УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. МИНУСИНСКА
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей №7»
Утверждена
Научно-методическим
Советом МОБУ « Лицей №7»
Протокол №______________
От «____»____________2017г.
Директор _________________
В.Ю. Сергушкина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Эколого-биологической направленности
Занимательная химия
( для учащихся 5-8 классов)
срок реализации 2 года.
Автор: Дорогова Н.Н.,
учитель химии.
Минусинск, 2017.
Пояснительная записка
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление на соответствующие специальности.
Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Содержание данной программы направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.
Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Эта программа дает возможность учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются :
Программа способствует формированию следующих ключевых компетентностей:
- познавательной компетентностей ( использование наблюдений, измерений, моделирований);
- информационной компетентности ( способность работы с различными источниками информации, способность к критическому суждению в отношении получаемой информации, компьютерная грамотность;
-коммуникативной компетентности ( способы формирования и формулирования мысли, владения способами презентации себя и своей деятельности).
Цель кружка: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.
Задачи курса:
Сформировать у учащихся сознание необходимости: заботиться о своём здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять;
Обучить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
Создать условия для становления информационной компетентности;
Использовать и развивать межпредметные связи.
Программа рассчитана на учащихся 5-6, 7-8 классов, наполняемость групп (10-15 человек). Срок реализации программы 2 года. ( соответствие Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПи 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий).
Усвоение материала по программе можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельным работам, творческим работам, рефераты, анкетирование, тесты; итоги работы можно проследить конференции, устном журнале и др.
Курс «Занимательная химия» предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры.
Содержание программы
1-й год обучения
( 5-6 классы)
Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием. (8 часов)
Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.
Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.
Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки. Нагревание и прокаливание.
Демонстрация фильма.
Раздел 2. Химия в быту.( 28 часов)
2.1. Кухня.(10 ч.)
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.
Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.
Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
2.2. Аптечка. ( 4 ч.)
Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин.
Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Чего не хватает в вашей аптечке.
2.3. Ванная комната или умывальник. ( 4 ч.)
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.
Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.
Соль для ванны и опыты с ней.
2.4. Туалетный столик. (2 ч.)
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.
2.5. Папин «бардачок». ( 6 ч.)
Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!
Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое.
Бензин, керосин и другие «- ины».
Обыкновенный цемент и его опасные свойства.
2.6. Садовый участок. (2 ч.)
Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.
Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.
Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.
Раздел 3. Химия за пределами дома. (30 часов)
3.1 Магазин. ( 10 ч.)
Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина.
Экскурсия Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль».
Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо.
Минеральные удобрения и ядохимикаты.
Раствор аммиака. Стеклоочистители.
Экскурсия в хозяйственный магазин каждому необходим.
Экскурсия в магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.
Знакомые незнакомцы.
Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.
3.2. Аптека. ( 6 ч.)
Экскурсия Аптека – рай для химика.
Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода.
Марганцовка и глицерин – опасное сочетание.
Формалин. Как посеребрить монету и стекло.
Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.
Необычный препарат «Ликоподий».
Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.
Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт.
Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам».
Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.
Кто готовит и продаёт нам лекарства.
3.3. Берег реки. ( 14 ч.)
Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек.
Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы.
Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор.
Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.
Подведение итогов. ( 2 часа)
По окончанию I года обучения учащиеся должны:
Знать:
Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека.
Когда соль – яд.
Полезные и вредные черты сахара.
Что такое «антиоксиданты».
Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и
вкусовые добавки.
Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.
Свойства обычной зелёнки, перекиси водорода, свойства
марганцовки.
Что полезнее: аспирин или упсарин.
Какую опасность может представлять марганцовка.
Как поступить со старые лекарствами.
Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
Какие порошки самые опасные
Кто такие «токсикоманы»
Чем опасны нитраты.
Значение различных минеральных удобрений.
Керосин и другое бытовое топливо.
Уметь:
Обращаться с лабораторным оборудование и веществами, соблюдая правила техники безопасности
Проводить простейшие опыты, исследования
Применять полученные знания на практике и в быту;
Производить простейшие расчеты.
Учебно-тематическое планирование
1-й год обучения.
(5-6 классов)
Тема, изучаемые вопросы | Количество часов |
Теория | Практика |
Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием.( 8 часов) |
Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Оборудование кабинета химии. Ведение лабораторного хозяйства. | 1 | 1 |
Химическая посуда. Нагревание, взвешивание. Вытяжной шкаф. | 1 | 1 |
Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»: вулкан, звездный дождь, фейерверк в середине жидкости, зеленый огонь и др. | | 2 |
Профориентационная лекция. | 2 | |
Итого: | 4 | 4 |
Раздел 2. Химия в быту.( 28 часов) |
2.1 Кухня. ( 10ч.) Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др. | | 2 |
Поваренная соль и её свойства. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. | 1 | 1 |
Растительные и другие масла. Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. | 1 | 1 |
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. | 1 | 1 |
Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки. | 1 | 1 |
2.2. Аптечка. (4 ч.) Аптечный иод и его свойства. | 1 | |
Домашняя аптечка. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. | | 1 |
Перекись водорода и гидроперит. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». | 1 | |
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке. | | 1 |
2.3. Ванная комната.( 4 ч.) Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. | 1 | 1 |
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь. | 1 | 1 |
2.4. Туалетный столик.(2 ч.) Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. | 1 | 1 |
2.5. Папин «бардачок». ( 6 ч.) Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Электролит – это что-то знакомое. | 1 | 1 |
Хозблок или гараж. Бензин, керосин и другие «- ины». Обыкновенный цемент и его опасные свойства. | 1 | 1 |
Занимательные опыты по теме «Химия в сельском хозяйстве». | | 2 |
2.6. Садовый участок. (2 ч.) Медный и другие купоросы. | 1 | |
Сад и огород. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать. | 1 | |
Итого | 13 | 15 |
Раздел . Химия за пределами дома. (30 часов) |
3.1. Магазин. ( 10 ч.) Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»: вулкан, звездный дождь, фейерверк в середине жидкости, зеленый огонь и др. | | 2 |
Сера молотая – для чего она и что с ней можно сделать. Калийная селитра (калиевая селитра) и аммиачная селитра. А при чём тут порох? | 1 | 1 |
Хозяйственный магазин. Раствор аммиака. Стеклоочистители. | | 2 |
Продуктовый магазин. Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений. Зачем в продуктовом магазине сорбит. Сорбит тоже спирт, только многоатомный. | 1 | 1 |
Продуктовый магазин. Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Знакомые незнакомцы. | 1 | 1 |
3.2. Аптека. ( 6 ч.) Аптека – рай для химика. | 1 | |
Ядовитый формалин и бесценная глюкоза – что же между ними общего? Серебрим медные изделия и делаем ёлочные шары. А как получить медное зеркало? | | 1 |
Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой, исландским мхом и другими лекарствами | | 2 |
Занимательные опыты по теме «Химия в природе»: добывание золота, минеральный хамелеон и др. | | 2 |
3.3. Берег реки. ( 14 ч.) Обнаружение железной руды среди «булыжников» | | 2 |
Можно ли спутать золото и медный колчедан? А свинец и галенит? | 1 | |
Как отличить мрамор от кварцита. Распознаём карбонатные породы. | 1 | |
Проведение дидактических игр: кто внимательнее кто быстрее и лучше узнай вещество узнай явление | | 2 |
Работа над проектом. | | 2 |
Работа над проектом. | | 2 |
Работа над проектом. | | 2 |
Подведение итогов. | 2 | |
Резервное время. | 2 | |
Итого ( 68 часов) | 27 | 41 |
Содержание программы
2-й год обучения
(7-8 классов)
Раздел 1. Введение. ( 14 часов.)
Школьная химическая лаборатория: реактивы, посуда, оборудование.
Оборудование для практических и лабораторных работ по химии. Приборы. Нагреватели и меры предосторожности при работе с ними. Электрические приборы. Выпрямитель тока и электролизёр, приёмы безопасной работы с ними. Механические и стеклянные приборы. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории
Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Общие правила техники безопасности в кабинете химии.
Демонстрация фильма.
Раздел №2. Мы в мире химии (54 часа).
2.1. Биосфера – среда жизни человека (4 ч).
Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, уменьшение озонового слоя, загрязнения тяжёлыми металлами, нефтепродуктами; кислотные дожди.
2.2. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (10 ч).
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.
Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии: ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.
Практическая работа №1 . Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Химическое загрязнение атмосферы. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность.
2.3. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (8 ч).
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
Практическая работа №2 . Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.
Практическая работа №3. Определение жёсткости воды.
2.4. Пища, которую мы едим (8 ч).
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.
Практическая работа №4. Определение нитратов в плодах и овощах.
Практическая работа №5 . Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.
25. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье
человека (26 ч).
Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.
Практическая работа №6. Определение относительной запылённости воздуха в помещениях.
Решение задач с экологическим содержанием (2 ч).
Резервное время (2 ч).
Подведение итогов (2 ч).
Учебно-тематическое планирование.
2-й год обучения.
(7-8 классов )
Тема, изучаемые вопросы | Кол-во часов |
Теория | Практика |
Раздел 1. Введение. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. (14 часов) |
Лаборатория кабинета химии. Лабораторное оборудование. | 2 | |
Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Демонстрационное оборудование. | | 2 |
Нагревательные приборы и нагревание. Перегонка жидкости при помощи круглодонной колбы. | 1 | 1 |
Электрические приборы и работа с ними. | 1 | 1 |
Вытяжной шкаф. | 1 | 1 |
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». | | 2 |
Резервное время | 2 | |
Итого: | 7 | 7 |
Раздел 2. Мы в мире химии (54 часа) |
2.1. Биосфера (4 часа) |
Понятие о биосфере, как среды жизни человека. Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислородные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнения природы тяжёлыми металлами, нефтепродуктами. | 2 | 2 |
2.2. Атмосфера. ( 10 часов) |
Воздух, которым мы дышим. Состав воздуха. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди. | 2 | 2 |
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя земли. Его значение для жизни и возможные последствия. | 1 | 1 |
Пути решения защиты атмосферы. Сокращение выбросов углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив. Международное законодательство в области охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях. | 1 | 1 |
Практическая работа №1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение состава атмосферных осадков на кислотность. | | 2 |
2.3.Гидросфера. Вода, которую мы пьём.( 8 часов) |
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды. | 1 | 1 |
Санитария питьевой воды, понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество. Практическая работа № 2. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования. | 1 | 1 |
Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. | 2 | |
Практическая работа № 3. Определение жёсткости воды. | | 2 |
2.4. Пища, которую мы едим. ( 6 часов) |
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу | 2 | |
Практическая работа № 4. Определение нитратов в плодах и овощах. | | 2 |
Практическая работ № 5. Пищевые добавки. Изучение состава продуктов (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и влияние на организм. | | 2 |
2. 5. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека. (26 часов) |
Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др. | | 2 |
Пылевые загрязнения помещений. Практическая работа № 6. Определение относительной запылённости помещений. | 1 | 1 |
Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах. | 1 | 1 |
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. | 2 | |
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. | 2 | |
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 7-8 классов членами кружка. | 2 | |
Решение задач с экологическим содержанием. | | 2 |
Викторина «Химия и охрана природы». | | 2 |
Анкетирование или сочинение на тему: «Природа и мы». | | 2 |
Профориентационная лекция. | 2 | |
Проведение дидактических игр: | 2 | |
Разгадывание шарад, головоломок, кроссвордов по химии. | | 2 |
Заключительное занятие. | 2 | |
Итого: ( 68 часа) | 33 | 35 |
По окончанию II года обучения учащиеся должны:
Знать:
качественный и количественный состав воздуха;
последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
проблему загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
роль озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);
примерный качественный состав природных вод;
роль воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;
методы очистки пресной воды от загрязнений;
нормирование качества питьевой воды;
проблему загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
проблему пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
проблему содержания понятия «парниковый эффект»,
проблему «кислотных дождей», пути решения проблемы;
состав пищи, пищевых добавках, их действии на организм;
проблему, связанною с избытком минеральных удобрений в почве;
состав строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;
основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;
законодательство в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
экологические проблемы местного значения;
роль химии в решении экологических проблем.
Уметь:
составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;
бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
применять простейшие методы очистки питьевой воды;
анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.
Механизм отслеживания получаемых результатов.
1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);
2) на развитие внимания (ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);
3) на развитие воображения (аукцион);
4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);
5) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);
6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);
7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).
Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах занятия: в начале занятия, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать занятия можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.
Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.
Ожидаемые результаты.
Повысить свой общекультурный уровень. Научится находить необходимый материал в различных источниках (книги, Интернет и др.) Создавать и представлять доклады в форме презентаций. Пользоваться химической посудой, реактивами и проводить простейшие химические опыты. Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Материально – техническое обеспечение.
№ | Наименование | Количество |
I. | Печатные пособия Комплект портретов ученых-химиков. Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»). Серия инструктивных таблиц по химии Серия таблиц по неорганической химии Серия таблиц по органической химии Серия таблиц по химическим производствам | 1 1 1 1 1 1 |
II. | Информационно-коммуникативные средства Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии Электронные библиотеки по курсу химии Электронные базы данных по всем разделам курса химии | 1 1 1 |
III. | Технические средства обучения Компьютер мультимедийный (с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, приводами для чтения и записи компакт-дисков. Оснащен акустической колонкой, и наушниками) Экран проекционный | 1 1 |
IV. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента общего назначения Демонстрационные набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии Специализированные приборы и аппараты Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента Модели. Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда. Набор для моделирования строения неорганических веществ Набор для моделирования строения органических веществ Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации) Набор для моделирования строения атомов и молекул Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Модели - электронные стенды. | 10 4 - 6 6 1 1 1 1 1 3 |
V. | Натуральные объекты, коллекции. Алюминий Волокна Каменный уголь и продукты его переработки Каучук Металлы и сплавы Минералы и горные породы Набор химических элементов Нефть и важнейшие продукты ее переработки Пластмассы Стекло и изделия из стекла Топливо Чугун и сталь | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
VI. | Реактивы Набор № 1, №2 ОС «Кислоты» Набор № 3 ОС «Гидроксиды» Набор № 4 ОС «Оксиды металлов» Набор № 5 ОС «Металлы» Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы» Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества» Набор № 8 ОС «Галогены» Набор № 9 ОС «Галогениды» Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» Набор № 11 ОС «Карбонаты» Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты» Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа». Набор № 14 ОС «Соединения марганца» Набор № 15 ОС «Соединения хрома» Набор № 16 ОС «Нитраты» Набор № 17 ОС «Индикаторы» Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения» Набор № 19 ОС «Углеводороды» Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества» Набор № 21 ОС «Кислоты органические» Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины» Набор № 23 ОС «Образцы органических веществ» Набор № 24 ОС «Материалы» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Литература
Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.
Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Галичкина О,В,. Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды.- Волгогра: Учитель, 2005.-119с.
Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. -2,2000.
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.-М.: 5 за занния, 2007.- 208с.
Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд. ООО «Красикопринт», 1996. – 208с.
Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. – Химия в школе, 5-2004.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. – Химия в школе. 5,1997.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, 2004.-120с.
Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьём. //Химия в школе. – 3,2004.
Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.
Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.
Степин Б.Д.,Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002
Ширшина Н.В.Сборник элективных курсов., Волгоград. Учитель, 2008г.
Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. – Химия в школе.3-2001.
Интернет ресурсы.
http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса «Открытая Химия 2.5», интерактивные Java-апплеты (модели), on-line-справочник свойств всех известных химических элементов, обзор Интернет-ресурсов по химии постоянно обновляется. "Хрестоматия" – это рубрика, где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов, имеющиеся в сети.
http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.
http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/krov.htm. Занимательные опыты по химии.