СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа по баскетболу.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений иобразовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М.Зверева, 1986 год и примерной программы по баскетболу для детско -юношеских школ, 2004 год.  

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по баскетболу.»







Дополнительная общеразвивающая программа

«БАСКЕТБОЛ»

Ивлевой Оксаны Игорьевны





Направленность: физкультурно-спортивная

Срок реализации программы: 1 год











2018-2019 г.





Пояснительная записка

Направленность Программы - физкультурно-спортивная

Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменок для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

  • развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;

  • обучение основам техники и тактики игры;

  • приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.

  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;

  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы девушка формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.  

Актуальность программы обусловлена тем, что  появилась потребность у  девушек старших классов в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.    

Данная программа педагогически целесообразна, так как она аккумулировала разработки классиков педагогики и современной методики формирования игровых навыков и закрепления опыта ведения командной игры

 Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений иобразовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М.Зверева, 1986 год и примерной программы по баскетболу для детско -юношеских школ, 2004 год.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что в ней прослеживается углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Программа состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной Программы – 12-16 лет.

Объем курса

Количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно плану, - 70 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два.

Формы и режим занятий:

- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;

- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;

- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях.

Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью 2 учебных часа. Заниматься в секции могут школьницы, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям.

Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения результативности

По истечении срока реализации Программы ученик  должен

Знать:

  • работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.

  • основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.

  • гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.

  • способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

      Уметь:

  • выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.

  • выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.

  • броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.

  • вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.

  • применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять  индивидуальные, групповые  и командные действия в защите в игре баскетбол.

Использовать:

  • приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий  спортом в активный отдых и досуг.

Демонстрировать

  • броски по кольцу с расстояния 1 м.

  • броски со средних и дальних дистанций.

  • броски по кольцу после ведения.

  • передачи мяча в парах.

  • передачи мяча в движении.

  • обводка стоек.

  • передача и ловля мяча от стены за 30 сек.

  • штрафной бросок.

Формы контроля и подведение итогов реализации Программы:

начальная, промежуточная, итоговая (контрольное занятие, соревнование). Журнал оценки результатов.

  

Содержание программы

 Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 4 часа

   Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Работа сердечно-сосудистой системы. Особенности полового созревания у девочек.  Понятие о телосложении человека.

      Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.

Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

      Тема 3.  Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки.

Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.

      Тема 4.  Правила соревнований, их организация и проведение.

Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.  Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу.

 


Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной  направленностью -  52 часа

1. Общая и специальная физическая подготовка -  20  часов.

Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.

Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,

прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.

       2. Основы техники и тактики игры - 32 часа

Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий.

Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками, подлезаниями.

Броски и ловля мяча мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита.

Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.

Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке.

Раздел 3. Способы спортивно- тренировочной деятельности  - 14 часов

  1.Контрольные  игры и соревнования. - 2 часа

 Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5.

       2. Контрольные испытания.- 2 часа

  • броски по кольцу с расстояния 1 м.

  • броски со средних и дальних дистанций.

  • броски по кольцу после ведения.

  • передачи мяча в парах.

  • передачи мяча в движении.

  • обводка стоек.

  • передача и ловля мяча от стены за 30 сек.

  • штрафной бросок.

  3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика.-  10 часов

 Посещение спорткомплекса «Факел».

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет городской спартакиады школьников.

 







Учебно-тематический план

п/п

Перечень разделов (тем)

 

Количество часов

1

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

4

2

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью:

  • общая и специальная физическая подготовка;

  • основы техники и тактики игры.

 

52

20

32

3

Способы спортивно-тренировочной деятельности:

  • контрольные игры и соревнования;

  • контрольные испытания;

  • соревновательная деятельность.

14

2

2

10

4

Всего часов

 

70

 











Требования к уровню подготовки обучающихся

По истечении срока реализации Программы ученик  должен

Знать:

  • работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.

  • основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.

  • гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.

  • способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

      Уметь:

  • выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.

  • выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.

  • броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.

  • вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.

  • применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять  индивидуальные, групповые  и командные действия в защите в игре баскетбол.

Использовать:

  • приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий  спортом в активный отдых и досуг.

Демонстрировать

  • броски по кольцу с расстояния 1 м.

  • броски со средних и дальних дистанций.

  • броски по кольцу после ведения.

  • передачи мяча в парах.

  • передачи мяча в движении.

  • обводка стоек.

  • передача и ловля мяча от стены за 30 сек.

  • штрафной бросок.





























Учебно-методическое обеспечение.

1. Методы обучения

  • Практические: 

- разучивание по частям;

- разучивание в целом;

- игровой;

- соревновательный.

  Методы использования слова:

  - рассказ;

  - описание;

  - объяснение;

  -  беседа;

  - разбор;

  - задание;

  - указание;

  - оценка;

  - команда;

  - подсчет.

  • Методы наглядного восприятия: 

   - показ;

   - демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок);

   - звуковая и световая сигнализации.

2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.

3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

4. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.

5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование.

Календарно - тематическое планирование.


Тема уроков

Кол-во часов

Календарные сроки

Примечание

1.

Инструктаж по технике безопасности. Ведение баскетбольного мяча.

1



2

Передвижение игрока. Повороты с мячом и остановка.

1



3.

Передача мяча на месте.


1



4.

Ведение мяча на месте с разной высотой отскока.

1



5.

Ведение мяча в движении с разной высотой отскока.

1



6.

Бросок мяча в движении двумя руками снизу.

1



7.

Спортивная игра 5*5


1



8.

Позиционное нападение с изменением позиций.

1



9.

Развитие координационных способностей.

1



10.

Правила игры в баскетбол. Игра 5*5


1



11.

Передача мяча на месте с пассивным сопротивлением защитника.

1



12.

Позиционное нападение с изменением позиций.

1



13.

Сочетание приемов передвижений и остановок игрока.

1



14.

Передача мяча различным способом в движении.

1



15.

Бросок мяча двумя руками от головы


1



16.

Бросок мяча двумя руками от головы.


1



17.

Спортивная игра 5*5


1



18.

Спортивная игра 5*5


1




II четверть 14 часов


19.

Инструктаж по технике безопасности. Штрафной бросок.

1



20.

Броски мяча с разных точек.


1



21.

Быстрый прорыв 2*1. Учебная игра 5*5

1



22.

Развитие координационных способностей

1



23.

Сочетание приемов передвижений и остановок игрока.

1



24.

Передачи мяча различными способами в передвижении

1



25.

Бросок мяча двумя руками от головы с места.

1.



26.

Быстрый прорыв 2*1. Баскетбол 5*5.

1.



27.

Развитие координационных способностей

1.



28.

Спортивная игра 5*5

1.



29.

Броски мяча с разных точек.

1.



30.

Ведение мяча на сопротивление.

1.



31.

Штрафной бросок.

1.



32.

Спортивная игра 5*5

1.




III четверть 20 часов


33.

Инструктаж по технике безопасности. Штрафной бросок.

1.



34.

Ведение мяча с изменением скорости

1.



35.

Ведение мяча с сопротивлением.

1.



36.

Передача мяча различными способами в парах.

1.



37.

Броски по кольцу с разных точек.

1.



38.

Спортивная игра 5*5

1.



39.

Развитие координационных способностей

1.



40.

Сочетание приемов передвижений и остановок.

1.



41.

Передача мяча в тройках со сменой мест.

1.



42.

Сочетание приемов: ведение, передача, бросок.

1.



43.

Штрафной бросок.

1.



44.

Нападение быстрым прорывом 2*1, 3*1

1.



45.

Спортивная игра 5*5

1.



46.

Бросок мяча двумя руками от головы.

1.



47.

Позиционное нападение со сменой мест.

1.



48.

Развитие координационных способностей

1.



49.

Сочетание приемов: ведение, передача, бросок.

1.



50.

Штрафной бросок.

1.



51.

Спортивная игра 5*5

1.



52.

Спортивная игра 5*5

1.




IV четверть 16 часов.


53.

Инструктаж по технике безопасности. Спортивная игра 5*5

1.



54.

Штрафной бросок.

1.



55.

Броски мяча с разных точек.

1.



56.

Бросок одной рукой от плеча в движении.

1.



57.

Позиционное нападение со сменой мест.

1.



58.

Спортивная игра 5*5

1.



59.

Развитие координационных способностей.

1.



60.

Взаимодействие двух игроков через заслон.

1.



61.

Взаимодействие двух игроков через заслон.

1.



62.

Сочетание приемов: ведение, передача, бросок.

1.



63.

Штрафной бросок.

1.



64.

Штрафной бросок.

1.



65.

Развитие координационных способностей.

1.



66.

Развитие двигательных качеств.

1.



67.

Позиционное нападение со сменой мест.

1



68.

Нападение быстрым прорывом 2*1, 3*1

1



69.

Спортивная игра 5*5

1.



70.

Спортивная игра 5*5

1.