Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №25 от 29.09.2018г. | Утверждено: Заместитель директора по воспитательной работе ___________ Куфтырькова О.П. __ сентября 2018 г |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Эстрадный вокал»
Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа – 15 лет,
срок реализации программы 2 года.
| Автор программы Кучеганова Ю.В. |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………...…………..3
Учебно- тематический план 1 года обучения…………….….…8
Учебный план 1 года обучения …………………………………..7
Содержание программы 1 года обучения ………………….…..10
Календарный учебный график
Учебно- тематический план 2 года обучения ………………..…..14
Учебный план 2 года обучения …………………….…..……24
Содержание программы 2 года обучения ……….……………..26
Календарный учебный график
Планируемые результаты……………………………………..…..59
Условия реализации программы………………….……………..61
Формы аттестации…………………………………..…………….62
Оценочные материалы……………………………………………63
Список литературы……………………………………………….70
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы- художетсвенная.Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.
К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса.
Дополнительная образовательная программа «Поём вместе» по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени организации – трёхгодичной.
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали).
Отличительные особенности программы:Дополнительная образовательная программа «Вокальная студия «кукла»», является модифицированной, составлена на основе программы по вокалу педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ г. Тимашевска Медведь Л.Н.
В отличие от существующей программы данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная песня и данной программы.
Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательнымизадачами:
Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;
Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.
Программа предназначена для детей 15 лет, учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.
Содержание программы «Поём вместе» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (в год - 144 часа), полный курс обучения – 432 часа. В группу первого года обучения принимаются дети младшего школьного возраста, то есть учащиеся 2 – 4 класса, желающие заниматься в объединении. Набор на второй и третий год обучения рассчитан на учащихся 5 – 9 классов, прошедших обучение первого года и соответственно второго года обучения.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
система специальных вокальных упражнений,
индивидуальная работа с учащимися,
работа в группе,
организация практической деятельности,
творческое выступление, как результат этапа деятельности.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание и виды работы
Теория
Практика
Общее кол-во часов
1.
Вводное занятие. ПРАЗДНИК «Созвездие талантов»
-
2
2
2.
Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения .(Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала)
2
4
6
3.
Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.
2
2
4
4.
Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала.
2
2
4
5.
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.
4
4
8
6.
Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала.
2
4
6
7.
Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.
2
8
10
8.
«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала.
6
20
26
9.
Творческий отчёт.
2
2
4
10.
Итого
22
48
70
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Вводное занятие 2ч.
II.Тема «Эстрадное творчество» - 6 часа
Занятие 1-4 - знакомство,
- инструктаж по ТБ,
- постановка певческой задачи,
- расширение представления о жанре «Эстрадное пение»,
- понятие «манера исполнения»,
- индивидуальное прослушивание.
Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 4 часов.
Занятие 5-14 - понятие фонограмма, её виды и особенности,
- слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,
- подбор песенного репертуара,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…),
- запись фонограмм.
III.Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 4часов
Занятия 15-24 - знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),
- разучивание песенного репертуара.
IV.Тема «Пластическое интонирование» - 4 часов
Занятия 25-34 -знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»,
- просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов,
- пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.
V.Тема «Сценический имидж» - 8часов
Занятия 35-64 - знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы
его создания,
- знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства,
- знакомство с понятием – образ песни,
- выявление певческой наклонности обучающихся,
- индивидуальный подбор песенного материала,
- индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни,
- введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем),
- индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.
VI.Тема «Вокальный ансамбль» - 6 часов
Занятия 65-72 - знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль,
- слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.
VII.Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 10часов
Занятия 73-112 - знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие),
- индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.
VIII.Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26часов
Занятия 113-138 - знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре,
- слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,
- подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.
IX.Занятие 139 - творческий отчёт 4 часа. Отчётный концерт.
Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.
В процессе первого года обучения решаются следующие задачи:
формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,
знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),
обучение приёмам работы с песней,
формирование основных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),
развитие вокальных навыков,
формирование навыков ансамблевого пения,
охрана детского голоса,
воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса.
Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:
Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.
Фонограмма, её особенности и возможности.
Приёмы работы с микрофоном.
Пластическое интонирование.
Сценический имидж.
Вокальный ансамбль.
Приёмы ансамблевого исполнения.
«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.
На первом этапе
Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.
На втором этапе
Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.
На третьем этапе
Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.
Виды занятий:
занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),
практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.
(СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ)
Теоретический блок
1. Введение.
- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).
- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).
- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).
2. Фонограмма, её особенности и возможности:
- раскрытие значения слова «фонограмма»,
- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;
- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.
3. Приёмы работы с микрофоном:
- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);
- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;
- передвижение с микрофоном по сцене.
4. Пластическое интонирование:
- понятие «пластическое интонирование»;
- сценическое движение и его роль.
5. Сценический имидж:
- понятие «имидж»;
- виды сценического имиджа;
- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.
6. Вокальный ансамбль:
- виды ансамблей вокальных и инструментальных,
- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…
7. Приёмы ансамблевого исполнения:
- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,
- понятие «многоголосие».
8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:
- понятие «бек-вокал» и его задачи,
- роль «бек-вокалистов» и их состав,
- приёмы исполнения «бек-вокалистов».
9. Пение произведений:
- беседы о разучиваемых произведениях,
- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.
Практический блок
Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:
- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;
- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;
- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;
- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;
- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.
Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:
- обучение осмысленному и выразительному пению.
Слушание музыки:
- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора ( «Биттлз», «Лицей»...).
Пластическое интонирование
(музыкально-двигательные упражнения):
- развитие умения координировать движения с музыкой;
- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.
Примерный песенный репертуар:
«Куда уходит детство»
«Проснись и пой»
«Как прекрасен этот мир»
«Замыкая круг»
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
«Дорога» муз.Баневича
«Топ-топ, топает малыш»
«Балтийский берег»
«Колокола» муз. Е.Крылатова
«Песня гардемаринов» муз.Е.Крылатова
«Вечерняя песня» муз.Соловьёва-Седова
«Здравствуй, песенка моя» сл. и муз. И. и Е.Челноковых
«Наша школа» __________\\_________
«Кот на крыше» ___________\\________
5.Календарный учебный график.
Осенние каникулы
Зимние каникулы
Весенние каникулы
28.10.2017 – 06.11.2017
25.12. 2017– 09.01.2018
26.03.2018 – 01. 04.2018
6.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОЙ год обучения
Содержание и виды работы
Теория
Практика
Общее кол-во часов
1.
История джаза. Стилевые особенности.
2
4
6
2.
Джазовая манера исполнения (стилизация). Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.
10
64
74
3.
Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.
4
12
16
4.
Рэп. История становления жанра. Пение учебно-тренировочного материала.
2
2
4
5.
Поэтический текст в контексте жанра рэп. Пение учебно-тренировочного материала.
2
4
6
6.
Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа.
8
20
28
7.
Творческий отчёт.
2
2
8.
Резерв.
2
2
4
Итого
30
110
140
8.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема «Вводное занятие. История джаза. Стилевые особенности» -6 час.
Занятие 1 - постановка певческой задачи,
- знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра
- индивидуальное прослушивание.
Занятие 2-3 - джаз, история возникновения,
- стилевые особенности жанра (манера исполнения, манера звуковедения, особенности ритма…),
- слушание образцов джазовой музыки (оркестровые композиции Д. Эллинктона, вокальные композиции Э. Фитцжеральд, Б.Смит, Л. Амстронга),
- пение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация).
Тема «Джазовая манера исполнения – стилизация» 74 часа
Занятия 4-23 - знакомство с особенностями джазовой манеры исполнения,
- слушание образцов джаза (записи джазовых композиций И. Отиевой, Л. Долиной),
- подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация),
- запись фонограмм.
Занятия 24-35 - знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм,
- выполнение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) и развитие ритмического слуха,
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков стилизованного джазового исполнения,
- разучивание песенного репертуара с элементами джазовой манеры исполнения.
Занятие 36-40 - знакомство с понятием глиссандо,
- изучение технического приёма глиссандирования звука,
- слушание записей примеров инструментального и вокального глиссандирования,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на освоение техники глиссандирования звука.
Занятия 41-78 - знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»,
- слушание записей-примеров исполнения «бибоп»,
- пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование навыков вокальной импровизации в технике «бибопа».
Тема «Приёмы импровизации» по группам -16 часов.
Занятия 79-96 - знакомство с понятием импровизация,
-слушание примеров вокальных импровизаций,
- пение учебно - тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) развитие подвижности гортани и чёткости дикции,
- знакомство с приёмами создания ритмический и вокальных импровизаций,
- создание, исполнение ритмических и вокальных мини - импровизаций в джазовом стиле,
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию и развитию вокальных навыков.
Тема «Рэп. История становления музыкального направления» - 4 часа
Занятия 97-100 - стиль РЭП. История становления жанра,
- слушание записей-примеров стиля РЭП,
- пение учебно-тренировочного материала, направленное на развитие чувства ритма, на работу с певческим дыханием, над дикцией, орфоэпией.
Тема «Поэтический текст в контексте музыкального направления-рэп»- 6 часов
Занятия 101-107 - значение поэтического текста в жанре РЭП,
- знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки, разбивки на смысловые фразы,
- составление и исполнение поэтических текстов в заданном ритме.
Тема «Речитатив. Приёмы исполнения» -28часов
Занятия 108-137 - знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения,
- формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях в стиле РЭП,
- индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП.
Занятие 138 - творческий отчёт (концерт) -2 часа
Занятия 140- - резерв – 4 часа. Отчётный концерт.
Резервное время используется на репетиционные моменты во время выезда на конкурсы, фестивали. Также используется в случае необходимости проведения индивидуальных занятий с учащимися.
В процессе второго года обучения решаются следующие задачи:
- формирование представлений о стилевых особенностях джаза,
- знакомство с основами теории джазовых жанров (спиричуэл, блюз, регтайм),
- развитие вокальных навыков (глиссандирование, «бибоп»),
- формирование навыков импровизации как основы джаза,
- развитие навыков самостоятельной работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон,
- охрана детского голоса,
- воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:
История джаза. Стилевые особенности.
Джазовая манера исполнения.
Приёмы импровизации.
Рэп. История становления музыкального направления.
Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп».
Речитатив.
На первом этапе
Учащиеся знакомятся с особенностями джаза, жанрами «спиричуэл», «блюз», «регтайм». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с элементами джазовой манеры исполнения. Занимаются постановкой голоса.
На втором этапе
Школьники знакомятся с приёмами импровизации, разучивают песенный репертуар, предлагаемый педагогом. Также разучивают приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандирование» и «бибоп». Учащимся начальной школы для освоения этого блока отводится больше часов.
На третьем этапе
Для учащихся среднего звена вводится знакомство с особенностями музыкального направления «рэп», понятием «речитатив» и техникой его произнесения. Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.
Виды используемых занятий:
занятие-беседа проводится в начале или в конце изучаемого курса или раздела,
комбинированное занятие проводится по плану сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей-образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование),
практические занятия индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления – концерты.
(Содержание программы второго года обучения)
Теоретический блок
1. История джаза. Стилевые особенности:
- знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра;
- джаз, история возникновения;
- стилевые особенности жанра (манера исполнения, звуковедение, особенности ритма…).
2. Джазовая манера исполнения:
- понятие «джазовая манера исполнения»;
- знакомство с понятием «синкопа», «синкопированный ритм»;
- знакомство с понятием «глиссандо»;
- знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»;
3. Приёмы импровизации:
- знакомство с понятием «импровизация»;
- виды импровизации вокальные, инструментальные.
4. Рэп. История становления музыкального направления:
- знакомство с понятием «музыкальное направление»;
- понятие РЭП, история развития направления.
5. Поэтический текст в контексте музыкального направления «рэп»:
- значение поэтического текста в жанре РЭЛ;
- знакомство с приёмами рифмовки музыкальных текстов, их группировки. Разбивки на смысловые фразы.
6. Речитатив. Приёмы исполнения:
- знакомство с понятием «речитатив» и выразительными особенностями этого приёма исполнения.
Практический блок
Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:
- развитие умения соблюдать певческую установку;
- развитие умения активного вдоха и экономного выдоха;
- развитие основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;
- изучение приёмов джазовой манеры исполнения «глиссандо», «бибоп»;
- формирование умения исполнять упражнения с элементами вокальной импровизации;
- развитие певческого рабочего диапазона СИм – МИ1, опевание этой зоны;
- развитие умения пения на опоре;
- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального;
- развитие ритмического слуха исполнения синкопы;
- развитие чувства ритма, дикции и орфоэпии.
Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:
- обучение осмысленному и выразительному пению.
Слушание музыки:
- слушание записей –примеров джазовой музыки с целью расширения музыкального кругозора (записи джазовых мастеров: Л. Амстронга, Э. Фитцджеральд, Б. Смитта, Ч. Паркера, Л. Утёсова, Л. Долиной, И. Отиевой).
Пластическое интонирование (музыкально-двигательные упражнения):
- развитие умения координировать движения с музыкой;
- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.
Примерный песенный репертуар:
«Старый рояль»,
«Папа купил автомобиль»,
«Лягушачий джаз»,
«Грустные капельки дождя»,
«Весна»,
«Школьный блюз» Илья и Елена Челноковы,
«Школьный рэп» _________//__________,
«Два ковбоя» ____________//__________.
Календарный учебный график (2 год обучения)
Осенние каникулы
Зимние каникулы
Весенние каникулы
28.10.2017 – 06.11.2017
25.12. 2017– 09.01.2018
26.03.2018 – 01. 04.2018
11.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:
Общие требования к обстановке в кабинете:
оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
физкультпаузы и др.;
свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
Техническое и материальное обеспечение:
кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 6 штук;
стол педагога - 1 штука;
музыкальный центр - 1 штука;
пианино или клавишный синтезатор - 1 штука;
ученическая доска - 1 штука;
микрофоны шнурованные и радиомикрофоны -1 штуки;
стойки для микрофонов - штука;
микшерский пульт - 1 штука;
телевизор - 1 штука;
DVD – плеер - 1 штука;
СD - диски – 5 штук;
ноутбук
Кадровое обеспечение:
Педагог руководитель объединения «КУКЛА», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:
обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
знает физиологию и психологию детского возраста;
умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
Методическое обеспечение программы:
методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;
дидактические материалы.
12.Формы аттестации:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Формами отслеживания результата творческой деятельности являются обсуждение, анализ участия детей в конкурсах, концертах, фестивалях и смотрах различного уровня, самооценка обучаемых, опрос родителей, контрольные задания, а также анализ открытых занятий. Особое внимание уделяется проведению педагогом открытых занятий, концертов и праздников для родителей.
Родители принимают активное участие в творческой жизни коллектива, помогают в приобретении костюмов для выступлений.
Педагогом систематически проводится опрос родителей об их удовлетворенности образовательным процессом. Это, в свою очередь помогает педагогу находить новые формы проведения занятий и отслеживать результат деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Концертные выступления.
Конкурсы, фестивали, смотры.
13.Оценочные материалы
Способы определения результативности:
повседневное систематическое наблюдение за обучающимися и собеседование;
участие в концертных программах;
участие в конкурсах различного уровня;
демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей и педагогов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Общие критерии оценивания результатов
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Способы контроля результатов
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Приложение № 1. "Определение результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной программе"
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2)
Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)
1
5
10
1.2. Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность использования специальной терминологией
Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой)
Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием)
1
5
10
Вывод:
Уровень теоретической подготовки
Низкий
Средний
Высокий
2-6
7-14
15-20
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2, предусмотренных умений и навыков);
Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2)
Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)
1
5
10
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения пр работе с оборудованием);
Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога)
Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
1
5
10
2.3. Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
Начальный (элементарный уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога);
Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца)
Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)
1
5
10
Вывод:
Уровень практической подготовки
Низкий
Средний
Высокий
3-10
11-22
23-30
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу
Самостоятельность в подборе и анализе литературы
Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителя)
Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
1
5
10
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.
1
5
10
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
3.2.1. Умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.
1
5
10
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией
Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации
Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.
1
5
10
3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.
1
5
10
3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать свое рабочее место
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать за собой
Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.
1
5
10
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой);
Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2)
Максимальный уровень (ребенок овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период)
1
5
10
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу
Аккуратность и ответственность в работе
Удовлетворительно
Хорошо
Отличго
1
5
10
Вывод:
Уровень общеучебных умений и навыков
Низкий
Средний
Высокий
9-30
31-62
63-90
Заключение
Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Низкий
Средний
Высокий
До 46
47-98
99-140
10. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По окончании полного курса обучения воспитанники должны
иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;
знать приёмы работы над песней;
уметь:
- соблюдать певческую установку,
- чисто интонировать,
- петь сольно и в ансамбле,
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни,
- видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.
Дети, продолжающие заниматься по истечении трёхгодичного срока занятий в объединении, не только совершенствуют полученные навыки, но и проходят педагогическую подготовку.
В течении учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащие представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали).
ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;
- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;
- уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон);
- овладеть следующими вокальными навыками:
петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2;
Вторые голоса СИм – СИ1;
- соблюдать певческую установку;
- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;
- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;
- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;
- петь выразительно. Осмысленно простые песни;
- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;
- уметь исполнять сольно;
- знать правила охраны детского голоса.
ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
- знать о стилевых особенностях джаза,
- иметь представление о джазовых жанрах,
- уметь самостоятельно пользоваться ТСО (кассеты, СД-диск, микрофон),
- овладеть следующими вокальными навыками:
Петь в диапазоне: первый голос – СИм – СОЛЬ2;
Второй голос – Лям – РЕ2;
Соблюдать певческую установку;
Стремиться петь на опоре;
Знать вокальные технические приёмы джазовой манеры исполнения «глиссандо» и «бибоп»,
Не форсировать звучание при исполнении песен;
Петь выразительно, осмысленно простые песни, подражая джазовой манере;
Петь интонационно чисто и слаженно;
- пытаться пробовать исполнять лёгкие вокальные или инструментальные ритмические импровизации;
- уметь самостоятельно на слух определять джазовую манеру исполнения;
- уметь исполнять сольно;
- знать и применять дикционные правила исполнения «рэпа».
11.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:
Общие требования к обстановке в кабинете:
Техническое и материальное обеспечение:
кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 2 штук;
стол педагога - 1 штука;
музыкальный центр - 1 штука;
пианино или клавишный синтезатор - 1 штука;
ученическая доска - 1 штука;
микрофоны шнурованные и радиомикрофоны -1 штуки;
стойки для микрофонов - штука;
микшерский пульт - 1 штука;
DVD – плеер - 1 штука;
СD - диски – 5 штук;
Кадровое обеспечение:
Педагог руководитель объединения «КУКЛА», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:
обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
знает физиологию и психологию детского возраста;
умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
Методическое обеспечение программы:
методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям в электронном виде.
развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;
Нормативно-правовое обеспечение программы
Конституция Российской Федерации;
ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12.;
ФГОС начального общего образования. Приказ Министра образования и науки в РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года, изменения Приказ 3 2357 от 22.089.2011 г.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ №613н Мин труда России от 08.09.2015)
Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации. Распоряжение № 1726 –р Д. Медведева от 04.09.2014года
Конвенция о правах ребенка
Положение об учреждении дополнительного образования детей. Приказ № 504 от 26.06.2012.
Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 год.
Устав МКУ ДО «Центр творческого развития «Радуга»
Программа развития Центра.
Образовательная программа Центра 2017-2018гг
Учебный план 2017-2018гг
Календарный график на 2017-2018 учебный год.
14.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей». «Турон Икбол», 2007.
2. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2007.
3. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006.
4. Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков. дет. хоров.- М., «Вирта», 1987.
5. Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».-
М., «Классика», 2002.
6. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей».- АСТ, «Астрель», 2007.
7. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
8. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.
9. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
10. Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для учит. СПб.: «Юность». 1988.
11. Менабени. «Методика обучения сольному пению».
12. Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост. Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991.
13. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.
14. Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для студентов 1-У курсов культурно-просветительного факультета/Сост. Новикова Т.С., Антонова Л.А., Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.: МГИК, 1987.
15. Сарджент У. «Джаз»,-М.: 1987.
16. Симоненко В. «Лексикон джаза»,- СПб.:1981.
17. Студия звукозаписи. Интернет. 18. Типы микрофонов. Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987.
Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.
Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.
Рэп-школа. Интернет. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ).
Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ).
Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/Электронное пособие на 2-х СД-диск.