СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «В дружбе с растениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

                                                                    Человек тогда по- настоящему морален,

                                                                     когда он строит технический прогресс

                                                                     на основе уважения природы.

                                                                                                        (Альберт Швейцер)

                                                                                                   

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы».

Пояснительная записка

Программа «В дружбе с растениями» естественнонаучной направленности соответствует потребностям современного времени. Жизнь на нашей планете  зависит от ее растительного мира. Три функции растительных организмов: фотосинтез, дыхание и испарение влаги регулируют все процессы на земном шаре. Сегодня растительный мир находится в опасности. Человек-лучший друг растений, который их выращивает, оберегает, воспевает, стал и самым большим их врагом. Для воспитания у подростков бережного  отношения к  растительному  миру важны эколого-биологические знания и экологическая культура.Воспитание экологической культуры является актуальнейшей задачей в сложившемся потребительском отношении к природе.

Отличительными особенностями программыявляется то, что она,во-первых, позволяет постичь взаимосвязь мира природы и  человека через усвоение  новых знаний и их  использования на практике.На занятиях объединения реализуются познавательные потребности и прививаются практические навыки работы с природными объектами.Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя. 

При этом приобретаются  трудовые, опытнические,исследовательские  навыки и развиваются творческие способности.

Во-вторых,программный материал содержит региональный компонент и   учитывает состояние растений в летний период времени.Программа затрагивает экологическое состояние родного края, района,города; в нее включен материал по изучению дикорастущих и редких растений местной флоры, показывается взаимосвязь растительного и животного мира. Экологическое воспитание проходит через все разделы программы. В то же время в программу включен материал по развитию эстетического и художественного вкуса.

В-третьих, она максимально использует ведущую деятельность 13-14 летних подростков – общение со сверстниками. На большинстве занятий предполагается использовать активные и интерактивные формы и методы работы, которые создают атмосферу сотрудничества и взаимодействия: работа в малых группах, обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные), дискуссии, творческие задания, экскурсии. Интересы в этом возрасте становятся более осознанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. В этой связи возникают и опосредствованные интересы (что редко встречается в младшем школьном возрасте) — подросток может с увлечением заниматься тем, что еще недавно казалось ему неинтересным и скучным, если это имеет отношение к объекту его интереса.Интересы подростка отличаются большей активностью, действенностью, чем интересы младшего школьника.Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен, он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Интересы, сформировавшиеся в процессе обучения, становятся важнейшими мотивами приобретения новых знаний. В подростковом возрасте познавательные интересы выходят за рамки школьных программ. Подростки начинают читать и изучать научно-популярную литературу, посещать популярные лекции, принимают активное участие в различных кружках, в походах. Познавательными интересами, как правило, определяется и распространенное в подростковом возрасте стремление к коллекционированию растений, которое  следует поощрять, давая ему правильное направление, чтобы оно не превратилось в простое «собирательство». Важнейшее значение имеют познавательные интересы подростка, направленные на познание явлений природы и общественной жизни.

Данная программа использует естественную потребность подростков этого возраста в осознании себя в качестве члена общества, к подготовке к будущей профессии, своего места в жизни, возникновение у них социального сознания и самосознания. Поэтому предусмотрено использование общественных ресурсов(приглашение специалистов) и участие в социально-значимой экологической деятельности.

Программа рассчитана на 20 часов. 2-х часовые занятия (продолжительность одного занятия -45 минут, перерыв -15минут)   проводятся ежедневно в течение 10 дней в очной форме с разновозрастной группой учащихся (не более 12 человек в группе), сформированной по интересу, из числа участников профильных (эколого-биологической или эколого-краеведческой) смены оздоровительного лагеря «Росинка»  МКУ ДО районного детского экологического центра в живой лаборатории под открытым небом,  на участке учреждения. Состав группы постоянный.

Цель и задачи программы.

Цель программы - развитие экологической культуры у учащихся через углубление знанийо растительном мире во всем его многообразии и особенностях растений родного края, через развитие навыков по уходу за растениями учебного участка.

Задачи программы:

  • развить познавательный интерес к растениям;
  • углубить и расширить знания об экологии растений, произрастающих на Ставрополье;
  • способствовать расширению кругозора;
  • сформировать навыки правильного ухода за растениями;
  •  способствовать профессиональному самоопределению;
  • развивать любознательность, трудолюбие, умение работать со справочной литературой, проводить наблюдения и опыты;
  • развивать эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира, творческие способности;
  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «В дружбе с растениями»»

17


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Районный детский экологический центр»



Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор МКУ ДО РДЭЦ

от 31.05.2016г. _________И.А. Серяк

Протокол №5 Приказ №148 от 31.05.2016г.










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности

«В дружбе с растениями»


Возраст обучающихся: 13 -14 лет

Срок реализации: 2 недели




Авторы-составители: Мирошникова

Людмила Федоровна, методист, педагог дополнительного образования

Чернышова Зинаида Федоровна, методист, педагог дополнительного образования












г. Светлоград, 2016 г.




Пояснительная записка



Человек тогда по- настоящему морален,

когда он строит технический прогресс

на основе уважения природы.

(Альберт Швейцер)


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы».

Пояснительная записка

Программа «В дружбе с растениями» естественнонаучной направленности соответствует потребностям современного времени. Жизнь на нашей планете зависит от ее растительного мира. Три функции растительных организмов: фотосинтез, дыхание и испарение влаги регулируют все процессы на земном шаре. Сегодня растительный мир находится в опасности. Человек-лучший друг растений, который их выращивает, оберегает, воспевает, стал и самым большим их врагом. Для воспитания у подростков бережного отношения к растительному миру важны эколого-биологические знания и экологическая культура.Воспитание экологической культуры является актуальнейшей задачей в сложившемся потребительском отношении к природе.

Отличительными особенностями программыявляется то, что она,во-первых, позволяет постичь взаимосвязь мира природы и человека через усвоение новых знаний и их использования на практике.На занятиях объединения реализуются познавательные потребности и прививаются практические навыки работы с природными объектами.Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя. 

При этом приобретаются трудовые, опытнические,исследовательские навыки и развиваются творческие способности.

Во-вторых,программный материал содержит региональный компонент и учитывает состояние растений в летний период времени.Программа затрагивает экологическое состояние родного края, района,города; в нее включен материал по изучению дикорастущих и редких растений местной флоры, показывается взаимосвязь растительного и животного мира. Экологическое воспитание проходит через все разделы программы. В то же время в программу включен материал по развитию эстетического и художественного вкуса.

В-третьих, она максимально использует ведущую деятельность 13-14 летних подростков – общение со сверстниками. На большинстве занятий предполагается использовать активные и интерактивные формы и методы работы, которые создают атмосферу сотрудничества и взаимодействия: работа в малых группах, обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные), дискуссии, творческие задания, экскурсии. Интересы в этом возрасте становятся более осознанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. В этой связи возникают и опосредствованные интересы (что редко встречается в младшем школьном возрасте) — подросток может с увлечением заниматься тем, что еще недавно казалось ему неинтересным и скучным, если это имеет отношение к объекту его интереса.Интересы подростка отличаются большей активностью, действенностью, чем интересы младшего школьника.Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен, он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Интересы, сформировавшиеся в процессе обучения, становятся важнейшими мотивами приобретения новых знаний. В подростковом возрасте познавательные интересы выходят за рамки школьных программ. Подростки начинают читать и изучать научно-популярную литературу, посещать популярные лекции, принимают активное участие в различных кружках, в походах. Познавательными интересами, как правило, определяется и распространенное в подростковом возрасте стремление к коллекционированию растений, которое следует поощрять, давая ему правильное направление, чтобы оно не превратилось в простое «собирательство». Важнейшее значение имеют познавательные интересы подростка, направленные на познание явлений природы и общественной жизни.

Данная программа использует естественную потребность подростков этого возраста в осознании себя в качестве члена общества, к подготовке к будущей профессии, своего места в жизни, возникновение у них социального сознания и самосознания. Поэтому предусмотрено использование общественных ресурсов(приглашение специалистов) и участие в социально-значимой экологической деятельности.

Программа рассчитана на 20 часов. 2-х часовые занятия (продолжительность одного занятия -45 минут, перерыв -15минут) проводятся ежедневно в течение 10 дней в очной форме с разновозрастной группой учащихся (не более 12 человек в группе), сформированной по интересу, из числа участников профильных (эколого-биологической или эколого-краеведческой) смены оздоровительного лагеря «Росинка» МКУ ДО районного детского экологического центра в живой лаборатории под открытым небом, на участке учреждения. Состав группы постоянный.

Цель и задачи программы.

Цель программы - развитие экологической культуры у учащихся через углубление знанийо растительном мире во всем его многообразии и особенностях растений родного края, через развитие навыков по уходу за растениями учебного участка.

Задачи программы:

  • развить познавательный интерес к растениям;

  • углубить и расширить знания об экологии растений, произрастающих на Ставрополье;

  • способствовать расширению кругозора;

  • сформировать навыки правильного ухода за растениями;

  • способствовать профессиональному самоопределению;

  • развивать любознательность, трудолюбие, умение работать со справочной литературой, проводить наблюдения и опыты;

  • развивать эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира, творческие способности;

  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Содержание программы.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы занятия

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

1.Введение в программу:

«Мир растений вокруг нас».

2

0

2

Анализ заполнения таблицы

2.

2.Деревья и кустарники рядом с человеком:

-«Знакомые незнакомцы»


2



1


1

Контрольное задание в занимательной форме (викторина)

3.

-«Деревья в степи»

2

1

1

Тестирова

ние

4.

3.История и особенности цветочно-декоративных растений:

- «Цветочно-декоративный комплекс районного детского экологического центра»




2




1




1

Творческая работа

5.

-«Агротехнические приемы выращивания цветочных культур»

2

0

2

Самостояте

льная работа

6.

4.Продукты растительного мира

2

1

1

Интервью

7.

5.Основы опытнической и исследовательской работы:

-Опыты сцветочно-декоративными растениями.

-Знакомство с объектом исследования.

2

1

1

Собеседова

ние

8.

6.Цивилизация и растения: «Растения просят помощи»

2

1

1

Сюжетно-ролевая

игра

9.

7. Профессии, связанные с растениями

2

0

2

Информационный проект

10.

8.Подведение итогов.

2

0

2

Устно-практичес

кий зачет

Итого:

20

6

14


Содержание учебного плана

Раздел1.Введение в программу.

Экскурсия по теме: «Мир растений вокруг нас».

Практика:знакомство учащихся с многообразием культурных и диких растений на участке вокруг экологического центра, различием их биологических особенностей, строения, размеров. Разделение их на группы в соответствии с жизненными формами (по И. Г. Серебрякову),заполнение таблицы. Применение учащимися своих знанийо роли растений в природе, для узнавания растительных объектов, конкретизация старых знаний и приобретение новых познаний:фотосинтез, осуществляемый зелеными растениями, источник возникновения и существования всего живого на нашей планете; К. А. Тимирязев о космической роли маленького зеленого листа.Продукты фотосинтеза: сахара, белки, жиры.Наблюдение связи животных с растениями: на каких деревьях селятся птицы, насекомые; какими растениями питаются.Фотографирование растительных объектов. Анализ выполнения задания по заполнению таблицы.

Раздел 2. Деревья и кустарники рядом с человеком.

Тема: «Знакомые незнакомцы»,

Теория:Понятия дендрология, деревья-живые памятники природы,деревья-символы. Лес – экосистема. Особенности и секреты обыкновенной березы, клена, тополя, каштана конского, акации белой, боярышника, спиреи. Рассказы о людях, посвятивших себя изучению деревьев: основоположнике учения о лесе Г.Ф. Морозове, создавшем труд «Биология наших лесных пород» (1914), о лесоводе и почвоведе Г.Н. Высоцком, внесшем значительный вклад в развитие дендрологии, который в 1892 – 1904 г.г. изучал возможность выращивания многочисленных видов деревьев и кустарников для степного лесоразведения (т.е. посадка деревьев), оВладимире Сукачёве – основоположнике биогеоценологии.

Практика: Освоение навыков ухода за деревьями: вскапывание приствольных кругов.Участие в викторине.

Тема: «Деревья в степи».

Теория: Деревья естественных лесов Ставрополья: чинара, ясень, граб, дуб клен, ильм, груша, яблоня, боярышник, бузина. Краткая история степного лесоразведенияв Ставропольском крае. Первые посадки вербы, тополя, клена, ясеня. Люди, впервые приступившие к посадкам в безлесой южной степи: И.Т. Каменовский, Е.А. Эмануэль.Государственная защитная полоса «Сталинград-Степной-Черкесск». Современное состояние лесного хозяйства края. От лесничих, объездчиков и обходчиков (лесников) до лесоводов и лесопатологов.

Практика: Освоение навыков ухода за деревьями: очищение коры, обмазывание известью стволов.

Раздел 3. История и особенности цветочно-декоративных растений.

Тема: «Цветочно-декоративный комплекс районного детского экологического центра»Теория: Понятия: цветник, клумба, рабатка, бордюры, солитеры, партеры, миксбордеры, малые архитектурные формы.

Практика: Освоение навыков ухода за цветочно-декоративными растениями: обрезка кустарников, полив, рыхление приствольных кругов, клумб.

Тема: Агротехнические приемы выращивания цветочных культур.

Практика: Освоение навыков ухода за цветочно-декоративными растениями: подготовка почвы, посев семян в грунт, посадка рассады, полив, рыхление почвы.

Раздел 4.Продукты растительного мира.

Теория: Понятия: сахара, плоды, семена, высокобелковые растения, ткани, лекарства, эфирные масла.

Практика: заготовка лекарственных растений; сбор семян цветов их высушивание, пакетирование.

Раздел 5.Основы опытнической и исследовательской работы. Тема: Опыты с цветочно-декоративными растениями. Знакомство с объектом исследования.

Теория: Понятия: тема, цель, задачи опыта; схема опыта, методика, условия проведения опыта.

Практика: опыты по вегетативному размножению: черенкование роз, укоренение розеток растений земляники зеленой (?)

Раздел 6.Цивилизация и растения. Тема: «Растения просят помощи»

Теория: Понятия: тропические леса; байрачные леса, лесной пояс города Светлограда, лесопарки и парки

Практика: подсчет древесно-кустарниковых растений на территории учреждения, сортировка по жизненным формам, семействам.

Раздел 7.Профессии, связанные с растениями.

Теория: Понятие: тип профессий по предмету труда "Человек-Природа». Самые востребованные и популярные профессии, связанные с природой, их особенности. Редкие профессии, связанные с растениями.

Практика: выполнение в малых группах информационных проектов о профессиях агронома, лесничего, ландшафтного дизайнера, садовода, овощевода, ученого-растениевода, их презентация.

Раздел 8.Подведение итогов.

Практика: комбинированный устно-практический зачет: ответы на вопросы по теоретическому материалу, выполнение заданий, позволяющих судить об уровне умения применять знания на практике, требующих навыков самотоятельной работы, работы с научно-популярной литературой, интернет-ресурсами.


Планируемые результаты:

Учащиеся, освоившие программу должны знать понятия: фотосинтез, жизненные формы растений, дендрология, тип профессий по предмету труда "Человек-Природа», рабатка, цветник, клумба, бордюры, солитеры, партеры, миксбордеры, малые архитектурные формы; знать ученых, посвятивших себя изучению растений.

Должны уметь: ухаживать за растениями, выбирать растительные объекты для исследований, проводить простейшие опыты с растениями.

У них будут сформированы компетенции по распознаванию сортов и видов растений, правилам ухода за ними и развиты личностные качества, основанные на любви к растениям и бережному отношению к ним.

Они приобретут навыки по уходу за растениями, их выращиванию и охране, по

цветочно-декоративному оформлению двора, как виду ландшафтного искусства.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во ча

сов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

июнь

02.06.

2016г.

09.20-10.05

10.20-11.05


экскурсия


2

Мир растений вокруг нас

Участок двора МКУДО РДЭЦ

Анализ заполнения таблицы

2.

июнь

03.06.

2016г.

09.20-10.05

10.20-11.05

представ

ление

2

Знакомые незнакомцы

Участок двора МКУДО РДЭЦ

викторина

3.

июнь

06.06.

2016г.

09.20-10.05

10.20-11.05


беседа

2

Деревья в степи

Учебный кабинет,участок двора МКУДО РДЭЦ

тестирова

ние

4.

июнь

07.06.

2016г.

09.20-10.05

10.20-11.05


Встреча с интересными людьми

2

Цветочно-декоративный комплекс районного детского экологического центра

участок двора МКУДО РДЭЦ

творческая работа

5.

июнь

08.06.

2016г.

09.20-10.05

10.20-11.05


Практическая работа

2

Агротехнические приемы выращивания цветочных культур

Учебный кабинет,участок двора МКУДО РДЭЦ

Самостоятельная работа

6.

июнь

09.06.

2016г.

09.20-10.05

10.20-11.05


Презента

ция

2

Продукты растительного мира

Учебный кабинет,участок двора МКУДО РДЭЦ

интервью

7.

июнь

10.06.

2016г.

09.20-10.05

10.20-11.05


Мастер-класс

2

Опыты с цветочно-декоративными растениями. Знакомство с объектом исследования.

Учебный кабинет,участок двора МКУДО РДЭЦ

собеседование

8.

июнь

13.06.

2016г.

09.20-10.05

10.20-11.05


беседа

2

Растения просят помощи

Учебный кабинет,участок двора МКУДО РДЭЦ

Сюжетно-ролевая

игра

9.

июнь

14.06.

2016г.

09.20-10.05

10.20-11.05


Презента

ция

2

Профессии, связанные с растениями

Учебный кабинет, участок двора МКУДО РДЭЦ

Информационный проект

10.

июнь

15.06.

2016г.

09.20-10.05

10.20-11.05

семинар

2

Подведение итогов.

Учебный кабинет, участок двора МКУ ДО РДЭЦ

устно-практичес

кий зачет


Условия реализации программы


Для реализации программы необходимо соблюдение комплекса условий: соответствующее материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.


п/п

материально-техническое обеспечение

информационное обеспечение

кадровое обеспечение

Для занятий необходимо помещение, 6 столов для работы группы детей из 12 чел.

Также необходим инвентарь для работы на участке, прилегающем к учреждению: лопата, тяпка, секатор, перчатки, лейки.

Дидактический материал.

Гербарные и живые образцы растений древесно-кустарниковой и травянистой цветочно-декоративной растительности. Красные книги растений.

Компьютер, мультимедийное оборудование, презентации с фото-фрагментами тропических лесов, байрачных лесов, ландшафтным дизайном придворовых территорий,

Педагоги дополнительного образования, специалисты лесного хозяйства,

Специалисты по ландшафтному дизайну – сетевые партнеры.


6. Формы аттестации

Для определения результативности освоения программы разрабатываются формы аттестации и оценочные материалы.


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материалы для тестирования, фото, методические разработки сюжетно-ролевых игр, викторин, вопросы для интервьюирования, протоколы итоговой аттестации.


Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитические материалы по результатам тестирования, интервьюирования, творческие работы, защита проекта, результаты тестирования, фотографии практической деятельности на участке.

Оценочные материалы

  1. Таблица: «Мир растений вокруг нас»

  2. Викторина «Знакомые незнакомцы»

  3. Тесты: Древесная растительность нашей зоны

  4. Вопросы для собеседования по постановке и проведению опытнической работы

Методические материалы


1. Введение в программу.

Цель: воспитание бережного отношения к растительному миру, развитие интереса к эколого-биологическим знаниям, воспитание экологической культуры.

Обобщить имеющиеся у обучающихся знания о значении и роли растений в природе и жизни человека.

Форма проведения занятия: экскурсия.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

  1. Деревья и кустарники рядом с человеком

Цель: Познакомить обучающихся с разнообразием растительного мира, жизненными формами растений, их значением на Земле.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, игровой.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа; игра; самостоятельная работа.

Дидактические материалы: сценарий проведения игры-викторины.

  1. История и особенности цветочно-декоративных растений.

Цель: Знакомство учащихся с видами и сортами цветочно-декоративных культур на участке вокруг детского экологического центра


Методы обучения: словесный, наглядно- практический.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально- групповая, самостоятельная, практическая

Формы организации учебного занятия: беседа, практическая работа

  1. Продукты растительного мира

Цель: Обобщение знаний учащихся о продукции растительного происхождения.

Методы обучения: беседа, интервьюирование.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая

Формы организации учебного занятия: презентация, интервью

  1. Основы опытнической и исследовательской работы: опыты с цветочно-декоративными растениями.

Цель: Познакомить с некоторыми элементами опытнической и исследовательской деятельности.

Методы обучения: словесный, наглядно- практический, частично-поисковый.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, практическая

Формы организации учебного занятия: беседа, рассказ, практическая работа

  1. Цивилизация и растения: «Растения просят помощи».

Цель: Дать понятие о проблемах вырубки лесов.

Методы обучения: игровой, дискуссионный.

Формы организации образовательного процесса: групповая

Формы организации учебного занятия: сюжетно-ролевая игра

  1. Профессии, связанные с растениями

Цель: Провести профориентацию обучающихся по направлению «Человек-природа»

Методы обучения: беседа, семинар

Формы организации образовательного процесса: групповая

Формы организации учебного занятия: устно-практический зачет

Вопросы викторины к теме: «Знакомые незнакомцы»

1.Назовите одного из наиболее известных российских учёных-дендрологов ( Владимир Сукачёв)

2. С каким растением связан медицинский препарат – аспирин? (с кустарником спиреей, в побегах которого есть естественный компонент - гликозид салицина, который в результате химических преобразований превращается во всем известный аспирин)

3.Какое дерево и за что называют деревом четырех дел (береза: мир освещать (березовая лучина), чистоту соблюдать (березовый веник в бане), крик утешать (березовый деготь для телег), больных исцелять (настой из березовых почек

4.Какое дерево называют сердечным и почему? (боярышник, отвар из его листьев улучшает коронарное кровообращение, усиливает сокращение сердечной мышцы. В плодах боярышника содержатся вещества, влияющие на сердечный ритм. Экстракт боярышника малотоксичен, оказывает стимулирующее действия на работу сердца.)

5.Какие деревья считаются самыми хорошими целителями воздуха? (тополя лучше других очищают воздух от вредных газов)

6.Какое дерево и почему называют «певучее»? (клен, из его древесины изготавляют кларнеты и флейты)

7.Назовите деревья-символы Ставропольского края (каштан конский и акация белая) Значение растений в природе и жизни человека

Чем глубже изучает человек природу, тем яснее становится огромная роль растений. Растения распространены почти повсеместно на нашей планете: они встречаются в холодных пустынях Арктики и Антарктиды и в горячих источниках с температурой около 70°С; некоторые растительные организмы проникают до 100 м в глубь земной коры (встречаются даже на глубине 2-3 км) и в атмосферу на высоту 10-12 км (в виде спор); некоторые водоросли проникают в толщу морских глубин до 200-250 м (бурые и красные водоросли). Таким образом растительные организмы достигают более широкого, чем животные, распространения. Поэтому именно они определяют границы биосферы (Биосфера - область распространения жизни на Земле).
Растения первыми поселяются там, где отсутствует всякая жизнь. В Антарктиде, например, на свободной от льда поверхности растут мхи и лишайники.
Велика роль растений в жизни нашей планеты. Одни растения способны создавать и накапливать огромную массу органических веществ (автотрофные растения), другие - разрушают их (гетеротрофные растения), возвращая в почву минеральные вещества, необходимые для питания зеленых автотрофных растений. Так совершается круговорот веществ в природе.
Автотрофные растения синтезируют органические вещества из неорганических соединений (углекислого газа, воды, минеральных солей), используя лучистую энергию Солнца. Эта энергия поглощается пигментом (у зеленых растений - хлорофилл, у других окрашенных растений - каротиноиды или фикобилины) и используется в процессе сложных биохимических реакций, приводящих к образованию органических веществ. В органических веществах накапливается преобразованная солнечная энергия в виде потенциальной энергии химических связей. Этот сложный процесс получил название фотосинтеза. Упрощенно его можно записать в виде уравнения реакции:                νh
6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2 - 2830 кДж
Образовавшаяся глюкоза в дальнейшем превращается в более сложные углеводы, жиры, а после присоединения азота, который поступает в растения из почвы в виде неорганических солей, синтезируются белки и другие сложные вещества. В процессе фотосинтеза выделяется свободный кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов.
К автотрофным организмам относят высшие зеленые растения, водоросли и окрашенные виды бактерий {бактерии и актиномицеты (лучистые грибки) условно могут быть отнесены к растениям}. Все они синтезируют органические вещества при помощи лучистой световой энергии и поэтому их называют фототрофными организмами или фототрофами. Бактерии, способные создавать органические вещества из неорганических за счет энергии, освобождаемой при окислении этими бактериями неорганических веществ, называют хемосинтетиками или хемотрофными. Вероятно, хемотрофный способ питания - наиболее древний.
Гетеротрофные растения питаются готовыми органическими веществами, которые присутствуют в окружающей среде, и строят их них органические вещества своего тела. Эти растения не имеют хлорофилла в теле. К ним относят некоторые высшие растения, грибы и большинство бактерий. Среди гетеротрофных растений различают растения-паразиты и сапрофиты. Растения-паразиты живут на теле или в теле другого организма и питаются за его счет. Это грибы, вызывающие болезни высших растений (мучнистая роса, ржавчина, головня и др.), и некоторые бесхлорофилльные высшие растения (заразиха, повилика). Сапрофиты питаются органическими веществами из разлагающихся трупов животных и растений. Сапрофитные грибы и бактерии играют огромную роль в почвообразовательном процессе, расщепляя (минерализуя) органические остатки до простых неорганических соединений. В атмосферу выделяется углекислый газ, а в почву попадают минеральные вещества. У растений встречается и смешанный способ питания (миксотрофный). В этом случае растения могут сами создавать органические вещества, так как имеют зеленую окраску, но частично способны питаться и за счет других организмов (омела, росянка).
В повседневной своей деятельности человек также разрушает органические вещества, используя освобождающуюся при этом энергию (при сжигании торфа, угля, нефти, газа). Дыхание живых организмов (тот же процесс горения) приводит к образованию простейших минеральных веществ с выделением углекислого газа. Дыхание растений - процесс, по конечным результатам обратный фотосинтезу:
С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О + 2830 кДж
Таким образом, фотосинтез, осуществляемый зелеными растениями, является источником возникновения и существования всего живого на нашей планете. К. А. Тимирязев, посвятивший всю свою жизнь изучению процесса фотосинтеза, постоянно подчеркивал эту поистине космическую роль маленького зеленого листа. Он очень ярко описал значение использованного растением солнечного света для физиологических процессов, происходящих в теле человека: "Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу… В той или иной форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы, и вот теперь атомы углерода стремятся в наших организмах вновь соединиться с кислородом, который кровь разносит во все концы нашего тела. При этом луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь приобретает форму явной силы. Этот луч солнца греет нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу" (Тимирязев К. А. Жизнь растения).
Не менее важна роль растений как образователей леса, луга, степи и других растительных сообществ. При этом создаются не только разнообразные ландшафты Земли, но и определенные отношения между жизненными формами растений и животных, их приспособленность к определенным физико-химическим условиям среды.Конец формы

Сколько на Земле растений

В конце XVII в. выдающий­ся шведский ученый К. Линней  писал, что существует 7 тыс. видов растений.

А сейчас известно 320 тыс. видов только высших цветковых растений, из которых человеком используется 30 тыс. видов, а возделывается не более 12 тыс. видов.

Жизненные формы растений: классификация И. Серебрякова

Именно эта классификация, разработанная в 1962 – 1964 гг И. Г. Серебряковым, на сегодняшний день считается наиболее полной и точной. При ее создании ученый брал во внимание особенности климатической зоны и условий произрастания, а также строение вегетативных и генеративных органов. Было выделено четыре основных отдела, каждый из которых включает собственные типы:

Древесные растения (отдел А). Здесь принято выделять три типа:

  • Деревья — растения этой формы характеризируются наличием мощного, одревесневшего ствола. Это многолетние представители флоры.

  • Кустарники — еще одна большая группа растений, которая характеризируется наличием одновременно нескольких стволов, прорастающих из спящих почек.

  • Кустарнички — растения, который очень похожи на кустарники, но имеют некоторые весомые отличия, включая меньшие размеры и длительность жизни.

Полудревесные растения (отдел Б). Эта группа разделена на два типа:

  • Полукустарники —растения довольно схожи с кустарниками и кустарничками, но имеет собственные отличительные черты. Например, их скелетные оси живут не более 5 – 8 лет, а после отмирания не образовывают спящих почек.

  • Полукустарнички.

Наземные травы (отдел В) — название ясно говорит о том, какие именно представители растительного мира объединились в эту группу. Выделяют два типа:

  • Поликарпические травы — это травянистые многолетние растения, цветение которых можно наблюдать каждый год, иногда даже несколько раз в год.

  • Монокарпические травы — эти растения могут жить от одного до нескольких лет. Отличительная черта - это цветение, происходящее лишь один раз за период развития растения, после чего организм отмирает.

Водные травы (отдел Г) — сюда относятся организмы, жизнедеятельность которых так или иначе связана с водной средой. Принято выделять два типа:

  • Земноводные плавающие травы — вегетативное тело такого растения, как правило, находится на поверхности воды, на границе земли и воды.

Подводные травы — жизненные формы растений, имеющие исключительно водную среду обитания.

На самом деле жизненные формы растений и животных очень разнообразны. И на сегодняшний день не существует идеальной системы их классификации. навигация, поиск

Дендрология (от др.-греч. δένδρον — «дерево» и λόγος — «учение») — раздел ботаники, предметом изучения которого являются древесные растения: помимо деревьев, это также кустарники, полукустарники, кустарнички, древовидные лианы, а также стелющееся древесные растения (стланики) и подушкообразные растения[1].

Знания в области дендрологии особенно важны для специалистов по лесному хозяйству, а также по озеленению[1].

Учёных, изучающих дендрологию, называют дендрологами. Один из наиболее известных российских учёных-дендрологов — Владимир Сукачёв (1880—1967), основоположник биогеоценологии, один из основоположников учения о фитоценозе.

Значительный вклад в развитие дендрологии внесли основоположник учения о лесе Г.Ф. Морозов, создавший труд «Биология наших лесных пород» (1914) лесовод и почвовед Г.Н. Высоцкий, который в 1892 – 1904 г.г. изучал возможность выращивания многочисленных видов деревьев и кустарников для степного лесоразведения (т.е. посадка деревьев). Большое влияние на развитие дендрологии в 1920 – 1930-х годах оказали работы В.Н. Сукачёва, который считал, что задачи дендрологии не должны ограничиваться морфолого-систематическими сведениями о древесных породах. Наряду с внутривидовой изменчивостью и историей становления, развития и эволюции вида, в дендрологическую характеристику вида он включал особенности его географического распространения, взаимоотношение с другими породами, фенотипическое и лесотипологическое разнообразие. Благодаря трудам В.Н. Сукачёва и его последователей дендрология стала научной дисциплиной, синтезирующей основные сведения о древесных растениях: морфологическом строении, биологических особенностях и экологических свойствах, внутривидовой изменчивости и формовом разнообразии, эволюции, систематическом положении видов и их географическом распространении, роли в лесных биогеоцинозах, хозяйственном значении.

Развитие дендрологии обусловлено постоянно возрастающими потребностями в глубоких и всесторонних знаниях о древесных растениях.

Дендрология помогает успешно решать задачи по изучению качественного состава лесов, повышению их продуктивности, долговечности, созданию устойчивых защитных и рекреационных насаждений и др.

В настоящее время использование древесных растений и продуктов переработки дерева не только не уменьшилось, но и во много раз возросло. Людям приходится думать о рациональном использовании существующих естественных лесов, разведении новых, обогащении их видового состава, повышении продуктивности лесов, выведении новых пород и форм древесных растений и т. д.
В наших лесах дикорастущих древесных растений насчитывается 2883 вида и около 2000 видов введено в культуру из других стран. Очевидно, что без знания морфологических, систематических, биологических, экологических, лесоводственных и иных свойств хотя бы важнейших видов древесных и кустарниковых пород невозможно правильное использование их и управление процессами роста и развития древесных растений, подбор отдельных видов для введения их в культуры, создание лесных насаждений в местностях, где леса не было вовсе, озеленение населенных мест и промышленных предприятий, создание полезащитных, водоохранных и иных насаждений.

Знание особенностей древесных растений, отношений их к факторам внешней среды, реакции на те или иные воздействия человека на них и среду их обитания, возможностей разведения новых растений и их рационального использования имеет огромное практическое значение. Ответы на все эти вопросы дает дендрология.

СПИРЕЯ (Spiraea) относится к декоративным кустарникам семейства розоцветных (Rosaceae). Высоко ценится дизайнерами и садоводами, благодаря своей неприхотливости, сочетающейся с великолепными декоративными качествами. Растение листопадное. Устаревшее название кустарника - таволга. Считается, что название рода Спирея произошло от греческого слова "σπειρα" - обозначающего "спираль", указывающий на характер роста побегов.

Родиной кустарника являются лиственные леса Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также известно на территории Европы, черноземной полосе широколиственных лесов Юго-Востока России. Встречается растение в Северном Китае, Японии. В природе кустарник располагается на горных склонах, либо на открытых участках лесов, поэтому спирея совершенно нетребовательна к условиям произрастания и почвам, легко растет на практически полностью каменистых грунтах. Чаще всего, растение можно встретить на берегах рек и озер, здесь оно образует целые заросли. Разнообразие кустарников рода Спирея просто поражает воображение, все они отличаются высокой декоративностью. Это объясняет их широкое распространение в качестве зеленых изгородей. Ботаники насчитали порядка 90 видов, не считая специально выведенных сортов и гибридов. Наиболее примечательно, их различие как по срокам цветения, так и по внешнему виду цветов. Также сильно в пределах рода варьируется форма куста и его размеры. Цветение самых ранних представителей начинается в мае, продолжаясь у отдельных видов вплоть до холодов. Именно эта черта кустарников спиреи так привлекает садоводов, ведь достаточно правильно подобрать сорта, чтобы обеспечить саду цветущий вид на протяжение всего теплого периода. Многие из них зимостойки, засухоустойчивы, а цветение, независимо от погодных условий, всегда очень обильное, кусты полностью покрываются цветами. Одним из аргументов в пользу выбора именно этого кустарника является его превосходный, но в тоже время достаточно тонкий аромат. Все спиреи считаются великолепными медоносами и источником лекарственного сырья. Это совершенно неудивительно, ведь род Спирея относится к семейству Розоцветных (на фото цветы спиреи необычайно красивы)

Интересные факты о декоративном кустарнике "спирея"

О существовании широкого многообразия кустарников спиреи известно далеко не всем. А вот о таком жаропонижающем как аспирин, знает каждый. Что общего между растением и популярным медицинским препаратом? Дело в том, что получение ацетилсалициловой кислоты в 1839 году стало возможным благодаря наличию в побегах растения естественного компонента - гликозида салицина, который в результате химических преобразований превращается во всем известный аспирин. Даже в названии препарата легко проследить происхождение от наименования рода кустарников – "спиреи". Так приставка "а" получена в результате сокращения названия химического вещества "ацетил", а вот корень "спирин" - редуцированное и преобразованное название "спирея".

Еще один интересный факт. Широкое распространение кустарников спиреи на территории Руси не могло не иметь практического значения. Так достаточно длительное время крепкие и одновременно тонкие прутья растения использовали в качестве шомполов и кнутовища.

Упоминается растение в известной былине "Садко". Здесь описывается использование растения для определения жребия, что позволяет предположить широкое распространение этого способа тянуть жребий на Руси. Вот такой кустарник спирея: интересный и многообразный. Его одинаково любят садоводы и пчеловоды-любители. А благодаря своей неприхотливости он просто идеален для начинающих и еще не уверенных в собственных силах дизайнеров.

Боярышник — высокорослый кустарник или небольшое колючее деревце из семейства розоцветных (Rosaceae).

Белые либо розовые цветки боярышника распространяют неприятный запах. Плоды шаровидные или продолговатые, мясистые, красного цвета, сладковатые, слегка вяжущие на вкус.

Цветет в мае-июне. Плоды созревают в августе — сентябре.

Боярышник растет в редких сухих лесах, преимущественно лиственных, на опушках, по речным поймам. Иногда можно встретить несколько растущих рядом кустов боярышника и в чистом поле.

Сегодня существует огромное количество видов боярышника. По некоторым источникам, их около полутора тысяч. Только в России их произрастает более сорока видов, самый известный среди которых – боярышник кроваво-красный, именно его чаще всего применяют в лечебных целях.

Для приготовления лекарств используют не только плоды, но и цветки, и кору боярышника.

Содержание: [показать]

Заготовка

Для заготовки цветов нужно выбирать сухую солнечную погоду в конце весны или в начале лета. Сушить цветы рекомендуют в тени. Зрелые плоды боярышника собирают осенью, когда осыпается листва и плоды особенно хорошо видны на голых ветках.

Собранное сырье рассыпают на жестяных лотках тонким слоем и ставят в протопленную, но нежаркую духовку. Время от времени плоды перемешивают, удаляя подгоревшие, а высушенные пересыпают в мешки или фанерные ящики.

Правильно высушенное сырье может храниться до восьми лет, не теряя своих целебных свойств.

Лечебные свойства боярышника

По лечебным и полезным свойствам плоды боярышника мало чем уступают шиповнику. В их составе от 4 до
11% сахара, в основном фруктозы, так что их можно есть и при сахарном диабете, а также комплекс биологически активных веществ — тритерпеновых кислот (олеановой, урсоловой и кратеговой), холина и ацетилхолина, кверцетина, дубильных веществ, фитостеринов, винной и лимонной кислоты, витаминов А, С, Р.

Содержание витаминов достигает: витамина С — 31–108 мг%, витамина Р — 330—680 мг%, каротина 2–4 мг%. Довольно много пектина, который при переработке не только образует желе, но и выводит из организма соли тяжелых металлов и другие вредные вещества.

Лечебные свойства боярышника известны с древних времен. Так, например, в сохранившихся старинных рукописях можно найти упоминания о том, что боярышник пользовался широкой популярностью и находил применение при лечении ряда недугов, особенно при нарушении деятельности сердца.

В годы Великой Отечественной войны плоды боярышника использовали в качестве заменителя дефицитных в то время сердечных препаратов.

Отвар из его листьев улучшает коронарное кровообращение, усиливает сокращение сердечной мышцы. В плодах боярышника содержатся вещества, влияющие на сердечный ритм. Экстракт боярышника малотоксичен, оказывает стимулирующее действия на работу сердца.

Особенно употребление боярышника показано пожилым людям, у которых с возрастом отмечается нарушение сердечной деятельности, вызванное ослаблением сократительной функции сердечной мышцы, а также недостаточностью кровообращения в коронарных сосудах сердца.

Боярышник полезен молодым людям, сердце которых подвергается нагрузке из-за перенесенных болезней и стрессов.

Препараты, изготовленные на основе боярышника, не предназначены для понижения кровяного давления, но их прием увеличивает силу сердечных сокращений, что способствует нормализации давления. Боярышник назначают также больным, перенесшим инфаркт миокарда и всем «сердечникам».

Вяжущие свойства растения используют и при заболеваниях желчевыводящих путей и печени. Лечебные свойства ягод боярышника оказывают положительное действие и на выделительную систему человека. Кроме того, он нормализует функции щитовидной железы и избавляет от одышки

Ландшафтный дизайнер. Дизайнеры преимущественно занимаются газонами, установкой садовой мебели, садово-парковыми дорожками и санитарной обрезкой кустарников и деревьев.

Специалист по охране леса или егерь, лесничий

Представители данной профессии являются специалистами в сфере ведения лесного хозяйства. Лесничий руководит комплексными работами по воспроизводству, рациональному использованию, защите и охране лесных угодий. Лесничий – глава лесной госохраны. В его подчинении находятся лесники и лесоводы, участковые техники, помощник-заместитель. Сам же лесничий подчиняется непосредственно главному лесничему лесхоза и директору.

Лесничий обязан:

  1. Руководить производственно-хозяйственным сегментом деятельности лесничества.

  2. Следить за состоянием лесов, обеспечивать рациональное использование ресурсов леса, контролировать выполнение плановых заданий.

  3. Помогать во внедрении в лесохозяйственное производство передовых технологий.

  4. Организовывать проведение вырубок и противопожарных, а также лесовосстановительных мероприятий.

  5. Проводить работы по защите леса от болезней и вредителей, пресекать несанкционированные вырубки.

  6. Проводить лесосеменные работы, переработку древесины, а также осуществлять утилизацию древесных отходов, отпуск леса на корню и отвод лесосечного фонда.

  7. Составлять акты о нарушениях, налагать штрафы.

  8. Содействовать экспедициям в выполнении проектно-изыскательных, гидро- и агролесомелиоративных , а также лесоустроительных работ. Контролировать качество их проведения.

  9. Руководить тушением пожаров.

  10. Председательствовать в судебных органах, когда дела касаются нарушений правил эксплуатации леса, лесных пожаров.ся

РассказаЗначение растений в природе и жизни человека

Чем глубже изучает человек природу, тем яснее становится огромная роль растений. Растения распространены почти повсеместно на нашей планете: они встречаются в холодных пустынях Арктики и Антарктиды и в горячих источниках с температурой около 70°С; некоторые растительные организмы проникают до 100 м в глубь земной коры (встречаются даже на глубине 2-3 км) и в атмосферу на высоту 10-12 км (в виде спор); некоторые водоросли проникают в толщу морских глубин до 200-250 м (бурые и красные водоросли). Таким образом растительные организмы достигают более широкого, чем животные, распространения. Поэтому именно они определяют границы биосферы (Биосфера - область распространения жизни на Земле).
Растения первыми поселяются там, где отсутствует всякая жизнь. В Антарктиде, например, на свободной от льда поверхности растут мхи и лишайники.
Велика роль растений в жизни нашей планеты. Одни растения способны создавать и накапливать огромную массу органических веществ (автотрофные растения), другие - разрушают их (гетеротрофные растения), возвращая в почву минеральные вещества, необходимые для питания зеленых автотрофных растений. Так совершается круговорот веществ в природе.
Автотрофные растения синтезируют органические вещества из неорганических соединений (углекислого газа, воды, минеральных солей), используя лучистую энергию Солнца. Эта энергия поглощается пигментом (у зеленых растений - хлорофилл, у других окрашенных растений - каротиноиды или фикобилины) и используется в процессе сложных биохимических реакций, приводящих к образованию органических веществ. В органических веществах накапливается преобразованная солнечная энергия в виде потенциальной энергии химических связей. Этот сложный процесс получил название фотосинтеза. Упрощенно его можно записать в виде уравнения реакции:                νh
6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2 - 2830 кДж
Образовавшаяся глюкоза в дальнейшем превращается в более сложные углеводы, жиры, а после присоединения азота, который поступает в растения из почвы в виде неорганических солей, синтезируются белки и другие сложные вещества. В процессе фотосинтеза выделяется свободный кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов.
К автотрофным организмам относят высшие зеленые растения, водоросли и окрашенные виды бактерий {бактерии и актиномицеты (лучистые грибки) условно могут быть отнесены к растениям}. Все они синтезируют органические вещества при помощи лучистой световой энергии и поэтому их называют фототрофными организмами или фототрофами. Бактерии, способные создавать органические вещества из неорганических за счет энергии, освобождаемой при окислении этими бактериями неорганических веществ, называют хемосинтетиками или хемотрофными. Вероятно, хемотрофный способ питания - наиболее древний.
Гетеротрофные растения питаются готовыми органическими веществами, которые присутствуют в окружающей среде, и строят их них органические вещества своего тела. Эти растения не имеют хлорофилла в теле. К ним относят некоторые высшие растения, грибы и большинство бактерий. Среди гетеротрофных растений различают растения-паразиты и сапрофиты. Растения-паразиты живут на теле или в теле другого организма и питаются за его счет. Это грибы, вызывающие болезни высших растений (мучнистая роса, ржавчина, головня и др.), и некоторые бесхлорофилльные высшие растения (заразиха, повилика). Сапрофиты питаются органическими веществами из разлагающихся трупов животных и растений. Сапрофитные грибы и бактерии играют огромную роль в почвообразовательном процессе, расщепляя (минерализуя) органические остатки до простых неорганических соединений. В атмосферу выделяется углекислый газ, а в почву попадают минеральные вещества. У растений встречается и смешанный способ питания (миксотрофный). В этом случае растения могут сами создавать органические вещества, так как имеют зеленую окраску, но частично способны питаться и за счет других организмов (омела, росянка).
В повседневной своей деятельности человек также разрушает органические вещества, используя освобождающуюся при этом энергию (при сжигании торфа, угля, нефти, газа). Дыхание живых организмов (тот же процесс горения) приводит к образованию простейших минеральных веществ с выделением углекислого газа. Дыхание растений - процесс, по конечным результатам обратный фотосинтезу:
С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О + 2830 кДж
Таким образом, фотосинтез, осуществляемый зелеными растениями, является источником возникновения и существования всего живого на нашей планете. К. А. Тимирязев, посвятивший всю свою жизнь изучению процесса фотосинтеза, постоянно подчеркивал эту поистине космическую роль маленького зеленого листа. Он очень ярко описал значение использованного растением солнечного света для физиологических процессов, происходящих в теле человека: "Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу… В той или иной форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы, и вот теперь атомы углерода стремятся в наших организмах вновь соединиться с кислородом, который кровь разносит во все концы нашего тела. При этом луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь приобретает форму явной силы. Этот луч солнца греет нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу" (Тимирязев К. А. Жизнь растения).
Не менее важна роль растений как образователей леса, луга, степи и других растительных сообществ. При этом создаются не только разнообразные ландшафты Земли, но и определенные отношения между жизненными формами растений и животных, их приспособленность к определенным физико-химическим условиям среды.Конец формы

Сколько на Земле растений В конце XVII в. выдающий­ся шведский ученый К. Линней  писал, что существует 7 тыс. видов растений.

А сейчас известно 320 тыс. видов только высших цветковых растений, из которых человеком используется 30 тыс. видов, а возделывается не более 12 тыс. видов.

Жизненные формы растений: классификация И. Серебрякова

Именно эта классификация, разработанная в 1962 – 1964 гг И. Г. Серебряковым, на сегодняшний день считается наиболее полной и точной. При ее создании ученый брал во внимание особенности климатической зоны и условий произрастания, а также строение вегетативных и генеративных органов. Было выделено четыре основных отдела, каждый из которых включает собственные типы:

Древесные растения (отдел А). Здесь принято выделять три типа:

  • Деревья — растения этой формы характеризируются наличием мощного, одревесневшего ствола. Это многолетние представители флоры.

  • Кустарники — еще одна большая группа растений, которая характеризируется наличием одновременно нескольких стволов, прорастающих из спящих почек.

  • Кустарнички — растения, который очень похожи на кустарники, но имеют некоторые весомые отличия, включая меньшие размеры и длительность жизни.

Полудревесные растения (отдел Б). Эта группа разделена на два типа:

  • Полукустарники —растения довольно схожи с кустарниками и кустарничками, но имеет собственные отличительные черты. Например, их скелетные оси живут не более 5 – 8 лет, а после отмирания не образовывают спящих почек.

  • Полукустарнички.

Наземные травы (отдел В) — название ясно говорит о том, какие именно представители растительного мира объединились в эту группу. Выделяют два типа:

  • Поликарпические травы — это травянистые многолетние растения, цветение которых можно наблюдать каждый год, иногда даже несколько раз в год.

  • Монокарпические травы — эти растения могут жить от одного до нескольких лет. Отличительная черта - это цветение, происходящее лишь один раз за период развития растения, после чего организм отмирает.

Водные травы (отдел Г) — сюда относятся организмы, жизнедеятельность которых так или иначе связана с водной средой. Принято выделять два типа:

  • Земноводные плавающие травы — вегетативное тело такого растения, как правило, находится на поверхности воды, на границе земли и воды.

Подводные травы — жизненные формы растений, имеющие исключительно водную среду обитания.

На самом деле жизненные формы растений и животных очень разнообразны. И на сегодняшний день не существует идеальной системы их классификации. навигация, поиск

Дендрология (от др.-греч. δένδρον — «дерево» и λόγος — «учение») — раздел ботаники, предметом изучения которого являются древесные растения: помимо деревьев, это также кустарники, полукустарники, кустарнички, древовидные лианы, а также стелющееся древесные растения (стланики) и подушкообразные растения[1].

Знания в области дендрологии особенно важны для специалистов по лесному хозяйству, а также по озеленению[1].

Учёных, изучающих дендрологию, называют дендрологами. Один из наиболее известных российских учёных-дендрологов — Владимир Сукачёв (1880—1967), основоположник биогеоценологии, один из основоположников учения о фитоценозе.

Значительный вклад в развитие дендрологии внесли основоположник учения о лесе Г.Ф. Морозов, создавший труд «Биология наших лесных пород» (1914) лесовод и почвовед Г.Н. Высоцкий, который в 1892 – 1904 г.г. изучал возможность выращивания многочисленных видов деревьев и кустарников для степного лесоразведения (т.е. посадка деревьев). Большое влияние на развитие дендрологии в 1920 – 1930-х годах оказали работы В.Н. Сукачёва, который считал, что задачи дендрологии не должны ограничиваться морфолого-систематическими сведениями о древесных породах. Наряду с внутривидовой изменчивостью и историей становления, развития и эволюции вида, в дендрологическую характеристику вида он включал особенности его географического распространения, взаимоотношение с другими породами, фенотипическое и лесотипологическое разнообразие. Благодаря трудам В.Н. Сукачёва и его последователей дендрология стала научной дисциплиной, синтезирующей основные сведения о древесных растениях: морфологическом строении, биологических особенностях и экологических свойствах, внутривидовой изменчивости и формовом разнообразии, эволюции, систематическом положении видов и их географическом распространении, роли в лесных биогеоцинозах, хозяйственном значении.

Развитие дендрологии обусловлено постоянно возрастающими потребностями в глубоких и всесторонних знаниях о древесных растениях.

Дендрология помогает успешно решать задачи по изучению качественного состава лесов, повышению их продуктивности, долговечности, созданию устойчивых защитных и рекреационных насаждений и др.

В настоящее время использование древесных растений и продуктов переработки дерева не только не уменьшилось, но и во много раз возросло. Людям приходится думать о рациональном использовании существующих естественных лесов, разведении новых, обогащении их видового состава, повышении продуктивности лесов, выведении новых пород и форм древесных растений и т. д.
В наших лесах дикорастущих древесных растений насчитывается 2883 вида и около 2000 видов введено в культуру из других стран. Очевидно, что без знания морфологических, систематических, биологических, экологических, лесоводственных и иных свойств хотя бы важнейших видов древесных и кустарниковых пород невозможно правильное использование их и управление процессами роста и развития древесных растений, подбор отдельных видов для введения их в культуры, создание лесных насаждений в местностях, где леса не было вовсе, озеленение населенных мест и промышленных предприятий, создание полезащитных, водоохранных и иных насаждений.

Знание особенностей древесных растений, отношений их к факторам внешней среды, реакции на те или иные воздействия человека на них и среду их обитания, возможностей разведения новых растений и их рационального использования имеет огромное практическое значение. Ответы на все эти вопросы дает дендрология.

СПИРЕЯ (Spiraea) относится к декоративным кустарникам семейства розоцветных (Rosaceae). Высоко ценится дизайнерами и садоводами, благодаря своей неприхотливости, сочетающейся с великолепными декоративными качествами. Растение листопадное. Устаревшее название кустарника - таволга. Считается, что название рода Спирея произошло от греческого слова "σπειρα" - обозначающего "спираль", указывающий на характер роста побегов.

Родиной кустарника являются лиственные леса Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также известно на территории Европы, черноземной полосе широколиственных лесов Юго-Востока России. Встречается растение в Северном Китае, Японии. В природе кустарник располагается на горных склонах, либо на открытых участках лесов, поэтому спирея совершенно нетребовательна к условиям произрастания и почвам, легко растет на практически полностью каменистых грунтах. Чаще всего, растение можно встретить на берегах рек и озер, здесь оно образует целые заросли. Разнообразие кустарников рода Спирея просто поражает воображение, все они отличаются высокой декоративностью. Это объясняет их широкое распространение в качестве зеленых изгородей. Ботаники насчитали порядка 90 видов, не считая специально выведенных сортов и гибридов. Наиболее примечательно, их различие как по срокам цветения, так и по внешнему виду цветов. Также сильно в пределах рода варьируется форма куста и его размеры. Цветение самых ранних представителей начинается в мае, продолжаясь у отдельных видов вплоть до холодов. Именно эта черта кустарников спиреи так привлекает садоводов, ведь достаточно правильно подобрать сорта, чтобы обеспечить саду цветущий вид на протяжение всего теплого периода. Многие из них зимостойки, засухоустойчивы, а цветение, независимо от погодных условий, всегда очень обильное, кусты полностью покрываются цветами. Одним из аргументов в пользу выбора именно этого кустарника является его превосходный, но в тоже время достаточно тонкий аромат. Все спиреи считаются великолепными медоносами и источником лекарственного сырья. Это совершенно неудивительно, ведь род Спирея относится к семейству Розоцветных (на фото цветы спиреи необычайно красивы)

Интересные факты о декоративном кустарнике "спирея"

О существовании широкого многообразия кустарников спиреи известно далеко не всем. А вот о таком жаропонижающем как аспирин, знает каждый. Что общего между растением и популярным медицинским препаратом? Дело в том, что получение ацетилсалициловой кислоты в 1839 году стало возможным благодаря наличию в побегах растения естественного компонента - гликозида салицина, который в результате химических преобразований превращается во всем известный аспирин. Даже в названии препарата легко проследить происхождение от наименования рода кустарников – "спиреи". Так приставка "а" получена в результате сокращения названия химического вещества "ацетил", а вот корень "спирин" - редуцированное и преобразованное название "спирея".

Еще один интересный факт. Широкое распространение кустарников спиреи на территории Руси не могло не иметь практического значения. Так достаточно длительное время крепкие и одновременно тонкие прутья растения использовали в качестве шомполов и кнутовища.

Упоминается растение в известной былине "Садко". Здесь описывается использование растения для определения жребия, что позволяет предположить широкое распространение этого способа тянуть жребий на Руси. Вот такой кустарник спирея: интересный и многообразный. Его одинаково любят садоводы и пчеловоды-любители. А благодаря своей неприхотливости он просто идеален для начинающих и еще не уверенных в собственных силах дизайнеров.

Боярышник — высокорослый кустарник или небольшое колючее деревце из семейства розоцветных (Rosaceae).

Белые либо розовые цветки боярышника распространяют неприятный запах. Плоды шаровидные или продолговатые, мясистые, красного цвета, сладковатые, слегка вяжущие на вкус.

Цветет в мае-июне. Плоды созревают в августе — сентябре.

Боярышник растет в редких сухих лесах, преимущественно лиственных, на опушках, по речным поймам. Иногда можно встретить несколько растущих рядом кустов боярышника и в чистом поле.

Сегодня существует огромное количество видов боярышника. По некоторым источникам, их около полутора тысяч. Только в России их произрастает более сорока видов, самый известный среди которых – боярышник кроваво-красный, именно его чаще всего применяют в лечебных целях.

Для приготовления лекарств используют не только плоды, но и цветки, и кору боярышника.

Содержание: [показать]

Заготовка

Для заготовки цветов нужно выбирать сухую солнечную погоду в конце весны или в начале лета. Сушить цветы рекомендуют в тени. Зрелые плоды боярышника собирают осенью, когда осыпается листва и плоды особенно хорошо видны на голых ветках.

Собранное сырье рассыпают на жестяных лотках тонким слоем и ставят в протопленную, но нежаркую духовку. Время от времени плоды перемешивают, удаляя подгоревшие, а высушенные пересыпают в мешки или фанерные ящики.

Правильно высушенное сырье может храниться до восьми лет, не теряя своих целебных свойств.

Лечебные свойства боярышника

По лечебным и полезным свойствам плоды боярышника мало чем уступают шиповнику. В их составе от 4 до
11% сахара, в основном фруктозы, так что их можно есть и при сахарном диабете, а также комплекс биологически активных веществ — тритерпеновых кислот (олеановой, урсоловой и кратеговой), холина и ацетилхолина, кверцетина, дубильных веществ, фитостеринов, винной и лимонной кислоты, витаминов А, С, Р.

Содержание витаминов достигает: витамина С — 31–108 мг%, витамина Р — 330—680 мг%, каротина 2–4 мг%. Довольно много пектина, который при переработке не только образует желе, но и выводит из организма соли тяжелых металлов и другие вредные вещества.

Лечебные свойства боярышника известны с древних времен. Так, например, в сохранившихся старинных рукописях можно найти упоминания о том, что боярышник пользовался широкой популярностью и находил применение при лечении ряда недугов, особенно при нарушении деятельности сердца.

В годы Великой Отечественной войны плоды боярышника использовали в качестве заменителя дефицитных в то время сердечных препаратов.

Отвар из его листьев улучшает коронарное кровообращение, усиливает сокращение сердечной мышцы. В плодах боярышника содержатся вещества, влияющие на сердечный ритм. Экстракт боярышника малотоксичен, оказывает стимулирующее действия на работу сердца.

Особенно употребление боярышника показано пожилым людям, у которых с возрастом отмечается нарушение сердечной деятельности, вызванное ослаблением сократительной функции сердечной мышцы, а также недостаточностью кровообращения в коронарных сосудах сердца.

Боярышник полезен молодым людям, сердце которых подвергается нагрузке из-за перенесенных болезней и стрессов.

Препараты, изготовленные на основе боярышника, не предназначены для понижения кровяного давления, но их прием увеличивает силу сердечных сокращений, что способствует нормализации давления. Боярышник назначают также больным, перенесшим инфаркт миокарда и всем «сердечникам».

Вяжущие свойства растения используют и при заболеваниях желчевыводящих путей и печени. Лечебные свойства ягод боярышника оказывают положительное действие и на выделительную систему человека. Кроме того, он нормализует функции щитовидной железы и избавляет от одышки

Ландшафтный дизайнер. Дизайнеры преимущественно занимаются газонами, установкой садовой мебели, садово-парковыми дорожками и санитарной обрезкой кустарников и деревьев.

Специалист по охране леса или егерь, лесничий

Представители данной профессии являются специалистами в сфере ведения лесного хозяйства. Лесничий руководит комплексными работами по воспроизводству, рациональному использованию, защите и охране лесных угодий. Лесничий – глава лесной госохраны. В его подчинении находятся лесники и лесоводы, участковые техники, помощник-заместитель. Сам же лесничий подчиняется непосредственно главному лесничему лесхоза и директору.

Лесничий обязан:

  1. Руководить производственно-хозяйственным сегментом деятельности лесничества.

  2. Следить за состоянием лесов, обеспечивать рациональное использование ресурсов леса, контролировать выполнение плановых заданий.

  3. Помогать во внедрении в лесохозяйственное производство передовых технологий.

  4. Организовывать проведение вырубок и противопожарных, а также лесовосстановительных мероприятий.

  5. Проводить работы по защите леса от болезней и вредителей, пресекать несанкционированные вырубки.

  6. Проводить лесосеменные работы, переработку древесины, а также осуществлять утилизацию древесных отходов, отпуск леса на корню и отвод лесосечного фонда.

  7. Составлять акты о нарушениях, налагать штрафы.

  8. Содействовать экспедициям в выполнении проектно-изыскательных, гидро- и агролесомелиоративных , а также лесоустроительных работ. Контролировать качество их проведения.

  9. Руководить тушением пожаров.

  10. Председательствовать в судебных органах, когда дела касаются нарушений правил эксплуатации леса, лесных пожаров.


Список литературы.

Для педагога

  1. Агапова М. Цветы на приусадебном участке. Отдел рекламной литературы, ВДНХ СССР. – 1991- 48 с.

  2. БабаковаТ.А.,.МомотоваА.П. 500 экологических задач. – Петрозаводск: Карелия, 1991- 212с.

  3. Громов А.Н. Книга цветовода. -М.: Колос, 1983.

  4. ДрягинаИ.В.,Кудрявец Д.Б. Цветы для Подмосковья.- М: Московский рабочий, 1986- 175с.

  5. Интересные каникулы. Сборник программ и сценариев для оздоровительно-образовательных центров, детских лагерей и площадок/ под ред. А.Г. Лазаревой –Москва: Илекса, 2012 – 356 с.

  6. Красная книга Ставропольского края. Ставрополь, 2002.

  7. Красная книга РСФСР. Растения. / Под редакцией В. Д. Голованова. М.: Росагропромиздат, 1988. - 591с.

  8. КудрявецД.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. -М.: Просвещение, 1993. -176 с.

  9. Лес и степь. Очерки о лесном хозяйствеСтаврополья /под редакцией В.В. Поповичева. -Ставрополь, 1998- 206 с.

  10. Тудор Оприш. Мир растений. Издательство ИОН КРЯНГЭ-БУХАРЕСТ, 1986 - 142 с.

Для детей

  1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. Москва: Педагогика- Пресс,1993.

  2. Крутогоров Ю.А. Рассказы о деревьях. - М.: Детская литература, 1987- 111с.

  3. Организация исследовательской деятельности школьников: из опыта работы регионов России/под ред. М.В.Медведевой.- М., Центр содействия социально-экологическим инициативам атомной отрасли, 2010.- 248с.

  4. Я познаю мир. Детская энциклопедия М.: Издательство АСТ, 1998.- С.94-97.