МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников» города Бийска
РАССМОТРЕНО на методическом совете протокол от _____ 2015 г. №___ | | УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ МБОУДОД «Станция юных техников» города Бийска №___ от «___»_______2015г. Директор _______ Е.С. Соловьёв |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по формированию элементарных математических представлений
«Весёлый счёт»
творческое объединение «Почемучка»
(срок реализации - 3 года, возраст детей - 4-7 лет)
Автор - составитель:
Табакаева Юлия Олеговна,
педагог дополнительного образования
Бийск
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Нет, не подсчет прибыли и убытков занимал умы великих ученых, которые заложили фундамент этой титулованной "царицы" науки. Они пытались постичь законы гармонии, понять не только смысл, но и архитектуру творения.
Как и великому ученому ребенку не интересно подсчитывать. Для него математика - это тоже одно особое тридевятое царство, тридесятое государство. Ребёнок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка - это его стихия. Но ведь математика - это тоже особая выдумка, без обмана. Это мир идей. Этот мир существует объективно. Ведь существует реально и объективно наше настроение, усталость или вдохновение, наши мысли, наша любовь. Их нельзя потрогать руками как стол или вазу, но они существуют.
Ребенок хорошо умеет отличать мир сказки от мира бытовой жизни. Также он может отличать мир математики самой по себе от мира физических предметов. Число 5 может проявить себя в виде 5 яблок, 5 пальцев, монетки в 5 рублей. В виде возраста 5 лет или отметки в дневнике. В тысячах других явлений окружающего мира можно найти проявление этого числа. Но само число не сводимо к кучке яблок или пальцам руки. Фиксирование внимания ребенка исключительно на количественной характеристике числа не правомерно и затруднит впоследствии формирование абстрактной идеи числа.
Именно поэтому с детьми следует говорить о математике как об особом мире, который существует, прежде всего, в сознании людей. В этом случае задача педагога упрощается: ему нужно лишь стать для ребенка проводником в этот мир и рассказать ему о законах существования чисел и фигур.
В методике работы с детьми дошкольного возраста очень важно следовать принципу единства аффекта и интеллекта, сформулированному Выготским Л.С; поэтому нужно обращать внимание детей на проявления числа или формы в мире, которые интересны или красивы и не случайны. Число лепестков каждого цветка, форма раковины моллюсков определенного вида, композиционное построение живописи – везде мы можем найти числа и фигуры, соединив знания о них с восхищением или удивление в опыте ребенка.
Программа модифицированная, социально-педагогической направленности. В основу этой программы положена программа "От рождения до школы". Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Москва, 2015. Данная программа разработана на основе ФГОС ДО.
Общеобразовательная дополнительная программа по формированию элементарных математических представлений « Весёлый счёт» находит своё место в образовательной области «Познавательное развитие».
Программный материал для учащихся старшего дошкольного возраста в условиях школы раннего развития детей и специфики учреждения дополнительного образования (технической направленности) был модифицирован за счет увеличения часов. По программе "От рождения до школы" у детей 5-6 лет ФЭМП запланировано 1 раз в неделю, а в программе «Весёлый счёт» - 2 раза в неделю.
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений у обучающихся от 4 до 7 лет через игровые упражнения.
Реализация данной цели решается посредством следующих задач:
Образовательные задачи:
Формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развивающие задачи:
Развитие интеллектуальных способностей детей (внимания, образного и логического мышления, творческих способностей, фантазии, воображения и математической речи).
Развитие познавательных интересов.
Воспитательные задачи:
Воспитание культуры поведения, умения слушать педагога и сверстников.
Формирование мотивации учения, приемов умственных действий.
Программа выстроена с учётом возрастных особенностей детей.
Для детей 4-5 года жизни предназначена программа, особенностью которой является ознакомление с основными понятиями, отношениями, знакомство с количественным, порядковым и обратным счётом.
Для учащихся от 5 до 6 лет предназначена программа, раскрывающая более полно те знания, которые были приобретены ранее. Дети учатся создавать множества по заданному числу, отсчитывать определенное количество предметов, получают элементарные представления о натуральном ряде чисел, усваивают особенности геометрических фигур. Большое внимание уделяется развитию речи детей, активизации словаря.
У детей 6-7 года жизни программа призвана сформировать знания о числах и цифрах первого десятка. Очень важный момент в подготовке детей к вычислительной деятельности - это понимание состава числа.
Период освоения программы "Весёлый счёт" – 3 года. Возраст обучаемых 4 – 7 лет. Программный материал рассчитан на дошкольников, не посещающих детский сад. Набор в группы свободный.
Время занятий по программе для детей:
- 4-5 лет (1 раз в неделю 1 час, всего в год 36 часов);
- 5-6 лет (2 раза в неделю по 2 часа, всего в год72 часа);
- 6-7 лет (2 раза в неделю по 2 часа, всего72 часа).
Содержание всех четырёх программ предусматривает разделы (блоки):
- количество;
- величина;
- форма;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени.
Разделы изучаются комплексно. Количество и счет изучаются на каждом занятии, а остальные разделы чередуются.
Формы организации занятий:
- демонстрационные опыты;
- театрализация с математическим содержанием;
- комбинированные занятия;
- интегрированные занятия;
- занятия-сказки;
- занятия-путешествия.
Большинство методов и приемов обучения, используемых педагогом при проведении занятий, предполагает речевую активность, как самого педагога, так и ответную детей.
Соответствие речевой динамики возрастным особенностям является важным фактором комфортного самочувствия ребенка на занятиях и эффективности процесса обучения.
Таблица 1
Формы аттестации учащихся
| Входящая | Промежуточная | Итоговая |
Перый год обучения | Практические задания | Практические задания | Практические задания |
Второй год обучения | --- | Практические задания | Практические задания |
Третий год обучения | --- | Практические задания | Практические задания |
Таблица 2
Распределение программного материала по часам
№п\п | Программный материал | Количество часов на детские объединения |
от 4 до 5 лет | от 5 до 6 лет | от 6 до 7 лет |
1 | Количество и счёт | 11 | 32 | 41 |
2 | Величина | 9 | 12 | 10 |
3 | Форма | 7 | 16 | 11 |
4 | Ориентировка в пространстве | 5 | 6 | 5 |
5 | Ориентировка во времени | 4 | 6 | 5 |
| Всего часов | 36 | 72 | 72 |
Учебно-тематический план
к дополнительной общеразвивающей программе «Весёлый счёт».
Первый год обучения (от 4 до 5 лет).
Задачи:
формирование навыков счёта в пределах пяти;
формирование умения сравнивать группы предметов по величинам: высоте, ширине и длине;
формировать представления детей о геометрических фигурах;
формировать умение определять пространственные отношения от себя;
формировать представление о частях суток.
Таблица 3
№ п/п | Дата | Содержание | Кол-во часов |
-
| | Диагностика. | 1 |
-
| | Вводное занятие. Понятие «столько же». | 1 |
-
| | Понятия «столько же», «больше», «меньше». | 1 |
-
| | Понятия «столько же», «больше», «меньше». | 1 |
-
| | Понятия «столько же», «больше», «меньше». | 1 |
-
| | Счёт до трёх. | 1 |
-
| | Счёт до трёх. | 1 |
-
| | Счёт до трёх. | 1 |
-
| | Порядковый счёт. | 1 |
-
| | Образование числа 4. | 1 |
-
| | Счёт до четырёх. | 1 |
-
| | Образование числа 5. | 1 |
-
| | Счёт до 5. | 1 |
-
| | Формирование представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счёта. | 1 |
-
| | Цилиндр. | 1 |
-
| | Шар, куб, цилиндр. | 1 |
-
| | Далеко – близко. | 1 |
-
| | Сравнение предметов по величине (в пределах 3). | 1 |
-
| | Сравнение предметов по длине. | 1 |
-
| | Счёт предметов на ощупь в пределах пяти. | 1 |
-
| | Сравнение предметов по ширине. | 1 |
-
| | Счёт движений в пределах пяти. | 1 |
-
| | Счёт движений в пределах пяти. | 1 |
-
| | Ориентирование в пространстве: впереди, сзади, слева, справа. | 1 |
-
| | Сравнение предметов по величине (в пределах 5). | 1 |
-
| | Сравнение предметов по высоте (в пределах 3). | 1 |
-
| | Сравнение предметов по высоте (в пределах 5). | 1 |
-
| | Сравнение шара и цилиндра. | 1 |
-
| | Сравнивание цилиндра с шаром и кубом. | 1 |
-
| | Части суток. | 1 |
-
| | Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. | 1 |
-
| | Сравнение предметов по величине (в пределах 5). | 1 |
-
| | Быстро – медленно. | 1 |
-
| | Итоговое занятие: игра-путешествие. | 1 |
-
| | Диагностика. | 1 |
-
| | Диагностика. | 1 |
Итого часов | 36 |
Ожидаемые результаты
В конце учебного года дети знают:
геометрические фигуры;
части суток;
правую и левую руку.
В конце учебного года дети умеют:
считать до 5 (количественный счет);
раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке, рассказывать о величие каждого предмета в ряду;
различать и называть геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник);
определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
Учебно-тематический план
к дополнительной общеразвивающей программе «Весёлый счёт».
Второй год обучения (от 5 до 6 лет).
Задачи:
формирование навыков счёта в пределах десяти;
формирование умения упорядочивать предметы по одному из параметров (длина, ширина высота);
формирование представления о четырёхугольнике;
совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве;
формирование умения устанавливать последовательность различных событий.
Таблица 4
№ п/п | Дата | Содержание | Кол-во часов |
1 | | Вводное занятие. Повторение: числа и цифры 1 – 5. | 1 |
2 | | Повторение: числа и цифры 1 – 5. | 1 |
3 | | Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. «Столько же». | 1 |
4 | | Понятия «больше», «меньше», «столько же». | 1 |
5 | | Понятия «больше», «меньше», «столько же». | 1 |
6 | | Знаки , , =. | 1 |
7 | | Знакомство с планом. | 1 |
8 | | Поиск и составление закономерностей. | 1 |
9 | | Геометрическая фигура «круг». | 1 |
10 | | Геометрическая фигура «овал». | 1 |
11 | | Круг и овал. Сходства и различия. | 1 |
12 | | Цилиндр. | 1 |
13 | | Геометрическая фигура «треугольник». | 1 |
14 | | Конус. | 1 |
15 | | Призма и пирамида. | 1 |
16 | | Геометрические тела. | 1 |
17 | | Количественный состав числа 3. | 1 |
18 | | Количественный состав числа 4. | 1 |
19 | | Количественный состав числа 5. | 1 |
20 | | Счёт в пределах 6. | 1 |
21 | | Число 6. Цифра 6. | 1 |
22 | | Геометрическая фигура «квадрат». | 1 |
23 | | Геометрическая фигура «прямоугольник». | 1 |
24 | | Понятие «четырёхугольники». | 1 |
25 | | Счёт в пределах 7. | 1 |
26 | | Число 7. Цифра 7. | 1 |
27 | | Тактильный счёт. | 1 |
28 | | Порядковый счёт. | 1 |
29 | | Сравнение по длине. | 1 |
30 | | Пространственные представления: до, после, перед, между, первый, последний. | 1 |
31 | | Игра-путешествие. | 1 |
32 | | Числа 1 – 7. Повторение. | 1 |
33 | | Неделя. | 1 |
34 | | Цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка); их распознавание. | 1 |
35 | | Сравнение предметов по ширине и толщине. | 1 |
36 | | Счёт в пределах 8. | 1 |
37 | | Число 8. Цифра 8. | 1 |
38 | | Числа и цифры 1 – 8. | 1 |
39 | | Сравнение предметов по высоте. | 1 |
40 | | Сложение. | 1 |
41 | | Вычитание. | 1 |
42 | | Состав числа 3. | 1 |
43 | | Состав числа 4. | 1 |
44 | | Состав числа 5. | 1 |
45 | | Состав чисел 3 – 5. | 1 |
46 | | Измерение длины. | 1 |
47 | | Измерение длины. | 1 |
48 | | Практическое измерение длины с помощью условных мер. | 1 |
49 | | Деление предмета на две равные части. | 1 |
50 | | Счёт до девяти. | 1 |
51 | | Образование числа 9. Знакомство с цифрой 9. | 1 |
52 | | Числа и цифры 1 – 9. | 1 |
53 | | Сравнение предметов по объему (вместимости). | 1 |
54 | | Практическое измерение объема (вместимости) с помощью условных мер. | 1 |
55 | | Практическое измерение объема (вместимости) с помощью условных мер. | 1 |
56 | | Деление круга на 2 равные части. | 1 |
57 | | Деление квадрата на 2 равные части. | 1 |
58 | | Представление о числе 0. Знакомство с цифрой 0. | 1 |
59 | | Работа с таблицами. | 1 |
60 | | Образование числа 10. Счёт до десяти. Запись числа 10. | 1 |
61 | | Числа и цифры 1 – 10. | 1 |
62 | | Деление круга на 4 равные части. | 1 |
63 | | Деление квадрата на 4 равные части. | 1 |
64 | | Понятие «числовой ряд». | 1 |
65 | | Знакомство с символами (заместителями). | 1 |
66 | | Символы. | 1 |
67 | | Повторение. | 1 |
68 | | Повторение. | 1 |
69 | | Повторение. | 1 |
70 | | Итоговое занятие. Игра-путешествие. | 1 |
71 | | Диагностика. | 1 |
72 | | Диагностика. | 1 |
Итого часов | 72 |
Ожидаемые результаты
В конце учебного года дети знают:
В конце учебного года дети умеют:
считать в пределах десяти;
упорядочивать предметы по одному из параметров (длина, ширина высота);
ориентироваться в окружающем пространстве;
устанавливать последовательность различных событий.
Учебно-тематический план
к дополнительной общеразвивающей программе «Весёлый счёт».
Третий год обучения (от 6 до 7 лет).
Задачи:
формирование навыков счёта в пределах двадцати;
формирование умения измерять величину с помощью условной меры;
совершенствование знаний о плоских и объёмных фигурах;
формирование умения определять своё положение относительно окружающих предметов;
формирование умения определять время по часам.
Таблица 5
№ п/п | Дата | Содержание | Кол-во часов |
1 | | Вводное занятие: «Весёлый счёт». | 1 |
2 | | Множество: части и целое. | 1 |
3 | | Множество: части и целое. | 1 |
4 | | Цифры 1. | 1 |
5 | | Цифра 2. Понятие «пара». | 1 |
6 | | Цифра 3. | 1 |
7 | | Сравнение групп предметов. | 1 |
8 | | Сравнение групп предметов. | 1 |
9 | | Цифра 4. | 1 |
10 | | Цифра 5. | 1 |
11 | | Количественный состав числа 6. | 1 |
12 | | Количественный состав чисел 7. Цифра 7. | 1 |
13 | | Количественный состав числа 8. Цифра 8. | 1 |
14 | | Количественный состав числа 9. Цифра 9. | 1 |
15 | | Цифра 0. | 1 |
16 | | Количественный состав числа 10. Обозначение числа 10. | 1 |
17 | | Состав числа 3. | 1 |
18 | | Состав числа 4. | 1 |
19 | | «Внутри, снаружи». | 1 |
20 | | Точка. Линия. Прямая и кривая линия. | 1 |
21 | | Отрезок. Луч. | 1 |
22 | | Состав числа 5. | 1 |
23 | | Замкнутые и незамкнутые линии. | 1 |
24 | | Ломаная линия. Многоугольник. | 1 |
25 | | Состав числа 6. | 1 |
26 | | Угол. | 1 |
27 | | Числовой отрезок. | 1 |
28 | | Состав числа 7. | 1 |
29 | | Состав числа 8. | 1 |
30 | | Столько же. Знаки «равно» и «не равно». | 1 |
31 | | «Больше», «меньше». Знаки и . | 1 |
32 | | «Больше», «меньше». Знаки и . | 1 |
33 | | Раньше, позже. | 1 |
34 | | Состав числа 9. | 1 |
35 | | Состав числа 10. | 1 |
36 | | Количественный и порядковый счёт в пределах 10. | 1 |
37 | | Деньги. | 1 |
38 | | Монеты достоинством 1, 5, 10 рублей. | 1 |
39 | | Монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей. | 1 |
40 | | Измерение объёма сыпучих веществ с помощью условной меры. | 1 |
41 | | Длиннее, короче. | 1 |
42 | | Измерение длины. | 1 |
43 | | Измерение длины. | 1 |
44 | | Измерение длины. | 1 |
45 | | Часы. | 1 |
46 | | Задачи на сложение. | 1 |
47 | | Задачи на сложение. | 1 |
48 | | Задачи на вычитание. | 1 |
49 | | Задачи на вычитание. | 1 |
50 | | Задачи на сложение и вычитание. | 1 |
51 | | Задачи на сложение и вычитание. | 1 |
52 | | Задачи на сложение и вычитание. | 1 |
53 | | Тяжелее, легче. Сравнение по массе. | 1 |
54 | | Измерение массы. | 1 |
55 | | Измерение массы. | 1 |
56 | | Объём. Сравнение по объёму. | 1 |
57 | | Измерение объёма. | 1 |
58 | | Части суток. | 1 |
59 | | Площадь. Измерение площади. | 1 |
60 | | Измерение площади. | 1 |
61 | | Деление круга на 8 равных частей. | 1 |
62 | | Знакомство с планом. | 1 |
63 | | Число 10. | 1 |
64 | | Понятие «десяток». Образование чисел второго десятка. | 1 |
65 | | Числа второго десятка. | 1 |
66 | | Шар. Куб. Параллелепипед. | 1 |
67 | | Пирамида. Конус. Цилиндр. | 1 |
68 | | Символы. | 1 |
69 | | Игра-путешествие в страну Математику. | 1 |
70 | | Итоговое занятие: «Скоро в школу». | 1 |
71 | | Диагностика. | 1 |
72 | | Диагностика. | 1 |
Итого часов | 72 |
Ожидаемые результаты
В конце учебного года дети знают:
В конце учебного года дети умеют:
считать в пределах двадцати;
измерять величину с помощью условной меры;
определять своё положение относительно окружающих предметов;
определять время по часам.
Содержание программы
Первый год обучения
(возраст детей от 4 до 5 лет)
Количество и счёт.
Счет до 5, с использование правильного приема счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитывая группы; относить последнее числительное ко всем перечисленным предметам.
Сравнение двух групп предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
Формирование представления о равенстве и неравенстве групп предметов. Уравнивание неравных групп двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий предмет) или убирая из большей группы один (лишний) предмет.
Отсчитывание предметов из большего количества; перенесение, выкладывая определенное количество предметов по образцу или заданному числу.
Счет предметов на ощупь, на слух, счет движения.
Установление равенство (неравенства) групп предметов в ситуациях, когда предмет в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам.
Величина.
Понятия: длина, ширина, высота. Раскладывание предметов в порядке возрастания и убывания. Прием наложения и на глаз.
Форма.
Треугольник, круг, шар, квадрат, прямоугольник, куб, цилиндр.
Ориентировка в пространстве.
Определение направления от себя: на – над – под; за – перед; слева, справа, посередине; раньше, позже; вверху, внизу; снаружи, внутри.
5. Ориентировка во времени.
Части суток, их последовательность.
Понятия: вчера, сегодня, завтра.
Ожидаемые результаты.
В конце учебного года дети знают:
В конце учебного года дети умеют:
сравнивать группы предметов, выделяя равенство и неравенство;
считать до 5 (количественный счет);
раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке, рассказывать о величие каждого предмета в ряду;
различать и называть треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник;
находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
различать левую и правую руки;
определять части суток.
Второй год обучения
( возраст детей от 5 до 6 лет)
Количество и счёт.
Счет до 10. Создание множеств по заданному числу. Сравнение множеств. Отсчитывание предметов. Натуральный ряд. Цифры 0 – 9.Отсчитывание предметов из большего количества по образцу и заданному числу. Счет звуков, на ощупь. Понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формами, их расположения и направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета)
Величина.
Упорядочивание предметов по одному из параметров (длина, ширина, высота).
Форма.
Квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб. Выделение существенных признаков и свойств. Понятие «четырёхугольник».
Ориентировка в пространстве.
Понятие скорости (быстро, медленно). Ориентировка на листе бумаги.
Ориентировка во времени.
Части суток. Дни недели. Раньше, позже, сейчас, было, есть.
Ожидаемые результаты.
В конце учебного года дети знают:
В конце учебного года дети умеют:
считать (отсчитывать) в пределах 10;
пользоваться количественными и порядковыми числительными;
сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы);
сравнивать предметы различной величины (до 10), размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины)
называть последовательно части суток;
называть текущий день недели.
Третий год обучения
( возраст детей от 6 до 7 лет)
Количество и счёт.
Прямой, обратный, порядковый счет в пределах 20. Числа и цифры первого десятка. Десятки, сотня. Состав чисел первого десятка. Знаки: больше, меньше, равно, плюс, минус. Числовой ряд. Соседи чисел. Составление задач по картинкам, выделение условия и вопроса задачи. Нахождение известного компонента и неизвестного. Задачи на сложение и вычитание.
2. Величина.
Понятие мерка. Измерение с помощью нее длины, объема жидких и сыпучих веществ. Линейка. Отрезок.
3. Форма.
Плоские (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция) и объемные (шар, конус, цилиндр, куб) фигуры.
4. Ориентировка в пространстве.
Понимание и использование слов: справа, прямо, дальше, слева. Изменения направления во время ходьбы. Определение своего положения относительно окружающих предметов.
5. Ориентировка во времени.
Понятия: на рассвете, в полдень, в полночь. Понятие: день недели, месяцы года. Определение времени по часам.
Ожидаемые результаты.
В конце учебного года дети знают:
состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого десятка из двух меньших.
Получение каждого числа первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
арифметические знаки =,+,-;
названия месяцев, последовательность дней недели.
В конце учебного года дети умеют:
объединять группы предметов и удалять из группы часть( части) предметов; устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям;
считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет);
называть числа в прямом (обратном) порядке до 10;
соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользовать числами и арифметическими знаками =,+,-;
сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры;
ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку)
определять время по часам с точностью до 1 часа.
Методическое обеспечение
Основные формы организации занятий: комбинированные, занятие-сказка, занятие-путешествие, праздники.
Методы работы с детьми на занятии: наглядные, словесные и практические, игровые.
Большинство методов и приемов обучения, используемых педагогом при проведении занятий, предполагает речевую активность, как самого педагога, так и ответную детей. Соответствие речевой динамики возрастным особенностям является важным фактором комфортного самочувствия ребенка на занятиях и эффективности процесса обучения.
При реализации программы обязательно учитывается работа с родителями. Основные формы работы с родителями: индивидуальные и групповые консультации, посещение занятий, родительское собрание.
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации
Форма контроля: практические задания, соответствующие требованиям планируемых результатов освоения Программы.
Вид контроля: входящий (сентябрь), промежуточный (декабрь)и итоговый (май).
Содержание и формы оценки результативности образования по программе определяются по годам обучения.
Диагностический инструментарий
Возраст детей от 4 до 5 лет.
Год обучения по программе: первый
Виды аттестации: входящая, промежуточная и итоговая.
Содержание заданий:
Практическое задание № 1
Инструкция: ребенку предлагается посчитать предметы до 5.
Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно посчитал все предметы, назвал общее их количество;1 балла – считал с небольшой помощью взрослого, назвал общее количество предметов;0 баллов – считал с помощь взрослого, не назвал общее число предметов.
Практическое задание № 2
Инструкция: ребенку предлагается разложить 4 предмета различной величины (длины)
Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно разложил предметы по величине (длина), 1 балл - раскладывал с наименьшей помощью взрослого, 0 баллов – выполнил задание с помощью взрослого.
Практическое задание № 3
Инструкция: ребенку предлагается разложить 4 предмета различной величины (ширина).
Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно разложил предметы по ширине;1 балл - раскладывал с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – полностью выполнил задание с помощью взрослого.
Практическое задание № 4
Инструкция: ребенку предлагается разложить 4 предмета различной величины (высота)
Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно разложил предметы по высоте;1 балл - раскладывал с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – полностью выполнил задание с помощью взрослого.
Практическое задание № 5
Инструкция: ребенку предлагается назвать треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, цилиндр
Оценка результатов: 2 балла – назвал все геометрические фигуры;1 балл – назвал только 3-4 фигуры с помощью взрослого; 0 баллов – назвал все предметы с помощью взрослого.
Практическое задание № 6.
Инструкция: ребенку предлагается назвать игрушки, которые расположены справа, слева.
Оценка результатов: 2 балла – назвал игрушки, расположенные справа, слева;1 балл – назвал с помощью взрослого; 0 баллов – назвал игрушки с помощью взрослого.
Практическое задание № 7
Инструкция: ребенку предлагается назвать по картинкам части суток: утро, день, вечер, ночь
Оценка результатов: 2 балла – назвал все части суток;1 балл – назвал 1-2 помощью взрослого; 0 баллов – назвал все картинки с помощью взрослого.
Практическое задание № 8
Инструкция: ребенку предлагается получить равенство из неравенства, добавляя к меньшему числу количество один предмет или убирая из большего количества один предмет в пределах 5.
Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно выполнил действия по сравнению групп предметов;1 балла – с небольшой помощью взрослого, определил равенство только путем одного действия;0 баллов – определил равенство только с помощью взрослого.
Суммируя результаты всех заданий.
Итоговая оценка полученных результатов:
Высокий уровень: 16- 12 баллов,
Средний уровень: 11 - 8 баллов,
Низкий уровень: менее 8 баллов
Возраст детей от 5 до 6 лет.
Год обучения по программе: второй.
Виды аттестации: промежуточная и итоговая.
Содержание заданий:
Практическое задание № 1
Инструкция: ребенку предлагается посчитать предметы до 10.
Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно посчитал все предметы, назвал общее их количество;1 балла – считал с небольшой помощью взрослого, назвал общее количество предметов;0 баллов – считал с помощь взрослого, не назвал общее число предметов.
Практическое задание № 2
Инструкция: ребенку предлагается получить равенство из неравенства, добавляя к меньшему числу количество один предмет или убирая из большего количества один предмет в пределах 10.
Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно выполнил действия по сравнению групп предметов;1 балла – с небольшой помощью взрослого, определил равенство только путем одного действия;0 баллов – определил равенство только с помощью взрослого.
Практическое задание №3
Инструкция: ребенку предлагается разложить 5 предмета различной величины (толщина)
Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно разложил предметы по толщине, 1 балл - раскладывал с наименьшей помощью взрослого, 0 баллов – выполнил задание с помощью взрослого.
Практическое задание № 4
Инструкция: ребенку предлагается назвать геометрические фигуры треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, цилиндр, овал.
Оценка результатов: 2 балла – назвал все геометрические фигуры;1 балл – назвал только 3-4 фигуры с помощью взрослого; 0 баллов – назвал все предметы с помощью взрослого.
Практическое задание № 5
Инструкция: предлагается назвать по картинке предметы, использую слова: справа, слева, сзади, впереди.
Оценка результатов: 2 балла – назвал, расположения предметов, используя все понятия;1 балл – назвал с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – не использовал в своем словаре ориентировочные понятия.
Практическое задание № 6.
Инструкция: ребенку предлагается с помощью картинок разложить события в нужной последовательности и рассказать, что было раньше, позже.
Оценка результатов: 2 балла – разложил логически правильно, использовал в словаре слова раньше, позже.1 балл – назвал с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – назвал все картинки с помощью взрослого.
Суммируя результаты всех заданий:
Высокий уровень: 12-8 баллов,
Средний уровень: 7- 3 баллов,
Низкий уровень: менее 3 баллов.
Возраст детей от 6 до 7 лет.
Год обучения по программе: третий.
Виды аттестации: промежуточная и итоговая.
Содержание заданий:
Практическое задание № 1.
Инструкция: составить цифровой ряд от 0 до 9.
Оценка результатов: 2 балла – составил правильно и самостоятельно;.1 балл – составил с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – составил с помощью взрослого полностью.
Практическое задание № 2.
Инструкция: ребенку предлагается решить задачу на наглядной основе
Оценка результатов: 2 балла – правильно и самостоятельно решил задачу;1 балл – решил с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – решил с помощью взрослого полностью.
Практическое задание № 3.
Инструкция: ребенку предлагается назвать геометрические фигуры треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, цилиндр, овал.
Оценка результатов: 2 балла – назвал все геометрические фигуры;1 балл – назвал только 3-4 фигуры с помощью взрослого; 0 баллов – назвал все предметы с помощью взрослого.
Практическое задание № 4.
Инструкция: ребенку предлагается под диктовку взрослого нарисовать предмет на листе бумаги в клетку, в результате должен получиться цветок.
Оценка результатов: 2 балла – на листе бумаги в клетку получился предмет, схожий полностью с образом.;1 балл – предмет имеет только некоторую схожесть; 0 баллов – предмет не имеет схожести.
Практическое задание № 5.
Инструкция: назвать месяцы года
Оценка результатов: 2 балла - назвал все месяцы года, 1 балл - перепутал последовательность только 2-3 месяцев, 0 баллов - не назвал ни один месяцы.
Суммируя результаты всех заданий
Высокий уровень: 10 - 8 баллов,
Средний уровень: 8-4 баллов,
Низкий уровень: менее 4 баллов.
Дидактический материал
Демонстрационное оборудование:
счетный материал – различные игрушки по 10 штук в комплекте (20 комплектов);
иллюстрации « Части суток»;
плакаты: «Счёт до 10», «Счёт до 20», «Цвет», «Форма».
Раздаточный материал:
комплект «Геометрические фигуры»- 10 штук;
комплект « Цифры» - 10 штук;
комплект «Часы» -10 штук;
комплект « Части суток»;
счетный материал – различные игрушки по 10 штук в комплекте (20 комплектов);
тетрадь ученическая по количеству детей.
Материально-техническое обеспечение
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 « О мерах по реализации государственной социальной политики»;
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 « О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег. № 33660);
закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы»
Литература, использованная педагогом
Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Волина, В.В. Праздник числа. [Текст] / В.В. Волина. - М.: АСТ – Пресс, 1997.
Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д., Михайлова, З.А. Обучение математике в детском саду. [Текст] / М.: Издательский центр "Академия", 1998.
Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников. [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: Просвещение, 2002.
Новикова, В.П. Математика в детском саду. [Текст] / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. [Текст] / – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. [Текст] / – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
Петерсон, Л.Г., Кочемасова, Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. [Текст] / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: Баланс, 1998
Помораева, И.А., Позина, В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. [Текст] / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 80 с.
Помораева, И.А., Позина, В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / - И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.
Помораева, И.А., Позина, В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. [Текст] / - И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 176 с.
Тарабарина, Г.И., Ёлкина, Н.В. И учеба, и игра: математика. [Текст] / Г.И. Тарабарина, Н.В. Ёлкина. - Ярославль, Академия развития, 1997.
Юрковская, И.Л. Математика для самых маленьких. [Текст] / И.Л. Юрковская. - Минск, 2003.
Литература, рекомендованная обучающимся и родителям
Денисова, Д., Дорожин, Ю. Математика для малышей: Средняя группа. [Текст] / Д. Денисова, Ю. Дорожин. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»
Денисова, Д., Дорожин, Ю. Математика для малышей: Старшая группа. [Текст] / Д. Денисова, Ю. Дорожин. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»
Денисова, Д., Дорожин, Ю. Математика для малышей: Подготовительная к школе группа. [Текст] / Д. Денисова, Ю. Дорожин. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»