СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа Здорового образа жизни"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного курса «Школа Здорового образа жизни» адаптирована к местным условиям, предназначена привить обучающимся  потребность  к здоровому образу жизни и включает необходи­мый объем знаний и умений, которые могут обеспечить гармоничное развитие личности.  

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Школа Здорового образа жизни"»



Комитет по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Забайкальского края


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Детско-юношеский центр»




Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол №____

от «____» августа 201__г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУДО «ДЮЦ»

____________ Ковригина Т.В.

«____ » августа 201___ г.





Дополнительная общеразвивающая программа

«Школа Здорового образа жизни»

Спортивно-оздоровительной направленности

(базовый уровень)







Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

Общее количество часов: 216 ч.

Составитель: Татьяна Олеговна Волкова, педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ»












г. Краснокаменск

2019 г.


Структура программы



I.Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей

П программы

1.1 Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы.

1.3. Планируемые результаты

1.4. Содержание программы

стр.4

стр.6

стр.7

стр.8

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы

стр.11

стр.20

стр.22

стр. 23

стр.23

cтр.27
























I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Школа Здорового образа жизни» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ)

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения (2009 г.).

  3. Концепция развития дополнительного образования детей (от 14.09.2014 г. №1726-р)

  4. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

  5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр.Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2018 г. №196).

  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Поста­новлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41).

Пе­ре­чень За­ко­нов и нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, рег­ла­мен­ти­рую­щих дея­тель­ность по формированию здорового образа жизни:

- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»

«Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2010 года № 1639 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников»

Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр»; Лицензии МБУДО «Детско-юношеский центр» на образовательную деятельность.

Программа учебного курса «Школа Здорового образа жизни» адаптирована к местным условиям, предназначена привить обучающимся потребность к здоровому образу жизни и включает необходи­мый объем знаний и умений, которые могут обеспечить гармоничное развитие личности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа Здорового образа жизни» отнесена к программам спортивно - оздоровительной направленности. Её цель и задачи направлены на формирование у обучающихся устойчивой мотивации и стремления к здоровому образу жизни, осознание ими сущности здоровья как важной ценности человека, позволяющей реализовать себя, свои потребности.

Актуальность программы «Школа Здорового образа жизни» вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что Здоровый образ жизни мы рассматриваем как один из аспектов становления личности.

Отличительные особенности данной программы в том, что она успешно совмещает оздоровительно-корригирующие мероприятия с детьми средствами АФК с работой по формированию осознанного отношения к своему здоровью, к своим возможностям, формированию твердой уверенности в них, сознательной потребности в систематической двигательной активности, занятиях ФК и спортом.

Здоровьесбережение одно из приоритетных направлений образовательных стандартов. Выпускник начальной школы должен знать и выполнять правила здорового и безопасного образа жизни. На этапе начальной школы необходимо формировать первоначальные представления о значении физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, обучающийся должен уметь систематически наблюдать за своим физическим состоянием и организовывать здоровьесберегающую деятельность.

Адресат программы: программа рассчитана на детей 8-9 лет.

У детей данного возраста произвольное внимание развито гораздо лучше. Умение направлять внимание нате объекты и предметы, на которые указывает педагог, уже сформировано, приобретено в процессе обучения. Обучающиеся умеют читать и писать, поэтому можно давать им письменные задания при изучении наглядно-иллюстративного материала.

Эффективность запоминания словесных выражений у детей даже выше, чем наглядных рисунков, плакатов. Это объясняется интенсивным формированием приёмов осмысленного запоминания медицинских понятий. Вместе с тем важное значение имеет удержание в памяти наглядных образов. Поэтому на учебных занятиях приёмы произвольного и непроизвольного запоминания нужно использовать применительно к словесной и наглядной информации по здоровому образу жизни.

Большую роль в обучении играет речь ребёнка. Он рассуждает и критически оценивает неправильные действия, поступки персонажей из сюжетных картинок. Надо развивать речь как средство познания окружающего мира, побуждать учащихся чаще задавать вопросы.

Изменяется и характер мышления. Дети в состоянии уже мыслить обобщенными категориями, классифицировать отдельные предметы и явления. Умственная деятельность отделяется от восприятия и становится самостоятельным процессом.

Ключевую роль играет понимание и осознание определенных действий в процессе обучения: анализ. Оценка, выделение главного, сравнение, сопоставление по определённым признакам, доказательство, поиск общего.

Таким образом, обучая младших школьников основам здорового образа жизни, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия ими учебного материала.

Объем и срок освоения программы:216 ч. – 1 год.

Форма обучения – очная. Основные формы деятельности по данной программе: обучение, сюжетно -ролевые игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды и агитации. Программой предполагаются теоретические и практические занятия. Занятия проводятся в учебном кабинете и в тренажерном зале.

Особенности организации образовательной деятельности.

Программа построена в соответствии со следующими принципами:

  • доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей по­знавательной деятельности детей 8-9 лет;

  • актуализация знаний и умений, моти­вированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потреб­ностей ребенка данного возраста;

  • программа написана как обращение к конкретному обучающемуся каждого класса. Та­ким образом, подчеркивается личностно-ориентированная направленность докумен­та, его субъектный характер;

  • линейно-концентрический принцип расположения учебного материала, который позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и расширяя их;

  • деятельностная основа процесса обуче­ния, его практико-ориентированная направ­ленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоциональ­но-наглядной опоре познавательной дея­тельности.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;

  • убежденности и активности в пропаганде здорового образа жизни, как необходимого элемента сохранения своего здоровья;

  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях в коллективе;

  • здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.

К проведению занятий, экскурсий, мероприятий привлекаются медицинские работники.






Реализация программы осуществляется по этапам:

  1. Аналитико-рефлексивный включает в себя сбор и анализ информации по детским коллективам и по каждому ребенку, анкетирование, тестирование.

  2. Организационно-деятельностный – это центральное звено. Этап непосредственной деятельности всех участников программы. Реализация планирования включает в себя проведение массовых дел воспитывающего и развивающего характера.

  3. Оценочно-информационный: основная задача – сбор, обработка информации об уровне знаний, умений учащихся. Разработка этого этапа заключается в мониторинге изменений личности и коллектива. Накопление информации проходит путем тестирования, анкетирования, наблюдений в процессе совместной деятельности.

  4. Коррекционно-регулирующий – является личностным завершением формирования гибкой системы работы по пропаганде здорового образа жизни, направлен на коррекцию профилактического процесса. Является основой при планировании дальнейшей деятельности.

Численность обучающихся в объединении – 12 -15 человек. В объединении могут заниматься и мальчики, и девочки.

Режим занятий: общее количество часов в год – 216 часов, в неделю 6 час, продолжительность занятия – 1 академический час (45 мин.)


1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы: создать условия направленные на оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности.

Задачи:

Личностные задачи:

1.Формировать мотивацию на осознанное отношение к своему здоровью, навыка самостоятельных занятий.

2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

3. Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил здорового образа жизни.

Метапредметные задачи:

1. Развивать умение думать, умение исследовать, умение общаться, умение взаимодействовать, умение доводить дело до конца.

2. Развивать мотивацию к безопасному поведению.

Предметные задачи:

1. Обучение обучающихся основам знаний об организме человека и его индивидуально- типологических особенностях и возможностях.

2. Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по здоровому образу жизни.

3. Обучение основам корригирующей гимнастики и всем видам дыхательных упражнений. Укрепление мышечного корсета и закрепление навыков правильной осанки.


1.3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Характеристика образовательного минимума включает личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

У обучающегося должны быть сформированы:

- основы моральных качеств, дисциплинированность;

- чувство уверенности и самореализации в коллективе;

- мотивация на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Обучающийся должен:

Регулятивные:

- уметь выполнять правильные двигательные действия на чувства темпа и ритма, координацию движения;

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

- уметь работать в паре;

- уметь учитывать разные мнения и интересы;

Познавательные:

- проявлять интерес к занятиям адаптивной физкультурой;

- сформирована мотивация к занятиям адаптивной физкультурой.

Предметные результаты

Обучающийся должен

знать:

- правила игры различных видов спорта и спортивных дисциплин;

- правила выполнения основных видов движения;

- технику выполнения упражнений.

уметь:

- выполнять элементы различных видов спорта и спортивных дисциплин;

- выполнять основные стойки и движения;

Владеть:

- навыками правильных двигательных действий.




1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

216



1.

Диагностическая деятельность

5

5


1.1

Предварительная

3

3


1.2

Итоговая

2

2


2.

Конкурсы

12

4

8

2.1

Конкурс «Здоровье – это здорово!» в рамках акции «Классный час»

3

1

2

2.2

Конкурс детского творчества «Мы за ЗОЖ! »

3

1

2

2.3

Конкурс «О спорт – ты мир!» заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

3

1

2

2.4

Конкурс «Правильное питание»

3

1

2

3.

Экскурсии

8


8

3.1

Осанка –залог здоровья и красоты – тренажерный зал

2


2

3.2

Территория здоровья. ДЮСШ, стадион.

2


2

3.3

Тайны человеческого организма. Музей мед.колледж

2


2

3.4

Правильное питание. Экскурсионный практикум. Супермаркет .

2


2

4.

Обучающие занятия

119



4.1

Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других.

3

3


4.2

Место человека в природе и обществе.

3

3


4.3

Из чего состоит человек.

3

3


4.4

Как правильно дышать.

3

2

1

4.5

Как ты познаешь мир.

3

3


4.6

Здоровье и здоровый образ жизни.

3

3


4.7

Что такое здоровье и от чего оно зависит.

3

3


4.8

Почему с возрастом изнашивается организм.

3

3


4.9

Как ты растешь.

3

3


4.10

Осанка –стройная спина.

3

3


4.11

Физкульт – ура!

5

3

2

4.12

Как правильно есть.

3

3


4.13

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

3

3


4.14

Где найти витамины.

3

3


4.15

Глаза – главные помощники человека.

3

2

1

4.16

Чтобы уши слышали.

3

2

1

4.17

Основы личной гигиены младшего школьника.

3

3


4.18

Солнце, воздух и вода – друзья и враги.

3

3


4.19

Осторожно, инфекция!

3

3


4.20

Простудные и простудно – инфекционные заболевания.

3

3


4.21

Закаливание дома.

3

3


4.22

Почему болят зубы.

3

3


4.23

Твои поступки, твои чувства, твои привычки.

5

3

2

4.24

Мой режим дня.

3

3


4.25

Мой сон.

3

3


4.26

Проверим свою память.

3

2

1

4.27

Твое настроение.

3

2

1

4.28

Внимание. Внимание? Внимание!

3

2

1


Первая доврачебная помощь:




4.29

- колотая рана, резаная рана, ссадина

3

1

2

4.30

- повреждение глаз, носовое кровотечение

3

1

2

4.31

- перелом руки, перелом ноги

3

1

2

4.32

- пищевое отравление

3

1

2

4.33

- обморок, солнечный удар, тепловой удар

3

1

2

4.34

- ожог, обморожение.

3

1

2

4.35

Изменения в природе и их влияние на организм человека.

9

7

2

4.36

Заключительные занятия по пройденному материалу.


2

1

1

5.

Закладываем фундамент здоровья. Тренажерный зал. АФК.

48






5.1

Основы знаний

4

4



- Осанка – залог здоровья и красоты

2

2


- Я и мой организм

1

1


- Сам себе я помогу

0,5

0,5


-Удобный башмачок

0,5

0,5


5.2

Психологическое сопровождение

2

2



- Мотивация обучения


1

1


- Развивающее занятие

1

1


5.3

Валеологические знания

2

2



- Страна «Здоровье»


1


1


- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья


1


1


5.4


Практические занятия


38


38


- ОФП

2.5


2.5

- Дыхательные упражнения

1.5


1.5

- Корригирующая гимнастика

18


18

- Игры, которые оздаравливают

10


10

- Занятия на тренажерах

6


6

5.5

Контрольно- проверочные занятия.

2


2

6.

Сюжетно – ролевые игры

6



6.1

«Дети у врача»

2


2

6.2

«Аптека»

2


2

6.3

«Мы спортсмены!»

2


2

7.

Участие в массовых мероприятиях среди сверстников

18


18

7.1

Экскурсионный практикум «Осанка – залог здоровья и красоты»

2


2

7.2

«Город –здоровья» Игра -путешествие

2


2

7.3

«Выбор за тобой» игровой марафон

2


2

7.4

Социально – психологический тренинг «Я и МЫ»

2


2

7.5

«Вперед, к рекордам!» Детская спортивная конкурсная программа

2


2

7.6

«Остров здоровья» физкультурно – валеологическая развлекательная программа

2


2

7.7

Тропа здоровья – «Сам себе я помогу и здоровье сберегу»

2


2

7.8

Веселые старты «Я – молодец!»

2


2

7.9

Городской флешмоб «Час бодрости»

2


2



Содержание учебного плана:

1. Диагностическая деятельность: предварительная (беседа, тестирование), промежуточная (Конкурс «ЗОЖик»), итоговая (тестирование).

2. Конкурсы:

«Здоровье – это здорово!» в рамках акции «Классный час»

Конкурс детского творчества «Мы за ЗОЖ! »

«О спорт – ты мир!» заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

«Правильное питание»

(В соответствии с Положением на конкурс предоставляются рисунки, поделки, макеты, литературное творчество и др.)

3. Экскурсии.

1.Осанка –залог здоровья и красоты – тренажерный зал.

2.Территория здоровья. ДЮСШ, стадион.

3.Тайны человеческого организма. Музей мед.колледж.

4.Правильное питание. Экскурсионный практикум. Супермаркет .

4.Обучающие занятия

Строение организма. Функции организма. Рассказать и показать строение организма, его основные функции, механизм работы. Человек и природа: не рушимая связь и постоянное взаимодействие. Человек, общество и природа – проблемы экологии.

Личность человека – понятие. Мы все разные – но мы вместе. Я - Лучше всех! Создание ситуации успеха.


5. Закладываем фундамент здоровья. Тренажерный зал. АФК.

Данный раздел предусматривает взаимодействие педагога дополнительного образования по АФК, методиста по ЗОЖ и медицинского работника. Формирование физической культуры, личности ребенка, мотивации на активный здоровый образ жизни. Оздоровительно – корригирующая гимнастика решает коррекционно-развивающие задачи. Она является посредником между АФК и физическим воспитанием, имеющим развивающую направленность.



6. Сюжетно –ролевые игры

Через сюжетно-ролевую игру данный раздел в программе «Школа Здорового образа жизни» способствует индивидуальному развитию и достижению социально значимых целей. Цель в контексте данной программы заключается в преодолении страхов, самоидентификации, установлении связи с другими людьми.


  1. Участие в массовых мероприятиях среди сверстников

Современные массовые мероприятия являются выражением общественной активности, способом организации досуга, удовлетворения культурных и духовных потребностей, приобщение к спорту и искусству. Главная задача – социально-коммуникативное развитие детей, профориентация.



2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


Образовательный процесс по программе «Школа Здорового образа жизни» организуется на основе учебного плана.

Обязательным условием является учет санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей обучающихся.


    1. .Календарный учебный график.



месяц

занятия

Тема занятия

кол –во часов

Форма занятия

Форма контроля

Сентябрь

1

Вводное занятие. Предварительная диагностика

1

Беседа, игра

Игра

2

Вводное занятие. Предварительная диагностика

1

Беседа, игра

Игра

3

Вводное занятие. Предварительная диагностика

1

Беседа, игра

Игра

4

Осанка – залог здоровья и красоты

1

Экскурсия

Обсуждение, опрос

5

Осанка – залог здоровья и красоты

1

Экскурсия

Обсуждение, опрос

6

Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

7

Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

8

Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

9

Осанка – залог здоровья и красоты

1

Беседа -игра

Опрос

10

Осанка – залог здоровья и красоты

1

Беседа -игра

Опрос

11

«Дети у врача»

1

Сюжетно – ролевая игра

Игра

12

«Дети у врача»

1

Сюжетно – ролевая игра

Игра

13

«Дети у врача»

1

Сюжетно – ролевая игра

Игра

14

Место человека в природе и обществе

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

15

Место человека в природе и обществе

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

16

Место человека в природе и обществе

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

17

ОФП

1

Тренировочное занятие

тестирование

18

ОФП

1

Тренировочное занятие

тестирование

19

Из чего состоит человек

1

Групповая беседа

Игра

20

Из чего состоит человек

1

Групповая беседа

Игра

21

Из чего состоит человек

1

Групповая беседа

Игра

22

Как правильно дышать

1

Беседа, игра


Обсуждение, опрос

23

Как правильно дышать

1

Беседа, игра

Обсуждение, опрос


24

Как правильно дышать

1

Беседа, игра

Обсуждение, опрос

Октябрь

25

Дыхательные упражнения

1

Тренировочное занятие

тестирование

26

Дыхательные упражнения

1

Тренировочное занятие

тестирование

27

Как ты познаешь мир

1

Беседа, игра

Обсуждение, опрос

28

Как ты познаешь мир

1

Беседа, игра

Обсуждение, опрос


29

Как ты познаешь мир

1

Беседа, игра

Обсуждение, опрос

30

Мы за ЗОЖ

1

Конкурс детского творчества

Конкурс

31

Мы за ЗОЖ

1

Конкурс детского творчества

Конкурс

32

Мы за ЗОЖ

1

Конкурс детского творчества

Конкурс

33

Здоровье и здоровый образ жизни

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

34

Здоровье и здоровый образ жизни

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

35

Здоровье и здоровый образ жизни

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

36

Что такое здоровье и от чего оно зависит

1

Беседа, игра

Игра

37

Что такое здоровье и от чего оно зависит

1

Беседа, игра

Игра

38

Что такое здоровье и от чего оно зависит

1

Беседа, игра


Игра

39

Почему с возрастом изнашивается организм.

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

40

Почему с возрастом изнашивается организм

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

41

Почему с возрастом изнашивается организм

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

42

Как ты растешь.

1

Беседа, игра

Обсуждение, опрос

43

Как ты растешь

1

Беседа, игра

Обсуждение, опрос

44

Как ты растешь

1

Беседа, игра

Обсуждение, опрос

45

Осанка –стройная спина.

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

46

Осанка –стройная спина

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

47

Осанка –стройная спина

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

48

Физкульт – ура!

1

Тренировочное занятие

Игра

Ноябрь

49

Физкульт – ура!

1

Тренировочное занятие

Игра

50

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

51

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

52

«Аптека»

1

Сюжетно –ролевая игра

Игра

53

«Аптека»

1

Сюжетно –ролевая игра

Игра

54

Город -здоровья

1

Игра путешествие

Игра

55

Город -здоровья

1

Игра путешествие

Игра

56

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

57

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

58

Здоровье – это здорово!

1

Конкурс в рамках акции «Классный час»

Конкурс

59

Здоровье – это здорово!

1

Конкурс

Конкурс

60

Здоровье – это здорово!

1

Конкурс

Конкурс

61

Территория здоровья - стадион

1

Экскурсия

Опрос

62

Территория здоровья - стадион

1

Экскурсия

Опрос

63

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

64

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

65

«Выбор за тобой»

1

Игра - марафон

Игра

66

«Выбор за тобой

1

Игра - марафон

Игра

67

Как правильно есть.

1

Беседа, игра

Опрос

68

Как правильно есть.

1

Беседа, игра

Опрос

69

Как правильно есть.

1

Беседа, игра

Опрос

70

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

71

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

72

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

Декабрь

73

Где найти витамины.

1

Беседа, игра

Игра

74

Где найти витамины.

1

Беседа, игра

Игра

75

Где найти витамины.

1

Беседа, игра

Игра

76

Глаза – главные помощники человека

1

Групповая беседа

Опрос

77

Глаза – главные помощники человека

1

Групповая беседа

Опрос

78

Глаза – главные помощники человека

1

Групповая беседа

Опрос

79

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

80

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

81

Чтобы уши слышали.

1

Групповая беседа

Опрос

82

Чтобы уши слышали.

1

Групповая беседа

Опрос

83

Чтобы уши слышали.

1

Групповая беседа

Опрос

84

Основы личной гигиены младшего школьника

1

. Групповая беседа

Обсуждение, опрос

85

Основы личной гигиены младшего школьника.

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

86

Основы личной гигиены младшего школьника.

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

87

Солнце, воздух и вода – друзья и враги.

1

Беседа, игра

Опрос

88

Солнце, воздух и вода – друзья и враги.

1

Беседа, игра

Опрос

89

Солнце, воздух и вода – друзья и враги.

1

Беседа, игра

Опрос

90

Осторожно, инфекция!

1

Беседа, игра

Игра

91

Осторожно, инфекция!

1

Беседа, игра

Игра

92

Осторожно, инфекция!

1

Беседа, игра

Игра

93

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

94

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

95

Конкурс «О спорт – ты мир!» заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

1

Конкурс

Конкурс

96

Конкурс «О спорт – ты мир!» заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

1

Конкурс

Конкурс

Январь

97

Конкурс «О спорт – ты мир!» заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

1

Конкурс

Конкурс

98

Тайны человеческого организма

1

Экскурсия

Опрос

99

Тайны человеческого организма

1

Экскурсия

Опрос

100

Простудные и простудно – инфекционные заболевания.

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

101

Простудные и простудно – инфекционные заболевания.

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

102

Простудные и простудно – инфекционные заболевания

1

. Групповая беседа

Обсуждение, опрос

103

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

104

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

105

Закаливание дома.

1

Беседа, игра

Опрос

106

Закаливание дома.

1

Беседа, игра

Опрос

107

Закаливание дома.

1

Беседа, игра

Опрос

108

Почему болят зубы.

1

Групповая беседа

Игра

109

Почему болят зубы.

1

Групповая беседа

Игра

110

Почему болят зубы.

1

Групповая беседа

Игра

111

Я и мой организм

1

Беседа

Опрос

112

Удобный башмачек

1

Беседа

Опрос

113

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

114

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

115

Социально – психологический тренинг «Я и МЫ»

1

Тренинговое занятие

Игра

116

Социально – психологический тренинг «Я и МЫ»

1

Тренинговое занятие

Игра

117

Твои поступки, твои чувства, твои привычки

1

Беседа - игра

Игра


118

Твои поступки, твои чувства, твои привычки

1

Беседа - игра

Игра

119

Твои поступки, твои чувства, твои привычки

1

Беседа - игра

Игра

120

Твои поступки, твои чувства, твои привычки

1

Беседа - игра

Игра

Февраль

121

Беседа - игра

1

Твои поступки, твои чувства, твои привычки

Игра

122

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

123

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

124

Мой режим дня.

1

Беседа - игра

Опрос

125

Мой режим дня.

1

Беседа - игра

Опрос

126

Мой режим дня.

1

Беседа - игра

Опрос

127

Мой сон.

1

Беседа - игра

Опрос

128

Мой сон.

1

Беседа - игра

Опрос

129

Мой сон.

1

Беседа - игра

Опрос

130

Проверим свою память

1

Обучающая игра

Тестирование

131

Проверим свою память

1

Обучающая игра

Тестирование

132

Проверим свою память

1

Обучающая игра

Тестирование

133

Твое настроение.

1

Беседа - игра

Игра

134

Твое настроение.

1

Беседа - игра

Игра

135

Твое настроение.

1

Беседа - игра

Игра

136

Внимание. Внимание? Внимание!

1

Групповая беседа

Тестирование

137

Внимание. Внимание? Внимание!

1

Групповая беседа

Тестирование

138

Внимание. Внимание? Внимание!

1

Групповая беседа

Тестирование

139

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

140

Корригирующая гимнастика

1

Тренировочное занятие

Тестирование

141

Психологическая Мотивация обучения

1

Групповая беседа

Опрос

142

Валеологическое Развивающее занятие

1

Беседа

Опрос

143

Страна«Здоровье»


1

Обучающая игра

Игра

144

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

1

Обучающая игра


Игра

145

Игры, которые оздаравливают

1

Игра

Игра

Март

146

Игры, которые оздаравливают

1

Игра

Игра

147

Занятия на тренажерах

1

Тренировочное занятие

тестирование

148

Занятия на тренажерах

1

Тренировочное занятие

тестирование

149

Игры, которые оздаравливают

1

Игра

Игра

150

Игры, которые оздаравливают

1

Игра

Игра

151

Занятия на тренажерах

1

Тренировочное занятие

тестирование

152

Занятия на тренажерах

1

Тренировочное занятие

тестирование

153

Занятия на тренажерах

1

Тренировочное занятие

тестирование

154

Занятия на тренажерах

1

Тренировочное занятие

тестирование

155

Игры, которые оздаравливают

1

Игра

Игра

156

«Вперед к рекордам!» детская спортивная конкурсная программа

1

Конкурс

Игра

157

«Вперед к рекордам!» детская спортивная конкурсная программа

1

Конкурс

Игра

158

Первая доврачебная помощь - колотая рана, резаная рана, ссадина

1

Групповая беседа

Опрос

159

Первая доврачебная помощь - колотая рана, резаная рана, ссадина

1

Групповая беседа

Опрос

160

Первая доврачебная помощь - колотая рана, резаная рана, ссадина

1

Групповая беседа

Опрос

161

- повреждение глаз, носовое кровотечение

1

Групповая беседа

Опрос

162

- повреждение глаз, носовое кровотечение

1

Групповая беседа

Опрос

163

- повреждение глаз, носовое кровотечение

1

Групповая беседа

Опрос

164

Игры, которые оздаравливают

1

Игра

Игра

165

Игры, которые оздаравливают

1

Игра

Игра

166

«Мы – спортсмены!» сюжетно –ролевая игра

1

Игра

Опрос

167

«Мы – спортсмены!» сюжетно –ролевая игра

1

Игра

Опрос

168

- перелом руки, перелом ноги

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

169

- перелом руки, перелом ноги

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

Апрель

170

- перелом руки, перелом ноги

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

171

- пищевое отравление

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

172

- пищевое отравление

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

173

- пищевое отравление

1

Групповая беседа

Обсуждение, опрос

174

Игры, которые оздаравливают

1

Игра

Игра

175

Игры, которые оздаравливают

1

Игра

Игра

176

Игры, которые оздаравливают

1

Игра

Игра

177

«Остров здоровья» физкультурно-валеологическая развлекательная программа

1

Игра - викторина

Игра

178

«Остров здоровья» физкультурно-валеологическая развлекательная программа

1

Игра - викторина

Игра

179

- обморок, солнечный удар, тепловой удар

1

Групповая беседа

Опрос

180

- обморок, солнечный удар, тепловой удар

1

Групповая беседа

Опрос

181

- обморок, солнечный удар, тепловой удар

1

Групповая беседа

Опрос

182

- ожог, обморожение.

1

Групповая беседа

Опрос

183

- ожог, обморожение.

1

Групповая беседа

Опрос

184

- ожог, обморожение.

1

Групповая беседа

Опрос

185

Изменения в природе и их влияние на организм человека.

1

Беседа-игра

Обсуждение, опрос

186

Изменения в природе и их влияние на организм человека.

1

Беседа-игра

Обсуждение, опрос

187

Изменения в природе и их влияние на организм человека.

1

Беседа-игра

Обсуждение, опрос

188

Изменения в природе и их влияние на организм человека.

1

Беседа-игра

Обсуждение, опрос

189

Изменения в природе и их влияние на организм человека.

1

Беседа-игра

Обсуждение, опрос

190

Изменения в природе и их влияние на организм человека.

1

Беседа-игра

Обсуждение, опрос

191

Изменения в природе и их влияние на организм человека.

1

Беседа-игра

Обсуждение, опрос

192

Изменения в природе и их влияние на организм человека.

1

Беседа-игра

Обсуждение, опрос

193

Изменения в природе и их влияние на организм человека.

1

Беседа-игра

Обсуждение, опрос

Май

194

Заключительные занятия по пройденному материалу.


1

Групповая беседа

тестирование

195

Заключительные занятия по пройденному материалу.


1

Групповая беседа

тестирование

196

Тропа здоровья – «Сам себе я помогу и здоровье сберегу»

1

Тренировочное занятие

Игра

197

Тропа здоровья – «Сам себе я помогу и здоровье сберегу»

1

Тренировочное занятие

Игра

198

Веселые старты «Я – молодец!»

1

Конкурс

Соревновательная игра

199

Веселые старты «Я – молодец!»

1

Конкурс

Соревновательная игра

200

Городской флешмоб «Час бодрости»

1

Тренировочное занятие

Ирга

201

Городской флешмоб «Час бодрости»

1

Тренировочное занятие

Ирга

202

Правильное питание. Экскурсионный практикум. Супермаркет

1

Групповая беседа

Экскурсия

203

Правильное питание. Экскурсионный практикум. Супермаркет

1

Групповая беседа

Экскурсия

204

Конкурс «Правильное питание»

1

Игра

Конкурс

205

Конкурс «Правильное питание»

1

Игра

Конкурс

206

Конкурс «Правильное питание»

1

Игра

Конкурс

207

Экскурсионный практикум «Осанка – залог здоровья и красоты»

1

Тренировка

Тестирование

208

Экскурсионный практикум «Осанка – залог здоровья и красоты»

1

Тренировка

Тестирование

209

Контрольно проверочные занятия ОФП

1

Тренировка

Тестирование

210

Контрольно проверочные занятия ОФП

1

Тренировка

Тестирование

211

Итоговая диагностика

1

Групповая беседа

Тестирование

212

Итоговая диагностика

1

Групповая беседа

Тестирование

213

Социально – психологический тренинг «Я и МЫ»

1

Тренинговое занятие

Игра

214

Социально – психологический тренинг «Я и МЫ»

1

Тренинговое занятие

Игра

215

«Поликлиника»

1

Сюжетно –ролевая игра

Игра

216

«Поликлиника»

1

Сюжетно –ролевая игра

Игра



2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация программы соответствует требованиям к обеспечению безопасности обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.

Режим занятий соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4. 1251-03.

Для успешного решения поставленных в программе задач требуется кадровое, методическое, информационное и материально-техническое обеспечение.

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

Методическое обеспечение:

Дидактические материалы

Серия цветных иллюстраций, плакатов;

Настольные и методические игры;

Видеоролики по пропаганде ЗОЖ;

Плакаты по оказанию медицинской помощи;

Информационное обеспечение.

Перечень литературы для педагогов, детей и родителей:


  1. И. В. Абрамова, Т. И. Бочкарёва. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методическое пособие. Самара: СИПКРО, 2004 год.

  2. С. А. Авилова, Т. В. Калинина. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями. Волгоград: Учитель, 2008 год.

  3. О. А. Степанова. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей группы продлённого дня, педагогов дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» - Москва ТЦ Сфера, 2004 год.

  4. Н. И. Третьяков, А. А. Андреев, И. А. Забуслаева. Мониторинг: Определение уровня воспитанности учащихся.

  5. Интернет-ресурсы: http:// sipkro.ru, nsportal.ru, standart. edu. ru.

  6. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

  7. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

  8. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  9. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  10. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

  11. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

  12. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.


  1. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» - http://www.vidod.edu.ru/


Цифровые и другие информационные ресурсы

Мультимедийная учебно-методическая программа «Проведение уроков в общеобразовательных учреждениях по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения» (в перспективе);

Мультимедийное электронное пособие для общеобразовательной школы по пропаганде ЗОЖ;

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.

Кадровое обеспечение:

Для реализации программы особых требований к кадровому составу не предъявляется. Образование – не ниже средне специального, педагогическое, техническое, юридическое и т.д. Опыт педагогической работы с учащимися не менее одного года.





2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ


Для определения результативности освоения программы, согласно плану мероприятий МБУДО «ДЮЦ», в течение года организовываются конкурсы «Здоровье –это здорово!» в рамках региональных традиционных конкурсов, конкурс и выставка детского творчества «Мы за ЗОЖ», заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», конкурс «Правильное питание», Всероссийские конкурсы в рамках РДШ.

Для определения динамики эффективности АФК и уровня физического развития обучающихся используются методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль. При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течении всего курса отмечаются основные универсальные учебные действия, приобретенные обучающимися в период обучения.

Образовательные результаты представляются и демонстрируются в форме аналитического материала по итогам проведения психологической диагностики, аналитической справки, по итогам спортивно -оздоровительной деятельности.


2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников.

Эффективность формирования культуры здоровья в начальной школе зависит от соблюдения ряда условий:

  • подготовка педагогов к работе по формированию ЗОЖ в учебно-воспитательном процессе, что позволяет создать соответствующую систему деятельности по формированию культуры здоровья личности;

  • единство действий педагогов и семьи, что поможет оздоровлению атмосферы школьной жизни и сочетанию научно обоснованного  просвещения о ЗОЖ с полезной для здоровья деятельностью младших школьников;

  • формирование культуры здоровья у обучающихся  начальной школы при условии систематичной внеурочной  деятельности;

  • внеурочная  деятельность  по данному направлению   должна осуществляться в комплексе  с участием учителей  и в обязательном взаимодействии с родителями.

Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников:

-диагностики уровня  ценностных установок и жизненных приоритетов младших школьников по вопросам здоровья (методика С. Дерябо и В. Ясвина  «Индекс отношения к здоровью»);

- диагностики  уровня сформированности  культуры ЗОЖ у младших школьников (методика С.Гаркуши);

- диагностики уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни (методика С.Гаркуши «Гармоничность образа жизни);

- диагностику  активности младших школьников  в мероприятиях по ЗОЖ (методика С.Гаркуши);

диагностики уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья (методика С.Гаркуши)

 

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Главные принципы:

1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

3. Предполагает постепенное усложнение материала.

4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.


Особенности организации образовательного процесса – очная форма обучения.


Название раздела, темы

Методы обучения

Форма занятия

Дидактический материал, техническое оснащение

1




Раздел 1.

Диагностическая деятельность

Самооценка учащихся

Групповая

Наглядность

Предварительная беседа.

Индивидуальная

Диагностические карты.


Наблюдение

Групповая

Компьютер, проектор.

Беседа

Групповая

Картотека дидактических игр

2

Конкурсная работа

Словесный, наглядный

Рассказ –беседа, игра

Иллюстрационный материал, наглядность.

3

Экскурсии

Практическое занятие

Групповая

Наглядность

4

Обучающие занятия

Словесный, наглядный

Рассказ - беседа

Иллюстрационный материал, наглядность

Репродуктивный

Групповая беседа,

Практическая работа

Картотека дидактических игр

Комбинированный

Рассказ – беседа, игра

Иллюстрационный материал, наглядность

Самостоятельная работа

Практическая работа

Картотека дидактических игр

5

Закладываем фундамент здоровья. Тренажерный зал. АФК.


Практическое занятие

Практическая работа

Спортивный инвентарь

Репродуктивный

Игра

Спортивный инвентарь

6

Сюжетно- ролевые игры




Комбинированный


Игра

Костюмы

Реквизит

7

Участие в массовых мероприятиях среди сверстников


Практическое занятие

Практическая работа

Спортивный инвентарь,

Костюмы

Реквизит

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Психолого-педагогическая литература

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов – М: Просвещение, 2006.

  2. Селевко Г.Н. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амоношвили. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – М: НИИ Школьных технологий ,2006.

  3. Якимовская Н.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М: Сентябрь, 2001

  4. Щуркова Н.Е. Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006.

Методическая литература

  1. И. В. Абрамова, Т. И. Бочкарёва. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методическое пособие. Самара: СИПКРО, 2004 год.

  2. С. А. Авилова, Т. В. Калинина. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями. Волгоград: Учитель, 2008 год.

  3. О. А. Степанова. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей группы продлённого дня, педагогов дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» - Москва ТЦ Сфера, 2004 год.

  4. Н. И. Третьяков, А. А. Андреев, И. А. Забуслаева. Мониторинг: Определение уровня воспитанности учащихся.

  5. Интернет-ресурсы: http:// sipkro.ru, nsportal.ru, standart. edu. ru.

  6. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

  7. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

  8. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  9. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  10. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

  11. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

  12. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.


  1. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» - http://www.vidod.edu.ru/