«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА № ___________________
ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ
И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
«ПОДРОСТКОВЫЙ НАРКОТИЗМ: СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОФИЛАКТИКА»
АВТОР: ЛУКОШКОВА АНАСТАСИЯ ОЛЕГОВНА
Образовательное учреждение – Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
п. Ханымей Пуровского района
Объединение – «Радуга ремёсел»
Адрес автора: 629877, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район,
п. Ханымей, ул. Школьная, 1
телефон: 8(34997) 41-1-69
e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Лазарева Светлана Николаевна, педагог дополнительного
образования, I кат.
Место постоянной работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
п. Ханымей Пуровского района
Контактные координаты: 89124380010 – Лазарева Светлана Николаевна
п. Ханымей – 2014 год
Содержание.
Стр.
Введение..……………………………………………………………………………………………… 2
1. Роль семьи в профилактике наркомании…………………………………………………………..4
1.1. Подростки и их зависимость от психоактивных веществ……………………………………....4
1.2. Институт семьи в профилактике подростковой наркомании…………………………………..9
1.3. Поведение наркомана в семье…………………………………………………………………...11
2. Основы профилактической работы……………………………………………………………….13
2.1. Типы семей по степени выраженности профилактического потенциала………………….....13
2.2. Рекомендации по проведению информационно-разъяснительной работы
родителям на тему «Наркомания» ……………………………………………………………....17
2.3. Участники профилактической работы…………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………………………………….22
Терминология, используемая в работе……………………………………………………………....25
Список использованной литературы………………………………………………………………...27
Введение.
Число людей, употребляющих психоактивные вещества, растёт изо дня в день, хотя нет человека, который бы не был осведомлен об их смертельной опасности. Наша страна - не исключение. К сожалению, ни постоянная война с наркомафией, ни запретительные законы, ни запугивание населения ужасными последствиями употребления наркотиков результатов не дают. Проблемой лечения наркомании занимаются учёные многих стран, но радикальных мер пока не предложено.
Однако, все признают бесспорный факт - болезнь легче и надёжнее предупредить, чем потом всю жизнь лечить. Настало время для серьезных исследований и поисков стратегий эффективной профилактики употребления психоактивных веществ, особенно среди молодёжи. Попытка такого исследования и разработки системы научно обоснованных рекомендаций предприняты в данной работе.
Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5,99 миллионов человек. Официальная статистика по наркомании приводит цифру - 500 тыс. наркоманов, однако это те, что добровольно встали на медицинский учет. Медицинские учреждения могут стационарно пролечить за год не более 50 тыс. человек.
От общего числа наркоманов в России по статистике -
20% - это школьники.
60% - молодёжь в возрасте 16-30 лет.
20% - люди более старшего возраста.
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек. Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Уровень распространенности употребления алкогольных напитков среди городских школьников 15-17 лет в целом по Московской области составил 77,3%, причём уровень алкоголизации среди девочек выше, чем среди мальчиков.
Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos - усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, так как среди средств, отнесённых к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами, психотомиметиками и т.д. В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места развлечения молодежи - дискотеки и клубы. 70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно там. Для образовательных учреждений стало приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).
Итак, наркотики - это токсические вещества, вызывающие поражение многих органов, снижающие иммунитет и приводящие к ранней смерти. При использовании инъекций наркоманы заражаются СПИДом и гепатитом и заражают этими болезнями других.
Роль семьи в профилактике наркомании.
Подростки и их зависимость от психоактивных веществ.
Подростковый период развития составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства.
Переходным возраст считается как в физиологическом (этап полового созревания), так и социопсихологическом отношении. Именно на этот период приходится формирование характера, т.е. основы личности, способностей, склонностей, социальных интересов (Личко А.Е., Божович Л.И., Обухова Л.Ф. и др.).
Психологические особенности подросткового возраста в случаях особенного выражения получили названия «подросткового кризиса», суть которого сводится к подростковым реакциям: реакция эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения, и реакции, обусловленные сексуальными влечениями. «Подростковый период сложен всегда, и трудны все подростки, без исключения».
Одной из наиболее актуальных проблем подросткового возраста является проблема наркотической и другой зависимости от психоактивных веществ и их профилактика. Социологическое исследование 2,5 тыс. жителей Санкт-Петербурга, проведённое в 2000 году, свидетельствует о том, что до 70% юношам и девушам в возрасте до 25 лет известны наркотики, т.е. они так или иначе приобщены к ним. Одна четвёртая «приобщённых» страдает выраженной зависимостью.
По статистике, в 2011 году в России было зарегистрировано 3 миллиона 250 тысяч больных людей, из которых 82 процента - страдают от алкоголизма, 17 процентов - от наркомании, 12,2 процента - от токсикомании. Россиян, употребляющих наркотики, в прошлом году было зарегистрировано 555 тысяч, из них 359 тысяч - больны наркоманией, причем 87 процентов имеют зависимость от употребления героина. Число алкоголиков в 2011 году на 0,4 процента уменьшилось по сравнению с 2008 годом, но на столько же стало больше наркоманов. И если среди тех, кто злоупотребляет алкоголем, 54 процента - это люди 40-59 лет, то 84 процента наркоманов - это ребята 20-39 лет.
Как свидетельствует статистика, к началу 1997 года в медицинских учреждениях страны было зарегистрировано 88 тыс. больных с диагнозом наркомания (59,7 на 100 тыс. населения), более 9 тыс. больных токсикоманией (6,2 на 100 тыс. населения), а также 53 тыс. лиц, злоупотребляющих наркотиками, (35,8 на 100 тыс. населения) и 21 тыс. (14,4 на 100 тыс. населения) - другими психоактивными веществами. Общее количество лиц, которым оказывалась медицинская помощь по поводу злоупотребления наркотическими и ненаркотическими веществами, превысило 17 тыс., что составляет 116 чел. на каждые 100 тыс. населения. По данным ряда экспертных заключений, число лиц, имеющих проблемы с наркотиками и обращающихся за медицинской помощью, соотносится с истинным числом больных наркоманией как 1:10.
Распространённость наркомании и интенсивность её лечения носят резко выраженный региональный характер. По отдельным регионам России число впервые зарегистрированных больных наркоманией колеблется в весьма широких пределах (табл. 1).
Таблица 1.
Показатели заболеваемости наркоманией по ряду регионов РФ.
Регионы (впереди названия каждого стоит его ранговый номер среди всех регионов РФ) | Показатель на 100 тыс. чел. |
1. Томская область | 80,1 |
2. Тюменская область | 60,1 |
5. Кемеровская область | 50,9 |
8.Новосибирская область | 42,9 |
9. Приморский край | 36,4 |
10. Красноярский край | 34,0 |
14. Свердловская область | 30,6 |
16. Пермская область | 25,8 |
28. Челябинская область | 19,1 |
34. Ставропольский край | 14,8 |
40. Санкт-Петербург | 11,5 |
42. Республика Дагестан | 10,7 |
43. Москва | 10,3 |
46. Республика Татарстан | 9,0 |
52. Республика Ингушетия | 6,4 |
57. Новгородская область | 5,5 |
61.Ивановская область | 5,2 |
62. Московская область | 4,9 |
65. Республика Коми | 4,0 |
70. Удмуртская Республика | 2,9 |
73. Архангельская область | 2,0 |
74. Вологодская область | 1,9 |
78. Чукотский автономный округ | 1,0 |
80. Чеченская Республика | 0,0 |
Средний показатель по России | 19,2 |
Так, показатели, превышающие средний уровень (20,7 на 100 тыс. населения), наблюдались в 22 территориях, причем различия между максимальными и минимальными величинами достигают 80 раз.
Наиболее высокий уровень зарегистрирован в регионах, в которых произрастает растительное наркотическое сырье или проходят пути транзита (Дальний Восток, Урал, Западная и Восточная Сибирь) и в портовых городах. Максимальный показатель превышает средний в 3,9 раза. Первое ранговое место занимает Томская область – 80,1, второе - Тюменская область - 60,1, третье - Иркутская область - 58,9.
В 70-х годах ХХ века целью злоупотребления наркотиками служило стремление изменить своё психическое состояние («повеселиться») - самое упрощённое желание, тема же «любопытства», «это модно», «это круто» - формировалась достаточно медленно, на протяжении последних 10-15 лет.
Субкультура молодёжи - одежда, музыка, игры, идейные увлечения - значительно расширили мотивы употребления одурманивающих средств. Наглядный пример - культ поп-идеалов с явной наркотической зависимостью - включает моду и на наркотики.
В результате проведенных опросов молодёжи, выяснены причины употребления наркотиков подростками, которые внесены в таблицу 2.
Таблица 2.
Причины употребления наркотиков подростками
Основные причины наркотизации: | Количество респондентов, (%) |
Желание испытать острые ощущения | 59 |
Доступность алкоголя | 45 |
Бесконтрольность со стороны родителей | 38 |
Страх быть осмеянным за трусость | 36 |
Доступность психотропных средств | 29 |
Незнание о пагубных последствиях | 23 |
Чей-то нажим | 14 |
Неэффективность работы инспекции по делам несовершеннолетних | 14 |
Недостатки профилактической работы | 12 |
Безнаказанность подростков | 10 |
Безнаказанность родителей | 10 |
Безнаказанность подстрекателей | 10 |
Недостоверность официальной статистики | 9 |
Состояние здоровья подростков | 5 |
Потребность снять стресс | 4 |
При анализе ответов на вопрос: “Знаете ли Вы, что такое наркотики?” выяснено, что большинство подростков отвечают «Знаю определенно» или «В основном представляю» (табл. 3).
Следовательно, актуальным становится вопросы профилактики наркомании в подростковой среде.
Таблица 3.
Ответы обучающихся школ и ПТУ на вопрос: “Знаете ли вы, что такое наркотики?”
Показатель | Знают определённо | В основном представляют | Представляют смутно | Не знают |
В целом | 53 | 33 | 8 | 4 |
в том числе: | | | | |
юноши | 62 | 29 | 5 | 3,6 |
девушки | 45 | 39 | 11 | 5 |
в возрасте | | | | |
14 лет | 43 | 40 | 12 | 6 |
15 лет | 49 | 37 | 8 | 7 |
16 лет | 64 | 29 | 4,5 | 2,6 |
17 лет | 71 | 25 | - | - |
1.2. Институт семьи в профилактики подростковой наркомании.
Семья, как институт социализации, призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики подростковой наркомании роль семьи в настоящее время особенно важно, так как самоустранение семьи в вопросах профилактики наркозависимости и делегирование антинаркотического воспитания специалистам лишает этот процесс индивидуализации, что снижает его эффективность.
Семья, как институт социализации, призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики подростковой наркомании роль семьи в настоящее время особенно возрастает в связи с очевидной неспособностью государственных структур добиться здесь сколько-нибудь заметных успехов. Однако, возможности семьи в этом плане недостаточно изучены. Неясны спектр позиций и установок родителей по проблеме профилактики, основные родительские стратегии и их успешность, содержание протективных ресурсов семьи, в какой помощи она нуждается, и как следовало бы эту помощь организовать.
С целью изучения потенциала семьи в антинаркотической профилактике в 2002-2003 годах. в одном из городов ближайшего Подмосковья анкетированию были подвергнуты старшеклассники средних школ и матери учащихся 9-11 классов (200 и 300 человек соответственно).
Приступая к исследованию, мы оперировали гипотезами:
1). Родители готовы принять участие в антинаркотической профилактике, но не владеют методами такой работы.
2). Родители не склонны участвовать в антинаркотической профилактике и охотно делегируют эти обязанности специалистам и государственным учреждениям, в первую очередь школе.
3). Родители, по мере сил, занимаются антинаркотической пропагандой на основании доступных им сведений и надеются, что этого достаточно.
Оказалось, что каждая из этих гипотез не выдерживают критики, и корректировка необходима уже в самом начале - с вопроса о том, как родители понимают антинаркотическую профилактику. Большинство из них этим термином обозначают просветительские беседы на тему «Что такое наркотики, и почему их нельзя употреблять». При этом сами родители мало знакомы с наркоманией как клинико-социальным явлением и предпочитают рассуждать о последствиях злоупотребления психоактивными веществами весьма абстрактно. В то же время подростки-старшеклассники, в целом, значительно более компетентны родителей в вопросах, связанных с наркотиками; даже не имея собственного опыта употребления наркотиков. Они, по крайней мере, знают сверстников, имеющих такой опыт, и могли с ними общаться.
Исследованием было установлено, что большинство семей весьма успешно фильтрует внешние наркогенные угрозы (доступность наркотиков, активность наркодельцов, угрожающие действия правоохранительных органов, неадекватную антинаркотическую или даже пронаркотическую пропаганду, заражённость ближайшего окружения наркотиками) и более-менее благополучно амортизирует все внутренние - генетические, характерологические, возрастные и социальные, обусловленные жизненным опытом, риски, перманентно присущие подростку и делающие его особенно уязвимым.
Вместе с тем, исследование показало, что обычные, не девиантные и внешне даже вполне благополучные семьи по-разному справляются со своими протекторными функциями, обладают, можно сказать, разным профилактическим потенциалом. Более того, среди них существует значительное число таких семей, которые не только не защищают подростка от внешней наркогенной угрозы, но, функционируя в режиме ложных (ошибочных) или даже патогенных родительских стратегий, сами формируют пронаркотическую семейную ситуацию.
1.3. Поведение наркомана в семье. Наркомания - большое зло, и когда оно приходит к вам семью, вы очень часто не знаете, как справиться с этим злом. Проблемы, которые вызывает наркомания, распространяются далеко за пределы вашей семьи. Эту проблему можно сравнить с опухолью, которая постоянно разрастается и грозит уничтожить организм.
В большинстве случаев начало употребления наркотиков подростками родители не замечают, и этот процесс может продолжаться довольно длительное время. Начинающие наркоманы к своей пагубной привычке относятся довольно легкомысленно. Они считают, что это круто, употребление наркотика для них лишь забава, которую они легко смогут бросить, так же как и начали. В исключительно редких случаях бывает так, что подросток, попробовав наркотик, относится к нему с большой осторожностью, и что в некоторых случаях он отказывается от его употребления. Хотя такие случаи бывают очень редкими.
Собираются наркоманы в определённых местах. Это может быть дискотека, бар или квартира товарищей. В большинстве случаев они создают свою небольшую группу, в которой всегда есть тот, который хорошо знает, как достать наркотик, и обычно через него осуществляется продажа наркотика. Общаются между собой наркоманы на сленге, который образовался в среде наркоманов со времени появления наркотиков в определённой стране. Наша современная молодежь широко использует такой сленг при общении. Случайно попав в среду наркоманов, вы не сразу поймёте, о чём идет речь. Также такая речь непонятна и родителям подростков, но для наркоманов такая речь вполне понятна. С помощью такого языка наркоманы общаются между собой, а также приобретают наркотические препараты.
Слова, при помощи которых наркоманы общаются между собой, звучат следующим образом: героин - гертруда, греча, герич, гречка; наркоман - торчок; место сбора наркоманов - хата; колоться в вену - ширяться; повторно вколоть в вену - догнаться; сильное наркотическое опьянение - убитый; психотропные таблетки - колёса, винт, терп; покурить марихуану - пыхнуть и т.д., таких слов в обиходе наркоманов довольно много.
Проблемы у подростков начинаются не сразу. Только спустя некоторое время родители начинают замечать необычное поведение своего ребёнка. Примером этого может служить то, что после прихода с улицы у него какой-то странный взгляд, появляется сильный аппетит, чего раньше никогда не было. Наконец осознав, что их ребенок пристрастился к наркотикам, они поначалу впадают в отчаяние. Родители не знают, как им дальше быть. Они начинают обдумывать всю свою прожитую жизнь и что они сделали не так. И очень часто они подсознательно стараются всячески угодить своему ребенку, что крайне недопустимо. Надо принять во внимание, что и сам наркоман тоже поначалу испытывает некоторое чувство вины. В такой ситуации начинается формироваться определённая семейная ситуация, в которой родители играют роль спасателей, а ребенок роль потребителя.
В большинстве случаев наркоманы разочаровывают своих близких очередными срывами после курса лечения. И тогда родителям приходится опять обращаться к врачам-наркологам. Проведённые наблюдения показали, что поведение наркомана, в большинстве случаев, крайне неустойчиво. Такая картина ещё усугубляется подозрительным поведением родителей, которые постоянно пытаются проконтролировать его поведение. Подозрительное настроение родных очень сильно влияет на самих наркоманов. Они довольно легко улавливают тот большой моральный дискомфорт, который ощущают близкие из-за них. Такое поведение родных очень часто подталкивает наркоманов к новому срыву. В таких ситуациях родители и близкие наркомана должны установить контроль над своим душевным состоянием. Уныние, грусть и депрессия делают всем только хуже.
Пройдя курс лечения, большая часть наркоманов, как правило, строит радужные планы на будущее, и чем очень радуют своих близких. Но в большинстве случаев такие порывы остаются только призрачным желанием. Такую ситуацию можно объяснить тем, что, строя свои грандиозные планы на новую жизнь, наркоман настолько вживается в это состояние, что ему начинает казаться, что он наконец достиг всего. Но в реальной жизни родным и близким к таким мечтаниям следует относиться довольно спокойно. Близким надо с пониманием относиться к такому состоянию и никогда не следует его подгонять, ибо всё это может обернуться очередным срывом.
Как это ни странно, но близкие родственники являются созависимыми. Термин созависимость связан не только с зависимостью от наркозависимого. Явление созависимости начинает проявляться, когда семья начинает свое становление. Такое явление обычно наблюдается в неблагополучных семьях. Отношение к ребёнку в таких семьях бывает не совсем серьезным, в большинстве случаев к нему относятся как к собственности. Из-за такого отношения у ребенка возникает прямая зависимость от семейной ситуации, которая складывалась на протяжении всего его детства. Сами родители в таких случаях ничего не замечают и продолжают строить свои отношения, как прежде. Это вполне логично, ведь они выросли в неблагополучных семьях, и других моделей семейного поведения они не знают. Наблюдения показали, что такая спираль созависимости передаётся из поколения в поколение. Но вот наступает момент, когда созависимые родители узнают, что их ребёнок стал наркоманом.
Состояние созависимости в семье значительно усугубляется после того, как родители узнают, что их ребенок болен таким серьёзным недугом. К этому еще присоединяется чувство вины, о чём говорилось выше. Поэтому в таких ситуациях не следует сосредотачиваться на лечении самого наркомана, здесь нужен другой подход, и курс лечения необходимо проводить для целой семьи, который необходимо проводить на сеансах семейной психотерапии. Но очень немногие семьи попадают на приём к психотерапевту. В большинстве случаев созависимые не хотят менять уклад своей жизни. Они считают, что их ребёнок-наркоман всего лишь провинившийся непоседа, а свою созависимость они тщательно скрывают и делают вид, что ничего не понимают.
2.Основы профилактической работы.
2.1. Типы семей по степени выраженности профилактического потенциала.
По степени участия в защите подростка от наркотизации можно условно разделить все семьи, если отбросить крайние варианты («успешные» семьи и «неблагополучные»), на пять следующих типов:
1) семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики;
2) семья иммунизирующая, укрепляющая;
3) семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков;
4) семья гипопротекторная, гиперопекающая;
5) семья, не способная выполнять защитную функцию.
Соответственно, каждая из этих типов семья по-разному проявляет себя по отношению к подростку и к наркотическим средствам, применяют различные стратегии противодействия наркотикам и нуждаются в различных формах участия, поддержки или вмешательства. Так, семья первого типа ориентирована на активную систематическую профилактическую работу. В этих семьях родители умеют сотрудничать с детьми. Речь идет о расширении тематики для диалога, включении наркомании наряду с пьянством, половой распущенностью, леностью и т.п. в категорию информированного и осознанного отвержения. Детям из этих семей наркотизация как раз угрожает меньше всего.
Семья второго типа, как правило, недооценивает риск наркотизации для своего ребенка и переоценивает его устойчивость соблазнам, давлению, наркотическому «заражению». Родители в таких семьях не придают особого значения упреждающему просвещению подростков, зато они ориентированы на поддержание гармоничных отношений в семье, тесные эмоциональные связи, взаимовыручку. Родители как бы сознательно снижают свой авторитет, отступают в тень, уверенные в том, что в подростковом возрасте на первом месте обязательно должна быть компания ровесников. Они снисходительно относятся к эпизодам употребления ПАВ, мирятся с экспериментами социального риска (прогулы в школе, отсутствие дома, опасные связи, дерзкое поведение и т.п.). Опасность наркотизации для подростков из этих семей обусловлена тем, что подростки балансируют между семьей и компанией ровесников. Внешне эти семьи выглядят как недостаточно защищающие подростка. Однако в занимаемой ими позиции можно усмотреть явно положительные моменты, так как подростки получают прививки малыми дозами в тех зонах свободы, которые они себе завоёвывают. Такая рискованная стратегия семьи оправдывает себя, если родители не упускают бразды правления, не отказываются от участия в жизни ребёнка и сохраняют к нему живое участие.
Семья третьего типа эмоционально разобщённая, с формальными связями. Родители практически закрывает глаза на проблему, пренебрегают теми рисками, которым подвергается ребёнок, не имеющий надёжной опоры в семье. Родители доверяют антинаркотическим интервенциям школы и полагают, что сумеют вмешаться, что не опоздают, что их вмешательство даст нужный результат. Они верят в позитивное общественное влияние и собственные силы. Вытесняя проблему наркотизации, как невозможный вариант развития событий в своей семье, они отказываются от активной профилактики, заменяя ее ошибочной стратегией контроля занятости и окружения подростка.
Семья четвёртого типа практикует тотальный контроль за жизнедеятельностью ребёнка, нарушая его права на развитие и самоопределение. Родители в семьях этого типа пытаются воспроизвести стиль и отношения в семье, где они выросли, без учёта индивидуальности ребенка, изменившихся обстоятельств и условий его развития. При этом родители стремятся лично контролировать детей, а, по сути, манипулировать ими, навязывая им «во имя их же блага» определённые вкусы, стереотипы поведения, приоритеты, ревниво оберегая детей от постороннего влияния, замыкая их интересы на себя и семью. Тем самым нередко создаётся своеобразная искусственная среда обитания ребёнка. Именно для таких семей характерна ошибочная родительская стратегия опеки и диктата, приводящая подростка к протестному поведению, к гипертрофии ценностей дворовой компании, к демонстративной эмансипации.
Семья пятого типа представляет собой пример характерного «неполного родительского соответствия». В такой семье родители необоснованно расширяют границы свободы ребёнка (иногда из эгоистических соображений: «пусть растёт самостоятельным», «нечего с ним нянчиться») и пренебрегают многими своими обязанностями по уходу за детьми и обеспечению им надлежащих условий для воспитания и развития. В вопросах антинаркотической профилактики для этого типа семей характерна ошибочная родительская стратегия невмешательства или провокации. Здесь, как правило, не говорят о вредных последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками. Опасность алкоголизации в раннем возрасте недооценивается. Родители считают неизбежным потребление несовершеннолетним спиртных напитков, подчас сами приобщают детей к алкоголю во время семейных застолий, считая это знаком доверия к детям и атрибутом их взросления. Такая семья не защищает ребёнка от опасностей наркотизации, не укрепляет его иммунитет. Злокачественность развития подростка в такой семье заключена в том, что он встречает алкоголь в ближайшем окружении, постоянно наблюдает и перенимает негативные образцы обращения с психоактивными веществами и воспринимает злоупотребление ими как норму жизнедеятельности.
В соответствии с выделенными типами семей следует рекомендовать различные дифференцированные варианты антинаркотической семейной профилактики. Семьи первого и второго типов нуждаются, в основном, в консультировании и информационной поддержке. Им можно доверить профилактическую работу, нужно лишь укрепить веру в свои силы, а также расширить представления о возможных методах влияния на подростка и его окружение. Родителям следует заботиться не только об общем уровне развития детей, но и о формировании у них навыков противодействия давлению микросреды, умения критически оценивать ситуацию и интересы окружающих.
Семьи третьего и четвёртого типов нуждаются в профессиональной коррекции ошибочных родительских стратегий, как в ходе индивидуальных консультаций, так и групповых сессий.
Семьи пятого типа нуждаются в более активных формах воздействия - контроле, обучении эффективному «семейному менеджменту», стимулировании антинаркотической мотивации.
Также большую опасность с точки зрения формирования наркомании у подростков представляют семьи, в которых за внешним благополучием скрываются нарушения семейного взаимодействия часто не осознаваемые её членами. Неблагополучные семьи, как правило, состоят на учёте специальных социальных служб и с ними проводится соответствующая социально-психологическая работа, направленная на профилактику нарушений семейного функционирования. Однако, психопрофилактическую работу необходимо начинать именно с внешне благополучными семьями, чтобы увеличить их наркоустойчивость. В связи с этим, необходимо отметить, что здоровая семья является одним из важнейших факторов эффективной позитивной социализации ребенка и профилактики наркомании. Среди психологических факторов, создающих условия для злоупотребления подростками психоактивных веществ, большое значение имеет неблагополучие в семье, а также нарушение семейного функционирования.
Таким образом, семья так же как и окружение сверстников может быть фактором наркозависимости. Часто родители признают необходимость проведения антинаркотической профилактики, но обнаруживают недостаток своих педагогических знаний. Усиление сотрудничества семьи со специалистами в различных областях социализации может помочь ей преодолеть свой страх и неумение общаться с подростками, наладить взаимодействие между поколениями, понять и вовремя исправить свои ошибочные стратегии антинаркотической профилактики. Таким образом, обычная «нормальная» семья нуждается в укреплении внутрисемейных отношений, которые являются необходимым условием для выполнения ею своих задач по подготовки ребенка к интеграции во взрослое общество.
2.2. Рекомендации по проведению информационно-разъяснительной работы родителям на тему "Наркомания".
Для вовлечения родителей в профилактику злоупотребления наркотиками, прежде всего, необходима информационно-разъяснительная работа среди родителей. Такое информирование потребует объединения усилий различных государственных структур, органов местного самоуправления, различных общественных организаций, научных учреждений, СМИ, церкви, учебных заведений.
Необходимо разработать действующие механизмы информирования и повышения уровня педагогических и психологических знаний родителей.
При комитетах по делам семьи и молодёжи должна быть организована консультативная помощь родителям по вопросам воспитания детей и профилактики наркозависимости.
Необходимо организовать широкое информирование родителей:
- об опасности употребления любых видов наркотиков;
- о необходимости обсуждения данной проблемы с детьми;
- о том, в каком возрасте, каким образом проводить эти беседы и какие темы необходимо обсуждать;
- о современных наркотиках (с учётом региональной специфики), их действии на организм и о том, как они выглядят;
- о симптомах употребления наркотиков;
- о недопустимости пробы наркотика;
- об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики.
Разработать и напечатать большим тиражом информационные материалы для родителей, которые должны бесплатно раздаваться через школы и родительские комитеты.
Использовать потенциал школ в проведении информационно-разъяснительной работы среди родителей. Подготовить учителей к проведению индивидуальных и групповых собеседований с родителями, нуждающимися в консультировании.
Информировать родителей через СМИ, используя разные формы подачи материала: образовательные программы и фильмы, круглые столы, телевизионные форумы, социальную рекламу.
Очень важно организовать активность самих родителей на уровне школы, микрорайона в виде становления и поддержки таких общественных движений как «Родители против наркотиков».
Как узнать, употребляет ли подросток наркотики? Что касается общих для всех наркотиков признаков, то они беспокоят внимательных родителей в первую очередь. Иногда их расценивают как "вполне нормальные для переходного возраста". Вот они:
-нарастающая скрытность ребёнка;
-увеличение времени "прогулок";
-ребёнок поздно ложится спать, и залёживается в постели с утра;
-падает интерес к учёбе, снижается успеваемость;
-начинают пропадать деньги из родительских кошельков.
Часто родители задают вопрос "Как выглядят подозрительные друзья?" Вообще внешний вид употребляющих наркотики не всегда бывает совершенно ужасным, и даже, наоборот, при первом знакомстве с наркотиками ребёнок обычно попадает в круг ещё не потерявших приличный облик наркоманов. Но вот наиболее общие черты наркомана с большим стажем:
-длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки;
-неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;
-часто - неряшливый вид, сухие волосы, отёкшие кисти рук;
-невнятная речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
-явное стремление избегать встреч со старшими членами семьи;
-резкость и непочтительность в ответах на вопросы близких ему людей;
-после его появления в доме пропадают вещи или деньги.
2.3. Участники профилактической работы. Проведение работы по здоровьесбережению обучающихся заложено в должностной инструкции «Классный руководитель», администрации и педагогов школы.
Администрация школы осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом. Ежегодно в план внутришкольного контроля включаются вопросы: «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», «Работа классного руководителя по антинаркотическому воспитанию», «Работа с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учёте». Данное направление работы находит своё отражение и в планах работы школьных методических объединений классных руководителей, учителей начальных классов, учителей-предметников.
Учителя-предметники обеспечивают организацию профилактической работы на уроке: использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков. В учебные планы по физике, окружающему миру, биологии включены занятия на санитарно-гигиеничекие темы; вопросы профилактики наркомании решаются в рамках уроков ОБЖ, литературы, биологии, химии, обществознания. На практике учителя используют такие формы работы с детьми, как викторина, инсценирование, урок-практикум, урок-исследование, урок - игра, семинар.
Для педагогических работников составлена памятка, обеспечивающая действия при установлении факта употребления психоактивных веществ.
Классные руководители, благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом, обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психологической и т. д.). Основная форма работы классного руководителя - классный час. В нашей школе проводятся циклы классных часов по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни: «Сделай свой выбор», «Умей сказать «Нет!», «За здоровый образ жизни», «На пороге взрослой жизни».
Проводимые мероприятия должны быть запоминающимися. В связи с этим классными руководителями были изучены и успешно применяются на практике современные воспитательные технологии, а именно: технология критического мышления, технология проведения дискуссий и развивающего диалога, шоу-технологии и другие.
Школьный психолог обеспечивает организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы (тестирование, анкетирование); психологическое консультирование нуждающихся в этом школьников; психологическую поддержку педагогического процесса; выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга и организация индивидуальной работы с ними по запросам классных руководителей и администрации.
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе планирует свою работу в соответствии с общешкольным планом работы. Совет проводит заседания, на которые приглашаются родители, воспитанники. По необходимости в работе Совета принимают участие: администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, школьный инспектор ОДН ОВД, медицинские работники. Патронатный воспитатель, назначенный органами социальной защиты населения из числа педагогов школы, осуществляет индивидуальную работу с трудными детьми и их родителями. Он регулярно посещает семьи, помогает им в решении социальных вопросов, а также в вопросах обучения и воспитания детей. Воспитатель работает в тесном контакте с классными руководителями и администрацией школы, что позволяет своевременно решать возникшие проблемы.
Библиотека обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы. Библиотекарь организовывает тематические выставки книжной литературы, помогает учащимся в подборе литературы по данной теме для написания творческих работ, подготовки докладов и др.
Дополнительное образование помогает реализовывать принцип непрерывности. В школе на протяжении 10 лет работает кружок валеологической направленности «Эко-десант». Руководитель объединения организовывает проведение конкурсов плакатов, радиопередач, выступление агитбригады, выпуск памяток для учащихся по борьбе с вредными привычками, проведение внеклассных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и профилактику наркозависимости во всех ее проявлениях.
Руководителем и членами объединения были проведены мероприятия: риск-версия «Хочешь быть здоров - будь им», радиопередача «Наркомания - знак беды», агитбригада «Здоровье нации в опасности», «Мир иллюзий», показан опыт «Курящая бутылка», выпуск газеты «СПИД - чума XXI века», конкурс плакатов «За здоровый образ жизни».
Второй год в 4 классе ведется факультативный курс «Школа докторов природы», на котором основной темой являются вопросы организации здорового образа жизни. Со следующего учебного года для учащихся 1-5 классов планируем ввести образовательный курс «Правильное питание».
Более 10 лет в школе работает спортивный клуб «Лидер». Члены клуба организовывают и проводят спортивные мероприятия, вечера отдыха, которые способствуют пропаганде здорового образа жизни.
Дополнительное образование призвано занять детей в свободное от учёбы время, сделать их досуг полезным для души и тела. В настоящее время количество часов в школе, выделенных на дополнительное образование, резко сократилось. Мы решаем эту проблему совместно с поселковым домом культуры, а так же с поселковыми учреждениями дополнительного образования. Убеждаем родителей в необходимости занятости детей в свободное время. Уже на протяжении нескольких лет занятость воспитанников в среднем составляет более 87 %. Значительная часть детей посещает спортивные секции.
Органы ученического самоуправления участвуют в антинаркотических мероприятиях, в организации и проведении внеклассной работы. Ежегодно в III декаде января в школе проходят мероприятия под девизом «Здоровым быть модно!». Совет старшеклассников совместно с заместителем директора по воспитательной работе составляет план мероприятий. Ежегодно одно из занятий школы актива посвящено формированию здорового образа жизни.
Организация просвещения родителей по проблемам наркомании. Это направление работы находит своё отражение в планах воспитательной работы классных руководителей, в общешкольном плане работы. В работе с родителями используются следующие формы деятельности: проведение бесед, родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка, работа с конфликтными семьями, включая совместные мероприятия с службой социальной защиты, органами местного управления, ОВД, КДН и ЗП, ОДН ОВД.
Заключение.
Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребенка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями и целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребенком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм, о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости, об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики, о том, где, кто и как может предложить наркотики, о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребенка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.
Однако, роль включения семьи в программы профилактики наркозависимости часто недооценивается. Необходимо разрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все члены семьи, а содержание не сводится только к информированию о признаках регулярного употребления ПАВ и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, чёткого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антинаркотической стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков к ПАВ.
Существует несколько причин, стимулирующих рост наркомании среди подростков. Почему именно подростков? Потому, что в более зрелом возрасте достаточно сложившаяся личность уже не ищет новых ощущений столь опасным способом.
Итак, прежде всего – чувство стадности, желание показать себя «крутым», поиск ярких ощущений на фоне притуплённого в этом возрасте инстинкта самосохранения. Это начинается примерно так же, как курение, употребление алкоголя и прочие пагубные привычки. Разница в том, что последствия наркотической зависимости чаще имеют локальный исход за короткий период времени, то есть - гибнет молодое поколение нации.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо, прежде всего, сделать более жёсткую квалификацию наркотических средств, разнеся их в конкретные группы по степени опасности здоровью и жизни человека. За распространение и употребление наиболее опасной группы наказание должно быть очень серьёзным, вплоть до пожизненного заключения. Люди, принимающие сильный наркотик, практически потеряны для общества. Для них уже не существует больше никаких ценностей в этой жизни, кроме одной - любым способом достать дозу. В основном, это люди со слабой психикой, не пытающиеся приспособиться к жизни и морально готовые с ней расстаться. Страх смерти слегка сдерживает, но ненадолго.
Слабые наркотики часто используют из баловства, и если у человека есть стимулы в жизни, он в состоянии бросить это увлечение без особых проблем. В данном случае, как и с алкоголизмом - это чисто психическая зависимость, которую проще победить, приобретая в жизни другие интересы и имея какие-либо устремления. Со стороны государства в этом случае помощью может быть пропаганда здорового образа жизни, создание доступных в финансовом отношении клубов по интересам, более частый акцент в СМИ на страшных последствиях приёма наркотиков. Большую пользу принесет изучение этого вопроса в школе, с яркими наглядными пособиями о последствиях наркотического воздействия. Чтобы бороться со злом, необходимо знать, как оно выглядит.
Существует молодёжная мода, за которой надо тщательно следить и, по возможности - формировать, на уровне психологии изучая причины возникновения тех или иных тенденций. Очень плохо, когда среди молодёжи модно курить, ругаться матом, употреблять алкоголь и наркотики, но не модно заниматься спортом, музыкой, интересоваться религией. Повальное увлечение молодёжи компьютером ограничивается играми, типа «стрелялок» и общением в Интернете, где они выдают желаемое за действительное. Долго ли можно чувствовать себя хорошо, живя в виртуальном, придуманном мире? Ведь действительность сильно отличается от того, что они напридумывали. Естественно, после этого легко впасть в депрессию, а выход искать в алкоголе или наркотиках. К сожалению, набор ценностей в данный момент не в пользу душевного благополучия, потому что хочется очень многого и побыстрей, а на деле - всё иначе. Для изменения положения вещей нужна серьезная переоценка ценностей, иные приоритеты. А пока что культивируется богатство, тщеславие, сила, жестокость, но отнюдь - не доброта и любовь.
Терминология, используемая в работе. Наркомания - это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае прекращения их приема.
Наркотики - это сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть.
Психоактивые вещества (ПАВ) - это различные по своей химической структуре средства, которые обладают способностью изменять настроение, поведение и другие психические проявления человека. Если эти вещества обладают привлекательным для человека действием, то они могут вызвать зависимость от них.
Наркотическая зависимость от психоактивного вещества - это сложный феномен, включающий психическую и физическую зависимость.
Психическая зависимость - это болезненное стремление (психическое влечение) принимать препарат, с тем чтобы испытать определённые ощущения или снять явления психического дискомфорта.
Признаками психической зависимости являются: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и напряжения, а также нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов, но нет тяжелого физического дискомфорта.
Физическая зависимость характеризуется непреодолимым влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявление синдрома лишения, то есть абстинентного синдрома, в случае прекращения приёма наркотического средства.
Суть физической зависимости заключается в том, что постепенно наркотик встраивается в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, то он испытывает различные по степени выраженности физические страдания: ломота, сухость кожи (или, наоборот, обильная потливость). Это явление называется абстинентным синдромом. Для его снятия необходимо принятие наркотика, дозы которого постоянно увеличиваются.
Профилактика - это система комплексных, государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение наркомании.
Список использованной литературы
1. Буянов М.И. Размышления о наркомании. – М.: Приор, 2009. – 15 с.
2. Воспитательные потенциал семьи и социализация детей//Законодательство. - 2009. - № 4. -
27-39 с.
3. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М.: Статут, 2010.
- 128 с.
4. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи
– М.: Юристъ, 2011. - 69 с.
5. Личко А.Е. Подростковая наркомания – М.: В.Клувер, 2010. – 148 с.
6. Майерс Д. Социальная психология. – М.: Статут, 2010. – 118 с.
7. Петракова Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. – М.:
- Приор, 2010. – 258 с.
8. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. – М.: Норма, 2008. – 136 с.
9. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью
- /Под науч. ред. Л.М. Шипициной и Л.С. Шпилени. – М.: В.Клувер, 2009. – 256 с.
10. Свеженцева Ю.А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный
- анализ проблемы // Молодежь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред.
В.А. Соболева, И.П. Рущенко. – М.: Юристъ, 2011. – 170 с.
11. Спиваковская А.С. Детско . Родительские отношения. – М.: Приор, 2010. – 98 с.