Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Камчатский край, г. Вилючинск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Учебный предмет исполнительской подготовки
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Специальность «ГИТАРА»
Вилючинск
2014г.
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Срок реализации учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Цель и задачи учебного предмета
Структура программы учебного предмета
Методы обучения
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Годовые требования
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки
Методическое обеспечение учебного процесса
Список литературы и средств обучения
Методическая литература
Учебная литература
Средства обучения
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Гитара» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств. Данная программа «Гитара для всех» по уровню направленности дополнительных образовательных программ является художественно-эстетической.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Возрастная категория 12-18 лет. Так же могут обучаться все желающие.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Гитара для всех» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Гитара» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 33 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной рвботы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов |
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | |
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Количество недель | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | |
Аудиторные занятия | 66 | 66 | 66 | 66 | |
Максимальная учебная нагрузка | 264 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Гитара» при 4-летнем сроке обучения составляет 264 часов.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, Индивидуальная и форма занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности всех желающих, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Гитара для всех» являются:
ознакомление учащихся с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у обучаемых трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический (освоение приемов игры на инструменте);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения
полугодие
№ | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Введение. Устройство гитары. Техника безопасности. | 1 |
2 | История гитарного искусства | 2 |
3 | Постановка исполнительского аппарата | 2 |
4 | Освоение приемов тирандо и апояндо | 3 |
5 | Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера. | 3 |
6 | Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. | 2 |
7 | Аккорды Am, E, Dm. | 3 |
полугодие
№ | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Упражнения и этюды. | 2 |
2 | Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. | 2 |
3 | Подготовка к игре в ансамбле на простейшем музыкальном материале | 2 |
4 | Произведения современных композиторов | 2 |
5 | Развитие начальных навыков смены позиций | 2 |
6 | Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом | 3 |
7 | Аккорды Em, G, C. | 3 |
Второй год обучения
полугодие
№ | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные с открытыми струнами | 2 |
2 | Восходящее и нисходящее легато. | 2 |
3 | Упражнения и этюды. | 2 |
4 | Произведения современных композиторов и обработки народных песен | 2 |
5 | Игра в ансамбле эстрадных песен | 3 |
6 | Ознакомление с приемом баррэ. | 2 |
7 | Аккорды F, G, A. (все баррэ) | 3 |
полугодие
№ | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники). | 2 |
2 | Развитие техники баррэ. | 2 |
3 | Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок | 2 |
4 | Восходящее и нисходящее легато. | 2 |
5 | (фольклорная и эстрадная музыка). Произведения на фольклорной основе | 3 |
6 | Бардовская песня. | 3 |
7 | Аккорды A7,E7,D7. | 3 |
Третий год обучения
полугодие
№ | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами | 2 |
2 | Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники). | 2 |
3 | Произведения зарубежных композиторов. | 2 |
4 | Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом. | 2 |
5 | Бардовская и песня. | 2 |
6 | Произведения старинных композиторов. | 3 |
7 | Аккорды Cm, A, Fm. | 3 |
II полугодие
№ | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Музыка и песни из кинофильмов | 2 |
2 | Подбор на слух произведений, различных по жанрам и стилям | 2 |
3 | Владение навыками аккомпанемента. | 2 |
4 | Музыка современных композиторов, джазовые произведения. | 2 |
5 | Эстрадные и бардовские песни | 3 |
6 | Произведения классических композиторов | 3 |
7 | Аккорды D6,F6,E6. | 3 |
Четвертый год обучения
I полугодие
№ | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Две двухоктавные типовые гаммы по аппликатуре А. Сеговии. | 2 |
2 | Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники). | 2 |
3 | Музыка из кинофильмов, произведения старинных и современных композиторов. | 2 |
4 | Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом. | 2 |
5 | Подбор на слух произведений, различных по жанрам и стилям. | 2 |
6 | Владение навыками аккомпанемента. Сочинение простейших мелодий. | 3 |
7 | Аккорды Dm,E7,A (V) | 3 |
II полугодие
№ | Темы и содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Включение в план произведений с элементами полифонии. | 2 |
2 | Произведения классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни. | 2 |
3 | Джазовые произведения. | 2 |
4 | Изучение различных по стилям и жанрам произведений | 2 |
5 | Подбор аккомпанемента к песням и романсам. Игра в ансамбле. | 3 |
6 | Подготовка итоговой программы. | 3 |
7 | Совершенствование техники аккордовой игры, барре, вибрации и легато. | 3 |
8 | Произведения зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация. | 2 |
Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Требования четвертого года обучения имеют несколько вариантов примерных исполнительских программ с учетом индивидуальных и возрастных возможностей для возможного планирования дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкальнообразного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные, песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1.Упражнение на первой и второй струнах.
2.Упражнение на трех струнах.
3.Упражнение на шестой струне.
4.Упражнение на пятой и шестой струнах.
5.Упражнение на басах.
6. И.Рехин. Упражнение "Морские волны".
7.Упражнение "Маленький кораблик".
8.Упражнение на прием арпеджио.
9.Этюд на прием арпеджио.
10.Х.Сагрерас. Этюд.
11.Ф.Сор. Этюд.
Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности
Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am, Dm-G-C-Am и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
Дж.Дюарт «Кукушка»,
рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»,
И.С.Бах «Канон»,
рус. нар. песня «Среди долины ровныя»,
3. Дж.Дюарт «Индейцы»
Примерные исполнительские программы
вариант
И.Рехин «Колокольный перезвон»
П.Румянцев Этюд №1 «Мячик»
Л.Иванова «Тучка»
вариант
В.Козлов. Полька «Тип-топ»
Ф.Карулли Этюд
И.Кюффнер Экосез
вариант
М.Каркасси Этюд (10)
Англ. нар. песня «Зеленые рукава» в обр. П.Агафошина
В.Борисевич Постановочный этюд №1
вариант
Л.Иванова «Избушка в лесу»
В.Надтока «Дождик»
Г.Перселл Ария
вариант
М. Каркасси Андантино
А.Мори «Пьеса для мальчика»
Л.Иванова «Тараканище»
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки у учащихся:
знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
умеет правильно держать инструмент;
соблюдает постановку исполнительского аппарата;
владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения баррэ (Am, Dm, E, C, G);
знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
применяет на практике натуральные флажолеты.
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Рекомендуемые простые последовательности в мажоре
С-F-G-C D-G-A-D G-C-D-G
F-C -G-C G-D-A-D D-A-E-A
Рекомендуемые простые последовательности в миноре
Am -Dm-E–Am Dm-Gm-A7-Dm Dm-Am-E-Am
Рекомендуемые упражнения и этюды
Во втором классе можно использовать:
Е.Шилина «Ежедневные упражнения для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки»;
Упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994 г.;
Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли, Д.Фортеа.
Рекомендуемые ансамбли
1. Итал. нар. песня «Санта Лючия»,
2. Э.Торлакссон «Гитарное буги»,
3. И.С.Бах «Менуэт»,
4. А. Виницкий Джазовые этюды ,
5. Ф.Дуранте «Гальярда»
Примерные исполнительские программы
вариант
И.Рехин «Грустная песенка для Лауры»
Л.Иванова «Маленькая вариация»
Т.Хренников «Лодочка» из к/ф «Верные друзья», обр. Л. Шумидуба
вариант
Ю.Литовко «Маленький гитарист»
М. Каркасси Рондо
«Ходила младешенька», обр. В. Яшнева
вариант
Ю.Смирнов «Крутится колесико»
Г.Каурина «Осенний вальс»
Ф.Карулли «Рондо»
вариант
В. Ерзунов Этюд №2
Н. Паганини «Ариетта»
Ф.де Милано «Канцона»
5. вариант
М. Джулиани «Аллегро»
Д. Дюарт «Мой менуэт»
В. Бортянков «Частушка»
По окончании второго года обучения учащийся:
играет пьесы, различные по стилю, жанру;
применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
знаком с позиционной игрой;
владеет приемом баррэ;
знает основные музыкальные термины;
знает буквенные обозначения мажора и минора, умеет их применять;
аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях a-moll, d-moll.
Третий год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники баррэ. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу
Рекомендуемые последовательности аккордов
Am-C-Am-C-Am-C-Em, Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,
Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,
Am-C-Am-Dm-Am-E-Am, Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,
G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,
Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em, отклонения с использованием доминантсептаккордов
C-A7-Dm-G7-C, Am-A7-Dm-E7-Am, C-E7-Am-A7-Dm-G7-C, Am-G7-C-E7-Am, двойная доминанта: Em-#F7-H7-Em.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения М.Каркасси,
М. Джулиани 100 упражнений из «Школы игры»,
Этюды Н.Паганини, Ф.Молино, М.Каркасси и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»;
«Испанский танец», обр. Д.Лермана;
М.Теодоракис «Сиртаки»;
В.Козлов «Неаполитанские ночи»;
А.Виницкий «Лирическая мелодия»
Примерные исполнительские программы
вариант
А. Рамирес «Странники»
М. Каркасси «Прелюд»
В. Бортянков «У причала»
вариант
И.Рехин Маленький блюз
В.Козлов Вальс из сюиты «Трик-трак»
«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова
вариант
Дж.Леннон -П.Маккартни «Yesterday»
А.Диабелли «Менуэт»
Л.Шумеев «Испанские мотивы»
вариант
Л.Иванова «Меланхолический вальс»
А.Виницкий «Маленький ковбой»
А.Варламов «То не ветер ветку клонит»
вариант
Я.Френкель Вальс из кинофильма «Женщины»
Л.Иванова Гавот
В.Ерзунов «Наездник»
По окончании третьего года обучения учащийся:
разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;
применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;
подбирает по слуху;
играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
Четвертый год обучения
Закрепление работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 9-12 позиций. Дальнейшее развитие техники баррэ.
Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях а также аккомпанирование вокалу.
Рекомендуемые последовательности аккордов
Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например:
A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,
Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. упражнения из «Школы игры» Н.Кирьянова, М.Каркасси, П.Агафошина, Э.Пухоля,
2.Упражнения современных гитаристов: А.Веселова, В.Волкова, В.Борисевича;
3. Этюды Ф.Тарреги, Ф.Сора, Э.Пухоля, М.Джулиани, М.Льобета, Ф.Молино, М.Каркасси.
Рекомендуемые ансамбли
В.Асеведо «Маленький бразилец»,
С.Руднев «Деревенская зарисовка»,
И.С.Бах «Сицилиана»,
О.Копенков «Вальс над Сожем»,
В.Ерзунов «Ночная дорога»
Примерные исполнительские программы
вариант
Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л.Ивановой
Р.Бартольди Романс
А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
вариант
Цыганская нар. песня «Сосница», обр. М.Александровой
А.Виницкий «Маленький влюбленный червячок из земляники»
Н.Кост Баркарола
вариант
Н.Ган «Медленный вальс»
Аргентинская нар. мелодия, обр. М.Л.Анидо
Н.Кост «Меланхолия»
вариант
Старинный русский вальс «Бедная девица», обр. С.Руднева
А.Виницкий «Курьез»
Б.Калатаунд Фантангильо
вариант
В.Харисов Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)
В.Ерзунов «Тихая река»
О.Копенков «Неоромантическая сонатина»
вариант
Л.Иванова. «Романс кузнечика»
Рус. нар. песня «На окошке два цветочка», обр. В.Козлова
И.С.Бах Ария, обр. А.Ширшова
По окончании четвертого года обучения учащийся:
разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;
применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора (аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баррэ;
подбирает по слуху;
играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
III. Требования к уровню подготовки учащегося Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно
использовать их на практике,
умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по ансамблю, аккомпанементу.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе(если учащийся подойдет по возрасту), продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар обучаемого. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре.
Киев, 2003
Нотная литература
Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989
Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
Бернацкий В.В. Гитара для начинающих
Бэй У. «Универсальный метод для начинающих гитаристов» Часть 1,2 - учебное пособие: изд-во Хобби-Центр, Москва, 2007г
Бэй У. «Аккордовая система современного ритм-гитариста» (учебное пособие) Издательство Хобби-Центр, Москва, 2005г
Виницкий А. Детский джазовый альбом
Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре ч.1 Московский центр содействия развитию искусства «Тоника» 1991г
Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987
Леонтьев А.Д. Аккомпанемент на 6-струнной гитаре
Молотков Владимир «Аранжировка для гитары» Издательство «Хрещатик», Киев, 1997г
Молотков Владимир «Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре» Киев. Ииздательство «Музычна Украина», 1989г
Назаров Г, Михайлов Е. Этюды и пьесы для гитары г.Курган 1994г
Николаев И. Маленькая страна
Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
Попов С. “Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста” Базис – книга, Москва, Идательство Guitar College, 2000г
Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
Торлаксон Э. Первые шаги гитариста – сайт «Исландская гитарная школа»
Хухро А Малыш играет на гитаре г.Новосибирск 2008