СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа "Жар-птица"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Птицы весьма удобный объект для ознакомления с миром животных, они есть повсюду, в лесу, селе, парке, аллее, даже в самых больших городах. Пернатых можно изучать в естественной обстановке и закрытых вольерах как дома так и в специализированных заведениях. На примере птиц можно показать основные принципы биологического сообщества. Познакомиться с природоохранной деятельностью. Показать значимость птиц в жизни человека с аспекта промышленного производства и огромную значимость птиц в культуре и этносе человека.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа "Жар-птица"»

Пояснительная записка


Птицы весьма удобный объект для ознакомления с миром животных, они есть повсюду, в лесу, селе, парке, аллее, даже в самых больших городах. Пернатых можно изучать в естественной обстановке и закрытых вольерах как дома так и в специализированных заведениях. На примере птиц можно показать основные принципы биологического сообщества. Познакомиться с природоохранной деятельностью. Показать значимость птиц в жизни человека с аспекта промышленного производства и огромную значимость птиц в культуре и этносе человека.


Уровень сложности- базовый уровень.

Вид программы:

  • модифицированная;

  • по уровню освоения- общерзвивающая;

  • по цели обучения- познавательная;

  • по форме организации образовательного процесса- интегрированная.



Новизна программы состоит в том, что в процессе её реализации, обучающиеся глубже изучают биологию эволюцию и видообразование птиц, их образ жизни, способы охраны птиц, формы оказания помощи птицам, учатся определять птиц, наблюдать их в природе, понимать значимость птиц в биологических сообществах и цепях питания.

Актуальность программы заключается в расширении знаний обучающихся о классификации птиц, их систематике, видообразовании, биологии. Программа прививает навыки наблюдательности, развивает добрые душевные качества.

Особенностью реализации данной программы является использование активных форм и методов работы, основанных на практических видах деятельности и экскурсий в природу.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена решением многих проблем воспитания детей: пробуждением интереса у детей к изучению науки орнитологии; развитию наблюдательности; формированию научного интереса; культуры поведения и отношениям птицам.

Цель программы – формирование у обучающихся основных учебных действий, жить в гармонии с природой через изучение жизни птиц.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомиться с наукой орнитология;

- изучить сезонные изменения в жизни птиц;

- изучить способы и методы охраны птиц;

- обучить ведению наблюдений за птицами в природе;

Развивающие:

- обучить приемам по созданию условий для птиц в живом уголке.

- обучить основам проектной деятельности и созданию презентаций как форме отчетности проекта;

- научить основным приемам по уходу за домашней и декоративной птицей;

- научить простым приемам изготовления кормушек для зимующих птиц из подручного материала;

- развивать познавательную активность у обучающихся и стремление к творческой самореализации;

- развивать кругозор обучающихся достаточный для понимания целостной картины мира;

Воспитывающие:

- прививать юным орнитологам любовь и бережное отношение к природе;

- способствовать воспитанию чувства ответственности, самостоятельности

- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах

Компетенции, формируемые у обучающихся в результате освоения дополнительных общеразвивающих программы

В результате освоения дополнительных общеразвивающих программ у обучающихся должны быть сформированы ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные, природоведческие и здоровьесберегающие компетенции.

Обучающийся, освоивший дополнительную общеразвивающую программу, должен обладать следующими ценностно-смысловыми компетенциями (ЦСК):

- способностью принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия (ЦСК - 1);

- Обучающийся, освоивший дополнительную общеразвивающую программу, должен обладать следующими учебно-познавательными компетенциями (УПК):



- способностью организовывать планирование, практическую деятельность (работа с бумагой, пластилином, соленым тестом, природным материалом), анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности (УПК - 2);

- способностью задавать вопросы по наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме (УПК - 3);

- иметь опыт восприятия картины мира (УПК - 8).

Обучающийся, освоивший дополнительную общеразвивающую программу, должен обладать следующими социокультурными компетенциями (СК):

- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: обучающегося, гражданина, члена семьи (СК - 1);

- уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы (СК - 2);

- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве (СК - 3);

- владеть эффективными способами организации свободного времени (СК - 4);

- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах (СК - 5);

- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (СК - 6).

Обучающийся, освоивший дополнительную общеразвивающую программу, должен обладать следующими коммуникативными компетенциями (КК):

- уметь представить себя устно и письменно (КК - 1);

- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми (КК - 3);

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение,

письмо) (КК - 5);

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы (КК - 6).

Обучающийся, освоивший дополнительную общеразвивающую программу, должен обладать следующими информационными компетенциями (ИК):

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет (ИК - 1);

-

- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, мобильного телефона, принтера (ИК - 4);

Обучающийся, освоивший дополнительную общеразвивающую программу, должен обладать следующими природоведческими и здоровьесберегающими компетенциями (П и ЗК):

- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.) (П и ЗК - 1);

- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля (П и ЗК - 3);

При реализации программы используются как традиционные, так и инновационные технологии:

проектная (занятия проводятся в форме метода проекта);

игровые (занятия проводятся в форме ролевой (деловой игры);

проблемно-поисковые (занятия проводятся в форме решения ситуационных задач);

коммуникативные (занятия проводятся в форме тренинга);

информационные(на занятиях используются мультимедийные презентации)

Возраст детей ,участвующих в реализации данной программы: от 7 до 12 лет

Группы формируются на добровольной основе, с учётом пожеланий детей и

Заявления родителей .Специальной подготовки или знаний для зачисления в кружок не требуется.

Срок реализации1год.

1 год обучения-144 часа. На теоретический материал отводится 70 часов,

на практические занятия 74 часов.












Дополнительная общеразвивающая программа «Жар-птица

» разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20.11.2989;

3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 04.06.2014, с изм. От 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;

4. Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;

5. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

6. Приказ Минообнауки РФ №1008 от 29.08.2014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008);

8. Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы»);

9. Устав ОБОУ ДОД «Курский ОДЭБЦ» (2011г.).

10. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (от 29.05.2015 №996-р).

Механизм оценки полученных результатов и формы проведения контрольных мероприятий.



Промежуточная аттестация проводится в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком (по окончании учебного года).

Промежуточная аттестация проводится в форме ролевой игры. Используется также накопительная система зачета результатов деятельности обучающегося. В качестве результатов аттестации зачитываются выполненные в ходе освоения программы творческие работы, результаты участия в конкурсах и областных массовых мероприятиях: «Зелёная планета», «Мир, в котором я живу», «Природа и мы»; акциях: «Покормите птиц зимой», «Белый цветок» и др.

План проведения ролевой игры

I . Подготовительный этап: определение темы игры, домашнего задания, подготовка костюмов, распределение ролей спектакля.

II. Основной этап.

1.Определение правил игры.

опросы, определяющие уровень знаний).

1.Назавите птиц Курской области.

2. Почему некоторые птицы покидают нас и летят в тёплые края?

3. Почему весной они возвращаются?

4. Чем питаются птицы?

5. Какую пользу они приносят?

6. Что было бы, если бы не было птиц?

(Задания,определяющие уровень сформированности умений)

Представление результатов совместной работы с родителями (экскурсия по выставке рисунков птиц).

Ход игры

1 Экологическая игра «Назови птицу».

2. «Покажи птицу»

3. « Добавь словечко»



4. «Чьи детки?

5. Домашнее задание (рисунки кормушек)

(Задания,определяющие уровень сформированности навыков)

III. Заключительный этап.

Спектакль «Кукушка». Итоговым фрагментом может служить стихотворение:

Нет, она нам не подружка,

Эта самая кукушка.

Ну куда это годится,

Как тебе не стыдно. птица?

Почему ты всем подряд

Рассовала кукушат?

Зяблику, дрозду, синичке

Подложила ты яички.

Подрастает кукушонок.

Смотрят все: ну и ребёнок!

Маму с папой обогнал,

В десять раз их больше стал.

Обманула всех кукушка.

Нет! Она нам не подружка.

IV. Подведение итогов.

V. Рефлексия.

VI. Подведение итогов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Жар-птица»


Уровневая шкала оценки результатов освоения обучающими дополнительной

Общеобразовательной программы «Жар-птица»


п/п

Уровень освоения

Показатели

1.

высокий

Обучающийся знает:

сезонные изменения в жизни птиц; виды домашних, декоративных, экзотических птиц и птиц, обитающих в Курской области.

Обучающийся умеет:

различать виды птиц; составлять рационы кормления птиц; классифицировать птиц по отрядам; узнавать их в природе; пользоваться самостоятельно специальной литературой – справочниками, энциклопедиями.

Обучающийся владеет:

навыками ухода за птицами; навыками ведения дневника наблюдений.

2.

выше среднего

Обучающийся знает:

сезонные изменения в жизни птиц; виды домашних, декоративных, экзотических птиц; при этом затрудняются в определении птиц, обитающих в Курской области.

Обучающийся умеет:

различать виды птиц; составлять рационы кормления птиц; классифицировать птиц по отрядам; узнавать их и различать в природе может при минимальной консультационной помощи педагога; пользоваться самостоятельно специальной литературой –справочниками, энциклопедиями.

Обучающийся владеет:

навыками ухода за птицами; навыками ведения дневника наблюдений.

3.

средний

Обучающийся знает:

сезонные изменения в жизни птиц; допускает незначительные ошибки в определении домашних, декоративных, экзотических птиц; испытывает затруднения при определении птиц, обитающих в Курской области.

Обучающийся умеет:

пользоваться специальной литературой – справочниками, энциклопедиями; узнавать и различать птиц в природе; классифицировать птиц по отрядам; различать виды птиц может только с помощью педагога; затрудняется в составлении рационов кормления птиц; проводить работу по охране птиц может только под контролем педагога; испытывает трудности при работе в коллективе.

Обучающийся владеет:

навыками ухода за птицами; навыками ведения дневника наблюдений владеет слабо.

4.

низкий

Обучающийся:

различает виды птиц; сезонные изменения в жизни птиц определяет только с помощью педагога; допускает ошибки в определении домашних, декоративных, экзотических птиц; испытывает затруднения при определении птиц, обитающих в Курской области.

Обучающийся:

затрудняется в классификации птиц по отрядам; составлять рационы кормления птиц без помощи руководителя не может; пользоваться специальной литературой – справочниками, энциклопедиями может только с помощью педагога; проводить работу по охране птиц может только под контролем педагога; узнавать и различать птиц в природе не может; работать в коллективе не может.

Обучающийся:

навыками ухода за птицами не владеет; навыками ведения дневника наблюдений владеет слабо.













Компетентностная модель обучающегося,освоившего программу

Код

Определение компетенций

ЦСК

Ценностно-смысловые

ЦСК - 1

способен принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия



УПК

Учебно-познавательные



УПК - 2

способен организовывать планирование, практическую деятельность (работа с бумагой, пластилином, соленым тестом, природным материалом), анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности

УПК - 3

способен задавать вопросы по наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме





УПК - 8

имеет опыт восприятия картины мира

СК

Социокультурные

СК - 1

владеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: обучающегося, гражданина, члена семьи

СК - 3

определяет свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве

СК - 4

владеет эффективными способами организации свободного времени

КК

Коммуникативные

КК - 1

умеет представить себя устно и письменно

КК - 3

владеет способами взаимодействия с окружающими людьми(

КК - 5

владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо)

КК - 6

владеет способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы

ИК

Информационные

ИК - 1

владеет навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет

ИК - 4

владеет навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, мобильного телефона, принтера

П и ЗК

Природоведческие и здоровьесберегающие

П и ЗК -1

имеет опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.)

П и ЗК -3

позитивно относится к своему здоровью; владеет способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля

П и ЗК -4

знает и применяет правила личной гигиены, умеет заботиться о собственном здоровье, личной безопасности

П и ЗК -5

имеет двигательный опыт и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга



Учебно-тематический план


Тема


Всего

часов

В том числе

теория

практика

1. Вводное занятие. 1 ступень

4

2

2

2Наука орнитология

2

1

1

3.Удивительные птицы. 2 ступень

24

12

12

4. Птицы различных зон.

20

10

10

5. Птицы живого уголка.

28

14

14

6. Наука фенология 3 ступень

2

2

4





7.Сезонные изменения в жизни птиц .

20

10

10

8. птицы нашего двора.

20

8

12

9.птицы под охраной.

20

8

12

10.Итоговое занятие

4

2

2

Итого 144 69 77


Содержание программы


Вводное занятие(4). Знакомство с планом и задачами кружка. Основы безопасности жизнедеятельности на занятиях кружка.

Экскурсия в музей Курский соловей».

Наука орнитология.(2) Что такое орнитология, что она изучает, основные задачи орнитологии.

Практическая работа: экскурсия в живой уголок..

Экскурсии в природу.

Удивительные птицы.(24) Роль птиц в природе и жизни человека. Пигмеи и гиганты. Птичьи повадки. Любители легкой добычи. Спринтеры и марафонцы. Птицы-рекордсмены, Ночные хищники, Непревзойдённые короли полётов Удивительное оперение. Интересное в мире птиц .Борьба за жизненное пространство..

Практическая работа: экскурсии в природу с биноклями, зарисовки птиц просмотр фильмов про птиц . аппликации из бумаги и природного материала.

Птицы различных зон(20) субтропики, тропики, экватор, саванна, прерии. Охотничье-промысловые птицы, насекомоядные птицы, хищные птицы, водоплавающие птицы, птицы полей. Птицы хвойного леса. Птицы смешанного леса. Птицы Курской области. Птицы городской черты.

Практическая работа: прослушивание записей голосов птиц, рисунки. Экскурсии: в природу, городской парк, лес.

Птицы живого уголка.(28)Попугаи( волнистые ,нимфа,неразлучники,другие

)содержание ,кормление разведение ,Канарейки( окраска ,родина)содержание,кормление.Амадины,содержание,кормление.Болезни.

Практическая работа :кормление птиц живого уголка ,составление рационов,

Изучение кормов ,зарисовки птиц .просмотр фильмов.

Наука фенология.(6)Что такое фенология,ее цели ,задачи. Что такое фенологические наблюдение ,экскурсии.

Практическая работа :наблюдение ,зарисовки.

Экскурсии ;в парк ,в лес ,к реке.


.Сезонные изменения в жизни птиц.(20) Стояние и отлет птиц. Сезонные миграции и их причины. Оседлые, кочующие и перелетные птицы. Ориентация птиц в пространстве. Фенология прилета птиц: сроки прилета птиц, песня птиц и ее биологическое значение. Определение птиц в природе. Зимующие птицы. Корма для зимующих птиц.

Практическая работа: изготовление поделок ,изготовление кормушек ,поделки из природного материала ,зарисовки птиц на экскурсиях.

Экскурсии: в природу(птицы соснового леса ,птицы на водоёмах, птицы парка ,школьного двора).

Птицы нашего двора.(20)Домашняя птица: куры ,утки ,гуси ,цесарки, индюшки ,фазаны ,павлины ,перепела ,кормление, содержание

Практическая работа: рисуем птиц, составление рационов, изготовление альбома домашняя птица ,поделки из природного материала.

Экскурсия: в центр.

Охрана птиц.(20) Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки. Красная книга. Привлечение птиц. Охраняемые птицы.

Практическая работа: Сбор кормов для подкормки птиц (семена трав, рябина, репейник) изготовление кормушек ,работа со справочником ,птицы красной книги рисунки.

Экскурсии: в природу с целью изучения состава птиц.

Итоговое занятие.(4) Выставка по итогам работы кружка (дневники наблюдения, рисунки, поделки, бюллетени, стенгазеты)


Методическое обеспечение программы


- Методы практико-ориентированной деятельности.

- Словесные методы (беседы, рассказ, объяснения, диалог, консультации).

- Метод визуальный (зарисовки, рисунки)

- Метод дидактический (познавательные игры на развитие памяти, игра путешествие, ролевые игры).

- Наглядный метод- метод демонстрации иллюстрации плакатов, таблиц, картин, схем, коллекций кормов.

- Метод демонстрации: кинофильмы, диафильмы, компьютер.

- Практические: распознавание и определения объекта наблюдения практическая работа, экскурсия.

Методы разработки проектов:

  • Исследовательские;

  • Творческие;

  • Информационные;

В ходе выполнения используются разнообразные виды деятельности как групповой, так индивидуальный.

По окончании каждой темы проводятся зоовикторины, конкурсы, выставки рисунков, тестирование, обобщение знаний.

Работа с книгой на занятиях обеспечивает творческую познавательность у обучающихся способствует развитию умений самостоятельно добывать знания на практических занятиях и экскурсиях. На экскурсиях обучающиеся приобретают умения и навыки учатся устанавливать взаимосвязи развивать познавательную деятельность делать выводы.







Формы занятий: экскурсии и походы в природу с целью проведении фенологических наблюдений; учебные игры, мини-конференции, «круглые столы», мастер-классы, праздники, семинары, акции, встречи с интересными людьми, КВН.


Методическая база: методические разработки занятий, массовых мероприятий.

Материально-техническое обеспечение: лаборатория с видовым составом декоративных, домашних, экзотических птиц, наглядные пособия, бинокли, микроскопы, компьютер, коллекции птичьих гнезд и кормушек
































Информационная база


Список литературы для детей.


  1. П.Р. Ляхов «Я познаю мир».

  2. Н.Матвеев, В. Лобачева «Певчие птицы».

  3. А. Л. Дьяченко «Большая энциклопедия природы для детей».

  4. Р. Питерсон «Птицы».


Список литературы для взрослых

  1. Е.Н. Акимушкин «О чём поёт кукушка».

  2. А.Э. Брем «Жизнь животных» том 2 «Птицы».

  3. К.Н. Благосклонов «Охрана и привлечения птиц».

  4. В.Г. Гаврин, И.И. Калюшный «Жизнь птиц дома».

  5. А.М. Голова «Тайны живой природы».

  6. Э.С. Жердев «Пернатая радуга». Справочное пособия для любителей птиц.

  7. Б.Б. Запортович «С любовью к природе».

  8. В.И.Морозов, В.А. Остапенко. «Ткачики».

  9. А.И.Никишов, И.Х. Шарова. Биология 7-8 класс.

  10. И.П. Сосновский «Редкие и исчезающие животные».

  11. П.В. Чернушев, А.М. Дорофеев «Попугаи у нас дома»

  12. Материалы различных сайтов в сети Интернет.