Дополнительное образование для детей, интересующихся техническими науками
Кудинов Ю.В. преподаватель дополнительного образования
Донецкой Малой Академии Наук
Создание благоприятных условий для раскрытия и реализации творческого потенциала детей, интересующихся техническими науками, в процессе дополнительного обучения является основой первичного формирование у детей знаний в области технических наук и формирование при этом собственного взгляда на явления и процессы окружающего мира - научного мировоззрения на окружающий мир. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
На занятиях дополнительного образования, связанных с изучением планеты Земля, для достижения вышеуказанных целей рассматривается строение, происхождение и функционирование географической оболочки Земли — взаимосвязанной системы собственно земных образований. Географическая оболочка представлена как результат постоянного взаимообусловленного обмена живого и косного вещества, существующего с момента формирования планеты Земля, и показана в тесном взаимодействии с процессами и явлениями окружающего космического пространства, а также с процессами, происходящими в результате постоянно возрастающего влияния человеческой деятельности. Освещены современные общие глобальные проблемы человечества и оценены их географические последствия для Земли и людей.
В системе фундаментального географического образования эти процессы изучают такие науки, как землеведение и краеведение, которые являются своеобразным связующим звеном между географическими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школе, и глобальным естествознанием. Географический мир в землеведении и краеведении предстает в виде целостности, процессы и явления рассматриваются в системной связи между собой и с окружающим пространством. Землеведение и краеведение принадлежит к числу фундаментальных естественных наук. В иерархии естественного цикла наук землеведение и краеведение как частный вариант планетоведения находятся в одном ряду с астрономией, космологией, физикой, химией. Следующий ранг создают науки о Земле — география, геология, геодезия, общая биология, экология и др. В системе географических дисциплин землеведение и краеведение занимают особую роль. Они объединяют информацию о всех процессах и явлениях, происходящих после формирования планеты из межзвездной туманности. За это время на нашей планете возникли земная кора, воздушная и водная оболочки, в разной степени насыщенные живым веществом. В результате их взаимодействия по периферии планеты сформировался специфический материальный объем — географическая оболочка. Изучение этой оболочки как комплексного образования и является задачей землеведения и краеведения.
Программа дополнительного образования исследовательско-экспериментального направления «Науки о Земле» на среднем этапе (один год обучения) базируется на уровне знаний учащихся 9 – 11 классов по математике, физике и географии указанных классов и предусматривает повторение и обобщение уже полученных базовых знаний, подготовка юных исследователей к восприятию уже знакомого материала на более высоком (и глубоком) научном уровне, вовлечение школьников в поисковую, научно-исследовательскую работу (что научит их творческому осмыслению рассматриваемого материала), профессиональное самоопределение - и направлена на личностное развитие обучающегося, мотивацию учащегося к познанию и творчеству.
Общими тенденциями дополнительного образования являются ориентация на широкую дифференциацию, вариативность, многопрофильность, интеграцию общей, допрофильной и профильной подготовки старшеклассников. С педагогической точки зрения целью профильного образования является обеспечение общеобразовательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки учащейся молодежи; формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и поисковой деятельности, необходимых для саморазвития и самообразования; совершенствование интеллектуальных, психических, творческих, нравственных и социальных качеств личности.
Программа способствует формированию личности, грамотной в области получения первичной информации о пространственном расположении объектов на физической поверхности Земли, а также самой поверхности, и решения на ее основе научных и прикладных задач.
Задача курса - формирование у обучаемых теоретических представлений в области землеведения и краеведения, а также формирование практических навыков оценивания текущего состояния и прогноз ближайших изменений географической оболочки как среды существования живых организмов с целью обеспечения их экологического благополучия.
Объектом постоянного изучения на занятиях является географическая оболочка Земли — территория с ее глубиной (недрами и водами) и высотой (воздухом), которая формируется совместно под действием географических процессов и явлений, постоянно изменяющихся во времени.
Актуальностью и новизной для создания курса дополнительного образования по землеведению и краеведению послужили тенденции развития современных географических методов и цели профильного дополнительного образования по дисциплинам.
Программа предполагает цели:
- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения (работа в секции позволит учащемуся разобраться: станет ли география или ближайшие к ней науки лично для него сосредоточием профессиональных устремлений);
- оказать помощь в обучении, т.е. способствовать ребенку в глубоком и прочном овладении предметом в процессе приобретения дополнительных знаний, умений и навыков;
- вырабатывать потребность поиска новой информации, которая может быть использована при решении поставленных перед ними задач.
Для достижения поставленных целей программой реализуются задачи, которые заключаются в формировании у обучающихся таких компетентностей:
«познавательной» - овладение, расширение и углубление знаний по предмету, основам научно-исследовательской деятельности, ознакомление с достижениями науки в изучаемой отрасли;
«практической» - формирование умений применять полученные знания для получения новых результатов, овладение навыками измерений, наблюдений, экспериментирования и оформления их результатов, самостоятельное пользование литературой;
«творческой», «исследовательской», – развитие исследовательских, творческих, аналитических способностей, пространственного воображения, ассоциативного мышления;
«социальной» - формирование стойкого интереса к научно-исследовательской деятельности, развитие трудолюбия, настойчивости, ответственности, умения принимать и отстаивать собственные решения, умения публично докладывать о своей деятельности и защищать ее результаты, воспитание осознанного отношения к будущей профессиональной деятельности.
Программа предусматривает вариативность технологий, методов и форм обучения. В основе программы – развивающее и личностно-ориентированное обучение в сочетании с методами «развития критического мышления», учитывающее потребности, способности и уровень знаний каждого обучающегося, что помогает полностью проявить и реализовать творческий потенциал ребёнка.
Программа курса состоит из четырнадцати тематических блоков
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Вводное занятие призвано ознакомить учащихся с учебным заведением, на базе которой проводится обучение по направлению «Науки о Земле» и с целями и задачами секции «География, геодезия, землеустройство и ландшафтоведение» по разделу «Землеведение с основами краеведения», в котором рассматриваются общие представления о сущности главных процессов, происходящих в Географической оболочке.
2.РУБЕЖИ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ. В этом блоке рассматриваются основные вехи становления землеведения; вклад ученых Древнего мира в землеведческие знания; географические открытия, которые стимулировали развитие землеведения в эпоху Возрождения; развитие землеведения в XVII —XIX вв.; вклад российских исследователей в землеведение; новейший этап развития землеведения; современные проблемы землеведения.
3.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗЕМЛЕВЕДЕНИИ. Задача данного блока – изучить основные методы получения географической информации; ознакомиться с эмпирическими и теоретическими методами сбора информации; знать контактные и дистанционные методы исследования и их преимущества; понимать роль картографического метода исследований и анализа; иметь понятие о моделирование географических процессов и явлений; изучить мониторинг географической среды и геоинформационные системы; научиться вести поиск информации в Интернете. 4.ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Назначение данного тематического блока – формирование представлений о возникновении Вселенной, об основных гипотезах возникновения Солнечной системы, о составе Солнечной системы, об общих особенностях и различиях строения планет Солнечной системы. Получить понятия об образовании Земли, о внутреннем строение Земли, об особенностях строения и функционирования планет земной группы. Выяснить какое положение занимает Земля в Солнечной системе, какое влияние Солнце оказывает на Землю и как оно проявляется. Изучить множественность движений Земли и их географические следствия.
5.ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. Назначение блока – формирование представлений о географической оболочке, ее границах и вещественном составе географической оболочки. Получение представлений о системе в естествознании и ее свойствах. Знакомство с механическим взаимодействием в географической оболочке; с ролью гравитации и приливообразующей силы и их влиянии на Землю. Изучить магнитосферу и свойства магнитного поля; природу формирования электрического поля Земли; сущность геохимических процессов и парагенезиса Земли.
6.СОСТАВ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. Данный тематический блок знакомит учащихся со сферами географической оболочки. Строение Земли. Литосфера и ее строение. Состав земной коры. Динамика литосферы и формирование земной коры. Атмосфера, ее состав и строение. Гидросфера, ее состав и строение. Составные части гидросферы. Биосфера и пределы ее распространения. Эволюция биосферы. Почвенный покров и его образование. Современная роль человека и его активности в географической оболочке.
7.ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТРОЕНИЯ И СТРУКТУРЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. В этом блоке рассматриваются географическая зональность; понятия «климатические» и «географические пояса»; ландшафтные зоны суши; зональность Мирового океана; специфичность высотной поясности; асимметрия Земли; нуклеарные структуры; контактные зоны и барьеры в географической оболочке. Учащиеся ознакомятся с ландшафтной системой и ее свойствами; с классификацией ландшафтных систем; с ролью пространства и времени в географических процессах и явлениях.
8.ДИНАМИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. Назначение блока – формирование представлений об основных источниках энергии географических процессов. Влияние на географические процессы экзогенных и эндогенных источников энергии. Недра Земли как «геохимический аккумулятор». Распространение лучистой энергии Солнца и перенос тепла на земном шаре. Различие между радиационным и тепловым балансом. Межструктурные круговороты вещества и энергии. Основное различие между ритмами, циклами и периодами. Особенность геологических циклов. Саморегулирование в географической оболочке.
9.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. В этом блоке рассматриваются свидетельства возникновения Земли и географической оболочки. Геохронологическая шкала. Генезис древнейших горных пород. Смена атмосфер в истории планеты. Основные проблемы развития гидросферы. Направленность развития планеты Земля. Образование пород на Земле в разные времена. Поступательное развитие органического мира. Эволюция человека.
10.ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКЕ. Данный тематический блок знакомит учащихся с глобальными изменениями географической оболочки; с парниковым эффектом и его последствиями; с общей проблемой антропогенизации географической оболочки. Рассматриваются проблемы потепления климата, опасность нефтяного загрязнения. Оптимистические и пессимистические взгляды на развитие планеты Земля. Влияние полярных льдов на географическую оболочку. Наземные изменения ландшафтов.
11.КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОНЕЦКОГО КРАЯ. Назначение данного тематического блока – формирование представлений о понятии «краеведение» и его виды. Задачи краеведения. Связь социально-экономического краеведения с другими науками. Экономико-географическое и политико-географическое положение Донецкого края. Административно-территориальное деление Донецкого края. Население, хозяйство, экономическое районирование и топонимика Донецкого края.
12.ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Задача данного тематического блока – получение учащимися необходимых знаний, навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности.
13.РАБОТА С ОФИСНЫМИ ПРОГРАММАМИ НА КОМПЬЮТЕРЕ. Выполнение научно- исследовательской работы требует от учащегося хороших знаний и навыков работы с офисными программами, такими как текстовый редактор MS Word и табличный процессор MS Excel. Цель данного тематического блока – показать учащимся основные возможности указанных программных средств и дать навыки использования их в своей дальнейшей работе.
14.ОБУЧАЮЩИЕ ЭКСКУРСИИ. Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность.
Программа создана по принципу интеграции содержания разделов, взаимодополнения форм учебно-воспитательной работы и предусматривает использование в обучении коллективных, индивидуальных и групповых форм работы со школьниками.
Основными формами организации занятий являются лекции, практические занятия, семинары, тренинги, консультации, семинары, защита исследовательских работ разных типов, занятия с использованием Интернет-ресурсов. Индивидуальная работа предусматривает консультации с научными руководителями по вопросам организации и проведения научных исследований, работу в библиотеках, архивах, музеях, анализ и обработку собранных материалов, обобщение результатов поисковой и исследовательской деятельности.
На занятиях используются различные современные образовательные технологии, в том числе компьютерные технологии и программы.
Проверка и оценивание полученных знаний, умений и навыков учащихся проводится во время выполнения ими практических работ, тестов, конкурсов, реализации долгосрочных проектов, написания рефератов, участия в научно-практических конференциях.
Формы обучения — очная и дистанционная, с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и руководителя секции.
Формой подведения итогов реализации данной программы является проведение научно-исследовательской конференции, на которой дети презентуют полученные результаты своей исследовательской деятельности, защищают долгосрочные проекты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68
Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся [Текст] / М.Н. Арцев // Завуч для администрации школ. – 2005. – №6. – С.4-30.
Леонтович А.В. Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» [Текст] / А.В. Леонтович// Организация исследовательского обучения. – М.: 2005.
Богучарсков, В.Т. История географии: Книга о путешествиях и открытиях, о развитии географической мысли и о людях, совершавших путешествия и создававших географию : Учебное пособие для вузов / В. Т. Богучарсков. - М.;Ростов н/Д : МарТ, 2004.-447с.
Любушкина, С.Г. Естествознание: Земледелие и краеведение: Учебное пособие для вузов/К.В.Пашканг / Любушкина С. Г. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 456с.
Метелев В.Ж. Контрольно-измерительные материалы по землеведению и краеведению. Учеб. Пос. Новокузнецк: КузГПА, 2004. 57с.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение, М.: Академия, 2000.
Никонова, М.А. Землеведение и краеведение: Учебник для вузов/П.А.Данилов / М. А. Никонова. - М. : Академия, 2002. - 239с.
Никонова, М.А. Практикум по землеведению и краеведению : Учебник для вузов / М. А. Никонова, П. А. Данилов. - М. : Академия, 2001. - 139с.
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. М., «Педагогика», 1981.