СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОРИТМИКА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей 5-6 лет.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОРИТМИКА"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей 5-6 лет.

Актуальность. С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающее исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Программа «Логоритмика» полностью соответствует лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. В связи с утверждением и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования программа «Логоримика» построена с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи программы:

  • создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;

  • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;

  • научить детей основным принципам дыхательной гимнастики, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;

  • формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.

Принципы построения программы

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Возраст учащихся. Программа предназначена для детей 5-6 лет.

Срок реализации. Реализуется в течение 2 лет (72 часа в год, всего 144 часа)

Формы и режим деятельности.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет 25-30 минут 2 раза в неделю, что полностью соответствует САНПИНу дошкольного образования. Занятия по программе практико-ориентированные, что соответствует ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игре.

Ожидаемые результаты.

  • Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.

  • Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

  • Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

  • Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.

  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.

  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.

  • Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

  • Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.

  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, Тульского края, труду людей.

  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Результативность данной программы определяется в ходе диагностики неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

на начальном этапе, по окончанию первого года обучения и по итогам проведения логоритмической деятельности (начальная, промежуточная и итоговая аттестация учащихся).

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов непосредственной образовательной деятельности по логоритмике, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первого года обучения (5 лет)

п/п


Содержание деятельности

количество часов

Формы контроля/ аттестация

теория

практика

1

Вводное занятие

1


Педагогическое тестирование

2

«Спор грибов и ягод»


2


3

«Путешествие язычка»


2

4

«В гостях у лесного гнома»


2

5

«Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева


2

6

«Пых» по мотивам белорусской народной сказки


2

7

«Спор овощей»


2

8

«Колосок» по мотивам украинской народной сказки


2

9

«Приключения дождика»


2

10

«Краски осени»


2

11

«Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева


2

12

«Как коза в лесу избушку построила» по мотивам


2

13

«Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки


2

14

«Теремок-холодок»


2

15

«Дед Мороз построил дом»


2

16

«Отчего у белого медведя нос черный» по мотивам юкагирской народной сказки


2

17

«Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева


2

18

«Снеговик на елке»


2

19

«Морозята»


2

20

«Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского


2

21

«Приключения снежинки»


2

22

«Снежная книга» по мотивам рассказа В.Бианки


2

23

«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки


2

24

«Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова


2

25

«Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки


2

26

«Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской


2

27

«Кем быть?»


2

28

«Петушок и его семья»


2

29

«Откуда у носорога шкура» по мотивам сказки Р. Киплинга


2

30

«Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга


2

31

«Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга


2

32

«Космическое путешествие»


2

33

«Как муравьишка дом солнышка искал»


2

34

«Лекарство от зевоты»


2

35

«Колобок»


2

36

«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки


2

37

Итоговое занятие.


1

Промежуточная аттестация


Итого:

1

71



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие.

Теория (1 ч): Введение в программу. Знакомство с группой, правилами по ТБ. Игры на сплочение коллектива.

Формы контроля. Педагогическое тестирование неречевых психических функций (по н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

  1. «Спор грибов и ягод» (2 ч)

Практика (2 ч). Закреплять знания детей о грибах и ягодах. Двигательные упражнения «Прогулка в лес», «Грибы», массаж спины «Дождь», пальчиковая игра «Здравствуй», чистоговорка «С-С*», коммуникативная игра «Здравствуй, друг!», логопедическая гимнастика, упражнения на развитие мимических мышц.

  1. «Путешествие язычка» (2ч)

Практика (2 ч). Пальчиковая игра «Здравствуй», чистоговорка «С-С*», коммуникативная игра «Здравствуй, друг!», логопедическая гимнастика, упражнения на развитие мимических мышц, массаж спины «Дождь», стихотворение с движениями «Меж еловых лап», двигательное упражнение «Электричка», фонопедические упражнения.

  1. «В гостях у лесного гнома» (2 ч)

Практика (2 ч). Ритмическая игра «Лешкин клен», двигательное упражнение «В гости к гному», пальчиковые и коммуникативные игры, чистоговорка «С-З», упражнение на развитие ритмического слуха, на увеличение выдоха, логопедическая гимнастика на укрепление губ, массаж спины, игры на развитие внимания.

  1. «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева (2 ч)

Практика (2 ч). Пальчиковые и ритмические игры, попевки, слушание песен об осени, стихотворение с движениями, коммуникативные и двигательные игры, логопедическая гимнастика, чистоговорка «Т-Т*».

  1. «Пых» по мотивам белорусской народной сказки (2 ч)

Практика (2 ч). Попевка «Кап-кап-кап», «Осенины», ритмические игры, игры с движениями, упражнения на развитие дыхательных мышц и укрепление голосового аппарата «Ветер», стихотворение с движениями «Малина», пальчиковая игра «Варим суп», дыхательные упражнения «Звуковое дыхание», чистоговорка «Д-Д*», игра на развитие быстроты реакции «Ёжик».

  1. «Спор овощей» (2 ч)

Практика (2 ч). Фонопедическое упражнение «Осень», ритмические и хороводные игры «Здравствуй, осень!» попевка «Кап-кап-кап», массаж спины «Дождь», общеразвивающие упражнения «На огороде», чистоговорка «Ох-ох-ох», логопедическая гимнастика, пальчиковые и коммуникативные игры.

  1. «Колосок» по мотивам украинской народной сказки (2 ч)

Практика (2 ч). Речевое упражнение «Петушок», пальчиковые и коммуникативные игры, логопедическая гимнастика, попевки, хороводная игра «Здравствуй, осень!».

  1. «Приключения дождика» (2 ч)

Практика (2 ч). Чистоговорка «Л-Л*», коммуникативная игра «Туча», логопедическая гимнастика, стихотворение с движениями «Меж еловых лап», упражнение на развитие внимания «Дождик поливает грядки», хоровод «Урожай собирай», пальчиковая игра «Варим суп», игра «Кто скорее?», попевки.

  1. «Краски осени» (2 ч)

Практика (2 ч). Распевка «Осенние листья», хороводная игра «Здравствуй, осень!» фонопедические упражнения «Перед дождем», стихотворение с движениями «Малина», пальчиковая игра «Осень», «Варим суп», чистоговорка «Ц-Ц*», попевки, слушание песни об осени.

  1. «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева (2 ч)

Практика (2 ч). Пальчиковая игра «Осень», чистоговорка «Ц-Ц*», попевки, слушание песни об осени, упражнения на развитие внимания и мимики, логопедическая гимнастика, французская народная игра «Зайцы и волк».

  1. «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки (2 ч).

Практика (2 ч). Скороговорки, упражнение на развитие внимания «Замри», чистоговорка «Д-Д*», стихотворение с движениями «Ёлка», французская народная игра «Зайцы и волк», пальчиковые игры «Строим дом», «Осень», логопедическая гимнастика.

  1. «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки (2 ч).

Практика (2 ч). Попевка «Небо синее», «Качели», пальчиковые игры «Строим дом», «Осень», фонопедическое упражнение «Листочек», чистоговорка «Р», речевое упражнение «Петушок», стихотворение с движениями «Ёлка», логопедическая гимнастика.

  1. «Теремок-холодок» (2 ч).

Практика (2 ч). Чистоговорка «Холода», попевка «Небо синее», игра на развитие внимания «Птицы», стихотворение с движениями «Ёлка», логопедическая гимнастика, песня с движениями «В лесу родилась елочка», фонопедическеи упражнения, упражнения на развитие воображения «Дорожка», двигательные упражнения «Ты шагай», пальчиковая игра «Снеговик».

  1. «Дед Мороз построил дом» (2 ч).

Практика (2 ч). Попевка «Небо синее», чистоговорка «Л-Л*», фонопедические упражнения «Метель», упражнения на развитие воображения «Дорожка», игра на развитие внимания «Лесные звери», логопедические гимнастика, пальчиковые и ритмические игры.

  1. «От чего у белого медведя нос черный» по мотивам юкагирской народной сказки (2 ч)

Практика (2 ч). Попевки, слушание песни о зиме, упражнения на развитие воображения «Дорожка», чистоговорка «С-С*», упражнение на развитие внимания «Белый медведь», логопедическая гимнастика, фонопедические упражнения «Напугаем медведя», ритмическое упражнение «Мороз».

  1. «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева (2 ч)

Практика (2 ч). Пальчиковая игра «Снеговик», «Украшаем елочку», фонопедические упражнения «В лесу», игра «Ветер северный», «Заморожу», чистоговорка «П-П*», логопедическая гимнастика, упражнение на внимание «Сорока», ритмическое упражнение «Мороз».

  1. «Снеговик на елке» (2 ч)

Практика (2 ч). Чистогоровка «В-В*», фонопедическое упражнение «Зима», ритмическое упражнение «Мороз», логопедическая гимнастика, новогодний хоровод.

  1. «Морозята» (2 ч)

Практика (2 ч). Фонопедическое упражнение «Морозята», слушание песен о зиме, стихотворение в сочетании с движениями «Осторожный снег», чистоговорка «З-З*», пальчиковые и хороводные игры.

  1. «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского (2 ч)

Практика (2 ч). Логопедическая гимнастика «Потягушки», упражнения на координацию речи и движения «Умелые ручки», «Зимние забавы», двигательные упражнения «Ты шагай!», чистоговорка «К-К*», пальчиковая игра «Вышла чашка погулять».

  1. «Приключения снежинки» (2 ч)

Практика (2 ч). Фонопедическое упражнение «Снежинка», слушание песен о зиме, двигательное упражнение «Лесные жители», чистоговорка «Ц», логопедическая гимнастика для языка, упражнения на координацию речи и движения «Умелые ручки», «Зимние забавы».

  1. «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки (2 ч)

Практика (2 ч). Логопедическая гимнастика «Язычок», коммуникативная игра «Здравствуй, дружок», двигательное упражнение «Лесные жители», упражнение на развитие мимических мышц лица, скороговорки, стихотворение в сочетании с движениями «Осторожный снег».

  1. «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки (2 ч)

Практика (2ч). Упражнение на развитие внимания «На лошадке», фонопедическое упражнение «Кто как кричит», логопедическая гимнастика, упражнение на координацию речи и движения «Умелые ручки», коммуникативная игра «Здравствуй, дружок», чистоговорка «Л-Л*».

  1. «Парад на Красной Площади» по мотивам стихотворения В. Орлова (2 ч).

Практика (2 ч). Развитие слухового внимания, речевая игра «Гости», пальчиковая игра «Вышла чашка погулять», логопедическая гимнастика, чистоговорка «Т-Т*», развитие мелкой моторики.

  1. «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки(2 ч).

Практика (2 ч). Упражнение на развитие внимания «На лошадке», упражнение на координацию речи и движения «Умелые ручки», логопедическая гимнастика, стихотворение с движением «Поедалочка», чистоговорка «К-К*», пальчиковая игра «Вышла чашка погулять», игра «Спрячься от гусей-лебедей», слушание песни о маме (по выбору).

  1. «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской(1 ч).

Практика (1 ч). Стихотворение с движением «Поедалочка», ритмическая игра «Молоточек», логопедическая гимнастика, игра «иголка и нитка», пальчиковая игра «Две мартышки», игры на развитие внимания, памяти.

  1. «Кем быть?» (2 ч).

Практика (2 ч). Ритмическая игра «Молоточек», логопедическая гимнастика, координация речи и движения «Самолет», чистоговорка «Р-Р*», игры на развитие внимания, памяти.

  1. «Петушок и его семья» (2 ч)

Практика (2 ч) Ритмическая игра «Молоточек», логопедическая гимнастика, самомассаж тела «Черепаха», координация речи и движения «Обезьяны», «Умелые руки».

  1. «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга (2 ч).

Практика (2 ч). Координация речи и движения «У моря», «Обезьяны», логопедическая гимнастика, пальчиковая игра «Две мартышки», двигательное упражнение «Кто как идет», самомассаж тела «Черепаха», игра на внимание «Купание», чистоговорка «К-К*».

  1. «Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга (2 ч)

Практика (2 ч). Игра «Горячий конь», чистоговорка «З-З*», упражнения на развитие дыхания, логопедическая гимнастика, координация речи и движения «Обезьяны», «Умелые руки», двигательное упражнение «В пустыне», самомассаж тела «Черепаха».

  1. «Откуда и кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга (2 ч)

Практика (2 ч). Координация речи и движения «У моря», коммуникативная игра «Рыбки», песня с движениями «Рыбка», самомассаж тела «Черепаха», логопедическая гимнастика.

  1. «Космическое путешествие» (2 ч)

Практика (2 ч). Пальчиковая и логопедическая гимнастика, стихотворение с движением «Где петушок носит гребешок?», упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны», «Полет», скороговорки, фонопедическое упражнение «Ракета», упражнения на развитие мимических мышц «Цветы», коммуникативная игра «Рыбки», самомассаж тела «Черепаха».

  1. «Как муравьишка дом солнышка искал» (2 ч)

Практика (2 ч). Фонопедическое упражнение, слушание песни о весне, логопедическая гимнастика, ритмическое упражнение «Смешинка», игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация), динамическая пауза «Принцесса».

  1. «Лекарство от зевоты» (2 ч)

Практика (2 ч). Фонопедическое упражнение, слушание песни о весне, логопедическая гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти, упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны», пальчиковая и логопедическая гимнастика, скороговорки, стихотворение с движением «Где петушок носит гребешок?», ритмическое упражнение «Смешинка», игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация).

  1. «Колобок» (2 ч).

Практика (2 ч). Стихотворение с движением «Где петушок носит гребешок?», хороводная игра «Колобки», коммуникативная игра «Рыбки», песня с движениями «Рыбка», логопедическая гимнастика «Медведь», координация речи и движения «У моря», динамическая пауза «Принцесса».

  1. «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки (2 ч)

Практика (2 ч). Закличка «Солнышко - ведрышко», слушание песен о солнце, игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация), динамическая пауза «Принцесса», коммуникативная игра «Рыбки», песня с движениями «Рыбка», логопедическая гимнастика, скороговорки, двигательные упражнения «Мишка-воришка», игра «Мишка и пчелы».

  1. «Итоговое занятие (1 ч)

Практика (1 ч). Подведение итогов за год

Форма контроля. Диагностика неречевых функций.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

второго года обучения (6 лет)

п/п


Содержание деятельности

Количество часов

Формы контроля/

аттестация

теория

практика

1

Вводное занятие

1


педагогическое тестирование

2

Дядюшка Ау


2


3

Сергиюшко по мотивам сказки Е. Честнякова


2

4

Медведь и хвост


2

5

Магазин «Природа»


2

6

Сивка-Бурка


2

7

Как заяц и дрозд урожай растили


2

8

Вершки и корешки


2

9

Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка


2

10

Лягушка-путешественница


2

11

Новый каравай


2

12

Четыре желания


2

13

Разноцветная книга


2

14

Проказы зимы


2

15

Заяц, косач, медведь и Дед Мороз


2

16

Почтовая история


2

17

Как ворона Снегурочкой стала


2

18

Двенадцать месяцев


2

19

Серебряное копытце


2

20

Зима-пекариха


2

21

Госпожа Метелица


2

22

Каша из топора


2

23

Стойкий оловянный солдатик


2

24

Сказка об Иване-крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре


2

25

Звездный мальчик


2

26

Заколдованный холм


2

27

Два клена


2

28

Как поп работницу нанимал


2

29

Снегурочка


2

30

Звездный бал


2

31

Космонавтом быть хочу!


2

32

Робот


2

33

Беляночка и Розочка


2

34

Баллада о юном барабанщике


2

35

В гостях у лесных гномов


2

36

Подарки гномов


2

37

Итоговое занятие


1

Итоговая аттестация

Итого

1

71



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

по второму году обучения

  1. Вводное занятие (1 ч)

Теория (1 ч). Знакомство с детьми, правилами поведения в группе. Проведение инструктажа по ТБ.

  1. «Дядюшка Ау» (2 ч)

Практика (2 ч). Распевка с движением «Листопад», упражнения на развитие слухового внимания «Мы идем», игра «Деревья», стихотворение с движением «Зайкин день», упражнение на развитие творческих способностей «Замри», игра на развитие координации «Будь внимательным», ритмическая игра «Эхо».

  1. «Сергиюшко» по мотивам сказки Е. Честнякова (2 ч)

Практика (2 ч). Распевка с движением «Листопад», ритмическая игра «Тук-тук», коммуникативная игра «Повернись и поздоровайся», пальчиковая игра «По грибы», ритмическая игра «Эхо», стихотворение с движением «Зайкин день», логопедическая гимнастика, разучивание скороговорки «Щегол», игра «Не заблудись».

  1. «Медведь и хвост» (2 ч)

Практика (2 ч). Распевка с движением «Листопад», упражнение на развитие фонематического слуха «Скок-поскок», разучивание скороговорки «У рябины черный дрозд», логопедическая гимнастика, пальчиковая игра «По грибы», разучивание считалочки «Раз – волнушка…», коммуникативная игра «Повернись и поздоровайся», слушание песни об осени (по выбору).

  1. «Магазин «Природа» (2 ч)

Практика (2 ч). Распевка с движением «Листопад», танец-импровизация «Падают листья», слушание песни об осени (по выбору), коммуникативная игра «Повернись и поздоровайся», общеразвивающие упражнения «Цветы», логопедическая гимнастика «Орешек», чистоговорка «Н-Нь», пальчиковая игра «По грибы», ритмическая игра «Капли».

  1. «Сивка-Бурка» (2 ч)

Практика (2 ч). Фонопедические упражнения, русская народная закличка с движениями «Гром гремучий», ритмическая игра «Капли», логопедическая гимнастика, стихотворение с движениями «Где вы были?», чистоговорка «С-Сь», игра «Найди свое дерево», игра «Перстенек», танец-импровизация «Падают листья».

  1. «Как заяц и дрозд урожай растили» (2 ч)

Практика (2 ч). Стихотворение с движениями «Дрозд-дроздок», чистоговорка «С-Сь», игра «Ритмическое эхо», стихотворение с движениями «Зайкин день», ритмическая игра «Капли», логопедическая гимнастика, стихотворение с движениями «Где вы были?», французская народная игра «Чучело», общеразвивающие упражнения «Овощи», слушание песни об осени (по выбору).

  1. «Вершки и корешки» (2 ч)

Практика (2 ч). Игры «Тропинка», «Горошинка», логопедическая гимнастика, стихотворение с движениями «Где вы были?», общеразвивающие упражнения «Овощи», чистоговорка «Х-Хь», танец-импровизация «Падают листья», ритмическая игра «Дождик», игра на развитие координации движения «Колоски», слушание песни об осени (по выбору), пальчиковая игра «Пирог».

  1. «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка» (2 ч)

Практика (2 ч). Динамическая пауза «Посевная», попевка «Тучка», ритмическая игра «Капли», игра на развитие координации движения «Колоски», чистоговорка «Ч», массаж пальцев «Овощи», «Урожайный хоровод», французская народная игра «Чучело», стихотворение с движениями «Петушок», пальчиковая игра «Пирог», слушание песни об осени (по выбору), дыхательные упражнения.

  1. «Лягушка-путешественница» (2 ч)

Практика (2 ч). Попевка «Тучка», ритмическая ига «Лягушка», логопедическая гимнастика на укрепление мышц языка, стихотворение с движениями «Где вы были?», упражнение на внимание, упражнение на развитие музыкально-слухового восприятия «Быстро-медленно», массаж пальцев «Овощи», «Урожайный хоровод», чистоговорка «Ц», французская народная игра «Чучело», игра на развитие умения ориентироваться в пространстве «Будь внимателен», игра на развитие творческих способностей и воспитание выдержки «Цапля».

  1. «Новый каравай» (2 ч)

Практика (2 ч). Динамическая пауза «Посевная», попевка «Тучка», ритмическая игра «Капли», упражнение на увеличение продолжительности выдоха, логопедическая гимнастика, игра на увеличение продолжительности выдоха, игра на умение ориентироваться в пространстве «Не ошибись», русский народный хоровод «Каравай».

  1. «Четыре желания» (2 ч)

Практика (2 ч). Игра на умение ориентироваться в пространстве «Не ошибись», пальчиковая игра «Пирог», логопедическая гимнастика, чистоговорка «Д-Дь», динамическая пауза «Посевная», ритмическая игра «Лягушка», игра на развитие творческих способностей и воспитание выдержки «Цапля», попевка «Тучка», стихотворение с движениями «Петушок», массаж пальцев «Овощи».

  1. «Разноцветная книга» (2 ч)

Практика (2 ч). Пальчиковая игра «Пирог», логопедическая гимнастика, ритмическая игра «Лягушка», игра на развитие творческих способностей и воспитание выдержки «Цапля», игра «Горошина», чистоговорка «З-Зь», массаж пальцев «Овощи», попевка «На лыжах», «Снегири», упражнение на координацию движений «Отлет птиц», скороговорка «Орешки», упражнение на координацию речи и движения.

  1. «Проказы зимы» (2 ч).

Практика (2 ч). Упражнение на координацию движений «Отлет птиц», попевка «На лыжах», «Снегири», ритмическая игра «Мосток», упражнение на координацию речи и движения, массаж рук «Зимняя разогревалочка», игра «Снеговик Егорка», пальчиковая игра «Пирог».

  1. «Заяц, косач, медведь и дед Мороз» (2 ч)

Практика (2 ч). Логопедическая гимнастика на развитие мимической мускулатуры, упражнение на координацию движений «Отлет птиц», скороговорка «Орешки», танец-импровизация «Танец снежинок», слушание песни о Деде Морозе (по выбору), массаж рук «Зимняя разогревалочка», игра «Снеговик Егорка», попевка «На лыжах».

  1. «Почтовая история» (2 ч)

Практика (2 ч). Упражнение на развитие речи и движения, скороговорка «Три сороки», упражнение на координацию движений «Отлет птиц», игра на внимание «Самолет», игра «Ритмическое эхо», слушание песни о Деде Морозе (по выбору), массаж рук «Зимняя разогревалочка», упражнение на развитие слуха «Самолет летит», упражнение на координацию речи и движения «Самолет».

  1. «Как ворона снегурочкой стала» (2 ч)

Практика (2 ч). Попевка «На лыжах», «Снегири», ритмическая игра «Мосток», игра «Ритмическое эхо», упражнение на координацию речи и движения, скороговорка «Три сороки», стихотворение с движениями «Двенадцать месяцев», логопедическая гимнастика, пальчиковая игра «На елке».

  1. «Двенадцать месяцев» (2ч)

Практика (2 ч). Стихотворение с движениями «Двенадцать месяцев», логопедическая гимнастика, пальчиковая игра «На елке», слушание песни о Деде Морозе (по выбору), попевка «На лыжах», логопедическая гимнастика, двигательные упражнения «Мы идем», упражнение на развитие чувство ритма «Собери подснежник», игра «Ледяные фигуры».

  1. «Серебряное копытце» (2 ч)

Практика (2 ч). Логопедическая гимнастика, чистоговорка «Ш», попевка «На лыжах», «Снегири», упражнение на координацию речи и движения «Синичка», игра «Ледяная фигура», стихотворение с движениями «Двенадцать месяцев», «У оленя дом большой».

  1. «Зима-пекариха» (2 ч)

Практика (2 ч). Речевая игра «Едем на лошадке», слушание песни о зиме (по выбору), упражнение на координацию речи и движения «Синичка», чистоговорка «Лиса», пальчиковая игра «Пироги пшеничные», английская народная игра «Пусть делают все так, как я», попевка «На лыжах»

  1. «Госпожа Метелица» (2 ч)

Практика (2 ч). Скороговорка «Орешки», упражнение на координацию речи и движения «Синичка», дыхательное упражнение «Снегирек», двигательные упражнения «Мы идем», чистоговорка «Д-Дь», пальчиковая игра «Пироги пшеничные», логопедическая гимнастика, слушание песни о зиме (по выбору)

  1. «Каша из топора» (2 ч).

Практика (2 ч). Попевка «Труба», упражнение на внимание, чистоговорка «Х-К-Кь», игра «Заяц и лис», речевая игра «Барабан», пальчиковая игра «Пироги пшеничные», логопедическая гимнастика, слушание песни об армии (по выбору), считалочка «Ту-ту-ту», пальчиковая игра «Аты-баты».

  1. «Стойкий оловянный солдатик» (2 ч)

Практика (2 ч). Попевка «Труба», пальчиковая игра «Аты-баты», речевая игра «Барабан», игра «Заяц и лис», скороговорка, пальчиковая игра «Пироги пшеничные», логопедическая гимнастика, речевое упражнение «Оловянный солдатик».

  1. «Сказка о Иване – крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре» (2 ч).

Практика (2 ч). Логопедическая гимнастика на укрепление мускулатуры губ и щек, попевка «Труба», ритмическая игра «Кузнец», польская народная игра «Сапожник», чистоговорка «Н-Нь», упражнение на координацию речи и движения «На коне», упражнение на раскачивание «Лодочка», дразнилка со звучащими жестами «Ытыр-Фытыр»

25. «Звездный мальчик» (2 ч)

Практика (2 ч). Дразнилка со звучащими жестами «Ытыр-Фытыр», логопедическая гимнастика, ритмическая игра «Кузнец», игра «Ритмическое эхо», упражнение на координацию речи и движения «На коне», «Башмачок», чистоговорка «Л-Ль», упражнение на раскачивание «Лодочка», считалочка «Интер, мици», слушание песни о маме (по выбору).

26. «Заколдованный холм» (2 ч)

Практика (2 ч). Упражнение на координацию речи и движения «Веник», «Мы шагаем», «Башмачок», чистоговорка «Р-Рь», упражнение на развитие боковых мышц «Пильщики», стихотворение с движениями «Потеря», логопедическая гимнастика, ритмическая игра «Кузнец», дразнилка со звучащими жестами «Ытыр-Фытыр».

27. «Два клена» (2 ч)

Практика (2 ч). Упражнение на координацию речи и движения «На коне», слушание песни о бабушке (по выбору), потешка с движениями «Бабка Ежка», упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем», логопедическая гимнастика, скороговорка «Серый ворон», стихотворение с движениями «Потеря», считалочка «Интер, мици», упражнение на координацию речи и движения «Башмачок», пальчиковая игра «Как петух в печи», упражнение на развитие боковых мышц «Пильщики», слушание песни о маме (по выбору)

28. «Как поп работницу нанимал» (2ч)

Практика (2 ч). Речевая игра «Бегут, бегут со двора», упражнение для развития творческого воображения «Чайник», упражнение на координацию речи и движения «Веник», «Мы шагаем», пальчиковая игра «Как петух в печи», «Наперсток», скороговорка «Серый ворон», логопедическая гимнастика, упражнение на развитие боковых мышц «Пильщики», стихотворение с движениями «Потеря».

29. «Снегурочка» (2 ч)

Практика (2 ч). Логопедическая гимнастика для укрепления жевательно-артикуляционных мышц, чистоговорка с движениями «Веселые слоги», упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем», «Веник», упражнение для развития творческого воображения «Чайник», ритмическая игра «Шаловливые сосульки», ритмическая игра «Бегут, бегут со двора», упражнения на координацию движений «Цветок», двигательная игра «Медведь», игра на внимание «Облака».

30. «Звездный бал» (2 ч)

Практика (2 ч). Ритмическая игра «Шаловливые сосульки», русская народная закличка с движением «Солнышко», пальчиковая игра «Наперсток», игра на внимание «Собираемся на бал», логопедическая гимнастика, чистоговорка «Р-Рь», двигательная игра «Медведь», упражнения на координацию движений «Цветок», игра «Звездочет», коммуникативная игра «Звезды».

31. «Космонавтом быть хочу!» (2 ч)

Практика (2 ч). Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами», двигательная игра «Медведь», ритмическая игра «Молоточки», пальчиковая игра «Наперсток», чистоговорка «Т-Ть», упражнение на развитие слухового внимания «Приземление».

32. «Робот» (2 ч).

Практика (2 ч). Упражнение на внимание «Робот», ритмическая игра «Шаловливые сосульки», песня о весне (по выбору), коммуникативная игра «Звезды», упражнения на развитие речевого дыхания, скороговорка, игра «Звездочет», логопедическая гимнастика, чистоговорка «Д-Дь», ритмическая игра «Молоточек».

33. «Беляночка и Розочка» (2 ч)

Практика (2 ч). Упражнения на координацию движений «Цветочек», пальчиковая игра «Герасим-грачевник», песня о весне (по выбору), ритмическая игра «Шаловливые сосульки», логопедическая гимнастика на развитие подвижности нижней челюсти, коммуникативная игра «Звезды», двигательное упражнение «По дороге мы идем», русская народная закличка с движением «Солнышко», чистоговорка «Ж», стихотворение с движениями «Плясовая».

34. «Баллада о юном барабанщике» (2 ч)

Практика (2 ч). Слушание песни о Дне Победы (по выбору), пальчиковая игра «Герасим-грачевник», двигательное упражнение «По дороге мы идем», чистоговорка, попевка «На рассвете», речевая игра «Барабан».

35. «В гостях у лесных гномов» (2 ч)

Практика (2 ч). Пальчиковая игра «Герасим-грачевник», песня о весне (по выбору), двигательное упражнение «По дороге мы идем», речевая игра «Эхо», стихотворение «Дни недели», логопедическая гимнастика, скороговорка «Возле грядки», пальчиковая игра «Чебурек», стихотворение с движениями «Плясовая», французский народный хоровод.

36. «Подарки гномов» (2 ч)

Практика (2 ч). Пальчиковая игра «Герасим-грачевник», двигательное упражнение «Мы идем по кругу», логопедическая гимнастика, речевая игра «Эхо», чистоговорка «Р-Рь», стихотворение «Дни недели», попевка «На рассвете», пальчиковая игра «Чебурек», стихотворение с движениями «Плясовая».

  1. Итоговое занятие (1 ч)

Практика (1 ч) Подведение итогов за год

Форма контроля. Итоговая диагностика неречевых функций (итоговая аттестация учащихся)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«ЛОГОРИТМИКА»

Непосредственная образовательная деятельность по логоритмике включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха

  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний

  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

  • Пение вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

  • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

НОД по логоритмике  проводится по следующей схеме:

1.  Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и речевой нагрузке.

2.Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.

3. Заключительная часть включает в себя упражнения на восстановление дыхания, релаксацию, а также различные виды спокойной ходьбы и лёгкого бега. Подведение итогов занятия и оценка работы детей на занятии.

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,

  • точность движений,

  • темп движений,

  • координацию движений,

  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу:

Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)

группа _______

Возраст детей: 5-7 лет.

п/п

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентирова-ние в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики



Сентябрь

2….г.

Март

2…. г.

Сенябрь

2…. г.

Март

20… г

Сентябрь

2…. г.

Март

2…. г

Сентябрь

2…. г.

Март

2…. г

Сентябрь

2…. г.

Март

2..…. г




















Список используемой литературы
  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;

  2. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;

  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;

  4. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;

  5. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;

  6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

  7. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;

  8. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;

  9. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

  10. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;

  11. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;

  12. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

  13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;

  14. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;

  15. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;

  16. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;

  17. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  18. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;

  19. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;

  20. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

  21. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;

  22. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;

  23. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;

  24. Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;

  25. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;

  26. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;

  27. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;

  28. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;

  29. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;

  30. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;