СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школьный музей - Родная старина» 2016-2017 учебный год

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Через музей ребёнок   приобщается к духовным ценностям всех поколений

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школьный музей - Родная старина» 2016-2017 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гремячевская школа №1




УТВЕРЖДАЮ

Директор ____________

«__» ____________2016г.









РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей истории и обществознания

от 26.08.2016г. протокол №1

Руководитель м/о _____________________








Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Школьный музей - Родная старина»

2016-2017 учебный год



Возраст детей с 10 лет.

Срок реализации 3 года






Составитель:

Шпилькова Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования






р.п. Гремячево

2017 г.

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Учебный план

4. Рабочая программа

5. Оценочные материалы

6. Методические рекомендации

7. Используемая литература

8. Рекомендуемая литература для детей, для родителей

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (развивающая) программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.03.2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию"

  • Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  • Для 5 кл. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897)

  • Для 6 – 8 кл. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089)

Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Через музей ребёнок   приобщается к духовным ценностям всех поколений.

Коллектив школы начал работу по созданию музея в 1986 году. За это время собраны материалы различной тематики и направленности. Музей школы прошел аккредитацию и действует в сфере дополнительного образования с 2005 года. На базе музея ведется большая краеведческая и просветительская работа.

В соответствии с районной целевой программой «Патриотическое воспитание молодежи Кулебакского района» разработана дополнительно-образовательная программа «Основы музейного дела» краеведческой направленности. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям.

Актуальность данной программы определяется особой ролью школьных музеев в современном обществе.  Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны. Реализация данной программы позволяет воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.

Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания.

2. Содержание программы

Музейная педагогика способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем родном городе, поселке, участвовать в его развитии, социально – культурном обновлении.

Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.

Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. В ходе реализации программы можно сформировать у учащихся потребность в бережном и уважительном отношении к музейным памятникам как части культуры.

Программа ориентирована на возраст детей преимущественно с 10 лет. Сроки реализации программы 3 года. Приём учащихся в объединение дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и на основе заявления родителей или лиц, заменяющих их. Объединение располагается в школе и работает по штатному расписанию. Режим занятий – 2 раза в неделю по 45минут.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

1. Изучать историю родного края, школы, исторических и культурных ценностей русского народа.

2. Формировать патриотические чувства и сознание подростков на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувство гордости за свою страну.

3. Обучать умению сохранять исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания.

5. Формировать навыки поисково-исследовательской деятельности, экскурсионно-массовой работы в музее.

6. Умение общаться с ветеранами войны и труда и заботиться о них.

7. Совершенствовать экспозицию музея, обеспечивать сохранность и пополнение музейного фонда.

8. Осуществлять помощь в организации учебно-воспитательного процесса.

Механизм реализации программы:

  • Изучение символики России, р.п. Гремячево, Кулебакского района.

  • Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, выпускниках школы.

  • Встречи с тружениками тыла, детьми войны, участниками локальных войн.

  • Информационное обеспечение мероприятий.

  • Расширение рамок учебно-воспитательного процесса за счет организации музейных экспозиций, привлечения краеведческого материала, научно-исследовательской деятельности.

  • Совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы, сотрудничество с другими музеями, государственными и общественными организациями.

Основные направления работы

1. Краеведческое и поисковое

Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел.

2. Экскурсионно-туристическое

Воспитание потребности в изучении истории родного края, поселка, района, области, изучение шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов.

3. Экологическое

Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края.

4. Семейное

Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи.

5. Образовательное

Расширение знаний, полученных обучающимися при изучении школьного курса по истории, обществознанию, литературе, географии и т.д.

6. Литературно-музыкальное

Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей, поэтов, художников, воспитание музыкальной культуры, изучение и сбор местного фольклора.

Формы и методы работы.

1. словесные, наглядные, практические

2. проектно-исследовательская деятельность

3. активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование

7. Интернет

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, их интересов и склонностей педагог намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:

 лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);

 семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;

 научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);

 оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций);

 организаторско -  массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы.

Ожидаемый результат

Обучающийся должен знать:

1. Функции музея в целом, в том числе школьного музея;

2. фондовую работу музея;

3. направления деятельности музея;

4. основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея;

5. методику проектно-исследовательской деятельности и оформление работ;

6. формы и методы просветительной и образовательной работ в музее.

Обучающийся должен уметь:

1. Вести поиск музейных материалов;

2. классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет;

3. оформить тематическую выставку и разработать экскурсию;

4. провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;

5. вести интервьюирование;

6. работать с источниками исследований;

7. писать и оформлять исследовательские работы;

8. составлять и оформлять социально-значимые проекты;

9. защищать творческие, исследовательские работы перед публикой.

Ожидаемые результаты программы

1. Расширение знаний о родном крае.

2. Развитие познавательной деятельности.

3. Привитие любви к своей Родине.

4.  Освоение навыков музейного дела.

5.  Сохранение культурного наследия для будущих поколений.

3. Учебный план

Учебно-тематический план

I год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

в том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей.

2

2

-






2.

Основы музейных знаний.

О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы.

4

4

-

3.

Где и как собирать материалы для музея.

4

2

2

4.

Работа с историческими источниками.

4

2

2

5.

Изучение архивных документов

4

2

2

6.

Реставрация экспонатов в условиях школьного музея

4

2

2

7.

Как оформить выставку, музейную экспозицию

4

4

-

8.

Как подготовить доклад, экскурсию

4

2

2

9.

Методы проведения экскурсий

4

2

2






10.

Краеведение

Историческое прошлое нашего края.

8

4

4

11.

Методика проведения социологического опроса

4

2

2

12.

Секреты хорошего интервью

4

2

2

13.

Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник

6

4

2






14.

Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению

12

8

4

15.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

6

-

6






16.

Итого

70

40



30





II год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

в том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие. Подведение итогов лета. Инструктаж по ТБ

2

2

-






2.

Основы музейных знаний.

Свидетели истории

4

2

2

3.

Где и как собирать материалы для музея.

4

-

4

4.

Работа с историческими источниками.

4

-

4

5.

Изучение архивных документов

4

-

4

6.

Учет и хранение собранных документов и вещей.

4

2

2

7.

Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее.

6

4

2






8.

Краеведение

Историческое прошлое нашего края.

6

6

-

9.

Методика проведения социологического опроса

4

2

2

10.

Секреты хорошего интервью.

4

2

2

11.

Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник

6

4

2

12.

Создание презентаций на основе собранного материала

6

2

4






13.

Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ

12

6

6

14.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

6

-

6






15.

Итого

70

30

40





III год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

в том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа.

2

2

-






2.

Научно – исследовательская работа. Как подготовить научно-исследовательскую работу?

4

2

2

3.

Как проводить научное исследование

4

2

2

4.

Как определить и уточнить тему?

4

2

2

5.

Как изучать литературу?

4

2

2

6.

Как определить гипотезу?

4

2

2

7.

Как сформулировать цель и задачи исследования?

4

2

2

8.

Как определить методы исследования?

4

2

2






9.

Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Составные части работы

4

2

2

10.

Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Титульный лист

2

-

2

11.

Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Содержание основной части

6

2

4

12.

Требования к оформлению научно-исследовательской работы Заключение, список используемой литературы.

2

-

2






13.

Требования к оформлению реферата. Составные части работы

2

2

-

14.

Требования к оформлению реферата. Титульный лист.

2

-

2

15.

Требования к оформлению реферата. Содержание основной части

4

2

2

16.

Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы.

2

-

2






17.

Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ

12

-

12

18.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

6

-

6






19.

Итого

70

24

46



4. Рабочая программа

Содержание курса программы 1 года обучения

1. Вводное занятие (теория)

Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.

2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. (теория)

Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.

Где и как собирать материалы для музея. (Практика)

Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.

Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник. (Теория + практика)

Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника

Изучение архивных документов. (Практика)

Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности.

Как оформить выставку, музейную экспозицию. (Теория + практика)

Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок

Как подготовить доклад, экскурсию (теория + практика)

Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.

Как вести экскурсию. (Практика)

Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.

3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (Практика)

. Славное прошлое р.п.Гремячево.

4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (Практика)

Подготовка научно-исследовательских работ.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня.

Ожидаемые результаты

1 год обучения:

1. приобретение учащимися знаний об истории развития музейного дела, видах музеев и специфики их работы

2. освоение приемов сбора, обработки и систематизации материалов

3. приобретение навыков проектного подхода и творческой разработки концепций будущих экспозиций

4. формирование культурных, духовных и нравственных ценностей

5. развитие самодеятельности и творчества учеников

Содержание курса программы 2 года обучения

1. Вводное занятие. (Теория)

Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

2. Основы музейных знаний. Свидетели истории. (Теория)

Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники

Ваши помощники в поисковой работе. (Теория)

Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов, Станция юных туристов. Экскурсии в выше перечисленные организации.

Как работать с газетами, журналами, книгами. (Практика)

Работа с каталогами, Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий. (Практика)

Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото- и видео - аппаратуры. Методика проведения социологического опроса.

Учет и хранение собранных документов и вещей(Практика)

Книга учета. Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы.

Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее. (теория)

Методика проведения экскурсии. Составление текста экскурсии. Организация временных выставок. Организация издательской деятельности. Лекция как одна из форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея

3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (Практика)

Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство края. Современное развитие Кулебакского района. Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник. Создание презентаций на основе собранного материала

4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (Практика)

Подготовка научно-исследовательских работ.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

Ожидаемые результаты.

2 год обучения:

1) приобретение учащимися знаний о видах работы в музеях и научной методики комплектования фондов

2) формирование практических навыков музейной деятельности

3) умение создавать выставочную экспозицию

4) формирование интереса в области музееведения

5) развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления

6) воспитание активной жизненной позиции и познавательного интереса

Содержание курса программы 3 года обучения

1. Вводное   занятие. (Теория)

Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

2. Научно – исследовательская работа. (Теория + практика)

Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить методы исследования?

3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. (Теория + практика)

4. Составные части работы. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы.

5.Требования к оформлению реферата. (Теория)

Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной части.

Заключение. Список литературы. (теория)

6. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.

Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня (практика)

Ожидаемые результаты.

3 год обучения:

1) приобретение навыка составления тематического экспозиционного плана, монтажа экспозиций и выставок музея, сопроводительного текста экспозиций.

2) умение разработать материал для проведения тематических экскурсий

3) освоение приемов и форм подготовки экскурсионного материала

4) освоение методики проведения экскурсий в рамках школьного музея

5) усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения

6) приобретение учащимися социального опыта

5. Оценочные материалы

Критерии оценки результативности.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков;

ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Методы определения результативности

Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий.

1. Самостоятельное заполнение:

  • книги поступлений;

  • акта приемки–сдачи;

  • карточки описания поступающих экспонатов

2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.

3. Разработка и проведение экскурсий.

4. Изучение коллекций школьного музея.

5. Участие в историко-краеведческой конференции обучающихся МБОУ Гремячевской СОШ и городских научно- практических конференциях обучающихся.

6. В конце каждого года обучения проведение деловой игры «Создаем музей», разработка и защита собственных проектов музейного дела, создание виртуального музея.

Итоги работы подводятся следующим образом:

-  проведение экскурсий в школьном музее,

-  встречи с интересными людьми,

-  выступления членов кружка на занятиях,

-  обсуждение работы кружка,

-  реализация социальных проектов.

6. Методические рекомендации

Во время реализации программы будут использованы:

1Организационная работа:

Обзорные и тематические экскурсии для обучающихся школы и детских садов – в течение года

Составление и реализация проектов - в течение года

Дни воинской славы – в течение года

2. Поисковая, исследовательская работа:

Работа с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками локальных войн – в течение года.

Исследовательская работа по изучению родного края -  в течение года.

Исследовательская работа по изучению биографии бывших директоров школы.

Исследовательская работа по изучению выпускников школы (медалисты).

3. Работа с фондами

Работа с картотекой и инвентарными книгами – в течение года

Обновление и дополнение стендов – в течение года

Создание передвижных выставок – в течение года

Прием и обработка вновь поступивших экспонатов – в течение года

4. Учеба актива музея

экскурсоводы

5. Внешняя деятельность музея

Участие в выполнении заданий

Работа в микрорайоне школы

Участие в мероприятиях районного масштаба

Используются следующие формы работы:

1. индивидуальная работа,

2. групповые занятия,

3. встречи с ветеранами,

4. проектная и исследовательская деятельность,

5. оформление выставок,

6. обновление экспозиций,

7. интеллектуальные конкурсы и викторины,

8. экскурсии,

9. посещение музеев.

В рамках данной программы проводится работа по сбору материала и его оформлению, изучению специфики работы музеев и подготовки экскурсоводов.

Итогом работы является проведение экскурсий по школьному музею и участие в различных конкурсах.

В работе широко используются фонды школьной библиотеки, материалы школьного музея, видеотека, современные информационно-коммуникационные технологии.

7. Используемая литература

1. Центр «Педагогический поиск». Научно – методический журнал». Заместителя Директора школы по Воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе, №3\2011г. В.М. Лизинский.

2. Проблемы школьного воспитания. Приложение к журналу «Педагогическое образование». №3\ 2009г. Е.Л. Родионов.

3. Архив школы.

4. Музееведение: музеи исторического профиля. М. 1988.

5. Музей и дети: Методика разработки занятий с младшими школьниками. М. 1994.

6. Музей и культура: Программа. Опыт внедрения. /Под редакцией Е. Г. Вансловой/. М. 1995.

7. Музей и школа. /Под редакцией Т. А. Кудриной/.

8. Научно – методический журнал. Преподавание истории в школе. №2. 2003.

9. Работа со школьниками в краеведческом музее. / Под редакцией Н. М. Ланковой/. М. 2001.

10. Ванслова Е. Г. Музей и школа, – М.: Просвещение, 1985.

11. Гнедовский Б.В. Современные тенденции развития музейной коммуникации М., 1989.

12. Гнедовский Б.В., Некоторые проблемы создания историко-мемориальных музеев. М., 1978.

13. Заболотная И.В., Музееведение. М., 1994.

14. Ионина Н.А. Сто великих музеев мира. М., 1999.

15. Культурно-образовательная деятельность музеев /Под научной редакцией Е. К. Дмитриевой, И. М. Косовой, М., 1997.

16. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев, М., 1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

17. Музееведение. Под ред. проф. Левыкина К.Г., проф. Хербста В., М., 1998.

18. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.

19. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.

20. Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-методическое пособие /Под редакцией Н. М. Ланковой. – М.: Владос, 2001.

21. Ревякин. Музеи мира. М., 1993.

22. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие/ Б. А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004.

23. Хадсон К. Влиятельные музеи, Новосибирск, 2001.

8. Рекомендуемая литература для детей и родителей

1. Клопова М.Н., Шекуров В.А. Православное Гремячево. XVII-XXI столетия. Историко-документальный очерк с иллюстрациями. – «Арзамасская типография». Арзамас. 2011

2. Шекуров В.А., Смирнова Е.В. Дивеевское золотое кольцо. Исторический очерк-путеводитель. – Типография «Рип-НН». Н.Новгород. 2011

3. Материалы школьного музея.

4. Фонды школьной библиотеки.

5. Сайт школы.

6. Видеотека.






Управление образования администрации Кулебакского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гремячевская школа №1




УТВЕРЖДАЮ

Директор ____________

«__» ____________2016г.









РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей истории и обществознания

от 26.08.2016г. протокол №1

Руководитель м/о _____________________






Календарно – тематическое планирование

по программе «Школьного музея - Родная старина»

2016-2017 учебный год



Возраст детей с 10 лет.

Срок реализации 3 года







Составитель:

Шпилькова Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования





р.п. Гремячево

2017 г.



Календарно-тематическое планирование 1 года обучения


тема урока

кол-во час

Содержание

деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения


Вводное занятие. 

1





1

Инструктаж по ТБ. Что такое музей.

2

Знакомство с музеем, с понятием «музей», с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.

Текущий/ беседа

Знать правила поведения во время проведения занятий.

05.09.2017г


Основы музейных знаний.

32





2-3

О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы.

4

Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.

Текущий/ беседа

Знать значение школьного музея, принцип работы, связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.

12.09.2017г

19.09.2017г

4 -5

Где и как собирать материалы для музея.

4

Работа в библиотеке, государственном музее, архиве.

Текущий/устный опрос

Знать фондовую работу музея. Уметь вести интервьюирование.

26.09.2017г

03.10.2017г

6-7

Работа с историческими источниками.

4

Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города

Текущий/устный опрос

Уметь вести интервьюирование и работать с источниками исследования. Знать требования к ведению краеведческого дневника.

10.10.2017г

17.10.2017г

8-9

Изучение архивных документов

4

Обращение с найденными документами, предметами. Необходимость их полной сохранности

Текущий/устный опрос

Уметь обращаться с найденными документами, предметами

24.10.2017г

31.10.2017г


10-11

Реставрация экспонатов в условиях школьного музея

4

Реставрация найденных документов, предметов и экспонатов в условиях школьного музея и их сохранность

Текущий/устный опрос

Уметь обращаться с найденными документами, предметами

07.11.2017г

14.11.2017г


12-13

Как оформить выставку, музейную экспозицию

4

Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок

Текущий/устный опрос

Знать содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок

21.11.2017г

28.11.2017г


14-15

Как подготовить доклад, экскурсию

4

Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.

Текущий/устный опрос

Знать тему доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Уметь отобрать экспонаты в зависимости от темы доклада или экскурсии

05.12.2017г

12.12.2017г


16-17

Методы проведения экскурсий

4

Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.

Текущий/устный опрос

Знать маршрут экскурсии. Уметь использовать различные методы и приемы в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Владеть языком экскурсовода.

19.12.2017г

26.12.2017г



Краеведение

20





18-19-20-21

Историческое прошлое нашего края.

8

Славное прошлое р.п. Гремячево

Текущий/устный опрос

Знать славное прошлое р.п. Гремячево

16.01.2018г

23.01.2018г

30.01.2018г

06.01.2018г

22-23

Методика проведения социологического опроса

4

Методика проведения социологического опроса

Текущий/устный опрос

Уметь проводить социологический опрос

13.02.2018г

20.02.2018г

24

Секреты хорошего интервью

2

Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Секреты хорошего интервью

Текущий/устный опрос

Уметь проводить интервью. Владеть умениями и навыками журналиста.

27.02.2018г


25-26-27

Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник

6

Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника

Текущий/устный опрос

Знать требования к ведению краеведческого дневника

06.03.2018г

13.03.2018г

20.03.2018г



Научно-исследовательская деятельность школьного музея. 

16





28-29-30-31-32-33

Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению

12

Подготовка научно-исследовательских работ. Работа с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками локальных воин. Исследовательская работа по изучению родного края. Исследовательская работа по изучению биографии бывших директоров школы. Исследовательская работа по изучению выпускников школы (медалисты).

Текущий/устный опрос

Уметь подготовить научно-исследовательскую работу

03.04.2018г

10.04.2018г

17.04.2018г

24.04.2018г

08.05.2018г

15.05.2018г

34-35

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

4

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня.

Текущий/устный опрос

Знать исследовательскую работу родного края. Владеть умениями и навыками экскурсовода.

22.05.2018г

29.05.2018г



Итог

70