СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование,технология

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме"Днепровская керамика"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование,технология»

Цель проекта-изучение истории быта славянских народов проживающих в районе реки Тясмень в период от Киевской Руси до начала 20 века,по остаткам керамики.

Задачи-иследовать побережье бывших старинных поселений.

- собрать артефакты.

- собрать информацию о применении керамики в жизни славян.

- произвести регистрацию и описание исторических находок.

- передать музею все собранные находки и информацию полученную в результате иследования.

- составить отчет об экспедиции.





ИСТОРИЯ КРАЯ.

ВЕЛИКАЯ АНДРУСОВКА (укр. Велика Андрусівка) – Ныне

расположена на правом берегу Кременчугского водохранилища.

Бассейн Тясьмина издавна привлекал внимание людей как удобное место для поселения. У Великой Андрусовки и затопленного Калантаева обнаружены поселения эпохи неолита (IV тысячелетие до н. э.), Трипольской культуры (III тысячелетие до н. э.), Эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.). Исследованы также 2 городища чернолесской культуры (VIII-VII вв. до н. э.), Поселение и несколько курганов скифского периода (VI-III вв. до н. э.), Сарматский могильник (I-II вв. н. э. ) и остатки раннеславянского поселения VI-VIII веков.

В старину Земля, на которой был расположена деревня, принадлежала Киевскому каганату, а затем Киевскому княжеству. Река Тясмин (Тасмень), притока Днепра - благодатная природа, плодородные земли, всё это притягивало людей. После затопления при строительстве Кременчугского водохранилища практически все хутора, деревни и город Новогиоргиевск оказались затопленными. Я сам родом из этих мест. Мои предки жили в этих местах на протяжении многих веков.И вот ежегодно проводя отпуск и проявляя интерес к исторической археологии стал собирать коллекцию глиняной керамики. Подмываемые берега Кременчугского водохранилища подходят для поисков как нельзя лучше. На протяжении двенадцати лет удалось собрать и исследовать довольно много экспонатов.Коллекцию составила кухонная утварь, церковная утварь, бытовые изделия из керамики. Таким образом были спасены и переданы в музеи многие исторические экспонаты.

КУХОННАЯ УТВАРЬ.



ЧАШКА ЧАЙНАЯ (БАНДАРА . БЕЛОШКА, БЕЛУШКА , БЕЛЯНКА, ВЕРХНЯК, ВОДОПОЙКА , КУМКА ). Столовая посуда из глины для питья чая, кофе, молока округлой формы с ручкой и плоским дном.Чашки были как споливой так и без неё, часто в более поздние времена украшались узорами. С чашкой связывались некоторые приметы и суеверия. В Заонежье гости, попив чаю, переворачивали чашку дном кверху, показывая таким образом, чтобы им больше чая не наливали. Перед дальней дорогой принято было выпивать чашку чая с куском хлеба, иначе дорога не принесет удачи. Кроме того, в Олонецкой губ. не разрешалось подавать чашку отдельно от блюдца, иначе «с женой будешь жить порознь». Нельзя проливать чай из чашки на стол, в противном случае муж пьяницей станет. Чашку и блюдце использовали при гадании на кофейной гуще. Кофейную гущу опускали в чайную чашку, накрывали блюдцем и переворачивали чашку вверх дном, чтобы кофейная гуща стекла по стенкам чашки. Затем снимали блюдце, наливали в него воды и три раза опускали в него чашку дном кверху, произнося слова: «Верность, дружба и согласие». После этого поднимали чашку и гадали по разводам, оставленным кофейной гущей на чашке. Термин распространен повсеместно по всей .Украине и России. и т. д. СВЕТИЛЬНИК, СВЕТЕЦ-представлял собой чашечку с узким донцем в которую наливалось масло. Светец служил для освещения помещений. В большинстве случаев для этих целей использовались старые миски и чашки. Термин распространён повсеместно. ЛАТКА,ГУСЯТНИЦА,РЫБНИЦА- ЛУХТКА (ЖАРОВНЯ 1, ПЛОШКА 2, ЧЕРЕПУШКА). Утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи.

Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5— 7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится — «пряжится» в собственном соку. Картофель, овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле.

Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV—XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины ХХ века. Термин распространён повсеместно. ВАЗА,ВАЗКА- Прежде чем сказать о вазе необходимо рассказать о лощении так как лощили многие виды посуды. Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. При «лощении»-поверхность изделия натирают до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование-ПОЛИВУ. ВАЗА - глиняный сосуд различной формы, обычно на подставке, с расширяющимися краями, украшенный росписью или штамповкой, употреблялся для украшения жилища. Вазы использовались чаще горожанами . Термин использовали повсеместно. РУКОМОЙНИК,РУКОМОЙ,УМЫВАЛЬНИК- Глиняная посуда круглой или овальной формы, с широким отверстием для наливания воды, которое иногда закрывается крышкой, на двух противоположных сторонах рукомойника имеется по носику, а на двух других — по ушку. За ушки рукомойник подвешивали на цепочке или веревке. Лицо и руки моют, надавливая на один из носиков. Когда на ладонь набирается достаточное количество воды, носик отпускают. Грязная вода стекает в трехногую лохань, установленную под рукомойник подвешивался обычно в избе около печи, ближе к двери в сени. Летом — на улице, у входа в дом. В последнем случае лохань не ставили — вода стекала прямо на землю. Около рукомойника всегда висела рукотёрка. Ежедневное многоразовое умывание лица и рук было обязательным. Мылись утром, встав с постели, перед каждой едой, после работы, перед и после дальней дороги, перед посещением пасеки, при возвращении из гостей, после кладбища и поминальной трапезы . Умывание лица и рук было обязательным перед выполнением различных ритуальных действий. Однако особенно ярко оно проявлялось в ритуале второго дня после свадьбы. Молодуха после застолья подходила к рукомойнику с куском мыла и полотенцем и предлагала умыться по очереди всем родственникам мужа. Эта церемония должна была продемонстрировать почитание молодухой своей новой родни и подтвердить ее вступление в семью мужа в качестве равноправного ее члена. Считалось, что с людьми, забывшими утром помыться, может случиться несчастье: их убьет молния, задерет медведь, уведет леший. Кроме того, чистота в русской деревне осмыслялась не только как понятие физическое, но и нравственное. Чистый, хорошо умытый человек воспринимался как человек достойный, нравственно порядочный. Термин распространён повсеместно. ТАЗ,ТАЗОК-глиняный сосуд в форме миски , больших размеров иногда с ручками. Использовался для умывания и как подставка под рукомой.Термин использовался повсеместно. МАХОТКО,МАХОТОЧКА- очень маленький сосуд в форме горшка. Использовался для хранения приправ и мазей. Термин использовался повсеместно. КВАШНЯ,КВАШОНКА- Посуда для заквашивания теста. Квашни были круглыми в сечении с расширяющимися к верхнему краю стенками. Высота колебалась от 50 до 100 см, диаметр верха — от 60 до 120 см. Большие размеры квашни были обусловлены обычаем выпекать хлеб на всю семью на неделю вперед.Термин использовался повсеместно. ОПАРНИЦА(ОПАРА, ОПАРНЫЦЯ - укр). Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Термин использовался повсеместно. МАСЛЁНКА-небольшого размера сосуд с носиком для хранения масла. По форме напоминал горшок. Термин распространён повсеместно. ДВОЙНЯТА,ДВОЙЧАТА,БЛИЗНЯТА,БРАТКИ- ДВОЙЧЯТА.БЛИЗНЯТА. –Двийня.блызнюкы укр.). Глиняная посуда для переноса еды во время полевых работ, представляет собой два горшочка гончарной работы - единенные общей ручкой-дужкой. В один из горшков помещали щи, в другой — кашу. Как правило, двойнята брали с собой, отправляясь на дальние покосы. В том случае, если поля были недалеко от деревни, горячую еду приносили дети. Двойнята широко бытовали не только на Украине , но и у других народов. ГОРШОК,ГОРШОЧЕК-«Ассортимент изделий деревенских гончаров очень невелик самым распространенным видом был обычный печной горшок — «Гърньць», хорошо известный по тысячам курганных и городищенских находок.У тулового горшка конической формы с выпуклыми плечиками и широким горлом; венчик отогнут. Рисунок венчика нередко позволяет датировать горшки: у более ранних венчик отогнут мало и профиль его прост, со временем отгиб становится круче (это свидетельствует о более быстром вращении круга), и профиль становится сложнее по своему рисунку, появляются бороздки, углубления, бортики и даже складки. ПОДОЙНИЦА- ПОДОЙНИК

(ДОЕНКА, ДОИЛЬНИК). Утварь для дойки, представляет собой глиняный, сосуд, с открытым широким горлом, носком, расположенным в верхней части, Глиняные сосуды имели форму горшка.

Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось да пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснут. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал рога животному. СОЛОНКА , СОЛОНЕЦ – сосуд с низкими бортами и широким горлом представляет собой чашечку, без ручки .Термин использовался повсеместно. КУВШИН-бутылеобразный сосуд предназначен для хранения и подачи на стол вина и пива.Термин распространён по всеместно. КУВШИН – КАШНИК –сосуд для приготовления вторых блюд. МИСКА, МИСЮК ,ДОЖДАМАНА-керамика сокруглым туловом и низкими бортами ,борта зависили от предназначения миски. Термин использовался повсеместно. БЫТОВАЯ КЕРАМИКА- ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ Особым разделом керамического искусcтва было производство игрушек.

Наиболее выразительными являются древние глиняные скульптурные изделия, найденные на данной территории . Они представлены свистульками-кониками, всадниками и птицами, почти не отличными от современных украинских, и фигурками домашних животных.

Народные скульптуры, сделанные из глины и теста, дают отдельные изображения, которые когда-то составляли группы, подобные сохранившимся в вышивках. В повсеместно распространенной глиняной игрушке – свистульке – воспроизводятся изображения всадника, женщины, коня, оленя, быка, медведя , птицы и собаки. ГРУЗИЛА РЫБОЛОВНЫЕ ,,,,И ПРЯСЛИЦА на веретено – в старину изготавливались из глины. Это был общедоступный материал. Термин использовался повсеместно. ТРУБКА,ЛЮЛЬКА- ЛЮЛЬКА .То же, что курительная трубка из обожженной глины, небольшого размера, с округлой головкой, прямым или загнутым вверх под прямым углом загубником. Иногда имела съемный мундштуки . Термин был распространён повсеместно. ИЗРАЗЕЦ ПЕЧНОЙ-служил для отделки печи и лежанок. Термин использовался повсеместно.



На ряду с целыми сосудами попадается многочисленная осколочная керамика которая требует более тщательного изучения и исследования.

Вывод. Замечено ,что не только на данной территории, но даже на одной улице одна и та же посуда одной формы у разных хозяек называлась по разному. В зависимости от ее применения. Неизменными оставалась только форма посуды ,традиционные узоры и орнамент славянских народов.