Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Дополнительная общеразвивающая программа
«Рука в руке»
Возраст детей: 12-16 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель: Анисимова Светлана Викторовна,
педагог дополнительного образования
с. Дзякино
2018 г.
Пояснительная записка
Дополнительная обшеразвивающая программа «Рука в руке» - программа социально-педагогической направленности. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. В этом состоит актуальность обучения по программе.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа « Рука в руке» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Цель – формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи 1 года обучения:
Образовательные
обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
обучение основам работы с различными видами информации.
Развивающие:
формирование первичных организаторских умений и навыков;
развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
развитие уверенности в себе;
Воспитательные:
воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья
Задачи 2 года обучения
Образовательные
знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
обучение методике социального проектирования;
расширение навыков работы с информацией;
специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения)
Развивающие
дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;
расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий
развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности
Воспитательные
содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;
воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни
Срок реализации программы - 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год. Возраст учащихся – 12-16 лет.
Занятия первого года обучения формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.
На втором году обучения внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах. В рамках раздела «Специальная подготовка волонтеров» проводится углубленное обучение по следующим направлениям-профилям:
- добровольческая работа с детьми с ограниченными возможностями, их семьями;
- добровольческая работа с детьми-сиротами, воспитанниками детских домов и интернатов;
- добровольческая работа с детьми из малообеспеченных семей;
- добровольческая работа с подростками девиантного поведения;
- трудовая помощь пожилым людям
Требования к знаниям и умениям 1 год обучения
К концу первого года обучения воспитанники должны знать:
• историю развития волонтерского движения;
• основные добровольческие организации России;
• понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
• правила составления информационного буклета;
• методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
• возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;
• правила выхода из конфликтной ситуации;
• влияние психоактивных веществ на организм человека;
• способы отказа от употребления психоактивных веществ
Воспитанники должны уметь:
• владеть навыками планирования и самоанализа;
• уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
• организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
• уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.
• устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
• владеть навыками поведения в конфликтной ситуации
Требования к знаниям и умениям 2 год обучения
К концу второго года обучения воспитанники должны знать:
требования к созданию социальной рекламы;
структуру и правила оформления делового письма;
технологию социального проектирования;
основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра
возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины девиантного поведения;
биологические и социальные последствия наркотической зависимости
К концу второго года обучения воспитанники должны уметь:
создавать социальные ролики в программе Movie Maker, социальный плакат в программе Paint;
разрабатывать социальные проекты;
составлять деловое письмо, писать новостную статью;
владеть навыками сопротивления групповому давлению;
эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения
выступать в роли организатора различных дел социальной направленности
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся в Учреждении и промежуточная аттестация осуществляются педагогом. Формы проведения текущего контроля: фронтальный опрос, практикум по конструированию игровых программ, разработка и проведение социальных акций. Промежуточная аттестация – проведение тренингов: личностного роста, коммуникативных навыков, толерантности, проведение благотворительных, экологических, социальных и др. акций.
Итоговая аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе « Рука в руке» администрацией школы в форме участия в конкурсе «Волонтер года».
Учебный план
(1 год обучения)
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы промежуточной аттестации |
Всего | Теория | Практика |
1. | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | 6 | 5 | 1 | |
1.1. | Социальная работа и социальное служение. | 2 | 2 | - | |
1.2. | Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи | 1 | 1 | - | |
1.3. | Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | 1 | 1 | - | |
1.4. | Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии. | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
2. | Игровые технологии в работе волонтера. | 20 | 2 | 18 | |
2.1. | Игры-адаптации. Игры с эстрады | 2 | 1 | 1 | |
2.2. | Игровая программа | 4 | 1 | 3 | |
2.3. | Организация игровых переменок, детских праздников | 14 | - | 14 | Проведение игровой программы |
3. | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | 28 | 2 | 26 | |
3.1. | Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | 1 | - | 1 | |
3.2. | Влияние курения на организм человека | 2 | - | 2 | |
3.3. | Влияние алкоголя на организм человека. | 1 | - | 1 | |
3.4. | Алкоголь и закон. | 2 | - | 2 | |
3.5. | Умение отказываться. | 2 | - | 2 | |
3.6. | Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | 14 | - | 14 | |
3.7. | Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | 6 | 2 | 4 | Проведение классных часов |
4. | Информационные технологии в работе волонтеров | 8 | 2 | 6 | |
4.1. | Информационный буклет. Принципы создания. | 6 | 1 | 5 | |
4.2. | Листовка | 2 | 1 | 1 | Создание листовки |
5. | Основы проведения социальных дел | 45 | 2 | 43 | |
5.1. | Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций | 2 | 2 | - | |
5.2. | День народного единства | 4 | - | 4 | |
5.3. | День матери | 6 | - | 6 | |
5.4. | Письмо солдату | 6 | - | 6 | |
5.5. | «Весенняя неделя добра» | 8 | - | 8 | |
5.6. | Акции по пропаганде ЗОЖ | 5 | - | 5 | |
5.7. | Благотворительные акции | 4 | - | 4 | |
5.8. | Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | 10 | - | 10 | Проведение социальной акции |
6 | Психологическая подготовка волонтеров | 21 | 3 | 18 | |
6.1. | Особенности работы с младшими школьниками | 1 | 1 | - | |
6.2. | Психологические особенности людей пожилого возраста | 1 | 1 | - | |
6.3. | Тренинг личностного роста | 6 | - | 6 | |
6.4. | Тренинг коммуникативных навыков | 8 | - | 8 | |
6.5. | Тренинг толерантности | 5 | 1 | 4 | |
7 | Специальная подготовка волонтеров | 16 | 1 | 15 | |
7.1. | Помощь ветеранам и пожилым людям | 10 | 1 | 9 | |
7.2. | Помощь детям-сиротам | 6 | - | 6 | Разработка и проведение социальных акций |
| Итого: | 144 | 17 | 127 | |
| | | | | |
Содержание 1 года обучения
Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (6 часов)
1. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом.
2. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.
3. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря. 4. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.
Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера (20 часов)
1. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки.
2. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры.
3. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. КТД «Север-юг-запад-восток»
4. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ.
Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (28 часов)
1. Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость.
2. Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Состав алкогольных напитков. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости.
3. Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека. (Встреча с наркологом)
4. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН.
5. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом.
6. Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр, проведение классных часов в МОУ «Дзякинская СОШ»
Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров (8 часов)
1. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Раздел 5.Основы проведения социальных дел (45 часов)
1. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери. Проведение благотворительных и экологических акций. Участие во всероссийских акциях «Белая ленточка», «Весенняя неделя добра» и др.
2. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Встреча с родственниками погибших. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн.
Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров (21 час)
1. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.
2. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся»
3.Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
4. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров»
5.Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров (16 часов)
1. Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов.
2. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.
Учебный план
(2 год обучения)
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы промежуточной аттестации |
Всего | Теория | Практика |
1. | Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения | 6 | 2 | 4 | |
1.1. | Деятельность общественного объединения волонтеров | 2 | 1 | 1 | |
1.2. | Управление волонтерской деятельностью | 4 | 1 | 3 | Фронтальный опрос |
2. | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | 18 | 7 | 11 | |
2.1. | Сопротивление групповому давлению. | 2 | 1 | 1 | |
2.2. | Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 8 | 2 | 6 | |
2.3. | ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | 8 | 4 | 4 | Проведение классных часов |
3. | Информационные технологии в работе волонтера | 18 | 4 | 14 | |
3.1. | Новостная статья | 4 | 1 | 3 | |
3.2. | Взаимодействие НКО с объектами внешней среды | 2 | 1 | 1 | |
3.3. | Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. | 4 | 1 | 3 | |
3.4. | Социальный видеоролик | 8 | 1 | 7 | Социальный плакат |
4. | Школа социальных технологий | 16 | 4 | 12 | |
4.1. | Технология «Равный обучает равного» | 2 | 1 | 1 | |
4.2. | Дискуссия | 4 | 1 | 3 | |
4.3. | Социальный театр | 10 | 2 | 8 | Социальный ролик |
5 | Основы социального проектирования и проведения социальных дел | 70 | 6 | 64 | |
5.1. | Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | 18 | - | 18 | |
5..2 | Основы социального проектирования | 4 | 4 | | |
5.3. | Разработка и реализация социальных проектов | 12 | - | 12 | Социальный проект |
6. | Специальная подготовка волонтеров | | - | | |
6.1. | Помощь ветеранам и пожилым людям | 12 | - | 12 | |
6.2. | Помощь детям-сиротам | 6 | - | 6 | |
6.3. | Работа с подростками девиантного поведения | 9 | 1 | 8 | |
6.4. | Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями | 9 | 1 | 8 | Фронтальный опрос |
7. | Лидерство в волонтерском объединении | 16 | 4 | 12 | |
7.1. | Лидер. Типы лидерства | 4 | 2 | 2 | |
7.2. | Рефлексия. | 2 | 2 | - | |
7.3. | Подготовка к участию в конкурсе « Волонтер года» | 4 | - | 4 | |
7.4. | Организация детских праздников | 6 | - | 6 | Конкурс «Волонтер года» |
| Итого | 144 | 20 | 117 | | |
Содержание 2 года обучения Раздел 1. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения (6 часов)
1. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера
2. Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Фандрайзинг.
Раздел 2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (18 часов)
Сопротивление групповому давлению
Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркомана». Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости.
ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти»
Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтера (18 часов)
Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии.
Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма.
Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.
Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа над созданием видеоролика.
Раздел 4. Социальные технологии в работе волонтера (16 часов)
Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «Равный обучает равного»
Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова)
Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Фасилитация.
Раздел 5. Основы социального проектирования и проведения социальных дел (70 часов)
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций.
Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация.
Раздел 6. Специальная подготовка волонтеров (16 часов)
Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов.
Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.
Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.
Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья - Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска»
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 7. Лидерство в волонтерском объединении (16 часов)
Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.
Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.
Подготовка к участию в районном конкурсе «Волонтер года»
Формы аттестации и оценочные материалы
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Форма аттестации обучающихся 1 года обучения:
Текущий контроль успеваемости учащихся в Учреждении и промежуточная аттестация осуществляются педагогом.
Формы проведения текущего контроля: практикум по конструированию игровых программ, разработка и проведение социальных акций
Промежуточная аттестация – проведение тренингов: личностного роста, коммуникативных навыков, толерантности
Форма аттестации обучающихся 2 года обучения:
Промежуточная аттестация – проведение благотворительных, экологических и др. акций
Итоговая аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе « Рука в руке» администрацией школы в форме организации и проведения детских праздников; участие в конкурсе « Волонтер года».
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины;
- программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
- средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
- программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой объёма умений и навыков
Конкурс «Волонтер года»
Конкурс проводится в два этапа:
- первый (заочный) этап – подготовка презентации материалов о деятельности волонтера за текущий год. Проводится в течение года и заключается в осуществлении волонтером добровольческой деятельности.
Второй (очный) – этап проводится в течение месяца со дня окончания приема заявок на участие в конкурсе: участники конкурса представляют в конкурсную комиссию материалы о собственной добровольческой деятельности, защищают представленные материалы.
Критерии оценивания (0-5 баллов):
- общественная значимость оказанной добровольцем помощи, проведенных мероприятий и акций;
- количество волонтерских часов;
- результативность оказанной участником конкурса волонтерской помощи;
- эффективность используемых технологий, методов, программ;
- возможность тиражирования опыта.
20-25 баллов – высокий уровень
15-20 баллов – средний уровень
10-15 баллов – низкий уровень
Методическое обеспечение программы
(1 год обучения)
Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | беседа | Дискуссия, просмотр видеоролика | Видеоролик «Так просто» | Проектор, ноутбук, экран | тест |
Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи | беседа | Дискуссия, просмотр видеопрезентации | Презентация «Добровольческие организации России» | Проектор, ноутбук, экран | Коллективная рефлексия |
Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | Беседа, деловая игра | Проведение социального опроса, планирование работы | Плакат для заполнения «Солнце жизни и тучи проблем» | | Коллективная рефлексия |
Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | беседа | Дискуссия, создание видеоролика «Добровольческая агитка» | фотографии | Фотоаппарат, видеокамера | |
Игры-адаптации. Игры с эстрады | Занятие-игра | Беседа, показ игр | Подборка игр-адаптаций, игр с эстрады | | Создание картотеки игр |
Игровая программа | Занятие-практикум | Беседа, показ игр, практикум по конструированию игровых программ | | | Практическое задание |
Организация игровых переменок, детских праздников | Мастер-класс, творческая мастерская | Мозговой штурм | Сценарии мероприятия | | Фотоотчет, оформление альбома |
Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | Занятие-игра | Дискуссия, ролевая игра | Карточки с ролями, форма протокола заедания районной думы | | Коллективная рефлексия |
Влияние курения на организм человека | Конференция | Показ видеороликов, дискуссия, защита мини-рефератов | Видеоролики | Проектор, ноутбук, экран | опрос |
Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ | Беседа | Показ иллюстративного материала, блеф-клуб с пояснениями | Альбом «Твое здоровье», социальные ролики | Проектор, ноутбук, экран | Мини-опрос |
Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН | встреча | Анализ текста, объяснение | Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 20.21, ст.20.1,ст. 7.27, с. 6.67, ст.6.10, ст. 116, ст. 158, ст. 162, ст. 166) | | Оформление информационного листа для стенда |
Умение отказываться. Встреча со школьным психологом | Тренинг | Дискуссия, ролевая игра, рефлексия | Карточки с ролевыми ситуациями, слайды «Приемы отказа от предлагаемого алкоголя» | | Коллективная рефлексия |
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | Практикум | «Мозговой штурм», работа с информационными источниками, изготовление раздаточного материала | Сценарии мероприятия | Проектор, экран, ноутбук | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Компьютерная, игровая зависимости. | беседа | Показ видеоматериала. объяснение, дискуссия | Видеоролик «Жить или играть», | Проектор, экран, ноутбук | Мини-опрос |
Разработка и проведение классных часов по профилактике компьютерной зависимости | Творческая мастерская | «Мозговой штурм», работа с информационными источниками, создание видеоролика | Видеролики «Друзья рядом», «Жить или играть» | Проектор, экран, ноутбук | Коллективная рефлекия |
Информационный буклет. Принципы создания. | Беседа, практикум | Показ, анализ информационного раздаточного материала, практическое задание по составлению информационного буклета | Информационные буклеты на разные темы | Ноутбук, принтер | Самоанализ буклетов, выставка |
Листовка | Беседа, практикум | Просмотр и анализ листовок, практическое задание по изготовлению листовки | Информационные листовки | Ноутбук, принтер | Анализ листовок |
Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций | Беседа, трудовая акция, уличная акция, информационная акция | Трудовой десант, подготовка и распространение агитационного материала, листовок | | | Коллективная рефлексия, отзывы, фотоотчет, оформление альбома, подготовка информационных заметок |
Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | Концерт, встреча, экскурсия в краеведческий музей | Репетиция, разговор с интересными людьми, создание информационного раздаточного материала | Сценарии мероприятий | Проектор, экран, ноутбук | Коллективная рефлексия, анализ информационного раздаточного материала |
Особенности работы с младшими школьниками | беседа | Объяснение | | | опрос |
Подростковый возраст и его особенности | Беседа, дискуссия | Объяснение, решение психологических задач | Карточки с проблемными ситуациями | | Практическое задание |
Психологические особенности людей пожилого возраста | Беседа, | просмотр и обсуждение видеофильма «Бабуся», дискуссия | Видеофильм «Бабуся» | Видеопроектор, ноутбук, экран | опрос |
Тренинг личностного роста | тренинг | Рефлексия, ролевая игра, дискуссия | Карточки с ролевыми ситуациями, бланки для практических упражнений | Мяч, туристические коврики | Индивидуальная рефлекия |
Тренинг коммуникативных навыков | тренинг | Деловая игра, ролевая игра, дискуссия | Карточки с ролевыми ситуациями, | | Коллективная рефлексия |
Тренинг толерантности | тренинг | Деловая игра, ролевая игра, дискуссия | Карточки с ролевыми ситуациями, презентация «Неформальные молодежные объединения» | Ноутбук, проектор, экран | Индивидуальная рефлексия |
Помощь ветеранам и пожилым людям | Трудовой десант, концерт | Практическая работа | | | Коллективная рефлексия, фотоотчет, отзыв |
Помощь детям-сиротам | мастер-класс, игровая программа | Игры, показ | | Спортивный инвентарь | Коллективная рефлексия, отзыв, фотоотчет |
(2 год обучения)
Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Деятельность общественного объединения волонтеров | Лекция, «мозговой штурм» | Объяснение, показ иллюстраций, работа с документами | Подборка символов различных объединений, Положение о работе волонтерского отряда, личная книжка волонтера | Видеопроектор, ноутбук, экран | опрос |
Управление волонтерской деятельностью | Лекция, деловая игра | Объяснение | | | опрос |
Сопротивление групповому давлению. | Тренинг | Психологические игры | Карточки с ролевыми ситуациями | | Групповая рефлексия |
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике | Лекция | Блеф-клуб, показ видеороликов | Учебные видеоролики, мультфильмы | Видеопроектор, ноутбук, экран | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | Лекция, дискуссия | Показ учебного видеоролика, просмотр и обсуждение фильма | Фильм «Дневник Насти» | Видеопроектор, ноутбук, экран | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
Новостная статья | Лекция | Объяснение, работа с текстами, практическая работа | Подборки газетных статей | | Практическое задание |
Взаимодействие НКО с объектами внешней среды | Лекция | Объяснение, практическая работа | Примеры деловых писем | | Практическое задание |
Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. | Лекция | Объяснение, показ иллюстраций, практическая работа | Подборки социальных плакатов | | Практическое задание |
Социальный видеоролик | Лекция | Объяснение, показ видеороликов, «мозговой штурм», практическая работа | Подборка социальных роликов | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическое задание |
Технология «Равный обучает равного» | Лекция | Объяснение, показ видеоматериала | Видеоматериалы о работе в данной технологии | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическое задание |
Дискуссия | Лекция, «дискуссионные качели» | Объяснение, упражнение Джеффа | Карточки для упражнения Джеффа | | Практическое задание |
Социальный театр | Лекция, репетиция | Объяснение, работа текстом, «мозговой штурм», репетиция | Сценарии социального театра, записи постановок социального театра | Видеопроектор, ноутбук, экран | Коллективная рефлексия |
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | Практикум | Практическая работа | | Ноутбук, принтер | Коллективная рефлексия |
Основы социального проектирования | Лекция, деловая игра | Объяснение, показ видеопрезентации, практическая работа | Видеопрезентация «Технология социального проектирования» | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическая работа |
Разработка и реализация социальных проектов | Практикум | Практическая работа | | | |
Помощь ветеранам и пожилым людям | Трудовой десант, встреча, концерт | Практическая работа | | | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Помощь детям-сиротам | Творческая мастерская | «мозговой штурм», мастер-класс, | Сценарий мероприятия | Музыкальная аппаратура, спортивный инвентарь | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Работа с подростками девиантного поведения | Лекция, практикум | «мозговой штурм» | Сценарий мероприятия | Спортивный инвентарь | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями | Творческая мастерская | «мозговой штурм» | Сценарий мероприятия | | Фотоотчет, отзыв |
Лидер. Типы лидерства | Беседа, тренинг | Объяснение, тестирование, психологические игры | Бланк для теста «Я – лидер?» | | опрос |
Рефлексия. | Беседа | Объяснение | Бланки с вопросами «Рефлексия дня», «Рефлексия своего состояния», «Рефлексия себя» | | опрос |
Подготовка к участию в конкурсе « Волонтер года» | Практикум | Практическая работа | Положения о конкурсах | | конкурс |
Организация детских праздников | Практикум | Практическая работа | Сценарии праздников | Спортивный инвентарь | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
| | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Список литературы
Литература для педагогов
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006
Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7
Литература для учащихся
Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
Календарный учебный график
Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»
Месяц, число № недели | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | | январь | февраль |
1, 3-8 | 10-15 | 17-22 | 24-29 | 1-6 | 8-13 | 15-20 | 23-27 | 29.10-3.11 | 6-10 | 12-17 | 19-24 | 26-1 | 3-8 | 10-15 | 17-22 | 45-29,31 | 9-12 | 14-19 | 21-26 | 28.01-2.02 | 4-9 | 11-16 | 18-22 | 25.02-2-03 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
март | апрель | май | июнь | июль | август |
4-7,9 | 11-16 | 18-23 | 25-30 | 1-6 | 8-13 | 15-20 | 22-27 | 29,30, 2,4 | 6-8, 10,11 | 13-18 | 20-25 | 27.05-1.06 | 3-8 | 10,11,13-15 | 17-22 | 24-39 | 1-6 | 8-13 | 15-20 | 22-27 | 29.07-3.08 | 5-10 | 12-17 | 19-24 | 26-31 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |
У | У | У | У | У | У | У | У | У, И/А | У, И/А | У, И/А | Р | Р | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л |
У – учебные дни, А – промежуточная/итоговая аттестация, Р – резервные дни, Л – летний режим работы для основных работников
Начало учебного года | 01 сентября |
Продолжительность учебного года | В течение всего календарного года, исключая общегосударственные праздничные дни. Учебный год составляет 51 неделю, в том числе в летний период работа в оздоровительных и профильных лагерях, по индивидуальным планам на период летнего активного отдыха. Педагоги-совместители работают в течение 36 недель — с 01 сентября по 31 мая, включая резервные дни. |
Продолжительность учебной недели | Шестидневная рабочая неделя |
Начало занятий | В соответствии с расписанием занятий. |
Длительность занятия | - 45 мин. - 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет в объединениях с использованием компьютерной техники, в возрасте до 8 лет в хореографических объединениях. После каждого занятия необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. Занятия в объединениях начинаются не ранее 8.00 утра, заканчиваются не позднее 20.00 часов для учащихся до 16 лет, не позднее 21.00 часов для учащихся 16-18 лет. |
Промежуточная и итоговая аттестация | Май. |