ЧОУ «Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя свт. Тихона Задонского» 
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол от 29.08.2016 г. № 01
| |
| Утверждаю Директор ЧОУ ТЕПСОШ ________________/Водолазский Л.Е. Приказ по школе № 01/12 от 01.09.2017
| |
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(направленность программы)
Я

- гражданин России
(название программы)
15 – 17 лет
(возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа)
один год
(срок реализации дополнительной образовательной программы)
Автор-составитель: учитель обществознания
1-й категории
Е. А. Горбенко
г. Тверь, 2018 год
Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа социоально-педагогической направленности «Я- гражданин России» составлена в соответствии с: 1) федеральным законом от 29 декабря 2012г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2) порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008; 3) нормативных документов Министерства Образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» (№28-51-391/16 от 20.05.2003 г.).
Цель программы: формирование у молодёжи гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей через деятельность.
Задачи программы.
Обучающие:
Формировать знания о Государственных символах России;
углублять знания об истории и культуре родного края;
углублять знания об Основных событиях Великой отечественной войны;
способствовать возникновению интереса и изучению учащимися истории своей семьи, истории своего края;
научить создавать и реализовывать творческие проекты;
Воспитательные:
Развивающие:
развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
формировать потребность в самопознании и самореализации;
формировать способы социального взаимодействия.
Программа рассчитана на 1 учебный год (сентябрь 2018 г – май 2019 г.) по 2 занятия в неделю, всего 68 ч. Охватывает детей от 15 до 17 лет, с учетом потребностей именно этой возрастной категории детей. Количество воспитанников в группе – 15 человек.
Методы, использованные в данной программе:
теоретические и практические занятия,
тематические игры,
конкурсы и викторины,
круглые столы,
уроки мужества,
экскурсии в городские музеи,
При реализации программы «Я- гражданин России» используются и традиционные методы обучения, и инновационные технологии. К числу последних относятся:
объяснительно-иллюстративный метод ;
проблемный ;
методы развивающего обучения,
метод взаимообразования,
метод временных ограничений,
метод рефлексии.
Ожидаемый результат:
1. формирование коллектива единомышленников
освоение культурного пространства
формирование личности
Пояснительная записка
Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – духовно-нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Поэтому как классный руководитель вижу необходимость в моделировании и построении воспитательной системы для выпускника школы (3 ступень) «Я – гражданин России», так как я считаю, что именно системный подход является эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях.
При разработке содержания данной дополнительной образовательной программы принималась во внимание специфика направленности, которая заключается в следующем:
учет основных закономерностей развития духовно-нравственного воспитания;
интегративность - охват многих сферы человеческой деятельности;
направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
Программа является модифицированной, при её составлении автор опирался на педагогические идеи классиков педагогики Я.А.Коменского, Н.Г.Чернышевского и В.А.Сухомлинского, считающих, что человеческое достоинство измеряется его заслугами Родине. Близки и мысли современных педагогов В.В.Мартынова, А.В.Беляева, которые определяют патриотизм как одно из нравственных качеств личности . Учитывая большое влияние на воспитание патриотизма на конкретных исторических примерах, в содержание программы внесен региональный компонент. Кроме того, добавлены элементы педагогической антропологии, направленные на сохранение здоровья учащихся.
Новизна данной программы, во-первых, в преемственности с программами основной школы, она дополняет основные образовательные курсы по истории, географии, обеспечению безопасности жизнедеятельности, физической культуре. Кроме того, подростки приобретают навыки на занятиях по различным направлениям, таким как: военно-спортивное, туристическое, журналистское, литературное и т.д.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что она способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания и навыки, необходимые в жизни, в том числе области здоровьесбережения.
Комплексный подход к организации занятий обеспечивает положительную социализацию и профилактику асоциального поведения детей.
Нормативно-правовой основой разработки программы являются следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.08.2013)
Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012)
«О днях воинской славы и памятных датах России»
Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»
ФГОС ОО (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. №337).
Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416
«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493
Указ Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 12.05.2009 № 537
Указ Президента России «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 01.06.2012 № 761
Содержание программы основывается на принципах: последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности.
Уровень усвоения программы – общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный.
Цель программы:
Воспитание духовно-нравственной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:
Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:
профессиональной учебы после школы;
выполнения гражданских обязанностей;
успешной жизни и деятельности в условиях новой экономики.
3. Оказание помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самореализации и самоопределения.
4. Дальнейшее физическое развитие личности.
5. Дальнейшее формирование духовно-нравственных и гражданских качеств на основе христианской морали.
6. Вовлечение родителей и социума в совместную деятельность, направленную на создание благоприятных условий для развития гармоничной личности.
Пути решения поставленных задач:
Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе. Ребёнка воспитывает всё, что окружает:
Школьная культура атмосферы
Стиль взаимоотношений
Словесные методы
Урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность
Творческая деятельность
Собственный пример
Опора на семью, семейные традиции, поддержку
Принципы построения системы воспитания в классе:
-принцип гуманизма;
-принцип индивидуальности;
-принцип открытости;
-принцип обратной связи;
-принцип сотворчества;
-принцип успешности;
-принцип деятельности;
-принцип свободы выбора;
-
В своей системе я выделяю основные направления воспитательной работы. Таковыми являются:
1 Традиционные школьные дела и мероприятия
2 Познавательная деятельность
3. Общественно полезная деятельность
4 Ценностно-ориентированная деятельность
5 Правовое воспитание
6 Экологическое воспитание
7 Духовно-нравственное воспитание
8 Художественное творчество
9 Спортивно-оздоровительные мероприятия
10 Работа с педагогически запущенными учащимися
11 Работа с родителями
12 Работа с центрами дополнительного образования.
Система воспитательной работы строится на следующих уровнях:
Работа с классным коллективом;
Работа с активом класса
Индивидуальная работа с учащимися и их родителями.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса при взаимодействии учебной, внеурочной, внешкольной деятельности.
Учебная деятельность: Факультативы, практические занятия, предметные недели.
Внеурочная деятельность: Работа социального педагога и психолога, самоуправление, школьные традиции, КТД, творческие игры, праздники
Формы работы с детьми:
- индивидуальные (мероприятия);
- групповые (дела);
- массовые (игры).
Для выбора форм управления классом использую различные приёмы: педагогическое наблюдение, методы психолого-педагогической диагностики, учитываю возраст и особенности психологического развития учащихся,т.к. все учащиеся классы индивидуальны и нуждаются в личностно-ориентированном подходе, на первый план выдвигаю дифференциацию процесса обучения и воспитания с использованием самоанализа, самооценки и самокоррекции
Методы воспитания:
- убеждение – самоубеждение;
- стимулирование – мотивация;
- внушение – самовнушение;
- требование – упражнение;
- коррекция – самокоррекция;
- воспитывающие ситуации – социальные пробы;
- рефлексия.
Формы работы с родителями:
- консультации, беседы (индивидуальные, групповые);
- посещение квартир;
- родительский комитет;
- родительские собрания, совместные мероприятия.
Программа рассчитана на 1 календарный год (сентябрь 2018 г – май 2019 г.) и охватывает детей от 15 до 17 лет, с учетом потребностей именно этой возрастной категории детей. Количество воспитанников в группе – 15 человек.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 часа, итого 68 часов за год, продолжительность занятия: 1 час.
Формы проведения занятий могут быть: фронтальные, индивидуальные, групповые (в зависимости от темы занятия и выполняемой практической работы).
Концепция воспитательной системы “Я – гражданин России”
Основные направления работы.
«Я и Я»
Цель: Формирование гражданского отношения к себе.
Формы реализации: дела милосердия, конференции, диспуты, беседы по вопросам православной нравственности; классные часы и уроки о милосердии, доброте. Праздники, фестивали, концерты, направленные на развитие творческих способностей, вечера искусств.
Предполагаемый результат: Воспитание милосердия учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
2.«Я и моя семья»
Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье
Содержание: Гражданин и семья. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи. Преемственные связи: деды-родители, родители-дети, дети-внуки.
Формы реализации: Беседы, встречи (изучение семьи и её родословной). Совместные мероприятия художественного плана (дети, родители, учителя).Концерты (для родителей).
Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви, семьи.
Предполагаемый результат деятельности:
Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей:
настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;
настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово;
настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
3.»Я и моя школа»
Цель: Формирование гражданского отношения к школе.
Содержание: Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Участие в жизни школы, забота о школе, участие в школьном самоуправлении.
Формы реализации:
Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы.
Игры на развитие логики, памяти, внимания.
Мероприятия по профориентации: совместные классные часы, собрания с людьми науки, искусства, рабочими, служащими различных специальностей.
Анкетирование “Ваши профессиональные намерения”.
Выставки, ярмарки.
Предполагаемый результат.
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей.
4.»Я и моё Отечество»
Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Содержание: осмысление школьником себя как части своей Родины, её гражданина и патриота. Необходимость уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.
Формы реализации.
Акции: “Моё Отечество”, «Вахта памяти»
Вечера: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы”, “ Я люблю тебя Россия”.
Конкурсы инсценированной военной песни, смотры строя и песни.
Спортивные праздники.
Встречи с военнослужащими Российской Армии.
Уроки мужества, гражданственности и патриотизма.
Предполагаемый результат деятельности
Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной и своим краем изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.
5.»Я и культура»
Цель:Формирование гражданского отношения к искусству .
Содержание: Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе.
Формы реализации: Беседы на тему (поэтические, музыкальные, театральные). Встречи с деятелями искусств. Театральные постановки. Кукольные спектакли
Предполагаемый результат: Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности
6.»Я и планета» :
Цель: Формирование гражданского отношения к планете.
Содержание: Взаимосвязь между человеком, обществом, природой. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за свою Планету. Роль личности в развитии общества. Цивилизация. Идеал человека, жизненная позиция.
Форы реализации: Беседы и наблюдения, экскурсии, конкурсы рисунков, плакатов, игры-путешествия, проведение «круглых столов», защита гражданских проектов и др.
Ожидаемые результаты программы - воспитание личности:
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
-ответственной за судьбу своей страны, сопричастной к деяниям предыдущих поколений;
• способной к самореализации в пространстве российского государства, с активной жизненной позицией; знаниями и соблюдением норм правового государства;
•ведущей здоровый образ жизни;
• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Предполагаемая результативность:
Результаты реализации программы определяется личностным ростом учащихся.
Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщаться к целому ряду ценностей, понятий, помочь сформулировать собственный взгляд на жизнь, своё мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Проверка результативности обучения, воспитания и развития ребёнка осуществляется:
методом постановки контрольных вопросов:
тестирования;
самоанализ и коллективный анализ;
в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися.
Целевая направленность программы
Формирование личности выпускника, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга, способной к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении.
Ориентация на общечеловеческие ценности: Бог, Церквовь, Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Земля, Творчество.

Реализация воспитательного взаимодействия
Учебно-тематический план
Мероприятия 1 четверти
( 18 часов)
| сентябрь | Октябрь |
«Я и Я» | День безопасности Кл. час «Мы за безопасный образ жизни». Инструктажи: -при проведении школьных мероприятий; -о правилах поведения в школе; -о правилах поведения в столовой; -ПДД; -первая медицинская помощь; - о правилах поведения на субботнике; - пожарная и электробезопасность в школе;
| Кл.час «Кто я в этом мире?» Инструктажи: -при проведении школьных мероприятий; -о правилах поведения в общественном транспорте; -пожарная безопасность дома; -незнакомый человек -ТБ на осенние каникулы Беседа по профилактике травматизма (правила ДД, безопасности езды на мотоциклах и т.д.) |
«Я и семья» | -Памятки для родителей по обучению детей правилам безопасности Выборы родительского комитета | -Работа с родителями. Родительское собрание |
«Я и культура» | Беседы о внешнем виде учащихся | Поздравительные открытки ко «Дню учителя. Выпуск общешкольной газеты «Мы любим Вас»
|
«Я и школа» | Торжественная линейка «День знаний» Оформление классного уголка. Клас. собр «Мои обязанности и моё поручение»(Утверждение плана работы, выборы самоуправления) Выбор занятий во внеурочное время | Клас. собрание Проверка дневников. Беседы с учителями предметниками об успеваемости и поведении уч-ся.
|
«Я и мое Отечество» | Права и обязанности школьника(школьный устав).
| Участие в муниципальных конкурсах |
«Я и планета» | Организация дежурства в класса Генеральная уборка класса. | Субботник по уборке класса. Беседа о красоте родного края. Кл. час «Кто я в этом мире?» |
«Я и мое здоровье» | День здоровья. Беседа «Личная гигиена» Выявление детей, освобождённых от уроков физкультуры, занимающихся в спортсекциях. | Беседы медицинской сестры |
Мероприятия 2 четверти
( 15 часов)
| ноябрь | декабрь |
«Я и Я» | Инструктажи: - при проведении школьных мероприятий; -первый лёд, гололёд; -терроризм | Конкурс презентаций «Если хочешь быть здоров» |
«Я и семья» | Индивидуальные консультации с родителями, проведение систематического контроля за успеваемостью | Родительское собрание |
«Я и культура» | Акция «Красота спасёт мир» | Праздник «Рождество Христово в школе» Участие в конкурсе «Самый Новогодний класс» |
«Я и школа» | Рейд: «Твой портфель, как живётся в нём дневнику, книжкам и школьным принадлежностям» | Классное собрание по итогам полугодия
|
«Я и мое отечество» | День примирения и согласия Историческая игра «Великая история великой истории» | Экскурсия в городской музей |
«Я и планета» | Классный час «Рождество на Планете» | Рейд «Подготовим кабинет к Празднику» |
«Я и мое здоровье» | Кл. час «Вредные привычки» | Лекция –беседа медицинской Кл. час «Что стоит моё здоровье |
Мероприятия 3 четверти
( 22 часов)
| январь | февраль | март |
«Я и Я» | Кл. час «Образованный человек – человек 21 века» Инструктажи: - при проведении школьных мероприятий; - правила поведения в школе; -ПДД | Кл. час «Путь к успеху» Инструктажи: -при проведении школьных мероприятий; -пожарная безопасность в школе | Персональные выставки учащихся. Инструктажи: -при проведении школьных мероприятий; -поведение на льду -гололёд; -ТБ на весенние каникулы |
«Я и семья» | Индивидуальные беседы с родителями. | Презентации «Профессии моих родителей | Родительское собрание |
«Я и культура» | Праздник в классе «Рождественские посиделки Кл. час «Молодёжные субкультуры | | Классный вечер, посвящённый началу Великого поста |
«Я и школа» | Конкурс фото –стендов «Школьная пора». | Праздник Сретенья Господня, День Православной молодежи | Кл. собрание |
«Я и мое Отечество» | Традиции празднования зимних календарных праздников | Экскурсия в музей | 30 марта –День защиты Земли |
«Я и планета» | Кл. час «Молодёжные субкультуры» | Генеральная уборка класса | Подготовка к участию в озеленении школьного участка |
«Я и мое здоровье» | Беседы «Разговор о правильном питании»» Беседы о зимнем травматизме Участи в соревнованиях по дартсу | Беседы на темы: «Вредные привычки и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний» | Лыжная эстафета.
|
Мероприятия 4 четверти
( 13 часов)
| апрель | май |
«Я и Я» | Инструктажи: -при проведении школьных мероприятий; -терроризм Кл. час «Дорога, которую мы выбираем»» | Участие в конкурсе чтецов «Мой край родной» Инструктажи: -при проведении школьных мероприятий; -о правилах поведения на воде; -пожарная безопасность дома; - о правилах поведения на субботнике; -ТБ на летние каникулы |
«Я и семья» | Заседание родительского комитета. Диспут «Бюджет семьи» | Организация летнего отдыха Родительское собрание |
«Я и культура» | Творческий конкурс на лучший Пасхальный рисунок | Участие в патриотических мероприятиях |
«Я и школа» | Кл. собрание | Линейка «Последний звонок» Ученическое собрание «Итоги учебного года»
|
«Я и мое отечество» | День космонавтики. Российский День науки | Неделя боевой славы. Вахта памяти |
«Я и планета» | День Земли. Неделя Экологии. | Кл. час «Урок безопасности» |
«Я и мое здоровье» | Беседа на тему «Всё о здоровом образе жизни» | День здоровья. Беседы на темы: «Оказание первой медицинской помощи утопающему» |
Предполагаемый результат деятельности:
Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)
• гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
• личностно-ориентированная педагогика;
• концепция поликультурного образования (З.М.Малькова, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова);
• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);
• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
• технология коллективно-творческих дел;
• игровые технологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Селевко Г.Г. «Самосовершенствование личности».
Рожков, П.В. Байбородова «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка».
И.П. Иванов «Педагогика общей заботы».
Нормативные документы:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Письмо Минобразования РФ «О направлении минимального социального стандарта «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательном учреждении общего образования» от 15 декабря 2002 г. № 30 – 51 – 914/16;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22 августа 2004 г. № 124 – ФЗ;
Положение о классном руководстве;
Должностные и функциональные обязанности классного руководителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Архимандрит Рафаил (Карелин). Векторы духовности. – М.: «Лествица», 2003.
Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: семья глазами православного психолога. – М.: Даниловский благовестник, 2009.
Шугаев Илья, протоиерей. Один раз на всю жизнь: Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. – М.: Изд-во Московской Патриархии РПЦ, 2011.
Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Учебное пособие по этике для старшеклассников. М.: «Про-Пресс», 2008.
Российская газета – 2001 – 12 марта (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы»)
Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. М: ПРО-ПРЕСС, 1998.
Болотова, М.И. Патриотическое воспитание в региональной системе дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / М.И. Болотова. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2008.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование курса
1 – « Я и Я»
2 – «Я и Семья»
3 – « Я и Культура»»
4 – «Я и Школа»
5 – «Я и моё Отечество»
6 – «Я и Планета»
7 – «Я и моё Здоровье»
№ урока | Тема занятия | № раздела | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
2017-2018 год (сентябрь-декабрь) |
1 | Торжественная линейка «День знаний» | 4 | 1 | 1.09 | 1.09 |
2 | Классный час «Мы за безопасный образ жизни». | 1 | 1 | 3.09 | 3.09 |
3 | Классный час «Инструктаж по ТБ» | 1 | 1 | 4.09 | 4.09 |
4 | Выборы родительского комитета | 2 | 1 | 10.09 | 10.09 |
5 | Беседы о внешнем виде учащихся | 3 | 1 | 11.09 | 11.09 |
6 | Классное собрание «Мои обязанности и моё поручение» | 4 | 1 | 17.09 | 17.09 |
7 | Знакомство со школьным уставом | 5 | 1 | 18.09 | 18.09 |
8 | Организация дежурства в класса | 6 | 1 | 24.09 | 24.09 |
9 | День здоровья. | 7 | 1 | 25.09 | 25.09 |
10 | Классный час: Кто я в этом мире?» | 1 | 1 | 1.10 | 1.10 |
11 | Родительское собрание | 2 | 1 | 2.10 | 2.10 |
12 | Поздравительные открытки ко «Дню учителя. | 3 | 1 | 8.10 | 8.10 |
13 | Классное собрание. Проверка дневников. | 4 | 1 | 9.10 | 9.10 |
14,15 | Субботник по уборке класса | 6 | 2 | 15.10 16.10 | 15.10 16.10 |
16 | Участие в муниципальных конкурсах | 5 | 1 | 22.10 | 22.10 |
17 | Беседа с медицинской сестрой | 7 | 1 | 23.10 | 23.10 |
18 | Инструктаж по ТБ (первый лед, массовые мероприятия) | 1 | 1 | 6.11 | 6.11 |
19 | Индивидуальные консультации с родителями | 2 | 1 | 12.11 | 12.11 |
20 | Акция «Красота спасёт мир» | 3 | 1 | 13.11 | 13.11 |
21 | Рейд: «Твой портфель и школьный шкафчик» | 4 | 1 | 19.11 | 19.11 |
22 | День примирения и согласия | 5 | 1 | 20.11 | 20.11 |
23 | Классный час «Вредные привычки» | 7 | 1 | 26.11 | 26.11 |
24 | Историческая игра «Великая история великой истории» | 5 | 1 | 27.11 | 27.11 |
25,26 | Конкурс презентаций «Если хочешь быть здоров» | 1 | 2 | 3.12 4.12 | 3.12 4.12 |
27,28 | Подготовка к празднику Рождества Христова | 3 | 2 | 10.12 11.12 | 10.12 11.12 |
29 | Экскурсия в городской музей | 4 | 1 | 17.12 | 17.12 |
30,31 | Подведение итогов учебного полугодия | 6 | 2 | 18.12 24.12 | 18.12 24.12 |
|
32 | Классный час «Образованный человек – человек 21 века» | 1 | 1 | 8.01 | 8.01 |
33 | Инструктаж по БП и ПДД | 1 | 1 | 14.01 | 14.01 |
34 | Индивидуальные беседы с родителями | 2 | 1 | 15.01 | 15.01 |
35 | Праздник в классе «Рождественские посиделки» | 3 | 1 | 21.01 | 21.01 |
36 | Классный час Молодёжные субкультуры | 3 | 1 | 22.01 | 22.01 |
37 | Конкурс фото –стендов «Школьная пора». | 4 | 1 | 28.01 | 28.01 |
38 | Традиции празднования зимних календарных праздников | 5 | 1 | 29.01 | 29.01 |
39,40 | Разговор о правильном питании | 7 | 2 | 4.02 5.02 | 4.02 5.02 |
41 | Беседы о зимнем травматизме | 7 | 1 | 11.02 | 11.02 |
42 | Праздник Сретенья Господня, День Православной молодежи | 4 | 1 | 12.02 | 12.02 |
43 | Презентации «Профессии моих родителей | 2 | 1 | 18.02 | 18.02 |
44 | Классный час «Путь к успеху» | 1 | 1 | 19.02 | 19.02 |
45 | Экскурсия в музей | 5 | 1 | 25.02 | 25.02 |
46 | Генеральная уборка класса | 6 | 1 | 26.02 | 26.02 |
47,48 | «Профилактика простудных заболеваний» | 7 | 2 | 4.03 5.03 | 4.03 5.03 |
49 | Классный вечер, посвящённый началу Великого поста | 3 | 1 | 18.03 | 18.03 |
50 | Классное собрание | 3 | 1 | 19.03 | 19.03 |
51 | 30 марта –День защиты Земли | 5 | 1 | 25.03 | 25.03 |
52 | Родительское собрание | 2 | 1 | 26.03 | 26.03 |
53 | Инструктаж по ТБ, предотвращение терроризма | 1 | 1 | 1.04 | 1.04 |
54 55 | Заседание родительского комитета. Диспут «Бюджет семьи» | 2 | 2 | 8.04 9.04 | 8.04 9.04 |
56 | Классный час «Дорога, которую мы выбираем» | 1 | 1 | 15.04 | 15.04 |
57 | Творческий конкурс на лучший Пасхальный рисунок | 3 | 1 | 16.04 | 16.04 |
58 | Классное собрание | 3 | 1 | 22.04 | 22.04 |
59 | Беседа на тему «Всё о здоровом образе жизни» | 5 | 1 | 23.04 | 23.04 |
60,61 | Праздник «День защиты Земли» | 3 | 2 | 6.05 7.05 | 6.05 7.05 |
62,63 | Участие в патриотических мероприятиях | 3 | 2 | 13.05 14.05 | 13.05 14.05 |
64 | ТБ на летние каникулы | 1 | 1 | 20.05 | 20.05 |
64,65 | Беседы на темы: «Оказание первой медицинской помощи утопающему» | 7 | 1 | 21.05 | 21.05 |
66,67,68 | Подготовка и проведение Торжественной Линейки «Последний звонок». Крестный ход Кирилла и Мефодия Подведение итогов учебного года» | 5 | 3 | 22.05 23.05 24.05 | 22.05 23.05 24.05 |