СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через STEM - конструктора»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "STEM - конструирование" имеет научно - познавательное направление и реализуется на занятиях кружка моделирования.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через STEM - конструктора»»











Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Развитие познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста через STEM - конструктора»



































Пояснительная записка.

Программа «STEM - конструирование» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка моделирования «Геометрика» для детей 5-7 лет.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы «STEM-конструирование» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Кружок моделирования «Геометрика» – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

Возрастные особенности детей 5-7 лет:

Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я».

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.



В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной.

Данный курс разработан для старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится в течение учебного года. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, по 25 мин.

Форма организации: кружковая.

Формы проведения занятий: индивидуальные, подгрупповые.

Виды занятий:

Совместная деятельность воспитателя с детьми, в которую включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

Индивидуальная работа с детьми, здесь включаются задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Срок реализации программы – 2 года.

Режим занятий:

Количество детей в группе – 24 человек Продолжительность одного занятия составляет 25 минут. Режим занятий 1 раз в неделю. Общее количество в год 36 недель на группу. Общее количество за два года 72 недели.

Цель и задачи программы.


Цель: формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.


Задачи:

  • формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

  • расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

  • развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • совершенствование навыков классификации;

  • обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;

  • развитие комбинаторных способностей;

  • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;

  • изучение и конструирование различных видов многоугольников;

  • знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;

  • овладение навыками пространственного ориентирования;

  • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;

  • обучение различным видам конструирования.


Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.


Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • формирование целостного восприятия предмета;

  • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;

  • изучение и конструирование различных видов многогранников;

  • исследование «объема» многогранников;

  • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.


Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «STEM-конструирование» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго полугодия обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции.

В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.


































Содержание программы.

1 год обучения

Тема

Количество часов

Форма организации

Форма контроля

всего

теория

практика


1

Плоскостное моделирование


36


18


18


индивидуально

входящий мониторинг


1.1

Исследование форм и свойств многоугольников


4


2


2


групповая

Выставка

«Транспорт»

1.2

Сравнение и классификация


5


2,5


2,5


Индивидуально

групповая

ТИКО-поделки

«Что нам осень принесла»

1.3

Выявление закономерностей


5


2,5


2,5

Групповая

Моделирование спортивной игры

1.4

Комбинаторика

4

2

2

Групповая

ТИКО-поделка

«Крепость с башнями»

1.5

Пространственное ориентирование


9


4,5


4,5


групповая

Графический диктант

1.6

Целое и части

4

2

2

групповая,

в парах

ТИКО-поделка

«Звездолет»

2

Объемное моделирование


36


18


18


индивидуально

входящий мониторинг

2.1

Объемные геометрические фигуры


9


4,5


4,5


групповая


ТИКО-поделки

«Космическое путешествие»

2.2

Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы



9



4,5



4,5



индивидуально

Выставка

«Насекомые»

2.3

Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы



9



4,5



4,5


Индивидуально

в парах

ТИКО-поделки «Новоселье. Мебель»

2.4

Тематическое конструирование


9


4,5


4,5


Индивидуально


Конечный мониторинг

«Мой любимый город


Итого

72

36

36





2 год обучения

Тема

Количество часов

Форма организации

Форма контроля

всего

теория

практика


1

Плоскостное моделирование


36


18


18



1.1

Исследование форм и свойств многоугольников


5


2,5


2,5



1.2

Сравнение и классификация


8


4


4




1.3

Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов



4



2



2



1.4

Пространственное ориентирование


9


4,5


4,5



1.5

Комбинаторика

4

2

2



1.6

Периметр

2

1

1



1.7

Выделение частей и целого


4


2


2



2

Объемное моделирование


36


18


18



2.1

Исследование и конструирование сложных многогранников



9



4,5



4,5




2.2

Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы



9



4,5



4,5





2.3

Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы



9



4,5



4,5



2.4

Тематическое конструирование


9


4,5


4,5




Итого

72

36

36









Комплексно – тематические планы. 1 год обучения.

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

Методы, приемы

1

2

3

4

5

1

Сентябрь

Вводное.

Знакомство с конструктором ТИКО: разные детали – форма, цвет, число. Играй-ка! (Плоскостное моделирование)

Уточнить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, пятиугольника, шестиугольника. Исследование форм и свойств многоугольников. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, сочувствовать.

-Игровая мотивация;

-Чтение произведения,

-физминутка;

разгадывание загадки

Изучение схем

-гимнастика для глаз;

Конструирование

-итог занятия.

2


«Летнее путешествие Зайчонка ТИКО»

Учить классифицировать различные виды транспорта и конструировать по собственному выбору.

Развивать умение классифицировать. Учить делать выбор.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур

- Игровая мотивация;

- разгадывание загадок

Изучение схем

гимнастика для глаз;

конструирование

- -итог занятия.

3


«Паровозик для друзей Зайчонка ТИКО»

Учить проводить сравнительный анализ и классификацию различных видов многоугольников.

Закреплять умения анализировать, классифицировать многоугольники и делать вывод.

Учить конструировать плоскостные фигуры по контурной схеме.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

- Игровая мотивация;

- Дидактические игры и задания

физминутка;

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия.

4


«Почему осенью опадают листья с деревьев?»

Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Учить определять формы многоугольников.

Учить конструировать по контурной схеме. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями.

Развивать речь детей с помощью игрового общения.




- Игровая мотивация;

- Дидактические игры и задания

физминутка;

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия.

1

2

3

4

5

5

Октябрь

«Осенние хлопоты»

Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам.

Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам (цвет – форма - размер).

Учить конструировать по контурной схеме.

Развивать умение находить взаимосвязи в природе.

Развивать речь детей с помощью игрового общения.

- Игровая мотивация;

Чтение произведения «Лес».

Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая».

-гимнастика для глаз;

Конструирование

-итог занятия.

6


«Многогранники.

Пятиугольная пирамида»

Учиться анализировать многогранники и делать вывод.

Развивать умение различать разные виды пирамид, выявлять их характерные признаки.

Знакомить с понятиями: вершины, рёбра, грани, основания.

Учить конструировать пятиугольную пирамиду по представлению.

-игровая мотивация

-изучение схем.

- физминутка.

-гимнастика для глаз;

конструирование,

-итог занятия.

7


«Геометрический лес»

Понятия «квадрат», «треугольник», «вверх», «вниз», «посередине». Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

-игровая мотивация

-дидактические игры «найди по описанию», «на что похоже».

- физминутка.

-гимнастика для глаз;

конструирование,

-итог занятия.

8


«Многогранники. Восьмиугольная пирамида»

Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам.

Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Изучаем животный и растительный мир материка Евразия (лесная зона России).

-игровая мотивация

-дидактические игры «один-много», «на что похоже».

- физминутка.

-просомтр презентации «Наш край»

-гимнастика для глаз;

конструирование,

-итог занятия.

1

2

3

4

5

9

Ноябрь

«Многогранники. Четырёхугольная призма»

Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид.

Исследовать четырёхугольную призму.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

-Игровая мотивация;

- просмотр сюжета «Хоккей»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

10


«Многогранники. Пятиугольная призма»

Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид.

Исследовать пятиугольную призму.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Анализировать и делать выводы.

Игровая мотивация;

- просмотр картин «Пирамиды»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

11


«Башни Кремля…»

Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Составление дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования. Составление фигуры по схеме «Флаг России».

Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

Игровая мотивация;

- просмотр картин «Крепость»,

-просмотр презентации «Стены Кремля»

- физминутка;

Чтение Цветаевой «Башни Кремля»

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

12


«Комбинирование многогранников»

Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Поиск деталей конструктора заданного цвета. Диктант для конструирования «Дом»

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).


Игровая мотивация;

-просмотр презентации « Архитектура строений»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

1

2

3

4

5

13

Декабрь

«Конструирование детской площадки»

Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

Продолжать учить ориентироваться на плоскости, располагать детали в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз».

Игровая мотивация;

- просмотр картин «Игровая площадка»

-беседа «Мой двор»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

14


«Знакомство со сложными многогранникам»

Познакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр.

Развивать умение делать выбор фигуры и конструировать на основе симметричного узора.

Знакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр.

Учить конструировать многогранники с помощью развёртки.

Игровая мотивация;

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия

15


«Конструирование новогоднего символа»

Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Игровая мотивация;

- упражнения на интонирование диалогов;

-Рассказывание сказки с показом

-гимнастика для глаз;

-итог занятия.

16


«Конструирование ёлочки»

Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Игровая мотивация;

- чтение произведения «Елочка»;

Конструирование,

- гимнастика для глаз;

-Рассказывание сказки с показом.

-итог занятия.

1

2

3

4

5

17

Январь

«Конструирование снежной крепости»

Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников – додекаэдр. Учить конструировать многогранник с помощью развёртки.Закрепить понятия - «целое», «часть». Составление большого квадрата из четырех маленьких, выделение частей целого. Знакомить с многогранником – додекаэдр.

Развивать фантазию, воображение.

Игровая мотивация;

- Д/У «Лабиринт»

-Чтение отрывка из произведения «Снежная Королева»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

18


«Моделирование ледяной арктической пустыни»

Конструирование сложных конструкций по образцу.

Учить конструировать многогранники с помощью развёртки. Знакомить с понятием «природная зона».

Изучаем флору и фауну ледяных арктических пустынь

Игровая мотивация;

- просмотр презентации «Арктика- животный мир и природа»,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

19


«Зимние забавы»

Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомиться с многоугольниками (шестиугольник), научиться их различать. Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево). Учить рисовать многоугольники (треугольник, квадрат). Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок.

Игровая мотивация;

- Дидактические задания «назови правильно»

- беседа и просмотр презентации «Зимние забавы»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

20


«Моделирование тундры»

Учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные. Конструируем фигуры «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж». Закрепить понятия «пятиугольник», «четырехугольник», «пятиугольник». Учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные. Знакомить с природной зоной «тундра». Изучаем флору и фауну тундры.

Игровая мотивация;

- Дидактические задания ,

- просмотр презентации « Тундра – растительный и животный мир»,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

1

2

3

4

5

21

Февраль

«Моделирование ручного вооружения: автомат»

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух.

Знакомить с различными видами военного оружия: ручное вооружение.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

Игровая мотивация;

- Дидактические задания ,

- изучение схем,

-просмотр картин «оружие»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

22


«Мой дом»

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух.

Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

Игровая мотивация;

- Дидактические задания ,

- изучение схем,

-просмотр картин «мебель»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

23


«Военная техника»

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы.

Знакомить с различными видами военной техники.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

Игровая мотивация;

- Дидактические задания ,

- изучение схем,

-просмотр презентации «военная техника»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

24


«Аттракционы»

Учить конструировать сложные конструкции по образцу.

Учить делать выбор конструкции.

Знакомить с различными видами развлекательных антракционов.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

- Игровая мотивация;

- Дидактические задания ,

- изучение схем,

- просмотр картин «карусель»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия






1

2

3

4

5

25

Март

«Подарок маме»

Учить сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов. Расширять представлений о разных видах цветущих растений.

Развивать самостоятельности детей в выборе ТИКО-деталей при конструировании.

- Игровая мотивация;

- Дидактические задания ,

- изучение схем,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

26


Конструирование сказки «Колобок» (Плоскостное моделирование)

Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Закрепить знания о русских народных произведениях .

Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький».

Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения. Учить конструировать по контурной схеме.

- Игровая мотивация;

- Дидактические задания ,

- изучение схем,

- просмотр сюжета сказки «Колобок»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

27


«Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО»

Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомить с многоугольниками (треугольник, четырехугольник, пятиугольник), научиться их различать. Развивать умение классифицировать свойства геометрических фигур по двум свойствам.Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме и по образцу. Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-животных.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

- изучение схем,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

28


«Наши пернатые друзья!»

Учить сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Познакомить с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Учить помогать животным, нуждающимся в помощи.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

- изучение схем,

-просмотр презентаций «Птицы»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

1

2

3

4

5

29

Апрель

«Космический транспорт: звездолёт» (объёмная конструкция по технологической карте)

Определение формы геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Освоение навыков пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали. Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого.

Развивать умения анализировать и воссоздавать объёмную конструкцию по технологической карте.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

- изучение схем,

-просмотр презентаций «Космос»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

30


«Транспорт: водный транспорт»

Учить сравнивать и называть различные виды четырёхугольников и треугольников, конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Научить различать различные виды треугольников и четырёхугольников.

Знакомство с логическим кваратом.

учить достраивать плоскостные ТИКО-фигуры в объёме.

Познакомить с различными видами водного транспорта.

Игровая мотивация

- изучение схем,

-просмотр презентаций « Водный транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

31


«Транспорт: воздушный транспорт»

Учить исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и по образцу.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Закрепить умение конструировать логический квадрат.

Познакомить с различными видами воздушного транспорта.

Развивать координацию движений.

Игровая мотивация

- изучение схем,

-просмотр презентаций «Воздушный транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

32


«Транспорт: наземный транспорт»

Учить конструировать с помощью словесной инструкции.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Познакомить с различными видами наземного транспорта.

Развивать навыки ориентирования: вправо - влево.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

- изучение схем,

-просмотр презентаций « Наземный транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

1

2

3

4

5

33

Май

«Насекомые: откуда появляются бабочки?»

( Объемное моделирование)

Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра. Научить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить со стадиями развития бабочки. Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

- изучение схем,

-просмотр презентаций «Насекомые»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

34


«Насекомые: жуки»

(Объемное моделирование)

Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей.

Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить с различными видами жуков.

Развивать умение конструировать фигуры на основе ромбокубооктаэдра. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

- изучение схем,

-просмотр презентаций «Насекомые»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка «Насекомые»

35


«Путешествие на Марс» (объемное моделирование)

Закрепить предоставления о космосе, расширять знания о космических аппаратах Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах)




Игровая мотивация

- изучение схем,

-просмотр презентаций «Космические аппараты»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка « Путешествие на Марс»

1

2

3

4

5

36


«Мой любимый город»

(объемное моделирование)

(мониторинг)

Выявить уровень знаний и умений воспитанников. Продолжать учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Продолжать учить соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали». Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

Обогащать знания о инфраструктуре городов.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

- изучение схем,

- просмотр схем, дополнение недостающих деталей

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка «Мой любимый город».































Календарный учебный график.



Группа

Дата

Продолжительность, количество дней

Начало

Окончание

Образовательная область

Старшая

2.09.2019г.

31.12.2019г.

17 недель

20.01. 2020г.

29.05.2020г.

19 недель

Каникулярный период

Старшая

13.01.2020г.

17.01.2020г.

5 дней

Сроки контроля

Старшая

3.09.2019г.

6.09.2019г.

5 дней

25.05.2020г.

29.05.2020г.

5 дней

Праздничные дни


Старшая

2.11.2019г.

4.11.2019г.

3 дня

1.01.2020г.

8.01.2020г.

8 дней

22.02.2020г.

24.02.2020г.

3 дня

7.03.2020г.

9.03.2020г.

3 дня

1.05.2020г.

5.05.2020г.

5 дней

9.05.2020г.

11.05.2020г.

3 дня



Учебный базисный план.

Продолжительность

Количество в месяц

Итог

1 занятие

25 минут

4 занятия

100 минут

36 занятий

900 минут





Сетка занятий.

1 неделя месяца (понедельник) 15.35-16.00

2 неделя месяца (четверг) 15.35-16.00

3 неделя месяца (понедельник) 15.35-16.00

4 неделя месяца (четверг) 15.35-16.00

Педагогическая диагностика

Ф.И. ребенка

Называет

детали конструктора

Подбирает детали в соответствии со схемой

Работает по схемам

Умеет скреплять детали конструктора

Строит по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

Работает в команде

Умеет обыгрывать постройки

Кол-во

баллов

Итог

1

Ахметова Диана












2

Васильев Паша












3

Ветрова Василина












4

Воробьева Ярослава












5

Глухов Коля












6

Гущина Арина












7

Зяблицын Андрей












8

Карманова Дарина












9

Красноперов Матвей












10

Лелянс Аня












11

Литвиненко Настя












12

Москвин Арсений












13

Мымрин Саша












14

Николаева Яна












15

Ожгихин Ярослав












16

Пищикова Кристина












17

Першина Даша












18

Пономарёв Женя












19

Сайфутдинова Регина












20

Санникова Ева












21

Сергеева Даша












22

Третьяков Денис












23

Трубина Юля












24

Шакиров Максум












Критерии уровня развития умений и навыков

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

  • Высокий (4) – может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали;

  • Достаточный (3) – может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь;

  • Средний (2) - может самостоятельно выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности;

  • Низкий (1) – не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.

Умение проектировать по образцу

  • Высокий (4)– может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу;

  • Достаточный (3) – может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу;

  • Средний (2) – может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога;

  • Низкий (1) – не видит ошибки при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под руководством педагога.

Умение конструировать по схеме

  • Высокий (4)– может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме;

  • Достаточный (3) – может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме;

  • Средний (2) – может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога;

  • Низкий (1) – не может понять последовательность действий при конструировании по схеме, может конструировать только под контролем педагога.

Уровни освоения программы:

Высокий уровень 9 – 12 баллов

Средний уровень 4 – 8 баллов

Низкий уровень 1 – 3 баллов

Условные обозначения

2 – высокий уровень развития

1 – средний уровень развития

0 – низкий уровень развития

Список литературы

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.

3. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

4. Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.

5. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

6. Интернет источники.