СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Историческое краеведение» для обучения детей 10 - 12 летнего возраста, продолжительность освоения - 1 год

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Историческое краеведение" является личной разработкой методиста туристко-краеведческого структурного подразделения, в помощь  молодому (начинающему) педагогу. Подготовлена с целью быстрого вхождения в  изучаемый предмет дополнительного образования - краеведение, приобретения первоначального опыта работы, на основе которого педагог может уже самостоятельно  выполнить свой модифицированный вариант.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Историческое краеведение» для обучения детей 10 - 12 летнего возраста, продолжительность освоения - 1 год»

Управление образования Сальского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом пионеров и школьников имени

Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко г. Сальска





«Одобрено» «Утверждаю»

на заседании педагогического Директор МБУ ДО ДПШ

совета Протокол № _ им. Н.И.Филоненко г. Сальска __ августа 201_ г. __________(Ф.И.О.)

пр. № ___ от __ августа 201_ года



дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Историческое краеведение»

для обучения детей 10 - 12 летнего возраста

продолжительность освоения 1 год



Разработчик:

Ф.И.О.,

педагог дополнительного

образования



Сальск

2016 год



2

Содержание

Введение с. 3

1. Пояснительная записка с. 3

1.1. Обоснование актуальности программы с. 3

1.2. Психолого – педагогические аспекты программы. с. 6

1.3. Анализ дополнительных образовательных. с. 8

1.4. Цели и задачи образовательной программы. с. 10

1.5. Принципы образовательной деятельности. с. 11

1.6. Условия реализации программы. с. 12

1.7. Реализация компетентностного подхода в образовательном

процессе. с. 13

1.8. Описание технологии процесса обучения и творчества. с. 14

1.9. Ожидаемые результаты. с. 17

2. Учебно – тематическое планирование с. 19 3. Содержание программы. с. 24

4. Аттестация. Способы определения результативности. с.27

5. Материально – техническое обеспечение программы. с. 32

6. Охрана жизни и здоровья детей. с.32 7.Список литературы. с. 34








3

Введение
Патриотизм…Любовь к своей Родине…Готовность отдать за нее жизнь... Эти понятие всегда ассоциируется с подвигом солдат и офицеров Великой Отечественной войны. Почему? Наверное, потому, что усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. И включение подрастающего поколения в воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда сам ребенок, ощущает себя участником истории, «дает свои плоды»: включение подростков в движение «Поиск», походы по местам боевой славы, создание в школах Комнат боевой славы, а потом и Музеев боевой славы, встречи с ветеранами войны, несение поста №1, у памятника погибшим в годы войны 9 мая, в своем городе. Патриотами не рождаются, ими становятся. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года.


1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование актуальности программы

Многие педагоги выражают свое мнение, что внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма — он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучающего историю Родину только по книгам.
Считают, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но в противовес данному мнению существует и другое утверждение, что как

4

и всякое социальное явление патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нужно двигаться? Кажется, чего проще – есть программы: российские, региональные, районные. Отработан механизм их воплощения, разработаны схемы деятельности. Но требования времени заставляют искать новые подходы в развитии патриотического воспитания, совершенствовать собственное методическое творчество. Верно, подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно, сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. И мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно - научного цикла. Важность данной проблемы отражена в Законе РФ «Об образовании» и связана с национально-региональным компонентом школьного образования. Программа опирается на законодательную и нормативную базу, регулирующую деятельность системы дополнительного образования в Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании в РФ», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (от 20.06.2003 № 27 Д, СанПин 2.4.4.3172-14, утвержденный постановлением от 4.07.2014 г. № 41), «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (от 11.12.2006 № 06—1844) .

Актуальность  программы  обучения по данной тематике очевидна. Эмоциональные и стрессовые состояния учащихся выплескиваются наружу в виде драк, воровства, хулиганства, сквернословия, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании, вандализма и т.п. Кроме того, демократизация жизни России за последние годы, к сожалению, потеряв приоритеты идеологического воспитания, не создала систему воздействия на молодого человека в плане взаимоотношений личности и общества: идёт сложный процесс возрождения патриотического воспитания, остроактуальной становится проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения. Возникает вопрос: Надо ли заниматься краеведением? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? Анкетный опрос обучающихся старших классов МБОУ лицея № 9 г. Сальска выявил интерес, желание знать историю предков, всегда интересно, откуда ты родом, уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена, история края помогает

5

почувствовать себя частицей Родины, Поэтому можно сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно. Вот почему краеведческая работа в основе, которой лежит личностно-деятельный подход к детям, создаёт наиболее благоприятные условия для самореализации личности, может стать духовным стержнем возрождения России. Кроме того изучение истории родного края является продолжением общеобразовательного процесса. Прошлое юга России очень богато этнически, насыщено событиями, это место, описанное в самом ярком древнем произведении «Слово о полку Игореве», что интерес обучающихся к освоению данной проблемы требует от дополнительной образовательной программы обогащения детей знаниями не только прошлого родных мест через вещественные доказательства, изучение обычаев и традиций, но и топонимики, представляющей интерес с точки зрения обогащения лексики.

Учитывая все вышесказанное, с воспитательной точки зрения, краеведение может и должно стать основой патриотизма. Однако стоит учитывать, что

краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.

С учетом вышесказанного была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Историческое краеведение» для учащихся 4-6 классов, потому как краеведческая деятельность позволяет не только познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа, но и является истоком и основой для осуществления патриотического воспитания подрастающего поколения. Данная программа реализуется через целенаправленную, систематическую совместную деятельность педагога и учащихся. Работа по ее содержанию осуществляется на базе МБОУ лицея № 9 г. Сальска.

Программа разработана в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования (введен предмет – история родного края), который тесно связан с историей жизни страны.

Необходимость изучения программы «Историческое краеведение» обусловлено: во-первых, стремлением воспитать достойных наследников лучших традиций малой Родины;

во-вторых, усиление внимания к истории родного города Сальска и его неотъемлемой части - Сальского района, способствует социально-гуманитарной направленности содержания образования;

6

в - третьих, развивает способность рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического поиска и анализа.

Программа ориентирована на воспитание учащегося – гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. В процессе обучения должно быть сформировано уважение к истории родного края, отечественной истории, культуре и на этой основе осуществляться воспитание гражданственности и патриотизма.

1.2. Психолого – педагогические аспекты программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «Историческое краеведение» охватывает период развития учащихся -10 – 12 лет (младший школьный, подростковый).

Специфика социальной ситуации развития в этом возрасте заключается в том, что ребенок находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими. Все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Детское объединение в этом возрасте является хорошей альтернативой для подростка, исключающее опасность его попадания под дурное влияние уличных компаний и группировок. Поэтому при правильном подходе к психологической ситуации развития педагог дополнительного образования и деятельность д/о могут стать для подростка той средой, в которой он сможет самореализоваться.

Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Хотя, как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным, поэтому требует повышенного внимания и терпения со стороны педагога. Следует учитывать как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

7

К внешним относятся: Изменение характера учебной деятельности: а) многопредметность; б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук; в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активнойфизиологической и биологической перестройки. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11 раз (А. П. Краковский, 1970). И положительное назначение детского объединения заключается в том, что обучение в нем дает подростку возможность почувствовать себя социально-значимым, делает более уравновешенным, собранным, работоспособным, самоорганизованным. В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн), что в полном объеме соответствует содержанию образовательной программы «Историческое краеведение».

Можно говорить о возникновении в начале подросткового возраста сензитивного периода по отношению к закладыванию основ гипотетико-рассуждающего (абстрактно-логического) мышления. “Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Я - концепция в подростковом возрасте — одна из самых динамично развивающихся психологических структур. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного

8

возраста. Обучение в краеведческом объединении становится добровольно выбранным и интересным для самого подростка. Вот почему формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность учащегося. Во взаимоотношениях с педагогом ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: подростки ищут в педагоге старшего друга и наставника, отношения строятся на основе уважения друг к другу. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми. При построении обучающего процесса в детском объединении, педагог должен учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности учащихся, только в этом случае освоение образовательной программы будет иметь положительный результат.

1.3. Анализ дополнительных образовательных программ

При написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы краеведческой направленности «Историческое краеведение», было изучено ряд авторских и модифицированных программ по краеведческому, гражданско – патриотическому воспитанию подростков, положительный опыт работы педагогов был адаптирован и положен в основу данной программы, применительно к деятельности детского объединения: опыт работы В.Н.Безбородова, педагога дополнительного образования МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска (авторская дополнительная общеобразовательная программа «История родного края») и дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «Мой край родной» педагога дополнительного образования Н.А.Локтевой (МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска) по структуре построения «Пояснительной записки», подбора содержания краеведческого материала.

1/ Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России» (МОУ СОШ х. Некрасовка Неклиновский район Ростовской обл.) определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Основные направления реализации программы: - совершенствование процесса патриотического воспитания; - укрепление материально-технической базы школы в вопросах гражданско-

9

патриотического воспитания; - использование государственных символов России в патриотическом воспитании; - информационное обеспечение в области патриотического воспитания. Положительным опытом данного учреждения является тот фактор, чтокомплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан х. Некрасовка. Однако приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи. Программа является краткосрочной, срок реализации 1 год.

2/ Образовательная программа по гражданско – патриотическому воспитанию «Я рожден в России» (автор Климова С.В.) определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей « Центр юных техников» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности, представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Раскрывает актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в современных условиях.

3/ Кроме того в содержательную основу программы патриотической направленности «Историческое краеведение» положена примерная программа по музееведению «Активисты школьного музея» (программы дополнительного образования детей, авторы- Казурова О.А., Константинов

Ю.С., Слесарева Л.П., Министерство образования и науки РФ, Москва, 2008 г.).

Однако содержательная часть программы «Историческое краеведение», учебно – тематические планы разработаны самостоятельно на основе местного историко – краеведческого музейного материала музея «Служу Отечеству» МБУ ДО ДПШ, имеющегося краеведческого музейного материала, собранного на базе МБОУ лицея № 9 с учетом специфики социального окружения, базового образовательного учреждения, интересов, психологических и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом требований ДПШ.



10

Рабочая программа нацелена не только на изучение истории и традиций, культурной и военной истории г. Сальска, но и на приобретение учащимися компетентностей по написанию краеведческих исследовательских работ.

    1. Цели и задачи образовательной программы

Цели:

  • ознакомление учащихся с историческим прошлым города Сальска, микрорайона;

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений, учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, уважение прав человека и демократических ценностей, патриотизма, взаимопонимания между народами;

  • воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанной с малой Родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей, потребностях современной жизни.

Задачи:

  • изучать историческое прошлое Родного края, развивать у учащихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

  • прививать навык самостоятельной работы с архивными материалами, периодической печатью, поисковой деятельности;

  • развитие у них способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического поиска и анализа;

  • развивать творческие способности учащихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;

  • формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;

  • пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям прошлого поколения, институту семьи;

  • воспитания уважения к истории края, стремление сохранить и преумножить культурное достояние своей страны и всего человечества;

  • обеспечить идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой

11



основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения.

1.5. Принципы образовательной деятельности

- учет индивидуальных  и возрастных особенностей детей и подростков;

- выбор вида деятельности  по интересу;

- совместной деятельности педагога и учащегося;

- доступность программы.

Принципами реализации  образования  являются:

Принцип гуманизации образования - основополагающий принцип деятельности, предусматривающий переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций.

Принцип развивающего обучения - своевременная психологическая наука различает 2 уровня развития: актуальный и зону ближайшего развития. Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития обучающегося и соответствует ускорению его развития.  Развитие умственных способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, которыми формируются навыки умственного рационального труда.

Принцип индивидуализации обучения -  всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития и способностей каждого ребенка, формирование на этой основе личных планов развития, обучения и коррекции развития способностей.

Принцип дифференциации обучения – это такая структура, при которой всецело учитываются индивидуальные способности учащихся и формируются группы для их совместного обучения и развития. Принцип целостности  образования – это единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся. Сбалансированность отраслей знаний в содержании образования. Адекватность педагогических технологий.

Принцип гуманитаризации образования  - посредством гуманитаризации образования осуществляется становление духовного мира человека, создаются условия для развития внутренней потребности самосовершенствования и реализации творческих возможностей личности.



12

1.6. Условия реализации программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Историческое краеведение» рассчитана на 1 год обучения (ознакомительный уровень) и предназначена для работы с обучающимися 4-6-х классов общеобразовательной школы, не имеющими дополнительной подготовки, без ограничения и отбора. Занятия по данной программе могут проводиться совместно с юношами и девушками. Возрастной диапазон 10 – 12 лет. При работе педагог обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленный режим труда и отдыха. Количество учебных занятий в группах в неделю должно соответствовать расписанию занятий: 144 часа в год, 4 часа в неделю на одну группу (по 2 занятия). Количество учащихся в одной учебной группе -12 - 15 человек;

Занятия делятся на 2 части с перерывом в 10-15 минут и построены таким образом, что теоретические знания и общие практические навыки даются всей группе (1-я часть занятия), индивидуальная работа ведется в основном в ходе практической части (2-я часть занятия). Таким образом, создаются условия для личностного, профессионального роста и самоопределения учащихся.

Для отслеживания образовательных эффектов на каждой ступени, в целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года предполагаются следующие методы: тестирование, анкетирование, наблюдение в процессе занятий, итоговые формы: зачетное занятие в форме представления творческой работы (презентации), игры-викторины, защиты исследовательской работы, анализа выполненного практического задания, устного или письменного мини-зачета и др.

13


1.7. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей:

  • Информационная компетентность: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, схем, умение работать с дополнительными информационными источниками в поиске необходимых знаний;

  • Познавательная компетентность: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; учебные достижения; интеллектуальные задания; умение учиться и оперировать знаниями.

  • Коммуникативная компетентность: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

  • Рефлексивная компетентность: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

  • Личностная компетентность: развитие индивидуальных способностей; знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии; динамичность знаний.



14

  • Самообразовательная компетентность: способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

  • Социальная компетентность: сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; с развитие личностных качеств, саморегулирование.

Формирование целостных представлений об истории должно осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся.

1.8. Описание технологии процесса обучения и творчества

В содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Историческое краеведение» включены учебные разделы:

Программа включает в себя:

Введение в программу ( диагностическое ) – 2 часа

Первый раздел: Краеведение - наука о родном крае. (4 часа)

Второй раздел: «История Сальска» (26 часов)

Третий раздел: «Социокультурное окружение микрорайона». (12 часов)

Четвёртый раздел: «Истории школы листаем страницы» (20 часов)

Пятый раздел: «Люди земли сальской» (14 часов)

Шестой раздел: Массовая творческая деятельность. (20 часов)

Седьмой раздел: Исследовательская деятельность. (44 часа)

Итоговое занятие (диагностическое) – 2 часа

Общее количество часов- 144 часов.

Программа направлена на то, чтобы предоставить учащимся возможность реализовать свое право на получение качественного дополнительного образования и развитие повышенного уровня посредством создания соответствующей педагогической среды в объединении. Одно из важнейших

15

мест в создании такой среды занимает технология обучения. Данная программа предполагает применение разнообразных инновационных педагогических тех­нологий. Используемые развивающие педагогические технологии.

Педагогическая технология

Направления реализации технологии

Технология целостного процесса обучения и воспитания

  • изучение интересов и потребностей учащихся, их личностных качеств;

  • постановка  конкретных целей и задач;

  • определение ожидаемых результатов;

  • подбор и разработка эффективных методов обучения и воспитания;

  • организация деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • самоконтроль, самооценка, анализ результатов;

  • выдвижение новых целей и задач, корректировка образовательной программы.

Технология активного ( развивающего) обучения

тренинг, основные достоинства которого:

  • высокая самостоятельность и творческая активность участников;

  • направлена на развитие различных способностей учащихся;

  • опора на максимальное использование личного опыта учащихся;

  • предоставление каждому возможности проявить себя;

  • «проигрывание» различных ситуаций, которые возникают в реальной жизни;

  • столкновение и обсуждение различных точек зрения;

  • сотрудничества, уважения, свободного личного выбора.

Технология учебного диалога





Технология проблемно-диалогового обучения

  • развитие у учащихся самостоятельности и инициативы, умения думать, размышлять, формировать и отстаивать свою точку зрения;

  • создание личностно-значимой развивающей ситуации через обращение к личностному потенциалу учащихся – опыту собственных размышлений и чувств, переоценка прежних взглядов и  формирование новых ценностей;

  • ребенок находится в позиции «первооткрывателя» знаний, обеспечивает познавательные потребности ребенка в соответствии с его возможностями.

  Технологии носят гуманистический характер и содержат  нравственный аспект, помогают развить личностные качества учащихся: ответственность, толерантность, активную жизненную позицию, смелость в принятии решений.

Методы реализации программы:

- частично-поисковый;

- поисковый;

- исследовательский.

Формы реализации:

-лекции, беседы;

-экскурсии;

-викторины, кроссворды,

- творческие сочинения;

-обмен сообщениями по определенной теме;

-работа лекторской группы (выступления в младших классах);

-совместная работа со старшими краеведами;

-практические занятия;

-работа в музеях, изучение архивных документов; - встречи с участниками событий, интересными людьми; -индивидуальные, групповые занятия; -участие в краеведческих конференциях.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности педагога и учащегося. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной и образовательной программы:

Краеведческая конференция МБУ ДО ДПШ

Выставки Экскурсии

Участие в муниципальной краеведческой конференции

17

Участие в областной краеведческой конференции.

Условия реализации программы:

- наличие кабинета для проведения занятий;

- содействие администрации МБУ ДО ДПШ, администрации базовому МБОУ лицею № 9 в работе детского краеведческого объединения;

- наличие рабочей программы;

- заинтересованность родителей кружковцев в получении дополнительного образования детьми;

- наличие дидактического материала;

- сотрудничество с архивом, музеями, библиотеками, СМИ и городскими органами по краеведению.



1.9. Ожидаемые результаты.

Компетенции учащихся Знать:

  • название и историю своего региона, родного города, микрорайона, его происхождение;

  • символику Донского края и своего города;

  • традиционные и новые праздники своей местности;

  • дату основания историю развития своего города, микрорайона, памятники истории и культуры;

  • историю школы, в которой ты учишься;

  • имена и дела выдающихся земляков.

Уметь:

  • использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в процессе изучения курса истории Донского края для характеристики и оценки историко- культурной ситуации в г. Сальске и Сальском районе.

  • работать с исторической картой: показывать на карте территорию края, местоположение своего города, использовать её как источник знаний;

  • описывать флаг и герб Ростовской области, города Сальска;

  • изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, в том числе путём сопоставления информации;



18



  • рассказывать, как выглядели и чем занимались жители родного края в различные периоды истории;

  • описывать жилища, предметы быта, одежду своих земляков;

  • давать оценку отдельным явлениям культуры, их художественной и духовной оценки;

  • составлять связный и четкий рассказ по источникам знаний, на основе составления плана.

Предполагаемые результаты:

  • развитие интереса к истории своей малой Родины;

  • воспитание патриотизма, уважения к людям старшего поколения, патриотов своего края;

  • формирование уважения к историческим фактам;

  • приучение к самостоятельному поиску;

  • осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества, гражданина России.

































19

2. Учебно – тематическое планирование

п/п

Раздел

Темы и содержание

Все-го часов

Тео-рия

Практи-ка

1

Введение в программу

Вводное занятие. Ознакомление с годовой программой и расписанием занятий. ТБ на занятиях объединения. Ознакомление с содержанием работы объединения на год ( перспектива). Тестирование. Диагностика воспитанности. Обзор специальной литературы

2

1

1

2

Раздел I.

Краеведение - наука о родном крае.


1.Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.

2.Творческие задания: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае, художественное слово, рисование по теме.

4

2

2






2

2

2



2




3

Раздел II.

История г. Сальска

I. «От хутора до города…»

1.Музейный экскурс: Образование хутора Юндина (Юдичева). Исторический портрет князя Воронцова М.С. Село Воронцовское (Воронцово). 2.История ходока Шаблий П.И. в Санкт-Петербурге. 3. Обстоятельства возникновения посёлка Торговый. Дореволюцион- ное развитие посёлка Торговый. 4. Наш край в годы Первой Мировой войны (1914-1918 г.) На основе краеведческих исследовательских работ.

II. «Сальск предвоенный» (конец 20-х и 30-е годы)»

1. Развитие промышленности в предвоенные годы. Завод имени братьев Красновых. Кирпичный завод. 2. Молочный завод. Мебельная ф-ка

3. Образование в г. Сальске и Сальском районе.

4.Здравоохранение предвоенного Сальска.Строительство Центральной больницы.

5.Дом пионеров и школьников. Обзорная экскурсия 6.Культура и спорт предвоенного железнодорожного узла Сальска. Строительство стадиона. Парк Культуры и Отдыха ( ознакомление с исследованием по теме, прогулка в парк).

III. «Идёт война народная…». Город Сальск в годы Великой

Отечественной войны.

1.22 июня 1941 года в воспоминании ях сальчан. Оборонная продукция сальских предприятий. Эвакуация. Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла

2. Исторический экскурс в музей (ДПШ или РДК) по теме «Месяцы оккупации города».

3.Боевой путь 1135-го ордена Суворова 3-й степени Сальского стрелкового полка ( на основе краеведческого исследования, слайдовой презентации). Герои полка. Изучение экспонатов и документов.

26

2





2



2



2







2



2

2



2





2



2











2







2



2

23,5

2





1,5



2



2







2



2

2



2





1



1











2







2



2






2,5







0,5































1



1










4

Раздел III.

Социокуль-турное окружение микрорай-она




1-2. Обзорная экскурсия по городу: памятники и памятные места. Памятники И.О.Коломийцеву, генералу Маркову. Ознакомление с исследованиями краеведов по теме.

3. Славные страницы сальской милиции. Экскурсия к паятному месту, музейный час в музее «Служу Отечеству» МБУ ДО ДПШ

4. Посещение музея искусства им. В.К.Нечитайло. Знакомство с творчеством художника города.

5-6. «Война вошла в историю сальчан». Посещение памятника на пл. Свободы и памятных плит по ул. Ленина, рассказ педагога о подвиге земляков (апрель- май)

12

4







2





2



4




7

2







1





2



2




5

2







1









2

5

Раздел IY.

«Истории школы листаем страницы»






1.История века- история школы.

2-3.Медалисты – гордость школы. Обновление переносных папок-раздвижек.

2. Директора школы. Работа с архивным музейным материалом.

3. Преемственность поколений - преданность школе. Сбор и обработка краеведческого материала ( беседы, анкетирование, интервью и др. формы работы)

20

2

4





6



8

8

2

2





2



2

12



2





4



6

6

Раздел Y.

Люди земли Сальской.



1-2. Сбор и обработка материалов о почетных и знаменитых гражданах города Сальска( работа в фондах библиотек; встречи-интервью, беседы; работа с музейными и архивными документами).

3-4. Подготовка рефератов и выступлений.

5. Библиотечный час «Почетные граждане Сальского района»

6-7. Подготовка презентаций.

14

4







4



2

4

5

1







1



2

1

9

3







3





3

7

Раздел YI.

Массовая и творческая деятель-ность


1. Интеллектуальная игра-викторина « На Сальских просторах», посвященная 204-й годовщине г.Сальска (8-11 кл.)(сентябрь)

2. Муниципальный этап регионального конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» по теме «Из одного металла льют - медаль за бой, медаль за труд» - заочный этап (оценка работ) ( октябрь) - защита исследовательских работ (ноябрь)

3. Встреча в музейной гостиной «Я нашел тебя, дед!», посвященный Дню неизвестного солдата (декабрь)

4. Практическая мастерская «Разработка экскурсионного маршрута» (январь)

5. КТД, посвященное Дню Победы (апрель)

6. Месячник по патриотическому воспитанию ( январь-февраль; апрель-май)

20

4





2













2



2



2



8

9

2



















1



1



2



3


11

2





2













1



1







5

8

Раздел YII.

Исследова-тельская деятель-ность




- Виды исследовательских работ: доклад (реферат), литературный обзор. Отличие от исследований ( консультация для учащихся, совместно с методистом отдела). - Структура содержания исследовательской работы.

- Общие правила оформления текста научно-исследо­вательской работы

- Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу

- Культура выступления и веде­ния дискуссии

- Подготовка исследовательских работ ( инд. работа) - Школьная краеведческая конференция - Краеведческая конференция МБУ ДО ДПШ

44

2







2



2



6



6

20



2

4

18

1







2



2



6



1

4





2

26

1



















5

16



2

2

9

Итоговое занятие

Диагностика уровня усвоения прог-рамммного материала по образова-тельной программе ( контрольные испытания). Тесты. Диагностика воспитанности.

2

1

1



ИТОГО:

144

74,5

69,5





24

3.Содержание программы

Введение в программу (2 часа) Ознакомление с годовой программой и расписанием занятий. ТБ на занятиях объединения. Ознакомление с содержанием работы объединения на год (перспектива). Тестирование. Диагностика воспитанности. Обзор специальной литературы

Первый раздел: «Краеведение - наука о родном крае. » (12 часов).

Теория: Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.

Практика: Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

Второй раздел: «История г. Сальска» (26 часов)

I. «От хутора до города…»

Теория: 1.Музейный экскурс: Образование хутора Юндина (Юдичева). Исторический портрет князя Воронцова М.С. Село Воронцовское (Воронцово). 2.История ходока Шаблий П.И. в Санкт-Петербурге. 3. Обстоятельства возникновения посёлка Торговый. Дореволюцион- ное развитие посёлка Торговый. 4. Наш край в годы Первой Мировой войны (1914-1918 г.) На основе краеведческих исследовательских работ.

Практика: экскурсия в музей «Служу Отечеству», работа с фото документами, источниками СМИ.



II. «Сальск предвоенный» (конец 20-х и 30-е годы)»

Теория: 1. Развитие промышленности в предвоенные годы. Завод имени братьев Красновых. Кирпичный завод. 2. Молочный завод. Мебельная ф-ка 3. Образование в г. Сальске и Сальском районе. 4.Здравоохранение предвоенного Сальска.Строительство Центральной больницы. 5.Дом пионеров и школьников. Обзорная экскурсия 6.Культура и спорт предвоенного железнодорожного узла Сальска. Строительство стадиона. Парк Культуры и Отдыха ( ознакомление с исследованием по теме).

25

Практика: целевая прогулка в ПКиО, работа с архивными документами, периодической печатью.

III. «Идёт война народная…». Город Сальск в годы Великой

Отечественной войны.

Теория: 1.22 июня 1941 года в воспоминании ях сальчан. Оборонная продукция сальских предприятий. Эвакуация. Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла Практика: 2. Исторический экскурс в музей (ДПШ или РДК) по теме «Месяцы оккупации города».



Теория: 3.Боевой путь 1135-го ордена Суворова 3-й степени Сальского стрелкового полка ( на основе краеведческого исследования, слайдовой презентации). Герои полка.

Практика: Изучение экспонатов и документов.

Раздел III. Социокультурное окружение микрорайона (12 часов)

Теория и практика: Обзорная экскурсия по городу: памятники и памятные места. Памятники И.О.Коломийцеву, генералу Маркову. Ознакомление с исследованиями краеведов по теме.

Теория: 3. Славные страницы сальской милиции.

Практика: Экскурсия к паятному месту, музейный час в музее «Служу Отечеству» МБУ ДО ДПШ

Теория и практика: 4. Посещение музея искусства им. В.К.Нечитайло. Знакомство с творчеством художника города.

Теория: 5-6. «Война вошла в историю сальчан».

Практика: Посещение памятника на пл. Свободы и памятных плит по ул. Ленина, рассказ педагога о подвиге земляков (апрель- май)

Раздел IY.«Истории школы листаем страницы»(20 часов)

Теория: 1.История века- история школы.

Теория: 2-3.Медалисты – гордость школы. Практика: Обновление переносных папок-раздвижек.



26

Теория: 2. Директора школы. Практика: Работа с архивным музейным материалом.

Теория: 3. Преемственность поколений - преданность школе. Практика: Сбор и обработка краеведческого материала ( беседы, анкетирование, интервью и др. формы работы)

Раздел Y.



Люди земли Сальской ( 14 часов) Практика: 1-2. Сбор и обработка материалов о почетных и знаменитых гражданах города Сальска( работа в фондах библиотек; встречи-интервью, беседы; работа с музейными и архивными документами). Практика: 3-4. Подготовка рефератов и выступлений.

Теория: 5. Библиотечный час «Почетные граждане Сальского района»

Практика: 6-7. Подготовка презентаций

Раздел YI.Массовая и творческая деятельность (20 часов)

1. Интеллектуальная игра-викторина « На Сальских просторах», посвященная 204-й годовщине г.Сальска (8-11 кл.)(сентябрь)

2. Муниципальный этап регионального конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» по теме «Из одного металла льют - медаль за бой, медаль за труд» - заочный этап (оценка работ) ( октябрь) - защита исследовательских работ (ноябрь)

3. Встреча в музейной гостиной «Я нашел тебя, дед!», посвященный Дню неизвестного солдата (декабрь)

4. Практическая мастерская «Разработка экскурсионного маршрута» (январь)

5. КТД, посвященное Дню Победы (апрель)

6. Месячник по патриотическому воспитанию ( январь-февраль; апрель-май)

Раздел YII.Исследовательская деятельность (44 часа)

Виды исследовательских работ: доклад (реферат), литературный обзор. Отличие от исследований ( консультация для учащихся, совместно с методистом отдела). - Структура содержания исследовательской работы.

- Общие правила оформления текста научно-исследо­вательской работы

27

- Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу

- Культура выступления и веде­ния дискуссии

Практика: - Подготовка исследовательских работ ( инд. работа)

- Школьная краеведческая конференция

- Краеведческая конференция МБУ ДО ДПШ по теме «Из одного металла льют – медаль за бой, медаль за труд» (апрель);

Итоговое занятие (2 часа)

Защита творческих работ. Диагностика уровня усвоения программного материала по образовательной программе ( контрольные испытания). Тесты. Диагностика воспитанности.



4. Аттестация. Способы определения результативности.

  • Мониторинг образовательной деятельности.

Для отслеживания результативности и успешности учащихся в детском объединении педагогом используется ряд диагностических методик, на основе которых осуществляется педагогический мониторинг. Наиболее часто применяемыми и эффективными являются методы:

1.педагогическое наблюдение; 2.педагогический анализ:

  • Участие учащихся в различных мероприятиях: конкурсно-игровых программах, конференциях, мастер-классах и творческих педагогических мастерских.

  • Конкурсах учрежденческого, регионального, Всероссийского уровня (очные, заочные, дистанционные)

  • Анкетирование.

28

  • Тестирование

  • Опрос;

  • Активность учащихся на занятиях.

К мониторингу образовательной деятельности учащихся можно отнести ведение детских «Портфолио достижений», в которых отражается вся активная краеведческая деятельность каждого учащегося. Портфолио может являться как самостоятельным документом, так и составной частью (отдельным разделом) портфолио детского объединения. «Портфолио достижений» является творческим дневником, который наполняется грамотами, дипломами, фотографиями с различных мероприятий детского объединения, записями личных впечатлений от участия в делах объединения и другой информацией.

Мониторинг образовательной деятельности педагогом проводится регулярно с периодичностью 1 раз в полугодие, целью которого является анализ усвоения программного материала каждым учащимся. Педагогом заполняется «Диагностическая карта» и проводится краткий анализ деятельности ДО за полугодие.

  • Контроль.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят

29

далеко за пределы собственно контроля. Для выяснения роли контроля в процессе обучения краеведческой деятельности рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

Однако стоит отметить, что контроль как учебное действие осуществляется педагогом не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных и творческих операции и действий, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного принятия учебной задачи. Контроль - это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащегося, так и на контроль взаимодействия учащихся и самого педагога.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле группа временно делится на 2-3 группы и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения творческих задач, при акцентировании внимания учащихся

30

на наиболее рациональных способах выполнения заданий. При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала.

Контроль на всех этапах обучения является необходимым для полноценной реализации данной общеобразовательной программы. Для оценки уровня усвоения программы «Историческое краеведение» используются три основных вида контроля:

- текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий; направлен на освоение учебного материала по теме, учебной единице программы.

- промежуточный (или рубежный) - различные формы краеведческих мероприятий, конкурсные краеведческие викторины, занятия-зачеты, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого учащегося, раскрытием его творческих и краеведческих устремлений. Проводится такой вид контроля по окончании изученной темы (раздела), также с целью коррекции и ликвидации пробелов. Методами такого контроля являются повторные тесты, индивидуальные консультации.

- итоговый – подготовка и участие в краеведческих конференциях учрежденческого и муниципального уровня, мастер-классы, являются одной из форм итогового контроля. Это контроль выполнения поставленных задач на год, методом которого является представление продукта на разных уровнях и позволяющим контролировать развитие способностей каждого учащегося детского объединения.

Отдельным видом контроля можно выделить начальный или входной контроль, целью которого является определение уровня развития учащихся,

31

их познавательной активности, творческих способностей, задатков, общего кругозора и пр. Методами его проведения являются тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение и различные активные и интерактивные игровые формы.

Нетрадиционные виды контроля.

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На занятиях детского объединения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, тем более, что решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память и расширять общий кругозор учащихся.























32

5. Материально – техническое обеспечение программы.

Для организации и эффективного проведения образовательного процесса на занятии по краеведению необходимо иметь: - кабинет (классная комната: столы, стулья) для проведения занятий; - мультимедийная аппаратура (компьютер, проектор, экран, сканер, фотоаппарат, проектор); - помещение для организации музея (на базе МБОУ лицея № 9); - возможность использования Интернет - программ; - литература и пособия по краеведению.



5. Охрана жизни и здоровья детей.

Основная задача при организации образовательного процесса состоит в обеспечении качества образовательной среды для сохранения и развития здоровья учащихся. Следовательно, педагог должен соблюдать технику безопасности по охране труда при проведении занятий с учащимися:

При работе педагог обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленный режим труда и отдыха. Количество учебных занятий в группах в неделю должно соответствовать расписанию занятий.

Продолжительность 1 занятия в группах должна составлять 40 - 45 минут. Перерыв между занятиями должен быть не менее 10 - 15 мин.

1.2. Педагог должен знать и выполнять:

- инструкцию и правила по охране жизни, здоровья учащихся:

- санитарные нормы, правила, устройства содержания помещений дополнительного образования образовательного учреждения (в помещении должна быть своевременно произведена влажная уборка, не проводить в перерывах между занятиями сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. Запрещается проветривание путем открывания полностью окон, проветривание проводить только через фрамугу);

- правила пожарной безопасности, знать план эвакуации воспитанников на случай пожара, знать места расположения первичных средств пожаротушения;

33

- инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.

1.3. При проведении занятий педагог должен соблюдать расписание занятий.

1.4. В кабинете должна находиться медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.

1.5. Педагог обязан выполнять требования личной гигиены, содержать в чистоте и порядке рабочее место.

1.6. При организации образовательного процесса не допускать воздействие на воспитанников следующих опасных и вредных факторов: нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости; нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности.

  7. Не допускать использование неисправных технических средств обучения и длительную работу с ними (ПК).      

1.8. При работе с воспитанниками необходимо использовать демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.

Факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья:

  • организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);

  • санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, достаточная освещенность, правильное цветовое решение кабинета, низкий уровень шума);

  • психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога, демократический стиль общения);

  • методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

  • компетентность педагога в вопросах здоровья и здорового образа жизни;

  • достаточно высокий уровень культуры здоровья обучающихся, их грамотность в вопросах здоровья;

  • достаточное количество времени, отведенное на двигательную активность обучающихся (с учетом их возрастной динамики).

Ожидаемый результат: Предупреждение перегрузки учащихся в учебном процессе и ухудшения их здоровья: физического, психического, социального и нравственного.





34

6. Список литературы

6.1. Список литературы для педагога

  1. Активисты школьного музея. Программы для системы дополнительного образования детей, М. ФЦДЮТиК, МосгорСЮТур 2008

  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», Ростов—на—Дону, 1999. с.416

  3. Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования, Материалы к научно – практической конференции. Выпуск 1, Ростов-на-Дону, 1993.

  4. Духовные ценности региональной и национально – этнической культуры – завет предков потомкам», Дом детского творчества, 2009.

  5. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению. Сост. П.В.романченко, Н.Н.Ткаченко, Е.И.ткаченко., Ростов-на-Дону, 2005.

  6. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей. Ростов-на-Дону, 2009.

  7. Особенности обучения и воспитания детей с опережающим развитием. № 1, 2008.

  8. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Сост. С.Г. Щербакова, Изд.-торговый дом «Корифей», 2007.

  9. «Развитие исследовательской деятельности учащихся» - Москва «Народное образование», 2001 г.

  10. Региональные программы Донской средней общеобразовательной школы. Выпуск 1, Ростов-на-Донк, 1993.

  11. Селюнин В.А. Юг России в войне 1941-1945 гг.Ростов н/Д. 1995.

  12. Материалы городского Архива, музея при "Доме пионеров", РДК.

  13. Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода. Источник: http://www.zam.resobr.ru

6.2. Список литературы для учащихся

1. Донская история в вопросах и ответах Е.И. Дулнмова, С.А. Кислицына в 2-х томах. Ростов н/Д 1999.

2. Донское казачество в гражданской войне (1918-1920 г) Ростов н/Д. 1992.

3. История донского казачества. А.В. Венков. Ростов н/Д.2001.



35

4. История Донского края с древнейших времен до конца 16 века О.Г.
Веряскина. Ростов н/Д 2005

5. История Донского края. 17-19 века. Н.В. Самарина. Ростов н/Д. 2004.

6. История Донского края 20 века, С.А. Кислицын И.Г. Кислицыиа.
Ростов н/Д. Л 004.

7. История Дона и Северного Кавказа. С древнейших времен до 1917 года.
Л.И. Нарежного, Н.В. Самариной Ростов н/Д.2001.

8. Незабываемые годы. Малахаткин П.И. г.Сальск. 2000.

Дополнительный материал:

1. Архивные документы

2.Данные публикаций СМИ (районные газеты «Сальская степь», «Компас +», «Неделя нашего региона») 3. Рассказы очевидцев.