СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Рука в руке»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа « Рука в руке» предполагает  включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Рука в руке»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»



Дополнительная общеразвивающая программа

«Рука в руке»









Возраст детей: 12-16 лет

Срок реализации программы: 2 года



Составитель: Анисимова Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования















с. Дзякино

2018 г.



Пояснительная записка

Дополнительная обшеразвивающая программа «Рука в руке» - программа социально-педагогической направленности. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. В этом состоит актуальность обучения по программе.

 В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками,  развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой,  позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.

Программа « Рука в руке» предполагает  включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Цель – формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи 1 года обучения:

Образовательные

  1. обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;

  2. обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;

  3. знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;

  4. обучение основам работы с различными видами информации.

Развивающие:

  1. формирование первичных организаторских умений и навыков;

  2. развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.

  3. развитие уверенности  в себе;

Воспитательные:

  1. воспитание активной гражданской позиции,  неравнодушного отношения к жизни;

  2. воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;

  3. формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья

Задачи 2 года обучения

Образовательные

  1. знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;

  2.   обучение методике социального проектирования;

  3. расширение навыков работы с информацией;

  4. специальная подготовка волонтеров по работе  с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения)

Развивающие

  1. дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;

  2. расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий

  3. развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности

Воспитательные

  1. содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;

  2. воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни

Срок реализации программы - 2 года. Занятия проводятся  2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год.  Возраст учащихся – 12-16 лет.

Занятия первого года  обучения формируют интерес  к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения,  первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.

На втором году обучения  внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах. В рамках раздела «Специальная подготовка волонтеров»  проводится углубленное обучение по следующим направлениям-профилям:

- добровольческая работа с детьми с ограниченными возможностями, их семьями;

- добровольческая работа с детьми-сиротами, воспитанниками детских домов и интернатов;

- добровольческая работа с детьми из малообеспеченных семей;

- добровольческая работа с подростками девиантного поведения;

- трудовая помощь пожилым людям

Требования к знаниям и умениям 1 год обучения

К концу первого года обучения воспитанники должны знать:

•        историю развития волонтерского движения;

•        основные добровольческие  организации России;

•        понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;

•        правила составления информационного буклета;

•        методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;

•        возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;

•        правила выхода из конфликтной ситуации;

•        влияние психоактивных веществ на организм человека;

•        способы отказа от употребления психоактивных веществ

Воспитанники должны уметь:

•        владеть навыками планирования и самоанализа;

•        уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;

•        организовывать игры на знакомство и сплочение  в разных возрастных группах;

•        уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.

•        устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;

•        владеть навыками поведения в конфликтной ситуации

Требования к знаниям и умениям 2 год обучения

К концу второго года обучения воспитанники должны знать:

  • требования к созданию социальной рекламы;

  • структуру и правила оформления делового письма;

  • технологию социального проектирования;

  • основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра

  • возрастные психологические  особенности подростков, понятие и причины девиантного поведения;

  • биологические и социальные последствия наркотической зависимости

К концу второго года обучения воспитанники должны уметь:

  • создавать социальные ролики в программе Movie Maker, социальный плакат в программе Paint;

  • разрабатывать социальные проекты;

  • составлять деловое письмо, писать новостную статью;

  • владеть навыками  сопротивления групповому давлению;

  • эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения

  • выступать в роли организатора различных дел социальной направленности

Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся в Учреждении и промежуточная аттестация осуществляются педагогом. Формы проведения текущего контроля: фронтальный опрос, практикум по конструированию игровых программ, разработка и проведение социальных акций. Промежуточная аттестация – проведение тренингов: личностного роста, коммуникативных навыков, толерантности, проведение благотворительных, экологических, социальных и др. акций.

Итоговая аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе « Рука в руке» администрацией школы в форме участия в конкурсе «Волонтер года».

Учебный план

(1 год обучения)




Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

6

5

1


1.1.

Социальная работа и социальное служение.

2

2

-


1.2.

Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи

1

1

-


1.3.

Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества

1

1

-


1.4.

Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии.

2

1

1

Фронтальный опрос

2.

Игровые технологии в работе волонтера.

20

2

18


2.1.

Игры-адаптации. Игры с эстрады

2

1

1


2.2.

Игровая  программа

4

1

3


2.3.

Организация игровых переменок, детских праздников

14

-

14

Проведение игровой программы

3.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

28

2

26


3.1.

Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя»

1

-

1


3.2.

Влияние курения на организм человека

2

-

2


3.3.

Влияние алкоголя на организм человека.

1

-

1


3.4.

Алкоголь и закон.

2

-

2


3.5.

Умение отказываться.

2

-

2


3.6.

Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей

14

-

14


3.7.

Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике.

6

2

4

Проведение классных часов

4.

Информационные технологии в работе волонтеров

8

2

6


4.1.

Информационный буклет. Принципы создания.

6

1

5


4.2.

Листовка

2

1

1

Создание листовки

5.

Основы  проведения социальных дел

45

2

43


5.1.

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций

2

2

-


5.2.

День народного единства

4

-

4


5.3.

День матери

6

-

6


5.4.

Письмо солдату

6

-

6


5.5.

«Весенняя неделя добра»

8

-

8


5.6.

Акции по пропаганде ЗОЖ

5

-

5


5.7.

Благотворительные акции

4

-

4


5.8.

Организация  социальных дел гражданско-патриотической направленности

10

-

10

Проведение социальной акции

6

Психологическая подготовка волонтеров

21

3

18


6.1.

Особенности работы с младшими школьниками

1

1

-


6.2.

Психологические особенности людей пожилого возраста

1

1

-


6.3.

Тренинг личностного роста

6

-

6


6.4.

Тренинг коммуникативных навыков

8

-

8


6.5.

Тренинг толерантности

5

1

4


7

Специальная подготовка волонтеров

16

1

15


7.1.

Помощь ветеранам и пожилым людям

10

1

9


7.2.

Помощь детям-сиротам

6

-

6

Разработка и проведение социальных акций


Итого:

144

17

127









Содержание 1 года обучения

Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (6 часов)

1. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом.

2. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.

3. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря. 4. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.

Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера (20 часов)

1. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки.

2.  Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры.

3.   Коллективное творческое дело. Методика КТД  И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. КТД «Север-юг-запад-восток»

4.  Игровая  программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ.

Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (28 часов)

1.    Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость.

2.    Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Состав алкогольных напитков. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости.

3.   Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека. (Встреча с наркологом)

4.    Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН.

5.    Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и  благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом.

6.   Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр, проведение классных часов в МОУ «Дзякинская СОШ»

Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров (8 часов)

1.   Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Раздел 5.Основы проведения социальных дел (45 часов)

1. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и  проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери.  Проведение благотворительных и экологических акций. Участие во всероссийских акциях «Белая ленточка», «Весенняя неделя добра» и др.

2. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч  с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Встреча с родственниками погибших. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн.

Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров (21 час)

1.  Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.

2.  Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст  людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся»

3.Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».

4. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров»

5.Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров (16 часов)

1. Помощь ветеранам и пожилым людям.  Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников  в Доме ветеранов.

2.  Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.


Учебный план

(2 год обучения)



Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения

6

2

4


1.1.

Деятельность общественного объединения волонтеров

2

1

1


1.2.

Управление волонтерской деятельностью

4

1

3

Фронтальный опрос

2.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

18

7

11


2.1.

Сопротивление групповому давлению.

2

1

1


2.2.

Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике

8

2

6


2.3.

ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике.

8

4

4

Проведение классных часов

3.

Информационные технологии в работе волонтера

18

4

14


3.1.

Новостная статья

4

1

3


3.2.

Взаимодействие НКО с объектами внешней среды

2

1

1


3.3.

Понятие социальной рекламы. Социальный плакат.

4

1

3


3.4.

Социальный видеоролик

8

1

7

Социальный плакат

4.

Школа социальных технологий

16

4

12


4.1.

Технология «Равный обучает равного»

2

1

1


4.2.

Дискуссия

4

1

3


4.3.

Социальный театр

10

2

8

Социальный ролик

5

Основы социального проектирования и проведения социальных дел

70

6

64


5.1.

Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций

18

-

18


5..2

Основы социального проектирования

4

4



5.3.

Разработка и реализация социальных проектов

12

-

12

Социальный проект

6.

Специальная подготовка волонтеров


-



6.1.

Помощь ветеранам и пожилым людям

12

-

12


6.2.

Помощь детям-сиротам

6

-

6


6.3.

Работа с подростками девиантного поведения

9

1

8


6.4.

Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями

9

1

8

Фронтальный опрос

7.

Лидерство в волонтерском объединении

16

4

12


7.1.

Лидер. Типы лидерства

4

2

2


7.2.

Рефлексия.

2

2

-


7.3.

Подготовка к участию в конкурсе « Волонтер года»

4

-

4


7.4.

Организация детских праздников

6

-

6

Конкурс «Волонтер года»


Итого

144

20

117









Содержание 2 года обучения

Раздел 1. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения (6 часов)

1. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе  волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера

2. Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской  деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Фандрайзинг.

Раздел 2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (18 часов)

  1. Сопротивление групповому давлению

  2. Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркомана». Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости.

  3. ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД.  Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти»

Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтера (18 часов)

  1. Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии.

  2. Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо.  Структура  делового письма. Практикум: написание делового письма.

  3. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.

  4. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа над созданием видеоролика.

Раздел 4. Социальные технологии в работе волонтера (16 часов)

  1. Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «Равный обучает равного»

  2. Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова)

  3. Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Фасилитация.

Раздел 5. Основы социального проектирования и проведения социальных дел (70 часов)

  1. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций.

  2. Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.  Разработка социальных проектов, их реализация.

Раздел 6. Специальная подготовка волонтеров (16 часов)

  1. Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым  людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов.

  2. Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.

  3. Работка с подростками девиантного поведения.  Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.

  4. Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья - Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска»

  5. Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел 7. Лидерство в волонтерском объединении (16 часов)

  1. Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.

  2. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.

  3. Подготовка к участию в районном конкурсе «Волонтер года»


Формы аттестации и оценочные материалы

Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Форма аттестации обучающихся 1 года обучения:

Текущий контроль успеваемости учащихся в Учреждении и промежуточная аттестация осуществляются педагогом.

Формы проведения текущего контроля: практикум по конструированию игровых программ, разработка и проведение социальных акций

Промежуточная аттестация – проведение тренингов: личностного роста, коммуникативных навыков, толерантности

Форма аттестации обучающихся 2 года обучения:

Промежуточная аттестация – проведение благотворительных, экологических и др. акций

Итоговая аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе « Рука в руке» администрацией школы в форме организации и проведения детских праздников; участие в конкурсе « Волонтер года».

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

- низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины;

- программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

- средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

- программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой объёма умений и навыков

Конкурс «Волонтер года»

Конкурс проводится в два этапа:

- первый  (заочный) этап – подготовка презентации материалов о деятельности волонтера за текущий год. Проводится в течение года и заключается в осуществлении волонтером добровольческой деятельности.

Второй (очный) – этап проводится в течение месяца со дня окончания приема заявок на участие в конкурсе: участники конкурса представляют в конкурсную комиссию материалы о собственной добровольческой деятельности, защищают представленные материалы.

Критерии оценивания (0-5 баллов):

- общественная значимость оказанной добровольцем помощи, проведенных мероприятий и акций;

- количество волонтерских часов;

- результативность оказанной участником конкурса волонтерской помощи;

- эффективность используемых технологий, методов, программ;

- возможность тиражирования опыта.

20-25 баллов – высокий уровень

15-20 баллов – средний уровень

10-15 баллов – низкий уровень


Методическое обеспечение программы

(1 год обучения)

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Социальная работа и социальное служение. История добровольчества

беседа

Дискуссия, просмотр видеоролика

Видеоролик «Так просто»

Проектор, ноутбук, экран

тест

Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи

беседа

Дискуссия, просмотр видеопрезентации

Презентация «Добровольческие организации России»

Проектор, ноутбук, экран

Коллективная рефлексия

Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества

Беседа, деловая игра

Проведение социального опроса,  планирование работы

Плакат для заполнения «Солнце жизни и тучи проблем»


Коллективная рефлексия

Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии

беседа

Дискуссия, создание видеоролика «Добровольческая агитка»

фотографии

Фотоаппарат, видеокамера


Игры-адаптации. Игры с эстрады

Занятие-игра

Беседа, показ игр

Подборка игр-адаптаций, игр с эстрады


Создание картотеки игр

Игровая  программа

Занятие-практикум

Беседа, показ игр, практикум по конструированию игровых программ



Практическое задание

Организация игровых переменок, детских праздников

Мастер-класс, творческая мастерская

Мозговой штурм

Сценарии мероприятия


Фотоотчет, оформление альбома

Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя»

Занятие-игра

Дискуссия, ролевая игра

Карточки с ролями, форма протокола заедания районной думы


Коллективная рефлексия

Влияние курения на организм человека

Конференция

Показ видеороликов, дискуссия, защита мини-рефератов

Видеоролики

Проектор, ноутбук, экран

опрос

Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ

Беседа

Показ иллюстративного материала, блеф-клуб с пояснениями

Альбом  «Твое здоровье», социальные ролики

Проектор, ноутбук, экран

Мини-опрос

Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН

встреча

Анализ текста, объяснение

Кодекс РФ  об административных правонарушениях (ст. 20.21, ст.20.1,ст. 7.27,  с. 6.67, ст.6.10, ст. 116, ст. 158, ст. 162, ст. 166)


Оформление информационного листа для стенда

Умение отказываться. Встреча со школьным психологом

Тренинг

Дискуссия, ролевая игра, рефлексия

Карточки с ролевыми ситуациями, слайды «Приемы отказа от предлагаемого алкоголя»


Коллективная рефлексия

Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей

Практикум

«Мозговой штурм», работа с информационными источниками, изготовление раздаточного материала

Сценарии мероприятия

Проектор, экран, ноутбук

Фотоотчет, коллективная рефлексия

Компьютерная, игровая зависимости.

беседа

Показ видеоматериала. объяснение, дискуссия

Видеоролик «Жить или играть»,

Проектор, экран, ноутбук

Мини-опрос

Разработка и проведение классных часов по профилактике компьютерной зависимости

Творческая мастерская

«Мозговой штурм», работа с информационными источниками, создание видеоролика

Видеролики

«Друзья рядом», «Жить или играть»

Проектор, экран, ноутбук

Коллективная рефлекия

Информационный буклет. Принципы создания.

Беседа, практикум

Показ, анализ информационного раздаточного материала, практическое задание  по составлению информационного буклета

Информационные буклеты на разные темы

Ноутбук, принтер

Самоанализ буклетов, выставка

Листовка

Беседа, практикум

Просмотр и анализ листовок, практическое задание по изготовлению листовки

Информационные листовки

Ноутбук, принтер

Анализ листовок

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций

Беседа, трудовая акция, уличная акция, информационная акция

Трудовой десант, подготовка и распространение агитационного материала,  листовок



Коллективная рефлексия, отзывы, фотоотчет,

оформление альбома, подготовка информационных заметок

Организация  социальных дел гражданско-патриотической направленности

Концерт, встреча, экскурсия в краеведческий музей

Репетиция, разговор с интересными людьми, создание информационного раздаточного материала

Сценарии мероприятий

Проектор, экран, ноутбук

Коллективная рефлексия, анализ информационного раздаточного материала

Особенности работы с младшими школьниками

беседа

Объяснение



опрос

Подростковый возраст и его особенности

Беседа, дискуссия

Объяснение, решение психологических задач

Карточки с проблемными ситуациями


Практическое задание

Психологические особенности людей пожилого возраста

Беседа,

просмотр и обсуждение видеофильма «Бабуся», дискуссия

Видеофильм «Бабуся»

Видеопроектор, ноутбук, экран

опрос

Тренинг личностного роста

тренинг

Рефлексия, ролевая игра, дискуссия

Карточки с ролевыми ситуациями, бланки для практических упражнений

Мяч, туристические коврики

Индивидуальная рефлекия

Тренинг коммуникативных навыков

тренинг

Деловая игра, ролевая игра, дискуссия

Карточки с ролевыми ситуациями,


Коллективная рефлексия

Тренинг толерантности

тренинг

Деловая игра, ролевая игра, дискуссия

Карточки с ролевыми ситуациями, презентация «Неформальные молодежные объединения»

Ноутбук, проектор, экран

Индивидуальная рефлексия

Помощь ветеранам и пожилым людям

Трудовой десант, концерт

Практическая работа



Коллективная рефлексия, фотоотчет, отзыв

Помощь детям-сиротам

мастер-класс, игровая программа

Игры, показ


Спортивный инвентарь

Коллективная рефлексия, отзыв, фотоотчет

(2 год обучения)

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Деятельность общественного объединения волонтеров

Лекция, «мозговой штурм»

Объяснение, показ иллюстраций, работа с документами

Подборка символов различных объединений, Положение о работе волонтерского отряда, личная книжка волонтера

Видеопроектор, ноутбук, экран

опрос

Управление волонтерской деятельностью

Лекция, деловая игра

Объяснение



опрос

Сопротивление групповому давлению.

Тренинг

Психологические игры

Карточки с ролевыми ситуациями


Групповая рефлексия

Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике

Лекция

Блеф-клуб, показ видеороликов

Учебные видеоролики, мультфильмы

Видеопроектор, ноутбук, экран

Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия

ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике.

Лекция, дискуссия

Показ учебного видеоролика, просмотр и обсуждение фильма

Фильм «Дневник Насти»

Видеопроектор, ноутбук, экран

Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия

Новостная статья

Лекция

Объяснение, работа с текстами, практическая работа

Подборки газетных  статей


Практическое задание

Взаимодействие НКО с объектами внешней среды

Лекция

Объяснение, практическая работа

Примеры деловых писем


Практическое задание

Понятие социальной рекламы. Социальный плакат.

Лекция

Объяснение, показ иллюстраций, практическая работа

Подборки социальных плакатов


Практическое задание

Социальный видеоролик

Лекция

Объяснение, показ видеороликов, «мозговой штурм», практическая работа

Подборка социальных роликов

Видеопроектор, ноутбук, экран

Практическое задание

Технология «Равный обучает равного»

Лекция

Объяснение, показ видеоматериала

Видеоматериалы  о работе в данной  технологии

Видеопроектор, ноутбук, экран

Практическое задание

Дискуссия

Лекция, «дискуссионные качели»

Объяснение, упражнение Джеффа

Карточки для упражнения Джеффа


Практическое задание

Социальный театр

Лекция, репетиция

Объяснение, работа текстом, «мозговой штурм», репетиция

Сценарии социального театра, записи постановок социального театра

Видеопроектор, ноутбук, экран

Коллективная рефлексия

Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций

Практикум

Практическая работа


Ноутбук, принтер

Коллективная рефлексия

Основы социального проектирования

Лекция, деловая игра

Объяснение, показ видеопрезентации, практическая работа

Видеопрезентация

«Технология социального проектирования»

Видеопроектор, ноутбук, экран

Практическая работа

Разработка и реализация социальных проектов

Практикум

 Практическая работа




Помощь ветеранам и пожилым людям

Трудовой десант, встреча, концерт

Практическая работа



Фотоотчет, коллективная рефлексия

Помощь детям-сиротам

Творческая мастерская

«мозговой штурм», мастер-класс,

Сценарий мероприятия

Музыкальная аппаратура, спортивный инвентарь

Фотоотчет, коллективная рефлексия

Работа с подростками девиантного поведения

Лекция, практикум

«мозговой штурм»

Сценарий мероприятия

Спортивный инвентарь

Фотоотчет, коллективная рефлексия

Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями

Творческая мастерская

«мозговой штурм»

Сценарий мероприятия


Фотоотчет, отзыв

Лидер. Типы лидерства

Беседа, тренинг

Объяснение, тестирование, психологические игры

Бланк для теста «Я – лидер?»


опрос

Рефлексия.

Беседа

Объяснение

Бланки с вопросами «Рефлексия дня», «Рефлексия своего состояния», «Рефлексия себя»


опрос

Подготовка к участию в конкурсе « Волонтер года»

Практикум

Практическая работа

Положения о конкурсах


конкурс

Организация детских праздников

Практикум

Практическая работа

Сценарии праздников

Спортивный инвентарь

Фотоотчет, коллективная рефлексия


































Список литературы

Литература для педагогов

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003

  2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009

  3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009

  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005

  5. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3

  6. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3

  7. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008

  8. Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006

  9. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7

Литература для учащихся

  1. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006

  2. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004

  3. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005

  4. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012

  5. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004













Календарный учебный график

Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»

Месяц, число № недели

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь


январь

февраль

1, 3-8

10-15

17-22

24-29

1-6

8-13

15-20

23-27

29.10-3.11

6-10

12-17

19-24

26-1

3-8

10-15

17-22

45-29,31

9-12

14-19

21-26

28.01-2.02

4-9

11-16

18-22

25.02-2-03

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25


У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У


март

апрель

май

июнь

июль

август

4-7,9

11-16

18-23

25-30

1-6

8-13

15-20

22-27

29,30, 2,4

6-8, 10,11

13-18

20-25

27.05-1.06

3-8

10,11,13-15

17-22

24-39

1-6

8-13

15-20

22-27

29.07-3.08

5-10

12-17

19-24

26-31

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

У

У

У

У

У

У

У

У

У, И/А

У, И/А

У, И/А

Р

Р

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

У – учебные дни, А – промежуточная/итоговая аттестация, Р – резервные дни, Л – летний режим работы для основных работников

Начало учебного года

01 сентября


Продолжительность учебного года

В течение всего календарного года, исключая общегосударственные праздничные дни.

Учебный год составляет 51 неделю, в том числе в летний период работа в оздоровительных и профильных лагерях, по индивидуальным планам на период летнего активного отдыха.

Педагоги-совместители работают в течение 36 недель — с 01 сентября по 31 мая, включая резервные дни.

Продолжительность учебной недели

Шестидневная рабочая неделя

Начало занятий

В соответствии с расписанием занятий.

Длительность занятия

- 45 мин.

- 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет в объединениях с использованием компьютерной техники, в возрасте до 8 лет в хореографических объединениях.

После каждого занятия необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин.

Занятия в объединениях начинаются не ранее 8.00 утра, заканчиваются не позднее 20.00 часов для учащихся до 16 лет, не позднее 21.00 часов для учащихся 16-18 лет.

Промежуточная и итоговая аттестация

Май.