Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
п. Ханымей Пуровского района
Повышение мотивации обучения изобразительному искусству
путём применения исследовательских методов
коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности
с использованием различных художественных технологий
Автор педагогического опыта:
Лазарева Светлана Николаевна,
Педагог дополнительного образования
МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей Пуровского района
п. Ханымей
2017 г. г.
Содержание:
Стр.
Информационный отдел обобщения опыта.………………………………………3
Технология опыта…………………………………………………………………...4
Результативность опыта……………………………………………………..........16
Библиографический список……………………………………………………….19
Рецензия на опыт работы………………………………………………………….
Приложения к опыту……………………………………………………………….20
1). Выступление и мастер-класс на Всероссийской научно-практической конференции «Технологии продуктивного образования как основа профессионально-личностного самоопределения учащихся» (урок)
2). Выступления на районных методических совещаниях (презентация №1)
3). Творческая лаборатория
- статья в сборнике докладов 11-го Всероссийского августовского интернет- педсовета (pedsovet.org)
- конкурс-викторина «Знатоки искусства»;
- цикл методических разработок уроков;
- мастер-класс
- творческая исследовательская работа учащейся;
- проектные работы детей (технология);
- проектные работы детей (ИЗО);
- презентации (диск)
- фотоотчет акции «Птицы в городе!»
4). Тесты, контрольные работы
5). Авторская программа работы изостудии «Акварельки»
Информационный отдел обобщения опыта
«Плохой учитель излагает.
Хороший учитель учит.
Выдающийся - показывает.
Великий – вдохновляет».
Винсент Ван Гог.
Мне повезло, что я работаю педагогом дополнительного образования. Уверена, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Занятия по искусству удивительны, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
Условия возникновения, становления опыта.
Развитие обучающихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет учителей искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности.
Основополагающими требованиями также является изменение социального заказов со стороны государства, общества, родителей, направленного на новый уровень образования: развитие личностных качеств в процессе обучения, формирование новых навыков умений и способностей, создающих условия развития компетентности личности ребенка.
Конкурентоспособность государств, зависящая от достижений в области передовых
технологий, требует интеллектуальной инфраструктуры, гарантированного обеспечения квалифицированными специалистами. Система обновления современного образования ориентирует нас, педагогов на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения.
Актуальность опыта:
Ключевой задачей образования на современном этапе развития общества является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменения потребностей экономики и нового, формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Все это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Необходимы стандарты нового обучения и воспитания, ориентированные на компетентность, построенные на достижение результата, направленные на общее развитие школьников.
Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования может выступать, на мой взгляд, в первую очередь, развивающая система. Развивая творческие способности у обучающегося, педагог формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность.
Исходя из вышеизложенного, возникает следующая проблема: повышение мотивации обучения изобразительному искусству и технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий, которая является актуальной и перспективной.
Новизна опыта:
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства и технологии предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности педагога - творца.
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности обучающихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Выше сказанное требует, применение традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.
Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на занятиях изобразительного творчества способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости воспитанников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению уровню комфортности обучения;
- развитию творческо-информационного мышления.
Теоретическое обоснование опыта:
Современные требования к занятияю ставят перед педагогом задачу, научить воспитанника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется.
Цель занятия по искусству - выстроить внутренний диалог, «прожить» ситуацию, «прикоснуться к красоте – сердцем» и стать творцом, реализовывая свои творческие и интеллектуальные способности, личностное «Я».
Добиться этих целей помогает творческая проектно-исследовательская работа, а также интегрированные уроки, уроки-экскурсии, уроки-викторины и т.д.
Именно по этой причине на своих занятиях использую приемы создания творческой атмосферы:
Легкодоступные творческие задания.
Проявление интереса к действиям обучающихся.
Признание и поощрение.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- сделать занятие современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить занятие к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и обучающимся;
- развитие мотивации обучающихся и как следствие повышение качества знаний;
- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- развитие творческих способностей обучающихся.
Приемы, методы, средства обучения, которые я использую в своей работе:
Типы занятий: сообщение новых знаний, комбинированные, закрепления, лекции,
беседы, обобщения, экскурсии, самостоятельная работа, занятия-вариации, коррекции и контроля ЗУН и т.д.
Виды занятий: экскурсии, работа с поисковым материалом, практическая работа, пленэр и т.д.
Методы: практическая деятельность, тесты, кроссворды, конспекты, составление докладов, сообщений, рефератов и презентаций.
Огромное внимание на занятиях я уделяю проектно-исследовательской работе. Следует разграничить данные понятия.
Исследовательские методы: анализ работы, экспертиза.
Проектные методы: разработка проектов, фантазирование, создание творческих работ.
Метод проблемного обучения: постановка проблемного вопроса, объяснение понятий, терминов, самостоятельный поиск ответов.
Графические методы: этюды, зарисовки, наброски, эскизы рисунки и т.д.
Наглядные методы: использование наглядного, раздаточного материала, рисунки,
фотографии, таблицы, кластеры, слайды, и .т.д.
Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение правил техники безопасности, СанПина, эмоциональный настрой ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства, арт-терапия, психологические тесты, рисуночные тесты-разгрузки.
Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать познавательный интерес воспитанников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Формы подачи учебного материала:
- традиционно сообщение о наиболее важном по данной теме, проблеме;
- поиск информации в библиотеке и Интернете;
- сообщение, викторина, конкурс;
- создание презентаций, работа над проектом, исследовательская работа.
Творчество – процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде. Проектируя занятия, мы косвенно проектируем развитие наших воспитанников, Поэтому важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о художественно-педагогической сверхзадаче. Вот четыре типа художественно-педагогических сверхзадач используемых на занятиях по искусству:
Погружение - внедряющей идеей урока становится эмоционально-образное проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, стиль.
Постижение – носит ярко познавательно-творческий характер, личностное переосмысление произведений искусства.
Сравнение – эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных образов, их стабилизирующих черт, этапов развития видов искусства.
Обобщение – итоговые занятия.
Необходимость информационно-коммуникативных ресурсов
на занятиях по изобразительной деятельности
Основные направления использования
информационно-коммуникационных технологий на занятиях по искусству
Самостоятельная поисковая, творческая работа
Визуальная информация (иллюстрированный, наглядный материал)
Интерактивный демонстрационный материал
Контроль умений,
навыков обучюащихся
Из схемы видно, что направления использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях по изобразительному искусству обширны. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:
- расширить информационное пространство;
- увеличить скорость поиска информации;
- интенсивность обработки полученных знаний.
Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей.
Технология опыта
Учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником»
С.Л.Рубинштейн
Специфика работы учителя изобразительного искусства заключается в рассмотрении чего-то важного, значимого в каждом ребенке, в каждой его работе, рисунке. Даже если работа далека от произведения искусства, нужно помочь ребенку осознать красоту его произведения и наполнить его смыслом. Искусство зарождать искусство кроется в мастерстве педагога увидеть и развить индивидуальный творческий потенциал ребенка. Очень важно, чтобы деятельность обучающихся на занятии была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с его неизбежными трудностями.
Общеизвестно, что обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальные усилия. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации воспитанников к обучению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в мире. Именно поэтому, помимо нестандартных уроков я, активно использую творческие проекты и исследовательскую деятельность. Самым благоприятным и результативным периодом в формировании основ исследовательской и проектной деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л.С. Выготского, «происходит подъем воображения и глубокое его преображение».
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (педагога и воспитанника) по поиску решения поставленной проблемы, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения воспитанниками учебного материала в процессе выполнения творческого проекта.
Дети знакомятся с различными техниками исполнения и техническими приемами выполнения работы.
Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая и мини групповая работа обучающихся. Данные формы организации деятельности формируют у воспитанников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела, что позволяет реализовать воспитательные качества
Цели творческой проектной деятельности - создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели самого процесса.
Задачи проектной деятельности:
- помочь ребятам отойти от привычных стереотипов;
- развить коммуникативную компетентность обучающихся;
- способствовать интеграции учебных предметов;
- развивать навыки работы в группе;
- уметь сотрудничать;
- выявлять проблемы и самостоятельно искать пути поставленных задач;
- критически осмысливать информацию;
- принимать осознанные решения.
Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки формирует осознанность, гибкость мышления. Развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, а также уверенность в себе. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов творческой деятельности (создание плана работы, организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов. Ценность метода творческого проекта заключается в результате.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт творческой деятельности – становится достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражений обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную действительность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Если говорить об интеграции занятий, можно проследить следующее, Например, на уроках истории при изучении некоторых тем ощущается острый дефицит информации, поэтому создаются определенные трудности в подготовке обучающихся и даже педагогов к уроку. Информацию приходиться собирать по крупицам по различным немногочисленным источникам, Вот здесь и приходит на помощь метод проектов, который позволяет вместе с ребятами создавать мультимедийные пособия.
За период работа над данной проблемой я смогла определиться с этапами работы над проектами.
Формирование команды из учащихся (кто?);
Создание методики творческой проектной деятельности (для чего?);
Долгосрочность проекта (когда?);
Источник информации (где?);
Техника исполнения (как?).
Исходя из этого, необходимо учитывать при создании творческого проекта заинтересованность детей в работе – мотивацию, которая будет давать источник энергии для погружения в проект, увлекать проблемой, перспективой практической и социальной пользой. Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения, определяются задачи и намечаются пути их решения. При этом обязатьлно учитываются возрастные особенности – интерес к работе и посильность во многом определяет успех.
Всегда существует опасность переоценить свой результат проекта и недооценить его процесс. Главная опасность при выполнении проекта – превращение в реферат его текстовой части.
В ходе работы над творческой деятельностью, предпочтение отдано таким формам работы, как индивидуальные и мини групповые. Инициативная группа определяет проблему проектного направления работы, тематику, сроки выполнения индивидуальных и групповых работ мною разработаны рекомендации по подготовке портфолио творческого проектов. Очень важно перед началом работы над проектом познакомить обучающихся с критериями оценки проекта. Необходимо также выбрать интересную, неординарную технику исполнения творческого проекта: батик, аля прима, по сырому, граттаж, пастель, монотипия, эстамп и т.д. Оформление проекта ведется в соответствии с требованиями к самой работе (дизайн, грамотность, доступность, не перегруженность и т.д.). Защита проекта проходит в виде представления самого проекта, обсуждения результатов, анализ проделанной работы, вывод и рефлексия. При оценке успешности обучающегося необходимо не развить у воспитанника неуверенность в своих силах, неосторожная отрицательная оценка может погасить интерес к художественной деятельности. Поэтому оценка обучающегося должна служить средством поощрения. Ведь для искусства нет такой оценки «правильно» или «неправильно»- иначе не могло бы быть того разнообразия великих художников, которая есть в истории культуры.
Дизайн-петля – алгоритм проектной деятельности
1. Определение потребности 2.Исследование
(дизайн-анализ)
3. Обозначение
требований к
9.Оценка(рефлексия) объекту
проектирования
8.Изготовление 4. Выработка
первоначальных
идей
7.Планирование
5. Анализ идей
6. Выбор одной
Длительность работы над опытом.
Длительность работы над опытом составляет 4 года. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и расширить диапазон детского общения, я пришла к выводу, что необходимо изучать методы организации занятий коллективного творчества над творческими исследовательскими проектами. Работать над этой проблемой я стала в 2010 году. В течение этих лет при планировании занятий изобразительного искусства в каждом полугодии я обязательно разрабатываю занятия, где наряду с программными уроками широко применяются занятия с применением творческих проектов.
Диапазон опыта.
Опыт рассчитан на систему занятий в разных разделах программы Б.Неменского по изобразительному искусству для воспитанников в возрасте 7-17 лет. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих занятиях всегда было интересно, чтобы они шли на занятие не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои занятия.
Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске новых способов, методов и форм работы с детьми как на занятии, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих занятиях веду эксперимент по планированию и насыщению занятия новыми формами подачи материала, стараюсь сделать его интересным и разнообразным. Я понимаю, что, уже начиная с первого года обучения нужно учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом.
Результативность опыта
Применение творческой проектно - исследовательской деятельности
Я не ставлю целью сделать из обучающихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был воспитанник в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.
Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку, и лучше, если начинать эту работу с младших обучающихся, ориентируясь на возрастные особенности воспитанников В программе «Радуга ремёсел» раздел «Изобразительное искусство» – благодатная возможность для создания творческих проектов. На начальном этапе это могут быть проектные игры. Например, в группе первого года обучения выполнен проект на тему «Дом снаружи и внутри», где ребята все вмести строят города из домов в виде овощей, фруктов, грибов, рисуют горда, пишут небольшие рассказы о фантастическом городе, о городе, будущего, прошлого, настоящего, о родном городе и т.д.
Творческие проекты на тему «Постройка предметов - упаковок»:
Дети второго года обучения трудились над проектом «Постройка и фантазия», где строят фантастические города
Творческая проектная деятельность в группе третьего года обучения может быть использована в теме «Театр», где ребята поэтапно выполняют работу над проектом. Ребята в данном проекте выступают в роли художников декораторов, гримеров, режиссеров, артистов. Они сами рисуют афиши, изготовляют кукол, костюмы, декорации и пригласительные билеты, все это им доставляет необыкновенное удовольствие. Обучающиеся с нетерпение ждут театрализованного представления, где они проявляют себя как настоящие артисты.
Коллективная творческая деятельность в группе четвёртого года обучения мною использовалась в изучении народных традиций, костюмов и обрядов Древней Руси, Греции и Японии.
Коллективная проектная работа группы четвёртого года обучения «Народные праздники».
Очень интересные проекты получаются при изучении страны восходящего солнца, ребята над проектом работают поэтапно. Первое часть проекта: архитектура Японии, народный мужской и женский костюм, деревья сакуры, выполняется каждым самостоятельно. Далее ребята разделяются на мини группы, где объединяют все свои наработки в единое целое, с учетом всех изобразительных правил: компоновки на листе, перспективы, целостности и т.д.
Проекты группы четвёртого года обучения. Стана восходящего солнца.
Творческие проекты на занятиях изобразительного искусства в группах четвёртого года обучения можно использовать в разных темах программы. Народные праздничные обряды, где дети знакомятся народными христианскими праздниками: рождеством, масленицей.
«Рождественская сказка».
Творческий проект театрализованного представления, посвященного празднику «Здравствуй масленица». Конкурс «Самое оригинальное чучело – масленица».
В старших группах обучающиеся в своей творческой проектной деятельности используют более серьезную исследовательскую работу, применяя знания Мировой художественной культуры. В этих группах помимо исследования, создают также значимый продукт, который часто имеет социальную значимость. Дети готовят стендовые и компьютерные презентации. Обучающиеся очень заинтересованы в создании проектов по народному искусству. Гжель, Хохлома, Городецкая роспись позволяют плодотворно поработать над творческими проектами, как в группах, так и индивидуально, где, безусловно, присутствует дух соперничества. Такие проекты позволяют понять всю великую ценность изобразительного искусства, как неотъемлемую часть культурного наследия нашего народа.
Творческий проект обучающегося Царева Андрея.
Проектная работа позволяет воспитанникам глубже изучить и закрепить знания по видам и жанрам изобразительной деятельности. Ребята с необыкновенным воодушевлением создают методические поэтапные разработки видов изобразительного искусства и жанров.
Ребята создают интереснейшие творческо-поисковые проекты, посвященные нашему посёлку, краю. Историческая и библейская тематика также позволяет активно работать над коллективными проектами.
Обучающиеся создают также и проекты, связанные с дизайнерскими разработками. Ребята и интересом подбирают материал для создания работ в техниках коллаж, фотоколлаж, создают коллективно анимационные фильмы, снимают мини видео ролики и т. Д (приложение детские презентации).
Вот один из таких творческих занятий.
Мастер-класс творческого занятия «Весна идет, весне дорогу»
Цель занятия:
Развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого и технического мышления;
и проектного мышления,
самостоятельного поиска решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;
эмоционального отношения к действительности, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни,
способности к аналитическому, критическому, коммуникативному, нравственно-эстетическому мышлению обучающихся в группах.
Задачи занятия:
Активизировать творческое начало у обучающихся в передаче своих чувств
и настроений путем воображения и представления.
Учить детей преобразовывать поступающую информацию
путем творческой свободы;
Объяснить, как чувствовать свой внутренний мир, прислушиваться к себе,
к своему организму;
Научить закладывать основы самопонимания и миропонимания,
выражая все через изображение
Учить детей навыкам свободно владеть
различными техническими приемами изображения.
Ход занятия:
В ходе занятия ребята обсудят такие понятия как доброта, истина, красота, приветливость.
Познакомятся с интереснейшей притчей В.А. Сухомлинского «Красота», именно она, на мой взгляд, поможет ребятам вложить душу и сердце в свои творческие проекты.
Притча “КРАСОТА” (В.А. Сухомлинский)
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное – море».
А человек с холодным сердцем сказал: «Да. Много воды».
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: «Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!»
«Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…»
«Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена».
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек…»
Основная часть работы на уроке – групповая работа над творческими проектами. Ребята заранее подготовили поисковый материал для создания творческой работы. Каждая группа выполняет проект в различной художественно - изобразительной технике, что позволяет одновременно познакомиться с различными видами изобразительного искусства.
Первая группа детей работает над творческим проектом в технике а-ля – прима. Данная техника выполняется «по-сырому», которая развивает навыки целостного решения этюдов. Суть ее заключается в том, что обучающиеся ставят перед собой задачу сразу воспроизводить в красках все то, что они видят, чувствуют, т.е. цвет, форму светотень и пр., не прибегая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы. В результате работы получаются сочные и лаконичные.
Вторая группа выбрала для своего проекта технику батика. Батик – очень древняя техника, которая возникла несколько тысячелетий назад в Древнем Китае и на островах Индонезии. Основной материал для батика – шелк, хлопок, лен и анилиновые красители. Техника письма в технике батик схожа приемами письма а-ля - прима. Работы очень живописные и воздушные, которые эмоционально заряжают.
Обучающиеся третьей группы творческого союза работали над проектом живописным материалом пастелью.
Пастель имеет огромное количество оттенков. Материал пастель используется как в живописи так и в графике, неслучайно пастель часто называют живописный рисунок. Работы выполненные в технике пастель удивительно проникновенные и чувственные.
Пастель обладает свойствами придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность. Возможности пастели безграничны. Ею можно писать, рисовать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью
Следующие две группы работали над графическими техниками исполнения: граттаж и работа ластиком по бумаги.
Техника граттаж пользуется огромной популярностью в изобразительном искусстве. граттаж является уникальным и выразительным средством рисования. Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый или цветной картон.
Бумажная основа предварительно натирается воском, затем вся поверхность покрывается черной тушью или гуашью в сочетании с мыльным раствором, создавая ровное тонкое покрытие.
Работа в данной технике требуют более решительный, экспрессивный подход к работе, в результате которого рисунки приобретает черты несколько грубого характера. Именно к такому результату стремились ребята, работая над своим проектом.
Стремлению достичь таких же результатов в работе преследовали обучающиеся пятой группы, работая ластиком по тонированному листу бумаги. Основными материалами в работе являются бумага, графический карандаш и ластик.
Для работ с ластиком действительны следующие правила:
1. Если слегка провести ластиком по рисунку, он частично размажет линии, возникнут средне-темные и темные тона
2. В местах, где необходим самый светлый оттенок, первоначальный рисунок полностью стирается.
Последовательность работы:
1. Вначале наносится контур, в котором будет изображена текстура зебры,
2. Далее с помощью ластика сделайте основные белые полоски текстуры. Резкие переходы между темной – нестертой и белой – стертой частью.
3. Далее с помощью ластика сделайте основные белые полоски текстуры. Резкие переходы между темной – нестертой и белой – стертой частью.
Сюжеты в этой технике обладают необыкновенной нежностью, мягкостью и трепетностью.
Анализ урока
Дети на данном занятии создавали свой творческий продукт, который доставил радость и им, и всем окружающим. Обучающиеся увидели, как серьезно оценивают их творчество, и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение.
В ходе работы над проектами дети открыли для себя:
- способность самостоятельно работать и выполнять сложные задачи;
- дружба помогает в работе;
- я - маленький художник.
Таким образом, введение творческих проектных технологий расширило диапазон способов организации учебной деятельности. Проектная форма работы способствует формирование коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А самое главное позволяет получать удовольствие от результата свой деятельности.
Заключение опыта:
Проект - это цель, принятая и актуальная для обучающих. Это детская самостоятельность, это конкурентное практическое творческое дело, поэтапное движение к поставленной цели, Это – метод педагогически организованного освоения обучающимися новых знаний, это звено в системе воспитания, в цепи развивающейся личности программы. Учитывая возрастные особенности обучающегося, не следует ставить перед ними слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Несколько краткосрочных проектов могут быть объединены в определенную систему – сложные длительные проекты или программы, так как спецификой проекта является интегрированный характер.
Взаимодействие участников образовательного процесса в творческой проектной деятельности вырабатывает у ребят чувство ответственности и самостоятельности. Педагог должен уметь исследовать разные проблемы, находить различные технические приемы, уметь научить этому детей.
В процессе работы над опытом мною был подобран ряд диагностических методов и осуществлялся мониторинг сформированности информационной компетентности воспитанников и уровень их творческой активности. Применение данного опыта на занятиях оказывают положительное влияние на результаты обучения, о чем свидетельствует позитивная динамика творческих достижений моих воспитанников
В ходе наблюдения и анкетирования выявлено, что применение творческих проектно-исследовательских работ оказывает положительное влияние на повышение мотивации и самореализации обучения.
Я неоднократно проводила открытые уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий для учителей школы, области.
Личные достижения в профессиональной деятельности 2008 год
Диплом за высокий уровень подготовки участников Международного конкурса художественных работ детей и юношества «Космос и Я»
год
Организатор и руководитель 8-ой Международной Интернет-Олимпиаде среди образовательных учреждений «Эрудиты Планеты- 2009»
Почетная грамота как руководителя в форуме Арт Город 5-го Международного конкурса детского рисунка на лучшую открытку «Арт Город»
2010 год
Почетная грамота как руководителя в форуме Арт-Город 6 –го Международного
конкурса детского рисунка на лучшую открытку «Арт-Город»
Участие в работе Всероссийской научно-практической конференции по актуальной
проблеме современного образования «Технологии продуктивного образования как основа профессионально-личностного самоопределения учащихся» мастер-класс по теме «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства с использованием различных художественных технологий».
Участник конференций в рамках 11-го Всероссийского августовского интернет-
педсовета «Учитель как профессионал», «Учитель как ученик», «Учитель как исследователь»
Автор доклада «ГЛАВНОЕ - ТВОРЧЕСТВО!», принятого на конкурс 11- го Всероссийского интернет – педсове
Достижения учащихся в творческих конкурсах детей
2007 год
Международные конкурсы
II Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»
Ильина Дарина 10 лет
Белоруков Влад 10 лет
Маркина Валерия 10 лет
Яковлева Юлиана 14 лет
Фирсова Евгения 13 лет
Гагиев Александр 8 лет
Костанди Павел 10 лет
Надеин Андрей 13 лет
Чаусова Дарья 12 лет
Зуева Елена 12 лет
Краевые конкурсы
Дипломант краевого конкурса творческих работ учащихся образовательных учреждений Краснодарского края «Светлый праздник – Рождество Христово»
Гагиев Александр 9 лет
Муниципальные конкурсы
Призер конкурса «Здоровый образ жизни»
Гагиев Александр 9 лет - 1 место
Лауреаты конкурса детского творчества «Светлый праздник» Рождество Христова
Яковлева Юлиана 14 лет
Гагиев Александр 9 лет – дипломант краевого тура
Зуева Елена 13 лет – участник краевого тура
Капинос Алисия 8 лет
Костина Ольга 14 лет
2008 год
Международные конкурсы
3 - ий тур Международного художественного конкурса для детей и юношества
«Космос и Я» Гагиев Александр 10 лет
Муниципальные конкурсы
Городской конкурс «Пасха в кубанской семье» в номинации живопись
Гагиев Александр 10 лет – 1 место
2009 год
Международные конкурсы
Пятый международный конкурс детского рисунка на лучшую открытку
«Арт Город» в номинации «Город вечной красоты»
Разуваев Никита 11 лет
Гагиев Александр 11 лет
Капинос Алисия 10 лет
Душка Алена 11 лет
Муниципальные конкурсы
Конкурс «Под Рождественской звездой» в номинации «ИЗО»
Бусаров Павел 11 лет – 2 место
2010 год
Международные конкурсы
Шестой международный конкурс детского рисунка на лучшую открытку
«Арт Город» в номинации «Город вечной красоты»
Гагиев Александр 11 лет
Краевые конкурсы
Заочный краевой конкурс учащихся « Рождественские каникулы – 2010»
Душка Алена 11 лет - 3 место
Муниципальные конкурсы
Районный конкурс творческих работ по профилактике СПИДа в подростково- молодежной среде «Огради себя!»
Рукавицкая Елена 14 лет – 1 место
Оганесова Дарья 14 лет - 2 место
2. Районный конкурс по технологии «Кулинарная симфония»
Диденко Анастасия 12 лет – 2 место
Гагиев Александр 12 лет – 1 место
Результаты деятельности изостудии «Акварельки»
2009 год
Свидетельство об участии в 15-ом Международном конкурсе детских рисунков по теме «Кем быть?»
Свидетельство об участии в 16-ом Международном конкурсе детских рисунков по теме «Поклонимся великим тем годам»
Проведенные акции
Акция, посвященная «Дню Матери!»
Акция «Птицы в городе!»
Считаю опыт своей работы «Повышение мотивации обучения изобразительному искусству путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую активность обучающихся, повысить эффективность урока.
Библиографический список
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. − М: Педагогика, 1991.
Комаров Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. - М.,1998;
.Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя
– М.: Просвещение,2006.-176с.;
Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом
образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А.
Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.:
АРКТИ, 2003.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. – М.: Академия, 2000.
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество
Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. − М.: Народноеобразование,1998.
Творческие проекты учащихся V-IX классов общеобразовательных
школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-
методический центр «Технология». – Брянск, 1996.
Чечель Н.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: ОМЕГА – Л, 2006.