«Дополнительное создание условий для развития у детей познавательных процессов, творческих способностей»
Подготовила: Рачёва ЕА
МБДОУ д/с№27 г.Северск
2022г.
Дошкольное учреждение в котором я работаю, посещают дети с нарушениями речи. Почти у всех детей с тяжёлой речевой патологией наблюдается недостаточное развитие тех или иных психических процессов. Эти дети отстают в овладении умениями и навыками, у них наблюдается неустойчивость внимания, они быстро утомляются, часто отвлекаются, им свойственны импульсивность и раздражительность. Почти все дети-логопаты страдают нарушением координации и мелкой моторики. Чтобы решить эти проблемы я организовала кружок «Умелочки», который будет способствовать развитию у детей творческого воображения, восприятия, чувство цвета, осуществлять коррекцию речевых нарушений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Кружок рассчитан на 2 года и состоит из двух этапов: 1-работа с природным материалом, 2 этап-работа с бусами и бисером. На начальном этапе дети рассматривают, ощупывают природный материал (косточки, веточки, фасоль, бобы, горох, крупа, листья, засушенные цветы). В познании окружающей действительности первостепенная роль принадлежит ощущению и восприятию, на основе которых, могут в дальнейшем формироваться такие процессы, как память, воображение, мышление. Обследование материала способствует запоминаю формы, цвета, свойств. Затем дети перебирают материал (начиная с крупного - фасоль, бобы, горох; до мелкого-крупа). Это, прежде всего, развивает мелкую моторику, внимание усидчивость, умение доводить начатое дело до конца (Игра «Золушка»).
Усложнять задание нужно только тогда, когда ребёнок справиться с самым простым заданием. Следующий этап работы - выкладывание узора по образцу (увеличивая усложнения), что также заставляет ребёнка сосредоточиться, быть внимательным. После этого ребёнок самостоятельно выкладывает узор, что способствует развитию воображение, внимания, восприятия, мелкой моторики. Процесс мышления активизируется, если перед ребёнком ставится задача и ему необходимо найти решение. При создании композиции ребёнок должен решить, какой именно материал понадобиться ему для работы (из манки сделать снег, из кукурузы-цыплёнка, из гречки-ёжика и т.д.).
Большую роль на своих занятиях я отвожу цвету. Различные цвета по-разному действуют на ребёнка, вызывая у него ту или иную реакцию, эмоцию и настроение. Поэтому, какой фон выбрал ребёнок, как выложил узор, мы можем определить эмоциональное состояние ребёнка (если ребёнок выбирает тёмные тона, это говорит о его тревожности и наоборот, если ребёнок выбирает тёплые тона, это говорит о его положительном эмоциональном настроении). Для создания комфортной эмоциональной обстановки я предлагаю провести игру «Какого цвета радость?». На втором этапе проводиться занятия с бусами и бисером. Также от простого к сложному, мы начинаем с рассматривания, обследования бус, украшений из бисера (закрепляем форму, цвет, величину, размер). Затем, дети учатся нанизывать бусы по образцу, что развивает внимание, зрительную координацию, мелкую моторику. После этого добавляется усложнения: дети нанизывают бусы в два-три ряда. Для развития познавательных процессов предлагаю игру «Смородина» (поделка из бус и бисера - зелёная, бурая, чёрная). Дети узнают, на каком этапе происходит созревание ягоды, закрепляют цвет, размер, количественный счёт. В процессе кружковой работы постепенно у детей образуется система специальных навыков и умений, они становятся более внимательными, усидчивыми, у них начинает развиваться творческое воображение. Работа с бисером - это интересный, но очень кропотливый труд. Здесь от детей также потребуется зрительное внимание, усидчивость, творческое воображение, моторная координация. Важной задачей в своей работе я ставлю эстетическое воспитание. У детей развиваются эстетические чувства: цвета композиции, пропорций. Очень важно увидеть и оценить красоту своих работ и работ других детей, испытывать радость и наслаждение от творческого труда. Изготовление подарков из бус и бисера доставляет радость не только детям, но и их родителям. В нашей группе есть выставка детских работ. Мы изготавливаем подарки к праздникам для своих близких, воспитывая любовь и уважение к ним. Очень часто на своих занятиях я использую художественное слово, музыку, различные игры, которые снимают напряжение и дают положительный результат («Дружба», «Клубки», «Растяжки» и т. д.) На своих кружковых занятиях я провожу гимнастику для глаз, что позволяет снять напряжение, а так же пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику и внимание. В процессе изготовления поделок выполнения различных упражнений я решаю речевые задачи, а именно: развитие диалогической, связной речи, грамматического строя речи (1 горошина, 2 горошины и т. д.), согласование существительных с прилагательным, существительные с глаголами (нанизываем, пересыпаем, выкладываем и т. д.) и активизация их в речи детей. Постоянное проговаривание однотипных конструкций помогает автоматизировать звукопроизношение. Дети учатся составлять фразы, высказывать свои мысли, задавать вопросы, рассказывать о своей работе, что развивает активный и пассивный словарь, строить распространенные предложения.
В результате проведённой работы можно сделать выводы: в процессе занятий у детей постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление поделок способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется его произвольность. Умение видеть и создавать красивое, развивают процессы восприятия и воображения. Немалую роль занятия с природным материалом и бисером оказывают на развитие личности ребёнка, воспитании волевых качеств. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное выразительное изображение. После занятий дети становятся спокойней, они получают радость от своего труда, общения во время работы, эмоциональный настрой. Главным условием кружковой работы я считаю, вызвать интерес, желание у ребёнка создать красивое различными способами. Эти занятия способствуют всестороннему развитию и воспитанию детей. Результат будет успешен при условии выполнения принципа постепенного усложнения задания с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, а также их опыта и умений.
В своей работе с детьми я использую игры:
Д/и» «Золушка» (перебирание крупы, косточек, бобовых) – развитие внимания, глазомера, усидчивости, мелкой моторики, счёта, грамматического строя речи.
Д/и «Повтори узор», «Что изменилось?», « Чего не стало?», « Что ты запомнил?», « Найди отличия» - развитие внимания, памяти.
Д/и « Когда это бывает?», « Чей домик?», « С какого дерева листок?», «Чего не хватает?», « Узнай растение », « Что где растёт?», « Цветы » - экологическое воспитание.
Д/и « На что похоже?», «Выложи узор», «Придумай название» - развитие воображения.
Д/и «Радуга», «Цветик-семицветик», «Цветок радости», «Найди домик», «Разукрась музыку» - закрепить знание цвета и их оттенков, холодные и теплые тона, сочетание музыки и цвета.
Д/и «Назови сколько», «Расскажи какой», «Чей домик?» - грамматический строй речи.
Почти у всех детей c различными речевыми нарушениями отмечается и своеобразие словесного мышления детей.
Им практически недоступно самостоятельное овладение языковыми обобщениями. Речь- это один из психических процессов, работающих в комплексе с другими. Для развития речи, необходимо качественно сформированные процессы восприятия, внимания и памяти, мышления и воображения. В течение занятий происходит стимулирование познавательных потребностей ребёнка.
Так как у детей с нарушением речи страдают почти все психические процессы – их необходимо развивать в коррекционно-образовательной деятельности.
В познании окружающей действительности первостепенная роль принадлежит ощущению и воспитанию, на основе которых, могут в дальнейшем формироваться такие процессы, как память, воображение, мышление. Обследование материала способствует запоминанию формы, цвета, свойств. Выкладывание узора по образцу, словесной инструкции – развивает зрительное и слуховое внимание. Процесс мышления активизируется, если перед ребёнком ставиться задача и ему необходимо найти решение.
При создании композиции дети решают, какой именно материал понадобиться для работы, учатся сравнивать его между собой, находить сходство и различия. Учатся работать по схеме, что способствует умственным и конструктивным способностям.
Новизна и отличительная особенность программы заключается в комплексном развитии: познании свойств различных материалов, овладении разными способами практических действий, развитии творческих способностей, создании эмоционального благополучия дошкольника. А также в дифференцированном подходе в работе с каждым ребёнком.
Цель программы – дополнительное создание условий для развития у детей познавательных процессов, творческих способностей, развития психических процессов, речевых нарушений, мелкой моторики и зрительно – моторной координации.
Задачи программы.
Формирование мыслительных процессов: умение сравнивать, находить отличия.
Умение соотносить предметы по величине, форме, цвету.
Расширять предметную и глагольную лексику, характеризующую свойства и качества предметов.
Развитие творческого воображения и восприятия.
Развитие зрительной координации и мелкой моторики.
Содержание программы:
Программа состоит из двух этапов: 1- работа с природным материалом, 2 – работа с бусами и бисером. На начальном этапе дети рассматривают и обследуют природный материал (косточки, веточки, бобы, горох, крупу, засушенные листья и т.д.) Затем дети перебирают материал начиная с крупного ( бобы, фасоль, горох) до мелкого (крупа). Это, прежде всего, развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Детям предлагается выложить узор по образцу (постепенно усложняя его), что также заставляет ребёнка сосредоточиться, быть внимательным. После этого дети самостоятельно выкладывают узор, что способствует развитию воображения, внимания, восприятия. При создании композиции ребёнок должен решить, какой именно материал понадобится ему для работы, например: из манки, сделать снег, из кукурузы – цыпленка, из гречки – ёжика и т.д. Большую роль на своих занятиях я отвожу цвету. Различные цвета по-разному действуют на ребёнка, вызывая у него ту или иную реакцию, эмоцию и настроение. Потому, какой фон выбрал ребёнок, как выложил узор, можно определить эмоциональное состояние ребёнка. Для создания комфортной эмоциональной обстановки я предлагаю провести игры: «Цветик-семицветик», «Разукрась музыку», « Какого цвета радость?». Целесообразным считаю использование различных музыкальных композиций, соответствующих теме занятия.
На втором этапе проводятся занятия с бусами и бисером. Также от простого к сложному, мы начинаем с рассматривания, обследования бус, украшений из бисера (закрепляем форму, цвет, величину, размер). Затем, дети учатся нанизывать бусы по образцу, самостоятельно при этом ребёнок проговаривает свои действия, что развивает связную речь и грамматический строй речи.
При изготовлении поделок из бисера вырабатывается особая точность и координация движений кисти рук и пальцев, что стимулирует, умственное и речевое развитие.
Работа с бисером - это интересный, но кропотливый труд, его можно начинать с выкладывания картинок, например: « Солнышко», «Ручеёк», «Цветочек». После чего нанизываем бисер по принципу от простого к сложному, чередуя его с бусами.
Очень важно научить детей увидеть и оценить красоту своих работ и работ других детей, испытывать радость и наслаждение от творческого труда. Изготавливая подарки для своих близких, друзей воспитываем любовь и уважение к ним.
На протяжении всей работы необходимо использовать художественное слово, музыку, различные игры и упражнения, которые снимают напряжение, усталость, оказывают положительное воздействие на ребёнка («Клубки, «Дружба», «Сновидения» и т.п.)
Что должен знать и уметь ребёнок в ходе изучения программы:
• Самостоятельно создавать выразительные, интересные композиции, проявляя своё творчество.
• Овладеть разными способами и приёмами ручного труда.
Уметь гармонично сочетать природный материал, располагать его в заданной форме.
• Развитие у детей психических процессов: восприятия (зрительного, слухового , тактильного) , памяти, мышления, воображения, внимания.
• Уметь работать с бисером, овладеть различными приёмами плетения.
• Уметь ставить перед собой задачи и добиваться их решения, быть терпеливым, доводить начатое дело до конца, управлять своими эмоциями.
• Давать оценку своей работе и работам своих товарищей, умение говорить связно.
В заключении хочу сказать, что кружок «Умелочки» является дополнением к основному образовательному процессу, способствует более эффективному развитию ребёнка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.Занятия способствуют всестороннему развитию личности и воспитанию детей. Результат будет успешен при условии выполнения принципа постепенного усложнения задания с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, а также их опыта и умений.
I этап - Природный материал-первый год обучения.
Задачи этапа:
1. Расширять представления детей о многообразии природного материала,
замечать красоту и разнообразие форм.
Учить самостоятельно, создавать выразительные, интересные композиции, проявляя творческую фантазию, воображение, инициативу.
Воспитывать умение планировать свою работу, решать
поставленные задачи, доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.
Развивать эстетический вкус, желание создавать красивое.
Корректировать психические процессы, через работу с природным материалом
и дидактические игры.
II этап - Бусы, бисер, второй год обучения.
Задачи этапа:
Дать детям элементарные представления об истории бисера.
Учить детей делать плоскостные и объёмные поделки.
Продолжать развивать умение сочетать цвет, размер, форму.
Учить правильно, сочетать бусы и бисер в работе.
Продолжать развивать эстетический вкус.
Развивать умение выполнять простые приёмы переплетения и соединения . 7.0существлять коррекцию мелкой моторики.
Литература:
Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - Сантк - Петербург: Речь, 2007.
Гульянц Э.К, Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала Москва «Просвещение» 1997г.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры дошкольников с растениями. - Москва «Просвещение» 1998г.
Мадер А. Цветной мир.- Москва: Генезис, 2007г.
Новоторцева Н.В Коррекционная педагогика и специальная психология. – СПб:
КАРО-2008г.