СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа - "Исследовательская биология" «Точка Роста»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа естественно- научной направленности центра естественно-научной и технологической направленности «Точка Роста») "Исследовательская биология" Уровень программы: базовый, Возрастная категория: 14-17лет

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа - "Исследовательская биология" «Точка Роста»)»




Управление образования Администрации

Большесолдатского района Курской области


Муниципальное казенное общеобразовательная учреждение

« Любимовская средняя общеобразовательная школа»




Принята

Решением педагогического совета

МКОУ «Любимовская СОШ»

от «30» августа 2024 г

Протокол № 1


Утверждаю

Директор МКОУ «Любимовская СОШ»

_________________ В.И. Алтухов

Приказ от «30» августа 2024 г

№ 46/3





Дополнительная общеразвивающая программа

стественно- научной направленности

(центра естественно-научной и технологической

направленности «Точка Роста»)

«Исследовательская биология»

на 2024-2025 учебный год


Уровень программы: базовый

Возрастная категория: 14-17лет

Срок реализации: 1 год (72 ч.)

Вид программы -авторская












Автор-составитель

педагог дополнительного образования


Воловиков Д.А.



Любимовка, 2024

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы


Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой данной программы являются:
  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 1, ст. 2, п.14. (с изм. и допол. вступил в силу с 24.07.2015).

  2. Концепция развития дополнительного образования детей разработана Минобрнауки РФ, одобрена Правительством РФ 28 августа и утверждена Распоряжением №1726-р.

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3 172-14

  4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  5. Письмо МОиН РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  6. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 № Р-6). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374694/


Аннотация к программе


Программа внеурочной деятельности «Исследовательская биология» является базовой. Имеет систематизированную и деятельностную основу с учетом личностно-ориентированной направленности обучающихся в области экологии.

Программа направлена на приобретение обучающимися дополнительных знаний по предмету «биология». Изучение программы способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности.

Образовательная программа включает в себя теоретические и практические занятия, лекции и семинары, тематические экскурсии.

В содержание программы включены основы различных областей физики. Особое внимание в программе обращено на изложение тех тем курса, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения.  

Программа основывается не только на содержании и принципах построения базовой школьной программы по биологии, но и включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усилена выполнением практических работ.

Основные характеристики программы

Актуальность программы «Исследовательская биология» в том, что формирование научных биологических представлений необходимо осуществлять у учащихся с прицелом на успешное овладением биологическими знаниями. Опора на практическую деятельность на занятиях (наблюдения, опыты, эксперименты) позволяет удовлетворять потребность учащихся в практической деятельности, дает возможность формировать знания по биологии.

Новизна рассматриваемого материала проявляется в углублении научных знаний, их практического применения, расширении способов деятельности.

Целевая аудитория

Для обучения в рамках программы принимаются школьники 14-17 лет, проявившие интерес к общеобразовательной программе по биологии.

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Исследовательская биология»: формирование научного мировоззрения, опыта научно- исследовательской деятельности.

Сформировать у учащихся устойчивые знания, умения и навыки по современным биологическим, физическим, медицинским и инженерным технологиям в области Нейротехнологии, нейрофизиологии и нейроуправления.


Задачи образовательной программы:

  • развивать практико-ориентированного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практико-ориентированных задач;

  • развивать практические способности обучающихся в области биологии;

  • развивать способности обучающихся и расширение их кругозора путем интенсивных занятий по углубленной программе;

  • активизировать творческие, познавательные, интеллектуальные инициативы обучающихся, проявивших интерес и склонность к изучению биологии;

В процессе освоения программы планируется, что каждый обучающийся:

    • обретет устойчивые навыки экспериментальной работы;

    • на основе анализа конкретных ситуаций научится ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать;

    • приобретет первичные навыки популяризация биологии и экологии.

Программа «Исследовательская биология» имеет естественно-научную направленность.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Исследовательская биология»: основное место в программе занимает эксперимент и наблюдения, рефлексия. Это развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.

Формы обучения и режим занятий

Форма обучения–очная, при сформировавшемся запросе дистанционная (электронная форма с применением дистанционных технологий).

Режим занятий:

Продолжительность одного занятия составляет 40 минут (академический час).

Занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа перерыв между занятиями 10 мин.

При реализации программы в электронной форме с применением дистанционных технологий продолжительность занятий в сети Интернет составляет 30 минут.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа пригодна для использования в сетевой и комбинированной формах реализации.

Состав группы –постоянный, в группе обучаются учащиеся разных возрастных категорий. Количество детей в группе -15 человек.

Увеличение нагрузки соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется сама нагрузка.

Формы и методы организации работы:

Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальные формы работы, использовать различные технологии обучения, формировать компетенции учащихся через:

  • лекции;

  • экскурсии;

  • консультации;

  • просмотр учебных фильмов;

  • использование интернет – технологий;

  • создание видео презентаций;

  • разработка и защита проекта.

Методы обучения

  • Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

  • Наглядный – наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, просмотр учебных фильмов.

  • Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

  • Исследовательский – выполнение практических работ.

Качества личности, которые получат развитие:

  1. любознательность;

  2. инициативность и ответственность;

  3. умение и готовность сотрудничать;

  4. самостоятельность в приобретении знаний.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются итоговые практические занятия по каждой изученной теме.

Формы контроля

Формы работы

Цели и практическая направленность

Лекции

Получение знаний по физике.

Экскурсии

Первичное знакомство, поиск тем для рефератов и сообщений. Составление самостоятельных экскурсий.

Создание презентаций

Формирование умения отобрать нужный материал, грамотно оформить работу.

Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями.

Овладевать навыками публичных выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.

Видеозанятия

видеоролик позволяет: рассмотреть мелкие детали установок и некоторые микроскопические процессы; растянуть быстротекущи или значительно сократить растянутый во времени процесс; продемонстрировать недоступные непосредственному наблюдению в стенах классной комнаты природные явления, такие как разряд молнии, плавание подводной лодки и т.д.

Работа по индивидуальному плану


Индивидуальные консультации

Посещение библиотек. Изучение по

индивидуальному плану литературы, написание

докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ. Оказание помощи учащимся в подготовке творческих работ.

Проектно - исследовательская деятельность.

Подготовка исследовательских работ.


Дидактический и лекционный материал

Таблицы, эскизы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, игры, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, методики по исследовательской работе, тематика исследовательской работы, литература по методике преподавания.

Обеспечение программы методическими видами продукции - средства обучения

Методические пособия для педагога: литература по направлениям, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, конспекты бесед к занятиям, конспекты экскурсий, методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, ознакомление с методической литературой, новыми педагогическими теориями и технологиями, наличие рабочей учебной программы. Дидактические материалы, викторины, игры и задания.


Тема

К – во часов

1

Вводные занятия. Цифровая лаборатория


1

2

Активность мышц и электромиография


4

3

Сердце и электрокардиография

4

4

Пульсовые колебания и фотоплетизмография


4

5

Активность мозга и электроэнцефалография


6

6

(Кожно - гальваническая реакция) и эмоциональное напряжение

4

7

Дыхание и движение грудной клетки


4

8

Пищеварение


8

9

Исследование как метод в биологии


2

10

Клетка


12

11

Размножение и развитие организма


4

12

Основы генетики и селекции

6

13

Вид.


4

14

Экосистемы


7


Всего:

72

Тематический план




























Преподавание ведется с использованием УМК: Серия «Линия жизни (Просвещение)»

Авторы:Г. С. КалиноваВ. В. ПасечникГ. Г. Швецов С. В. СуматохинА. А. Каменский Каринэ Хайбулина






Содержание учебного плана



  1. Цифровая лаборатория (l чac)

Некоторые общие данные о строении организма. Основы работы с цифровой лабораторией BiTronics Studio

  1. Активность мышц и электромиография (4 часа)

Сокращение мышечных волокон и сигнал ЭМГ. Изучение усталости мышц с помощью электромиографии. Электромиография артикуляционных мышц и устройства безмолвного доступа. Электромиография и движение глаз

з. Сердце и электрокардиография (4 чaca)

Всё о сердце. Сокращения сердца и их отражение в ЭКГ. Влияние дыхания на

нерегулярность сердечного ритма. Электрокардиограмма и физическая нагрузка.


Оценка работы вегетативной нервной системы по ЭК Пульсовые колебания и фотоплетизмография (4 паса) Г.

  1. Пульсовые колебания и фотоплетизмография (4 часа)

Всё о пульсе. Способы подсчёта частоты пульса. Пульсовая волна и сигнал ФПГ. Измерение артериального давления методом Короткова. Определение средней скорости распространения пульсовой волны.

  1. Активность мозга и электроэнцефалография (6 часов)

Всё о мозге. Ритмы мозга и спектральный анализ ЭЭГ. Артефакты от сокращения мышц в ЭЭГ. Нажатие на кнопку и субъективное восприятие времени.

Исследование альфа и бета ритмов электроэнцефалограммы. Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы. Поиск электрического gw поля по ЭЭГ

  1. КГР (Кожно - гальваническая реакция) и эмоциональное напряжение (4 часа) Динамика кожно-гальванической реакции. Влажность кожных покровов и кожно- гальваническая реакция. Кожно- гальваническая реакция и автономная нервная система. Полиграфия и определение психоэмоционалъного состояния человека.

  2. Дыхание и движение грудной клетки (4 часа)

Разные виды дыхания и регистрация дыхательных движений. Определение частоты дыхания и физическая нагрузка. Взаимосвязь различных систем организма человека. Функциональные пробы с задержкой дыхания и их влияние на сердечно- сосудистую систему.

  1. Пищеварение (8 часов)

Пищеварительная система. Лабораторная работа: Влияние пищевых факторов на функцию пищеварительной системы.

Лабораторная работа: Влияние пищевых волокон на процессы пищеварения. Лабораторная работа: Физиологическая роль минеральных веществ в организме. Лабораторная работа: 1. Цветные реакции на белок. 2.Приготовление раствора различных белков.

Лабораторная работа: 1. Свойства жиров. 2. Качественные реакции на углеводы. Лабораторная работа: 1. Свойства натурального мёда. Определение примесей в мёде. Лабораторная работа: Влияние алкоголя, газированных напитков на организм человека. Лабораторная работа: 1. Изучение устойчивости витамина. 2.

Определение норм питания.

Исследование (2 часа)

  1. Клетка (12 часов)

  2. Размножение и развитие организма (4 часа)

  3. Основы генетики и селекции (6 часов)

  4. Вид. (4 часа)

  5. Экосистемы (7 часов)






Планируемые результаты освоения программы:


Личностные результаты
  • определение мотивации изучения учебного материала;

  • оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;

  • формирование целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом в решении задач;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • овладение экосистемой познавательной моделью и её применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни;

  • осознание значимость концепции устойчивого развития;

— формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач;

  1. развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской

ДНЯТНЛЬНОСТИ;

  1. развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;

  2. овладение основными навыками исследовательской деятельности;

  3. сформировать навыки рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.



Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

  1. постановка цели, планирование пути достижения целей;

  2. устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;

  3. постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий;

  4. преобразование практической задачи в познавательную;


  1. умение принимать решения в проблемной ситуации;

  2. прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения;

  3. умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;


Познавательные УУД
  1. поиск и выделение информации;

  2. выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

  3. выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;

  4. самостоятельное создание алгоритма деятельности приобретении проблем творческого и поискового характера;

  5. участвовать в проектно-исследовательской деятельности;

  6. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  7. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  8. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  9. выявлять причины и следствия простых явлений.


Коммуникативные УУД
  1. соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;

  2. иметь собственное мнение и позицию, аргументировать их;

  3. устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  4. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  5. уметь работать в группе; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;


Предметные результаты


  1. выделять существенные признаки нейрофизических и биологических объектов и процессов;

  2. сравнивать биологические и физиологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  3. соблюдать правила работы с физическими и биологическими приборами и инструментами;

  4. доказывать взаимосвязь органов, систем органов с выполняемыми функциями;

  5. развивать познавательные мотивы и интересы в области анатомии и физиологии;

  6. применять анатомические понятия и термины для выполнения практических заданий.

  7. Должен уметь

  8. - использовать для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  9. - различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  10. - владеть адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  11. - владеть монологической и диалогической речью, способностью понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  12. - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

  13. - владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  14. - организовывать учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.




Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий


Календарно – тематическое планирование


п/п


Тема


Количество часов

Дата

изучения



Всего

теория

практика

факт

план

1

Цифровая лаборатория (

1 чac)



1.1






Некоторые общие данные

o строении организма. Основы работы с цифровой лабораторией BiTronics Studio.

1



2 Активность мышц и электромиография (4 часа)

2.1

(2)

Сокращение мышечных

волокон и сигнал ЭМГ.

1



2.2

(3)

Изучение усталости

мышц с помощью электромиографии.

1



2.3

(4)

Электромиография

артикуляционных мышц. и устройства безмолвного доступа.

1



2.4

(5)

Электромиография и

движение глаз.

1




Сердце и электрокардиография

(4 чaca)

3.1

(6)

Всё о сердце. Сокращения

сердца и их отражение в ЭКГ.

1



3.2

(7)

Влияние дыхания на

нерегулярность сердечного ритма.

1



3.3

(8)

Электрокардиограмма и

физическая нагрузка.

1



3.4

(9)

Оценка работы

вегетативной нервной системы по ЭКГ.

1




4

Пульсовые колебания ,фотоплетизмография (4 часа)

4.1

(10)

Всё о пульсе. Способы подсчёта частоты пульса.

1



4.2

(11)

Пульсовая волна и сигнал

ФПГ.

1



4.3

(12)

Измерение артериального

давления методом Короткова.

1



4.4

(13)

Определение средней

скорости распространения пульсовой волны.

1



5

Пульсовые колебания и фотоплетизмография (4 часа)

5.1

(14)

Всё о мозге. Ритмы мозга и спектральный анализ ЭЭГ.





1



5.2

(15)

Артефакты от

сокращения мышц в ЭЭГ.

1



5.3

(16)

Нажатие на кнопку и

субъективное восприятие времени.

1



5.4

(17)

Исследование альфа и бета ритмов электроэнцефалограммы.

1



5.5

(18)

Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы.

1



5.6

(19)

Поиск электрического

диполя по ЭКГ

1



6 КГР (Кoжнo гальваническая реакция) и эмоциональное напряжение

(4 часа)

6.1

(20)

Динамика кожно-

гальванической реакции.

1



6.2

(21)

Влажность кожных

Покровов И КОЖНО-

гальваническая реакция.

1



6.3

(22)

Кожно- гальваническая

реакция и автономная нервная система.

1



6.4

(23)

Полиграфия и

определение психоэмоционалъного состояния человека.

1



7

Дыхание и движение грудной клетки (4 часа)

7.1

(24)

Разные виды дыхания и

регистрация дыхательных движений.

1



7.2

(25)

Определение частоты дыхания и физическая нагрузка.

1



7.3

(26)

Взаимосвязь различных

систем организма человека.

1



7.4

(27)

Функциональные пробы с задержкой дыхания и их влияние на сердечно- сосудистую систему.

1



8

Пищеварение (8 часов)

8.1

(28)

Пищеварительная система. Лабораторная

работа: Влияние пищевых факторов на функцию пищеварительной системы.

1



8.2

(29)

Пищеварительная

система. Лабораторная работа: Влияние пищевых волокон на процессы пищеварения.

1



8.3

(30)

Лабораторная работа:

Физиологическая роль минеральных веществ в организме.

1



8.4

(31)

Лабораторная работа: 1.

Цветные реакции на белок. 2.Приготовление раствора различных белков.

1



8.5

(32)

Лабораторная работа: 1.

Свойства жиров. 2.

1




Качественные реакции на углеводы.




8.6

(33)

Лабораторная работа: 1. Свойства натурального мёда. Определение примесей в мёде.

1



8.7

(34)

Лабораторная работа: Влияние алкоголя, газированных напитков на организм человека.




8.8

(35)

Лабораторная работа

  1. Изучение устойчивости

витамина.

  1. Определение норм

питания.

1



9

(36)


9.1

(37)

Методы биологических исследований

1



9.2

(38)

Практическое

применение общенаучных методов в биологических исследованиях

1



10

Клетка 12 часов


10.1

(40)

Белки

1



10.2

(41-42)

Нуклеиновые кислоты

2



10.3


(43)

Органеллы клетки

1



10.4

(44-46)

Фотосинтез

3



10.5

(47-48)

Строение и функции наружной клеточной мембраны


2



10.6

(49)

Энергетический обмен

в клетке


1



10.7

(50-51)

Процессы деления клетки.

2



11.

Размножение и развитие организма 4 часа


11.1

(52-53)

Одноклеточные организмы

2



11.2

(54-55)

Жизненные циклы растений


2



12.

Основы генетики и селекции 6 часов

12.1

(56-57)

Хромосомы. Строение

хромосом

2



12.2

(58-59)

Генетика человека

2



12.3

(60-61)

Закономерности

наследования


2



13.

Вид. 4 часа

13.1

(62-63)

Изменчивость природных

популяций


2



13.2

(64-65)

Генетическая структура

популяций


2



14.

Экосистемы 7 часов

14.1

(66-67)

Экологические факторы

2



14.2

(68-72)

Агроэкосистемы


5






Условия реализации программы

В учреждении принята единая система мониторинга и разработаны критерии оценки реализации образовательной программы и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Формы отслеживания образовательных результатов: беседа, педагогическое наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия, тестирование, выполнение творческих заданий.

Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, протоколы диагностики, фото, отзывы родителей и педагогов.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, итоговые отчеты, конкурсы, конференции, аналитическая справка, диагностическая карта, портфолио.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы в конце каждого года обучения: интеллектуальный марафон, учебно-исследовательская конференция.


Формы аттестации и контроля.

В структуре программы выделяются два основных компонента - теоретический и практический. Практический компонент включает в себя отработку практических навыков, необходимых для реализации исследования, и собственно выполнение проектной или исследовательской работы. В связи с этим механизм оценки получаемых результатов может быть различным. Текущий контроль за усвоением теоретического материала носит характер опроса, презентаций и практических работ. Текущий контроль освоения практической части программы осуществляется в процессе выполнения юными исследователями этапов самостоятельных работ. Формой итогового контроля, в данном случае, является участие детей в конференции, представление и защита проектно-исследовательской работы. Способами оценки служат наблюдение, собеседование, представление презентации, защита проекта.


В процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии: - информационно – коммуникационная технология; - технология развития критического мышления; - проектная технология; - технология развивающего обучения; - здоровьесберегающие технологии; - технология проблемного обучения; - игровые технологии; - квест-технология; - модульная технология; - педагогика сотрудничества; - технологии уровневой дифференциации.


Список литературы, используемой педагогом

Жеребцова Е. Л.ЕГЭ. Биология: теоретические материалы.— СПб.: Тригон, 2009. — 336 с.

Калинина А. А. Поурочные разработки по биологии «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс. — М.: ВАКО, 2005.

Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой атте­стации — 2009: учебно-методическое пособие — Ростов н/Д: Легион, 2009.— 176 с.

Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя.— М.: Дро­фа, 2004.— 160 с.

Латюшин В. В., Уфинцева Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поуроч­ное планирование к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные»: пособие для учителя.— М.: Дрофа 2003.— 192 с.

Никишов А. И. Как обучать биологии: Животные: 7 кл.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛА­ДОС, 2004. — 200 с.

Никишов А. И., Петросова Р. А. и др. Биология в таблицах.— М.: «ИЛЕКСА», 1998.

Никишов А. И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии. — М.: РАУБ «Ци­тадель», 1996. — 174 с.

Пасечник В. В. Биология. Методика индивидуально-групповой деятельности. — М.: Просвещение, 2016.

Теремов А. В., Рохлов В. С. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.— 258 с.: ил.

Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: био­логия. Животные. — М.: Дрофа, 2004 — 272 с.

Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамот­ности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 10.05.2021).

Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ре­сурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog (дата обращения: 10.05.2021).

Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).

Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]: — URL: https://rl.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).

Круглый стол: Цифровые лаборатории в современной школе [Электронный ресурс]: — URL: https://www.youtube.com/watch?v=qBj-tolw2N4 (дата обращения: 10.05.2021).

Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]: — URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).

Электронная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]: — URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 10.05.2021).

Научная электронная библиотека «Elibrary.ru» [Электронный ресурс]: — URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 10.05.2021).

Образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]: — URL: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).