Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 имени В.В.Клочкова
Дополнительная образовательная программа
«Умники и умницы»
для учащихся 1-4 классов
Авторы-разработчики:
учителя начальных классов
Орлова Людмила Геннадьевна
Горохова Лариса Владимировна
Горшкова Светлана Юрьевна
Г. Чкаловск
2012 г.
1. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
ООП НОО МКОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова.
В рамках реализации ФГОС НОО начальная школа должна создавать условия для осуществления образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, предполагающего организацию детской самостоятельной и инициативной исследовательской деятельности, ориентацию на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, ритмичную организацию образовательного процесса.
Согласно схеме, разработанной Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным, выделяется следующая последовательность формирования ведущих видов деятельности:
непосредственно эмоциональное общение;
предметно- манипуляторная деятельность;
игровая деятельность;
учебная деятельность;
общественно – полезная деятельность:
учебно-профессиональная деятельность.
В процессе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. Это, прежде всего, воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие.
На этой основе у него развивается ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений. Ребенок выделяет и особую роль этих отношений, и то определенное значение, которое имеют для них те или иные действия человека, его поступки. Вместе с тем у ребенка появляется осмысленная ориентация в собственных переживаниях и способность к их обобщению, на основе чего могут быть сформированы навыки их культурного выражения. Это позволяет ребенку эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
Игра является незаменимым средством для того, чтобы всеобщие основания математических, лингвистических и прочих понятий наполнились для младшего школьника личным смыслом, стали собственной его логикой. Но таким средством может быть не любая, а специфическая (интеллектуальная) игра, для которой должны создаваться особые условия.
Интеллектуальная игра позволяет сделать наглядной теоретическую абстракцию. Действуя в пространстве игры, ребенок, естественно, поступает по логике игровых понятий. Такая игра становится эмоционально- символическим входом в теоретическое мышление для многих учеников начальных классов с ведущим игровым типом ценностей.
Именно в игре проявляется свободный характер ребенка. Это продиктовано свободой в выборе замысла, средств, способов самовыражения, ценностью самого процесса ее, отношением к результату как к ценности вне зависимости от оценки.
Поэтому, работая над задачей развития креативности младших школьников, целесообразно использовать именно игровые формы деятельности, наполняя их новым содержанием.
2. Общая характеристика программы
Цель программы:
Формирование на основе игровой деятельности психологических новообразований, способствующих развитию учебной деятельности как предпосылки развития учебной самостоятельности.
Задачи:
развивать у учащихся познавательные интересы как важную предпосылку успешности обучения;
развивать творческие способности как составляющую «сильного мышления»;
совершенствовать лежащие в основе учебной деятельности психологические механизмы;
развивать готовность к сотрудничеству с другими участниками образовательного процесса (обучающимися, учителями и родителями), построенному на основе правил нравственного поведения;
выявлять наиболее одаренных детей для оказания посильной помощи в полном раскрытии их потенциальных возможностей.
Принципы и подходы:
Отличительные признаки программы:
взаимосвязь внеурочной (в том числе игровой) деятельности детей с учебной деятельностью;
направленность на развитие познавательной активности детей на основе предметного материала;
партнерство с родителями (совместное проведение интеллектуальных игр, составление родителями вопросов к интеллектуальным играм).
Формы организации деятельности в процессе реализации программы:
интеллектуальные игры
работа клуба «Всезнайки» (подготовительный этап к проведению игры);
предметные праздники;
олимпиады;
экскурсии;
беседы, эвристические беседы;
практическая работа;
дискуссия;
самостоятельная подготовка и проведение интеллектуальных игр среди учащихся начальных классов;
презентации проектов
Механизмы отслеживания результатов:
наблюдения за детьми в ходе занятий, интеллектуальных игр;
анкетирование детей;
анкетирование родителей;
диагностирование;
результаты самостоятельной работы;
введение шкалы самооценки;
взаимооценка работы в группе;
различные формы рефлексии деятельности детей
3. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения ( 1 - 4 класс) . Занятия проводятся один раз в неделю. Всего 135 часов:
1 класс-33 часа, 2 класс-34 часа, 3 класс- 34 часа, 4 класс- 34 часа.
4. Ценностные ориентиры программы
Ценностные ориентиры содержания программы определяются Федеральным государственным образовательным стандартом и общими представлениями о современном выпускнике начальной школы.
Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за благосостояние общества;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
отказ от деления на «своих» и «чужих»;
уважение истории и культуры каждого народа.
Формирование психологических условий развития способности обучающихся к общению, кооперации, сотрудничеству, включая:
доброжелательность, доверие и внимание к людям;
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; — готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность в отношении своих поступков и умение адекватно их оценивать;
готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; — целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
жизненный оптимизм и готовность к преодолению трудностей;
умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
5.Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса являются:
Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание своей гражданской и национальной принадлежности.
Умение ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважение к истории России, культуре народов, населяющих Россию.
Определение личностного смысла учения; выбор образовательного маршрута.
Умение регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.
Ответственное отношение к собственному здоровью, к окружающей среде, стремление к сохранению живой природы.
Проявление эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой.
Понимании причин успешности/неуспешности в учебе.
Метапредметными результатами освоения курса являются:
.Умение самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Способность выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Осуществление итогового и пошагового контроля результатов.
Оценка результатов собственной деятельности.
Умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Умение ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
Регулирование своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
Умение передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций
Владение диалоговой формой речи.
.
Способность формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Способность критично относиться к своему мнению. Умение взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
Умение работать в группе: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных з
6.Содержание программы
I этап – познавательный (1 класс). Создание условий для развития интереса к получению знаний.
II этап – личностный (2 класс). Развитие действий, позволяющих сделать учение осмысленным, научиться увязывать его с реальными жизненными целями и ситуациями.
III этап – коммуникативный (3 класс). Формирование умения эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, прививать умение и готовность вести диалог.
IV этап – регулятивный (4 класс). На этом этапе учащиеся пробуют свои силы в самостоятельном составлении и проведении интеллектуальных игр среди учеников начальных классов. Ученик сам выбирает тему, учится планировать, анализировать свою деятельность, выделять главное, находить материалы из разных источников. Овладевает навыками речевой деятельности, языковой коммуникации, учится контролировать и оценивать свою работу.
Программа включает четыре раздела: 1. «Великая сила слова» (Русский язык и литературное чтение)
2. «Крепкий орешек» (Математика) 3. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» (Окружающий мир, история)
4. «Мой край родной» (Краеведение)
№ п/п | РАЗДЕЛ | Количество часов |
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Клуб «Всезнайки» | Интеллектуальные иииииииииигрыигры | Праздники | Клуб «Всезнайки» | Интеллектуальные игры | Праздники | Клуб «Всезнайки» | Интеллектуальные игры | Праздники | Клуб «Всезнайки» | Интеллектуальные игры | Олимпиада |
1 | «Великая сила слова» (Русский язык и литературное чтение) | 7 | 3 | 1 | 7 | 4 | - | 7 | 4 | - | 7 | 2 | 2 |
2 | «Крепкий орешек» (Математика) | 6 | 2 | 1 | 6 | 3 | - | 6 | 3 | - | 6 | 2 | 1 |
3 | «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» (Окружающий мир, история) | 6 | 2 | - | 6 | 3 | 1 | 6 | 3 | 1 | 6 | 2 | 1 |
4 | «Мой край родной» (Краеведение) | 4 | 1 | - | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | - |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
7. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя:
Организация внеурочной деятельности младших школьников. /Сост. С.К.Тивикова, М.К.Приятелева –Н.Новгород: НИРО, 2011
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М: Просвещение, 2011
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М: ВЛАДОС, 2001
Савенков А.И. Психология детской одарённости. – М: Генезис, 2010
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М: Просвещение, 1988
Учим математику с увлечением. Авт.-сост.А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М: «5 за знания»,2007
Учим русский с увлечением. -1,-2: 1-4 класс.Жиренко О.Е., А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина, Л.Н.Яровая – М: «5 за знания»,2005
«Все предметы начальной школы в викторинах». О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова, - М: АСТ Астрель, 2005
Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте и чтению» -М: ВАКО, 2007
Н.Г.Белицкая , А.О.Орг. «Школьные олимпиады.» Нач. школа. 2-4 кл. – М: «Айрис-прес», 2007
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru
2. Учебно-методический портал. – Режим доступа : http://www.uchmet.ru
http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа
http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения
http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям
http://nachalka.info/ - Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа
it-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы
Справочно- информационные программы
3. Информационно-коммуникативные средства:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
2. Большая электронная энциклопедия (CD).
3. Мультимедийное приложение к учебнику Кирилл и Мефодий 1, 2, 3, 4 классы.
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Медиапроектор.
3.Мультимедийная доска
8.Календарно-тематическое планирование курса (135 часов)
1 класс (33 часа)
№/п | Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
1 | Путешествие в страну Букварию. | Занимательные игровые задания, помогающие обучать первоклассников чтению и письму в игровой форме: ребусы, загадки, стихи. Конкурс скороговорителей. | Работать по предложенному учителем плану. Слушать и понимать речь других. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
2 | Путешествие в страну Букварию. | Занимательные игровые задания, помогающие обучать первоклассников чтению и письму в игровой форме. Составление сказок о буквах. Рисуем буквы. | Работать по предложенному учителем плану. Слушать и понимать речь других. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
3 | Путешествие в страну Букварию. | Занимательные игровые задания, помогающие обучать первоклассников чтению и письму в игровой форме Интерактивная игра «АБВГДейка» | Учиться работать по предложенному учителем плану Слушать и понимать речь других. Учиться отличать верно выполненное задание от невер- ного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
4 | Путешествие в страну Букварию. | Занимательные игровые задания, помогающие обучать первоклассников чтению и письму в игровой форме. Презентации на тему: «Моя любимая буква» | Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) Слушать и понимать речь других. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
5 | Что за прелесть эти сказки! | Читаем и слушаем сказки. Сказки народные и авторские. Рисуем любимую сказку. | Различать сказки народные и авторские. Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
6 | Вопросы Весёлого Волчка. | Интеллектуальная игра в период обучения грамоте. Работа в группах. | Учиться работать по предложенному учителем плану. |
7 | Народная мудрость | Работа с загадками, пословицами, скороговорками. Первый опыт сочинительства. | Различать жанры устного народного творчества. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
8 | Лукошко с загадками и скороговорками | Интеллектуальная игра. Работа в парах. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
9 | Знакомство с творчеством детских писателей. Михалков С.В., Маршак С.Я. | Чтение и инсценирование произведений детских писателей. | Осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
10 | Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» | Интеллектуальная игра по произведениям детских писателей К. Чуковского, С. Мар шака, С. Михалкова.Работа в группах. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
11 | Путешествие по сказочной тропе | Игра по станциям. Встреча со сказочными героями, выполнение их заданий. | Учиться работать по предложенному учителем плану |
12 | Математика – царица наук. | Устный журнал. Презентация. | Учиться работать по предложенному учителем плану. |
13 | Интеллектуальная игра « Путешествие в Числяндию». | Интеллектуальная игра Работа в парах | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
14 | Учимся сравнивать. | Практическое занятие. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
15 | Интеллектуальная игра «Самый смекалистый». | Личное первенство. | Учиться работать по предложенному учителем плану. |
16 | Математические ребусы. | Составление и разгадывание ребусов. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
17 | Чья задача интересней? | Составление задач. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
18 | Логические задания. | Выполнение логических заданий. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
19 | Путешествие в страну Геометрию | Знакомство с геометрическими понятиями: фигуры и тела. | Учиться работать по предложенному учителем плану. |
20 | Праздник числа. | Инсценировки, игры, соревно- вания. | Учиться работать по предложенному учителем плану |
21 | Учимся задавать вопросы. Дерево вопросов. | Создание «Дерева вопросов» по сказке «Доктор Айболит» К. Чуковского | Формулировать и задавать вопросы, вести диалог в вежливой форме. |
22 | Мои энциклопедии. Как найти нужную информа- цию? | Работа с энциклопедиями. | Уметь выбирать из текста нужную информацию для решения определённой задачи. |
23 | Интеллектуальная игра «Академия школьных наук» | Тема: «Животные» | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
24 | Мой четвероногий друг. | Рассказы, презентации о домашних питомцах. | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) |
25 | Экскурсии в зоопарк. | Наблюдаем за животными и составляем вопросы для интеллектуальной игры. | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. |
26 | Интеллектуальная игра «Угадай по описанию» | Отвечаем на вопросы , составленные детьми по впечатлениям экскурсии в зоопарк. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
27 | Деревья моего края. | Экскурсия в парк. | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. |
28 | Что такое Красная книга природы? | Устный журнал. Создание плакатов в защиту природы | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. |
29 | Моя школа. | Экскурсия в школьный музей. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). |
30 | Моя улица. Почему её так назвали? | Презентация мини- исследова -ний. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). |
31 | Мой родной город Чкаловск. | Экскурсия по городу. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). |
32 | Наш великий земляк. | Экскурсия в музей В.П. Чкалова | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). –. |
33 | . Интеллектуальная игра «Мы живём в Чкаловске». | Игра по материалам экскурсии. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
2 класс (34 часа)
№/п | Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
1 | Праздник читательских удовольствий. | Тема: «Очень интересная книга!» (по материалам летнего чтения) | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
2 | Что за прелесть эти сказки! | Читаем сказки о животных, бытовые и волшебные. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
3 | Интеллектуальная игра « Путешествуем по стране Сказок». | Командная игра. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
4 | Знакомимся с творчеством Н. Носова. | Презентация творчества Н. Носова | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
5 | Интеллектуальная игра по произведениям Н. Носова. | Командная игра. Театрализация. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
6 | Знакомимся с творчеством братьев Гримм. | Презентация творчества братьев Гримм. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
7 | Интеллектуальная игра по сказкам братьев Гримм. | Командная игра. Конкурс рисунков. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
8 | Учимся писать отзывы о прочитанных произведениях. | Практическое занятие. Обучение написанию отзывов о прочитан -ном. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
9 | Интеллектуальная игра « Умники и умницы» | Игра по материалам внеклассного чтения. Личное первенство. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
10 | .Подготовка к олимпиаде по русскому языку и литературному чтению. | Практическое занятие. Выполнение заданий повышен- ного уровня сложности. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
11 | . Олимпиада по русскому языку и литературному чтению. | | Учиться преодолевать трудности, работать самостоятельно. |
12 | Техника запоминания. Логические задачи. | Практическое занятие. Обучение технике запоминания. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
13 | « Турнир смекалистых.» | Вопросы разного уровня Сложности по математике. Личное первенство. Разбор заданий. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
14 | Математическая олимпиада | | Учиться преодолевать трудности, работать самостоятельно. |
15 | Как развивать память. | Практическое занятие. Приёмы развития памяти. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
16 | В стране Геометрия. | Практическое занятие. Учимся чертить фигуры. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
17 | Наши земляки пишут о В.П. Чкалове | Чтение и обсуждение рассказов из книги В.А. Персидского «Сто рассказов о В.П. Чкалове». | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). |
18 | Наши земляки пишут о В.П.Чкалове | Чтение и обсуждение книги В.П. Лукина. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). |
19 | .Учимся быть экскурсоводами школьного музея | Подготовка материала для проведения экскурсий. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). |
20 | Интеллектуальная игра « Считай, смекай, отгадывай». | Командная игра по мате- матике. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
21 | Магические квадраты. | Практическое занятие. Работа с магическими квадратами. | Учиться работать по предложенному учителем плану .Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
22 | Найди место цифрам | Приёмы устного счёта.Составление магических квадратов. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
23 | Интеллектуальная игра « Путешествие в страну Учебных Удач». | Командная игра. Тема: «Рацио- нальные приёмы устного счёта». | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
24 | Работаем с энциклопедиями | Практическое занятие. Умение находить нужную информацию в разных энциклопедиях. | Уметь выбирать из текста нужную информацию для решения определённой задачи. |
25 | Дерево вопросов. | Составление «Дерева вопросов» по энциклопедическим статьям. | Формулировать и задавать вопросы, вести диалог в вежливой форме. |
26 | Животные наших лесов. | Презентации по теме. | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. |
27 | Интеллектуальная игра «Академия школьных наук». | Тема: « Животные наших лесов» Личное первенство. | Уметь использовать полученные ранее знания в нужный момент. |
28 | Как ухаживать за домашними животными. | Практическое занятие. Выступление владельцев собак и кошек. Создание инструкций по уходу за животными. | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. |
29 | День любимых животных. | Представление сочинений, презентаций о домашних животных. Знакомство с любимыми питомцами ребят во время занятия. | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. |
30 | Экскурсия в зоопарк « Лимпопо». | Поездка в г. Нижний Новгород. | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. |
31 | Викторина о птицах | Вопросы подготовлены учите - лем совместно с учениками. | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. |
32 | Конкурс экологического плаката | Работа в командах. Презентация работ. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
33 | Учимся быть экскурсоводами школьного музея. | Проведение экскурсии для уча- щихся класса. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). |
34 | Экскурсия в село Пурех | Посещение краеведческого му- зея. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края). |
3 класс ( 34 часа)
№/п | Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
1 | Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» по ма- териалам летнего чтения. | Командная игра. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке |
2 | Подготовка к конкурсу проектов «Моя любимая книга» | Планирование работы над учебным проектом. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) |
3 | Защита проектов « Моя любимая книга!» | Выступления перед учащими- ся и родителями. | Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) Уметь презентовать свою работу. |
4 | Презентация проектов «Моя любимая книга» перед учащимися 4 класса. | Выступления перед учащими- ся 4-х классов. | Уметь презентовать свою работу. |
5 | .Интеллектуальная игра «Путешествие в Изумрудный город» | Командная игра по книгам Волкова | Определять и формулировать цель деятельности на уроке |
6 | Конкурс чтецов . | Тема «Осень». Два состава жюри- детское и взрослое. | Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. |
7 | Интеллектуальная игра «В поисках Золотого ключика». | Командная игра по книгам А. Толстого | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
8 | Интеллектуальная игра «Мишень» | В материалах игры вопросы по русскому языку и литера- турному чтению. Работа в парах. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
9 | Подготовка к олимпиаде по русскому языку и литературному чтению. | Выполнение заданий повы- шенной сложности | Составлять план выполнения заданий. |
10 | Олимпиада по русскому языку и литературному чтению. | | Учиться преодолевать трудности, работать самостоятельно. |
11 | Учимся разгадывать шарады и ребусы | Практическое занятие | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. |
12 | Задачи повышенного уровня сложности | Решение задач повышенного уровня сложности. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного |
13 | Математическая олимпиада. | | Учиться преодолевать трудности, работать самостоятельно. |
14 | Разбор заданий олимпиады. | Объяснение трудных заданий, Прорешивание аналогичных. Составление справочника ошибок. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Составлять справочник ошибок. |
15 | Учимся разгадывать шарады и ребусы. | Практическое занятие | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. |
16 | В стране Геометрия. | Тема: «Площадь и периметр фигуры». Применение зна- ний на практике. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. |
17 | Дети – герои. | Устный журнал | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал. |
18 | Приёмы устного счёта.. | Знакомство с новыми рациональными приёмами устного счёта. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. |
19 | Работаем с энциклопедиями | Работа с энциклопедиями: «Животные», « Растения». | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. |
20 | Интеллектуальная игра «Вопросы Весёлого Волчка» | Тема: «Царство растений». Командная игра. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. |
21 | Дерево вопросов | Составление «Дерева вопросов» по энциклопедическим статьям. | Формулировать и задавать вопросы, вести диалог в вежливой форме. |
22 | Игра « Самый умный». | Тема: «Царство животных». Личное первенство. | Уметь применять знания в нестандартной ситуации. |
23 | Подготовка к конкурсу проектов «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» | Планирование деятельности. Отбор материала. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности. |
24 | Конкурс проектов «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». | Презентация проектов перед детьми и родителями. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Уметь презентовать свою работу. |
25 | .Игра «Поле чудес» | Тема: « Царство грибов». Личное первенство. | Уметь применять знания в нестандартной ситуации. |
26 | Урок экологии «Культура обращения с отходами | Анкетирование. Просмотр презентации. Обмен мнениями по проблеме. Планирование действий: «Как мы можем помочь природе?» | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Составлять план выполнения заданий во внеурочной деятельности и жизненных ситуациях. |
27 | Экскурсия в Планетарий | Поездка в г. Нижний Новгород. | Уметь слушать и слышать других, воспринимать научную информацию. |
28 | День птиц. | Праздник. Участие в акции: «Даёшь скворечник!» | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. |
29 | Праздник«Дорогим нашим бабушкам и дедушкам посвящается» | Праздник , посвящённый Дню Победы. Участники праздника- учащиеся, бабушки, дедушки. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал. |
30 | Этих дней не смолкнет слава. | Встреча с ветеранами боевых действий. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал . |
31 | Чкаловцы в годы Великой Отечественной войны. | Защита проектов. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал |
32 | Математический КВН. | Командная игра. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
33 | Интеллектуальная игра «Академия школьных наук» | Игра по материалам внеклассного чтения. Личное первенство. | Уметь применять знания в нестандартной ситуации |
34 | Праздник читательских удовольствий «Учусь видеть прекрасное». | Представление любимых произведений о природе ( отзывы, сочинения, презентации). | Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. |
4 класс (34 часа)
№/п | Тема | Содержание | Виды деятельности |
1 | Творчество А.С. Пушкина | Литературное лото по произведе- ниям А.С. Пушкина. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
2 | Литературная игра «Звёздный час». | Литературная игра по материалам летнего чтения. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
3 | Собираем «Ларец мудрос- ти». | Тема: «Устойчивые словосочета- ния». | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
4 | Знакомимся с творчеством Экзюпери. | Чтение и обсуждение книги «Маленький принц». | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
5 | .Праздник «В библиотеку с папой, с мамой- это праздник лучший самый». | Литературный праздник для детей и родителей в детской библиотеке. | |
6 | КВН « По-прежнему жива сказка». | Командная игра по литературному чтению. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
7 | Считаем весело | Осваивание рациональных приёмов устного счёта | Определять и формулировать цель деятельности на уроке |
8 | .Игра «Гонка за лидером». | Командная игра по математике. Тема: «Решение задач». | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
9 | Составление сказочного за- дачника для малышей. | Индивидуальная работа по своей странице. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке |
10 | Составление сказочного за- дачника для малышей. | Коллективная работа по со- ставлению и оформлению задачника. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. |
11 | .Турнир « смекалистых» | Личное первенство( математика). | Уметь применять знания в нестандартной ситуации |
12 | Математические головоломки. | Практическое занятие. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
13 | Экскурсия в Музей занима-тельных наук | Экскурсия в г. Нижний Новгород. | Уметь слушать и слышать других, воспринимать научную информацию. |
14 | Интеллектуальная игра «В царстве динозавров». | Командная игра. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
15 | Олимпиада по предмету «Окружающий мир». | Выполнение заданий. | Учиться преодолевать трудности, работать самостоятельно. |
16 | Подготовка к олимпиаде по русскому языку. | Разбор заданий повышенного уровня сложности. | Определять границы «знания» и «незнания». |
17 | Олимпиада по русскому языку | Выполнение заданий. | Учиться преодолевать трудности, работать самостоятельно. |
18 | Подготовка к олимпиаде по литературному чтению. | Разбор заданий повышенного уровня сложности. | Определять границы «знания» и «незнания». |
19 | Олимпиада по литературному чтению. | Выполнение заданий. | Учиться преодолевать трудности, работать самостоятельно. |
20 | Разбор олимпиадных заданий. | Анализ работ Объяснение трудных заданий, Прорешивание аналогичных. Составление справочника ошибок. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Составлять справочник ошибок. |
21 | Подготовка к олимпиаде по математике. | Разбор заданий повышенного уровня сложности. | Определять границы «знания» и «незнания». |
22 | Олимпиада по математике. | Выполнение заданий. | Учиться преодолевать трудности, работать самостоятельно. |
23 | Разбор олимпиадных заданий по математике. | Анализ работ.Объяснение трудных заданий, прорешивание аналогичных. Составление справочника ошибок. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Составлять справочник ошибок. |
24 | Экскурсия в краеведческий музей г. Городец. | Посещение Музейного квартала. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал |
25 | Игра «Самый умный». | Тема «Лекарственные растения». Личное первенство. | Уметь применять знания в нестандартной ситуации |
26 | Урок экологии «Это должен знать каждый» | Анкетирование. Просмотр презентации. Обмен мнениями по проблеме. Планирование действий: «Как мы можем помочь природе?» | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Составлять план выполнения заданий во внеурочной деятельности и жизненных ситуациях. |
27 | Конкурс экологического плаката. | Устный журнал. Защита плакатов. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Составлять план выполнения заданий во внеурочной деятельности и жизненных ситуациях. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
28 | Защита проектов на тему: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». | Презентация проектов перед детьми и родителями. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Уметь презентовать свою работу. |
29 | Защита проектов на тему: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». | Презентация проектов перед детьми и родителями. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Уметь презентовать свою работу. |
30 | Известные художникичка ловцы. | Знакомство с творчеством известных чкаловских художников. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал |
31 | Творчество чкаловских поэтов. | Знакомство с творчеством чкаловских поэтов. Стихи о род- ном городе. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал |
32 | Моя родословная. | Презентация проектов перед детьми и родителями. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал |
33 | Экскурсия в музей Игрушки села Новинки. | Знакомство с особенностями новинских ремёсел. | Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал |
34 | Праздник читательских удовольствий «Любимые стихотворения». | Чтение любимых стихов. Слушание стихов в исполнении известных артистов. | Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |