СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование для детей, интересующихся техническими науками

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание благоприятных условий для раскрытия и реализации творческого потенциала детей, интересующихся техническими науками,  в процессе дополнительного обучения является основой первичного формирование у детей знаний в области технических наук и  формирование при этом собственного взгляда на явления и процессы окружающего мира - научного мировоззрения на окружающий мир. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. На занятиях дополнительного образования, связанных с изучением планеты Земля, для достижения вышеуказанных целей рассматривается строение, происхождение и функционирование географической оболочки Земли — взаимосвязанной системы собственно земных образований. Географическая оболочка представлена как результат постоянного взаимообусловленного обмена живого и косного вещества, существующего с момента формирования планеты Земля, и показана в тесном взаимодействии с процессами и явлениями окружающего космического пространства, а также с процессами, происходящими в результате постоянно возрастающего влияния человеческой деятельности. Освещены современные общие глобальные проблемы человечества и оценены их географические последствия для Земли и людей.  

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование для детей, интересующихся техническими науками»

Дополнительное образование для детей, интересующихся техническими науками

Кудинов Ю.В. преподаватель дополнительного образования

Донецкой Малой Академии Наук


Создание благоприятных условий для раскрытия и реализации творческого потенциала детей, интересующихся техническими науками, в процессе дополнительного обучения является основой первичного формирование у детей знаний в области технических наук и формирование при этом собственного взгляда на явления и процессы окружающего мира - научного мировоззрения на окружающий мир. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

На занятиях дополнительного образования, связанных с изучением планеты Земля, для достижения вышеуказанных целей рассматривается строение, происхождение и функционирование географической оболочки Земли — взаимосвязанной системы собственно земных образований. Географическая оболочка представлена как результат постоянного взаимообусловленного обмена живого и косного вещества, существующего с момента формирования планеты Земля, и показана в тесном взаимодействии с процессами и явлениями окружающего космического пространства, а также с процессами, происходящими в результате постоянно возрастающего влияния человеческой деятельности. Освещены современные общие глобальные проблемы человечества и оценены их географические последствия для Земли и людей.

В системе фундаментального географического образования эти процессы изучают такие науки, как землеведение и краеведение, которые являются своеобразным связующим звеном между географическими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школе, и глобальным естествознанием. Географический мир в землеведении и краеведении предстает в виде целостности, процессы и явления рассматриваются в системной связи между собой и с окружающим пространством. Землеведение и краеведение принадлежит к числу фундаментальных естественных наук. В иерархии естественного цикла наук землеведение и краеведение как частный вариант планетоведения находятся в одном ряду с астрономией, космологией, физикой, химией. Следующий ранг создают науки о Земле — география, геология, геодезия, общая биология, экология и др. В системе географических дисциплин землеведение и краеведение занимают особую роль. Они объединяют информацию о всех процессах и явлениях, происходящих после формирования планеты из межзвездной туманности. За это время на нашей планете возникли земная кора, воздушная и водная оболочки, в разной степени насыщенные живым веществом. В результате их взаимодействия по периферии планеты сформировался специфический материальный объем — географическая оболочка. Изучение этой оболочки как комплексного образования и является задачей землеведения и краеведения.



Программа дополнительного образования исследовательско-экспериментального направления «Науки о Земле» на среднем этапе (один год обучения) базируется на уровне знаний учащихся 9 – 11 классов по математике, физике и географии указанных классов и предусматривает повторение и обобщение уже полученных базовых знаний, подготовка юных исследователей к восприятию уже знакомого материала на более высоком (и глубоком) научном уровне, вовлечение школьников в поисковую, научно-исследовательскую работу (что научит их творческому осмыслению рассматриваемого материала), профессиональное самоопределение - и направлена на личностное развитие обучающегося, мотивацию учащегося к познанию и творчеству.

Общими тенденциями дополнительного образования являются ориентация на широкую дифференциацию, вариативность, многопрофильность, интеграцию общей, допрофильной и профильной подготовки старшеклассников. С педагогической точки зрения целью профильного образования является обеспечение общеобразовательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки учащейся молодежи; формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и поисковой деятельности, необходимых для саморазвития и самообразования; совершенствование интеллектуальных, психических, творческих, нравственных и социальных качеств личности.

Программа способствует формированию личности, грамотной в области получения первичной информации о пространственном расположении объектов на физической поверхности Земли, а также самой поверхности, и решения на ее основе научных и прикладных задач.

Задача курса - формирование у обучаемых теоретических представлений в области землеведения и краеведения, а также формирование практических навыков оценивания текущего состояния и прогноз ближайших изменений географической оболочки как среды существования живых организмов с целью обеспечения их экологического благополучия.

Объектом постоянного изучения на занятиях является географическая оболочка Земли — территория с ее глубиной (недрами и водами) и высотой (воздухом), которая формируется совместно под действием географических процессов и явлений, постоянно изменяющихся во времени.

Актуальностью и новизной для создания курса дополнительного образования по землеведению и краеведению послужили тенденции развития современных географических методов и цели профильного дополнительного образования по дисциплинам.

Программа предполагает цели:

- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения (работа в секции позволит учащемуся разобраться: станет ли география или ближайшие к ней науки лично для него сосредоточием профессиональных устремлений);

- оказать помощь в обучении, т.е. способствовать ребенку в глубоком и прочном овладении предметом в процессе приобретения дополнительных знаний, умений и навыков;

- вырабатывать потребность поиска новой информации, которая может быть использована при решении поставленных перед ними задач.


Для достижения поставленных целей программой реализуются задачи, которые заключаются в формировании у обучающихся таких компетентностей:

  • «познавательной» - овладение, расширение и углубление знаний по предмету, основам научно-исследовательской деятельности, ознакомление с достижениями науки в изучаемой отрасли;

  • «практической» - формирование умений применять полученные знания для получения новых результатов, овладение навыками измерений, наблюдений, экспериментирования и оформления их результатов, самостоятельное пользование литературой;

  • «творческой», «исследовательской», – развитие исследовательских, творческих, аналитических способностей, пространственного воображения, ассоциативного мышления;

  • «социальной» - формирование стойкого интереса к научно-исследовательской деятельности, развитие трудолюбия, настойчивости, ответственности, умения принимать и отстаивать собственные решения, умения публично докладывать о своей деятельности и защищать ее результаты, воспитание осознанного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Программа предусматривает вариативность технологий, методов и форм обучения. В основе программы – развивающее и личностно-ориентированное обучение в сочетании с методами «развития критического мышления», учитывающее потребности, способности и уровень знаний каждого обучающегося, что помогает полностью проявить и реализовать творческий потенциал ребёнка.

Программа курса состоит из четырнадцати тематических блоков

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Вводное занятие призвано ознакомить учащихся с учебным заведением, на базе которой проводится обучение по направлению «Науки о Земле» и с целями и задачами секции «География, геодезия, землеустройство и ландшафтоведение» по разделу «Землеведение с основами краеведения», в котором рассматриваются общие представления о сущности главных процессов, происходящих в Географической оболочке.

2.РУБЕЖИ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ. В этом блоке рассматриваются основные вехи становления землеведения; вклад ученых Древнего мира в землеведческие знания; географические открытия, которые стимулировали развитие землеведения в эпоху Возрождения; развитие землеведения в XVII —XIX вв.; вклад российских исследователей в землеведение; новейший этап развития землеведения; современные проблемы землеведения.

3.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗЕМЛЕВЕДЕНИИ. Задача данного блока – изучить основные методы получения географической информации; ознакомиться с эмпирическими и теоретическими методами сбора информации; знать контактные и дистанционные методы исследования и их преимущества; понимать роль картографического метода исследований и анализа; иметь понятие о моделирование географических процессов и явлений; изучить мониторинг географической среды и геоинформационные системы; научиться вести поиск информации в Интернете. 4.ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Назначение данного тематического блока – формирование представлений о возникновении Вселенной, об основных гипотезах возникновения Солнечной системы, о составе Солнечной системы, об общих особенностях и различиях строения планет Солнечной системы. Получить понятия об образовании Земли, о внутреннем строение Земли, об особенностях строения и функционирования планет земной группы. Выяснить какое положение занимает Земля в Солнечной системе, какое влияние Солнце оказывает на Землю и как оно проявляется. Изучить множественность движений Земли и их географические следствия.

5.ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. Назначение блока – формирование представлений о географической оболочке, ее границах и вещественном составе географической оболочки. Получение представлений о системе в естествознании и ее свойствах. Знакомство с механическим взаимодействием в географической оболочке; с ролью гравитации и приливообразующей силы и их влиянии на Землю. Изучить магнитосферу и свойства магнитного поля; природу формирования электрического поля Земли; сущность геохимических процессов и парагенезиса Земли.

6.СОСТАВ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. Данный тематический блок знакомит учащихся со сферами географической оболочки. Строение Земли. Литосфера и ее строение. Состав земной коры. Динамика литосферы и формирование земной коры. Атмосфера, ее состав и строение. Гидросфера, ее состав и строение. Составные части гидросферы. Биосфера и пределы ее распространения. Эволюция биосферы. Почвенный покров и его образование. Современная роль человека и его активности в географической оболочке.

7.ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТРОЕНИЯ И СТРУКТУРЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. В этом блоке рассматриваются географическая зональность; понятия «климатические» и «географические пояса»; ландшафтные зоны суши; зональность Мирового океана; специфичность высотной поясности; асимметрия Земли; нуклеарные структуры; контактные зоны и барьеры в географической оболочке. Учащиеся ознакомятся с ландшафтной системой и ее свойствами; с классификацией ландшафтных систем; с ролью пространства и времени в географических процессах и явлениях.

8.ДИНАМИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. Назначение блока – формирование представлений об основных источниках энергии географических процессов. Влияние на географические процессы экзогенных и эндогенных источников энергии. Недра Земли как «геохимический аккумулятор». Распространение лучистой энергии Солнца и перенос тепла на земном шаре. Различие между радиационным и тепловым балансом. Межструктурные круговороты вещества и энергии. Основное различие между ритмами, циклами и периодами. Особенность геологических циклов. Саморегулирование в географической оболочке.

9.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. В этом блоке рассматриваются свидетельства возникновения Земли и географической оболочки. Геохронологическая шкала. Генезис древнейших горных пород. Смена атмосфер в истории планеты. Основные проблемы развития гидросферы. Направленность развития планеты Земля. Образование пород на Земле в разные времена. Поступательное развитие органического мира. Эволюция человека.

10.ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКЕ. Данный тематический блок знакомит учащихся с глобальными изменениями географической оболочки; с парниковым эффектом и его последствиями; с общей проблемой антропогенизации географической оболочки. Рассматриваются проблемы потепления климата, опасность нефтяного загрязнения. Оптимистические и пессимистические взгляды на развитие планеты Земля. Влияние полярных льдов на географическую оболочку. Наземные изменения ландшафтов.

11.КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОНЕЦКОГО КРАЯ. Назначение данного тематического блока – формирование представлений о понятии «краеведение» и его виды. Задачи краеведения. Связь социально-экономического краеведения с другими науками. Экономико-географическое и политико-географическое положение Донецкого края. Административно-территориальное деление Донецкого края. Население, хозяйство, экономическое районирование и топонимика Донецкого края.

12.ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Задача данного тематического блока – получение учащимися необходимых знаний, навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности.

13.РАБОТА С ОФИСНЫМИ ПРОГРАММАМИ НА КОМПЬЮТЕРЕ. Выполнение научно- исследовательской работы требует от учащегося хороших знаний и навыков работы с офисными программами, такими как текстовый редактор MS Word и табличный процессор MS Excel. Цель данного тематического блока – показать учащимся основные возможности указанных программных средств и дать навыки использования их в своей дальнейшей работе.

14.ОБУЧАЮЩИЕ ЭКСКУРСИИ. Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность.

Программа создана по принципу интеграции содержания разделов, взаимодополнения форм учебно-воспитательной работы и предусматривает использование в обучении коллективных, индивидуальных и групповых форм работы со школьниками.

Основными формами организации занятий являются лекции, практические занятия, семинары, тренинги, консультации, семинары, защита исследовательских работ разных типов, занятия с использованием Интернет-ресурсов. Индивидуальная работа предусматривает консультации с научными руководителями по вопросам организации и проведения научных исследований, работу в библиотеках, архивах, музеях, анализ и обработку собранных материалов, обобщение результатов поисковой и исследовательской деятельности.

На занятиях используются различные современные образовательные технологии, в том числе компьютерные технологии и программы.

Проверка и оценивание полученных знаний, умений и навыков учащихся проводится во время выполнения ими практических работ, тестов, конкурсов, реализации долгосрочных проектов, написания рефератов, участия в научно-практических конференциях.

Формы обучения — очная и дистанционная, с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и руководителя секции.

Формой подведения итогов реализации данной программы является проведение научно-исследовательской конференции, на которой дети презентуют полученные результаты своей исследовательской деятельности, защищают долгосрочные проекты.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68

  2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся [Текст] / М.Н. Арцев // Завуч для администрации школ. – 2005. – №6. – С.4-30.

  3. Леонтович А.В. Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» [Текст] / А.В. Леонтович// Организация исследовательского обучения. – М.: 2005.

  4. Богучарсков, В.Т. История географии: Книга о путешествиях и открытиях, о развитии географической мысли и о людях, совершавших путешествия и создававших географию : Учебное пособие для вузов / В. Т. Богучарсков. - М.;Ростов н/Д : МарТ, 2004.-447с.

  5. Любушкина, С.Г. Естествознание: Земледелие и краеведение: Учебное пособие для вузов/К.В.Пашканг / Любушкина С. Г. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 456с.

  6. Метелев В.Ж. Контрольно-измерительные материалы по землеведению и краеведению. Учеб. Пос. Новокузнецк: КузГПА, 2004. 57с.

  7. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение, М.: Академия, 2000.

  8. Никонова, М.А. Землеведение и краеведение: Учебник для вузов/П.А.Данилов / М. А. Никонова. - М. : Академия, 2002. - 239с.

  9. Никонова, М.А. Практикум по землеведению и краеведению : Учебник для вузов / М. А. Никонова, П. А. Данилов. - М. : Академия, 2001. - 139с.

  10. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. М., «Педагогика», 1981.