СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дорога чести Андрея Болконского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация помогает разобраться в духовных исканиях главного героя романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" Андрея Болконского. Материал содержит отрывки из текста романа.

Просмотр содержимого документа
«Дорога чести Андрея Болконского»

Дорога чести  Андрея Болконского  Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться... а  спокойствие - душевная подлость.  Л.Толстой Кадр из фильма «Война и мир». Реж. С.Бондарчук. В роли князя Андрея – В.Тихонов

Дорога чести Андрея Болконского

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться... а

спокойствие - душевная подлость.

Л.Толстой

Кадр из фильма «Война и мир». Реж. С.Бондарчук. В роли князя Андрея – В.Тихонов

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. Л.Н. Толстой Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. Л.Н. Толстой

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека.

Л.Н. Толстой

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Л.Н. Толстой

 «Люди как реки…»  «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие…»  (Л.Н.Толстой. Воскресение.)

«Люди как реки…»

«Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие…»

(Л.Н.Толстой. Воскресение.)

Жизнь в свете «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой».

Жизнь в свете

«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой».

Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо

Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо

"с определенными и сухими чертами» портит выражение скуки и недовольства.

Блестящая и праздная,

пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг,

в котором он находится.

Жизнь в свете «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» Иллюстрации к роману худ.А.П.Апсита

Жизнь в свете

«Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело»

Иллюстрации к роману худ.А.П.Апсита

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова  «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света».

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова

«Ты мне дорог, особенно потому,

что ты один живой человек среди всего нашего света».

«Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» — Ну, для чего вы идёте на войну? — спросил Пьер. — Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… — Oн остановился. — Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!
  • «Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти»

— Ну, для чего вы идёте на войну? — спросил Пьер.

— Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… — Oн остановился. — Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!

«Никогда, никогда не женись, мой друг…до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибёшься жестоко и непоправимо... А то пропадёт все, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам…Ежели ты ждёшь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом...»

«Никогда, никогда не женись, мой друг…до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибёшься жестоко и непоправимо... А то пропадёт все, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам…Ежели ты ждёшь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом...»

сдержанность гордость князь Андрей достоинство сухость независимость искренность склонность к духовным исканиям

сдержанность

гордость

князь Андрей

достоинство

сухость

независимость

искренность

склонность к

духовным исканиям

Фамильные черты или «моральный кодекс» семьи Болконских :   Гордость, честь, аристократизм  Требовательность к себе и другим  Деятельность  Ум, глубокая работа мысли  Высокая духовность Сдержанность  Неприятие лжи и притворства  Смелость  Жизнь “для других ”

Фамильные черты или «моральный кодекс» семьи Болконских :

  • Гордость, честь, аристократизм
  • Требовательность к себе и другим
  • Деятельность
  • Ум, глубокая работа мысли
  • Высокая духовность
  • Сдержанность
  • Неприятие лжи и притворства
  • Смелость
  • Жизнь “для других ”
Семья Болконских

Семья Болконских

 «В штабе Кутузова …и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации. Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем-то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись».

«В штабе Кутузова …и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации. Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем-то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись».

Андрей на войне 1805 года  «Несмотря на то, что ещё немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным»

Андрей на войне 1805 года

«Несмотря на то, что ещё немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным»

Андрей и  Шенграбенское  сражение Батарея капитана Тушина

Андрей и Шенграбенское сражение

Батарея капитана Тушина

Накануне Аустерлицкого сражения  «Завтра же… я это предчувствую, в первый раз мне придётся, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему». Тулон – город-крепость на юге Франции, где 17 декабря 1793 г. Наполеон впервые заявил о себе, способствовав разгрому контрреволюционного восстания, взятию города. За искусный военный манёвр его, офицера в 24 г. в произвели в генерала.

Накануне Аустерлицкого сражения

«Завтра же… я это предчувствую, в первый раз мне придётся, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему».

Тулон – город-крепость на юге

Франции, где 17 декабря 1793 г.

Наполеон впервые заявил о себе,

способствовав разгрому

контрреволюционного восстания,

взятию города. За искусный военный

манёвр его, офицера в 24 г. в

произвели в генерала.

 «…ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

«…ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Аустерлицкое сражение

Аустерлицкое сражение

Честолюбивые стремления, мечты о собственном Тулоне Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках, исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон.

Честолюбивые стремления, мечты о собственном Тулоне

  • Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках, исполнен внешнего эффекта:

его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон.

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались… совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего. Ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!...»

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались… совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего. Ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!...»

Встреча с кумиром  — Voila une belle mort, [ Вот прекрасная смерть, ] — сказал Наполеон, глядя на Болконского. … это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нём; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь.

Встреча с кумиром

— Voila une belle mort, [ Вот прекрасная смерть, ] — сказал Наполеон, глядя на Болконского.

… это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нём; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь.

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам, не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.  От детски-пронзительного «Ребята, вперёд!» проходит свой путь Андрей Болконский до детского стона: от тщеславной мечты о своём Тулоне до осознания того, что он прежде всего человек, со свойственными ему слабостями, человек, помочь которому может другой, не важно русский или француз, главное – человек. Внешняя деталь является отражением внутреннего состояния героя. Деталь выводит читателя на осознание одной из идей романа.
  • На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам, не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.

От детски-пронзительного «Ребята, вперёд!» проходит свой путь Андрей Болконский до детского стона: от тщеславной мечты о своём Тулоне до осознания того, что он прежде всего человек, со свойственными ему слабостями, человек, помочь которому может другой, не важно русский или француз, главное – человек. Внешняя деталь является отражением внутреннего состояния героя. Деталь выводит читателя на осознание одной из идей романа.

Возвращение домой.  Цена мечтаний о славе.

Возвращение домой. Цена мечтаний о славе.

Разговор Андрея и Пьера на пароме  «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол»  «- Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы). Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.  - Да как же жить для одного себя?... А сын, а сестра, а отец?  - Да это всё тот же я, это не другие…»

Разговор Андрея и Пьера на пароме

«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол»

«- Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы). Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.

- Да как же жить для одного себя?... А сын, а сестра, а отец?

- Да это всё тот же я, это не другие…»

Духовный кризис, углублённый личной драмой; отказ от общественной деятельности Андрей Болконский изменяется после смерти жены. Князя Андрея мы видим глазами Пьера. Безухов заехал в Богучарово и поразился перемене, произошедшей в облике друга: «Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мёртвый…» Князь Андрей уже не мечтает о славе. Об этом говорит Пьеру: « Я жил для славы   я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя».

Духовный кризис, углублённый личной драмой; отказ от общественной деятельности

Андрей Болконский изменяется после смерти жены.

Князя Андрея мы видим глазами Пьера. Безухов заехал в Богучарово

и поразился перемене, произошедшей в облике друга: «Слова были ласковы,

улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мёртвый…»

Князь Андрей уже не мечтает о славе. Об этом говорит Пьеру: « Я жил для славы

я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь.

И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя».

 «Ежели есть Бог и есть будущая  жизнь, то есть Истина, есть добродетель; и высшее счастье человека  состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить,  надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а  жили и будем вечно жить там, во всём (он указал на небо)...»       «Было совершенно тихо. Паром давно  пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно  парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам  Пьера приговаривало:

«Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть Истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всём (он указал на небо)...»

  

«Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: "Правда, верь этому". И первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицом поле, и что-то давно уснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно проснулось в его душе».

Спор с Пьером Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга,  старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле.

Спор с Пьером

Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга,

старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле.

В споре Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле человеческой жизни, добре и правде Пьер говорит, что они так же, как и другие люди, - «дети земли», а вечно «дети всего мира». В этих словах звучит мысль о братстве всех людей, о высшем промысле, который скрыт от человека, о предназначении каждого на этой земле. Не случайно после разговора с другом князь Андрей смягчается, начинает отступать его ожесточение по отношению к себе, родным и миру вообще. Начинается возрождение Болконского к жизни. Толстой это подчёркивает одной деталью портрета – у героя « лучистый, детский , нежный взгляд».
  • В споре Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле человеческой жизни, добре и правде Пьер говорит, что они так же, как и другие люди, - «дети земли», а вечно «дети всего мира». В этих словах звучит мысль о братстве всех людей, о высшем промысле, который скрыт от человека, о предназначении каждого на этой земле.
  • Не случайно после разговора с другом князь Андрей смягчается, начинает отступать его ожесточение по отношению к себе, родным и миру вообще. Начинается возрождение Болконского к жизни. Толстой это подчёркивает одной деталью портрета – у героя « лучистый, детский , нежный взгляд».
Поездка в рязанские имения.  Встреча с дубом по дороге в Отрадное.  «…он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.  «Весна, и любовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб.— И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья».    «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,— думал князь Андрей,— пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,— наша жизнь кончена!»

Поездка в рязанские имения. Встреча с дубом по дороге в Отрадное.

«…он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и любовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб.— И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,— думал князь Андрей,— пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,— наша жизнь кончена!»

Наташа Ростова в жизни Андрея «Чему она так рада? О чём она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чём она думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.

Наташа Ростова в жизни Андрея

  • «Чему она так рада? О чём она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чём она думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Ночь в Отрадном  «И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к её говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него.  «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась … неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…

Ночь в Отрадном

  • «И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к её говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него.

«И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась … неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…

«Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна… «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
  • «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна…
  • «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Поездка в Петербург.  Работа в комиссии по преобразованию воинского устава

Поездка в Петербург.

Работа в комиссии

по преобразованию воинского устава

Деятельность князя Андрея (Богучарово, Петербург) Князь Андрей пытается найти себя в общественной деятельности. Некоторое время он сотрудничает со Сперанским ,  вынашивает грандиозные планы государственных преобразований, но впоследствии разочаровывается в своей работе. Понять ложность новой мечты ему помогает  любовь к Наташе Ростовой. Именно с ней он связывает  надежду на счастливое будущее.

Деятельность князя Андрея (Богучарово, Петербург)

Князь Андрей пытается найти себя в общественной деятельности.

Некоторое время он сотрудничает со Сперанским ,

вынашивает грандиозные планы государственных преобразований,

но впоследствии разочаровывается в своей работе.

Понять ложность новой мечты ему помогает

любовь к Наташе Ростовой. Именно с ней он связывает

надежду на счастливое будущее.

Бал 1810 года «Князь Андрей любил танцевать... и выбрал Наташу потому, что на неё указал Пьер... но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась, вино её прелести ударило ему в голову: и он почувствовал себя ожившим и помолодевшим...»

Бал 1810 года

  • «Князь Андрей любил танцевать... и выбрал Наташу потому, что на неё указал Пьер... но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась, вино её прелести ударило ему в голову: и он почувствовал себя ожившим и помолодевшим...»
Любовь Андрея к Наташе. Помолвка.   «Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без неё. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее…»        « Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Это совсем не то чувство, что было у меня прежде. Весь мир разделён для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние, темнота…Я не могу не любить света, я не виноват в этом, я очень счастлив».

Любовь Андрея к Наташе. Помолвка.

«Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без неё. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее…»

« Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Это совсем не то чувство, что было у меня прежде. Весь мир разделён для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние, темнота…Я не могу не любить света, я не виноват в этом, я очень счастлив».

История любви Наташи и Андрея не имела счастливого финала Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром.  Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев.

История любви Наташи и Андрея не имела счастливого финала

  • Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром.
  • Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой.
  • Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом.
  • История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев.
Разрыв помолвки  - Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, - сказал Пьер, помните о...  - Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.  - Разве можно это сравнивать?... - сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:  - Да, опять просить её руки, быть великодушным, и тому подобное?... Да, это очень благородно, но я не способен идти sur les brisées de monsieur (по следам этого господина). Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту... про всё это.

Разрыв помолвки

- Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, - сказал Пьер, помните о...

- Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.

- Разве можно это сравнивать?... - сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:

- Да, опять просить её руки, быть великодушным, и тому подобное?... Да, это очень благородно, но я не способен идти sur les brisées de monsieur (по следам этого господина). Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту... про всё это.

Отечественная война 1812 года  - Иди с богом своею дорогой.  Я знаю, твоя дорога - это дорога чести. Андрей среди солдат

Отечественная война 1812 года

- Иди с богом своею дорогой.

Я знаю, твоя дорога - это дорога чести.

Андрей среди солдат

Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения. Война 1812 года в жизни Андрея Болконского
  • Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатской массой, учится ценить и уважать простой народ.
  • Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить.
  • Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно защищавших свое Отечество.
  • Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.
  • Он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Война 1812 года

в жизни Андрея Болконского

Разговор с Пьером перед Бородинским сражением («мысль народная»)

«…ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того … я имею честь служить здесь… в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день... Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

- А от чего же?

- От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате.

Сражение выиграет тот, кто твёрдо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, - и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения…А завтра мы этого не скажем. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия.

«Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего -убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Война не любезность, а самое гадкое дело жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война - это любимая забава праздных и легкомысленных людей... Военное сословие самое почётное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия -- отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то - это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей … и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их!

Ночь накануне Бородинского сражения  «Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьёт - и не француз даже, а свой… и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму… и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет

Ночь накануне Бородинского сражения

  • «Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьёт - и не француз даже, а свой… и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму… и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет".
  • Он поглядел на полосу берёз с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. "Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня было... чтобы все это было, а меня бы не было". Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти берёзы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – всё вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине».
Андрей Болконский после разрыва с Наташей живёт с мыслью о мести Анатолю Курагину – человеку, разрушившему его счастье. Незадолго до смерти он видит Анатоля, который страдает от невыносимой физической боли. Но, вместо удовлетворения и злорадства, смертельно раненный князь Андрей испытывает желание « плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами» . Мысль о всепрощении открывается герою. Находясь в госпитальной палатке, Андрей вспоминает прошлое, и мир детства является ему «чистым и любовным». Герою его детство представляется невозвратимым. И он сожалеет об этом, но без отчаяния, надрыва, без ожесточения. Христианская любовь ко всем, даже к врагу, открывается герою и делает почти счастливым, несмотря на страшную боль, терзающую его тело.
  • Андрей Болконский после разрыва с Наташей живёт с мыслью о мести Анатолю Курагину – человеку, разрушившему его счастье. Незадолго до смерти он видит Анатоля, который страдает от невыносимой физической боли. Но, вместо удовлетворения и злорадства, смертельно раненный князь Андрей испытывает желание « плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами» . Мысль о всепрощении открывается герою. Находясь в госпитальной палатке, Андрей вспоминает прошлое, и мир детства является ему «чистым и любовным». Герою его детство представляется невозвратимым. И он сожалеет об этом, но без отчаяния, надрыва, без ожесточения. Христианская любовь ко всем, даже к врагу, открывается герою и делает почти счастливым, несмотря на страшную боль, терзающую его тело.
 Ранение Андрея  «Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося чёрного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю эту жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…»  «Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Ранение Андрея

«Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося чёрного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю эту жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…»

«Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Встреча с врагом «Князь Андрей не мог удержаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями… «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал. Вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Встреча с врагом

  • «Князь Андрей не мог удержаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями… «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал. Вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»
аморальность военщины бессмысленность, бесчеловечность войны самоценность  жизни война как момент истины счастье веры,братства, человеколюбия, всепрощения ценность дома, родных, любимых народ - движущая сила истории тщетность  карьеры, амбиций

аморальность

военщины

бессмысленность,

бесчеловечность

войны

самоценность

жизни

война как

момент истины

счастье веры,братства,

человеколюбия,

всепрощения

ценность дома,

родных, любимых

народ - движущая

сила истории

тщетность карьеры,

амбиций

Простите! - сказала она шёпотом, подняв голову и взглядывая на него. – Простите меня!  Я вас люблю, - сказал князь Андрей.  Простите…  Что простить? – спросил князь Андрей.  Простите меня за то, что я сделала, - чуть слышным, прерывным шёпотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрагиваясь губами, целовать руку.  Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, - сказал князь Андрей, поднимая рукой её лицо так, чтоб он мог глядеть в её глаза…  Последние дни Андрея
  • Простите! - сказала она шёпотом, подняв голову и взглядывая на него. – Простите меня!
  • Я вас люблю, - сказал князь Андрей.
  • Простите…
  • Что простить? – спросил князь Андрей.
  • Простите меня за то, что я сделала, - чуть слышным, прерывным шёпотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрагиваясь губами, целовать руку.
  • Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, - сказал князь Андрей, поднимая рукой её лицо так, чтоб он мог глядеть в её глаза…

Последние дни Андрея

Отход князя Андрея от земного  «Любовь? Что такое любовь?..Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, все существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». « «Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение», - вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нём силы и ту странную лёгкость, которая с тех пор не оставляла его…»

Отход князя Андрея от земного

«Любовь? Что такое любовь?..Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, все существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

  • « «Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение», - вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нём силы и ту странную лёгкость, которая с тех пор не оставляла его…»
«Он был слишком хорош  для этого мира»

«Он был слишком хорош для этого мира»

Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.
  • Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.
Выводы  Все жизненные испытания Андрея Болконского – момент истины.  Его судьба – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенствованию.

Выводы

Все жизненные испытания Андрея Болконского – момент истины.

Его судьба – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенствованию.

Какую истину открыл для себя Андрей Болконский?   Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.      Л.Н.Толстой

Какую истину открыл для себя Андрей Болконский?

  • Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
  • Л.Н.Толстой
Источники https://yandex.ru/images/search?p=2&sourc https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A% https://infourok.ru/prezentaciya-duhovnie-iskaniya-andreya-bolkonskogo-poiski-smisla-zhizni-911759.html https://lusana.ru/presentation/3383

Источники

  • https://yandex.ru/images/search?p=2&sourc
  • https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%
  • https://infourok.ru/prezentaciya-duhovnie-iskaniya-andreya-bolkonskogo-poiski-smisla-zhizni-911759.html
  • https://lusana.ru/presentation/3383