СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Палитра лета"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может использоваться педагогами при работе в летнем лагере. Её легко дополнить своим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Палитра лета"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»





Принята на заседании методсовета совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года


УТВЕРЖДАЮ

Директор ______________________

Приказ № ____

от «____» ________ 20___ года






АДАПТИРОВАННАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПАЛИТРА ЛЕТА»



НАПРАВЛЕННОСТЬ:


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:









Разработчик :

Стецкова Алевтина Викторовна,

методист









Ростов-на-Дону

2019





Пояснительная записка

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство.

Их время должно быть временем радости,

временем мира, игр, учебы и роста»

Конвенция о правах ребенка.


В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние - в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.

Пришкольные лагеря ‑ одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста, а также одна из самых распространенных форм летнего отдыха школьников.

Лето ‑ это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.

Ежегодно для обучающихся организуются смены летнего пришкольного лагеря дневного пребывания, который функционирует на базе образовательного учреждения.

Лагерь ‑ это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.

Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и саморазвития.

Лагерь с дневным пребыванием обучающихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой ‑ пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.

Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Данная программа рассчитана надетей от 7 до 14 лет.

Она имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.

Программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены.

Программа насыщена разными, творческими, познавательными, развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников и развивают духовно-нравственную творческую личность.

Летний лагерь сегодня‑ это:

1. Возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.

2.Укрепление здоровья и организация досуга учащихся.

3.Профилактика вредных привычек, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальная защита прав и законных интересов детей.

Именно первоочередной задачей летнего пришкольного лагеря является физическое и духовное оздоровление детей и подростков.

Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана данная программа.


Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;

  • Конституцией РФ;

  • Законом РФ «Об образовании»;

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

  • Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

  • Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

  •  Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.


Актуальность программы

Очень важно для здоровья детей, чтобы после долгого периода учебного года произошла разрядка накопившейся напряжённости. К сожалению, реальностью нашей жизни стало то, что социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, и в большей степени положение детей. Многие родители самоустранились от воспитания, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения. Участниками лагерных смен являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.
Именно для этого разработана программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.





Цели и задачи программы

Цели:

  • Организация отдыха, оздоровления и занятости учащихся в летнем пришкольном лагере через организацию и проведение коллективно-творческих дел.

  • Создание положительного эмоционального климата в коллективе.

  • Создание развивающих условий в летнем городском лагере.


Задачи:

  • Формирование потребности в социально-значимых видах деятельности через коллективно-творческие дела.

  • Формирование у детей коммуникативных навыков.

  • Способствовать утверждению в сознании школьников нравственных и культурных ценностей.

  • Приобщать детей к творческим видам деятельности, способствовать развитию творческого мышления.

  • Создавать условия для развития и укрепления связей семьи и школы, учреждений дополнительного образования, культуры и др.


Основная идея программы ЛДП «Палитра лета» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности, составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.

Принципы построения программы

Программа «Палитра» строится на следующих принципах:

§ Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: возможность проявления способностей в различных областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря, создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

§ Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь мероприятий в рамках тематического дня.

§ Принцип индивидуализации - учет всех индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности, предоставление возможностей для самореализации и самораскрытия.

§ Принцип креативности - создание условий для выбора детьми различных форм творческой деятельности и приобретение собственного опыта

§ Принцип сотрудничества - организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи, моделирования и создания ситуации успеха при общении детей и взрослых

§ Принцип мотивации деятельности - добровольность включения ребенка в игру, наличие осознанной цели, доверия воспитаннику.

§ Принцип безопасности всех мероприятий.

Изложенные выше принципы не только обеспечивают формирование у детей познавательных интересов, творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровья.


Направления и виды деятельности:

  • Эстетическое воспитание и творческая деятельность.

  • Нравственное воспитание и социально-значимая деятельность.

  • Физическое воспитание, развитие навыков здорового образа жизни.

  • Профилактика правонарушений.


Краткое содержание:

Так как программа является комплексной, то её работа строится по нескольким направлениям:

  • Физкультурно-оздоровительное

  • Нравственно-эстетическое

  • Коммуникативное

  • Интеллектуальное

  • Профилактическое


  1. Физкультурно-оздоровительное осуществляется через:

  • вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  • расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • ежедневная утренняя зарядка с игровым сюжетом

  • подвижные игры на свежем воздухе,

  • эстафеты и соревнования между отрядами.


Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду ‑ на открытом воздухе, в непогоду ‑ в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры ‑ еще и воспитанию дружбы.


  1. Нравственно-эстетическое (художественно‑творческая деятельность)

Формы организации

  • выставки рисунков, поделок

  • подготовка плакатов,

  • социально-значимые акции.

Творческая деятельность ‑ это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.


  1. Коммуникативное

‑ это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой

деятельности детей ‑ один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Задачи

  • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

Формы организации

  • игры на знакомство и сплочение коллектива,

  • ролевые игры.


  1. Интеллектуальное

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах.

С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи интеллектуального направления.

Интеллектуальные конкурсы в пришкольном лагере не ставят перед собой цель определить, насколько дети хорошо усвоили школьную программу, а насколько они являются интеллектуально развитыми и эрудированными вне этой программы.

Именно поэтому, составляя вопросы для викторины или задания для других конкурсов, следует принимать во внимание материал, который дети могли получить не только на уроках. Например, довольно интересными и сравнительно несложными являются литературные конкурсы, в ходе которых детям нужно вспомнить персонажей каких-либо художественных произведений или какие-то подробности, на которые не все могли обратить внимание. Такие же вопросы могут касаться популярных фильмов или мультфильмов. Например, все помнят популярный мультфильм «Каникулы в Простоквашино», а вот вспомнить сходу, как зовут почтальона Печкина, вспомнить смогут не все. А ведь его имя (Игорь Иванович) очень отчетливо звучит в мультфильме.

Подобные конкурсы не только определят уровень интеллектуального развития и внимательности школьников, но и дадут стимул другим узнать как можно больше, прочитать некоторые книги, чтобы в следующий раз выглядеть не глупее остальных. Проявив фантазию, учителя и воспитатели смогут достойно подготовить мероприятия для пришкольного лагеря, которые сделают отдых детей действительно интересным и незабываемым

Развитие интеллектуальных способностей детей и подростков через организацию работы Клуба юных интеллектуалов.

Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Основные формы работы:

  • Викторины, интеллектуальные марафоны.

  • Организация игр «Что? Где? Когда?»


5. Профилактическое

  • беседы о правилах поведения, выработка правил работы в группе,

  • просмотр мультфильмов и видеороликов, с последующим обсуждением.


Проведение мероприятий осуществляется различными формами и методами.

Адресаты программы

Обучающиеся образовательных учреждений Пролетарского района города Ростова-на-Дону.


Место проведения.

ОУ Пролетарского района, города Ростова-на-Дону


Срок реализации.

По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение летней оздоровительной кампании.


Кадровые ресурсы необходимые для реализации программы

Педагоги дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Досуг»


Обоснование значимости:

Все дети одарены, это доказано психологическими исследованиями.

Главное ‑ вовремя создать условия для детского развития.

Чем старше становится ребёнок, тем сильней развивается его потребность в самореализации и самоутверждении, поэтому все мероприятия программы насыщены творческими элементами, позволяющими раскрыться каждому ребенку и попробовать себя в разных ролях в коллективной творческой деятельности.


Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

  • Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  • Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и социальной активности.

  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).

  • Расширение кругозора детей.

  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

  • Личностный рост участников смены.

Критерии эффективности программы

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  • Соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей;

  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Механизм реализации программы

Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.

Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.

Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.

Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.

Материально-техническое обеспечение.

Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

Материалы для оформления и творчества детей.

Наличие канцелярских принадлежностей.

Аудиоматериалы и видеотехника.

Призы и награды для стимулирования.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Подготовительный этап.(май)

Деятельностью этого этапа является:

  • Утверждение программы лагеря дневного пребывания детей «Палитра лета» на педсовете.

  • Подбор кадров для работы в лагере.

  • Обеспечение условий реализации программы.

  • Подготовка материально-технической базы.


2. Организационный этап смены (июнь, июль)

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «Палитра лета»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.


3. Основной этап смены

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа творческих мастерских.


4. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены.

Практические занятия



Дата

Игры и цели развивающих занятий


Примечание

  1. 1.


Всё начинается с детства

Конкурс рисунков посвященный Дню защиты детей


 

«Огонек знакомств» - игра

Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

 


«В лагере я хотел бы…» (диагностика)

Цель: узнать ожидание ребят от пребывания в лагере



Ты и Я - такие разные!? - игра

Цель: развитие межличностного общения, внимания, тактильной памяти.

 


Красота вокруг нас – творческая мастерская

Цель: развитие креативного и логического мышления, способности выражать свои чувства через художественный образ.

 


Я и права человека

Викторина по правам ребенка (на основе сказок)

Цель: ознакомить ребят, в игровой форме, с их правами и обязанностями.

 

 

Познавательная игра-викторина «Букет здоровья»

Цель: формирование навыков ЗОЖ.

 

 

Творческая мастерская. Коллективное панно

Цель: стимулирование внутригруппового общения развитие воображения, творческих способностей.

 

 

Бумажная симфония.

Цель: развитие творческих способностей.

 


«По страницам сказок» интеллектуальная игра

Цель: повысить интерес детей к чтению книг.


 

«Лучший день в лагере» конкурс рисунков на асфальте

Цель: создание положительного настроя.

 

 

Игра «Путешествие по родной стране»

Цель: формирование патриотизма.

 


«День талантов»

Цель: развитие творческих способностей.



«Музыкальная гостинная»



«Быстрее, выше, сильнее»

Цель: формирование ЗОЖ



День « Спасайкина»

Цель: формирование ЗОЖ



День «Фантазий и юмора»

Цель: развитие творческих способностей.



«В здоровом теле – здоровый дух!»

Цель: формирование ЗОЖ



«День игр»

Цель: развитие творческих способностей.

Цель: формирование ЗОЖ


 

Мы вместе прожили не зря (концертная программа)

Цель: развитие творческих способностей.

 

 

 

 






















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. ‑ Ярославль: Академия развития, 2003

  4. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. ‑ М.: Педагогическое общество России, 2002.

  5. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно‑практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

  6. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)

  7. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. ‑ Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

  8. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. ‑ М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

  9. Сергеев В.М. Методики социально-психологической диагностики подростковой группы. ‑ Н.Новгород: ППМЦ, 2006г.

  10. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. ‑ М.: Педагогическое общество России, 2001. ‑ 256 с
























ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для детей в конце смены

1. Считаешь ли ты, что пребывание в лагере принесло тебе пользу?

а- большую;

б- небольшую;

в- возможно, пригодятся в жизни;

г -не знаю

2. Чего ты достиг для себя по окончании смены пришкольного лагеря?

а- развития творческих способностей;

б- укрепления здоровья;

в- личностных достижений в конкурсах, соревнованиях;

3. С каким настроением ты посещал лагерь?

а - с удовольствием;

б- было по-разному;

в- особой радости не испытывал;

4. Будешь ли ты ходить в лагерь в следующем году?

а - да обязательно;

б - не знаю;

в - зависит от обстоятельств.

Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы, что пребывание Вашего ребенка в пришкольном лагере, принесло ему пользу?

- большую;

- небольшую;

- возможно, пригодятся в жизни;

2. Как относился Ваш ребенок к посещению пришкольного лагеря?

- посещал с удовольствием;

- особой радости не испытывал;

- посещал по вашей просьбе или напоминанию воспитателей;

3.Понравились ли Вам педагоги?

- как профессионалы;

- как человек;

- как воспитатель (организатор массовых мероприятий, экскурсий и т.д);

4. Если будет возможность отправите ли Вы ребенка в пришкольный лагерь?

- обязательно

-зависит от обстоятельств

- не знаю



Анкета "Цветок"



На обратной стороне лепестков цветка напиши ответы на заданные вопросы








Анкета "Я выбираю…"

Для выбора детям предлагается список творческих мастерских, имеющихся в лагере. Подчеркни, в каких мастерских ты бы хотел заниматься в эту лагерную смену:

  1. Мастерская творческих игр.

  2. Мастерская "Познай самого себя"

  3. Мастерская развивающих игр.

  4. Мастерская шахматной задачи.

  5. Театральная мастерская.

  6. Природа и искусство.

  7. Изомастерская.

  8. Мастерская "Чудеса из бумаги".

  9. Мастерская песни.






































Диагностика личности ребенка в детском лагере.


Первичное анкетирование детей (проводится в первый-второй день). Анкета может содержать следующие вопросы:

  • фамилия, имя, ребенка;

  • возраст, число, месяц, год рождения;

  • ожидания от лагеря;

  • любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие);

  • первый или второй раз в лагере;

  • о чем мечтает.

Выявление лидеров.

Помочь выявить лидеров может игра «Построй ромб, квадрат...».

Психолог предлагает ребятам взяться за руки и (сам ‑ стоит в сторонке) изобразить круг, ромб, квадрат. В ходе работы можно выявить лидера.

Изучение развития ребенка.

Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий - ролей, которые он приписывает своим героям, предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья», иллюстрации к сказкам и другие могут рассказать вожатым о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания.

В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предположения, где включить вопросы типа:

Если бы я был руководителем отряда, то...

Чтобы в лагере было интересно, нужно...

Если я был..., то ...

Тест «Несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка (подростка).

Изучение настроения ребенка после проведенного дня.

Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроенияполучить наглядную картину эмоционального состояния всех детей В отряде и динамику этого состояния.

Детям предлагается создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера:

- красный - восторженное настроение;

- оранжевый - радостное;

- желтый - спокойный;

- зеленый - уравновешенный;

- синий - грустный;

- фиолетовый - тревожное;

- черный - уныние.


Цветопись - это материал к размышлению, осмыслению.

Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свидетельствует о перевозбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончится слезами, расстройствами и может спровоцировать конфликт.

Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с cm стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».


Диагностика - это не только оценка изучения качеств личности, но и направленность движения педагога и ребенка от одной цели к другой.



























«Игротека».

1. Игры на знакомство.

Игра «Пять важных вещей».

Выполняется в парах.

Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга.

Игра «Представься по ‑ разному».

Каждый человек в кругу должен «представить себя»- изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.


2. Игры на развитие коммуникативных навыков.

Игра «Интервью в парах».

Участники делятся на пары. Желательно, чтобы те, кто уже знакомы друг с другом, взяли себе в пару того, с кем еще не знакомы. В течение 5 минут парам нужно как можно больше узнать друг о друге информации, задавая различные вопросы напарнику и отвечая на его. По истечении времени и сигналу ведущего знакомство заканчивается.

Далее, каждый представляет группе своего нового знакомого и рассказывает о нем все то, что узнал.

Игра «Атомы и молекулы».

Под музыку все участники свободно передвигаются (с открытыми глазами). В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7). Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встань в круг, взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле). Тот, кто не входит в «молекулу» выбывает из игры, играют до тех пор, пока не останется «молекула» состоящая из двух «атомов».

Игра «Путанка».

Участники встают в круг, закрывают глаза и вытягивают руки вперед. На счет, 1-2-З хватают друг друга за руки (задача ‑ своей рукой взять кого-либо за руку) Затем все открывают глаза. Теперь задача - распутаться, не разжимая рук. Высказываются свои чувства и впечатления.

Игра «Большое доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» вдох все делают шаг вперед, выдох два шага назад. Вдох два шага вперед, выдох два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед. Стук шаг назад и т.д. мы все будем дыхание и стук сердца этого животного».




3. Игры на доверие.

Игра «фотоаппарат».

Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй ‑ фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении или на улице, и, слегка нажимает на его голову, «делает снимки». Затем роли меняются. Упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится в последующем обсуждении. Кто из фотографов и как вел свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасности, думал ли о напарнике или только, о себе. Насколько фотоаппарату было комфортно, насколько он доверял ему. Кому приятнее быть фотоаппаратом (то есть ведомым), а кому фотографом (ведущим).

Игра «Я беру с собой в поход».

Играющие садятся в круг, у ведущего в руках стакан, или другой предмет. Он говорит группе, что собирается в поход, и набирает себе команду. Выбирать, кто попадет в команду, а кто нет, он будет так: сначала ведущий, вертя как-нибудь стакан, говорит: «Я беру с собой в поход, ну, пожалуй, кружку» и передает стакан сидящему справа от него. Правый, взяв в руки стакан, говорит, что он возьмет с собой в поход и т.д. Когда стакан возвращается к ведущему, он объявляет, кого он возьмет с собой в поход (называет имена). Цель игроков - понять, по какому принципу ведущий выбирает. Принцип следующий: Ведущий, когда говорит, что он берет с собой в поход, произносит слово «пожалуй», а потом наблюдает, кто из игроков это слово тоже произнесет. Тех и берут в поход.


4. Игра на сплочение.

Игра «Клоун». Группа делится на 2-3 команды.

Понадобиться верхняя часть спичечного коробка. Все команды выстраиваются в колонны. Первый человек надевает коробок себе на нос. Нужно как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды. Руки при этом должны быть за спиной. Если коробок упал ‑ команда начинает игру заново. Побеждает та команда, которая быстрее передаст коробок.

Игра «Тукан».

Тукан ‑ это рыба, которую рыбаки сушат, нанизывая на длинные веревки. На веревку (около 15 м) с одного конца привязывается сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Выигрывает та команда, последний участник которой первый вытащит из штанин брюк шишку с пятнадцатью метрами веревки, привязанной к ней.








Законы лагеря.

Закон «Наше имя-отряд!» - Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.

Закон «Здоровый образ жизни!» - Береги свое здоровье.

Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.

Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!

Закон «Правая рука». Если вожатый поднимает правую руку ‑ все замолкают.

Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку ‑ слово!

Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.

Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час.
Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.

Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы)

Закон «Мотор». Долой скуку!

Закон «Выносливость». Будь вынослив.

Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! а друзей стой горой!

Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!