СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Заниматика»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Заниматика» разработан в рамках предметных  областей «Русский язык» и «Математика», предназначен для учащихся 3-х классов. Содержание курса выходит за рамки школьной программы, формирует повышенный уровень знаний по русскому языку и математике.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Заниматика»»

МБОУ «Новолядинская СОШ»

Тамбовский район Тамбовская область



Рассмотрено на заседании

методического совета школы

Руководитель ШМС

_____________ А.А.Ворожейкина

Протокол № 1 от 28.08. 2017г.



Утверждено

Директор школы

_______________________Н.А.Громова

Приказ № 2 от 30.08.2017г.








Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

«Заниматика»

(повышенный уровень)

Возраст учащихся: 9-10 лет

Срок реализации: с 1 октября 2017г. по 31 мая 2018г.















Составитель:

Андреева Людмила Васильевна,

учитель начальных классов






п. Новая Ляда

2017г.


Пояснительная записка

Курс «Заниматика» разработан в рамках предметных областей «Русский язык» и «Математика», предназначен для учащихся 3-х классов. Содержание курса выходит за рамки школьной программы, формирует повышенный уровень знаний по русскому языку и математике.

Программа курса составлена Андреевой Л.В., учителем начальных классов высшей квалификационной категории, в соответствии в соответствии с Положением о программах платных дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. 28.05.2016 г. приказ №532).

Данная программа имеет предметную направленность и составлена на основе программы курса «Речь» авторским коллективом Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского в составе Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой.

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Данная программа даёт возможность каждому ученику прикоснуться к миру родного слова, ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Учителю программа «Заниматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки и учебной мотивации. Программа поможет овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Основную цель программы «Заниматика» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.

Цель программы: повышение уровня усвоения норм родного языка, развития устной и письменной речи учащихся и математического образа мышления.

Задачи обучения:

Обучающие: формирование умения решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами, планировать свои действия; ознакомление с осевой и центральной симметрией; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; обогащение словарного запаса; приобретение новых знаний, умений, навыков по грамматике русского языка не входящих в состав образовательной программы.

Развивающие: пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и анализу математических ситуаций.

Воспитательные: воспитание культуры обращения с книгой, коммуникативных качеств личности, готовности к самообразованию и саморазвитию.

Курс «Заниматика» реализуется с 1 октября 2017г. по 31 мая 2018г, из расчета 34 недели, 2 часа в неделю, сверх часов и сверх программ, предусмотренных ФГОС.

Предполагаемые результаты и способы их проверки.

Диагностический инструментарий: опросные листы, тесты.

Формы контроля: индивидуальный (письменный и устный), групповой (письменный и устный) фронтальный, нетрадиционный (один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный; вставить пропущенное ключевое слово; опрос по «цепочке»; цифровой диктант; графический диктант; маршрутная карта; обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление; повторение последней фразы и оценка ее корректности; продолжение ответа, прерванного в произвольном месте; организация цепочки отвечающих; комбинированная эстафета и т.д.).

Приемы контроля: тест, зачет, индивидуальное собеседование, лингвистический эксперимент, проект, составление кластера, составление ментальной карты, «тонкие» и «толстые» вопросы.


Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем


Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1.

Действия с многозначными числами

7

1

6

2.

Изучаем фигуры

8

3

5

3.

Логические упражнения и задачи

11

3

8

4.

Олимпиадные задания

8

2

6

5.

Фонетика и орфоэпия 

7

2

5

6.

Лексикология

8

3

5

7.

Морфология

11

5

6

8.

Работа с текстом

8

1

7


Итого

68

20

48


Содержание тем учебного курса

Действия с многозначными числами. Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

Изучаем фигуры. Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.

Логические упражнения и задачи. Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности.

Олимпиадные задания. Обобщение изученного в курсе. Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры.

Фонетика и орфоэпия. Знакомство с нормами литературного произношения. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Правильная постановка ударений в словах.

Лексикология. Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Знакомство со словами - историзмами и архаизмами, заимствованными словами, словами - синонимами, словами – антонимами. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке.

Морфология. Существительные общего рода. Связь существительных и прилагательных. Прилагательные-эпитеты. Полные и краткие формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Решение нестандартных задач по морфологии. Соединительные и противительные союзы.

Работа с текстом. Анализ художественного текста с точки зрения языкового богатства. Анализ текста. Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста. Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения. Тестирование, проектно - нестандартное задание.


Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

В результате освоения курса «Заниматика» у учащегося формируются:

Личностные результаты

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • чувства любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

  • понимание роли математических действий в жизни человека;

  • интерес к видам учебной деятельности, включая элементы, наблюдение и предметно-исследовательскую деятельность

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • воспринимать мнения и предложения сверстников о способе решения задачи;

  • на основе решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах объектов.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • строить простые индуктивные и дедуктивные математические суждения;

  • строить небольшие математические сообщения в устной форме;

  • моделировать задачи на основе жизненных ситуаций;

  • строить рассуждения о математических явлениях;

  • пользоваться эвристическими приемами для решения математических задач.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • работать с модельными средствами (чертежи, схема, запись позиционного числа) для решения предметных задач.



Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

знания следующих понятий и терминов:

  • правила правописания слов с изученными орфограммами;

  • признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);

  • главные члены предложения;

  • состав слова;

  • состав числа;

  • приемы сложение и вычитания с переходом через десяток;

  • принцип составления таблицы сложения;

  • алгоритм решения сложных уравнений;

умение:

  • называть отличия гласных и согласных звуков;

  • различать приставки и предлоги;

  • разбирать предложения по членам предложения;

  • обозначать на письме интонацию перечисления;

  • разбирать слова по составу;

  • работать со словарем;

  • группировать и подбирать слова на определенные правила;

  • составлять рассказы по картинке;

  • строить схему к уравнению;

  • решать сложное уравнение, выделяя целое и части;

  • решать сложное уравнение, с помощью схемы, выполнять проверку;

  • решать геометрические задачи на нахождение периметра и сторон.


Перечень учебно-методического обеспечения

  • методическая и справочная литература по предметам русский язык и математика;

  • компьютер;

  • проектор;

  • электронная доска;

  • индивидуальных карточек;

  • тесты по тематике курса;

  • Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» в 2-х частях О.Холодова 3 класс. Москва: Издательство «РОСТкнига»;

  • Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; 3 класс; М: Издательство РОСТ, 2013;

  • Словари по курсу русского языка;

  • Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Школа развития речи» в 2-х частях Т.Н.Соколова 1-4 класс. Москва: Издательство «РОСТкнига».


Информационные источники

1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.

2. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.

3. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.

4. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

5. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

6. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996г.

7. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

8. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 3 класса; М: Издательство РОСТ , 2011 г.



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

фактически

1

2

3

4

5

1

Сказочное царство слов.

1

02.10


2-3

Путешествие в страну Слов.

2

06.10

09.10


4-5

Чудесные превращения слов.

2

13.10

16 10


6-7

В гостях у слов - родственников.

2

20.10

23.10


8

Добрые слова.

1

27.10


9

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

30.10


10-11

Новые слова в русском языке.

2

03.11

10.11


12-13

Встреча с зарубежными друзьями.

2

13.11

17.11


14-15

Синонимы в русском языке.

2

20.11

22.11


16

Слова - антонимы.

1

24.11


17

Слова - омонимы.

1

27.11


18-21

В королевстве ошибок.

4

01.12

04.12

08.12

11.12


22-23

Анаграммы и метаграммы.

2

13.12

15.12


24-25

Шарады и логогрифы.

2

18.12

22.12


26

Занимательное слообразование.

1

25.12


27-28

Трудные слова.

2

29.12

12.01


29

Праздник творчества и игры.

1

15.01


30-31

В стране Сочинителей.

2

19.01

22.01


32

Крылатые слова.

1

26.01


33

Откуда пришли наши имена.

1

29.01


34-35

Искусство красноречия.

2

02.02

05.02


36

КВН по русскому языку.

1

09.02


37-38

Действия с многозначными числами

2

12.02

16.02


39-40

Внетабличного умножения и деления чисел.

2

19.02

23.02


41-43

Округление чисел при сложении и вычитании

3

26.02

02.03

05.03


44-45

«Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе».

2

12.03

16.03


46-47

«Графическое моделирование».

2

19.03

23.03


48-49

Прямоугольник, составленный из квадратов и квадрат, составленный из прямоугольников.

2

26.03

30.03


50-51

Единицы длины. Вычисление периметра сложных фигур.

2

02.04

06.04


52

Решение старинных задач.

1

09.04


53-54

Решение задач повышенной сложности.

2

13.04

16.04


1

2

3

4

5

55-56

Решение задач с помощью уравнения.

2

20.04

23.04


57-58

Комбинаторные задачи.

2

27.04

30.04


59-60

Нестандартные задачи.

2

04.05

07.05


61-62

Задачи на логическое мышление.

2

11.05

14.05


63

Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями

1

16.05


64

Правдивые и ложные высказывания

1

18.05


65

Соответствие между элементами различных множеств

1

21.05


66

Упорядочим множество – решим задачу.

1

25.05


67

Числовые головоломки.

1

28.05


68

Итоговое тестирование

1

30.05