Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала. Учитель… Слово-то, какое! Учитель – так называют меня в школе. Я вижу всех учеников, Смотрю в глаза, сверкающих как лед И не могу поверить, что это на яву… Что я учу, что я учить могу. Я очень серьезна и уважаю тех, Кто проявляет способности, Активность и Знаний букет. И не могу поверить, что урок закончился уже… Сорок минут пролетели как две! Что для меня - понятие Школа? Дети, учение и сильная воля, Терпение, забота, доброе слово, Всё это для многих вовсе не ново! Быть помудрее, а где-то хитрее, Где-то ребёнком, где-то взрослее… Уметь с полуслова детей понимать, Слушать и слышать, говорить и молчать… Стать гидом для них в путешествии в мир знаний Не ждать приглашения от них на ужин званный, Не ждать ничего, ни похвал, ни наград… Главное в делах детей видеть свой результат. То, что отдал когда-то, увидишь ты скоро, Ведь любой человек оставляет свой след, А учителя след проявляется через годы. (Павличук Е.М.) Часто вижу анекдоты в газетах, что поступивший в пединститут – неудачник единожды, а человек, еще и пришедший работать в школу – неудачник дважды…Что ж, может для кого-то это так и есть…но мои первые шаги в профессию начались ещё до того, как я научилась читать газеты. Мои первые шаги в профессию начались ещё в 1 классе, когда примером для подражания стал удивительный по своей натуре человек, человек с большой буквы Ч, уважаемый всеми педагог, моя первая учительница Расчёсова Валентина Ивановна. Уважение к этому легендарному педагогу всех времён и народов питают все дети, которые прошли через её золотые руки и доброе сердце! Неординарный подход к воспитанию, безмерное терпение, безграничная образованность, желание привить самое лучшее своим воспитанникам – вот что заставило меня задуматься о моей будущей профессии! Ведь учитель не только даёт знания по различным предметам, но и расширяет кругозор, заставляет увидеть то, что, возможно, раньше ты не видел сам, приучает заботиться о других, нести ответственность за свои поступки! Всё, это я увидела ещё в начальном звене, и мне очень хотелось стать такой же учительницей как наша Валентина Ивановна! Наш кабинет был настоящим Раем для детей, в нём была огромная клетка, где жили 2 милых волнистых попугая, Кеша и Даша, на переменках мы смотрели, чтобы у них было чисто, убрано, подсыпали корм и меняли водичку, разговаривали с ними! В дополнение к этому живому уголку у нас стоял большой аквариум, где красовались рыбки, за которыми мы тоже ухаживали. Так неосознанно воспитывалась любовь и ответственность за младших наших братьев. На переменках мы не бегали по коридорам, как сейчас, а рисовали, играли в игры, читали сказки, всё это навсегда осталось в моей памяти. В старших классах у меня появилась тяга к изучению иностранных языков, чтение как русской, так и зарубежной литературы занимало большую часть моего времени! И вот…я стала студенткой КПК, где каждый год по несколько раз мы проходили педагогическую практику в различных школах города, оттачивая своё мастерство быть учителем по своей специальности…Мне очень повезло с педагогами, мэтрами своей профессии, я очень рада, что именно они дали мне те знания, которыми я могу сейчас пользоваться каждый день. Самое незабываемое и необычное для меня было получать обратную связь в конце прохождения каждой практики, когда обучающиеся писали, что им понравилось на моих уроках и что понравилось в моём преподавании. Интересным этапам моей педагогической деятельности было прохождение педагогической практики в качестве вожатой в летнем оздоровительном лагере, где я узнала, что такое воспитывать детей, которых видишь не 45 минут урока или не полдня, а 24 часа в сутки, 22 дня сезона. И как же пусто стало на душе в день отъезда этих детей, когда закончился сезон! Как будто что-то оборвалось внутри…стало пусто…грустно…что-то твоё уехало с ними… и ты их больше не увидишь… В более зрелые годы жизни, в КемГУ, педагогические шаги, при прохождении педагогических практик стали увереннее, по сравнению с ранними периодами и становилось ясно, что это и есть моё призвание…дарить знания детям и воспитывать их. После КемГУ я пришла работать гимназию, где сразу же стала классным руководителем хореографического 7 «В» класса. Как классный руководитель, не имеющий подобного опыта работы, я нередко сталкивалась с проблемами. Бывали сложные дни, когда мне трудно было установить дисциплину в моём классе, организовать учебный процесс на уроке классного часа, ведь «за него оценки не ставят и вести на нём можно как угодно себя», как говорили мне мои ребята тогда. Думаю, огромная сложность в общении на классных часах заключается в том, что ты молод, нет рычагов воздействия, нет опыта взаимодействия с детьми и главное, ты не слишком далеко от них «ушел», по сути, ты для них старшая сестра или брат, если судить по возрастным категориям, но никак не мать или отец, которых надо слушать, хотя бы из-за возраста. Иногда приходилось даже подавлять возникающие конфликты между ребятами, подростковый возраст очень трудный период и это я поняла именно во время моего классного руководства. Эти уроки, своего рода, закаливали мой характер, становясь испытанием на прочность. После таких уроков нередко я чувствовала себя уставшей, опустошенной, полной отрицательных эмоций. И приходя домой, я начинала «прокручивать» заново ситуации в голове, анализировать поведение детей, рефлексировать по поводу моих неудач и возможно недостатков работы для того, чтобы избежать подобного в дальнейшем. Я пыталась разобраться в причинах, придумать механизмы, следуя которым можно было бы предотвратить их в будущем. Пришлось большое внимание уделить исследованиям психологических особенностей учащихся разных возрастов. И только после того, как практика и теория смогли обрести гармоническую связь в моем сознании и реализоваться на практике конфликтных ситуаций стало гораздо меньше. Да, действительно, негативные ситуации случались и случаются до сих пор. Но их было гораздо меньше, чем приятных положительных, когда сами дети моего класса могут подбодрить, улучшить настроение. Такие моменты очень приятны и долго помнятся. Я думаю, именно в этом и есть смысл профессии классного руководителя: учить детей делать мир лучше, делится позитивом с другими. Но это возможно при одном условии: ты превращаешь профессию в свою судьбу и никогда не жалуешься другим на свою судьбу, ты сам выбрал профессию, и разговоры про трудности и неудачи ни к чему, ведь ты помогаешь состояться личности, играешь важную роль в воспитании и становлении личности ребёнка. Мне кажется, счастье видеть, что ты что-то хорошее дал своим ученикам и воспитанникам. И так хочется, увидеть прогресс в воспитании своих подопечных, пусть даже через годы, вздохнуть с облегчением и подумать: мои старания были не напрасными! Иначе, какой смысл: служить там, где ты не нужен. И как бы трудно порой ни было, все учителя должны признать, что их профессиональный выбор носит осознанный характер, случайных людей в нашей профессии нет и не может быть, они долго не задерживаются и если уходят из профессии, то не возвращаются обратно, ведь быть учителем – это призвание. Я чувствую ответственность за выбор своей профессии и продолжаю делать свои первые шаги по ступенькам становления профессионалом своего дела, своего рода, мастера. И до сих пор, я надеюсь, что частичка меня останется в тех детях, которых я обучала и обучаю и надеюсь, что когда-нибудь мои нынешние выпускники вспомнит таким же добрым словом (как я Валентину Ивановну и многих других мэтров профессии, которых мне посчастливилось встретить на своём жизненном пути и профессиональном поприще) своего классного руководителя Екатерину Михайловну! Надеюсь, что и тебе, мой друг, этот рассказ поможет решить, твое ли это признание – быть учителем и зажигать огонь в глазах и сердцах твоих учеников! Удачи тебе во всех твоих начинаниях! Не останавливайся на своем пути, ведь ты сам его выбрал! |