Урок в 6-м классе по теме «Дороги войны Константина Симонова. Историческая правда.»
Тип урока: введения новых знаний
Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворением К. Симонова «Ты помнишь, Алеша дороги Смоленщины», углубить знания о творчестве поэтов-фронтовиков. Воспитывать уважение к подвигу народа. Развивать образное мышление и творческие способности учащихся, воздействовать на эмоции и чувства детей. Формировать культуру речи учащихся.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки с дневниковыми записями К. Симонова.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Тема урока.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Мы просим об одном тебя, историк:
копаясь в уцелевших дневниках,
не умаляй ни радостей, ни горя —
ведь ложь, она как гвозди в сапогах..
Владимир Жуков
Как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить?
-Кто может вспомнить и прочитать стихотворения о войне? С творчеством каких поэтов-фронтовиков вы уже познакомились? (К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»)
- Что вам известно о поэте Константине Симонове? ( Родился Константин (Кирилл) Симонов 28 ноября 1915 г. в Петрограде. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. После окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря, затем учился в литературном институте.
С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое знамя» и др. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве).
Как мы уже сказали, Симонов был военным корреспондентом, а следовательно горе войны он знал не понаслышке. Его стихотворения наши солдаты носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...», а его трилогия «Живые и мертвые», написанная в 1959 году, до сих пор считается энциклопедией военной жизни и истории.
Ребята, у вас на партах лежат карточки с дневниковыми записями К. Симонова. Давайте их прочитаем:
«..Напившись у колодца воды, мы двинулись к Смоленску. По дороге, устав и окончательно пропылившись, заехали в какую-то деревеньку возле дороги и заглянули в избу. Изба была оклеена старыми газетами; на стенах висели какие-то рамочки, цветные вырезки из журналов. В правом углу была божница, на широкой лавке сидел старик, одетый во все белое — в белую рубаху и белые порты, — с седою бородой и кирпичной морщинистой шеей.
Бабка, маленькая старушка с быстрыми движениями, усадила нас рядом со стариком на лавку и стала поить молоком. Сначала вытащила одну крынку, потом другую.[…]
-Все у нас на войне, — сказала она. — Все сыны на войне, и внуки на войне. А сюда скоро немец придет, а?
— Не знаем, — сказали мы, хотя чувствовали, что скоро.
— Должно, скоро, — сказала бабка. — Уж стада все прогнали. Молочко последнее пьем. Корову-то с колхозным стадом только отдали, пусть гонят. Даст бог, когда и обратно пригонят. Народу мало в деревне. Все уходят.
— А вы? — спросил один из нас.
— А мы куда ж пойдем? Мы тут будем. И немцы придут, тут будем, и наши вспять придут, тут будем. Дождемся со стариком, коли живы будем.
Она говорила, а старик сидел и молчал. И мне казалось, что ему было все равно. Все все равно. Что он очень стар и если бы он мог, то он умер бы вот сейчас, глядя на нас, людей, одетых в красноармейскую форму, и не дожидаясь, пока в его избу придут немцы. А что они придут сюда, мне по его лицу казалось, что он уверен. Он так молча сидел на лавке и все качал своей столетней седой головой, как будто твердил: «Да, да, придут, придут». Было нам тогда очень плохо в этой хате, хотелось плакать, потому что ничего не могли мы сказать этим старикам, ровно ничего утешительного….
Был ноябрь сорок первого года, возвращаясь с Мурманского участка фронта, мы по дороге в Архангельск застряли во льдах.
Там-то и вспомнились первые недели войны, все пережитое тогда и отстоявшееся в душе, именно все, а не только одна наша поездка под Борисов, хотя, как самая точная и близкая к жизни подробность, в стихах присутствовали тог самый день и та самая деревня».
Чтение стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» учителем.
Ребята, какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Понравилось ли оно вам?
Мы с вами читали дневниковые записи К. Симонова. А знаете ли вы, что цитата заканчивалась строчками из стихотворения. Как вы считаете, какой фрагмент стихотворения был продолжением? Почему только данный фрагмент был помещен в дневнике? (Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем...)
2.Прослушивание аудиозаписи – чтение стихотворения автором. Отличалось ли авторское чтение? Как автор читал свое стихотворение? Как вы думаете почему? Как Вы считаете, как правильнее читать как автор или как актеры? ( Для фронтовика нет необходимости интонационной окраски, у них все живо в памяти, все правдиво. Но нам нужно читать иначе т.к. мы не были свидетелями данных событий. Нам нужно это эмоционально пережить. Для нас это правда.)
3. Самостоятельное чтение стихотворения.
Все ли понятно в стихотворении?
Словарная работа:
кринка — глиняный удлинённый горшок для молока;
тракт — большая проезжая дорога;
погост — кладбище;
салопчик — женская одежда.
4. Анализ стихотворения К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
- Какой период войны описан в данном стихотворении? (Самый сложный и тяжелый период войны - ее начало.)
— К кому обращается К.Симонов? (Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны. Алёша — это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка».)
— Сколько частей в стихотворении? (В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: «Ты помнишь...»)
-Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части? (Тяжелое время отступления, страдание народа)
-Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения? (Появляется мотив ожидания)
— Что такое Родина по мнению поэта? (Ты знаешь, наверное, все-таки Родина - Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.)
— Чей образ предстаёт в последней строфе? (Образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Женщины, заменяя мужчин ушедших на фронт, будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать – делать все для того, чтобы приблизить Победу)
— Что значит любить Родину? Как К. Симонов показал, что его поколение смогло доказать свою любовь к Родине? ( «На наших глазах умирают товарищи, По-русски рубаху рванув на груди»)
- Что такое историческая память по мнению поэта? («как встарь повелось на Руси», «по русским обычаям»)
Художественные средства, которые поэт использует. (запись в тетрадь).
-Что такое эпитет? Какие эпитеты использует поэт? («бесконечные злые дожди», «усталые женщины», «дорожной тоской», «со вдовьей слезою», «плачущий крик»)
-Что такое олицетворение? Приведите примеры из стихотворения. (Олицетворение — стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Примеры: «Мы вас подождем!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождем!» — говорили леса.)
- Что указывает на неразрывную связь между прошлым и настоящим? (Об этом говорят строки: «Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся за в Бога не верящих внуков своих»)
- Какова роль устаревших слов в данном стихотворении? (Устаревшие слова указывают на неразрывную связь между прошлым и настоящим)
-На какие размышления натолкнули вас услышанное на уроке стихотворение?
5. Подведение итогов:
Первые годы войны – тяжелое время и для отступающей армии, и для гражданского населения, остававшегося на территории, оставленной бойцами Красной армии. Именно этот сложный период описал К. Симонов. Причем описал, как мы с вами убедились, достоверно, без художественного вымысла… Однако, не стоит забывать, что, не смотря на все трудности, наш народ ценой многих миллионов жизней сумел одолеть врага и одержать Великую Победу. Со стихотворениями К. Симонова о Родине, ее военной истории вы познакомитесь в следующем году.
- Как вы думаете, почему эпиграфом нашему уроку выбрана столь необычная просьба к историку? Согласны ли вы с утверждением, что поэт в России – больше, чем поэт?
-Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?
- Присутствуют ли обнадеживающие нотки в данном стихотворении? Как они выражаются?
6. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение.
Возможные темы для сочинений:
«К. Симонов – поэт-историк»
«Горе, оборвавшее сердца»
«По русским обычаям…» (Отражение традиций русского народа в стихотворении К. Симонова)
«Родина - Мать» ( образ Родины и образ женщины в стихотворении Симонова)
Материал из учебника по литературе 6 кл. под ред. В.Я. Коровиной , Москва, «Просвещение», - 2012.
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился в Петрограде. Мать поэта, Александра Леонидовна Оболенская, представительница древнего княжеского рода, с самого раннего возраста привила сыну любовь к литературе. Она много читала ему наизусть произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Отца, генерала, погибшего на фронтах Первой мировой войны, Симонов не помнил. С четырёхлетнего возраста его воспитывал отчим, боевой офицер, прошедший Русско-японскую войну, воевавший на германском фронте. В поэме «Отец» поэт с благодарностью воссоздаёт его образ. Характер доверительных, но строгих и требовательных отношений отца и сына в некоторой степени отражён в известном стихотворении «Сын артиллериста». В 1938 году Симонов закончил Литературный институт. В это время он уже активно печатался в московских журналах. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны Симонов становится одним из самых известных поэтов в нашей стране. Стихотворение «Жди меня», посвященное жене поэта, актрисе Валентине Серовой, вскоре, переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте. Тема любви становится одной из ведущих в творчестве поэта. В стихотворении «Жди меня» любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе. О любви к Родине Симонов пишет и в одном из лучших своих стихотворений военного времени «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...». Пишет просто, задушевно, сохраняя тёплую, сердечную интонацию дружеской беседы. Поэт обращается к своему другу, поэту Алексею Суркову, автору известной «Землянки» («Бьётся в тесной печурке огонь...»). Война обострила чувство связи поэта со всем народом. Он ощутил нежность, сострадание к усталым женщинам, нёсшим отступающим солдатам кринки с молоком, почувствовал глубокое родство с беспомощными стариками, надеявшимися дождаться солдат-освободителей. Шёпот женщин: «Господь вас спаси!», слова «седой старухи в салопчике плисовом»: «Покуда идите, мы вас подождём...» — сливаются в одно заклинание всей Русской земли: «Мы вас подождём!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождём!» — говорили леса.
* * *
А. Суркову
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Вопросы и задания
1. Вспомните, какое стихотворение К. Симонова вы читали и обсуждали в 5 классе. О чём оно? ( «Майор привез мальчишку на лафете»)
2. Вы уже знаете, что лирическое произведение передаёт чувства, настроение, переживания автора. Какими чувствами поэта согрето стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»?
3. Поэт пишет о событиях, участником которых он был, пишет о том, что тревожило и печалило его в происходящем, но нам кажется, что мысленно он обращается к многовековой истории России. Какие слова поэта воз вращают нас в далёкое прошлое, к истокам героизма русского народа?
4. Как вы думаете, почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках?
5. Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?
6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав интонацией чувства сострадания и любви поэта к народу, к солдатам.
3