
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Кыштовского района
Дом детского творчества
Рассмотрена и одобрена Утверждаю:
на педагогическом совете _________________
Протокол № ____ директор МКОУ ДОД ДДТ
От ____________2015г. Федоренко Е.В.
Модифицированная образовательная программа детского творческого объединения
«Живой родник»
Военно-патриотической направленности
общекультурного уровня освоения
рассчитана на 1 год обучения
возраст детей от 4 до 7 лет
Педагога дополнительного образования
1 квалификационной категории
Черниковой Ирины Анатольевны
с. Кыштовка, 2015 г.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д.С. Лихачёв
Пояснительная записка
Образовательная программа "Живой родник" дополнительного образования разработана на основе нормативных документов:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13г №1008
Образовательной программы МКОУ ДОД Кыштовского ДДТ;
Программы развития МКОУ ДОД ДДТ;
Устава МКОУ ДОД ДДТ;
СанПиНов 2.4.4.3172-14
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Направленность программы:
Программа «Живой родник» по содержанию является – военно-патриотической; по функциональному предназначению – общекультурной; по форме организации – групповой, общедоступной; по времени реализации – одногодичной.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на создание условий для патриотического воспитания дошкольников через знакомство с традициями семьи, с родным краем, ознакомление с историей и символикой нашей Родины.
Новизна программы заключается в самом содержании, с использованием современных педагогических технологий, с широким использованием современных методов и форм обучения и воспитания, а также диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.
Актуальность программы:
Актуальность проблемы заключается в том, что в последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление компьютерной зависимости, включая жестокие игры. Наблюдается «взаимоотчуждение» детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.
Поэтому наша главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина... оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родное село... Надо показать ребенку, что родное село славно своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Педагогическая целесообразность программы заключается в необходимости воспитания внутренних качеств ребенка, способных преобразовать «бездуховность» окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и деяний.
Цель программы:
Создание условий для воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей нашей Родины, с её традициями и культурой, с родным краем, военными профессиями.
Задачи программы:
Образовательные:
- Обогатить знания детей о родном крае («малой» родине, Родине, стране);
- Формировать знания о символике нашего государства;
- Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми и играми народов России;
- Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники;
- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны;
- Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск.
Воспитательные:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества;
- Формирование бережного отношения к природе, ко всему живому;
- Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России;
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- Воспитание чувства гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родное село, традиции преемственности поколений.
Развивающие:
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- Развивать чувство сопричастности к окружающему;
- Развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;
- Формировать представление о России, как о родной стране, о Москве – как о столице России;
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Отличительной особенностью разработанной программы является: направленность на реализацию вариабельности, а именно, включение в занятия объединения «Живой родник» нескольких разделов: «Родной край и семья», «Страна, её столица, символика», «Родная природа», Культура и традиции», «Защитники Отечества».
Содержание каждого раздела построено, исходя из возрастных и психологических возможностей детей, имеет свои задачи обучения. Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения всех разделов.
Весь материал систематизирован и представлен в виде тематических разделов. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России. По окончанию программы выдается сертификат.
«Родной край и семья»
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые оно осознаёт себя человеком - членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта тема актуальна, так как, нередко в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Также в данном разделе дети получают сведения о том, что родное село славно своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Важно привлечь внимание детей к объектам села, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их назначении. Детям объясняют, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы.
Воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести их к пониманию, что их родное село – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных, рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит своих героев, защитивших её от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие праздники (профессиональные и общественные).
«Страна, её столица, символика».
Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу и гимну России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
«Родная природа»
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о России, её реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
«Культура и традиции»
На занятиях этого раздела дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно- прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
«Защитники Отечества»
На занятиях по этому разделу детям рассказывают о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, Знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи (прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.
Организация образовательного процесса:
Программа «Живой родник» рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.
Срок реализации программы 1 год.
Возраст обучающихся 4-7 лет.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут.
Форма работы:
Групповая.
Методы работы
Наглядные
Словесные
Практические
Приемы работы
Показ
Беседа
Разъяснения
Объяснение
Рассказ
Принципы работы
Научности
Доступности
Возрастной
Систематичности
Воспитывающего обучения
Последовательности
Наглядности
Активности
Ожидаемые результаты:
Целенаправленная и систематическая работа с детьми дошкольного возраста по воспитанию патриотизма через ознакомление с историей нашей Родины, с её традициями и культурой, с родным краем, военными профессиями, предполагает следующие результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, старшему поколению, к природе.
Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Дети неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
У детей проявляется стойкий интерес к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, потешек, закличек).
Сформирован устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительное и бережное отношение к памятникам истории.
Способы отслеживания и фиксации результатов:
Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он проходит в форме индивидуальной беседы. В качестве промежуточного контроля используются викторины, мультимедиа игры в рамках итоговых занятий. Оптимальным вариантом итогового контроля в патриотическом объединении «Живой родник» могут стать игровые программы, отчетные концерты.
Способы проверки результатов освоения программы: наблюдения за игровой деятельностью, беседы, отчетные мероприятия, игровые программы.
Учебно-тематический план
(1 час в неделю, 36 часов в год)
Название раздела | Количество часов |
| Всего | Теория | Практика |
Тема 1. Вводное занятие. | 1 | 1 | |
Тема 2. Семья и родной дом | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 3. «Край, в котором мы живем» | 1 | 1 | |
Тема 4. История возникновения родного села | 1 | 1 | |
Тема 5. Достопримечательности нашего села | 1 | 1 | |
Тема 6. Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности села Кыштовка» | 1 | | 1 |
Тема 7. «Золотая осень в родном селе» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 8. Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края) | 1 | | 1 |
Тема 9. Мир природы «Хвойные и лиственные деревья» | 1 | 1 | |
Тема 10. Сюжетно-ролевая игра «МЧС - спешит на помощь!» | 1 | | 1 |
Тема 11. «Цвети мой край родной!» | 1 | 1 | |
Тема 12. «Государственные символы России: герб, флаг и гимн» | 1 | 1 | |
Тема 13. Символика Новосибирской области и с.Кыштовка | 1 | 1 | |
Тема 14. Игра-путешествие «Берёза – символ России» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 15. «Сильны и могучи богатыри славной Руси» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 16. «Улицы хранят их имена» | 1 | 1 | |
Тема 17. Развлечение «Рождественские посиделки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 18. «Знакомимся с образами защитников» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 19. «Мы – россияне» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 20. «На героя и слава бежит» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 21. «История русского костюма» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 22. Экскурсия в школьный музей «Родник» | 1 | | 1 |
Тема 23. Беседа «Важные даты Новосибирской области и с.Кыштовка». | 1 | 1 | |
Тема 24. «Ордена и медали» | 1 | 1 | |
Тема 25. «Если скажут слово – «Родина»…» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 26. Экскурсия в Центральную районную библиотеку | 1 | | 1 |
Тема 27. Беседа с детьми «Люди, каких национальностей населяют наш район» | 1 | 1 | |
Тема 28. Беседа «Национальная одежда коренных народов» | 1 | 1 | |
Тема 29. Конкурс рисунков «Памятники героям» | 1 | | 1 |
Тема 30. Праздник «Весна красна цветами» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 31. «Дело мастера боится» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 32. «Отдых в родном селе» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 33. «Этот День Победы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 34. «Мы все разные, но мы все равны» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 35. Итоговое занятие «Что мы знаем о России» | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 36 | 21,5 | 14,5 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с кружковцами. Инструктаж по технике безопасности. Проведение начального анализа уровня обученности у детей.
Тема 2. Семья и родной дом
Задачи:
- Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений.
- Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.
- Воспитывать у ребёнка привязанность к семье.
Теория. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
Чтение сказки «Гуси-лебеди». Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»).
Практика. Игра «Семья». Рисование «Моя семья».
Тема 3. Край, в котором мы живем
Задачи:
Познакомить детей с родным краем.
Теория. Беседа, рассказ. Систематизировать и расширить знания детей о крае, в котором они живут. Обогатить знания о растительном и животном мире родного края. Познакомить с жизнью коренных народов.
Тема 4. История возникновения родного села
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения села.
- Воспитывать интерес к истории родного села.
Теория. Познакомить детей с историей возникновения Кыштовского района и села. Рассматривание иллюстраций с видами родного села.
Изображение герба России, Москвы, с.Кыштовки.
Чтение стихов о селе.
Тема 5. Достопримечательности нашего села
Задачи:
- Познакомить с основными достопримечательностями села.
Теория. Беседа. Просматривание презентации о достопримечательностях Кыштовки и района
Тема 6. Изготовление альбома фотографий
«Достопримечательности села Кыштовка»
Задачи:
- углублять знания детей о достопримечательностях родного села, приобщать к истокам духовной культуры русского народа, развивать поисковую деятельность, закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Практика. Изготовление альбома фотографий о достопримечательностях родного села.
Тема 7. «Золотая осень в родном селе»
Задачи:
- Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте;
- Пробуждать эстетические чувства;
- Воспитывать умение наблюдать явление природы и восстанавливать связь между ними;
- Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев;
- Обогащать словарь детей: рябиновый, берёзовый, липовый, кленовый.
- Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.
Теория. Занятие-беседа об осенних приметах, рассматривание осенних пейзажей. Чтение А.С.Пушкин « Уж небо осенью дышало…»; И.Соколов-Микитов «Осень в лесу». Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды.
Практика. Игры: «Овощи и фрукты», «С какого дерева лист».
Народная игра «Царь-картошка». Аппликация «Соберём урожай».
Тема 8. Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края)
Задачи:
- расширение представлений о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи различных явлений, происходящих в природе осенью, закрепление понятий «осень», «признак»;
- знакомство с представителями растительного мира родного края.
Практика. Экскурсия проводится на территории детского сада в сентябрьский теплый, но пасмурный день (или солнечный, но прохладный день), чтобы дети смогли заметить изменения осенней погоды по сравнению с летней.
Тема 9. Мир природы «Хвойные и лиственные деревья»
Задачи:
- расширить представления о многообразии деревьев, сформировать понятия: хвойное и лиственное растение;
- обратить внимание на разницу осенних изменений в жизни этих групп растений;
- познакомить с представителями групп растений, произрастающими в родном крае;
- показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);
- развивать эмоциональное и эстетическое восприятие природы;
- воспитывать бережное отношение к растениям своего села.
Теория. Рассказ, презентация в форме занятие-поход.
Тема 10. Сюжетно-ролевая игра «МЧС - спешит на помощь!»
Задачи:
- Закрепить знания детей по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.
- Расширить словарный запас.
-Закрепить знания об опасных ситуациях и как с ними справиться.
-Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
-Развивать любознательность, память, логическое мышление.
Практика. Сюжетно-ролевая игра, участвуют две команды детей, которым предстоит справиться с различными ситуациями, проявить ловкость и смелость.
Тема 11. «Цвети мой край родной!»
Цель:
- дать представление о Родине. Воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство ответственности перед Родиной, бережного отношения к её природе.
Теория. Беседа о Родине; Рассматривание карты России; Стихотворения о России; Беседа о природе Кыштовского района; Пословицы.
Тема 12. «Государственные символы России: герб, флаг и гимн»
Задачи:
- Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России гербе, флаге.
- Сформировать уважительное отношение к государственным символам.
- Познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.
Теория. Рассказ с использованием макетов герба и флага России. Прослушивание фонограммы гимна России.
Тема 13. Символика Новосибирской области и с.Кыштовка
Задачи:
- Продолжить знакомить детей с историей родного села.
- Познакомить с гербом и флагом Новосибирской области и с.Кыштовка.
- Воспитывать любовь к родному селу, чувство гордости за него.
Теория. Рассказ с использованием фотографий старого села.
Рассматривание герба и флага Новосибирской области и с.Кыштовка.
Тема 14. Игра-путешествие «Берёза – символ России»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.
- Создать в воображении детей образ Родины.
- Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. Раскрыть значение дерева в жизни человека.
- Дать представление о неразрывной связи человека и природы. Продолжать учить бережному отношению к природе.
Теория. Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги» (о народных приметах). Чтение стихов о берёзке.
Практика. Разучивание хоровода «Во поле берёза стояла». Конкурс рисунков «Люблю берёзку русскую…».
Тема 15. «Сильны и могучи богатыри славной Руси»
Задачи:
Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей, их умом, преданностью Отечеству (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).
Теория. Беседа по сказкам А.С.Пушкина на тему: «Богатыри в сказках А.С. Пушкина», Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.
Практика. Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.). Конструирование из бумаги «Богатырский шлем».
Тема 16. «Улицы хранят их имена»
Задачи: путем определения исторической роли города и улиц, связанных с биографией выдающихся людей, способствовать воспитанию патриотизма, любви, уважения и гордости за родной край.
Теория. Познакомить детей с историей улиц названных именами героев, с информацией об основных событиях из жизни героя, в честь которого она названа.
Тема 17. Развлечение «Рождественские посиделки»
Задачи:
- Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника-Рождества.
- Развивать речевые, музыкальные, коммуникативные способности детей.
- Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.
Теория. Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками; дать детям представление о православных праздниках, святочных обрядах: колядовании, гадании.
Практика. Пение русских народных песен, частушек, колядок. Народные игры.
Тема 18. «Знакомимся с образами защитников»
Задачи:
- Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию.
- Развивать интерес к прошлому своей страны.
- Воспитывать уважение к выдающимся людям и желание быть полезным своей Родине.
Теория. Беседа «Что такое героизм?». Чтение С.Я. Маршак «Наша армия», Я.Л.Аким «Земля».
Практика. Использование репродукций портретов А.В.Суворова. Конкурс рисунков «Мой папа-солдат».
Тема 19. «Мы – россияне»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.
- Формировать у детей представление о России как родной стране, чувство любви к своей родной стране.
Теория. Чтение стихотворения о Родине Т.Коти «Моя первая книга о России».
Практика. Использование пословиц и поговорок о Родине. Рисование на тему «Моя Родина».
Тема 20. «На героя и слава бежит»
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем.
- Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.
Теория. Рассказ о русских богатырях.
Практика. Использование различных сюжетов былин о подвигах русских богатырей. Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова «Богатыри».
Тема 21. «История русского костюма»
Задачи:
- Познакомить детей с историей русского национального костюма.
- Учить называть части мужской и женской одежды.
- Воспитывать интерес к русской культуре.
- Пополнить словарь детей - картуз, косоворотка, кокошник.
Теория. Беседа «Праздничная русская народная одежда».
Практика. Рассматривание репродукции В.Васнецова «Три богатыря».
Игра «Сложи узор».
Тема 22. Экскурсия в школьный музей «Родник»
Задачи:
-Сформировать представления о быте и культуре людей в прошлом;
-Познакомить с трудом, бытом и культурой Кыштовского района;
-Развивать познавательный интерес к прошлому и настоящему своего района;
-Способствовать воспитанию интереса и любви к своей родине, селу, гордость за его достижения.
Практика. Экскурсия.
Тема 23. Беседа «Важные даты Новосибирской области и с.Кыштовка».
Задачи:
- расширять знания детей о родном крае, области;
- познакомить с важными датами Новосибирской области и с.Кыштовка.
Теория. Рассказ.
Тема 24. «Ордена и медали»
Задачи:
- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
- Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Теория. Чтение рассказа «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны». Рассказ с использованием фотографий орденов и медалей.
Тема 25. «Если скажут слово – «Родина»…»
Задачи:
- Познакомить детей с основными неофициальными символами РФ.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать любовь и уважение к Родине, интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству.
Теория. Использование картинок с изображением солнца, березы, ромашки, колокольчика, игрушки матрешки.
Практика. Чтение стихотворений. Прослушивание песни «Уголок России» (муз. В. Шаинского, сл.Е.Шевелевой). Коллективная аппликация «Березовая роща».
Тема 26. Экскурсия в Центральную районную библиотеку
Задачи:
- объяснять правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке, развивать интерес к книге и чтению, воспитывать культуру чтения.
Практика. Экскурсия. Познакомить детей с районной библиотекой, с понятиями «библиотека», «абонемент», «читальный зал».
Тема 27. Беседа с детьми
«Люди, каких национальностей населяют наш район»
Задачи:
- Формировать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих наш район, их равноправии.
- Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своего края.
- Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
- Продолжать знакомство с картой Кыштовского района.
- Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей, чувство любви к своей Родине.
Теория. Беседа.
Тема 28. Беседа «Национальная одежда коренных народов»
Задачи:
-Познакомить детей с жизнью первобытных людей Сибири: жилища, охота, пища, одежда; познакомить с основными народами, населяющими Сибирь.
- Расширять представления детей о родной стране, формировать представление о том, что Россия – огромная национальная страна.
Теория. Беседа
Тема 29. Конкурс рисунков «Памятники героям»
Задачи:
Воспитание у подрастающего поколения уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, которые ценой собственной жизни защищали нашу Родину от врага ради мирного неба над головой будущих поколений.
Тема 30. Праздник «Весна красна цветами»
Задачи:
- Повторение песен, закличек, пословиц о весне.
- Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».
Теория. Чтение сказки.
Практика. Использование пословиц и поговорок, загадок.
Тема 31. «Дело мастера боится»
Задачи:
- Познакомить детей с основными занятиями русских людей.
- Воспитывать интерес к истории нашей страны.
Теория. Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».
Практика. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.
Тема 32. «Отдых в родном селе»
Задачи:
- Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением.
- Продолжить формировать у детей интерес к своей малой родине.
- Закрепить названия жилых и нежилых зданий.
Теория. Рассказ с использованием фотографий зданий культуры и досуга.
Практика. Рисование на тему «Любимое место в родном селе»
Тема 33. «Этот День Победы»
Задачи:
- Формировать чувство уважения к защитникам Родины.
- Воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны;
Теория. Беседа о войне.
Практика. Слушание и пение фронтовых песен. Рисование на тему «Праздничный салют»
Тема 34. «Мы все разные, но мы все равны»
Теория. Углубить представления детей об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Практика. Обыгрывание сценок в различных ситуациях.
Тема 35. Итоговое занятие «Что мы знаем о России»
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о России.
- Формировать уважительное отношение к государственным символам.
- Закрепить название крупных российских городов и рек, названия народных промыслов.
- Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.
Теория. Чтение С.Бороздин «Страна где мы живём». З.Александрова «Родина».
Практика. Литературно-музыкальная викторина «Что мы Родиной зовём». Игра «Путешествие по России». Конкурс рисунков «Герб нашего села».
Методическое обеспечение программы:
- Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию;
- Конспекты занятий;
- Методические разработки мероприятий, занятий, бесед, конкурсов;
- Иллюстрировано-дидактические материалы (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства);
- Репродукции картин;
- Методическая литература;
- Наглядные и дидактические пособия;
- Иллюстрации различных видов войск, портреты героев;
- Современные средства ТСО;
- Аудиозаписи;
- Карты, атлас, глобус;
- Художественная литература;
- Государственная символика;
- Разработка диагностического материала.
Список используемой литературы:
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.
Методическое пособие – М: 2005
Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление ДОУ, 2005, №1
Антонов Ю.Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
Бударина Т.А, Корепанова О. Н, Куприна Л.С, Маркеева О.А Знакомство детей с устным народным творчеством – СПб, Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003
Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду-СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М; АРКТИ,2003
Дмитриенко З.С., Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. М., « Скрипторий»,2008
Козлова С.А. Мой мир-М; - Сфера,2000
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004
Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках- М, 1987
Николаева С.Р., Катышева И.Б, Хомченко В. А, Комбарова Г.Н. и др. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками - СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез.2010
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003
Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией Васильевой М.А, Гербовой В.В, Комаровой Т.С) – М, Мозаика-Синтез,2005
Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ, М., « Центр педагогического образования», 2007
Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране, М., « Скрипторий», 2010
Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1
Шорыгина Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание-М, Прометей; Книголюб,2003
Я познаю мир. Игрушки: энциклопедия-М, АСТ,1999.