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).