Статья «Перспективы развития дополнительного образования детей
в муниципальной системе образования».
Лазарева С.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» посёлка Ханымей.
Муниципальная система образования включает в себя 9 образовательных учреждения, из них 5 охватывает система дополнительного образования: 1 Дом детского творчества и 4 учреждения дошкольного образования, 2 общеобразовательные школы, 1 детско-юношеская спортивная школа, 1 школа искусств. В 83 творческих и спортивных объединениях занимаются 920 детей и подростков.
Приоритетными направлениями деятельности внешкольных учреждений являются:
- развивающее;
- профилактическое;
- досугово-познавательное;
- спортивно-оздоровительное.
1. Развивающая деятельность.
Учреждения дополнительного образования предоставляют всем детям и подросткам возможность объединения их по интересам в кружках, клубах, студиях и спортивных секциях различной направленности, в которых обучение производится на бесплатной основе.
Творческое развитие личности ребенка осуществляется через реализацию 105 дополнительных образовательных программ. Специфика их заключается именно в индивидуализации образовательного пространства, в непохожести на школьное образование. Кроме обучения, воспитания и развития творческого потенциала подрастающего поколения, они решают социально-значимые проблемы занятости, адаптации и профилактики. Более того, на основе дополнительного образования детей решаются вопросы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления общества в целом.
Повышение качества и результативности дополнительного образования детей на основе преемственности и интеграции основного и общего образования даёт развивающий эффект.
2. Профилактическая деятельность
Кризисное состояние общества, его неустойчивое экономическое положение, нарастание социальных конфликтов вносят изменения в деятельность учреждений дополнительного образования, для которых профилактика девиантного поведения несовершеннолетних становится особо значимой.
Само обеспечение дополнительного образования в стенах внешкольного учреждения – большое подспорье семье и школе, так как способно стать мощным заслоном от негативных влияний улицы. Часы, проведенные на занятиях в творческом объединении или спортивной секции, дают положительный импульс позитивной мотивации в их реальной жизни, а общение с единомышленниками – взрослыми способствует их личностному росту, и формированию крепкой защиты в сложных жизненных ситуациях. Исключительно для мальчиков, преимущественно из категории «трудных», работают объединения спортивно-технической направленности: объединения «Самоделкин», телестудия «Престиж», секции «Карате», «Мини-футбол», «Теннис», «Волейбол», «Баскетбол». Члены секции «Мини-футбол» - участники Всероссийского чемпионата в 2012 году.
В учреждениях дополнительного образования занимаются 25 детей и подростков с девиантным поведением и 16, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Не остаются они без внимания педагогов и в летний период, когда вероятность совершения противоправных поступков наиболее высока. К примеру, в детском оздоровительном лагере «Эллада» Краснодарского края все они отдохнули и набрались сил в дни летних каникул.
Уже стало доброй традицией проводить на базе Дома культуры «Строитель» с участием Главы района для детей социально-незащищенной категории и сирот и инвалидов.
В целях профилактики правонарушений и безнадзорности детей учреждения дополнительного образования проводят работу информационно-разъяснительного характера: беседы, лекции, просмотры видеоклипов и фильмов, приглашают воспитанников к участию в семинарах и ток-шоу.
3. Досугово-познавательная деятельность.
Основными задачами этого направления являются:
- организация разумного познавательного досуга для детей и подростков в течении года;
- создание условий для отдыха и оздоровления детей в летний период.
С пользой провести время предлагает Дом детского творчества, которым разработаны интересные проекты: «К истокам православия» (учебно-тематическая экскурсионная программа по родному краю) и «Юный эколог» (эколого-познавательная экскурсионная программа по Пуровскому району). В истекшем учебном году их услугами воспользовались 69 учащихся из разных образовательных учреждений посёлка.
Подростковый клуб «Экипаж» Дома детского творчества организует детские праздники и дни рождения для детей посёлка, познавательно-развлекательные программы для своих воспитанников. Особое место в работе внешкольных учреждений занимает проведение новогодней кампании. Детские утренники, новогодние спектакли и дискотеки для старшеклассников посещают все желающие. Гостями литературной гостиной поселкой библиотеки являются члены литературного объединения «Юный писатель».
Ежегодно внешкольные учреждения берут на себя заботу о летнем отдыхе детей. На их базе функционируют лагеря с дневным пребыванием, профильные, палаточные, социальные и спортивно-оздоровительные. Перспективный проект «Патриот Ямала» позволил семьям с невысоким достатком обеспечить досуг своих детей и свой собственный. Передвижной палаточный лагерь, реализовавший данную программу, занял I место в округе среди городских и сельских районов по итогам летнего отдыха и оздоровления детей 2009 года.
4. Спортивно-оздоровительная деятельность
Формирование культуры здорового образа жизни у молодого поколения должно идти с детства, поэтому проблема сохранности и укрепления здоровья учащихся всегда в центре внимания педагогических коллективов учреждений дополнительного образования.
Учитывая распространённость в нашем обществе наркомании, алкоголизма, табакокурения, педагоги и тренеры стараются, чтобы физкультура и спорт стали альтернативой этим асоциальным явлениям. В детско-юношеских школах работают секции по 9 видам спорта. Юные спортсмены – постоянные участники различных соревнований районного, окружного, республиканского и российского масштабов.
Пропаганда здорового образа жизни легла в основу добровольческого движения «Мы – за здоровый образ жизни!», созданного на базе Дома детского творчества.
Периодически творческие коллективы ДДТ готовят мероприятия по проблемам профилактики вредных привычек.
Перспективы развития системы дополнительного образования детей
Система дополнительного образования детей в посёлке в целом развивается в свете новых требований.
Меняется облик современной модели дополнительного образования. Запускается новый организационно-экономический механизм (введение новой системы оплаты труда, перевод внешкольных учреждений в статус автономных, бюджетных, финансирование на основе подушевого принципа).
В связи с введением государственных образовательных стандартов нового поколения на каждого учащегося в среднем за счет бюджетных средств к 2012 году будет приходиться 2 часа дополнительного образования в неделю, к 2020 году – не менее 6 часов. (Для сравнения: в данное время на каждого школьника в среднем приходится 20-30 минут дополнительного образования). Все это повлечёт за собой расширение сети творческих объединений и спортивных секций, внедрение современных инновационных технологий, развитие потенциала системы дополнительного образования детей во благо подрастающего поколения.