МБОУ «Новолядинская СОШ»
Тамбовский район Тамбовская область
Рассмотрено на заседании методического совета школы Руководитель ШМС _____________ А.А.Ворожейкина Протокол № 1 от 28.08. 2017г. | Утверждено Директор школы _______________________Н.А.Громова Приказ № 2 от 30.08.2017г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Заниматика»
(повышенный уровень)
Возраст учащихся: 9-10 лет
Срок реализации: с 1 октября 2017г. по 31 мая 2018г.
Составитель:
Андреева Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
п. Новая Ляда
2017г.
Пояснительная записка
Курс «Заниматика» разработан в рамках предметных областей «Русский язык» и «Математика», предназначен для учащихся 3-х классов. Содержание курса выходит за рамки школьной программы, формирует повышенный уровень знаний по русскому языку и математике.
Программа курса составлена Андреевой Л.В., учителем начальных классов высшей квалификационной категории, в соответствии в соответствии с Положением о программах платных дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. 28.05.2016 г. приказ №532).
Данная программа имеет предметную направленность и составлена на основе программы курса «Речь» авторским коллективом Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского в составе Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Данная программа даёт возможность каждому ученику прикоснуться к миру родного слова, ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Учителю программа «Заниматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки и учебной мотивации. Программа поможет овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Основную цель программы «Заниматика» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.
Цель программы: повышение уровня усвоения норм родного языка, развития устной и письменной речи учащихся и математического образа мышления.
Задачи обучения:
Обучающие: формирование умения решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами, планировать свои действия; ознакомление с осевой и центральной симметрией; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; обогащение словарного запаса; приобретение новых знаний, умений, навыков по грамматике русского языка не входящих в состав образовательной программы.
Развивающие: пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и анализу математических ситуаций.
Воспитательные: воспитание культуры обращения с книгой, коммуникативных качеств личности, готовности к самообразованию и саморазвитию.
Курс «Заниматика» реализуется с 1 октября 2017г. по 31 мая 2018г, из расчета 34 недели, 2 часа в неделю, сверх часов и сверх программ, предусмотренных ФГОС.
Предполагаемые результаты и способы их проверки.
Диагностический инструментарий: опросные листы, тесты.
Формы контроля: индивидуальный (письменный и устный), групповой (письменный и устный) фронтальный, нетрадиционный (один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный; вставить пропущенное ключевое слово; опрос по «цепочке»; цифровой диктант; графический диктант; маршрутная карта; обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление; повторение последней фразы и оценка ее корректности; продолжение ответа, прерванного в произвольном месте; организация цепочки отвечающих; комбинированная эстафета и т.д.).
Приемы контроля: тест, зачет, индивидуальное собеседование, лингвистический эксперимент, проект, составление кластера, составление ментальной карты, «тонкие» и «толстые» вопросы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
1. | Действия с многозначными числами | 7 | 1 | 6 |
2. | Изучаем фигуры | 8 | 3 | 5 |
3. | Логические упражнения и задачи | 11 | 3 | 8 |
4. | Олимпиадные задания | 8 | 2 | 6 |
5. | Фонетика и орфоэпия | 7 | 2 | 5 |
6. | Лексикология | 8 | 3 | 5 |
7. | Морфология | 11 | 5 | 6 |
8. | Работа с текстом | 8 | 1 | 7 |
| Итого | 68 | 20 | 48 |
Содержание тем учебного курса
Действия с многозначными числами. Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
Изучаем фигуры. Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.
Логические упражнения и задачи. Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности.
Олимпиадные задания. Обобщение изученного в курсе. Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры.
Фонетика и орфоэпия. Знакомство с нормами литературного произношения. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Правильная постановка ударений в словах.
Лексикология. Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Знакомство со словами - историзмами и архаизмами, заимствованными словами, словами - синонимами, словами – антонимами. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке.
Морфология. Существительные общего рода. Связь существительных и прилагательных. Прилагательные-эпитеты. Полные и краткие формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Решение нестандартных задач по морфологии. Соединительные и противительные союзы.
Работа с текстом. Анализ художественного текста с точки зрения языкового богатства. Анализ текста. Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста. Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения. Тестирование, проектно - нестандартное задание.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате освоения курса «Заниматика» у учащегося формируются: Личностные результаты
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
чувства любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
понимание роли математических действий в жизни человека;
интерес к видам учебной деятельности, включая элементы, наблюдение и предметно-исследовательскую деятельность
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
воспринимать мнения и предложения сверстников о способе решения задачи;
на основе решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах объектов.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
строить простые индуктивные и дедуктивные математические суждения;
строить небольшие математические сообщения в устной форме;
моделировать задачи на основе жизненных ситуаций;
строить рассуждения о математических явлениях;
пользоваться эвристическими приемами для решения математических задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
работать с модельными средствами (чертежи, схема, запись позиционного числа) для решения предметных задач.
Предметные результаты
У учащихся будут сформированы:
знания следующих понятий и терминов:
правила правописания слов с изученными орфограммами;
признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола);
главные члены предложения;
состав слова;
состав числа;
приемы сложение и вычитания с переходом через десяток;
принцип составления таблицы сложения;
алгоритм решения сложных уравнений;
умение:
называть отличия гласных и согласных звуков;
различать приставки и предлоги;
разбирать предложения по членам предложения;
обозначать на письме интонацию перечисления;
разбирать слова по составу;
работать со словарем;
группировать и подбирать слова на определенные правила;
составлять рассказы по картинке;
строить схему к уравнению;
решать сложное уравнение, выделяя целое и части;
решать сложное уравнение, с помощью схемы, выполнять проверку;
решать геометрические задачи на нахождение периметра и сторон.
Перечень учебно-методического обеспечения
методическая и справочная литература по предметам русский язык и математика;
компьютер;
проектор;
электронная доска;
индивидуальных карточек;
тесты по тематике курса;
Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» в 2-х частях О.Холодова 3 класс. Москва: Издательство «РОСТкнига»;
Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; 3 класс; М: Издательство РОСТ, 2013;
Словари по курсу русского языка;
Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Школа развития речи» в 2-х частях Т.Н.Соколова 1-4 класс. Москва: Издательство «РОСТкнига».
Информационные источники
1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
2. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
3. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.
4. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
5. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
6. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996г.
7. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
8. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 3 класса; М: Издательство РОСТ , 2011 г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Сказочное царство слов. | 1 | 02.10 | |
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 | 06.10 09.10 | |
4-5 | Чудесные превращения слов. | 2 | 13.10 16 10 | |
6-7 | В гостях у слов - родственников. | 2 | 20.10 23.10 | |
8 | Добрые слова. | 1 | 27.10 | |
9 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | 30.10 | |
10-11 | Новые слова в русском языке. | 2 | 03.11 10.11 | |
12-13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 2 | 13.11 17.11 | |
14-15 | Синонимы в русском языке. | 2 | 20.11 22.11 | |
16 | Слова - антонимы. | 1 | 24.11 | |
17 | Слова - омонимы. | 1 | 27.11 | |
18-21 | В королевстве ошибок. | 4 | 01.12 04.12 08.12 11.12 | |
22-23 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | 13.12 15.12 | |
24-25 | Шарады и логогрифы. | 2 | 18.12 22.12 | |
26 | Занимательное слообразование. | 1 | 25.12 | |
27-28 | Трудные слова. | 2 | 29.12 12.01 | |
29 | Праздник творчества и игры. | 1 | 15.01 | |
30-31 | В стране Сочинителей. | 2 | 19.01 22.01 | |
32 | Крылатые слова. | 1 | 26.01 | |
33 | Откуда пришли наши имена. | 1 | 29.01 | |
34-35 | Искусство красноречия. | 2 | 02.02 05.02 | |
36 | КВН по русскому языку. | 1 | 09.02 | |
37-38 | Действия с многозначными числами | 2 | 12.02 16.02 | |
39-40 | Внетабличного умножения и деления чисел. | 2 | 19.02 23.02 | |
41-43 | Округление чисел при сложении и вычитании | 3 | 26.02 02.03 05.03 | |
44-45 | «Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе». | 2 | 12.03 16.03 | |
46-47 | «Графическое моделирование». | 2 | 19.03 23.03 | |
48-49 | Прямоугольник, составленный из квадратов и квадрат, составленный из прямоугольников. | 2 | 26.03 30.03 | |
50-51 | Единицы длины. Вычисление периметра сложных фигур. | 2 | 02.04 06.04 | |
52 | Решение старинных задач. | 1 | 09.04 | |
53-54 | Решение задач повышенной сложности. | 2 | 13.04 16.04 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
55-56 | Решение задач с помощью уравнения. | 2 | 20.04 23.04 | |
57-58 | Комбинаторные задачи. | 2 | 27.04 30.04 | |
59-60 | Нестандартные задачи. | 2 | 04.05 07.05 | |
61-62 | Задачи на логическое мышление. | 2 | 11.05 14.05 | |
63 | Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями | 1 | 16.05 | |
64 | Правдивые и ложные высказывания | 1 | 18.05 | |
65 | Соответствие между элементами различных множеств | 1 | 21.05 | |
66 | Упорядочим множество – решим задачу. | 1 | 25.05 | |
67 | Числовые головоломки. | 1 | 28.05 | |
68 | Итоговое тестирование | 1 | 30.05 | |