Комитет по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»
Забайкальского края
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
« Детско-юношеский центр»
Принята на заседании Педагогического совета Протокол №____ от «____» августа 201__г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУДО «ДЮЦ» ____________ Ковригина Т.В. «____ » августа 201___ г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа Здорового образа жизни»
Спортивно-оздоровительной направленности
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Общее количество часов: 216 ч.
Составитель: Татьяна Олеговна Волкова, педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ»
г. Краснокаменск
2019 г.
Структура программы
I.Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей П программы |
1.1 Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы. 1.3. Планируемые результаты 1.4. Содержание программы | стр.4 стр.6 стр.7 стр.8 |
II. Комплекс организационно-педагогических условий |
2.1 Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы | стр.11 стр.20 стр.22 стр. 23 стр.23 cтр.27 |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Школа Здорового образа жизни» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения (2009 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей (от 14.09.2014 г. №1726-р)
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр.Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2018 г. №196).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41).
Перечень Законов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по формированию здорового образа жизни:
- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»
«Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2010 года № 1639 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников»
Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр»; Лицензии МБУДО «Детско-юношеский центр» на образовательную деятельность.
Программа учебного курса «Школа Здорового образа жизни» адаптирована к местным условиям, предназначена привить обучающимся потребность к здоровому образу жизни и включает необходимый объем знаний и умений, которые могут обеспечить гармоничное развитие личности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа Здорового образа жизни» отнесена к программам спортивно - оздоровительной направленности. Её цель и задачи направлены на формирование у обучающихся устойчивой мотивации и стремления к здоровому образу жизни, осознание ими сущности здоровья как важной ценности человека, позволяющей реализовать себя, свои потребности.
Актуальность программы «Школа Здорового образа жизни» вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что Здоровый образ жизни мы рассматриваем как один из аспектов становления личности.
Отличительные особенности данной программы в том, что она успешно совмещает оздоровительно-корригирующие мероприятия с детьми средствами АФК с работой по формированию осознанного отношения к своему здоровью, к своим возможностям, формированию твердой уверенности в них, сознательной потребности в систематической двигательной активности, занятиях ФК и спортом.
Здоровьесбережение одно из приоритетных направлений образовательных стандартов. Выпускник начальной школы должен знать и выполнять правила здорового и безопасного образа жизни. На этапе начальной школы необходимо формировать первоначальные представления о значении физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, обучающийся должен уметь систематически наблюдать за своим физическим состоянием и организовывать здоровьесберегающую деятельность.
Адресат программы: программа рассчитана на детей 8-9 лет.
У детей данного возраста произвольное внимание развито гораздо лучше. Умение направлять внимание нате объекты и предметы, на которые указывает педагог, уже сформировано, приобретено в процессе обучения. Обучающиеся умеют читать и писать, поэтому можно давать им письменные задания при изучении наглядно-иллюстративного материала.
Эффективность запоминания словесных выражений у детей даже выше, чем наглядных рисунков, плакатов. Это объясняется интенсивным формированием приёмов осмысленного запоминания медицинских понятий. Вместе с тем важное значение имеет удержание в памяти наглядных образов. Поэтому на учебных занятиях приёмы произвольного и непроизвольного запоминания нужно использовать применительно к словесной и наглядной информации по здоровому образу жизни.
Большую роль в обучении играет речь ребёнка. Он рассуждает и критически оценивает неправильные действия, поступки персонажей из сюжетных картинок. Надо развивать речь как средство познания окружающего мира, побуждать учащихся чаще задавать вопросы.
Изменяется и характер мышления. Дети в состоянии уже мыслить обобщенными категориями, классифицировать отдельные предметы и явления. Умственная деятельность отделяется от восприятия и становится самостоятельным процессом.
Ключевую роль играет понимание и осознание определенных действий в процессе обучения: анализ. Оценка, выделение главного, сравнение, сопоставление по определённым признакам, доказательство, поиск общего.
Таким образом, обучая младших школьников основам здорового образа жизни, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия ими учебного материала.
Объем и срок освоения программы:216 ч. – 1 год.
Форма обучения – очная. Основные формы деятельности по данной программе: обучение, сюжетно -ролевые игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды и агитации. Программой предполагаются теоретические и практические занятия. Занятия проводятся в учебном кабинете и в тренажерном зале.
Особенности организации образовательной деятельности.
Программа построена в соответствии со следующими принципами:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 8-9 лет;
актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
программа написана как обращение к конкретному обучающемуся каждого класса. Таким образом, подчеркивается личностно-ориентированная направленность документа, его субъектный характер;
линейно-концентрический принцип расположения учебного материала, который позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и расширяя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде здорового образа жизни, как необходимого элемента сохранения своего здоровья;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях в коллективе;
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
К проведению занятий, экскурсий, мероприятий привлекаются медицинские работники.
Реализация программы осуществляется по этапам:
Аналитико-рефлексивный включает в себя сбор и анализ информации по детским коллективам и по каждому ребенку, анкетирование, тестирование.
Организационно-деятельностный – это центральное звено. Этап непосредственной деятельности всех участников программы. Реализация планирования включает в себя проведение массовых дел воспитывающего и развивающего характера.
Оценочно-информационный: основная задача – сбор, обработка информации об уровне знаний, умений учащихся. Разработка этого этапа заключается в мониторинге изменений личности и коллектива. Накопление информации проходит путем тестирования, анкетирования, наблюдений в процессе совместной деятельности.
Коррекционно-регулирующий – является личностным завершением формирования гибкой системы работы по пропаганде здорового образа жизни, направлен на коррекцию профилактического процесса. Является основой при планировании дальнейшей деятельности.
Численность обучающихся в объединении – 12 -15 человек. В объединении могут заниматься и мальчики, и девочки.
Режим занятий: общее количество часов в год – 216 часов, в неделю 6 час, продолжительность занятия – 1 академический час (45 мин.)
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создать условия направленные на оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности.
Задачи:
Личностные задачи:
1.Формировать мотивацию на осознанное отношение к своему здоровью, навыка самостоятельных занятий.
2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
3. Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил здорового образа жизни.
Метапредметные задачи:
1. Развивать умение думать, умение исследовать, умение общаться, умение взаимодействовать, умение доводить дело до конца.
2. Развивать мотивацию к безопасному поведению.
Предметные задачи:
1. Обучение обучающихся основам знаний об организме человека и его индивидуально- типологических особенностях и возможностях.
2. Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по здоровому образу жизни.
3. Обучение основам корригирующей гимнастики и всем видам дыхательных упражнений. Укрепление мышечного корсета и закрепление навыков правильной осанки.
1.3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Характеристика образовательного минимума включает личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
У обучающегося должны быть сформированы:
- основы моральных качеств, дисциплинированность;
- чувство уверенности и самореализации в коллективе;
- мотивация на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Обучающийся должен:
Регулятивные:
- уметь выполнять правильные двигательные действия на чувства темпа и ритма, координацию движения;
- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные:
- уметь работать в паре;
- уметь учитывать разные мнения и интересы;
Познавательные:
- проявлять интерес к занятиям адаптивной физкультурой;
- сформирована мотивация к занятиям адаптивной физкультурой.
Предметные результаты
Обучающийся должен
знать:
- правила игры различных видов спорта и спортивных дисциплин;
- правила выполнения основных видов движения;
- технику выполнения упражнений.
уметь:
- выполнять элементы различных видов спорта и спортивных дисциплин;
- выполнять основные стойки и движения;
Владеть:
- навыками правильных двигательных действий.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| 216 | | |
1. | Диагностическая деятельность | 5 | 5 | |
1.1 | Предварительная | 3 | 3 | |
1.2 | Итоговая | 2 | 2 | |
2. | Конкурсы | 12 | 4 | 8 |
2.1 | Конкурс «Здоровье – это здорово!» в рамках акции «Классный час» | 3 | 1 | 2 |
2.2 | Конкурс детского творчества «Мы за ЗОЖ! » | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Конкурс «О спорт – ты мир!» заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» | 3 | 1 | 2 |
2.4 | Конкурс «Правильное питание» | 3 | 1 | 2 |
3. | Экскурсии | 8 | | 8 |
3.1 | Осанка –залог здоровья и красоты – тренажерный зал | 2 | | 2 |
3.2 | Территория здоровья. ДЮСШ, стадион. | 2 | | 2 |
3.3 | Тайны человеческого организма. Музей мед.колледж | 2 | | 2 |
3.4 | Правильное питание. Экскурсионный практикум. Супермаркет . | 2 | | 2 |
4. | Обучающие занятия | 119 | | |
4.1 | Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других. | 3 | 3 | |
4.2 | Место человека в природе и обществе. | 3 | 3 | |
4.3 | Из чего состоит человек. | 3 | 3 | |
4.4 | Как правильно дышать. | 3 | 2 | 1 |
4.5 | Как ты познаешь мир. | 3 | 3 | |
4.6 | Здоровье и здоровый образ жизни. | 3 | 3 | |
4.7 | Что такое здоровье и от чего оно зависит. | 3 | 3 | |
4.8 | Почему с возрастом изнашивается организм. | 3 | 3 | |
4.9 | Как ты растешь. | 3 | 3 | |
4.10 | Осанка –стройная спина. | 3 | 3 | |
4.11 | Физкульт – ура! | 5 | 3 | 2 |
4.12 | Как правильно есть. | 3 | 3 | |
4.13 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 3 | 3 | |
4.14 | Где найти витамины. | 3 | 3 | |
4.15 | Глаза – главные помощники человека. | 3 | 2 | 1 |
4.16 | Чтобы уши слышали. | 3 | 2 | 1 |
4.17 | Основы личной гигиены младшего школьника. | 3 | 3 | |
4.18 | Солнце, воздух и вода – друзья и враги. | 3 | 3 | |
4.19 | Осторожно, инфекция! | 3 | 3 | |
4.20 | Простудные и простудно – инфекционные заболевания. | 3 | 3 | |
4.21 | Закаливание дома. | 3 | 3 | |
4.22 | Почему болят зубы. | 3 | 3 | |
4.23 | Твои поступки, твои чувства, твои привычки. | 5 | 3 | 2 |
4.24 | Мой режим дня. | 3 | 3 | |
4.25 | Мой сон. | 3 | 3 | |
4.26 | Проверим свою память. | 3 | 2 | 1 |
4.27 | Твое настроение. | 3 | 2 | 1 |
4.28 | Внимание. Внимание? Внимание! | 3 | 2 | 1 |
| Первая доврачебная помощь: | | | |
4.29 | - колотая рана, резаная рана, ссадина | 3 | 1 | 2 |
4.30 | - повреждение глаз, носовое кровотечение | 3 | 1 | 2 |
4.31 | - перелом руки, перелом ноги | 3 | 1 | 2 |
4.32 | - пищевое отравление | 3 | 1 | 2 |
4.33 | - обморок, солнечный удар, тепловой удар | 3 | 1 | 2 |
4.34 | - ожог, обморожение. | 3 | 1 | 2 |
4.35 | Изменения в природе и их влияние на организм человека. | 9 | 7 | 2 |
4.36 | Заключительные занятия по пройденному материалу. | 2 | 1 | 1 |
5. | Закладываем фундамент здоровья. Тренажерный зал. АФК. | 48 | | |
5.1 | Основы знаний | 4 | 4 | |
| - Осанка – залог здоровья и красоты | 2 | 2 | |
- Я и мой организм | 1 | 1 | |
- Сам себе я помогу | 0,5 | 0,5 | |
-Удобный башмачок | 0,5 | 0,5 | |
5.2 | Психологическое сопровождение | 2 | 2 | |
| - Мотивация обучения | 1 | 1 | |
- Развивающее занятие | 1 | 1 | |
5.3 | Валеологические знания | 2 | 2 | |
| - Страна «Здоровье» | 1 | 1 | |
- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | 1 | 1 | |
5.4 | Практические занятия | 38 | | 38 |
| - ОФП | 2.5 | | 2.5 |
- Дыхательные упражнения | 1.5 | | 1.5 |
- Корригирующая гимнастика | 18 | | 18 |
- Игры, которые оздаравливают | 10 | | 10 |
- Занятия на тренажерах | 6 | | 6 |
5.5 | Контрольно- проверочные занятия. | 2 | | 2 |
6. | Сюжетно – ролевые игры | 6 | | |
6.1 | «Дети у врача» | 2 | | 2 |
6.2 | «Аптека» | 2 | | 2 |
6.3 | «Мы спортсмены!» | 2 | | 2 |
7. | Участие в массовых мероприятиях среди сверстников | 18 | | 18 |
7.1 | Экскурсионный практикум «Осанка – залог здоровья и красоты» | 2 | | 2 |
7.2 | «Город –здоровья» Игра -путешествие | 2 | | 2 |
7.3 | «Выбор за тобой» игровой марафон | 2 | | 2 |
7.4 | Социально – психологический тренинг «Я и МЫ» | 2 | | 2 |
7.5 | «Вперед, к рекордам!» Детская спортивная конкурсная программа | 2 | | 2 |
7.6 | «Остров здоровья» физкультурно – валеологическая развлекательная программа | 2 | | 2 |
7.7 | Тропа здоровья – «Сам себе я помогу и здоровье сберегу» | 2 | | 2 |
7.8 | Веселые старты «Я – молодец!» | 2 | | 2 |
7.9 | Городской флешмоб «Час бодрости» | 2 | | 2 |
Содержание учебного плана:
1. Диагностическая деятельность: предварительная (беседа, тестирование), промежуточная (Конкурс «ЗОЖик»), итоговая (тестирование).
2. Конкурсы:
«Здоровье – это здорово!» в рамках акции «Классный час» |
Конкурс детского творчества «Мы за ЗОЖ! » |
«О спорт – ты мир!» заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» |
«Правильное питание» |
(В соответствии с Положением на конкурс предоставляются рисунки, поделки, макеты, литературное творчество и др.)
3. Экскурсии.
1.Осанка –залог здоровья и красоты – тренажерный зал. |
2.Территория здоровья. ДЮСШ, стадион. |
3.Тайны человеческого организма. Музей мед.колледж. |
4.Правильное питание. Экскурсионный практикум. Супермаркет . |
4.Обучающие занятия
Строение организма. Функции организма. Рассказать и показать строение организма, его основные функции, механизм работы. Человек и природа: не рушимая связь и постоянное взаимодействие. Человек, общество и природа – проблемы экологии.
Личность человека – понятие. Мы все разные – но мы вместе. Я - Лучше всех! Создание ситуации успеха.
5. Закладываем фундамент здоровья. Тренажерный зал. АФК.
Данный раздел предусматривает взаимодействие педагога дополнительного образования по АФК, методиста по ЗОЖ и медицинского работника. Формирование физической культуры, личности ребенка, мотивации на активный здоровый образ жизни. Оздоровительно – корригирующая гимнастика решает коррекционно-развивающие задачи. Она является посредником между АФК и физическим воспитанием, имеющим развивающую направленность.
6. Сюжетно –ролевые игры
Через сюжетно-ролевую игру данный раздел в программе «Школа Здорового образа жизни» способствует индивидуальному развитию и достижению социально значимых целей. Цель в контексте данной программы заключается в преодолении страхов, самоидентификации, установлении связи с другими людьми.
Участие в массовых мероприятиях среди сверстников
Современные массовые мероприятия являются выражением общественной активности, способом организации досуга, удовлетворения культурных и духовных потребностей, приобщение к спорту и искусству. Главная задача – социально-коммуникативное развитие детей, профориентация.
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Образовательный процесс по программе «Школа Здорового образа жизни» организуется на основе учебного плана.
Обязательным условием является учет санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей обучающихся.
.Календарный учебный график.
месяц | № занятия | Тема занятия | кол –во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Сентябрь | 1 | Вводное занятие. Предварительная диагностика | 1 | Беседа, игра | Игра |
2 | Вводное занятие. Предварительная диагностика | 1 | Беседа, игра | Игра |
3 | Вводное занятие. Предварительная диагностика | 1 | Беседа, игра | Игра |
4 | Осанка – залог здоровья и красоты | 1 | Экскурсия | Обсуждение, опрос |
5 | Осанка – залог здоровья и красоты | 1 | Экскурсия | Обсуждение, опрос |
6 | Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
7 | Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
8 | Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
9 | Осанка – залог здоровья и красоты | 1 | Беседа -игра | Опрос |
10 | Осанка – залог здоровья и красоты | 1 | Беседа -игра | Опрос |
11 | «Дети у врача» | 1 | Сюжетно – ролевая игра | Игра |
12 | «Дети у врача» | 1 | Сюжетно – ролевая игра | Игра |
13 | «Дети у врача» | 1 | Сюжетно – ролевая игра | Игра |
14 | Место человека в природе и обществе | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
15 | Место человека в природе и обществе | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
16 | Место человека в природе и обществе | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
17 | ОФП | 1 | Тренировочное занятие | тестирование |
18 | ОФП | 1 | Тренировочное занятие | тестирование |
19 | Из чего состоит человек | 1 | Групповая беседа | Игра |
20 | Из чего состоит человек | 1 | Групповая беседа | Игра |
21 | Из чего состоит человек | 1 | Групповая беседа | Игра |
22 | Как правильно дышать | 1 | Беседа, игра | Обсуждение, опрос |
23 | Как правильно дышать | 1 | Беседа, игра | Обсуждение, опрос |
| 24 | Как правильно дышать | 1 | Беседа, игра | Обсуждение, опрос |
Октябрь | 25 | Дыхательные упражнения | 1 | Тренировочное занятие | тестирование |
26 | Дыхательные упражнения | 1 | Тренировочное занятие | тестирование |
27 | Как ты познаешь мир | 1 | Беседа, игра | Обсуждение, опрос |
28 | Как ты познаешь мир | 1 | Беседа, игра | Обсуждение, опрос |
29 | Как ты познаешь мир | 1 | Беседа, игра | Обсуждение, опрос |
30 | Мы за ЗОЖ | 1 | Конкурс детского творчества | Конкурс |
31 | Мы за ЗОЖ | 1 | Конкурс детского творчества | Конкурс |
32 | Мы за ЗОЖ | 1 | Конкурс детского творчества | Конкурс |
33 | Здоровье и здоровый образ жизни | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
34 | Здоровье и здоровый образ жизни | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
35 | Здоровье и здоровый образ жизни | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
36 | Что такое здоровье и от чего оно зависит | 1 | Беседа, игра | Игра |
37 | Что такое здоровье и от чего оно зависит | 1 | Беседа, игра | Игра |
38 | Что такое здоровье и от чего оно зависит | 1 | Беседа, игра | Игра |
39 | Почему с возрастом изнашивается организм. | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
40 | Почему с возрастом изнашивается организм | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
41 | Почему с возрастом изнашивается организм | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
42 | Как ты растешь. | 1 | Беседа, игра | Обсуждение, опрос |
43 | Как ты растешь | 1 | Беседа, игра | Обсуждение, опрос |
44 | Как ты растешь | 1 | Беседа, игра | Обсуждение, опрос |
45 | Осанка –стройная спина. | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
46 | Осанка –стройная спина | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
47 | Осанка –стройная спина | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
48 | Физкульт – ура! | 1 | Тренировочное занятие | Игра |
Ноябрь | 49 | Физкульт – ура! | 1 | Тренировочное занятие | Игра |
50 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
51 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
52 | «Аптека» | 1 | Сюжетно –ролевая игра | Игра |
53 | «Аптека» | 1 | Сюжетно –ролевая игра | Игра |
54 | Город -здоровья | 1 | Игра путешествие | Игра |
55 | Город -здоровья | 1 | Игра путешествие | Игра |
56 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
57 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
58 | Здоровье – это здорово! | 1 | Конкурс в рамках акции «Классный час» | Конкурс |
59 | Здоровье – это здорово! | 1 | Конкурс | Конкурс |
60 | Здоровье – это здорово! | 1 | Конкурс | Конкурс |
61 | Территория здоровья - стадион | 1 | Экскурсия | Опрос |
62 | Территория здоровья - стадион | 1 | Экскурсия | Опрос |
63 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
64 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
65 | «Выбор за тобой» | 1 | Игра - марафон | Игра |
66 | «Выбор за тобой | 1 | Игра - марафон | Игра |
67 | Как правильно есть. | 1 | Беседа, игра | Опрос |
68 | Как правильно есть. | 1 | Беседа, игра | Опрос |
69 | Как правильно есть. | 1 | Беседа, игра | Опрос |
70 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
71 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
72 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
Декабрь | 73 | Где найти витамины. | 1 | Беседа, игра | Игра |
74 | Где найти витамины. | 1 | Беседа, игра | Игра |
75 | Где найти витамины. | 1 | Беседа, игра | Игра |
76 | Глаза – главные помощники человека | 1 | Групповая беседа | Опрос |
77 | Глаза – главные помощники человека | 1 | Групповая беседа | Опрос |
78 | Глаза – главные помощники человека | 1 | Групповая беседа | Опрос |
79 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
80 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
81 | Чтобы уши слышали. | 1 | Групповая беседа | Опрос |
82 | Чтобы уши слышали. | 1 | Групповая беседа | Опрос |
83 | Чтобы уши слышали. | 1 | Групповая беседа | Опрос |
84 | Основы личной гигиены младшего школьника | 1 | . Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
85 | Основы личной гигиены младшего школьника. | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
86 | Основы личной гигиены младшего школьника. | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
87 | Солнце, воздух и вода – друзья и враги. | 1 | Беседа, игра | Опрос |
88 | Солнце, воздух и вода – друзья и враги. | 1 | Беседа, игра | Опрос |
89 | Солнце, воздух и вода – друзья и враги. | 1 | Беседа, игра | Опрос |
90 | Осторожно, инфекция! | 1 | Беседа, игра | Игра |
91 | Осторожно, инфекция! | 1 | Беседа, игра | Игра |
92 | Осторожно, инфекция! | 1 | Беседа, игра | Игра |
93 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
94 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
95 | Конкурс «О спорт – ты мир!» заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» | 1 | Конкурс | Конкурс |
96 | Конкурс «О спорт – ты мир!» заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» | 1 | Конкурс | Конкурс |
Январь | 97 | Конкурс «О спорт – ты мир!» заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» | 1 | Конкурс | Конкурс |
98 | Тайны человеческого организма | 1 | Экскурсия | Опрос |
99 | Тайны человеческого организма | 1 | Экскурсия | Опрос |
100 | Простудные и простудно – инфекционные заболевания. | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
101 | Простудные и простудно – инфекционные заболевания. | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
102 | Простудные и простудно – инфекционные заболевания | 1 | . Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
103 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
104 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
105 | Закаливание дома. | 1 | Беседа, игра | Опрос |
106 | Закаливание дома. | 1 | Беседа, игра | Опрос |
107 | Закаливание дома. | 1 | Беседа, игра | Опрос |
108 | Почему болят зубы. | 1 | Групповая беседа | Игра |
109 | Почему болят зубы. | 1 | Групповая беседа | Игра |
110 | Почему болят зубы. | 1 | Групповая беседа | Игра |
111 | Я и мой организм | 1 | Беседа | Опрос |
112 | Удобный башмачек | 1 | Беседа | Опрос |
113 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
114 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
115 | Социально – психологический тренинг «Я и МЫ» | 1 | Тренинговое занятие | Игра |
116 | Социально – психологический тренинг «Я и МЫ» | 1 | Тренинговое занятие | Игра |
117 | Твои поступки, твои чувства, твои привычки | 1 | Беседа - игра | Игра |
| 118 | Твои поступки, твои чувства, твои привычки | 1 | Беседа - игра | Игра |
119 | Твои поступки, твои чувства, твои привычки | 1 | Беседа - игра | Игра |
120 | Твои поступки, твои чувства, твои привычки | 1 | Беседа - игра | Игра |
Февраль | 121 | Беседа - игра | 1 | Твои поступки, твои чувства, твои привычки | Игра |
122 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
123 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
124 | Мой режим дня. | 1 | Беседа - игра | Опрос |
125 | Мой режим дня. | 1 | Беседа - игра | Опрос |
126 | Мой режим дня. | 1 | Беседа - игра | Опрос |
127 | Мой сон. | 1 | Беседа - игра | Опрос |
128 | Мой сон. | 1 | Беседа - игра | Опрос |
129 | Мой сон. | 1 | Беседа - игра | Опрос |
130 | Проверим свою память | 1 | Обучающая игра | Тестирование |
131 | Проверим свою память | 1 | Обучающая игра | Тестирование |
132 | Проверим свою память | 1 | Обучающая игра | Тестирование |
133 | Твое настроение. | 1 | Беседа - игра | Игра |
134 | Твое настроение. | 1 | Беседа - игра | Игра |
135 | Твое настроение. | 1 | Беседа - игра | Игра |
136 | Внимание. Внимание? Внимание! | 1 | Групповая беседа | Тестирование |
137 | Внимание. Внимание? Внимание! | 1 | Групповая беседа | Тестирование |
138 | Внимание. Внимание? Внимание! | 1 | Групповая беседа | Тестирование |
139 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
140 | Корригирующая гимнастика | 1 | Тренировочное занятие | Тестирование |
141 | Психологическая Мотивация обучения | 1 | Групповая беседа | Опрос |
142 | Валеологическое Развивающее занятие | 1 | Беседа | Опрос |
143 | Страна«Здоровье» | 1 | Обучающая игра | Игра |
144 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | 1 | Обучающая игра | Игра |
145 | Игры, которые оздаравливают | 1 | Игра | Игра |
Март | 146 | Игры, которые оздаравливают | 1 | Игра | Игра |
147 | Занятия на тренажерах | 1 | Тренировочное занятие | тестирование |
148 | Занятия на тренажерах | 1 | Тренировочное занятие | тестирование |
149 | Игры, которые оздаравливают | 1 | Игра | Игра |
150 | Игры, которые оздаравливают | 1 | Игра | Игра |
151 | Занятия на тренажерах | 1 | Тренировочное занятие | тестирование |
152 | Занятия на тренажерах | 1 | Тренировочное занятие | тестирование |
153 | Занятия на тренажерах | 1 | Тренировочное занятие | тестирование |
154 | Занятия на тренажерах | 1 | Тренировочное занятие | тестирование |
155 | Игры, которые оздаравливают | 1 | Игра | Игра |
156 | «Вперед к рекордам!» детская спортивная конкурсная программа | 1 | Конкурс | Игра |
157 | «Вперед к рекордам!» детская спортивная конкурсная программа | 1 | Конкурс | Игра |
158 | Первая доврачебная помощь - колотая рана, резаная рана, ссадина | 1 | Групповая беседа | Опрос |
159 | Первая доврачебная помощь - колотая рана, резаная рана, ссадина | 1 | Групповая беседа | Опрос |
160 | Первая доврачебная помощь - колотая рана, резаная рана, ссадина | 1 | Групповая беседа | Опрос |
161 | - повреждение глаз, носовое кровотечение | 1 | Групповая беседа | Опрос |
162 | - повреждение глаз, носовое кровотечение | 1 | Групповая беседа | Опрос |
163 | - повреждение глаз, носовое кровотечение | 1 | Групповая беседа | Опрос |
164 | Игры, которые оздаравливают | 1 | Игра | Игра |
165 | Игры, которые оздаравливают | 1 | Игра | Игра |
166 | «Мы – спортсмены!» сюжетно –ролевая игра | 1 | Игра | Опрос |
167 | «Мы – спортсмены!» сюжетно –ролевая игра | 1 | Игра | Опрос |
168 | - перелом руки, перелом ноги | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
169 | - перелом руки, перелом ноги | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
Апрель | 170 | - перелом руки, перелом ноги | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
171 | - пищевое отравление | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
172 | - пищевое отравление | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
173 | - пищевое отравление | 1 | Групповая беседа | Обсуждение, опрос |
174 | Игры, которые оздаравливают | 1 | Игра | Игра |
175 | Игры, которые оздаравливают | 1 | Игра | Игра |
176 | Игры, которые оздаравливают | 1 | Игра | Игра |
177 | «Остров здоровья» физкультурно-валеологическая развлекательная программа | 1 | Игра - викторина | Игра |
178 | «Остров здоровья» физкультурно-валеологическая развлекательная программа | 1 | Игра - викторина | Игра |
179 | - обморок, солнечный удар, тепловой удар | 1 | Групповая беседа | Опрос |
180 | - обморок, солнечный удар, тепловой удар | 1 | Групповая беседа | Опрос |
181 | - обморок, солнечный удар, тепловой удар | 1 | Групповая беседа | Опрос |
182 | - ожог, обморожение. | 1 | Групповая беседа | Опрос |
183 | - ожог, обморожение. | 1 | Групповая беседа | Опрос |
184 | - ожог, обморожение. | 1 | Групповая беседа | Опрос |
185 | Изменения в природе и их влияние на организм человека. | 1 | Беседа-игра | Обсуждение, опрос |
186 | Изменения в природе и их влияние на организм человека. | 1 | Беседа-игра | Обсуждение, опрос |
187 | Изменения в природе и их влияние на организм человека. | 1 | Беседа-игра | Обсуждение, опрос |
188 | Изменения в природе и их влияние на организм человека. | 1 | Беседа-игра | Обсуждение, опрос |
189 | Изменения в природе и их влияние на организм человека. | 1 | Беседа-игра | Обсуждение, опрос |
190 | Изменения в природе и их влияние на организм человека. | 1 | Беседа-игра | Обсуждение, опрос |
191 | Изменения в природе и их влияние на организм человека. | 1 | Беседа-игра | Обсуждение, опрос |
192 | Изменения в природе и их влияние на организм человека. | 1 | Беседа-игра | Обсуждение, опрос |
193 | Изменения в природе и их влияние на организм человека. | 1 | Беседа-игра | Обсуждение, опрос |
Май | 194 | Заключительные занятия по пройденному материалу. | 1 | Групповая беседа | тестирование |
195 | Заключительные занятия по пройденному материалу. | 1 | Групповая беседа | тестирование |
196 | Тропа здоровья – «Сам себе я помогу и здоровье сберегу» | 1 | Тренировочное занятие | Игра |
197 | Тропа здоровья – «Сам себе я помогу и здоровье сберегу» | 1 | Тренировочное занятие | Игра |
198 | Веселые старты «Я – молодец!» | 1 | Конкурс | Соревновательная игра |
199 | Веселые старты «Я – молодец!» | 1 | Конкурс | Соревновательная игра |
200 | Городской флешмоб «Час бодрости» | 1 | Тренировочное занятие | Ирга |
201 | Городской флешмоб «Час бодрости» | 1 | Тренировочное занятие | Ирга |
202 | Правильное питание. Экскурсионный практикум. Супермаркет | 1 | Групповая беседа | Экскурсия |
203 | Правильное питание. Экскурсионный практикум. Супермаркет | 1 | Групповая беседа | Экскурсия |
204 | Конкурс «Правильное питание» | 1 | Игра | Конкурс |
205 | Конкурс «Правильное питание» | 1 | Игра | Конкурс |
206 | Конкурс «Правильное питание» | 1 | Игра | Конкурс |
207 | Экскурсионный практикум «Осанка – залог здоровья и красоты» | 1 | Тренировка | Тестирование |
208 | Экскурсионный практикум «Осанка – залог здоровья и красоты» | 1 | Тренировка | Тестирование |
209 | Контрольно проверочные занятия ОФП | 1 | Тренировка | Тестирование |
210 | Контрольно проверочные занятия ОФП | 1 | Тренировка | Тестирование |
211 | Итоговая диагностика | 1 | Групповая беседа | Тестирование |
212 | Итоговая диагностика | 1 | Групповая беседа | Тестирование |
213 | Социально – психологический тренинг «Я и МЫ» | 1 | Тренинговое занятие | Игра |
214 | Социально – психологический тренинг «Я и МЫ» | 1 | Тренинговое занятие | Игра |
215 | «Поликлиника» | 1 | Сюжетно –ролевая игра | Игра |
216 | «Поликлиника» | 1 | Сюжетно –ролевая игра | Игра |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы соответствует требованиям к обеспечению безопасности обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.
Режим занятий соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4. 1251-03.
Для успешного решения поставленных в программе задач требуется кадровое, методическое, информационное и материально-техническое обеспечение.
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:
Методическое обеспечение:
Дидактические материалы
Серия цветных иллюстраций, плакатов;
Настольные и методические игры;
Видеоролики по пропаганде ЗОЖ;
Плакаты по оказанию медицинской помощи;
Информационное обеспечение.
Перечень литературы для педагогов, детей и родителей:
И. В. Абрамова, Т. И. Бочкарёва. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методическое пособие. Самара: СИПКРО, 2004 год.
С. А. Авилова, Т. В. Калинина. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями. Волгоград: Учитель, 2008 год.
О. А. Степанова. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей группы продлённого дня, педагогов дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» - Москва ТЦ Сфера, 2004 год.
Н. И. Третьяков, А. А. Андреев, И. А. Забуслаева. Мониторинг: Определение уровня воспитанности учащихся.
Интернет-ресурсы: http:// sipkro.ru, nsportal.ru, standart. edu. ru.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Федеральный портал «Дополнительное образование детей» - http://www.vidod.edu.ru/
Цифровые и другие информационные ресурсы
Мультимедийная учебно-методическая программа «Проведение уроков в общеобразовательных учреждениях по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения» (в перспективе);
Мультимедийное электронное пособие для общеобразовательной школы по пропаганде ЗОЖ;
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы особых требований к кадровому составу не предъявляется. Образование – не ниже средне специального, педагогическое, техническое, юридическое и т.д. Опыт педагогической работы с учащимися не менее одного года.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для определения результативности освоения программы, согласно плану мероприятий МБУДО «ДЮЦ», в течение года организовываются конкурсы «Здоровье –это здорово!» в рамках региональных традиционных конкурсов, конкурс и выставка детского творчества «Мы за ЗОЖ», заочный этап акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», конкурс «Правильное питание», Всероссийские конкурсы в рамках РДШ.
Для определения динамики эффективности АФК и уровня физического развития обучающихся используются методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль. При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течении всего курса отмечаются основные универсальные учебные действия, приобретенные обучающимися в период обучения.
Образовательные результаты представляются и демонстрируются в форме аналитического материала по итогам проведения психологической диагностики, аналитической справки, по итогам спортивно -оздоровительной деятельности.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников.
Эффективность формирования культуры здоровья в начальной школе зависит от соблюдения ряда условий:
подготовка педагогов к работе по формированию ЗОЖ в учебно-воспитательном процессе, что позволяет создать соответствующую систему деятельности по формированию культуры здоровья личности;
единство действий педагогов и семьи, что поможет оздоровлению атмосферы школьной жизни и сочетанию научно обоснованного просвещения о ЗОЖ с полезной для здоровья деятельностью младших школьников;
формирование культуры здоровья у обучающихся начальной школы при условии систематичной внеурочной деятельности;
внеурочная деятельность по данному направлению должна осуществляться в комплексе с участием учителей и в обязательном взаимодействии с родителями.
Диагностика по исследованию культуры здоровья младших школьников:
-диагностики уровня ценностных установок и жизненных приоритетов младших школьников по вопросам здоровья (методика С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью»);
- диагностики уровня сформированности культуры ЗОЖ у младших школьников (методика С.Гаркуши);
- диагностики уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни (методика С.Гаркуши «Гармоничность образа жизни);
- диагностику активности младших школьников в мероприятиях по ЗОЖ (методика С.Гаркуши);
- диагностики уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья (методика С.Гаркуши)
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Главные принципы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Особенности организации образовательного процесса – очная форма обучения.
№ | Название раздела, темы | Методы обучения | Форма занятия | Дидактический материал, техническое оснащение |
1 | Раздел 1. Диагностическая деятельность | Самооценка учащихся | Групповая | Наглядность |
Предварительная беседа. | Индивидуальная | Диагностические карты. |
| Наблюдение | Групповая | Компьютер, проектор. |
Беседа | Групповая | Картотека дидактических игр |
2 | Конкурсная работа | Словесный, наглядный | Рассказ –беседа, игра | Иллюстрационный материал, наглядность. |
3 | Экскурсии | Практическое занятие | Групповая | Наглядность |
4 | Обучающие занятия | Словесный, наглядный | Рассказ - беседа | Иллюстрационный материал, наглядность |
Репродуктивный | Групповая беседа, Практическая работа | Картотека дидактических игр |
Комбинированный | Рассказ – беседа, игра | Иллюстрационный материал, наглядность |
Самостоятельная работа | Практическая работа | Картотека дидактических игр |
5 | Закладываем фундамент здоровья. Тренажерный зал. АФК. | Практическое занятие | Практическая работа | Спортивный инвентарь |
Репродуктивный | Игра | Спортивный инвентарь |
6 | Сюжетно- ролевые игры | Комбинированный | Игра | Костюмы Реквизит |
7 | Участие в массовых мероприятиях среди сверстников | Практическое занятие | Практическая работа | Спортивный инвентарь, Костюмы Реквизит |
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Психолого-педагогическая литература
Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов – М: Просвещение, 2006.
Селевко Г.Н. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амоношвили. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – М: НИИ Школьных технологий ,2006.
Якимовская Н.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М: Сентябрь, 2001
Щуркова Н.Е. Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006.
Методическая литература
И. В. Абрамова, Т. И. Бочкарёва. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методическое пособие. Самара: СИПКРО, 2004 год.
С. А. Авилова, Т. В. Калинина. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями. Волгоград: Учитель, 2008 год.
О. А. Степанова. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей группы продлённого дня, педагогов дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» - Москва ТЦ Сфера, 2004 год.
Н. И. Третьяков, А. А. Андреев, И. А. Забуслаева. Мониторинг: Определение уровня воспитанности учащихся.
Интернет-ресурсы: http:// sipkro.ru, nsportal.ru, standart. edu. ru.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Федеральный портал «Дополнительное образование детей» - http://www.vidod.edu.ru/