Посвящаю моей Учительнице
Тамаре Ивановне Кудряшовой

Конкурс «Учитель года»
Номинация «Учителями славится Россия!
Приносят славу ей ученики!»
Исследовательский проект
Уфа – 2017
Содержание
Учитель – заветное слово,
Оно с малых лет всем знакомо!
Свет знаний, загадки природы
Наполнили детские годы!
Введение
Глава I. Профессия УЧИТЕЛЬ
Глава II. Герои-учителя в произведениях писателей 18 и 19 веков
Глава III. Учитель в постреволюционное время
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Постскриптум
Если б не было Учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника
И поныне бы, наверное,
Если б не было Учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
Вероника Тушнова
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия Учителя не совсем обычная. Она требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность Учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека.
Отношение к Учителю в Российском обществе всегда было неоднознач-
ным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая от-
ветственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут
следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на
каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, по-
тому и меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу
со временем.
Кроме того, любые действия Учителя всегда оцениваются с разных точек
зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д.
Есть ещё и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка
мало заметна, но её последствия могут оказаться катастрофическими.
На протяжении всей истории Учитель находится и в центре внимания ли-
тераторов.
Авторы рассказывают читателям, каким может быть Педагог и каким он
Должен быть. В книгах, созданных в 19 и 20 веке, образ изменяется. Мне бы-
ло интересно выяснить, какие именно изменения произошли с этим образом
в литературе, поэтому я решил сравнить произведения русских писателей
разных столетий, также мне захотелось узнать, каким видят современные
школьники своего Педагога. Это и определило актуальность данного иссле-
дования.
Объектом исследования стали произведения писателей-классиков
(Д.И. Фонвизина «Недоросль», А.С. Пушкина «Капитанская дочка») и совре-
менных авторов (В.Г. Распутина «Уроки французского», А. Платонова
«Песчаная учительница»).
Предметом рассмотрения является образ Учителя.
Цель Проекта: проследить изменения в образе Учителя в Русской
литературе.
Задачи:
изучить художественные произведения Русской литературы 18,19 и 20 веков, в которых присутствует герой Учитель;
проследить динамику личностного развития Учителя, а также отношения к нему Общества;
3) определить степень влияния исторической действительности на художест-
венный образ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования:
1) опрос
2) наблюдение
3) анкетирование
4) анализ
5) изучение соответствующей литературы.
Поставленные цели и задачи определили гипотезу Проекта:
влияют ли изменения в обществе на образ Учителя в художественной литера-
туре? Как?
Проблемные вопросы
Меняется ли образ Учителя в произведениях писателей-классиков и совре-
менников?
Учебные вопросы
Какова профессия Учителя? Какими качествами должен обладать Педагог? Как представляют себе литераторы разных столетий этот образ?
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследования.
2 этап. Определение целей, задач, гипотезы исследования.
3 этап. Анкетирование, анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов, оформление исследования, создание презентации и автореферата.
Структура работы - введение, 3 главы, заключение и библиография.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования можно использовать на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Обоснование проекта: у каждого из нас есть свой Наставник, хочется, чтобы он учил нас только нужному и доброму.
Результаты исследования: я планирую провести исследование по данной теме, подготовить презентацию (в программе Microsoft Power Point) "Образ Учителя в классической и современной литературе", представить её на конференции, где расскажу о своей работе.
В процессе работы я обратился за помощью в Библиотеку школы и района, к родителям и учащимся. Было проведено анкетирование и его анализ. Совместно с Научным руководителем я узнал много интересной и полезной информации, которой хочу поделиться с Вами.
Глава I. Профессия УЧИТЕЛЬ
Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же
учителей.
Одних из них любят, других – не очень, одних уважают, других – побаи-
ваются. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и ос-
тавляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформиро-
ваться этой душе.
Мне стало интересно, чем отличаются наши учителя от их коллег прош-
лых веков и как формировался этот образ в Русской истории.
Беспрекословное подчинение ученика Учителю, безусловная правота Пе-
дагога стали возводиться в ранг Школьного закона в первой половине XIX в.
Николай I, следивший за этой работой, взял за основу Прусскую систему. Та-
кой вариант образования привлекал Императора именно чётким единообра-
зием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему вос-
питания и обучения.[2; 143]
Должность учителя представляла собой низкий чин. Любой вышестоя-
щий мог проверить деятельность педагога, неверно её оценить, и учитель не
мог за себя постоять: возражения не принимались. «Каждая инстанция, пере-
давая распоряжения по нисходящей, в конечном счёте била всё по тому же
коллежскому регистратору — загнанному и бесправному учителю, не позво-
ляя сделать ему ни одного самостоятельного шага». [1; 18]
Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода
определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения,
привычкой подчиняться, невозможностью высказать своё мнение, страхом,
вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей вла-
сти над учениками.
В первые послереволюционные годы отношения между учителями и уче-
никами сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем.
Свободное общение и диспуты, совместная работа Учкомов и Админист-
рации – всё это способствовало демократизации школьной жизни.
В «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), подготовкой
которых руководили Луначарский и Крупская, особый упор был сделан на
необходимости уважать личность учащегося, учитывая его интересы. [1; 27]
Школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные ка-
чества: человечность, честность, сострадание, верность Революции. Теперь
положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к
педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным:
взгляды школьников меняются под воздействием педагогов. Теперь отноше-
ние Учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинте-
ресован в будущих поколениях и делает всё, чтобы вырастить достойных лю-
дей.
Рассматривая положение Учителя в "застойный" и постперестроечный
периоды, следует отметить, что наиболее общая задача Учителя на тот мо-
мент состоит в создании условий гармоничного развития личности, в подго-
товке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни
общества.
Быть Учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жер-
твовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об
учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.
Любое изменение в настроении Общества, его образе мыслей, вызванное
историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования
Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отно-
шения с другими людьми, прежде всего, с учениками.
Для того, чтобы выяснить, каким представляется Учитель моим друзьям
и одноклассникам, мы провели анкетирование (см. приложение)
{Энциклопедия психологических тестов. Сост. Касьянов С.А.– М.:
Издательство Эксмо, 2016. – 496 с.} среди учащихся 8-9-х и 10-11 классов
Лицея № 6. Также мы опросили взрослых людей, у которых уже есть дети.
В исследовании приняли участие 150 человек (120 учащихся и 30 родителей).
Анкетируемым были предложены следующие вопросы:
-Пошли бы Вы сегодня работать в школу?
-Если нет, то по какой причине?
-Что Вами движет, если Вы выбираете работу в школе?
-Изменился ли нравственный облик современного учителя по сравнению с
тем образом, который создавался в литературе 19 и 20 веков?
-Что изменилось в современном учителе?
-Что остается неизменным в учителе любой эпохи?
-Каким, по-вашему, должен быть настоящий Учитель?
-Какие черты в Учителе не желательны?
В результате проведённого исследования выяснилось, что людям разного
возраста Учитель представляется по-разному. Ответы были очень интерес-
ными и разнообразными.
На вопрос пошли вы сегодня работать в школу 15 из 60 8-классни-
ков и 9-классников сказали "да". У учеников старших классов большее коли-
чество человек захотело работать с детьми – 23 из 60, а вот из 30 опрошен-
ных родителей только 10 ответили утвердительно.
Причины нежелания работать в школе:
слишком ответственная работа,
низкая заработная плата (20 человек из общего количества анкетируемых),
мало возможностей,
любовь к другой профессии,
нежелание общаться с подростками, страх не поладить с детьми, нервозность из-за учеников, дети не слушаются,
сложная профессия, очень много бумажной волокиты,
сегодня избалованное поколение.
Выбирая работу в школе, наши анкетируемые говорили о том, что:
им нравиться работать с детьми, интересно их учить, научить тому, что поможет им в будущем, как и мне,
люблю работать с детьми.
На вопрос о нравственном облике учителя, большинство опрошенных
(138 из 150) отметили его изменения по сравнению с литературными образа-
ми 19 века:
Родители – 30 из 30.
Ученики 10-11 классов – 53 из 60.
Учащиеся 8-9 классов – 55 из 60.
Анкетируемые подчеркнули, что в современном Учителе многое изме-
нилось:
прежде всего, подход к обучению и сама образовательная программа,
учитель стал больше пользоваться компьютером,
изменилось отношение к ученикам,
стали более современными в общении, модными, умными, крутыми, но иногда ругаются,
а вот родители говорят о том, что не всегда педагоги могут поддерживать дисциплину на уроке, они менее требовательны, хотя и более умные.
Неизменным же остаётся:
справедливость, знания, доброта, труд Учителя, умение учить мыслить, же-
лание поделиться своими знаниями, строгость, серьёзное отношение к пред-
мету, доброта, профессионализм.
Качества настоящего Учителя:
терпение,
строгость,
добродушие,
умение найти подход к любому ученику,
интересное преподавание предмета,
умение заинтересовать, влюблённость в профессию,
молодой, умный, мягкий,
не задающий домашнее задание и ставящий одни пятёрки (ученики 8-х классов)
образованный, внимательный, общительный, преданный своей работе, занимающийся спортом.
Черты, нежелательные в Учителе:
ненависть к предмету и к детям, их унижение,
истеричность, злость, гнев, гордыня, агрессия, безразличие,
незнание предмета,
предвзятость, наличие любимчиков.
Причём в последнем вопросе были солидарны и ученики и родители,
особенно, когда говорили о неравном оценивании в классе.
Из анкетирования видно, для учащихся младших классов Учитель явля-
ется Авторитетом, для старшеклассников – Другом, а родители считают,
что Учитель должен быть Наставником.
Глава II. Герои-учителя в произведениях писателей
18 и 19 веков
Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характе-
ра, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Только, в отличие
от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего тру-
да. От посева до жатвы у него проходит немало лет.
Учитель должен заинтересовать своим предметом, чтобы ученики откры-
ли для себя новые мысли. Учитель должен строить свою работу так, чтобы на
уроке реализовался каждый ребенок, вне зависимости от его способностей и
индивидуальных особенностей.
Каким же представляется этот образ писателям?
Рассмотрим несколько примеров из классической литературы.
Самым ярким, пожалуй, является образ учителя, представленный Д.И.
Фонвизиным в его бессмертной комедии "Недоросль". Одной из самых глав-
главных здесь затрагивается проблема воспитания молодёжи. Великий дра-
матург показывает нам своего главного героя в лице грубого неуча Митрофа-
нушки.
Автор знакомит нас с учителями Митрофана, их было трое: Цыфиркин –
занимался с ним арифметикой, семинарист Кутейкин – грамотой. Немец
Вральман, бывший кучер Стародума.
По мнению Простаковой, Вральман наиболее авторитетный и уважаемый
учитель. В год платят ему триста рублей, сажают его за барский стол, подают
за обедом стакан вина, крепостные женщины стирают его белье, слуги на
ночь приносят в его комнату сальную свечу; крепостной парикмахер "направ-
ляет" его парик; величают Вральмана по имени и отчеству: Адам Адамыч;
а Цифиркина в доме Простаковых зовут Пафнутьичем, Кутейкина – Сидоры-
чем. Немец Вральман должен обучать Митрофана французскому языку и
"всем наукам". Уже в характере определившихся в семье отношений к этому
учителю сквозит злая насмешка Автора над невежественными помещиками,
которые стремились иметь в семье гувернёра-иностранца. На замечание Ста-
родума: «А ты здесь в учителях, Вральман? Я думал, право, что ты человек
добрый и не за своё дело не возьмёшься» - Вральман отвечает, подчёркивая
типичность происходящего: «Та што телать, мой патюшка? Не я перфой, не я
послетней. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната.
Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель» (действ. пят., явл. VI).
Для придания образу учителя большей яркости, жизненности и сатири-
ческой заострённости, Фонвизин особое внимание уделяет его речевой харак-
теристике. Он подчёркивает в речи Вральмана нарушение им фонетических
и грамматических законов русского литературного языка. «Рассутиш, мать
мая, напил прюхо лишне: педа», - говорит учитель Простаковой, - а фить ка-
лоушко-то у нефо караздо слапе прюха; напить ее лишне да и захрани поже»
(действ. трет., явл. VIII). В репликах Вральмана заметно выделены привыч-
ные слова кучера: «конь», «лошатки», «карета», «кослы», «усда» (козлы, уз-
да). По комедии "Бригадир" мы уже знакомы с внесценическим образом ку-
чера, учителя Иванушки. В "Недоросле" кучер Вральман получил более от-
ветственную идейно-композиционную роль.
Второй учитель Митрофана – Кутейкин. Его фамилия образована от слова
"кутья", означающего кушанье из риса с изюмом, которое по церковному об-
ряду едят на поминках. Кутейкин, недоучившийся семинарист, рассказывает
Правдину, как подал челобитную в консисторию с просьбой отчислить из
училища и как «...милостивая резолюция вскоре последовала, с отметкою:
«Такого-то де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не ме-
чите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами» (действ. втор., явл.V).
Резолюция на прошении звучит откровенной издёвкой писателя над ог-
раниченностью кругозора одного из учителей Митрофана, автор "Недоро-
сля" словно напоминает зрителю о близости Кутейкина к свинье. Сатириче-
ски раскрывается облик Кутейкина и в сцене расчёта, где он проявил свою
жадность; его поведение нашло резкое осуждение со стороны Правдина. Ку-
тейкин обильно насыщает свою речь церковнославянизмами, церковносла-
вянскими оборотами: «выя», «персты», «притча во языцех» и т. д. В речи бы-
вшего семинариста бережно сохранены Фонвизиным устаревшие граммати-
ческие формы: «Зван бых и приидох» и т. п. Церковнославянизмы под пером
Фонвизина полностью лишились "высокого" значения, в речи Кутейника они
тесно переплетаются с бытовой разговорной лексикой и также служат сред-
ством сатиры: «Да кабы не умудрил и меня владыко, шедши сюда, забрести
на перепутье к нашей просвирне, взалках бы яко пёс ко вечеру», - сообщает
Кутейкин Цифиркину (действ. трет., явл. VI). Сравнение «яко пёс» кладёт на
образ учителя дополнительный сатирический штрих.
Третий учитель Цифиркин «Малу толику арифметике маракует». Он отста-
вной сержант, привык добросовестно нести службу. Среди жадных, корысто-
любивых людей, окружающих Цифиркина, он выгодно отличается своей
простотой, честностью, отсутствием алчности. Учитель арифметики даже
отказывается от получения денег за обучение Митрофана, считая, что его
ученик ничего «не перенял». Реплики Цифиркина часто выполняют задачу
обличения Простаковых. Фонвизин выделяет в речи Цифиркина военную
лексику и широко известную математическую терминологию и окрашивает
их в сатирические тона. Постоянную брань в доме Простаковых учитель ха-
рактеризует иносказательно с помощью выражений, бытующих в военной
среде. «Я сам видел здесь беглый огонь в сутки часа по три», - рассказывает
он Кутейкину. Речи Цифиркина свойственна юмористическая окраска. Ку-
тейкин говорит Еремеевне: «Пойдём-ка за трапезу, да с горя выпей сперва
чарку», а Цифиркин добавляет: «А там и другую, – вот-те и умноженье»
(действ, втор., явл. VI). Когда Еремеевна сетует, что она получает от господ
«по пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день», то у Цифиркина уже
появляется вопрос: «Смекнём же за столом, что тебе доходу круглый год?»
(действ. втор., явл. VI). Цифиркин и Кутейкин недовольны Вральманом:
они мечтают о часе расплаты с ним. Цифиркин "с жаром" говорит: «Я дал бы
себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца пришколить по-солдатски», Кутей-
кин продолжает: «Меня хоть теперь шелёпами, лишь бы выю грешничу пу-
тём накостылять» (действ. трет., явл. VI).
Различна социальная среда, взрастившая учителей Митрофана, разнооб-
разны их характеры, индивидуализирована их речь, но невежество сближа-
ет Вральмана, Кутейкина и Цифиркина. Из пьесы нам становится понятно,
насколько ошибочен выбор героями данной профессии.
В произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка" мы знакомимся с ещё
одним представителем горе-педагога — французом Бопре, мало занимавше-
гося своим воспитанником. Бопре (бывший парикмахер) очень напоминает
немца Вральмана (бывшего кучера), который должен был учить Митрофана
всем наукам.
Герой приехал в Россию pour être outchitel {чтобы стать учителем. (Фран.) },
не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и
беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному
полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по це-
лым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, т. е.
(говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. «Но как вино подавалось у нас
только за обедом, и то по рюмочке, причём учителя обыкновенно и обноси-
ли, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал пред-
почитать её винам своего отечества, как не в пример более полезную для же-
лудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня
по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочёл наскоро выучи-
ться от меня коё-как болтать по-русски,-- и потом каждый из нас занимался
уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но
вскоре судьба нас разлучила, и вот по какому случаю:
Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-
то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной
слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность. Мату-
шка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке. У него расправа была
коротка. Он тотчас потребовал каналью француза. Доложили, что мусье да-
вал мне свой урок. Батюшка пошёл в мою комнату. В это время Бопре спал на
кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня
выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо
всякого употребления и давно соблазняла меня шириной и добротою бумаги.
Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу.
Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мы-
су Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул
меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал
осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: не-
счастный француз был мёртво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот
приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал его со
двора... Тем и кончилось моё воспитание.
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми маль-
чишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет».
Однако ни в коем случае нельзя сравнивать Петра Гринёва с Митрофа-
нушкой. В отличие от "Недоросля" в "Капитанской дочке" мы видим достой-
ный вклад родителей в воспитание собственного ребёнка.
Глава III. Учитель в постреволюционное время
В XX веке тема учительства оставалась актуальной. Рассмотрим геро-
инь произведений В.Г. Распутина "Уроки французского" и А. Платонова
"Песчаная учительница".
Рассказ А.П. Платонова "Песчаная учительница" был написан в 1927 г.
В начале его двадцатилетняя Мария Нарышкина окончила педагогические ку-
рсы и получила назначение на работу, как и многие её подруги. Автор под-
чёркивает, что внешне героиня – «молодой здоровый человек, похожий на
юношу, с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Такой портрет не слу-
чаен. Здоровье и сила молодости – вот идеал 20-х годов, где нет места слабой
женственности и чувствительности. В жизни героини были, конечно, пере-
живания, но они закалили её характер, выработали «идею жизни», придали
ей уверенность и твёрдость в своих решениях. И когда её направили в дальнее
село «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней», это не сломило волю
девушки. Мария Никифоровна видит крайнюю бедность, «тяжкий и почти
ненужный труд» крестьян, которые ежедневно расчищают места, заваливае-
мые песком. Она видит, как дети на её уроках теряют интерес к сказкам, как
они худеют на глазах. Она понимает, что в этом селе, «обречённом на вымира-
ние», надо что-то делать: «нельзя учить голодных и больных детей». Она не
сдаётся, а призывает крестьян к активной деятельности – бороться с песками.
И хотя крестьяне ей не поверили, но согласились с нею.
Мария Никифоровна – человек активного действия. Она обращается к
начальству, в Окружной отдел народного образования, и не унывает, оттого
что ей дают только формальные советы. Она сажает вместе с крестьянами
кустарники и устраивает Сосновый питомник. Ей удалось изменить всю жи-
знь села: крестьяне получили возможность дополнительного заработка, «ста-
ли жить спокойнее и сытее». О двух самых близких её друзьях автор говорит,
что они «настоящие пророки новой веры в пустыне».
Самый страшный удар наносит Марии Никифоровне приезд кочевни-
ков: через трое суток не осталось ничего от посадок, пропала вода в колодцах.
Заметавшись «от этой первой, настоящей в её жизни печали», девушка идёт
к вождю кочевников – не жаловаться и плакать, идёт «с молодой злобой».
Но, услышав доводы вождя: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступ-
ник», – она втайне признаёт его правоту и всё же не сдаётся. Она снова едет
к Заведующему в округ и слышит неожиданное предложение: перевестись в
ещё более далёкое село, где живут «кочевники, переходящие на осёдлость».
Если так же преобразовать и эти места, то и остальные кочевники поселились
бы на этих землях. У неё твёрдая воля и чувство долга, преобладающее над
личными слабостями. Поэтому, безусловно, прав Заведующий, когда говорит,
что ей бы «заведовать целым народом, а не школой». «Маленький человек»
сможет преобразовать мир ради счастья своего народа. В рассказе «Песчаная
учительница» таким человеком становится молодая женщина, и твёрдость
и целеустремлённость её характера достойны уважения и восхищения, Плато-
нов показывает, как хрупкая девушка может изменить Мир.
В повести В.Распутина "Уроки французского" (1973) мы встречаем дру-
гую молодую учительницу, которая привлекает к себе голодного и упрямого
мальчика, играя с ним в пристенок. Лидия Михайловна решается на это, т.к.
её ученик, прежде упрямо не бравший ничего, теперь принимал от неё день-
ги, потому что это был честный выигрыш, и бегал на базар за молоком. Так
происходит в рассказе "Уроки французского", где с разных точек зрения оце-
нивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка.
В этой девушке можно найти не только Наставника, но и преданного друга:
когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла
в ученике пробудить интерес к французскому языку, т.е. выполнила основную
задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со сторо-
ны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на
деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога.
Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность:
«Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, ник-
то тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потре-
потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел». [5; 26]
Позиция Автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь,
надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии
Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.
Учительница "французского" своим примером показала, что на свете есть
доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на
Предисловие к рассказу. В нём выражены мысли взрослого человека, его
духовная память. Он назвал "Уроки французского" «уроками доброты». В.Г.
Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды,
не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распро-
страняться, передаваться от человека к человеку.
Почему же именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для спе-
циальных занятий? Ведь «в школе сколько угодно было ребят, которые гово-
рили ничуть не лучше, чем я». Мальчик ещё не понял, что учительница по-
чувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым и узна-
ла, что ребята играют на деньги. Тогда она решила, во что бы то ни стало по-
мочь ему.
Лидия Михайловна научила мальчика не только французскому языку и
правильному произношению французских слов, она научила его жить само-
стоятельно. Учительница привязалась к нему и стала заботиться о нём, как о
родном сыне, потому что видела, как он скучает по дому, оставшись один в
новой обстановке, и ему всё чуждо, незнакомо. Они стали друзьями и узнали
внутренний мир и состояние души друг друга.
Главным достижением Лидии Михайловны было не то, что она научила
мальчика французскому языку, — она научила его разбираться в себе, своём
душевном состоянии, привила ему чувство справедливости, вселила уверен-
ность в собственных силах и помогла не бояться проявлять себя.
Учителя в этих произведениях описываются разные. У каждого своя
судьба, свои методы воспитания, но единственное, что их объединяет – это
Любовь к ученикам, Высокий ум и Светлая душа. Только таких учителей лю-
ди помнят всю жизнь с благодарностью.
Заключение
УЧИТЕЛЬ – когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то
волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Обычное название
профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто наз-
вание профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профес-
сии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равноду-
шный, любящий свою профессию, детей или нет. Вот почему и охватывает
волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по
тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь
именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким
будет этот Человек.
Быть Учителем – это не просто вид деятельности – это призвание. Че-
ловек должен чувствовать себя таковым в душе, чтобы обучение не сводилось
к шаблонной "начитке" материала, а он должен помогать детям справиться
с их страхами, проблемами. Помогать обретать не только знания, но и уверен-
ность в себе, готовить к жизни в окружающем мире. Учителя во многом ста-
новятся нам близкими людьми, Наставниками в жизни, Учителями в самом
широком смысле этого слова, заменяя в чём-то родителей.
Мы рассмотрели разных учителей. Невежество Цифиркина, Кутейки-
на, Вральмана, Бопре просто поражает. Таковыми они стремились сделать и
своих учеников. История их жизни во многом отражает действительность
18-19 веков. Но благодаря В.Г. Распутину и А.Платонову мы узнали о двух мо-
лодых учительницах, которые принадлежали к поколению честных, целеуст-
ремлённых, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов дела,
стремящихся преобразовать Мир и посвятить себя строительству новой жиз-
ни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации
безграмотности.
Итак, литература XX века создала образ учителя с высокими мораль-
ными качествами, который выполнял великую миссию – ликвидировал без-
грамотность в России.
А каков Учитель XXI века? Изменился ли нравственный облик Учи-
теля? Что остаётся неизменным в Учителе любой эпохи? Из рассказов своих
одноклассников, я узнал, что, прежде всего, это любовь к детям и любовь к
своему предмету.
Подводя итог работы, следует отметить, что образ Учителя динами-
чен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действи-
тельности. Образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется
отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком,
в том числе и с Учителем.
В ходе исследования пришёл к следующим выводам:
Личностное развитие Учителя, а также динамика его взаимоотношений
с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития Страны накладывают свой отпечаток на её жителей, в том числе и учителей.
Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое
происходит и с Образом учителя: динамика личностного развития педагога
и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.
Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следу-
ющим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать ошибок.
Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы
решить её, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному
достоянию, ведь от того, каким будет Учитель и его отношение с учениками,
зависит Наше будущее.
Список использованных источников
Значение образа Лидии Михайловны
http://www.xenoid.ru/soch/rasputin/uroki_francuzskogo_5.php
2. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский,
С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 2016. – 160с.
3. Маленьких, С.И. Постмодернистская русская литература / С.И.
Маленьких. – Пермь: Орион, 2016
Паначин, Ф.Г. Антология педагогической мысли России / Ф.Г. Паначин. – М.: Педагогика, 2015
5. В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 2016. – 164с.
6. Рубинштейн М.М. Проблема учителя / М.М. Рубинштейн. – М.:
Академия, 2015
7. И.Я.Фроянов. История России от древнейших времен до начала XX в.
М., «Просвещение», 2016. – 356 с.
9. Чалмаев А.А. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе /
А.А. Чалмаев. – М.: Высш. шк., 2016
Шманин С.Ю. Философия и история образования / С.Ю. Шманин. – М.: Флинта, 2015
Шамин А.Л. Введение в педагогическую деятельность / А.Л. Шамин, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2016
Щетинина О.С. Учитель! / О.С. Щетинина, А.Г. Уровная. – СПб.: Новый мир, 2016
Энциклопедия психологических тестов. Сост. Касьянов С.А.– М.:
Издательство Эксмо, 2016. – 496 с.
14. Яблонский А.С. Новая профессия / А.С. Яблонский. – М.: Кросс, 2015
Приложение
1. Анкета для учащихся
Пошли бы Вы сегодня работать в школу?
Если нет, то по какой причине?
Что Вами движет, если Вы выбираете работу в школе?
Изменился ли нравственный облик современного учителя по сравнению
с тем образом, который создавался в литературе 19 и 20 веков?
Что изменилось в современном Учителе?
Что остается неизменным в Учителе любой эпохи?
Каким, по-вашему, должен быть настоящий Учитель?
Какие черты в Учителе не желательны?
2. Результаты анкетирования
![]()

Постскриптум
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Борис Пастернак.
Современный учитель… Каким он должен быть? Вопрос, на который не так просто ответить. Один из моих учеников как-то на вопрос: Каким должен быть учитель? ответил: "Учитель должен быть современным. То есть он должен одеваться модно, знать компьютер, петь рэп, но самое главное он должен понимать нас, учеников". Конечно, рэп не для меня, но в остальном ребёнок прав.
Современный учитель - это не профессия, это образ жизни. Он сам должен жить своими детьми и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на его уроки. А удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от учителя. Это и стиль общения с учеником, и принимаемые современные технологии, и организация работы на уроке, где к каждому ребёнку свой подход. Так, учитель, прежде всего должен любить детей. А что это значит? Это значит, что общение с ними будет вам интересно, что их суждение не покажутся вам глупыми и скучными, что их дела будут вас искренне волновать, а совместная игра доставлять удовольствие им и вам. Это значит видеть в детях маленьких людей, наделённых вполне определёнными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. И только это - малые знания и малый жизненный опыт дают право Педагогу быть впереди детей и вести их за собой.
Отсюда вытекает и второе требование к учителю. Это - профессионализм. И если первое - любовь к детям - даётся человеку свыше, не приобретается, любви невозможно научить, то профессионализм - вполне приобретаемое качество. Это необходимая сумма знаний, изучение методов преподавания и способов передачи знаний.
Сегодня Учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача Учителя. Только хорошо владеющий методикой Педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Учитель должен быть творческой личностью, быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием.
Я считаю, что в современной педагогической практике, чтобы достичь эффективности на уроках Учитель должен быть фасилитатором (это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию.), то есть дать возможность ученику самому найти пути и решения поставленной задачи.
Как Учитель русского языка и литературы, я считаю и делаю всё для того, чтобы мои ученики были знающими, мыслящими, самостоятельными, умеющими на доступном для них уровне решать свои проблемы, критически
мыслить, анализировать. Приёмы и методы, которые я применяю на своих уроках, нравятся моим ученикам: им интересно и "Полиязычие", где каждый совершенствует знания по английскому, русскому языкам; видеоуроки воодушевляют их к поиску материала при подготовке презентаций.
Каждый Учитель должен постоянно совершенствоваться, и "расти" на высоком уровне, тогда и ученики будут успешными и востребованными в современном обществе. Сейчас 21 век. Иду ли я со временем в ногу? Соответствую ли требованиям эпохи глобализации? Думаю, что я современный Учитель. Я уверена в своих знаниях и умениях, коммуникативна, умело пользуюсь различными средствами обучения, к подготовке уроков подхожу творчески.
Задача Учителя - это ответственная роль, поручение, предназначение Наставника, Преподавателя, Воспитателя. И в какое время мы бы ни жили, Учитель помнит о своём предназначении: обучать и воспитывать Молодое поколение.
И в заключение. Я ни в коей мере не отрицаю традиционный урок, который имел и имеет место быть в школе, но сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, компетентных.
И сама жизнь подсказывает новые формы и методы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Компетентный подход в обучении - это естественный и реальный этап в создании Нового человека, человека
21 века. Я горжусь своими УЧЕНИКАМИ !
Признание, сердце в дорогу зовут!
И знаний богатства Вы дарите вновь,
А с ними - надежду, добро и любовь.