СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Культура речи: говорим и пишем грамотно" (подготовка к ОГЭ в 9 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Культура речи: говорим и пишем грамотно" (подготовка к ОГЭ в 9 классе)»

14


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Москвы

«Школа № 1747»



Утверждаю:


Директор ГБОУ Школа №1747

_______________ /Сотникова М.Н./

приказ № ____________________

от «___» ______________ 20____г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

"Культура речи: говорим и пишем правильно"

(кружок "Юные любители русской словесности")


Направленность _______Русская словесность_________________________

Уровень ___базовый________________________________________





Возраст обучающихся: ___14 -16 лет__________

Срок реализации: ______1 год______________

Адрес: ул. Барышиха, д.32__________________

Автор: Михеева Г.И.

__учитель русского языка и литературы______

(Ф.И.О., должность)






г. Москва, 2017 г.

Пояснительная записка

Курс «Культура речи: говорим и пишем правильно» имеет предметно-ориентационный характер. Программа предназначена для учащихся 9-х классов.

Общеизвестно, что при помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Не случайно язык называют одним из удивительнейших орудий в руках человека. Но служить человеку он будет лишь тогда, когда тот сможет им пользоваться умело, узнает его секреты, овладеет им как мастер. Чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к своей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче, наконец, глубже изучать этот язык, чтоб проникнуть в его тайны, лучше познать его природу. Поэтому и необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык - не только предмет изучения в школе, но и главное средство обучения основам всех других наук.

К сожалению, в нашей современной жизни довлеет разговорно-бытовая речь. Это опасный перекос. И чтобы исправить его, не допустить дальнейшего разрушения нормального человеческого общения, нужен противовес — надо учить современных детей грамотной связной литературной (нормированной!) речи, и в том числе — обязательно письменной. Необходимо, чтобы дети понимали роль и значение слова – языка – речи в их жизни, потому что «каков язык — такова и жизнь, каков язык — таков и человек». Этот вопрос обсуждается в настоящее время и на государственном уровне: в марте 2016 года по поручению Президента в России создано Общество русской словесности, которое возглавил Святейший Патриарх Кирилл, а сохранение русского языка и литературы названо государственной задачей, одним из важнейших условий сохранения государственного суверенитета нашей страны. Это знаковое событие в современном обществе.

Предлагаемый для изучения курс способствует решению обозначенных проблем.

Цель курса «Культура речи: говорим и пишем правильно» – повысить речевую культуру девятиклассников: учить детей грамотной связной речи (устной и письменной) на лучших образцах художественного слова, побудить их к размышлению над собственной речью, привить навыки культуры речи. Владение грамотной связной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем - в профессиональной и общественной жизни. Кроме того, содержание данного курса направлено на создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора гуманитарного профиля обучения в старшей школе.

Задачи курса:

  • формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

  • теоретическое и практическое освоение сочинений разных жанров.

  • формирование навыков написания сочинения на заданную тему;

  • обучение нормам литературного языка.

  • обогащение грамматического строя речи.

Планируемые результаты

В результате реализации данного курса учащийся

должен знать:

  • основные приемы сжатия текста;

  • технологию построения сочинения;

  • виды вступлений и заключений;

  • основные жанры сочинений;

  • основы анализа прозаического текста;

  • виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, в содержании) и пути

их предупреждения;

должен уметь:

  • писать сжатые изложения по данному тексту (разных стилей)

  • логично выстраивать сочинение на заданную тему;

  • писать сочинения различных жанров;

  • выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;

  • формулировать свое отношение на основе проведённого анализа;

  • предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании

  • сочинения;

  • работать со словарями различных типов.

Курс рассчитан на 34 часов (1 раз в неделю) и состоит из 2 модулей: «Технология написания изложения и сочинения» (3 раздела) и «Учимся у мастеров: слово и художественный текст». Занятия включают теоретическую и практическую часть. Заканчивается курс конкурсом творческих работ.

Программа легко адаптируется к уровню обученности школьников, допускает корректировку количества часов. Для достижения согласованности с уроками русского языка и литературы в 9 классе оставляем за собой право при необходимости менять порядок следования занятий.

Содержание курса


Модуль 1. Технология написания изложения и сочинения.

Раздел 1. Информационная обработка текста. Письменное воспроизведение прослушанного текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение)

Общеизвестно, что сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то его содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Раздел 2. Языковой анализ текста. Отрабатывает комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Раздел 3. Сочинение как вид речевого произведения. Формирует коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.


Модуль 2.

Учимся у мастеров: слово и художественный текст. Занятия предполагают содержательную работу с выбранными эпизодами из произведений русской классики 19 века, изучаемой в 9 классе на уроках литературы.


Тематическое планирование



Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1



Вводное занятие.


Модуль 1. Раздел 1. Информационная обработка текста.


Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение микротемы исходного текста.


Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.


Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.


Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.


Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.


Прослушивание аудиозаписи, написание сжатого изложения.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.


Анализ изложений.

Работа над ошибками.

Модуль 1. Раздел 2. Языковой анализ текста.


Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

Работа с тестом


Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности.

Работа с тестом


Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Работа с тестом


Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных

окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Работа с тестом


Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов
по происхождению и употреблению.

Работа с тестом


Словосочетание.

Работа с тестом


Предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Работа с тестом


Осложнённое простое предложение.

Работа с тестом


Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Работа с тестом


Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом


Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

Работа с тестом


Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Работа с тестом

Модуль 1. Раздел 3. Сочинение как вид речевого произведения.


Структура сочинения-рассуждения.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.


Формулируем тезис.

Отработка навыка формулирования тезиса.


Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.


Заключение сочинения-рассуждения. Практическое занятие.

Написание сочинения на лингвистическую тему. 


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Критерии сочинения.

Работа с открытым банком заданий, подбор аргументации.


Практическая работа. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Написание сочинения на лингвистическую тему.


Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии сочинения.

Написание сочинения на тему, связанную с анализом текста.


Практическая работа. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

Написание сочинения на тему, связанную с анализом текста.


Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста, по ключевому слову, предложенному в задании.

Написание сочинения на тему, связанную с анализом текста.


Практическая работа – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

Написание сочинения на тему, связанную с анализом текста. Практическое занятие.

Модуль 2. Учимся у мастеров: слово и художественный текст.


Работа с художественным текстом А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Комментированное чтение.


Работа с текстом А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Комментированное чтение.


Работа с текстом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Комментированное чтение.


.Работа с текстом Н.В.Гоголя.

Комментированное чтение.


Конкурс творческих работ.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Литература для учеников

  1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., «Просвещение», 2003.

  2. Сочинение: секреты успеха, сост. М.Н. Мещерякова. – М., Мегатон, 2008.

  3. Л.Н.Сёмушкина. Культура русской речи. Словарь-справочник.М., Айрис Пресс, 2007.

  4. Н.М.Шанский. Занимательный русский язык. – М., Дрофа, 2010.

  5. Сенина Н.А. Русский язык. ОГЭ – 2017. Тематический тренинг. 9 класс.

  6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ОГЭ.



Методические пособия для учителя

  1. Белякова Л.Ф. Русский язык и культура речи. – М., «Просвещение», 2012.

  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., «Просвещение», 2010.

  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., «Просвещение», 2002.

  4. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя.- М., МПА, 2002.



Справочно-информационные и методические интернет – порталы:

http://rus.1september.ru

http://www.proshkolu.ru

http://rusgram.narod.ru

http://spravka.gramota.ru

http://www.gramma.ru

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

http://www.fipi.ru/