СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Духовное краеведение Тамбовщины»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Программа «Духовное краеведение Тамбовщины» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Духовное краеведение Тамбовщины»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»




Принята на заседании методического совета

Руководитель ШМС

__________________

А.А.Ворожейкина

протокол № от г

Утверждаю:

Директор школы

_________________

Н.А.Громова

приказ № от г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

культурологической направленности

«Духовное краеведение Тамбовщины»

(Базовый уровень)

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 2 года








Автор-составитель:

Андреева Людмила Васильевна,

педагог дополнительного образования








п. Новая Ляда, 2016 г.


II. Пояснительная записка

Программа «Духовное краеведение Тамбовщины» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу учащихся, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Программа составленана основе двух программ: программы «Духовное краеведение Тамбовщины» Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007 и авторской программы дополнительного образования для младшего школьного возраста «Духовное краеведение Тамбовщины» - автор Зайцева Е.,

Актуальность данной программы обусловлена целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания учащимся помощи в социальной и психологической адаптации в условиях кардинальных изменений в политической и социально-культурной жизни наших граждан, глубокого социокультурного кризиса, сопровождающегося пропагандой насилия и распространением информации, разрушающей психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является утрата лучших отечественных культурных традиций и разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие учащимися, например, произведений классических русских писателей все более осложняется из-за непонимания исторического происхождения, значения и символического смысла большинства словесных образов, а также из-за незнания исторических реалий жизни России совсем не такого уж далекого прошлого.

Третьей причиной следует назвать снижение качества базового образования, а также необходимость организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения образования в области культуры, истории, словесности, искусства.

Новизна программы состоит в том, что она является одним из наиболее удачных инструментов в решении вышеперечисленных проблем именно потому, что включает в себя целый комплекс образовательных дисциплин: это и история, и литература, и язык, и искусство (архитектура, живопись, церковный звон и т.д.), и география, и многое другое. Она также дает учащемуся представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков.

Адресат программы

Программа адресована учащимся от 7 до 10 лет. Наполняемость группы 15 человек. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся. У учащихся в этом возрасте богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Они могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.


Педагогическая целесообразность программы – создание условий для формирования у учащихся интереса к духовной культуре своего народа, уважения к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу учащегося, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности.

Программа направлена на реализацию основных направлений региональной образовательной политики. Она имеет культурологическую направленность, так как изучает специфику и сущность функционирования и развития нашей национальной культуры, определяет ее место и роль среди других социальных явлений. Кроме того, наш курс носит также ярко выраженный интеллектуально-познавательный характер.

Цель программы: создание условий для развития духовной стороны личности и формирование у учащихся картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.


Общие

задачи

1 год обучения

2 год обучения

Обучающие

1. Сформировать у учащихся знания, которые дали бы им первоначальное представление о духовных и культурных традициях родного края.

2. Дать первоначальные сведения по ряду тем: семья, род, народ; главные православные праздники и традиции, связанные с их празднованием, - Рождество Христово, Пасха и др.; самые почитаемые русские и тамбовские святые (См. Содержание программы для 1 класса).

1. Закрепить и расширить знания, дающие учащимся представление о духовных и культурных традициях родного края, закрепить их на эмоциональном и интеллектуальном уровнях.

2. Дать первоначальные сведения по ряду тем: история родного города и края, святые места Тамбовской земли, наши прославленные земляки – святые подвижники Тамбовского края, календарь народных и православных праздников и т.д.


Развивающие

1.Способствовать развитию у учащихся речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.

2.Содействовать развитию волевой сферы учащегося: осознанности поведения, самоконтроля.

3.Расширить ассоциативные возможности мышления;

4. Развить умение давать оценку своей работе;

5. Развить творческий потенциал учащегося, его познавательно-творческой активности

1. Способствовать развитию у учащихся речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.

2. Содействовать развитию волевой сферы учащегося: осознанности поведения, самоконтроля.

3.Развить наблюдательность, логическое и пространственное мышление, инициативность, любознательность, активность

Воспитательные

1.Способствовать формированию уважительного, трепетного отношения к традициям, духовным устоям, святыням родного края.

2.Способствовать воспитанию у учащихся таких духовных и нравственных качеств, как: любовь к родному краю, умение ценить наследие, оставленное нашими предками, милосердие, сопереживание, доброта и т.д.

1. Сформировaть у учащихся представление об этических нормах духовности.

2.Познакомить младших школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.



Отличительная особенность программы: информационный фон знаний, позволяющий осмысливать этнокультурные духовные традиции родного края как неотъемлемую часть поддержания этнокультурной солидарности.

Здоровьесберегающая функция

Программа обеспечивает успешную социализацию учащихся:

- развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей, формирование отношений «общей заботы», взаимопомощи, взаимопонимания,

- формирование интереса к культурным традициям народа, как средству сохранения и укреплению душевного и духовного здоровья,

- развитие творческих способностей учащихся, которые реализуют себя как личность в деятельности по сохранению и укреплению собственного здоровья,

Прогностичность

Духовное краеведение» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Таким образом, предмет имеет целью обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность.


Характеристика программы

Тип - дополнительная общеразвивающая программа

Вид – модифицированная

Направленность – интеллектуально- познавательная


Организационно-педагогическая основа обучения

Сроки реализации программы

Программа составлена для обучения детей младшего школьного возраста. Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу Всего отводится на учебный год 72 часа.

Условия реализации программы

Материально-техническое

обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

  • Видео и аудио аппаратура

  • Компьютер

  • Сканер

  • Принтер

  • Ксерокс

  • Проектор

  • Мультимедийная установка

  • Инструменты и материалы:

бумага А3, акварель, гуашь,

кисти, цветная бумага,

клей, ножницы, природный материал.

  • Подборка информационной

и справочной литературы.

  • Разработки занятий.

  • Диски, кассеты с музыкальными произведениями.

  • Видео и стерео записи.

  • Наглядные пособия.

  • Диагностические методики для определения уровня ЗУН творческих способностей.

  • Стихи и сценарии мероприятий для проведения рождественских и пасхальных праздников,

  • Репродукции изображений государственной и региональной символики,

  • Слайды по тематике


Рекомендуемое расписание занятий

Занятия учебных групп проводятся:

– в первый год обучения – один раз в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;

– во второй год обучения – один раз в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом. Наполняемость группы 15 человек. 1 и 2 год обучения -72 часа.



Форма и режим занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения

1 год обучения: 72 часа,

2 год обучения: 72 часа

Первый период обучения является вводным и направлен на первичное знакомство с материалом, второй – на базовую подготовку.


Формы и типы проведения занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

На первом и втором году обучения в основном используются игровые формы обучения:

  • игра, спектакль, вертепный театр, сказка;

  • творческие работы: рисунки, поделки, аппликации и т.п.;

  • просмотр мультфильмов или прослушивание музыкальных отрывков и целых постановок, рассматривание и обсуждение художественных полотен в альбомах и пособиях;

  • экскурсии в музеи города, к памятникам истории и культуры, посещение православного храма.

Широко применяются метод создания ситуации успеха и метод поощрения и порицания.


Предполагаемые результаты и способы их проверки

Формы подведения итогов: проекты, диагностика на знание православных понятий и святынь, самостоятельный поиск материалов, сочинения и рассказы

В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:

  • входной

  • текущий

  • итоговый

    1. Зачетное занятие.

    2. Участие в школьных и районных выставках и праздниках.


Планируемые результаты

К концу 1-го года обучения учащиеся должны:


Знать

Уметь

-ключевые понятия духовности (истина, благо красота, любовь, совесть, дух, душа, ответственность и др.)

-хронологию библейских событий и истории церкви в их отражении в региональном церковном и народном календаре

- традиционные маршруты тамбовских паломников, почитание святынь Тамбовского края

-историю первичного заселения Тамбовского края

- символику Тамбовского края

-иметь представление о растительном мире Тамбовского края.

-главные праздники христианства

-определять духовный смысл сущностей окружающего мира

-рассказывать об основных местных памятниках духовной культуры, традициях

-строить свою поведенческую модель человека, общества и государства в соответствии с законами духовности.

-давать духовную оценку реалиям пространства и времени

-рассказывать о растительном мир Библии и растительном мире Тамбовского края


Сформированность личностных качеств

Духовно-нравственное развитие учащихся. Ответственность, внимание и уважение к людям, труду, терпимости к чужому мнению, аккуратность, интерес к искусству, понимание прекрасного. Повышение нравственно-эстетической культуры младших школьников (формируется система нравственно-эстетических представлений, взглядов, убеждений, адекватного восприятия произведений искусства вырабатываются истинные критерии общечеловеческих ценностей).


К концу 2-го года обучения учащиеся должны:


Знать

Уметь

-историю возникновения города Тамбова;

-основные эпизоды житий самых известных тамбовских святых (святителей Питирима, Феофана Затворника и Тихона Задонского, преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского);

-основные события Нового Завета (Евангельскую историю);

-жития особо почитаемых в России святых, таких, как: преподобный Сергий Радонежский, благоверный князь Александр Невский, великомученик Георгий Победоносец и некоторых других;

-самые известные на Руси иконы Божией Матери.


-рассказать, как возник город Тамбов;

-пересказать жития самых известных тамбовских святых (основные события);

-пересказать основные сюжеты Священной истории Нового Завета;

-уметь немного ориентироваться в храме;

-отличать на иконах изображение Спасителя, Пресвятой Богородицы и некоторых святых (например, князя Александра Невского или преподобного Серафима Саровского), а также изображения главных событий Евангелия;

-рассказать при необходимости, где в городе находятся те или иные храмы (например, Казанский собор или Покровская церковь).


Сформированность личностных качеств

Формирование духовно-нравственных качеств личности (милосердие, сострадание, уважение, доброта и т.д.). Усидчивости, терпение, самостоятельность, уважения к труду.

Включение в разные формы социально-культурного творчества, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника. Улучшение взаимоотношений с окружающими; коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.


Методическое обеспечение программы

Используемые педагогические технологии и методы при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса


Первый год обучения

Раздел

Цель

Технологии

Методы и приемы обучения

Вводные уроки: что изучает предмет «Духовное краеведение»

Познакомить с ключевыми понятия духовности (истина, благо красота, любовь, совесть, дух, душа, ответственность и др.)

Учебное занятие, сказка, просмотр мульт-фильма, экскурсия.

Беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций.

Рисование.

1.«Библия»

Знать хронологию библейских событий и истории церкви. Ориентироваться в храме

Занятие-путешествие

-словесные (беседа, рассказ)

-наглядные (схемы, слайды, видео)

-репродуктивные (запоминание готовой информации),

-проблемно-поисковые (наблюдение, обобщение, размышление),

- работа под руководством педагога, самостоятельная работа,

-метод познавательной игры

-метод учебной дискуссии

2. «История Тамбовского края»

Различать памятники истории и культуры, святых подвижников земли Тамбовской. Ориентироваться в храме

Заочная экскурсия

3. «Календарь»

Строить и оценивать поведенческую модель человека, общества и государства в соответствии с законами духовности.

Беседа,

лекция,

конкурс рисунков

4. «Праздники»

Выражать духовное наследие русского народа посредством фольклористики. Ориентироваться в храме.

Рассказ,

лекция,

обзор литературы, экскурсия


Второй год обучения


Раздел

Цель

Технологии

Методы и приемы обучения

1.«Библия»

Осуществлять самостоятельное толкование нравственных коллизий житий, а также событий окружающей действительности.

Занятие-путешествие

Учебное занятие, просмотр DVD-фильмов.

словесные (беседа, рассказ)

-наглядные (схемы, слайды, видео)

-репродуктивные (запоминание готовой информации),

-проблемно-поисковые (наблюдение, обобщение, размышление),

- работа под руководством педагога, самостоятельная работа,

-метод познавательной игры

-метод учебной дискуссии

2.«История Тамбовского края»

Знакомить иногородних гостей с основными местными памятниками духовной культуры, традициями.

Заочная экскурсия

Учебное занятие, экскурсия.

3. «Календарь»

Составлять генеалогическое древо. Различать народные промыслы.


Учебное занятие, экскурсия, игра, спектакль,

слушание духовных

песнопений

4. «Праздники»

Аргументировано объяснять свою личностную духовную ориентацию.

Определять духовный смысл сущностей окружающего мира. Различать мотивы своего поведения.

Учебное занятие, экскурсия, слушание аудио-

постановок.

Этапы педагогического контроля

Этап

Дата контроля

Цель контроля

Тема контроля

Формы контроля

Методы контроля

Уровни оценочных критериев

Стартовый контроль

В начале учебного года

Выявление исходного уровня обученности

Стартовая диагностика

Собеседование с учащимися

Тестирование, диагностическая карта.

Высокий

Средний

Низкий

Текущий контроль

В течение учебного года

Выявление усвоения изученного материала учащимися.

Контроль познавательной деятельности в процессе усвоения темы.

Индивидуальные творческие  работы учащихся

Диагностические карты, тесты

Высокий

Средний

Низкий

Рубежный контроль

Подведение

итогов после прохождения тем

Выявление усвоения изученного материала учащимися.

Контроль прохождения тем.

Индивидуальные работы учащихся 

Тест, творческое задание

Высокий

Средний

Низкий



III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1-ый год обучения (72 часа)

Тема занятия

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

практика

теория

всего

Блок 1. «Введение»

-

2

2


1.1 Введение. «Духовность». Начальная диагностика.


2

2

тест

Блок 2 «Библия»

4

10

14


2.1. «Библия».

1

3

4


2.2. Адам и Ева.

1

1

2


2.3. Имя и его символика. Родословная

2

2

4


2.4. Адам и Ева в раю. Изгнание из рая.

-

2

2


2.5.Библейские тексты о мире и вражде.

-

2

2


Блок 3 «История Тамбовского края»

3

9

12


3.1. Появление христианства. Православные традиции.

-

2

2


3.2. Легенды тамбовского края

-

4

4


3.3.Развитие культуры на Тамбовщине

1

1

2


3.4.Символика: государственная, региональная, православная.

1

1

2


3.5.Символика тамбовского края.

1

1

2

творческая работа

Блок 4 «Календарь»

12

12

24


4.1.Сотворение мира.

«Да будет свет»

«Да будет твердь»

«Да соберётся вода»

«Да будут светила»

«Да произведёт вода пресмыкающихся»

«Да произведёт земли –скотов, и гадов, и зверей»


1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1


2

2

2

2

2

2


4.2.Духовные представления о смене времен года.

1

1

2


4.3.Понятие церковного и народного календаря.

1

1

2


4.5.Растительный мир Библии.

1

1

2


4.6.Духовные представления о растительном мире Тамбовского края. А я что знаю?

1

1

2


4.7.Праздники церковные и народные.

1

1

2


4.8.Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь.

1

1

2


Блок 5 «Праздники»

10

10

20


5.1. Праздники двунадесятые непереходящие.

Рождество Христово.

2

2

4


5.2.Праздники переходящие. Пасха Христова.

2

2

4


5.3.Региональные духовные традиции.

Особенности женского костюма Тамбовской губернии.

Особенности мужского костюма Тамбовской губернии.

2

2

4


5.4.Святыни Тамбовского края. Храмы Тамбовщины. Святые источники.

4

4

8

тест

ВСЕГО:

28


44

72



2-ой год обучения (72 часа)


Тема занятия

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

практика

теория

всего

Блок 1. «Введение»

-

2

2


1.1 Введение. «Духовность». Начальная диагностика.


2

2

тест

Блок 2 «Библия»

6

6

12


2.1. «Библия». Как люди покинули Рай.

2

2

4


2.2. Адам и Ева. Как Бог простил людей.

1

1

2


2.3. Имя и его символика.

1

1

2


2.4. Адам и Ева в раю. Изгнание из рая. Первичное заселение Восточно-европейской равнины.

1

1

2


2.5.Библейские тексты о мире и вражде. Каин и Авель.

1

1

2


Блок 3 «История Тамбовского края»

6

6

12


3.1. Возникновение крепости Тамбов.

2

2

4


3.2Тамбовские святые в истории города

1

1

2


3.3 Конкурс рисунков и поделок «Крепость Тамбов» («Защитники крепости Тамбов»).

1

1

2


3.4 Сообщение на тему «Святитель Питирим и благоустройство города Тамбова».

1

1

2


3.5.Символика тамбовского края.

1

1

2

творческая работа

Блок 4 «Календарь»

9

13

22


4.1Сотворение мира.

4.2Сотворение человека. «Дни творения»

4.3 А.Я.Киселева.

Что такое «Библия»?

1

1

1

1

2

2

2

2


4.4 Красота в окружающем мире.

1

1

2


4.5 Красота рукотворная и нерукотворная. Родина.

1

1

2


4.6 Бог – Творец красивого мира.

4.7 Как изобразить доброго и красивого человека.

1


1

2

2

2


4.8 Добрые и злые ангелы.

1

1

2


4.9 Добрые и злые люди. Святые люди.

2

2

4


4.10 Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь.

1

1

2


Блок 5 «Праздники»

11

13

24


5.1 Масленица – подготовка к Великому посту.

Радости Масленицы. Прощеное Воскресенье.

1

1

2


5.2 Откуда произошел обычай поститься сорок дней.


2

2


5.3 Как люди предали Христа.

5.4 Посещение храма.

1

1

1

1

4


5.5 Праздники в нашем доме: день Ангела, день рожденья.

1

1

2


5.6 Твой святой покровитель.

2

2

4


5.7 Святыни Тамбовского края. Храмы тамбовщины.

5.8 Святые источники.

2

2

4


5.9 Итоговая работа. Рассказ «Любимый праздник нашей семьи».

3


3

6

творческая работа

ВСЕГО:

32

40

72


Календарный учебный график

Продолжительность учебного года:

начало учебного года по программе первого года обучения – не позднее 15 сентября, окончание учебного года – 31 мая, второго года обучения начало учебного года с 1 сентября, окончание- 31 мая.

Количество учебных недель – 36, в первом классе 33, всего 9 месяцев обучения.

Сроки летних каникул - с 01 июня по 31 августа.

Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.

Продолжительность занятий для учащихся – 45 минут. Перерыв между занятиями составляет 10 минут.

Промежуточная аттестация учащихся проводится с 21 по 31 декабря 2016 года, с 23 по 31 мая 2017 года.

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1-ый год обучения (72 часа)

Блок 1. «Введение»

1-2

сентябрь

06

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом

2

1.1 Введение. «Духовность». Начальная диагностика.

филиал с Столовое

тест

Блок 2. «Библия»

3-6

сентябрь

13

20

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом

4

2.1. «Библия».

филиал с Столовое


7-8

27

13.00-13.30

13.40-14.10

Беседа

2

2.2. Адам и Ева.


9-12

октябрь

04

18

13.00-13.30

13.40-14.10

Беседа

4

2.3. Имя и его символика. Родословная


13-14

25

13.00-13.30

13.40-14.10

Беседа

2

2.4. Адам и Ева в раю. Изгнание из рая.


15-16

ноябрь

01

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом

2

2.5.Библейские тексты о мире и вражде.


Блок 3. «История Тамбовского края»


17-18

ноябрь

08

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом

2

3.1. Появление христианства. Православные традиции.



филиал с Столовое, памятные места г. Тамбова


19-22

15

29

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом

4

3.2. Легенды тамбовского края


23-24

декабрь

06

13.00-13.30

13.40-14.10

выставка

2

3.3.Развитие культуры на Тамбовщине


25-26

13

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом

2

3.4.Символика: государственная, региональная, православная.


27-28

20

13.00-13.30

13.40-14.10

встреча с интересными людьми

2

3.5.Символика тамбовского края.

творческая работа

Блок 4. «Календарь»

29-40

фев /январь/ дек


27

10

17

24

3107

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом


2

2

2

2

2

2

4.1.Сотворение мира.

«Да будет свет»

«Да будет твердь»

«Да соберётся вода»

«Да будут светила»

«Да произведёт вода пресмыкающихся»

«Да произведёт земли –скотов, и гадов, и зверей»

филиал с Столовое


41-42

февраль

14

13.00-13.30

13.40-14.10

Беседа

2

4.2.Духовные представления о смене времен года.


43-44

28

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом

2

4.3.Понятие церковного и народного календаря.


45-46

март

07

13.00-13.30

13.40-14.10

Беседа

2

4.5.Растительный мир Библии.


47-48

14

13.00-13.30

13.40-14.10

выставка

2

4.6.Духовные представления о растительном мире Тамбовского края. А я что знаю?

филиал с Столовое


49-50

2103

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом

2

4.7.Праздники церковные и народные.


51-52

28

13.00-13.30

13.40-14.10

Беседа

2

4.8.Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь.


Блок 5. «Праздники»

53-56

май апрель

04

18

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом

4

5.1. Праздники двунадесятые непереходящие.

Рождество Христово.

филиал с Столовое, храмы г. Тамбова


57-60

25

02

13.00-13.30

13.40-14.10

ознакомление с новым материалом

4

5.2.Праздники переходящие. Пасха Христова.


61-64

май

16

23

13.00-13.30

13.40-14.10

выставка

4

5.3.Региональные духовные традиции.

Особенности женского костюма Тамбовской губернии.

Особенности мужского костюма Тамбовской губернии.


65-72

30

13.00-13.30

13.40-14.10

встреча с интересными людьми

8

5.4.Святыни Тамбовского края. Храмы Тамбовщины. Святые источники.

тест

ВСЕГО:

72







2-ый год обучения (72 часа)



Блок 1. «Введение»


1-2

сентябрь

08

13.00-13.45

13.55-14.40

ознакомление с новым материалом

2

1.1 Введение. «Духовность». Начальная диагностика.

филиал с Столовое

тест


Блок 2. «Библия»


3-6

сентябрь

сентябрь

15

22

13.00-13.45

13.55-14.40

повторение изученного материала

4

2.1. «Библия». Как люди покинули Рай.

филиал с Столовое


7-8

29

13.00-13.45

13.55-14.40

повторение изученного материала

2

2.2. Адам и Ева. Как Бог простил людей.


9-10

октябрь

06

13.00-13.45

13.55-14.40

ознакомление с новым материалом

2

2.3. Имя и его символика.


11-12

20

13.00-13.45

13.55-14.40

повторение изученного материала

2

2.4. Адам и Ева в раю. Изгнание из рая. Первичное заселение Восточно-европейской равнины.


13-14

27

13.00-13.45

13.55-14.40

повторение изученного материала

2

2.5.Библейские тексты о мире и вражде. Каин и Авель.



Блок 3. «История Тамбовского края»


15-18

ноябрь

03

10

13.00-13.45

13.55-14.40

ознакомление с новым материалом

4

3.1. Возникновение крепости Тамбов.


филиал с Столовое


19-20

17

13.00-13.45

13.55-14.40

Беседа

2

3.2Тамбовские святые в истории города


21-22

декабрь

01

13.00-13.45

13.55-14.40

творческая мастерская

2

3.3 Конкурс рисунков и поделок «Крепость Тамбов» («Защитники крепости Тамбов»).


23-24

08

13.00-13.45

13.55-14.40

Беседа

2

3.4 Сообщение на тему «Святитель Питирим и благоустройство города Тамбова».


25-26

15

13.00-13.45

13.55-14.40

повторение изученного материала

2

3.5.Символика тамбовского края.

творческая работа


Блок 4. «Календарь»


27-32

янв/декабрь декабрь

2229

12

13.00-13.45

13.55-14.40

повторение изученного материала

2

2

2

4.1Сотворение мира.

4.2Сотворение человека. «Дни творения»

4.3 А.Я.Киселева.

Что такое «Библия»?

филиал с Столовое


33-34

январь

19

13.00-13.45

13.55-14.40

творческая мастерская

2

4.4 Красота в окружающем мире.


35-36

26

13.00-13.45

13.55-14.40

повторение изученного материала

2

4.5 Красота рукотворная и нерукотворная. Родина.


37-40

февраль

02

09

13.00-13.45

13.55-14.40

повторение изученного материала

2

2

4.6 Бог – Творец красивого мира.

4.7 Как изобразить доброго и красивого человека.


41-42

16

13.00-13.45

13.55-14.40



Беседа

2

4.8 Добрые и злые ангелы.


43-46

март

02

09

13.00-13.45

13.55-14.40

выставка

4

4.9 Добрые и злые люди. Святые люди.


47-48

16

13.00-13.45

13.55-14.40

творческая мастерская

2

4.10 Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь.



Блок 5. «Праздники»


49-50

март

23

13.00-13.45

13.55-14.40

Беседа

2

5.1 Масленица – подготовка к Великому посту.

Радости Масленицы. Прощеное Воскресенье.

филиал с Столовое, храмы г. Тамбова


51-52

30

13.00-13.45

13.55-14.40

Беседа

2

5.2 Откуда произошел обычай поститься сорок дней.


53-56

апрель

06

20

13.00-13.45

13.55-14.40

повторение изученного материала

4

5.3 Как люди предали Христа.

5.4 Посещение храма.


57-58

27

13.00-13.45

13.55-14.40

творческая мастерская

2

5.5 Праздники в нашем доме: день Ангела, день рожденья.


59-62

май

0411

13.00-13.45

13.55-14.40

ознакомление с новым материалом

4

5.6 Твой святой покровитель.


63-66

18

25

13.00-13.45

13.55-14.40

встреча с интересными людьми

4

5.7 Святыни Тамбовского края. Храмы тамбовщины.

5.8 Святые источники.


67-72



13.00-13.45

13.55-14.40

творческая мастерская

6

5.9 Итоговая работа. Рассказ «Любимый праздник нашей семьи».

творческая работа

ВСЕГО:

72






IV. Краткое содержание программы 1-го года обучения

Блок 1. Введение.

Теория. Понятие «духовности». Духовность как внутренняя направленность личности, придающая человеческой жизни и всей культуре высшее осмысление, значение и ценность.

Практическая работа.

Иллюстрации к Библии, к/р по определению символики.

Воспитательный компонент: игра

Блок 2 «Библия»

Теория: Понятие «Библии». Каково её влияние на жизнь человечества? Библия как источник информации, духовности и нравственных ценностей. Библия о сотворении человека. Подобие человека Богу в его духовных и творческих качествах.Значение духовной сущности имени. Что такое именины. Имя и его символика. Понятие покровительства духовных тезоименинников. Знакомство с библейским рассказом о жизни Адама и Евы в раю. Изгнание из рая. Рассуждение о новых отличиях жизни на земле. Первичное заселение Восточно-европейской равнины. Связь поколений людей от первых поселений до современности. Необходимость духовного восприятия мира для мирного сосуществования людей на земле. От чего может предостеречь нас пример вражды Каина против Авеля? Появление и распространение христианства на Тамбовской земле. Историческое значение личности свт. Питирима Тамбовского.

Практика: чтение и обсуждение отрывков из библейских текстов. Чтение и обсуждение отрывков из библейских текстов. Изучение значений имен. Знакомство с житиями духовных тезоименинников.

Воспитательный компонент: игры, беседы.

Практическая работа.

иллюстрации к Библии, к/р по определению символики.

Итоговая работа.

Рисунок на тему «Тепло моей души»

Контроль.

Мини-сочинение

Блок 3. «История Тамбовского края»

Теория: Развитие духовности на Тамбовщине. Появление и распространение христианства на Тамбовской земле. Историческое значение личности свт. Питирима Тамбовского. Развитие культуры на Тамбовщине. Обзорное знакомство с культурой родного края (иконопись, книгопечатание, церковное зодчество, духовное пение).

Знакомство с символикой родного края. Духовная сущность государственной и православной символики. Их значение. Библейские тексты о Законе и долге. Рассуждение о восприятии Родины как родной земли и о долге любить её и приносить ей пользу своей жизнью

Практика: составление репродуктивных рисунков по образцу. Составление репродуктивных рисунков по образцу.

Воспитательный компонент: конкурсы, беседы

Блок 4. «Календарь»

Теория: Причина смены дня и ночи, времен года. Обзорное понятие о движении небесных тел. Знакомство с мнением Библии о смене времен года.

Понятие о библейской теории происхождения мира. Семь дней творения. Летоисчисление от сотворения мира. Летоисчисление. Зачем люди контролируют счет времени. Региональная жизнь по народному календарю в историческом контексте. Значение природы Тамбовского края для её жителей. Необходимость бережного отношения к природе. Знакомство с названиями и датами основных праздников: Пасха, Рождество, Святки, Масленица, Троица. Их значение в духовной жизни народа. Репродукции картин русских художников, изображающих народные праздники. Годовой цикл духовно-значимых событий. Понятие земледельческого календаря, его связь с различными праздниками

Практика: наблюдение за природой, составление выставки творческих поделок и рисунков по теме. Наблюдение за природой, обобщение полученных наблюдений в творческих работах. Наблюдение за природой, обобщение полученных наблюдений в творческих работах. Выставка рисунков по теме.

Воспитательный компонент: индивидуальная работа

Блок 5. Праздники.

Теория: Праздники двунадесятые непереходящие. Понятие Рождества Христова. Духовное значение праздника в жизни народа. Значение традиции рождественских подарков для детей. Знакомство с отрывками библейских текстов о Рождестве. Праздники переходящие. Понятие Пасхи. Библейские тексты о земной жизни Христа и память о ней в региональной духовной традиции. Знакомство с отрывками библейских текстов о Пасхе. Общественное и семейное благочестие. Изустная память народа и традиции благочестия. Традиции празднования духовно-значимых событий. Знакомство с названиями и фотографиями почитаемых региональных святынь. Значение их для истории и духовного развития Тамбовщины.

Практика. Чтение стихов о Рождестве. Подготовка к мероприятию. Духовные стихи о Рождестве и их нравственное содержание. Знакомство со стихами о Пасхе. Подготовка к мероприятию. Чтение духовных стихов о Пасхе и их нравственное содержание. Составление творческих работ с описанием семейных традиций. Оформление выставки фотографий и рисунков.

Воспитательный компонент: беседа, игра

Краткое содержание программы 2 - го года обучения

Блок 1. Введение.

Теория Понятие «духовности». Духовность как внутренняя направленность личности, придающая человеческой жизни и всей культуре высшее осмысление, значение и ценность.

Практика Христианские чтения

Воспитательный компонент: беседа, игра

Блок 2. «Библия»

Теория Как люди покинули Рай. Изгнание из Рая. Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. История Иосифа. Добрые и злые люди. Каин и Авель. За что были наказаны люди. Как Бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария. Рождество Пресвятой Богородицы. Рождество Христово.

Практика Изготовление поделок в соответствии с полученными знаниями о народных ремёслах

Воспитательный компонент: викторина, индивидуальная работа

Блок 3. «История Тамбовского края»

Теория Возникновение крепости Тамбов. Тамбовские святые в истории города. Конкурс рисунков и поделок «Крепость Тамбов» («Защитники крепости Тамбов»). Практика Сообщение на тему «Святитель Питирим и благоустрой-ство города Тамбова». Символика тамбовского края.

Воспитательный компонент: выделение главных мыслей текста

Блок 4. «Календарь»

Теория Сотворение мира. Сотворение человека. «Дни творения» А.Я.Киселева. Что такое «Библия»? Красота в окружающем мире. Красота рукотворная и нерукотворная. Родина. Бог – Творец красивого мира. Как изобразить доброго и красивого человека. Добрые и злые ангелы. Добрые и злые люди. Святые люди. Практика Годовой праздничный цикл и земледельческий календарь.

Воспитательный компонент: включение воображения, экскурсия.

Блок 5. Праздники.

Теория Праздники в нашем доме: день Ангела, день рожденья. Твой святой покровитель. Откуда произошел обычай поститься сорок дней. Масленица – подготовка к Великому посту. Радости Масленицы. Прощеное Воскресенье. Как люди предали Христа. Посещение Лазаревского храма. Святыни Тамбовского края. Храмы Тамбовщины. Святые источники.

Практика Итоговая работа. Рассказ «Любимые праздники нашей семьи».

Воспитательный компонент: награждение, беседа.


V. Методическое обеспечение

дополнительной образовательной общеразвивающей программы

Первый год обучения

п/п

Название раздела, темы

Материально- техническое оснащение, дидактический материал

Формы, методы и приемы обучения

Формы подведения итогов

1

Вводные уроки: что изучает предмет «Духовное краеведение».

Разработки занятий Компьютер

Проектор

Подборка информационной

и справочной литературы

Беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций.

Рисование

Тестовый контроль по ключевым понятиям («храм», епархия» и т.д.).

2

«Библия»

Компьютер Проектор

Подборка информационной

и справочной литературы

Разработки занятий.

-словесные (беседа, рассказ)

-наглядные (схемы, слайды, видео)

-репродуктивные (запоминание готовой информации),

-проблемно-поисковые (наблюдение, обобщение, размышление),

- работа под руководством педагога, самостоятельная работа,

-метод познавательной игры

-метод учебной дискуссии

Выставка рисунков

3

«История Тамбовского края»

Разработки занятий.

Репродукции изображений государственной и региональной символики,

Слайды по тематике

Творческие работы

4

«Календарь»

Проектор Компьютер

Разработки занятий.

Подборка информационной

и справочной литературы

Творческие работы

5

«Праздники»

Компьютер Проектор

Разработки занятий

Подборка информационной

и справочной литературы

Праздничное мероприятие

Второй год обучения

п/п

Название раздела, темы

Материально- техническое оснащение, дидактический материал

Формы, методы и приемы обучения

Формы подведения итогов

1

«Библия»

Разработки занятий Компьютер

Проектор

Подборка информационной

и справочной литературы

словесные (беседа, рассказ)

-наглядные (схемы, слайды, видео)

-репродуктивные (запоминание готовой информации),

-проблемно-поисковые (наблюдение, обобщение, размышление),

- работа под руководством педагога, самостоятельная работа,

-метод познавательной игры

-метод учебной дискуссии

Выставка рисунков

Сообщение на тему «Событие ветхозаветной истории, которое потрясло моё воображение»

2

«История Тамбовского края»

Компьютер Проектор

Подборка информационной

и справочной литературы

Разработки занятий.

Творческие работы

Конкурс на лучший рисунок и лучшую подпись к нему на тему «Тамбовские купола».

3

«Календарь»

Разработки занятий.

Репродукции изображений государственной и региональной символики,

Слайды по тематике

Творческие работы

Игра «Угадай праздник» (узнавание по иконе, какое событие Нового Завета на ней изображено).

4

«Праздники»

Проектор Компьютер

Разработки занятий.

Подборка информационной

и справочной литературы

Праздничное мероприятие

Выставка рисунков на тему (по выбору) «Любимые святые русского народа», «Почитание Божией Матери на Руси».






Материально-техническое обеспечение программы


Материально-техническое

обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

  • Видео и аудио аппаратура

  • Компьютер

  • Сканер

  • Принтер

  • Ксерокс

  • Проектор

  • Мультимедийная установка

  • Инструменты и материалы:

бумага А3, акварель, гуашь,

кисти, цветная бумага,

клей, ножницы, природный материал.

  • Подборка информационной

и справочной литературы.

  • Разработки занятий.

  • Диски, кассеты с музыкальными произведениями.

  • Видео и стерео записи.

  • Наглядные пособия.

  • Диагностические методики для определения уровня ЗУН творческих способностей.

  • Стихи и сценарии мероприятий для проведения рождественских и пасхальных праздников,

  • Репродукции изображений государственной и региональной символики,

  • Слайды по тематике


VI. Информационные источники

Для педагога

1. Законодательные акты

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Постановление №393 «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года от 11.02.2002»

Программа «Духовное краеведение Тамбовщины» Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007

2. Педагогические концепции, программы, методики, учебные пособия:

1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике –М., 1995.

2.Белик А.А. Культурология . Антропологические теории культуры.-М.:РГТУ,2000.-240с.

3.Волков Г.Н.Этнопедагогика.Чебоксары,1974.

4.Георгиева Т.С.Христианство и русская культура: Уч. Пособие для студентов вузов.-М.: Владос,2001.-240с.

5.Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Вып.1.-М.: «Славянский дом»,2001.-120с.

6.Кошмина И.В. Русская духовная музыка. Программы. Методические рекомендации.Кн.1-2.М., «Владос»,2001.

7.Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. М., «Покров»,2003.

8.Супрун.В.И. Православные святые имена. Волгоград, «Книга»,1996.

Справочники, энциклопедии:

1.Тамбовские даты: календарь знаменательных и памятных дат по Тамбовской области.- Тамбов,1989 – 2006.

2.Толковая библия : Комментарии на все книги Священного Писания \ Под. редакцией А.П.Лопухина. М.,1993.

3.Королев Ю.А. Выдающиеся люди Тамбовского края :биографический справочник.- Тамбов,1995.

4.Тамбовская энциклопедия. Тамбов,2004.

Литература регионального компонента:

1.Евтихиева Л.Ю. Тамбовский курагод. Сборник этнофольклорных материалов.СПб,2004.

2.Кученкова В.А.Тамбовские православные храмы.-Тамбов,1992.

3.Православная история и традиционная культура Тамбовского края .Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Науч. редактор- Евтихиева Л.Ю.Тамбов, 2007-311с.

Для учащихся

1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996. – 468 страниц.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004. – 223 с.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005. - 527 стр.

4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.- 768 стр.

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127 стр.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003. - 421 с.

12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.


Материалы сайтов

http://www.blagovestnik.org/bible/children48.htm

http://orthodox.tstu.ru/pateric/index.php3

http://www.katehizis.ru/index.php?option=com_news_portal&Itemid=67

http://www.tambovdoc.ru/sobor-tambovskih-svyatyih/

http://www.vmdpni.ru/fonds/tkani/biser.htm

http://tradtextil.livejournal.com/2437.html

http://letopisi.ru

http://www.babaylik.ru/ru/vidyi/index.php

http://hyaenidae.narod.ru/

http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/article/1218/

http://scool65.lysva.biz/p17aa1.html

http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Prjalka/Prjalka.htm