СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа патриотического воспитания "Живой родник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Живой родник» по содержанию является – военно-патриотической; по функциональному предназначению – общекультурной; по форме организации – групповой, общедоступной; по времени реализации – одногодичной.

Новизна программы заключается в самом содержании, с использованием современных педагогических технологий, с широким использованием современных методов и форм обучения и воспитания, а также диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.

Цель программы:

Создание условий для воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей нашей Родины, с её традициями и культурой, с родным краем, военными профессиями.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа патриотического воспитания "Живой родник"»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Кыштовского района

Дом детского творчества




Рассмотрена и одобрена Утверждаю:

на педагогическом совете _________________

Протокол № ____ директор МКОУ ДОД ДДТ

От ____________2015г. Федоренко Е.В.






Модифицированная образовательная программа детского творческого объединения

«Живой родник»

Военно-патриотической направленности

общекультурного уровня освоения

рассчитана на 1 год обучения

возраст детей от 4 до 7 лет






Педагога дополнительного образования

1 квалификационной категории

Черниковой Ирины Анатольевны






с. Кыштовка, 2015 г.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Д.С. Лихачёв



Пояснительная записка

Образовательная программа "Живой родник" дополнительного образования разработана на основе нормативных документов:


  1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  2. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13г №1008

  3. Образовательной программы МКОУ ДОД Кыштовского ДДТ;

  4. Программы развития МКОУ ДОД ДДТ;

  5. Устава МКОУ ДОД ДДТ;

  6. СанПиНов 2.4.4.3172-14


Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Направленность программы:

Программа «Живой родник» по содержанию является – военно-патриотической; по функциональному предназначению – общекультурной; по форме организации – групповой, общедоступной; по времени реализации – одногодичной.

Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на создание условий для патриотического воспитания дошкольников через знакомство с традициями семьи, с родным краем, ознакомление с историей и символикой нашей Родины.

Новизна программы заключается в самом содержании, с использованием современных педагогических технологий, с широким использованием современных методов и форм обучения и воспитания, а также диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.

Актуальность программы:

Актуальность проблемы заключается в том, что в последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление компьютерной зависимости, включая жестокие игры. Наблюдается «взаимоотчуждение» детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.

Поэтому наша главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина... оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родное село... Надо показать ребенку, что родное село славно своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Педагогическая целесообразность программы заключается в необходимости воспитания внутренних качеств ребенка, способных преобразовать «бездуховность» окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и деяний.

Цель программы:

Создание условий для воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей нашей Родины, с её традициями и культурой, с родным краем, военными профессиями.

Задачи программы:

Образовательные:

- Обогатить знания детей о родном крае («малой» родине, Родине, стране);

- Формировать знания о символике нашего государства;

- Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми и играми народов России;

- Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники;

- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны;

- Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск.



Воспитательные:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества;

- Формирование бережного отношения к природе, ко всему живому;

- Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России;

- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- Воспитание чувства гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родное село, традиции преемственности поколений.

Развивающие:

- Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- Развивать чувство сопричастности к окружающему;

- Развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;

- Формировать представление о России, как о родной стране, о Москве – как о столице России;

- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Отличительной особенностью разработанной программы является: направленность на реализацию вариабельности, а именно, включение в занятия объединения «Живой родник» нескольких разделов: «Родной край и семья», «Страна, её столица, символика», «Родная природа», Культура и традиции», «Защитники Отечества».

Содержание каждого раздела построено, исходя из возрастных и психологических возможностей детей, имеет свои задачи обучения. Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения всех разделов.

Весь материал систематизирован и представлен в виде тематических разделов. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России. По окончанию программы выдается сертификат.

  1. «Родной край и семья»

Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые оно осознаёт себя человеком - членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта тема актуальна, так как, нередко в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Также в данном разделе дети получают сведения о том, что родное село славно своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Важно привлечь внимание детей к объектам села, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их назначении. Детям объясняют, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы.

Воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести их к пониманию, что их родное село – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных, рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит своих героев, защитивших её от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие праздники (профессиональные и общественные).

  1. «Страна, её столица, символика».

Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу и гимну России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

  1. «Родная природа»

Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о России, её реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.

  1. «Культура и традиции»

На занятиях этого раздела дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно- прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.




  1. «Защитники Отечества»

На занятиях по этому разделу детям рассказывают о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, Знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи (прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.

Организация образовательного процесса:

Программа «Живой родник» рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

Срок реализации программы 1 год.

Возраст обучающихся 4-7 лет.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут.

Форма работы:

Групповая.

Методы работы

  • Наглядные

  • Словесные

  • Практические

Приемы работы

  • Показ

  • Беседа

  • Разъяснения

  • Объяснение

  • Рассказ

Принципы работы

  • Научности

  • Доступности

  • Возрастной

  • Систематичности

  • Воспитывающего обучения

  • Последовательности

  • Наглядности

  • Активности





Ожидаемые результаты:

Целенаправленная и систематическая работа с детьми дошкольного возраста по воспитанию патриотизма через ознакомление с историей нашей Родины, с её традициями и культурой, с родным краем, военными профессиями, предполагает следующие результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, старшему поколению, к природе.

Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Дети неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

У детей проявляется стойкий интерес к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, потешек, закличек).

Сформирован устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительное и бережное отношение к памятникам истории.

Способы отслеживания и фиксации результатов:

Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он проходит в форме индивидуальной беседы. В качестве промежуточного контроля используются викторины, мультимедиа игры в рамках итоговых занятий. Оптимальным вариантом итогового контроля в патриотическом объединении «Живой родник» могут стать игровые программы, отчетные концерты.

Способы проверки результатов освоения программы: наблюдения за игровой деятельностью, беседы, отчетные мероприятия, игровые программы.
















Учебно-тематический план

(1 час в неделю, 36 часов в год)


Название раздела

Количество часов


Всего

Теория

Практика

Тема 1. Вводное занятие.

1

1


Тема 2. Семья и родной дом

1

0,5

0,5

Тема 3. «Край, в котором мы живем»

1

1


Тема 4. История возникновения родного села

1

1


Тема 5. Достопримечательности нашего села

1

1


Тема 6. Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности села Кыштовка»

1


1

Тема 7. «Золотая осень в родном селе»

1

0,5

0,5

Тема 8. Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края)

1


1

Тема 9. Мир природы «Хвойные и лиственные деревья»

1

1


Тема 10. Сюжетно-ролевая игра «МЧС - спешит на помощь!»

1


1

Тема 11. «Цвети мой край родной!»

1

1


Тема 12. «Государственные символы России: герб, флаг и гимн»

1

1


Тема 13. Символика Новосибирской области и с.Кыштовка

1

1


Тема 14. Игра-путешествие «Берёза – символ России»

1

0,5

0,5

Тема 15. «Сильны и могучи богатыри славной Руси»

1

0,5

0,5

Тема 16. «Улицы хранят их имена»

1

1


Тема 17. Развлечение «Рождественские посиделки»

1

0,5

0,5

Тема 18. «Знакомимся с образами защитников»

1

0,5

0,5

Тема 19. «Мы – россияне»

1

0,5

0,5

Тема 20. «На героя и слава бежит»

1

0,5

0,5

Тема 21. «История русского костюма»

1

0,5

0,5

Тема 22. Экскурсия в школьный музей «Родник»

1


1

Тема 23. Беседа «Важные даты Новосибирской области и с.Кыштовка».

1

1


Тема 24. «Ордена и медали»

1

1


Тема 25. «Если скажут слово – «Родина»…»

1

0,5

0,5

Тема 26. Экскурсия в Центральную районную библиотеку

1


1

Тема 27. Беседа с детьми «Люди, каких национальностей населяют наш район»

1

1


Тема 28. Беседа «Национальная одежда коренных народов»

1

1


Тема 29. Конкурс рисунков «Памятники героям»

1


1

Тема 30. Праздник «Весна красна цветами»

1

0,5

0,5

Тема 31. «Дело мастера боится»

1

0,5

0,5

Тема 32. «Отдых в родном селе»

1

0,5

0,5

Тема 33. «Этот День Победы»

1

0,5

0,5

Тема 34. «Мы все разные, но мы все равны»

1

0,5

0,5

Тема 35. Итоговое занятие «Что мы знаем о России»

2

1

1

ИТОГО

36

21,5

14,5



Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие

Знакомство с кружковцами. Инструктаж по технике безопасности. Проведение начального анализа уровня обученности у детей.


Тема 2. Семья и родной дом

Задачи:

- Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений.
- Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.
- Воспитывать у ребёнка привязанность к семье.

Теория. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
Чтение сказки «Гуси-лебеди». Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»).
Практика. Игра «Семья». Рисование «Моя семья».


Тема 3. Край, в котором мы живем

Задачи:

Познакомить детей с родным краем.

Теория. Беседа, рассказ. Систематизировать и расширить знания детей о крае, в котором они живут. Обогатить знания о растительном и животном мире родного края. Познакомить с жизнью коренных народов.


Тема 4. История возникновения родного села

Задачи:

- Познакомить с историей возникновения села.
- Воспитывать интерес к истории родного села.

Теория. Познакомить детей с историей возникновения Кыштовского района и села. Рассматривание иллюстраций с видами родного села.
Изображение герба России, Москвы, с.Кыштовки.
Чтение стихов о селе.


Тема 5. Достопримечательности нашего села

Задачи:

- Познакомить с основными достопримечательностями села.

Теория. Беседа. Просматривание презентации о достопримечательностях Кыштовки и района







Тема 6. Изготовление альбома фотографий

«Достопримечательности села Кыштовка»

Задачи:

- углублять знания детей о достопримечательностях родного села, приобщать к истокам духовной культуры русского народа, развивать поисковую деятельность, закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Практика. Изготовление альбома фотографий о достопримечательностях родного села.


Тема 7. «Золотая осень в родном селе»

Задачи:

- Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте;
- Пробуждать эстетические чувства;
- Воспитывать умение наблюдать явление природы и восстанавливать связь между ними;
- Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев;
- Обогащать словарь детей: рябиновый, берёзовый, липовый, кленовый.
- Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

Теория. Занятие-беседа об осенних приметах, рассматривание осенних пейзажей. Чтение А.С.Пушкин « Уж небо осенью дышало…»; И.Соколов-Микитов «Осень в лесу». Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды.
Практика. Игры: «Овощи и фрукты», «С какого дерева лист».
Народная игра «Царь-картошка». Аппликация «Соберём урожай».


Тема 8. Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края)

Задачи:

- расширение представлений о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи различных явлений, происхо­дящих в природе осенью, закрепление понятий «осень», «признак»;

- знакомство с представителями растительного мира родного края.

Практика. Экскурсия проводится на территории детского сада в сен­тябрьский теплый, но пасмурный день (или солнечный, но про­хладный день), чтобы дети смогли заметить изменения осенней погоды по сравнению с летней.








Тема 9. Мир природы «Хвойные и лиственные деревья»

Задачи:

- расширить представления о многообразии деревьев, сформировать понятия: хвойное и лиственное растение;

- обратить внимание на разницу осенних изменений в жизни этих групп растений;

- познакомить с представителями групп растений, произрастающими в родном крае;

- показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);

- развивать эмоциональное и эстетическое восприятие природы;

- воспитывать бережное отношение к растениям своего села.

Теория. Рассказ, презентация в форме занятие-поход.


Тема 10. Сюжетно-ролевая игра «МЧС - спешит на помощь!»

Задачи:

- Закрепить знания детей по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

- Расширить словарный запас.

-Закрепить знания об опасных ситуациях и как с ними справиться.

-Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

-Развивать любознательность, память, логическое мышление.

Практика. Сюжетно-ролевая игра, участвуют две команды детей, которым предстоит справиться с различными ситуациями, проявить ловкость и смелость.


Тема 11. «Цвети мой край родной!»

Цель:

- дать представление о Родине. Воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство ответственности перед Родиной, бережного отношения к её природе.

Теория. Беседа о Родине; Рассматривание карты России; Стихотворения о России; Беседа о природе Кыштовского района; Пословицы.


Тема 12. «Государственные символы России: герб, флаг и гимн»

Задачи:

- Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России гербе, флаге.
- Сформировать уважительное отношение к государственным символам.
- Познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Теория. Рассказ с использованием макетов герба и флага России. Прослушивание фонограммы гимна России.



Тема 13. Символика Новосибирской области и с.Кыштовка

Задачи:

- Продолжить знакомить детей с историей родного села.
- Познакомить с гербом и флагом Новосибирской области и с.Кыштовка.
- Воспитывать любовь к родному селу, чувство гордости за него.

Теория. Рассказ с использованием фотографий старого села.
Рассматривание герба и флага Новосибирской области и с.Кыштовка.


Тема 14. Игра-путешествие «Берёза – символ России»

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.
- Создать в воображении детей образ Родины.
- Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. Раскрыть значение дерева в жизни человека.

- Дать представление о неразрывной связи человека и природы. Продолжать учить бережному отношению к природе.

Теория. Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги» (о народных приметах). Чтение стихов о берёзке.

Практика. Разучивание хоровода «Во поле берёза стояла». Конкурс рисунков «Люблю берёзку русскую…».


Тема 15. «Сильны и могучи богатыри славной Руси»

Задачи:

Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей, их умом, преданностью Отечеству (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

Теория. Беседа по сказкам А.С.Пушкина на тему: «Богатыри в сказках А.С. Пушкина», Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.

Практика. Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.). Конструирование из бумаги «Богатырский шлем».


Тема 16. «Улицы хранят их имена»

Задачи: путем определения исторической роли города и улиц, связанных с биографией выдающихся людей, способствовать воспитанию патриотизма, любви, уважения и гордости за родной край.

Теория. Познакомить детей с историей улиц названных именами героев, с информацией об основных событиях из жизни героя, в честь которого она названа.





Тема 17. Развлечение «Рождественские посиделки»

Задачи:

- Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника-Рождества.
- Развивать речевые, музыкальные, коммуникативные способности детей.
- Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.

Теория. Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими  праздниками; дать детям представление о православных праздниках, святочных обрядах: колядовании, гадании.

Практика. Пение русских народных песен, частушек, колядок. Народные игры.


Тема 18. «Знакомимся с образами защитников»

Задачи:

- Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию.
- Развивать интерес к прошлому своей страны.
- Воспитывать уважение к выдающимся людям и желание быть полезным своей Родине.

Теория. Беседа «Что такое героизм?». Чтение С.Я. Маршак «Наша армия», Я.Л.Аким «Земля».

Практика. Использование репродукций портретов А.В.Суворова. Конкурс рисунков «Мой папа-солдат».


Тема 19. «Мы – россияне»

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.

- Формировать у детей представление о России как родной стране, чувство любви к своей родной стране.

Теория. Чтение стихотворения о Родине Т.Коти «Моя первая книга о России».

Практика. Использование пословиц и поговорок о Родине. Рисование на тему «Моя Родина».


Тема 20. «На героя и слава бежит»

Задачи:

- Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем.
- Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.

Теория. Рассказ о русских богатырях.

Практика. Использование различных сюжетов былин о подвигах русских богатырей. Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова «Богатыри».


Тема 21. «История русского костюма»

Задачи:

- Познакомить детей с историей русского национального костюма.
- Учить называть части мужской и женской одежды.
- Воспитывать интерес к русской культуре.
- Пополнить словарь детей - картуз, косоворотка, кокошник.

Теория. Беседа «Праздничная русская народная одежда».

Практика. Рассматривание репродукции В.Васнецова «Три богатыря».
Игра «Сложи узор».


Тема 22. Экскурсия в школьный музей «Родник»

Задачи:

-Сформировать представления о быте и культуре людей в прошлом;

-Познакомить с трудом, бытом и культурой Кыштовского района;

-Развивать познавательный интерес к прошлому и настоящему своего района;

-Способствовать воспитанию интереса и любви к своей родине, селу, гордость за его достижения.

Практика. Экскурсия.


Тема 23. Беседа «Важные даты Новосибирской области и с.Кыштовка».

Задачи:

- расширять знания детей о родном крае, области;

- познакомить с важными датами Новосибирской области и с.Кыштовка.

Теория. Рассказ.


Тема 24. «Ордена и медали»

Задачи:

- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
- Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Теория. Чтение рассказа «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны». Рассказ с использованием фотографий орденов и медалей.

Тема 25. «Если скажут слово – «Родина»…»

Задачи:

- Познакомить детей с основными неофициальными символами РФ.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать любовь и уважение к Родине, интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству.

Теория. Использование картинок с изображением солнца, березы, ромашки, колокольчика, игрушки матрешки.

Практика. Чтение стихотворений. Прослушивание песни «Уголок России» (муз. В. Шаинского, сл.Е.Шевелевой). Коллективная аппликация «Березовая роща».


Тема 26. Экскурсия в Центральную районную библиотеку

Задачи:

- объяснять правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке, развивать интерес к книге и чтению, воспитывать культуру чтения.

Практика. Экскурсия. Познакомить детей с районной библиотекой, с понятиями «библиотека», «абонемент», «читальный зал».


Тема 27. Беседа с детьми

«Люди, каких национальностей населяют наш район»

Задачи:

- Формировать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих наш район, их равноправии.

- Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своего края.

- Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

- Продолжать знакомство с картой Кыштовского района.

- Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей, чувство любви к своей Родине.

Теория. Беседа.


Тема 28. Беседа «Национальная одежда коренных народов»

Задачи:

-Познакомить детей с жизнью первобытных людей Сибири: жилища, охота, пища, одежда; познакомить с основными народами, населяющими Сибирь.

- Расширять представления детей о родной стране, формировать представление о том, что Россия – огромная национальная страна.

Теория. Беседа


Тема 29. Конкурс рисунков «Памятники героям»

Задачи:

Воспитание у подрастающего поколения уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, которые ценой собственной  жизни защищали нашу Родину от врага ради мирного неба над головой будущих поколений.


Тема 30. Праздник «Весна красна цветами»

Задачи:

- Повторение песен, закличек, пословиц о весне.
- Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».

Теория. Чтение сказки.

Практика. Использование пословиц и поговорок, загадок.

Тема 31. «Дело мастера боится»

Задачи:

- Познакомить детей с основными занятиями русских людей.
- Воспитывать интерес к истории нашей страны.

Теория. Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».

Практика. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.


Тема 32. «Отдых в родном селе»

Задачи:

- Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением.
- Продолжить формировать у детей интерес к своей малой родине.
- Закрепить названия жилых и нежилых зданий.

Теория. Рассказ с использованием фотографий зданий культуры и досуга.

Практика. Рисование на тему «Любимое место в родном селе»


Тема 33. «Этот День Победы»

Задачи:

- Формировать чувство уважения к защитникам Родины.
- Воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны;

Теория. Беседа о войне.

Практика. Слушание и пение фронтовых песен. Рисование на тему «Праздничный салют»


Тема 34. «Мы все разные, но мы все равны»

Теория. Углубить представления детей об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Практика. Обыгрывание сценок в различных ситуациях.


Тема 35. Итоговое занятие «Что мы знаем о России»

Задачи:

- Обобщить и систематизировать знания детей о России.
- Формировать уважительное отношение к государственным символам.
- Закрепить название крупных российских городов и рек, названия народных промыслов.
- Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Теория. Чтение С.Бороздин «Страна где мы живём». З.Александрова «Родина».

Практика. Литературно-музыкальная викторина «Что мы Родиной зовём». Игра «Путешествие по России». Конкурс рисунков «Герб нашего села».

Методическое обеспечение программы:


- Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию;

- Конспекты занятий;

- Методические разработки мероприятий, занятий, бесед, конкурсов;

- Иллюстрировано-дидактические материалы (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства);

- Репродукции картин;

- Методическая литература;

- Наглядные и дидактические пособия;

- Иллюстрации различных видов войск, портреты героев;

- Современные средства ТСО;

- Аудиозаписи;

- Карты, атлас, глобус;

- Художественная литература;

- Государственная символика;

- Разработка диагностического материала.



























Список используемой литературы:


  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.

Методическое пособие – М: 2005

  1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление ДОУ, 2005, №1

  1. Антонов Ю.Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010

  2. Бударина Т.А, Корепанова О. Н, Куприна Л.С, Маркеева О.А Знакомство детей с устным народным творчеством – СПб, Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003

  3. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду-СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008

  4. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М; АРКТИ,2003

  5. Дмитриенко З.С., Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009

  6. Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. М., « Скрипторий»,2008

  7. Козлова С.А. Мой мир-М; - Сфера,2000

  8. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004

  9. Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004

  10. Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках- М, 1987

  11. Николаева С.Р., Катышева И.Б, Хомченко В. А, Комбарова Г.Н. и др. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками - СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

  12. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез.2010

  13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003

  14. Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией Васильевой М.А, Гербовой В.В, Комаровой Т.С) – М, Мозаика-Синтез,2005

  15. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ, М., « Центр педагогического образования», 2007

  16. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране, М., « Скрипторий», 2010

  17. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1

  18. Шорыгина Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание-М, Прометей; Книголюб,2003

  19. Я познаю мир. Игрушки: энциклопедия-М, АСТ,1999.