ДОРОЖЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ, Я В НЕМ ЖИВУ И ПОДРАСТАЮ (игра – путешествие в ГПД для обучающихся 1классов)
Сурженко А.С., специалист I категории. воспитатель ГПД, г. Луганск
Цель:
Воспитание любви и уважения к родному краю.
Формирование понимания культурного и исторического наследия региона.
Развитие у обучающихся навыков исследования и анализа местных природных, исторических и культурных объектов и традиций.
Задачи:
продолжать формировать у детей понятие « малая родина», расширять и углублять знания о месте, где родился и где проходит твое детство;
познакомить с историей возникновения города Луганска, его прошлым и настоящим; приобщить к духовному наследию своих земляков, познакомить с современной жизнью родного города;
организовать практическое задание, связанное с изучением местных природных и культурных объектов;
способствовать обмену мнениями и идеями среди обучающихся о том, как сохранить и приумножить наследие родного края.
Оборудование: панорама города; выставка рисунков детей «Люблю я город над Луганью»; фотографии памятных мест и знаменитых людей города Луганска; материалы для аппликации флага и герба города Луганска; эмблемы, оригами – журавлики, цветы; аудиозаписи песен « С чего начинается Родина», « Луганск – город хороших людей» («Непоседы»), «Песенка про автобус», музыка для релаксации.
Форма проведения: игра – путешествие.
Ход занятия
Минутка хорошего настроения.
Воспитатель: Я очень рада видеть вас сегодня такими нарядными и торжественными.
Улыбнитесь всем вокруг: небу, солнцу и земле. И почувствуете вдруг теплоту в своей душе. Посмотрите друг другу в глаза, дайте друг другу руки, поделитесь хорошим настроением!
( На доске открывается портрет Василия Сухомлинского. В руках у воспитателя оригами журавлика; на тихом фоне музыки воспитатель с обучающимся рассказывают сказку «Журавль и попугай».)
Журавлик родился на берегу большого озера. Подрос, полюбил родную землю. Но наступала зима. Журавлик с другими журавлями полетел на далекий юг. Там вечное лето, яркое солнце. В лесах зеленые, синие попугаи поют. А наш Журавлик прилетел, рассмотрел все и загрустил. Ничего его не радует – ни пение птиц, ни приветливое солнышко. Вот однажды подлетел к Журавлику Попугай и спросил: - Почему грустишь? Гнездо не строишь, журавлят не выводишь? Молчит Журавлик, ничего не отвечает, только в небо смотрит, прислушивается к чему – то. И вдруг услышал: - Пора в дорогу! Взмахнул Журавлик крыльями. – Куда ты летишь? – удивился Попугай. – Там же холодно. Поживешь несколько месяцев и опять к нам вернешься. И что же там хорошего? - А хорошее то, что я там родился – ответил Журавлик. – Там моя родина. А без родины жизнь – не жизнь. Сказал и полетел догонять товарищей.
(Воспитатель начинает обсуждение рассказа: дети высказывают свое мнение)
- Почему журавлик грустил в теплых краях? - Как вы поняли слова Журавлика «Без родины жизнь – не жизнь»?
Воспитатель:
Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес. Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес!
Ребенок:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья, город любимый, родная квартира, бабушка, школа, котенок…и я. Зайчик солнечный в ладошке, куст сирени за окошком и на щечке родинка - это тоже родина.
Воспитатель: ребята, вы уже поняли, что говорить мы сегодня будем о самом дорогом, что есть у каждого человека – о родине. В народе говорят: у человека есть только одна мама и одна родина. У кого – то это большой город с широкими улицами, а у кого-то маленькое село. И трудно сказать, чья родина лучше. А с чего она начинается для каждого из нас? Послушаем прекрасную песню о родине, слова которой написал наш славный земляк Михаил Матусовский.
(звучит песня «С чего начинается Родина?)
Воспитатель: - Так что же такое для нас «родина»?
Дети: место, где человек родился, вырос; где живут его родные, друзья; где человеку хорошо; куда всегда хочется вернуться.
Воспитатель: И эта родина называется, ребята, «наша малая родина».
Воспитатель: Люди сложили много стихов, песен, пословиц о родине – РОДИНЕ – ОТЕЧЕСТВЕ, гражданином которой каждый из нас является. И о своей малой родине, где он родился и вырос. Расскажите, какие запомнили вы?
Дети: «Родина любимая, что мать родная»
«Если дружба велика, будет Родина крепка»
«Жить – Родине служить»
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
«Родина – мать, умей за нее постоять»
«С родной земли умри – не сходи»
«На чужой стороне родина милей вдвойне»
«Глупа та птица, которой гнездо не мило»
«Родная земля и во сне снится»
«Кто родиной торгует, того кара не минует»
«Родная сторона - мать, чужая – мачеха»
(Далее дети работают в группах. Воспитатель предлагает им создать на доске
паутинку к слову «РОДИНА», которая будет состоять из разрезанных на слоги и перемешанных между собой частей слов: ма – ма, от – чиз – на, род – ной, го – род, край, ули – ца, оте – чест – во, дру – зья, шко – ла, жу – рав – лик, зем – ля, дом, пар – ки, реч – ка, дет – во – ра.
Воспитатель: посмотрите, дети, какую большую паутинку слов вы создали! И все они относятся к слову «родина».
А какое место вы называете своей малой родиной? (город Луганск)
Правильно. Луганск – город, где вы родились и подрастаете, это ваша малая родина.
Дети, знаете ли вы, что у нашего города есть секрет? Послушайте стихотворение и постарайтесь открыть его!
Красивый секрет
Луганск! Как красиво наш город назвали!
Откуда название - знают едва ли.
Возможно, волшебник здесь сказочный жил?
И городу имя «Луганск» подарил?
Луганск свою тайну хранит много лет…
А, может быть, взрослые знают ответ?
Но если секрет так и будет секретом,
Вот вырастут дети – добьются ответа!
Названия краше для города нет.
Какой у Луганска красивый секрет!
Воспитатель: Кто же подарил городу его красивое имя? (река Лугань) Молодцы! Дети, мы много узнали о нашем городе, когда создавали наш проект. Но, мы еще ни разу не путешествовали все вместе по нашему городу! И сегодня я приглашаю вас в путешествие по Луганску!
- Что нужно для путешественника в любом путешествии? (карта) - У нас есть панорама города. Ее нам прислали из Краеведческого музея, когда узнали, что мы собираемся в путешествие по родному городу (на доске открывается панорама города). Так выглядит наш город с высоты птичьего полета: воспитатель показывает панораму, читает стих:
Вот речка, там трамвай идет. Гостиницы «Октябрь», «Луганск»
А вот тенистый парк. Встречают радостно гостей
Струя фонтана в небо бьет А Кукольный театр наш
И отдохнуть зовет. Открыт для всех детей.
Чуть дальше Острая могила. Как на ладони мы Луганск
Над ней орел парит, Увидели с тобой.
А память в бронзе здесь застыла, Но каждый день, и каждый час
Негаснущий огонь горит. Все краше город наш!
Здесь Ворошилов на коне,
А там – универмаг «Россия».
Рабочий с факелом в руке.
В нем мужество и сила.
Воспитатель: - На каком транспорте поедем? ( дети рассуждают, выбирают автобус) Но, прежде, чем отправиться в путь, что нужно вспомнить? (правила поведения в городе). Воспитатель проводит дидактическую игру
«ПОЛЕЗНЫЕ – ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ»
Читает стихотворение:
Будем город обижать?
На домах слова писать?
С клумб цветочки обрывать?
Ветки и кусты ломать?
А еще – ссорить, кричать.
Всюду людям досаждать.
Так мы будем поступать?
Дети: НЕТ! (вырабатываем правила и вывешиваем их на доске)
ГОРОД НЕ ОБИЖАТЬ НЕ РВАТЬ ЦВЕТЫ НЕ ЛОМАТЬ КУСТЫ
НЕ ПИСАТЬ НА ДОМАХ НЕ ТОПТАТЬ ГАЗОНЫ
НЕ КРИЧАТЬ НЕ МУСОРИТЬ НЕ НАРУШАТЬ ПДД
Воспитатель: Во время путешествия мы сделаем три остановки. Они необычные. Прочитайте их названия на нашей карте (дети читают)
«ИСТОРИЧЕСКАЯ»
«ВСЕЗНАЙКИ»
«ТВОРЧЕСКАЯ»
На каждой остановке вас ждут трудные задания, но если вы их успешно выполните, то получите вот такую эмблему «Знаток города Луганска». А в дорогу с собой возьмем веселую песенку и хорошее настроение!!!
(звучит «ПЕСЕНКА ПРО ВЕСЕЛЫЙ АВТОБУС». Дети под нее выполняют ритмичную разминку СИДЯ)
1 остановка «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
Воспитатель открывает 1- й конверт и читает задание: расскажите кратко историю возникновения и развития вашего города.
Воспитатель: Наша группа историков очень серьезно работала над изучением данного вопроса.
(дети рассказывают краткую историю г. Луганска в стихах, при этом демонстрируют фотографии, иллюстрации):
На околице дивной
В степном суховейном краю
По указу Екатерины
Начал мой город легенду свою (портрет Екатерины II)
Вдоль берега славной Лугани
Промышленный город растет
Его голова Холодилин
Ценит рабочий народ (изображение бюста Холодилина)
Казак Луганский, просто Даль
Он жил здесь и творил
Свой знаменитейший словарь
Он людям подарил (иллюстрация Толкового словаря В.Даля)
На горизонте прошлых лет
Героев целый ряд:
Артем, Пархоменко и Клим,
В чью честь был Ворошиловград (памятник К. Ворошилову)
Проходят годы, жизнь идет
Все встало в стройный ряд.
Мы независимы уже,
Луганск Луганском стал опять.
Теперь он и больше, и краше,
Каштаны и липы цветут,
Все вузы и колледжи наши
Студентов на кафедрах ждут (иллюстрации г. Луганска)
Сегодня Луганску больше двухсот
Трудовых, героических лет.
Но город мой молод, он ждет
Все новых и новых побед.
Воспитатель: Спасибо, историки, вы замечательно справились с заданием. А мы продолжаем путешествие и следующая наша остановка (воспитатель переставляет флажок на вторую остановку) называется
«ВСЕЗНАЙКИ»!
А в конверте – новое задание! Мы должны ответить на вопросы викторины
«ЗНАТОКИ ГОРОДА»
Воспитатель: а теперь, ребята, не зевай, если любишь город свой – дай ответ на вопрос любой!
Почему город носит имя Луганск?
Сколько нашему городу лет?
Как себя называют жители города?
По чьему указу был построен город?
Сколько жителей в нашем городе?
Какие реку текут у нас в городе?
Как называются главные улицы города?
Чье имя еще носил наш город?
Кто прославил наш город?
Какие памятники города вы знаете?
В каком квартале находится наша гимназия?
Чье имя носит наша гимназия?
Как называлась самая первая улица города?
Какое самое старое здание в городе? Самое высокое? Самое красивое?
Молодцы! А теперь – переменка! А на переменке нам предлагают отгадать «ГОРОДСКИЕ ЗАГАДКИ!»
Воспитатель: Отгадайте – ка, ребятки
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придется отвечать!
Эти загадки сочинил для вас легендарный гражданин нашего города, писатель, ученый, врач Владимир Даль.
Стоит веселый, светлый дом,
Ребят проворных полон он,
Кто в него попадает,
Тот знания приобретает (школа)
Друг на дружке ровно вряд
Эти кубики стоят.
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто – нибудь живет (дом)
В нем есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные,
Но покупать их не позволят,
Не потому, что много стоят.
Не магазин здесь, а (музей)
Шумят повсюду поезда,
Едут люди кто – куда,
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждет прибытий поездов,
Того мы пригласили в зал,
Что называется (вокзал)
В этом домики – врачи.
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы,
Отпускают лишь здоровых (больница)
Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там – народ.
Артисту смотрят все на руку.
Что за театр? (Театр кукол)
Вот большой и круглый дом,
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена (цирк)
Воспитатель: На следующую остановку мы пройдемся пешком, полюбуемся домами, парками, церквями.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МЫ ПО ГОРОДУ ШАГАЕМ»
(выполняется под ритмичную музыку)
3- я остановка - ТВОРЧЕСКАЯ
(воспитатель перемещает флажок на карте, открывает конверт)
- Дети, теперь нам предстоит творческая работа. Вы знаете, что у каждого города есть свои символы. Назовите их. А есть ли такие символы у города Луганска? - Наши исследователи изучили этот вопрос. Дети – исследователи рассказывают о флаге и гербе города, демонстрируют их.
Воспитатель: А теперь объединитесь по 2 человека и выполните аппликацию флага и герба нашего города.
(дети работают в парах, готовые работы размещают на доске)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по родному городу.
- Чему было посвящено занятие?
- Что больше всего понравилось делать?
Ребята, вы все настоящие знатоки Луганска! И, поэтому, все награждаетесь эмблемами «Знаток города Луганска» (вручение эмблем).
- А сейчас, дети, прислушайтесь к своему сердцу и скажите добрые слова своему родному городу. Напишите эти слова на цветах (аппликация) и прикрепите их к карте – панораме нашего города.
(прикрепляя цветы, дети зачитывают их вслух)
- Посмотрите, как расцвел наш город от ваших добрых слов и улыбок! Заботьтесь о родном городе, любите его, берегите, украшайте, чтобы он всегда был красивым!
1 ребенок: Мы – Луганска дети,
Он наш дом родной.
Здесь нам солнце светит
Летом и зимой.
Улицы и парки,
Скверы и дворы,
Лучшего подарка
Нет для детворы!
2 ребенок: Будем в доме нашем
Жить и подрастать,
Ведь Луганска краше
В мире не сыскать.
Мы, ребята, знаем,
Нет земли родней,
Город назывем
РОДИНОЙ СВОЕЙ!
- А теперь возьмите в руки журавликов (оригами) – символ любви и верности родному дому, и спойте песню своему родному городу.
(дети поют песню «ЛУГАНСК – ГОРОД ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ» («Непоседы»)