СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа по вокалу "Эстрадный вокал"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа по вокалу "Эстрадный вокал"»

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №25 от 29.09.2018г.



Утверждено:

Заместитель директора

по воспитательной работе

___________ Куфтырькова О.П.

__ сентября 2018 г











Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Эстрадный вокал»




Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа – 15 лет,

срок реализации программы 2 года.









Автор программы

Кучеганова Ю.В.







СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ………………………………...…………..3

  2. Учебно- тематический план 1 года обучения…………….….…8

  3. Учебный план 1 года обучения …………………………………..7

  4. Содержание программы 1 года обучения ………………….…..10

  5. Календарный учебный график

  6. Учебно- тематический план 2 года обучения ………………..…..14

  7. Учебный план 2 года обучения …………………….…..……24

  8. Содержание программы 2 года обучения ……….……………..26

  9. Календарный учебный график

  10. Планируемые результаты……………………………………..…..59

  11. Условия реализации программы………………….……………..61

  12. Формы аттестации…………………………………..…………….62

  13. Оценочные материалы……………………………………………63

  14. Список литературы……………………………………………….70
























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы- художетсвенная.Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.

К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.

На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.

Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса.

Дополнительная образовательная программа «Поём вместе» по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени организации – трёхгодичной.

Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали).

Отличительные особенности программы:Дополнительная образовательная программа «Вокальная студия «кукла»», является модифицированной, составлена на основе программы по вокалу педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ г. Тимашевска Медведь Л.Н.
В отличие от существующей программы данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная песня и данной программы.

Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательнымизадачами:

  • Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;

  • Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;

  • Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.

Программа предназначена для детей 15 лет, учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.

Содержание программы «Поём вместе» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (в год - 144 часа), полный курс обучения – 432 часа. В группу первого года обучения принимаются дети младшего школьного возраста, то есть учащиеся 2 – 4 класса, желающие заниматься в объединении. Набор на второй и третий год обучения рассчитан на учащихся 5 – 9 классов, прошедших обучение первого года и соответственно второго года обучения.


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

  • система специальных вокальных упражнений,

  • индивидуальная работа с учащимися,

  • работа в группе,

  • организация практической деятельности,

  • творческое выступление, как результат этапа деятельности.



2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Содержание и виды работы



Теория


Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводное занятие. ПРАЗДНИК «Созвездие талантов»

-


2


2

2.

Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения .(Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала)



2



4


6

3.

Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.


2


2


4

4.

Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала.


2


2


4

5.

Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.


4


4


8

6.

Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала.


2


4


6

7.

Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.


2


8


10

8.

«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала.


6


20


26

9.

Творческий отчёт.

2

2

4

10.






Итого

22

48

70











4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Вводное занятие 2ч.

II.Тема «Эстрадное творчество» - 6 часа

Занятие 1-4 - знакомство,

- инструктаж по ТБ,

- постановка певческой задачи,

- расширение представления о жанре «Эстрадное пение»,

- понятие «манера исполнения»,

- индивидуальное прослушивание.

Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 4 часов.

Занятие 5-14 - понятие фонограмма, её виды и особенности,

- слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,

- подбор песенного репертуара,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…),

- запись фонограмм.

III.Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 4часов

Занятия 15-24 - знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,

- индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),

- разучивание песенного репертуара.

IV.Тема «Пластическое интонирование» - 4 часов

Занятия 25-34 -знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»,

- просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов,

- пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.

V.Тема «Сценический имидж» - 8часов

Занятия 35-64 - знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы

его создания,

- знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства,

- знакомство с понятием – образ песни,

- выявление певческой наклонности обучающихся,

- индивидуальный подбор песенного материала,

- индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни,

- введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем),

- индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.

VI.Тема «Вокальный ансамбль» - 6 часов

Занятия 65-72 - знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль,

- слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.

VII.Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 10часов

Занятия 73-112 - знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие),

- индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.

VIII.Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26часов

Занятия 113-138 - знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре,

- слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,

- подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.

IX.Занятие 139 - творческий отчёт 4 часа. Отчётный концерт.


Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.

В процессе первого года обучения решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,

  • знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),

  • обучение приёмам работы с песней,

  • формирование основных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),

  • развитие вокальных навыков,

  • формирование навыков ансамблевого пения,

  • охрана детского голоса,

  • воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса.

Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:

  1. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

  2. Фонограмма, её особенности и возможности.

  3. Приёмы работы с микрофоном.

  4. Пластическое интонирование.

  5. Сценический имидж.

  6. Вокальный ансамбль.

  7. Приёмы ансамблевого исполнения.

  8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.

На первом этапе

Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.



На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.


Виды занятий:

  1. занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;

  2. комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),

  3. практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.



(СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ)

Теоретический блок

1. Введение.

- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).

- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).

- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).

2. Фонограмма, её особенности и возможности:

- раскрытие значения слова «фонограмма»,

- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;

- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.

3. Приёмы работы с микрофоном:

- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);

- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

- передвижение с микрофоном по сцене.

4. Пластическое интонирование:

- понятие «пластическое интонирование»;

- сценическое движение и его роль.

5. Сценический имидж:

- понятие «имидж»;

- виды сценического имиджа;

- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.

6. Вокальный ансамбль:

- виды ансамблей вокальных и инструментальных,

- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…

7. Приёмы ансамблевого исполнения:

- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,

- понятие «многоголосие».

8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:

- понятие «бек-вокал» и его задачи,

- роль «бек-вокалистов» и их состав,

- приёмы исполнения «бек-вокалистов».

9. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях,

- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.


Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;

- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;

- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора ( «Биттлз», «Лицей»...).

Пластическое интонирование

(музыкально-двигательные упражнения):

- развитие умения координировать движения с музыкой;

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

Примерный песенный репертуар:

«Куда уходит детство»

«Проснись и пой»

«Как прекрасен этот мир»

«Замыкая круг»

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

«Дорога» муз.Баневича

«Топ-топ, топает малыш»

«Балтийский берег»

«Колокола» муз. Е.Крылатова

«Песня гардемаринов» муз.Е.Крылатова

«Вечерняя песня» муз.Соловьёва-Седова

«Здравствуй, песенка моя» сл. и муз. И. и Е.Челноковых

«Наша школа» __________\\_________

«Кот на крыше» ___________\\________



5.Календарный учебный график.



Осенние каникулы

Зимние каникулы

Весенние каникулы

28.10.2017 – 06.11.2017

25.12. 2017– 09.01.2018

26.03.2018 – 01. 04.2018













6.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОЙ год обучения

Содержание и виды работы


Теория


Практика

Общее кол-во часов

1.

История джаза. Стилевые особенности.

2

4

6

2.

Джазовая манера исполнения (стилизация). Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.


10


64


74

3.

Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.


4


12


16

4.

Рэп. История становления жанра. Пение учебно-тренировочного материала.


2


2


4

5.

Поэтический текст в контексте жанра рэп. Пение учебно-тренировочного материала.


2


4


6

6.

Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа.


8


20


28

7.

Творческий отчёт.


2

2

8.

Резерв.

2

2

4


Итого

30

110

140






8.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема «Вводное занятие. История джаза. Стилевые особенности» -6 час.


Занятие 1 - постановка певческой задачи,

- знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра

- индивидуальное прослушивание.

Занятие 2-3 - джаз, история возникновения,

- стилевые особенности жанра (манера исполнения, манера звуковедения, особенности ритма…),

- слушание образцов джазовой музыки (оркестровые композиции Д. Эллинктона, вокальные композиции Э. Фитцжеральд, Б.Смит, Л. Амстронга),

- пение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация).

Тема «Джазовая манера исполнения – стилизация» 74 часа

Занятия 4-23 - знакомство с особенностями джазовой манеры исполнения,

- слушание образцов джаза (записи джазовых композиций И. Отиевой, Л. Долиной),

- подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация),

- запись фонограмм.

Занятия 24-35 - знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм,

- выполнение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) и развитие ритмического слуха,

- индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков стилизованного джазового исполнения,

- разучивание песенного репертуара с элементами джазовой манеры исполнения.

Занятие 36-40 - знакомство с понятием глиссандо,

- изучение технического приёма глиссандирования звука,

- слушание записей примеров инструментального и вокального глиссандирования,

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на освоение техники глиссандирования звука.

Занятия 41-78 - знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»,

- слушание записей-примеров исполнения «бибоп»,

- пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование навыков вокальной импровизации в технике «бибопа».

Тема «Приёмы импровизации» по группам -16 часов.

Занятия 79-96 - знакомство с понятием импровизация,

-слушание примеров вокальных импровизаций,

- пение учебно - тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) развитие подвижности гортани и чёткости дикции,

- знакомство с приёмами создания ритмический и вокальных импровизаций,

- создание, исполнение ритмических и вокальных мини - импровизаций в джазовом стиле,

- индивидуальная работа с обучающимися по формированию и развитию вокальных навыков.

Тема «Рэп. История становления музыкального направления» - 4 часа

Занятия 97-100 - стиль РЭП. История становления жанра,

- слушание записей-примеров стиля РЭП,

- пение учебно-тренировочного материала, направленное на развитие чувства ритма, на работу с певческим дыханием, над дикцией, орфоэпией.

Тема «Поэтический текст в контексте музыкального направления-рэп»- 6 часов

Занятия 101-107 - значение поэтического текста в жанре РЭП,

- знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки, разбивки на смысловые фразы,

- составление и исполнение поэтических текстов в заданном ритме.

Тема «Речитатив. Приёмы исполнения» -28часов

Занятия 108-137 - знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения,

- формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях в стиле РЭП,

- индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП.

Занятие 138 - творческий отчёт (концерт) -2 часа

Занятия 140- - резерв – 4 часа. Отчётный концерт.

Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения индивидуальных занятий с учащимися.

В процессе второго года обучения решаются следующие задачи:

- формирование представлений о стилевых особенностях джаза,

- знакомство с основами теории джазовых жанров (спиричуэл, блюз, регтайм),

- развитие вокальных навыков (глиссандирование, «бибоп»),

- формирование навыков импровизации как основы джаза,

- развитие навыков самостоятельной работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон,

- охрана детского голоса,

- воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:

  1. История джаза. Стилевые особенности.

  2. Джазовая манера исполнения.

  3. Приёмы импровизации.

  4. Рэп. История становления музыкального направления.

  5. Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп».

  6. Речитатив.

На первом этапе

Учащиеся знакомятся с особенностями джаза, жанрами «спиричуэл», «блюз», «регтайм». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с элементами джазовой манеры исполнения. Занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Школьники знакомятся с приёмами импровизации, разучивают песенный репертуар, предлагаемый педагогом. Также разучивают приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандирование» и «бибоп». Учащимся начальной школы для освоения этого блока отводится больше часов.

На третьем этапе

Для учащихся среднего звена вводится знакомство с особенностями музыкального направления «рэп», понятием «речитатив» и техникой его произнесения. Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.

Виды используемых занятий:

  1. занятие-беседа проводится в начале или в конце изучаемого курса или раздела,

  2. комбинированное занятие проводится по плану сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей-образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование),

  3. практические занятия индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления – концерты.



(Содержание программы второго года обучения)


Теоретический блок

1. История джаза. Стилевые особенности:

- знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра;

- джаз, история возникновения;

- стилевые особенности жанра (манера исполнения, звуковедение, особенности ритма…).

2. Джазовая манера исполнения:

- понятие «джазовая манера исполнения»;

- знакомство с понятием «синкопа», «синкопированный ритм»;

- знакомство с понятием «глиссандо»;

- знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»;

3. Приёмы импровизации:

- знакомство с понятием «импровизация»;

- виды импровизации вокальные, инструментальные.

4. Рэп. История становления музыкального направления:

- знакомство с понятием «музыкальное направление»;

- понятие РЭП, история развития направления.

5. Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп»:

- значение поэтического текста в жанре РЭЛ;

- знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки. Разбивки на смысловые фразы.

6. Речитатив. Приёмы исполнения:

- знакомство с понятием «речитатив» и выразительными особенностями этого приёма исполнения.

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

- развитие умения соблюдать певческую установку;

- развитие умения активного вдоха и экономного выдоха;

- развитие основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- изучение приёмов джазовой манеры исполнения «глиссандо», «бибоп»;

- формирование умения исполнять упражнения с элементами вокальной импровизации;

- развитие певческого рабочего диапазона СИм – МИ1, опевание этой зоны;

- развитие умения пения на опоре;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального;

- развитие ритмического слуха исполнения синкопы;

- развитие чувства ритма, дикции и орфоэпии.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

- слушание записей –примеров джазовой музыки с целью расширения музыкального кругозора (записи джазовых мастеров: Л. Амстронга, Э. Фитцджеральд, Б. Смитта, Ч. Паркера, Л. Утёсова, Л. Долиной, И. Отиевой).

Пластическое интонирование (музыкально-двигательные упражнения):

- развитие умения координировать движения с музыкой;

- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

Примерный песенный репертуар:

«Старый рояль»,

«Папа купил автомобиль»,

«Лягушачий джаз»,

«Грустные капельки дождя»,

«Весна»,

«Школьный блюз» Илья и Елена Челноковы,

«Школьный рэп» _________//__________,

«Два ковбоя» ____________//__________.



Календарный учебный график (2 год обучения)




Осенние каникулы

Зимние каникулы

Весенние каникулы

28.10.2017 – 06.11.2017

25.12. 2017– 09.01.2018

26.03.2018 – 01. 04.2018



11.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:

  1. Общие требования к обстановке в кабинете:

    • оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;

  • чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;

  • физкультпаузы и др.;

  • свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.

  1. Техническое и материальное обеспечение:

  • кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 6 штук;

  • стол педагога - 1 штука;

  • музыкальный центр - 1 штука;

  • пианино или клавишный синтезатор - 1 штука;

  • ученическая доска - 1 штука;

  • микрофоны шнурованные и радиомикрофоны -1 штуки;

  • стойки для микрофонов - штука;

  • микшерский пульт - 1 штука;

  • телевизор - 1 штука;

  • DVD – плеер - 1 штука;

  • СD - диски – 5 штук;

  • ноутбук


  1. Кадровое обеспечение:

Педагог руководитель объединения «КУКЛА», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

  • обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;

  • владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;

  • знает физиологию и психологию детского возраста;

  • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

  • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

  • умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;

  • систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.

  1. Методическое обеспечение программы:

  • методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

  • развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;

  • дидактические материалы.

12.Формы аттестации:

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Формами отслеживания результата творческой деятельности являются обсуждение, анализ участия детей в конкурсах, концертах, фестивалях и смотрах различного уровня, самооценка обучаемых, опрос родителей, контрольные задания, а также анализ открытых занятий. Особое внимание уделяется проведению педагогом открытых занятий, концертов и праздников для родителей.

Родители принимают активное участие в творческой жизни коллектива, помогают в приобретении костюмов для выступлений.

Педагогом систематически проводится опрос родителей об их удовлетворенности образовательным процессом. Это, в свою очередь помогает педагогу находить новые формы проведения занятий и отслеживать результат деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)

  • Педагогические наблюдения.

  • Открытые занятия с последующим обсуждением.

  • Итоговые занятия.

  • Концертные выступления.

  • Конкурсы, фестивали, смотры.
     13.Оценочные материалы

Способы определения результативности:

  • повседневное систематическое наблюдение за обучающимися и собеседование;

  • участие в концертных программах;

  • участие в конкурсах различного уровня;

  • демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей и педагогов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Общие критерии оценивания результатов

  • Владение знаниями по программе.

  • Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

  • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

  • Уровень воспитанности и культуры учащихся.

  • Творческий рост и личностные достижения воспитанников.

     Способы контроля результатов

 Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Приложение № 1. "Определение результатов обучения по дополнительной

общеобразовательной программе"

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2)

Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1


5


10

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологией

Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой)

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием)

1


5


10


Вывод:

Уровень теоретической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

2-6

7-14

15-20

2. Практическая подготовка ребенка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2, предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2)

Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

1


5


10

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения пр работе с оборудованием);

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога)

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1


5


10

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога);

Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца)

Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1



5


10

Вывод:

Уровень практической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

3-10

11-22

23-30

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителя)

Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1



5


10

3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.

1

5

10

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога


Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.

1

5

10

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации

Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.

1

5

10

3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.

1

5

10

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.

1

5

10

3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой);

Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2)

Максимальный уровень (ребенок овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период)

1



5


10


3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Удовлетворительно

Хорошо

Отличго

1

5

10

Вывод:

Уровень общеучебных умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

9-30

31-62

63-90

Заключение

Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Низкий

Средний

Высокий

До 46

47-98

99-140










































10. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончании полного курса обучения воспитанники должны

  • иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;

  • знать приёмы работы над песней;

  • уметь:

- соблюдать певческую установку,

- чисто интонировать,

- петь сольно и в ансамбле,

- самостоятельно создавать образ исполняемой песни,

- видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.

Дети, продолжающие заниматься по истечении трёхгодичного срока занятий в объединении, не только совершенствуют полученные навыки, но и проходят педагогическую подготовку.

В течении учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащие представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали).

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;

- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;

- уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон);

- овладеть следующими вокальными навыками:

петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2;

Вторые голоса СИм – СИ1;

- соблюдать певческую установку;

- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;

- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;

- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;

- петь выразительно. Осмысленно простые песни;

- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

- уметь исполнять сольно;

- знать правила охраны детского голоса.

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:


- знать о стилевых особенностях джаза,

- иметь представление о джазовых жанрах,

- уметь самостоятельно пользоваться ТСО (кассеты, СД-диск, микрофон),

- овладеть следующими вокальными навыками:

Петь в диапазоне: первый голос – СИм – СОЛЬ2;

Второй голос – Лям – РЕ2;

Соблюдать певческую установку;

Стремиться петь на опоре;

Знать вокальные технические приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандо» и «бибоп»,

Не форсировать звучание при исполнении песен;

Петь выразительно, осмысленно простые песни, подражая джазовой манере;

Петь интонационно чисто и слаженно;

- пытаться пробовать исполнять лёгкие вокальные или инструментальные ритмические импровизации;

- уметь самостоятельно на слух определять джазовую манеру исполнения;

- уметь исполнять сольно;

- знать и применять дикционные правила исполнения «рэпа».

11.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:

  1. Общие требования к обстановке в кабинете:

    • оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы.

  • чистота, освещённость.

  • физкультпаузы и др.;

  • свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.

  1. Техническое и материальное обеспечение:

  • кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 2 штук;

  • стол педагога - 1 штука;

  • музыкальный центр - 1 штука;

  • пианино или клавишный синтезатор - 1 штука;

  • ученическая доска - 1 штука;

  • микрофоны шнурованные и радиомикрофоны -1 штуки;

  • стойки для микрофонов - штука;

  • микшерский пульт - 1 штука;


  • DVD – плеер - 1 штука;

  • СD - диски – 5 штук;


  1. Кадровое обеспечение:

Педагог руководитель объединения «КУКЛА», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

  • обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;

  • владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;

  • знает физиологию и психологию детского возраста;

  • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

  • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

  • умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;

  • систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.

  1. Методическое обеспечение программы:

  • методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям в электронном виде.

  • развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;



Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12.;

  3. ФГОС начального общего образования. Приказ Министра образования и науки в РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года, изменения Приказ 3 2357 от 22.089.2011 г.

  4. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ №613н Мин труда России от 08.09.2015)

  5. Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации. Распоряжение № 1726 –р Д. Медведева от 04.09.2014года

  6. Конвенция о правах ребенка

  7. Положение об учреждении дополнительного образования детей. Приказ № 504 от 26.06.2012.

  8. Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 год.

  9. Устав МКУ ДО «Центр творческого развития «Радуга»

  10. Программа развития Центра.

  11. Образовательная программа Центра 2017-2018гг

  12. Учебный план 2017-2018гг

  13. Календарный график на 2017-2018 учебный год.



14.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей». «Турон Икбол», 2007.

2. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2007.

3. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006.

4. Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков. дет. хоров.- М., «Вирта», 1987.

5. Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».-

М., «Классика», 2002.

6. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей».- АСТ, «Астрель», 2007.

7. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.

8. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.

9. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.

10. Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для учит. СПб.: «Юность». 1988.

11. Менабени. «Методика обучения сольному пению».

12. Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост. Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991.

13. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.

14. Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для студентов 1-У курсов культурно-просветительного факультета/Сост. Новикова Т.С., Антонова Л.А., Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.: МГИК, 1987.

15. Сарджент У. «Джаз»,-М.: 1987.

16. Симоненко В. «Лексикон джаза»,- СПб.:1981.

17. Студия звукозаписи. Интернет. 18. Типы микрофонов. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987.

  2. Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.

  3. Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.

  4. Рэп-школа. Интернет. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.

  5. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ).

  6. Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ).

  7. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/Электронное пособие на 2-х СД-диск.