Дополнительное образование детей в образовательной системе ДНР
Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Основные задачи учреждения дополнительного образования:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
адаптация их к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
организация содержательного досуга;
удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.
Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в ДНР; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона.
Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте – результативность. Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:
свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
единство обучения, воспитания, развития;
практико-деятельностная основа образовательного процесса
Основными видами деятельности учреждения дополнительного образования «ДОНЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ» (ДОНМАН) являются:
реализация образовательных программ дополнительного образования научно- исследовательской, исследовательско-экспериментальной, научно-технической, естественно-научной, культурологической, туристско-краеведческой, эколого- биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, художественно- эстетической направленности;
реализация образовательных программ профессиональной подготовки;
использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
организация и координирование работы по участию учащейся молодежи Донецкой Народной Республики в научно-исследовательской деятельности;
проведение информационно-методической работы, направленной на совершенствование программ, содержания, форм и методов деятельности кружков, секций, групп и других творческих объединений обучающихся, а также повышение квалификации педагогических работников в форме курсов, семинаров по научным направлениям;
организация и проведение массовых мероприятий (научных конференций, Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся- членов Малой Академии Наук, фестивалей науки, научно-технических и
инновационных выставок, научно-исследовательских экспедиций, семинаров, коллоквиумов и совещаний для обсуждения научных проблем и вопросов координации научно-исследовательской деятельности обучающихся);
привлечение научно-педагогических и педагогических сотрудников высших учебных заведений, научных и академических учреждений к работе с детьми и молодежью;
открытие в установленном порядке летних профильных школ, лагерей и туристских баз;
организация содержательного досуга обучающихся с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей развития, формирование навыков творческой деятельности, освоение общекультурных ценностей;
реализация образовательных программ дополнительного образования, организация досуговой и внеурочной деятельности обучающихся в других образовательных учреждениях, детских общественных объединениях и организациях по договору с ними;
осуществление издательской деятельности, изготовление и реализация собственной полиграфической продукции, в том числе с символикой Учреждения;
материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями и в пределах собственных финансовых средств.
Учреждение ДОНМАН имеет в своей структуре очно-заочную школу – структурное подразделение, которое обеспечивает осуществление образовательной деятельности Учреждения.
Секции очно-заочной школы Учреждения формируются в соответствии со структурой научных отделений и секций Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой Академии Наук, которая утверждается приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
Обучение в очно-заочной школе ведется по образовательным программам дополнительного образования Донецкой Народной Республики. Программы могут предлагаться Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики или разрабатываться автором. Авторские программы должны быть одобрены педагогическим или методическим советом Учреждения или утверждены Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
Организация деятельности очно-заочной школы осуществляется в соответствии с делением объединений обучающихся на секции (группы) начального, среднего этапов и этапа совершенствования и выполняется в соответствии с учебным планом и программами дополнительного образования, определяющими содержание и объѐм знаний, умений и навыков, которые необходимо приобрести и усвоить соответственно этапу обучения, учебному предмету.
Начало образовательного процесса в очно-заочной школе начинается не позднее 1 октября и заканчивается 31 мая каждого учебного года. Занятия в очно- заочной школе организуются по семестровой форме обучения (2 семестра), по 7 - 8 часов в неделю. Продолжительность семестра и расписание занятий очно-заочной школы утверждается директором Учреждения.
Образовательный процесс в очно – заочной школе предусматривает две формы работы школы: очную и дистанционную.
Учебно-лабораторной базой очно-заочной школы являются помещения образовательных организаций высшего профессионального образования, научных учреждений, образовательных организаций всех типов, которые предоставляются на бесплатной основе в соответствии с договорами о сотрудничестве и совместной деятельности.
Зачисление обучающихся в очно-заочную школу учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодѐжи» проводится согласно Правилам приѐма в очно-заочную школу и может осуществляться на протяжении учебного года до укомплектования групп и секций.
При осуществлении образовательного процесса в очно-заочной школе используются следующие формы образовательного процесса: лекции, практические занятия, лабораторные занятия, семинарские занятия, обучающие экскурсии, научные конференции, индивидуальная работа, консультации, интеллектуальные игры и соревнования, викторины, брейн-ринги, встречи с учеными и деятелями науки, образования, культуры и т.д.; используется промежуточный, тематический, итоговый контроль.
По окончании обучения выдается обучающимся документ, подтверждающий освоение дополнительной образовательной программы, заверенный печатью Учреждения. Обучающиеся начального и среднего этапов по результатам окончания обучения переводятся на следующий этап подготовки.