СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Высота"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования будет полезна руководителям объединений туристско-краеведческой напрвленности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Высота"»












Высота

дополнительная общеобразовательная программа




















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина»










Высота

дополнительная общеобразовательная программа

для обучающихся 9-18 лет

срок реализации 3 года






Составители:

Валентина Петровна Полянская

Светлана Гавриловна Колесник,

педагоги дополнительного образования














Полысаево 2016




Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная программа «Высота» имеет туристско-краеведческую направленность.

В современных условиях особую актуальность приобретает задача воспитания у детей умения ориентироваться в окружающем мире, умения преодолевать трудности. Для решения этой задачи необходимо сформировать у школьников умение нестандартно, творчески мыслить, быть уверенными в себе, адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных жизненных ситуациях. Туристско-краеведческая деятельность позволяет одновременно осуществлять несколько составляющих педагогического воздействия – воспитание, обучение, оздоровление учащихся, социальную адаптацию, то есть является наиболее эффективной в вопросе комплексного воспитания детей.

Актуальность программы состоит в том, что занятия туризмом формируют здоровый образ жизни, физическое и духовное совершенствование, гражданское становление через изучение истории, географии и культуры родного края, приобретение навыков самостоятельной деятельности. Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Пешие и лыжные походы способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествия нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье.

В современных условиях туризм не только приносит пользу здоровью, но и несёт в себе большие возможности для познавательной активности детей. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека.

Цель программы: формирование у подростков активной жизненной позиции, психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, пропаганда здорового образа жизни путем занятий различными видами туризма.

Задачи программы:

- научить особенностям подготовки и проведения походов по различным видам туризма.

- научить действовать активно и разумно в сложных и опасных ситуациях природной среды;

- подготовить к сдаче разрядных требований;

- развивать экологическую культуру;

- прививать навыки здорового образа жизни;

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм.

Отличительной особенностью программы является то, что она дает знания, формирует умения и навыки в различных видах туризма (пешеходном, лыжном), спортивном ориентировании и краеведении, спортивном туризме.

Программа предусматривает обучение ребят азбуке туризма – сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах. Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний. Практические занятия приобщают учащихся к самостоятельной работе, развивают способности, воспитывают трудовые навыки и навыки общения в социуме. Особое внимание обращено на знание и точное соблюдение правил безопасности во время походов.

В процессе усвоения программного материала используются различные формы работы (теоретические занятия, практические занятия, туристические походы, экскурсии, игры, соревнования) и методы (словесные – беседа, рассказ; наглядные – демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения; практические - работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, узлов; а также игровой и соревновательный метод,

метод идеомоторной тренировки).

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 9-18 лет.

Срок реализации данной программы: 3 года.

Количество часов за один год – 324ч.

Занятия проходят 3 раза в неделю по 3 часа.

Ожидаемые результаты прохождения программы и способы их проверки

По окончанию изучения данной программы учащиеся приобретают знания:

- истории возникновения и развития туризма;

- видов туризма и классификации походов;

- видов рельефа и способов его изображения;

- условных топографических знаков;

- растений и животных, представляющих опасность;

- растений и животных, занесенных в Красную Книгу;

- видов травм;

- средств индивидуальной защиты;

- видов противогазов;

- средств защиты кожи;

- средств пожаротушения.

По окончанию изучения данной программы учащиеся приобретают умения:

- работы с компасом и топографической картой;

- ориентирования на местности с использованием топографической карты, компаса и местных признаков;

- составления плана похода и определение его задач;

- распределения обязанностей в походе;

- правильного подбора личного и группового снаряжения;

- правильно разбить лагерь;

- оказания доврачебной помощи;

- правильно выполнять переправу вброд;

- правильно выполнять переправы по тонкому льду, через сухой овраг;

- технически правильно выполнять траверс склона;

- выполнять подъем и спуск по судейским перилам;

- выполнять подъем и спуск с самонаведением;

- правильно выполнять транспортировку пострадавшего;

- правильно выполнять транспортировку груза;

- пользоваться противогазом, средствами индивидуальной защиты;

- правильно одевать костюм Л-1, ОЗК;

- пользоваться прибором дозиметрического контроля ДП-5Б;

- работать с пожарным рукавом, стволом при тушении цели.

В прохождении тем программы планируется использовать игровую, соревновательную форму, которая дает возможность ребятам проявить свои знания и умения:

- решение задач на сообразительность;

- упражнения по топографии;

- конкурсы, викторины по краеведению;

- соревнования на местности по технике туризма и ориентированию;

- задания знание и точное соблюдение правил безопасности во время походов.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

- показательные выступления;

- туристические слеты, походы.

Учебно-тематический план 1 года обучения



п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего


в том числе

теория

практика

1.

Основы туристской подготовки

225

36

189

1.1.

Введение: знакомство, содержание курса, вводный инструктаж по технике безопасности, инструктаж по правилам дорожного движения. Права и обязанности воспитанников

3

3

-

1.2.

Снаряжение туриста (личное и групповое). Укладка рюкзака. Установка палатки.

21

3

18

1.3.

Туристский бивак. Виды костров. Питание в туристском походе.

21

6

15

1.4

Отдельные технические приемы передвижения по пересечённой местности.

42

6

36

1.5.

Безопасность в походе. Организация страховки. Узлы туристские.

36

9

27

1.6.

ОФП (игры на воздухе, лыжная подготовка)

72

9

63

1.7.

Походы выходного дня.

30

-

30

2.

Топография и ориентирование

45

11

34

2.1.

Понятие о топографии и спортивной карте.

6

1

5

2.2.

Компас. Работа с компасом.

9

1

8

2.3

Ориентирование на местности

30

9

21

3.

Краеведение

24

9

15

3.1.

Я – гражданин Кузбасса. История образования Кемеровской области. Памятные места. Города Кузбасса.

6

3

3

3.2

Растительный мир родного края.

9

3

6

3.3

Животный мир родного края.

9

3

6

4.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

27

3

24

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

6

1

5

4.2.

Основные приемы оказания 1-ой доврачебной помощи

9

1

8

4.3.

Приемы транспортировки пострадавшего.

12

1

11

5.

Культура общения и взаимодействия

3

-

3

5.1.

Учимся общаться

1

-

1

5.2.

Подари людям праздник

1

-

1

5.3.

Труд всем на радость

1

-

1


Итого

324

59

265





Содержание программы 1 года обучения


Введение: знакомство, содержание курса, вводный инструктаж по технике безопасности, инструктаж по правилам дорожного движения. Права и обязанности воспитанников

1. Основы туристической подготовки

Теория. Перечень личного снаряжения для однодневного и многодневного похода. Требования к снаряжению. Групповое снаряжение. Перечень основных предметов группового снаряжения. Рюкзаки, спальники, туристические коврики, палатки. Укладка рюкзака. Установка палатки.

Виды биваков в весенний, летний и осенний периоды. Виды биваков в зимний период. Виды костров и их значение. Питание в походе, нормы. Гигиена. Движение в походе по пересечённой местности, безопасные приёмы, виды страховки. Туристические узлы.

Практика. Организация биваков в весенний, летний, осенний и зимний периоды. Виды костров и их растопка. Вязка туристических узлов.

2. Топография и ориентирование.

Теория. Рельеф и способы его изображения. Общие условные топографические знаки. Работа с компасом. Определение понятия «масштаб» и «компас». Марки компасов. Пользование компасом в походе. Классификация карт. Спортивные карты. Масштабы.

Практика. Изображение условных топографических знаков на карту. Определение сторон горизонта. Определение азимута. Ориентирование на местности.

3. Краеведение.

Теория. Развитие туризма в Российской Федерации. Развитие туризма в Кемеровской области. Классификации видов туризма. Растительный и животный мир Кемеровской области. Памятники Кемеровской области, заповедники.

Практика. Описание материала и составление презентаций по выбору.

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Теория. Основы гигиены туриста в походе. Содержание походной аптечки. Профилактика различных заболеваний и травм в походе.

Практика. Способы транспортировки пострадавшего. Наложение простейших повязок.

5. Культура общения и взаимодействия.

Практика. Игры на сплочение коллектива. Подготовка и проведение спортивного праздника.






Учебно-тематический план 2 года обучения


п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение: содержание курса, вводный инструктаж по технике безопасности, инструктаж по правилам дорожного движения. Права и обязанности воспитанников

3

3

-

1

Туризм и его значение в жизни человека

318

103

215

1.1

История развития туризма

3

3


1.2

Топографическая подготовка: виды карт, масштабы, знаки.

9

3

6

1.3

Ориентирование на местности

39

9

30

1.4

Организация туристического похода

77

27

50

1.5

Защита от укусов насекомых и змей

6

3

3

1.6

Организация бивака в экстремальных условиях

24

6

18

1.7

Виды костров.

Действия при лесных пожарах

6

3

3

1.8

Автономное существование в экстремальных условиях

30

12

18

1.9

Доврачебная помощь

43

13

30

1.10

ОФП

72

9

63

1.11

Соревнования

15

-

15


Итого за период обучения

324

107

217














Содержание программы 2 года обучения


Введение

Теория. Презентация программы «Высота». Правила занятий в детском объединении. Экскурсия по ДДТ.

Раздел 1. Туризм и его значение в жизни человека

1.1 История развития туризма

Теория. Возникновение туризма. Развитие туризма в дореволюционной России. Развитие туризма в Советском Союзе. Развитие туризма в Российской Федерации. Развитие туризма в Кемеровской области. Классификации видов туризма.

Практика. Игра «Туристята»

1.2 Топографическая подготовка

Теория. Рельеф и способы его изображения. Общие условные топографические знаки. Работа с компасом. Определение понятия «масштаб» и «компас». Марки компасов. Пользование компасом в походе. Классификация карт.

Практика. Изображение рельефа, условных топографических знаков на карту. Определение сторон горизонта. Определение азимута.

1.3 Ориентирование на местности

Теория. Способы ориентирования на местности. Ориентирование по местным признакам.

Практика. Передвижения на местности с использованием карты, компаса и местных признаков.

1.4 Организация туристического похода

Теория. Составление плана похода и определение его задач. Подбор группы участников похода и распределение обязанностей. Определение района похода и сбор сведений о районе путешествия. Подбор личного и группового снаряжения. Темп движения и порядок движения группы. Питание в походе. Преодоление крутых склонов. Лесные заросли, завалы. Личная гигиена в походе. Укладка рюкзака. Разбивка лагеря.

Практика. Составление плана похода, определение маршрута, прокладывание нитки маршрута. Укладка необходимых вещей в рюкзак. Разбивка лагеря. Установка туристской палатки.

1.5 Защита от укусов насекомых и змей

Теория. Изучить виды ядовитых змей и насекомых. Укусы насекомых и змей. Укус клеща.

Практика. Первая помощь при укусах змей, клещей и насекомых.

1.6 Организация бивака в экстремальных условиях

Теория. Виды биваков в весенний, летний и осенний периоды. Виды биваков в зимний период.

Практика. Организация биваков в весенний, летний, осенний и зимний периоды.

1.7 Виды костров. Действия при лесных пожарах

Теория. Виды костров и их значение. Действия при лесных пожарах.

Практика. Виды костров и их растопка. Действия при лесных низовых пожарах. Действия при лесных верховых пожарах. Действия при торфяных пожарах.

1.8 Автономное существование в экстремальных условиях

Теория. Съедобные грибы и растения. Способы добывания воды, огня. Животные Кемеровской области, их повадки, следы.

Практика. Определение съедобных и несъедобных грибов и растений. Способы добывания огня. Определение животных по следам. Знаки о помощи.

1.9 Доврачебная помощь

Теория. Состав походной аптечки. Профилактика и оказание первой помощи при кровотечении, переохлаждении, простудном заболевании, ушибе, отравлении, тепловом ударе. Специфика комплектования походной аптечки. Способы и виды наложения простейших повязок. Способы транспортировки пострадавшего.

Практика. Первая помощь при кровотечении, переохлаждении, простудном заболевании, ушибе, отравлении, тепловом ударе. Комплектование походной аптечки. Наложения простейших повязок. Транспортировка пострадавшего.

Итоговое занятие по программе

Теория. Беседа по пройденному материалу

Практика. Тестирование.
















Учебно-тематический план 3 года обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика


Введение: содержание курса, вводный инструктаж по технике безопасности, инструктаж по правилам дорожного движения. Права и обязанности воспитанников

3

3

-

1

Техника лыжного туризма

111

15

96

1.1

Особенности лыжного туризма

18

3

15

1.2

Отдельные технические приемы

69

9

60

1.3

Транспортировка пострадавшего, груза

24

3

21

2

Техника пешего туризма

210

28

182

2.1

Снаряжение

12

6

6

2.2

Отдельные технические приемы

81

6

75

2.3

Транспортировка пострадавшего

27

3

24

3

ОФП

72

12

60

4

Соревнования

15

-

15


Итоговое занятие по программе

3

1

2

Всего:


324

46

278
















Содержание программы 3 года обучения


Введение

Теория. Презентация программы «Высота». Правила занятий в детском объединении. Экскурсия по ДДТ.

Раздел 1. Техника лыжного туризма

1.1 Особенности лыжного туризма

Теория. Перечень личного снаряжения для однодневного лыжного похода. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобство в пользовании и переноске. Групповое снаряжение. Перечень основных предметов группового снаряжения. Основные правила по уходу за снаряжением и способы его ремонта.

Практика. Техника и тактика передвижения на лыжах.

1.2 Отдельные технические приемы

Теория. Переправа по тонкому льду во время туристического похода. Действия в лавиноопасных участках. Поиск пострадавших.

Практика. Отработка практических умений

1.3 Транспортировка пострадавшего

Теория. Основные правила транспортировки пострадавшего.

Практика. Изготовление волокуш с использованием лыж. Изготовление волокуш с использованием подручного материала. Транспортировка пострадавшего по тонкому льду.

1.4 Транспортировка груза

Теория. Основные правила транспортировки груза

Практика. Транспортировка груза по тонкому льду. Транспортировка груза по навесной переправе. Транспортировка груза по параллельным веревкам. Транспортировка груза при подъеме и спуске.

Раздел 2. Техника пешего туризма

2.1 Снаряжение

Теория. Перечень личного снаряжения для однодневного и многодневного похода. Требования к снаряжению. Групповое снаряжение. Перечень основных предметов группового снаряжения. Рюкзаки, спальники, туристические коврики, палатки. Спусковые и подъемные устройства (жумар, восьмерка).

Практика. Основные правила по уходу за снаряжением и способы его ремонта. Техника и тактика передвижения. Вязка узлов (проводник, двойной проводник, восьмерка, встречный). Вязка узлов (грепвайн, срединный австрийский, штык, булинь).

2.2 Отдельные технические приемы

Теория. Технические приемы переправы вброд, переправы через реку по бревну, по параллельным веревкам, по навесной переправе, спусков и подъемов.

Практика. Переправа вброд. Переправа через реку по бревну. Переправа через сухой овраг по дну и по бревну. Спортивный спуск. Спуск дюльфером. Траверс склона. Переправа через ручей, овраг маятником. Переправа по параллельным веревкам. Подъем с самонаведением. Спуск с самонаведением. Подъем и спуск по судейским перилам.

2.3 Транспортировка пострадавшего

Теория. Способы изготовления носилок для пострадавшего. Способы переправы пострадавшего по навесной переправе; легко пострадавшего на подъеме и спуске.

Практика. Изготовление носилок и транспортировка пострадавшего по пересеченной местности, навесной переправе. Транспортировка легко пострадавшего на подъеме и спуске.

Итоговое занятие по программе

Теория. Беседа по пройденному материалу

Практика. Тестирование.


































Методическое и материально-техническое обеспечение программы

Для более успешного проведения занятий необходимо следующее методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. Правила соревнований по спортивному туризму;

  2. Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция – пешеходная».

  3. Учебная схема «Самоуправление в туристской группе».

  4. Перечни основных и временных обязанностей в туристском походе.

  5. Учебные плакаты:

    • виды туризма;

    • транспортировка пострадавшего;

    • первая медицинская помощь;

    • укладка рюкзака;

    • ядовитые растения;

    • ядовитые грибы;

    • ориентирование в походе;

    • топографические условные знаки;

    • разбивка бивака;

    • виды костров.

  6. Образцы меню продуктов и списков продуктов для однодневного похода и похода с ночлегом.

  7. Таблица «Нормы продуктов в туристическом походе».

  8. Образцы различных моделей компасов.

  9. Географическая карта Кузбасса.

  10. Условные знаки топографических карт.

  11. Образцы туристского снаряжения (личного и группового).

  12. Туристское снаряжение:

- рюкзаки;

- палатки;

- спальные мешки;

- кухонные и костровые принадлежности;

- веревки;

- карабины;

- страховочные пояса.

14. Видеофильмы о туристских походах в различных климатических и сезонных условиях.

15. Видеофильмы о тренировочном процессе спортивного туризма.

































Список литературы для педагога

  1. Теплоухов В.В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма. - СРК г. Первоуральск, 2002г.

  2. Устиновский Н.Н. Техника туристического многоборья, книга 1. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2002г.

  3. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.

  4. Модели профильных полевых туристских лагерей. // Внешкольник 2005 №6

  5. Пасечный П.С. Туристская работа в трудовом коллективе. – М.: Профиздат, 1983. – 160с.

  6. Туристские коллективы школьников: приоритеты развития. // Внешкольник 2005 №6

  7. Арзютов Д.В., Бобров В.В. и др., История Кузбасса. Кемерово, «СКИФ», «Кузбасс» 2006

  8. Соловьёв Л.И. Беседы по краеведению Кузбасса: учебное пособие Кемерово, Изд-во КРИПКиПРО, 2010

  9. Северный В.Я.(авт.-сост.) Туризм в Кузбассе Учебное пособие –Кемерово: ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ» 2009

  10. Соловьёв Л.И. Книга о природе Кузбасса – Кемерово 2012
















Список литературы для детей

  1. Вяткин Л.А. Спортивное ориентирование. 2-е издание, Саратов, «Академия» 2004г.

  2. Садикова И.Б. 1000+1 совет туристу: Школа выживания. – Мн.: Современный литератор, 2000. – 352с.

  3. Соловьев В.В. География Кузбасса.

  4. Соловьёв Л.И. Книга о природе Кузбасса – Кемерово 2012

























17