Урок, посвященный Дню Знаний
4 класс
«Дорогой знаний и добра»
Цели: Формирование нравственных качеств: чувство товарищества, взаимопомощи,
дружелюбия.
Воспитание вежливости, внимательности и уважения к людям.
Оборудование: пословицы о доброте; «Сад Доброты» (плакат, деревья с листочками,
аудиозаписи песен: «Школьные годы», «Если добрый ты», «Улыбка»,
«Дорогою добра», П.И. Чайковский «Вальс цветов»
ХОД УРОКА.
Звучит песня «Школьные годы»
Чтец: Учеба, здравствуй!
Школа, здравствуй!
Идем за знаньями в поход!
Сегодня праздник!
Школьный праздник!
Встречаем мы учебный год!
Учитель: - Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день после долгих
летних каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!
Чтецы: Пара минут – и первый звонок
Вас позовет опять на урок.
Школьные двери опять распахнутся,
Ну, а сегодня – праздничный час!
С праздником я поздравляю всех вас!
Встретились снова друзья и подруги,
Наверное, много расскажут друг другу:
О том, как за лето все повзрослели,
Выросли, сил набрались, загорели.
О том, что увидели, где побывали
И что с кем случилось, пока отдыхали.
Учитель: - По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовет на урок Знаний.
Он приглашает всех ребят в путешествие по стране Знаний. Он напоминает о том, что
каждый, переступивший сегодня порог школы, стал на год взрослее. Вы теперь
четвероклассники. Для вас этот учебный год – последний год обучения в начальной
школе.
Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек
не может называться человеком, даже если он хорошо учится и много знает.
Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Ученик: Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно,
Очень важно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И важнее оно, чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Учитель: -О каком качестве пойдет речь? (О доброте.)
-Да, сегодня мы будем говорить о доброте.
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна
она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а
люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Почему-то в наше время
доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Почему-
то люди стесняются быть добрыми. Неужели, современному человеку не нужны
сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными
бывают порой люди по отношению друг к другу.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной.
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой…
- Доброта…Добро… Что же это такое? Прочитайте высказывания великих людей:
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. Л. Толстой. Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. В. Розов (драматург) Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели. А. Грин. Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро! А.П. Чехов. |
Учитель: - В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как
«отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям.
Ребята, как вы думаете, где живет доброта?
Чтец: В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Учитель: - Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – это цветы.
Добрые дела – это плоды.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуются ваша
доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим
этот сад.
Дерево «Где спряталось добро»
(На дереве перевернуты листочки со словами - родственниками слову «добро»: доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный,
добросердечный, добропорядочный, добронравный, доброта, добродетель)
Учитель: - А как много добрых слов образовано от слова «добро»! Придумайте такие слова.
(По мере называния прикрепляю к дереву слова на листочках.)
Дерево «Народная мудрость о добре»
Учитель: - Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. В народе всегда
относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
Объясните смысл записанных пословиц.
Пословицы о добре, доброте.
Спеши делать добро.
Без добрых дел нет доброго имени.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Добро век не забудется.
Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
Учитель: - А теперь я хочу посмотреть, знаете ли вы пословицы о добре, о доброте? Я буду
показывать начало пословицы, а вы на дереве ищите ее продолжение.
Жизнь дана… на добрые дела.
Доброе слово –…. половина счастья.
Худо тому, кто… добра не делает никому.
При солнышке тепло,… при матери добро.
Не ищи красоты –… ищи доброты.
Доброе сердц… е дороже богатства.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? (Ответы детей.)
Учитель: - Действительно, научиться, по-настоящему, быть добрым трудно. Путь к доброте
долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы,
чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к
доброте.
Песня «Доброта» ( Сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка)
Учитель: - Выберите пословицу, отражающую смысл песни.
Учитель: - Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать
добрым на время?
Ученик: Достается недешево счастье трудных дорог
Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся все земные труды.
Может, вырастил деревце? Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету? Новый город иль дом?
Согреваешь планету своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее - хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)
Учитель: - Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению? Как вы понимаете их
смысл?
Учитель: - Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки
говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным
людям.
Чтец: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Дерево «Копилка добрых дел»
(На листочках деревьев записаны слова:
«помог, выручил, пожалел, заступился, исправил, извинился……»)
Учитель: - Дома вы можете завести «Тетрадь добрых дел» и записывать в нее все свои
добрые дела, поступки. А можете их рисовать. И не забудьте подписывать свои рисунки
словами «Я это сделал здорово» или «Какой я молодец!». Ученые считают, что сознание
сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать
благодарности.
- Я проверю сейчас, как вы умеете различать плохие поступки от хороших.
А поможет мне в этом книга Григория Остера «Вредные советы». Вы внимательно
слушайте их и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как
по-настоящему нужно поступать в данных ситуациях.
Чтецы: СОВЕТЫ
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже –
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Если что-нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке,
А потом иди домой.
И про то, что видел это никому не говори.
Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать прохода им нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они: до них вам дела нет.
Девчонку встретил – быстро ей показывай язык.
Пускай не думает она, что ты в нее влюблен.
Учитель: - Скажите, ребята, у какого человека больше друзей: у доброго или злого?
А добрый человек всегда говорит только добрые слова. И мы с вами сажаем
следующее дерево.
4. Дерево «добрых слов»
На листочках записаны слова: грубый, злой, жадный, горе, вражда, обман, обман,…
Учитель: - Подберите добрые слова – антонимы, освободите дерево от сорняков.
5. Дерево «дружбы»
Учитель: - Приглашаются в игру самые дружные ребята, про которых можно сказать:
«не разлей вода».
(Игра – танец. Несколько пар игроков.
Одному представителю пары повязывается косынка на плечи. Звучит музыка. Пары танцуют, взявшись за руки. Музыка обрывается. Игрок, у которого была косынка, снимает ее, повязывает партнеру. Танец продолжается. Выходит та пара, которая последней повязала косынку.)
5. Дерево «Улыбка доброты»
Учитель: - Я думаю, что вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и
ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой.
И в нашем саду выросло дерево улыбок. Эти улыбки такие добрые, ласковые,
приветливые. Я предлагаю под песню «От улыбки» нарисовать «ДОБРЯШКИ»,
которые вы сможете вручить после нашего урока своим друзьям , одноклассникам,
родителям, педагогам.
Звучит песня «От улыбки».
Дети рисуют ДОБРЯШЕК.
Учитель: - Какими же качествами должен обладать человек, про которого можно сказать,
что он добрый? Посмотрите, какой чудесный сад у нас получился. Так заботьтесь о своем
саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом,
добрыми словами и добрыми делами. А на полянке под деревьями я предлагаю
рассадить ваши цветы - добряшки
Мы отправляемся с вами в путь за новыми знаниями. Школьная жизнь – это лесенка
знаний. Вы поднимаетесь все выше и выше – от одной ступеньки к другой, более
трудной. Надеюсь, что все трудности нашей школьной жизни мы с вами преодолеем.
Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от
доброго отношения друг к другу!
Будем не только учиться наукам, но и дружить. Ведь главное – чтобы каждый из вас
стал хорошим, добрым человеком.
- И в путь по лестнице знаний мы отправляемся с песней.
Песня «Дорога добра» (Сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова)