Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Иркутской области
Управление образования Администрации г. Усть-Илимска
МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»
Авторская комбинаторная
дополнительная образовательная программа
«ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА»
(Основы журналистики)
Образовательная область – «филология»
Срок реализации – 1 год
Возраст учащихся – 13-16
Авторы разработки: Билан Ксения Вячеславовна,
учитель словесности МОУ «У-И
экспериментальный лицей»;
Костина Анжелика Александровна,
старший редактор информационной
службы ОАО ИРТ «3 канал»
2012 Усть – Илимск
Паспорт
Наименование адаптированной программы | «Тележурналистика» (Основы журналистики) |
Ф.И.О. автора, где и кем работает | Билан К.В., учитель словесности "МОУ Усть-Илимский экспериментальный лицей" Костина А.А., старший редактор информационной службы ОАО ИРТ «3 канал» |
Рецензент | Краснюкова М. В., редактор информационной службы новостей ОАО «ИРТ 3 канал» Баженова Е.В., директор МОУ ДОД «ЦДОД», руководитель ГМО педагогов дополнительного образования |
Цель и задачи образовательной программы | Цель программы – способствовать получению начальной профессиональной ориентации в тележурналистике. Задачи: 1) познакомить с основными жанрами публицистического стиля; 2) сформировать основные журналистские навыки : а) умение оперативно реагировать на события в школе, выявляя наиболее острые проблемы; б) умение создавать программы различных телевизионных публицистических жанров; в) умение редактировать тексты; г) умение планировать очередные выпуски новостей; 3) способствовать эстетическому развитию личности. |
Литература | 1) Белановский С.А. Глубокое интервью.- М.:Никколо-медиа, 2001 2) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика . – Ростов Н/Д, 1995 3) Калинин А.В. Культура русского слова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 4) Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М.: Линка – Пресс, 1994 5) Коренюк Л.Ю. Совершенствуйте свою речь. - М.: Просвещение, 1989. 6) Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985 7) Ладыженская Т. А. И Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров».- М.: Просвещение, 1982. 8) Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. - М., 1989. 9) Отт У. Вопрос + ответ = интервью. 1991 10) Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980 11) Стенли П. Телевизионный репортаж. Практическое пособие для профессионалов. Internews network. Москва, 1997 12) Саруханов В.А. Азбука ТВ: учебное пособие для вузов.- М.:АстПресс,2003 13) Свитич Л.Г. Введение в специальность: профессия журналист.- М.:АстПресс, 2006. 14) Теленовости: секреты журналистского мастерства. Реферат книги Ирвинга Фэнга “Теленовости. Радионовости”. Москва, Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. 1993. |
Тематическое Планирование | I Раздел «Основы журналистики» - 14+4 ч.(вводное и заключительное занятие) II Раздел « Публицистические жанры» – 61ч III Раздел «Новости» - 12ч. IV Раздел «Основы монтажа» - 3ч. V Раздел «Культура и этика» – 25 ч. VI Раздел «Эстетическое развитие личности» – 25ч. ВСЕГО – 144ч. |
Пояснительная записка
Современный этап становления информационного общества вносит свои коррективы и в развитие журналистики. Для журналиста информационной эры по сравнению с предыдущими этапами стала характерна универсальность, оперативность и интерактивность, большее разнообразие жанров и стилей.
Развитие личности в старшем подростковом возрасте характеризуется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, происходит активное развитие креативного мышления, восприятия, памяти и воображения, наблюдается повышение самоконтроля, стремление к самонаблюдению и самосозерцанию, продолжает формироваться мировоззрение, перестраиваются отношения со сверстниками и взрослыми. С другой стороны, этот возраст характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью, частой сменой настроения, неуравновешенностью и недисциплинированностью. В силу своих возрастных особенностей подростки еще не могут воспринимать тот теоретический материал, который предлагают учебники журналистики для высших учебных заведений, не могут работать над творческими заданиями, как взрослые профессиональные журналисты. Поэтому необходимо создание специальной программы для профильного обучения и подготовки будущих журналистов, в которой теоретический материал был бы строго дозирован и тесно связан с практической деятельностью.
В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция профильного образования, согласно которой старшеклассники должны изучать основы журналистского творчества, теорию и историю СМИ, психологию в ходе практической деятельности. Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся старших классов и подготовку к будущей профессиональной деятельности. Необходимость возникновения продиктована потребностью в детском телевизионном информационном органе и материальной возможностью учебного заведения. В подростковом возрасте у детей ярко проявляется потребность в самовыражении и самоопределении. Объединение тележурналистов призвано освещать деятельность органов самоуправления, изучать и доносить до общественности мнение учащихся обо всех событиях, происходящих в школе, рассказывать об успехах. Это оптимизирует воспитательный процесс и, в конечном итоге, способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка.
Программа составлена на основе программы профильной подготовки «Введение в специальность: профессия журналист» (Свитич Л.Г., 2006г.), 68 часов.
Содержание изменений состоит в том, что:
внесены дополнительные разделы – «Культура речи»- (25ч.), «Основы монтажа» (3ч.), «Новости как жанр телевизионной продукции»(12ч.) – всего 40 часов;
исключены темы: «Процесс создания газеты или журнала (от возникновения идеи до распространения тиража), о составе и работе редакции» (12ч.); «История отечественной журналистики» (2ч.); «О психологической подготовке журналиста»(2ч.) – всего 16 часов;
вводятся практические занятия по составлению и озвучиванию видеофильма (6ч.);
вводятся занятия по теории монтажа и работы с оператором (3ч.);
Цель программы - способствовать начальному профильному образованию.
Задачи:
1) познакомить с основными жанрами публицистического стиля;
2) сформировать основные журналистские навыки:
а) умение оперативно реагировать на события в школе, выявляя наиболее острые проблемы;
б) умение создавать программы различных телевизионных публицистических жанров;
в) умение редактировать тексты;
д) умение планировать очередные выпуски новостей;
3) способствовать эстетическому развитию личности.
Обучение по данной программе можно считать продуктивным, если по окончании обучения дети будут знать:
жанры журналистики;
основы создания ТВ сюжетов;
основы культуры речи и этики общения;
стилистические и грамматические нормы языка.
уметь:
писать журналистские материалы, сценарии к ТВ программам;
брать интервью;
писать тексты и переделывать газетную информацию в ТВ текст;
проектировать выпуск школьных новостей;
анализировать свою работу и всей редакционной коллегии.
В основе программы заложены следующие принципы:
понимание, целей, задач программы;
сознательное усвоение знаний;
связь теории с практикой;
принцип всесторонности развития эмоциональной сферы общения;
комплексный подход, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.
Продуктом являются регулярные ежемесячные и праздничные выпуски ТВ новостей, видеоролики и клипы.
Отслеживание результативности работы по программе
Параметры | Механизм отслеживания | Периодичность |
Интерес | Анализ посещаемости, собеседование | В течение года |
Знание материала | Практическая работа | В течение года |
Умение говорить | Практическая работа | В каждом очередном выпуске новостей |
Умение анализировать | Практическая работа | По окончании работы над очередным выпуском |
Программа включает в себя основные разделы: «Публицистические жанры» (ТВ публицистика); « Новости как жанр ТВ продукции»; «Основы монтажа»; «Культура речи»; «Эстетическое развитие личности».
Первый раздел знакомит детей с особенностями профессии журналиста.
Во втором разделе подростки более подробно знакомятся с жанрами телевизионной публицистики, их своеобразием, особенностями (репортаж, интервью, очерк, зарисовка и т. д.). Дети учатся подбирать иллюстративный материал (фото, рисунок), составлять закадровый текст, писать сценарий для будущего ролика, интервьюировать, редактировать телевизионную продукцию.
В третьем разделе выделяются «Новости как жанр телевизионной продукции», т.к. предполагается практическая работа по развитию навыков дикторского искусства.
Четвертый раздел «Монтаж» расширяет знания о профессии журналиста и помогает юным корреспондентам в составлении сценариев к фильмам, роликам.
Пятый раздел "Культура речи" знакомит детей со стилями речи, развивает навыки редактирования (соответствие стилю, нормам), повторяются правила орфографии и пунктуации, знакомит с этикой общения и что самое главное помогает сформировать навык выразительного чтения и говорения.
Шестой раздел «Эстетическое развитие личности» способствует расширению кругозора подростков: дети посещают различные выставки, конкурсы, фестивали, знакомятся с выдающимися жителями нашего города.
Все разделы равномерно распределены и дополняют друг друга.
Как структурное звено медиа-центра необходим центр видеосъемки и монтажа. Поэтому деятельность тележурналистов будет осуществляться в тесном содружестве с учащимися школьной студии «Операторов и монтажеров».
Периодичность выпусков новостей – один раз в учебный период (5 раз в год), а также в честь важных событий лицейской жизни.
Основные характеристики программы:
образовательный уровень- подготовка;
уровень освоения – общекультурный;
ориентация содержания - практическая;
характер освоения – развивающий;
возраст обучения – 13–16 лет;
форма организации УВП – занятия: лекции, психологические тренинги, организационно-деятельностные игры, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску новостей;
периодичность - 2 раза в неделю по 2 часа;
условия вхождения в программу – интерес учащихся;
срок освоения – 1 год;
продолжительность одного занятия – 90 минут и 1 перемена 15 минут, всего 105 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Теория: Значение курса, его задачи. Анализ работы за предыдущий год. Мини-сочинение на основе летних впечатлений.
Практика: ТВ пробы: 3 минуты в эфире: «Как я провел лето»
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ
Основы журналистики
Теория: Введение в профессию. Что такое журналистика. Сферы применения. Виды журналистики. Газета. Радио. Телевидение. Интернет. Особенности и отличия.
Текст. Видео. Их значение в создании ТВ материала.
Практика: Возможности ТВ. Объекты съемок. Посещение мероприятия с видеооператором. Написание заметки. Отсмотр снятого и создание ТВ-текста. Значение факта. Сценарий ТВ программы. Его особенности.
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ
Публицистические жанры
Теория: Публицистический стиль, его особенности. Способы выражения авторской позиции. Литературные заготовки как жанр публицистики.
Статья как публицистический жанр. ТВ публицистика.
Теория: Жанровое своеобразие. Общественно-социальная проблематика. Композиция. Обсуждение проблем жизни подростков, учащихся учебного заведения, их актуализация. Определение тематики сюжетов. Обоснование той или иной темы.
Практика: Сбор материала для выбранной темы. ( анкетирование, интервьюирование учителей и учащихся, изучение публикаций и т. д.). Написание сценария. Конкурс сценариев. Выбор лучшего для создания сюжета. Работа по сценарию. Поиск героев. Выбор места съемок. Съемки. Написание текста. Монтаж.
Репортаж.
Теория: Жанровое своеобразие. Возможности репортажа. Обоснование. Определение тематики, сбор материала.
Посещение мероприятия в Картинной галерее.
Практика: Подготовка репортажа о выставке. Сценарий, редактирование, подготовка материалов для создания ТВ репортажа.
Интервью.
Теория: Особенности жанра. Определение целей и задач интервью. Интервью как целостный вид ТВ - продукции. Интервью как часть сценария в ТВ - продукции. Значение вопросника. Составление вопросов для интервью.
Практика: Интервьюирование прохожих на улице, учителей, гостей, родителей ...
Экспресс-выпуски интервью к праздникам.
Очерк как один из видов публицистического описания
Теория: Портретный очерк. Стилистические особенности портретного очерка как одного из публицистических жанров. Значение описания внешности, характера героя. Способы передачи особенностей личности. Значение видео и текста в очерке.
Практика: Работа с архивными материалами. Беседы, интервью с людьми – героями будущих очерков. Подготовка очерка на тему: «Твои люди, школа!», «Твои люди, Усть-Илим»
Зарисовка
Теория: Зарисовка как ТВ жанр. Зарисовка применительно к учебному учреждению.
Практика : Создание зарисовок на темы «Урок», «Мой учитель», «Перемена», «Погружение» .
Фельетон.
Теория: Жанровые особенности. Оригинальность композиции. Языковые средства создания комического эффекта. Значение видео. Актерское мастерство. Значение личности – героя в создании фельетонов.
Практика: Сбор материала о смешных историях, анекдотичных ситуациях из жизни школьников и учителей. Интервьюирование, работа с архивом и т. д.
Написание сценария фельетона. Использование мультимедийных возможностей в создании ТВ-фельетонов. Редактирование . Монтаж.
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ
Новости
Теория: Новости как жанр ТВ продукции. Особенности новостей. Стиль сюжетов в новости. Как делать новости. Где искать новости.
Практика: Сбор материала, запись, монтаж.
ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ
Основы монтажа
Теория: Основы монтажа. Значение монтажа в создании ТВ программ. Искусство монтажа.
ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ
Культура и этика
Культура и этика общения
Теория: Общение и его слагаемые. .Условия эффективности разговора. Ораторское искусство. Речевой этикет. Бытовое общение. Деловое общение и его особенности, виды делового общения. Невербальные средства общения.
Практика : Ролевые игры: «Деловая беседа», « Переговоры», « Телефонный разговор»
Культура речи
Теория: Основные качества речи: богатство, чистота, выразительность, ясность, точность, правильность. Литературный язык как основа культуры речи. Устная и письменная речь. Нормативность литературного языка. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Стилистические нормы.
Практика : Тренинги.
Стилистически окрашенная лексика в языке.
Теория: Стили речи. Книжная лексика, ее особенности. Официально-деловая лексика и ее особенности. Высокая и невысокая лексика. Смешение стилей. Особенности ТВ текста.
Практика : Редактирование. Тренировочная работа.
ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ
Эстетическое развитие личности
Экскурсии в учреждения культуры города ( Картинная галерея, Краеведческий музей, Дом культуры, театр и др.) Посещение культурно-массовых городских мероприятий. Подготовка и участие в различных творческих конкурсах. (Фестиваль Малой прессы, Конкурс юных журналистов, ТВ конкурсы и т.д. Организация встреч с интересными людьми – представителями творческих профессий.
Заключительное занятие
Анализ работы ТВ студии, подведение итогов, задание на каникулы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Название разделов и тем | Общее колич часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2 | Раздел 1. Основы журналистики | 14 | 2 | 12 |
3 | Раздел 2. Публицистические жанры | | | |
4 | ТВ публицистика | 1 | 1 | - |
5 | Статья как публицистический жанр | 10 | 2 | 8 |
6 | Репортаж. | 10 | 2 | 8 |
7 | Интервью. | 10 | 2 | 8 |
8 | Очерк как один из видов публицистического описания | 10 | 2 | 8 |
9 | Фельетон. | 10 | 2 | 8 |
10 | Зарисовка | 10 | 2 | 8 |
11 | Раздел 3. Новости | 12 | 2 | 10 |
12 | Раздел 4. Основы монтажа | 3 | 1 | 2 |
13 | Раздел 5. Культура и этика | | | |
14 | Культура и этика общения. | 5 | 3 | 2 |
15 | Культура речи. | 10 | 5 | 5 |
16 | Стилистически окрашенная лексика | 10 | 5 | 5 |
17 | Раздел 6. Эстетическое развитие личности | | | |
18 | Экскурсии в учреждения культуры города. | 5 | - | 5 |
19 | Посещение культурно-массовых городских мероприятий. | 7 | - | 7 |
20 | Подготовка и участие в различных творческих конкурсах. | 7 | - | 7 |
21 | Организация встреч с интересными людьми- представителями творческих профессий. | 6 | - | 6 |
22 | Заключительное занятие | 1 | - | 1 |