СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дорога к пониманию и доверию.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка сценария «Дорога к пониманию и доверию» представлена из опыта практической деятельности, направлена на создание гармоничного пространства для общения и взаимопонимания подростков и родителей не только одного класса, а параллели.  В сценарии предусмотрены различные формы работы: практические упражнения,

Просмотр содержимого документа
«Дорога к пониманию и доверию.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова»







Методическая разработка сценария детско – родительского мероприятия.

Дорога к пониманию и доверию.























Черноносова Наталья Владимировна

педагог – психолог



р.п. Ардатов, 2025 г.

  1. Аннотация

Методическая разработка сценария «Дорога к пониманию и доверию» представлена из опыта практической деятельности, направлена на создание гармоничного пространства для общения и взаимопонимания подростков и родителей не только одного класса, а параллели. В сценарии предусмотрены различные формы работы: практические упражнения, музыкальные задания, рефлексия. Особое внимание уделяется выявлению и преодолению барьеров в общении, которые могут возникать из-за различий в восприятии и опыте. Данное занятие можно использовать для проведения «Недели психологии» в школе. Оно позволит не только укрепить взаимоотношения детей и родителей не только отдельного класса, но и всей параллели, выявить темы, требующие дальнейшего обсуждения и работы.

  1. Пояснительная записка

В современном обществе проблема взаимопонимания между родителями и подростками становится все более актуальной. Сложные процессы взросления, бурные изменения в подростковом психоэмоциональном состоянии, а также влияние внешних факторов, таких как социальные сети и медиа, создают значительные барьеры в общении. Часто родителям сложно понять внутренний мир своего ребенка, а подростки, в свою очередь, не всегда могут открыто выразить свои переживания и потребности.

В таких условиях работа школьного педагога - психолога приобретает особую значимость. Он становится связующим звеном, способствующим налаживанию отношений между поколениями. Педагог - психолог помогает подросткам осознать свои чувства, а родителям — лучше понять и поддержать своих детей. Через групповые занятия, индивидуальные консультации и различные психологические тренинги создается атмосфера доверия, где обе стороны могут делиться своими переживаниями и находить общее понимание. Взаимопонимание детей и родителей способствует созданию гармоничной семейной среды, способствуя общей эмоциональной стабильности и развитию подростков в обществе.

Методическая разработка для проведения совместного мероприятия в школе является актуальной, т.к. совместные мероприятия способствуют улучшению отношений между родителями и подростками, создавая пространство для общения и взаимодействия. Это важно для формирования доверительных отношений. Участие родителей в школьной жизни показывает подросткам, что их образование и развитие важны. Это может мотивировать детей к учебе и улучшению успеваемости. Родители могут делиться своим опытом и знаниями, что обогащает познавательный интерес и помогает подросткам находить новые интересы и увлечения. Совместные мероприятия могут снизить уровень стресса у подростков, предоставляя им возможность общаться с родителями в менее формальной обстановке. Через участие в совместных мероприятиях подростки могут развивать свои социальные навыки, такие как работа в команде, лидерство и ответственность.

И что очень важно, родители, участвуя в школьной жизни, становятся ролевыми моделями для своих детей, показывая важность социальной ответственности и активного участия в жизни сообщества.

Тема: «Дорога к пониманию и доверию».

Форма занятия: мероприятие.

Цель: укрепление детско-родительских отношений, формирование навыков конструктивного общения родителей и подростков.

Задачи:

- создать условия для взаимодействия, сотрудничества и эффективных стратегий общения детей и родителей в непринужденной обстановке;

- оказать помощь и поддержку в налаживании коммуникации между поколениями;

- способствовать организации групповых активностей, направленных на развитие командного взаимодействия и сотрудничества.

Область применения: школа, в рамках «Недели психологии».

Формы и методы: практические упражнения, музыкальные задания, рефлексия.

Целевая аудитория: родители/законные представители, учащиеся 11-13 лет.

Ожидаемые результаты: повысится уровень взаимодействия между классами, приобретутся навыки успешной коммуникации детей и родителей.

Материально-техническое обеспечение: столы, стулья по количеству участников группы, карандаши, фломастеры, стикеры, листы бумаги формата А4, проектор, колонки, заготовка рисунка «Дерево», презентация с игровым полем, вопросами и звуковыми дорожками, карточки для команд, мешочек с бочонками с номерами 1-25 (как в лото).

Материальная база: для проведения мероприятия подойдет актовый зал, он должен быть удобным, хорошо освещенным, просторным и проветриваемым, оборудованным мультимедийной аппаратурой.

Информационное обеспечение: интернет – источники; сценарий.



  1. Основная часть

Блок 1

Психолог: добрый день, уважаемые родители и ребята, я очень рада видеть вас всех здесь, и уверена, что встреча наша сегодня пройдёт интересно и необычно. Я надеюсь, что благодаря вашим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу, станете еще лучше понимать и доверять друг другу.  И для начала, я предлагаю вам представиться, но не просто назвать имя, а дать характеристику своему классу, назвать прилагательные на букву вашего класса, например, 7А класс (активные, аккуратные и т.д.). На столе каждой команды лежит лист, на котором вы можете записать все прилагательные, относящиеся к вашему классу. В команде каждого класса выбирается капитан, который будет озвучивать ответы команды. (Проходит знакомство команд).

Спасибо, вы все принимали активное участие, команды познакомились, и немного больше узнали друг друга. А сейчас переходим к упражнению «Идеальный родитель и идеальный ребенок» (Приложение №1), на выполнение дается 5-7 мин.   Все родители очень хорошо знают своих детей, а дети конечно своих родителей. В каждой команде дети отдельно от родителей составляют список, который характеризует идеального родителя. Родители, объединившись, составляют свой список характеристик идеального ребенка. После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального родителя, либо идеального ребенка». 

Вывод: ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей. 

Переходим к следующему упражнению «Взрослый – ребенок» (Приложение №2). У каждого из нас бывают ситуации, когда необходимо выговориться, и быть услышанным, и одним из важных умений, является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, часто не хотят или не умеют этого делать. Сейчас вам необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому родителю хотелось бы вернуться в детство, а вам, ребята, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.

Итак, ребята, вы так мечтаете о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений. Сейчас на некоторое время вы стали взрослыми.

А вы, родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети. 

Вам нужно подумать и высказать, что бы вы делали, если бы были взрослым (задание для учащихся) или ребенком (задание для родителей), время на подготовку 3 минуты. Свои высказывания начинайте со слов:

- «Если бы я был родителем, то…»,

- «Если бы я был ребенком, то…».

Высказываемся по кругу. Участники делятся своими мечтаниями и впечатлениями.


Уважаемые родители и ребята, вы дружно справились с заданиями, а сейчас вам нужно создать Герб класса (работают совместно дети и родители), и рассказать почему именно это вы нарисовали/написали на гербе. На выполнение задания отводится 5-7 минут.

Блок 2

Педагог – психолог. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что мы все любим слушать музыку и конечно, напевать различные мелодии. Предлагаю вам принять участие в музыкальном бинго «Судьба страны длинную в сотню лет», песни Александры Пахмутовой. Игра проводится между командами. Одновременно играют все команды. (Условия игры в Приложении №3. Молодцы, команды, вы все успешно справились с заданиями и повеселились.


4. Заключительная часть

4.1. Рефлексия

Педагог – психолог. В мире, где стремительный поток жизни порой отдаляет нас друг от друга, сегодняшнее мероприятие стало тем местом, где царит счастье быть вместе, это непередаваемая атмосфера тепла и доверия. Сегодня на мгновение замедлился пульс времени, и каждый миг наполнился особым смыслом. Ребята, вы делились мечтами и переживаниями, а вы, уважаемые, родители, в свою очередь, стали еще более надежной опорой и мудрыми советчиками для своих детей. Очень хочется, чтобы это было не просто время, проведенное вместе, а фундамент для будущих отношений, полного доверия и взаимопонимания, которое будет согревать ваши сердца на протяжении многих лет.

Дорогие участники мероприятия, предлагаю на минуту задуматься, что делает вас счастливыми?! Перед вами «Дерево счастья», на столах стикеры, вам нужно на стикерах написать, что делает вас счастливыми, подходите к «Дереву счастья», и прикрепите свой стикер.

Психолог зачитывает надписи на стикерах, и составляется общий вывод о счастье. До новых встреч!

5. Рекомендации по использованию

Методическая разработка «Дорога к пониманию и доверию» представлена из опыта практической деятельности в 2024-2025 учебном году в рамках реализации осенней «Недели психологии» в МБОУ АСШ№2 для учащихся и родителей/законных представителей 7-х классов. Методическая разработка рекомендуется для совместного использования в работе с педагога – психолога с классными руководителями.

Данная методическая разработка тиражировалась на МО классных руководителей в МБОУ АСШ №2, сценарий разработки размещен на сайте Мультиурок.





















6. Перечень использованных источников

  1. Дюкина О.В. «Родительские собрания», - ООО «Вако», 2014 г;

  2. https://infourok.ru/seminar-trening-po-rabote-s-roditelyami-idealnyj-roditel-4421755.html








































Приложение №1



ИДЕАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ ИДЕАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















Приложение №2

ВЗРОСЛЫЙ - РЕБЕНОК



«Если бы я был родителем, то…»



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Если бы я был ребенком, то…».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №3


Игра на взаимодействие родителей и детей

(музыкальное бинго) «Судьба страны длинную в сотню лет.

Песни Александры Пахмутовой»



Цель игры: укрепление эмоциональной связи между родителями и детьми через взаимодействие в ходе ознакомления с творчеством А.Н. Пахмутовой.

Целевая аудитория: обучающиеся, родители/законные представители обучающихся.

Правила игры

  1. Для проведения игры приглашаются обучающиеся и родители, участники распределяются в несколько команд.

  2. Игра проводится между командами. Одновременно играют все команды.

  3. У каждой команды есть уникальная карточка, на которой размещены названия 25 песен Александры Пахмутовой.

  4. Представитель каждой команды по очереди вытаскивает бочонок (или номер), за которым закреплена определенная карточка с информацией о песне и вопросом. Игрок/ведущий зачитывает информацию о песне, задает вопрос.

  5. Команда ищет на карточке название песни, закрашивает ячейку с ответом цветом, соответствующим теме:

«Великая Отечественная война» – красный/оранжевый;

«Великие стройки страны» – зеленый;

«Созвездие Гагарина» – синий/голубой;

«Спорт» – желтый;

«Детство» – фиолетовый.

  1. Как только на карточке будет закрыта комбинация из пяти песен по вертикали, по горизонтали или по диагонали, нужно громко крикнуть «БИНГО!»

  2. Игра имеет три раунда: в первом надо закрыть одну комбинацию, во втором – три, а в третьем – всю карточку.

  3. Выигрывает в раунде та команда, которая быстрее остальных закроет выигрышную комбинацию по вертикали, горизонтали или по диагонали.

Комплект материалов:

- презентация с игровым полем, вопросами и звуковыми дорожками;

- карточки для команд;

- мешочек с бочонками с номерами 1-25 (как в лото).