Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста через STEM - конструктора»
Пояснительная записка.
Программа «STEM - конструирование» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка моделирования «Геометрика» для детей 5-7 лет.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «STEM-конструирование» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Кружок моделирования «Геометрика» – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
Возрастные особенности детей 5-7 лет:
Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я».
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной.
Данный курс разработан для старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится в течение учебного года. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, по 25 мин.
Форма организации: кружковая.
Формы проведения занятий: индивидуальные, подгрупповые.
Виды занятий:
Совместная деятельность воспитателя с детьми, в которую включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
Индивидуальная работа с детьми, здесь включаются задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Срок реализации программы – 2 года.
Режим занятий:
Количество детей в группе – 24 человек Продолжительность одного занятия составляет 25 минут. Режим занятий 1 раз в неделю. Общее количество в год 36 недель на группу. Общее количество за два года 72 недели.
Цель и задачи программы.
Цель: формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи:
формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
совершенствование навыков классификации;
обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
развитие комбинаторных способностей;
развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
изучение и конструирование различных видов многоугольников;
знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
овладение навыками пространственного ориентирования;
обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
обучение различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
формирование целостного восприятия предмета;
выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
изучение и конструирование различных видов многогранников;
исследование «объема» многогранников;
развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «STEM-конструирование» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго полугодия обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции.
В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.
Содержание программы.
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Форма организации | Форма контроля |
всего | теория | практика |
1 | Плоскостное моделирование | 36 | 18 | 18 | индивидуально | входящий мониторинг |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 4 | 2 | 2 | групповая | Выставка «Транспорт» |
1.2 | Сравнение и классификация | 5 | 2,5 | 2,5 | Индивидуально групповая | ТИКО-поделки «Что нам осень принесла» |
1.3 | Выявление закономерностей | 5 | 2,5 | 2,5 | Групповая | Моделирование спортивной игры |
1.4 | Комбинаторика | 4 | 2 | 2 | Групповая | ТИКО-поделка «Крепость с башнями» |
1.5 | Пространственное ориентирование | 9 | 4,5 | 4,5 | групповая | Графический диктант |
1.6 | Целое и части | 4 | 2 | 2 | групповая, в парах | ТИКО-поделка «Звездолет» |
2 | Объемное моделирование | 36 | 18 | 18 | индивидуально | входящий мониторинг |
2.1 | Объемные геометрические фигуры | 9 | 4,5 | 4,5 | групповая | ТИКО-поделки «Космическое путешествие» |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 9 | 4,5 | 4,5 | индивидуально | Выставка «Насекомые» |
2.3 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 9 | 4,5 | 4,5 | Индивидуально в парах | ТИКО-поделки «Новоселье. Мебель» |
2.4 | Тематическое конструирование | 9 | 4,5 | 4,5 | Индивидуально | Конечный мониторинг «Мой любимый город |
| Итого | 72 | 36 | 36 | | |
2 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Форма организации | Форма контроля |
всего | теория | практика |
1 | Плоскостное моделирование | 36 | 18 | 18 | | |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 5 | 2,5 | 2,5 | | |
1.2 | Сравнение и классификация | 8 | 4 | 4 | | |
1.3 | Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов | 4 | 2 | 2 | | |
1.4 | Пространственное ориентирование | 9 | 4,5 | 4,5 | | |
1.5 | Комбинаторика | 4 | 2 | 2 | | |
1.6 | Периметр | 2 | 1 | 1 | | |
1.7 | Выделение частей и целого | 4 | 2 | 2 | | |
2 | Объемное моделирование | 36 | 18 | 18 | | |
2.1 | Исследование и конструирование сложных многогранников | 9 | 4,5 | 4,5 | | |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 9 | 4,5 | 4,5 | | |
2.3 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 9 | 4,5 | 4,5 | | |
2.4 | Тематическое конструирование | 9 | 4,5 | 4,5 | | |
| Итого | 72 | 36 | 36 | | |
Комплексно – тематические планы. 1 год обучения.
№ | Месяц | Тема занятия | Цели, задачи | Методы, приемы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Сентябрь | Вводное. Знакомство с конструктором ТИКО: разные детали – форма, цвет, число. Играй-ка! (Плоскостное моделирование) | Уточнить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, пятиугольника, шестиугольника. Исследование форм и свойств многоугольников. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, сочувствовать. | -Игровая мотивация; -Чтение произведения, -физминутка; разгадывание загадки Изучение схем -гимнастика для глаз; Конструирование -итог занятия. |
2 | | «Летнее путешествие Зайчонка ТИКО» | Учить классифицировать различные виды транспорта и конструировать по собственному выбору. Развивать умение классифицировать. Учить делать выбор. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур | - Игровая мотивация; - разгадывание загадок Изучение схем гимнастика для глаз; конструирование - -итог занятия. |
3 | | «Паровозик для друзей Зайчонка ТИКО» | Учить проводить сравнительный анализ и классификацию различных видов многоугольников. Закреплять умения анализировать, классифицировать многоугольники и делать вывод. Учить конструировать плоскостные фигуры по контурной схеме. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Игровая мотивация; - Дидактические игры и задания физминутка; -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия. |
4 | | «Почему осенью опадают листья с деревьев?» | Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Учить определять формы многоугольников. Учить конструировать по контурной схеме. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения. | - Игровая мотивация; - Дидактические игры и задания физминутка; -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Октябрь | «Осенние хлопоты» | Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам (цвет – форма - размер). Учить конструировать по контурной схеме. Развивать умение находить взаимосвязи в природе. Развивать речь детей с помощью игрового общения. | - Игровая мотивация; Чтение произведения «Лес». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая». -гимнастика для глаз; Конструирование -итог занятия. |
6 | | «Многогранники. Пятиугольная пирамида» | Учиться анализировать многогранники и делать вывод. Развивать умение различать разные виды пирамид, выявлять их характерные признаки. Знакомить с понятиями: вершины, рёбра, грани, основания. Учить конструировать пятиугольную пирамиду по представлению. | -игровая мотивация -изучение схем. - физминутка. -гимнастика для глаз; конструирование, -итог занятия. |
7 | | «Геометрический лес» | Понятия «квадрат», «треугольник», «вверх», «вниз», «посередине». Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Развивать умение анализировать и делать выводы. | -игровая мотивация -дидактические игры «найди по описанию», «на что похоже». - физминутка. -гимнастика для глаз; конструирование, -итог занятия. |
8 | | «Многогранники. Восьмиугольная пирамида» | Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Изучаем животный и растительный мир материка Евразия (лесная зона России). | -игровая мотивация -дидактические игры «один-много», «на что похоже». - физминутка. -просомтр презентации «Наш край» -гимнастика для глаз; конструирование, -итог занятия. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Ноябрь | «Многогранники. Четырёхугольная призма» | Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид. Исследовать четырёхугольную призму. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Развивать умение анализировать и делать выводы. | -Игровая мотивация; - просмотр сюжета «Хоккей» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия. |
10 | | «Многогранники. Пятиугольная призма» | Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид. Исследовать пятиугольную призму. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Анализировать и делать выводы. | Игровая мотивация; - просмотр картин «Пирамиды» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия. |
11 | | «Башни Кремля…» | Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Составление дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования. Составление фигуры по схеме «Флаг России». Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). | Игровая мотивация; - просмотр картин «Крепость», -просмотр презентации «Стены Кремля» - физминутка; Чтение Цветаевой «Башни Кремля» -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия. |
12 | | «Комбинирование многогранников» | Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Поиск деталей конструктора заданного цвета. Диктант для конструирования «Дом» Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). | Игровая мотивация; -просмотр презентации « Архитектура строений» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13 | Декабрь | «Конструирование детской площадки» | Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). Продолжать учить ориентироваться на плоскости, располагать детали в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». | Игровая мотивация; - просмотр картин «Игровая площадка» -беседа «Мой двор» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия. |
14 | | «Знакомство со сложными многогранникам» | Познакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр. Развивать умение делать выбор фигуры и конструировать на основе симметричного узора. Знакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр. Учить конструировать многогранники с помощью развёртки. | Игровая мотивация; - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия |
15 | | «Конструирование новогоднего символа» | Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. | Игровая мотивация; - упражнения на интонирование диалогов; -Рассказывание сказки с показом -гимнастика для глаз; -итог занятия. |
16 | | «Конструирование ёлочки» | Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. | Игровая мотивация; - чтение произведения «Елочка»; Конструирование, - гимнастика для глаз; -Рассказывание сказки с показом. -итог занятия. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
17 | Январь | «Конструирование снежной крепости» | Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников – додекаэдр. Учить конструировать многогранник с помощью развёртки.Закрепить понятия - «целое», «часть». Составление большого квадрата из четырех маленьких, выделение частей целого. Знакомить с многогранником – додекаэдр. Развивать фантазию, воображение. | Игровая мотивация; - Д/У «Лабиринт» -Чтение отрывка из произведения «Снежная Королева» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
18 | | «Моделирование ледяной арктической пустыни» | Конструирование сложных конструкций по образцу. Учить конструировать многогранники с помощью развёртки. Знакомить с понятием «природная зона». Изучаем флору и фауну ледяных арктических пустынь | Игровая мотивация; - просмотр презентации «Арктика- животный мир и природа», -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
19 | | «Зимние забавы» | Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомиться с многоугольниками (шестиугольник), научиться их различать. Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево). Учить рисовать многоугольники (треугольник, квадрат). Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок. | Игровая мотивация; - Дидактические задания «назови правильно» - беседа и просмотр презентации «Зимние забавы» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
20 | | «Моделирование тундры» | Учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные. Конструируем фигуры «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж». Закрепить понятия «пятиугольник», «четырехугольник», «пятиугольник». Учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные. Знакомить с природной зоной «тундра». Изучаем флору и фауну тундры. | Игровая мотивация; - Дидактические задания , - просмотр презентации « Тундра – растительный и животный мир», -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
21 | Февраль | «Моделирование ручного вооружения: автомат» | Учить конструировать на слух. Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Знакомить с различными видами военного оружия: ручное вооружение. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. | Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, -просмотр картин «оружие» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
22 | | «Мой дом» | Учить конструировать на слух. Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. | Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, -просмотр картин «мебель» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
23 | | «Военная техника» | Учить конструировать на слух. Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы. Знакомить с различными видами военной техники. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. | Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, -просмотр презентации «военная техника» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
24 | | «Аттракционы» | Учить конструировать сложные конструкции по образцу. Учить делать выбор конструкции. Знакомить с различными видами развлекательных антракционов. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. | - Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, - просмотр картин «карусель» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
25 | Март | «Подарок маме» | Учить сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов. Расширять представлений о разных видах цветущих растений. Развивать самостоятельности детей в выборе ТИКО-деталей при конструировании. | - Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
26 | | Конструирование сказки «Колобок» (Плоскостное моделирование) | Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Закрепить знания о русских народных произведениях . Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький». Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения. Учить конструировать по контурной схеме. | - Игровая мотивация; - Дидактические задания , - изучение схем, - просмотр сюжета сказки «Колобок» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
27 | | «Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО» | Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомить с многоугольниками (треугольник, четырехугольник, пятиугольник), научиться их различать. Развивать умение классифицировать свойства геометрических фигур по двум свойствам.Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме и по образцу. Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-животных. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
28 | | «Наши пернатые друзья!» | Учить сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме. Познакомить с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме. Учить помогать животным, нуждающимся в помощи. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Птицы» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
29 | Апрель | «Космический транспорт: звездолёт» (объёмная конструкция по технологической карте) | Определение формы геометрических фигур с помощью осязания (наощупь). Освоение навыков пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали. Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого. Развивать умения анализировать и воссоздавать объёмную конструкцию по технологической карте. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Космос» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
30 | | «Транспорт: водный транспорт» | Учить сравнивать и называть различные виды четырёхугольников и треугольников, конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме. Научить различать различные виды треугольников и четырёхугольников. Знакомство с логическим кваратом. учить достраивать плоскостные ТИКО-фигуры в объёме. Познакомить с различными видами водного транспорта. | Игровая мотивация - изучение схем, -просмотр презентаций « Водный транспорт» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
31 | | «Транспорт: воздушный транспорт» | Учить исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и по образцу. Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь). Закрепить умение конструировать логический квадрат. Познакомить с различными видами воздушного транспорта. Развивать координацию движений. | Игровая мотивация - изучение схем, -просмотр презентаций «Воздушный транспорт» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
32 | | «Транспорт: наземный транспорт» | Учить конструировать с помощью словесной инструкции. Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь). Познакомить с различными видами наземного транспорта. Развивать навыки ориентирования: вправо - влево. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций « Наземный транспорт» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
33 | Май | «Насекомые: откуда появляются бабочки?» ( Объемное моделирование) | Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра. Научить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить со стадиями развития бабочки. Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Насекомые» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
34 | | «Насекомые: жуки» (Объемное моделирование) | Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей. Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить с различными видами жуков. Развивать умение конструировать фигуры на основе ромбокубооктаэдра. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Насекомые» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка «Насекомые» |
35 | | «Путешествие на Марс» (объемное моделирование) | Закрепить предоставления о космосе, расширять знания о космических аппаратах Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах) | Игровая мотивация - изучение схем, -просмотр презентаций «Космические аппараты» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка « Путешествие на Марс» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
36 | | «Мой любимый город» (объемное моделирование) (мониторинг) | Выявить уровень знаний и умений воспитанников. Продолжать учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Продолжать учить соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали». Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). Обогащать знания о инфраструктуре городов. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, - просмотр схем, дополнение недостающих деталей -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка «Мой любимый город». |
Календарный учебный график.
Группа | Дата | Продолжительность, количество дней |
Начало | Окончание |
Образовательная область |
Старшая | 2.09.2019г. | 31.12.2019г. | 17 недель |
20.01. 2020г. | 29.05.2020г. | 19 недель |
Каникулярный период |
Старшая | 13.01.2020г. | 17.01.2020г. | 5 дней |
Сроки контроля |
Старшая | 3.09.2019г. | 6.09.2019г. | 5 дней |
25.05.2020г. | 29.05.2020г. | 5 дней |
Праздничные дни |
Старшая | 2.11.2019г. | 4.11.2019г. | 3 дня |
1.01.2020г. | 8.01.2020г. | 8 дней |
22.02.2020г. | 24.02.2020г. | 3 дня |
7.03.2020г. | 9.03.2020г. | 3 дня |
1.05.2020г. | 5.05.2020г. | 5 дней |
9.05.2020г. | 11.05.2020г. | 3 дня |
Учебный базисный план.
Продолжительность | Количество в месяц | Итог |
1 занятие 25 минут | 4 занятия 100 минут | 36 занятий 900 минут |
Сетка занятий.
1 неделя месяца (понедельник) 15.35-16.00
2 неделя месяца (четверг) 15.35-16.00
3 неделя месяца (понедельник) 15.35-16.00
4 неделя месяца (четверг) 15.35-16.00
Педагогическая диагностика
№ | Ф.И. ребенка | Называет детали конструктора | Подбирает детали в соответствии со схемой | Работает по схемам | Умеет скреплять детали конструктора | Строит по творческому замыслу | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Работает в команде | Умеет обыгрывать постройки | Кол-во баллов | Итог |
1 | Ахметова Диана | | | | | | | | | | | |
2 | Васильев Паша | | | | | | | | | | | |
3 | Ветрова Василина | | | | | | | | | | | |
4 | Воробьева Ярослава | | | | | | | | | | | |
5 | Глухов Коля | | | | | | | | | | | |
6 | Гущина Арина | | | | | | | | | | | |
7 | Зяблицын Андрей | | | | | | | | | | | |
8 | Карманова Дарина | | | | | | | | | | | |
9 | Красноперов Матвей | | | | | | | | | | | |
10 | Лелянс Аня | | | | | | | | | | | |
11 | Литвиненко Настя | | | | | | | | | | | |
12 | Москвин Арсений | | | | | | | | | | | |
13 | Мымрин Саша | | | | | | | | | | | |
14 | Николаева Яна | | | | | | | | | | | |
15 | Ожгихин Ярослав | | | | | | | | | | | |
16 | Пищикова Кристина | | | | | | | | | | | |
17 | Першина Даша | | | | | | | | | | | |
18 | Пономарёв Женя | | | | | | | | | | | |
19 | Сайфутдинова Регина | | | | | | | | | | | |
20 | Санникова Ева | | | | | | | | | | | |
21 | Сергеева Даша | | | | | | | | | | | |
22 | Третьяков Денис | | | | | | | | | | | |
23 | Трубина Юля | | | | | | | | | | | |
24 | Шакиров Максум | | | | | | | | | | | |
Критерии уровня развития умений и навыков
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (4) – может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали;
Достаточный (3) – может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь;
Средний (2) - может самостоятельно выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности;
Низкий (1) – не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.
Умение проектировать по образцу
Высокий (4)– может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу;
Достаточный (3) – может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу;
Средний (2) – может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога;
Низкий (1) – не видит ошибки при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под руководством педагога.
Умение конструировать по схеме
Высокий (4)– может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме;
Достаточный (3) – может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме;
Средний (2) – может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога;
Низкий (1) – не может понять последовательность действий при конструировании по схеме, может конструировать только под контролем педагога.
Уровни освоения программы:
Высокий уровень 9 – 12 баллов
Средний уровень 4 – 8 баллов
Низкий уровень 1 – 3 баллов
Условные обозначения
2 – высокий уровень развития
1 – средний уровень развития
0 – низкий уровень развития
Список литературы
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.
3. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
4. Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.
5. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Интернет источники.