ФИО учителя : Моллакаева Нашират Моллакаевна. Легенда педагогического кейса: Представьте, что ваша проектная группа работает в сельской малокомплектной школе. Перед вами стоит задача провести обобщающее внеклассное мероприятие в рамках программы воспитания для обучающихся 9-11 классов в количестве 15 человек. В вашем распоряжении находятся учебный класс с партами и стульями, стационарный компьютер с выходом в интернет, и меловая доска. На занятие отводится 45 минут. К психолого-педагогическим характеристикам целевой группы можно отнести следующее: в классе большая половина детей из малоимущих или многодетных семей, живущих на социальные пособия; дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД. |
Первое проектное задание |
Анализ легенды, характеристика условий, в которых необходимо разработать решение | Как влияет на выбор методики | Условия кейса | Возможности | Ограничения и риски | 1 | Сельская малокомплектная школа | | Нехватка необходимого оборудования в классе. В классе могут быть дети разного возраста. | 2 | Обобщающее внеурочное мероприятие | Повышение интереса обучающихся к предмету и закрепление полученных новых знаний. | В классе находятся дети разных возрастов, сложно подобрать общую тематику | 3 | 9-11кл (15 чел) | Чувство взрослости - главная особенность личности. Новая жизненная позиция по отношению к себе, к другим людям и к миру. | Личный опыт для взаимодействия с окружающим социумом уже недостаточен, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. | 4 | Класс учебный с партами и стульями | Работа в группах | Ограничение в перемещении | 5 | Стационарный компьютер с выходом в интернет, меловая доска | Поиск информации в интернете, просмотр презентаций, видеороликов, фильмов. | Ограничения доступа сети Интернет | 6 | 45 мин | Привычное время, дети не устают | Ограничение времени для проведения мероприятий. | 7 | Большая половина детей из малоимущих или многодетных семей, живущих на социальные пособия; дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД. | Умение жить по средствам и ограничивание себя в желаниях. | Недостаточный опыт работы с финансовыми инструментами | |
Планиру-емый результат | Тема: Обучающиеся по результатам педагогического воздействия будут: Знать / понимать: -что такое налоги, зачем они нужны и каковы направления использования налоговых поступлений в государственный бюджет. Иметь установку на / установку о том, что: - необходимо проявлять ответственность и своевременно осуществлять уплату налогов. Уметь (предметные жизненные умения): - считать сумму заплаченных налогов или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога. Уметь (метапредметные умения): -уметь анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. |
Второе проектное задание |
Содержание финансовой грамотности | Понятия/знания и представления о: налогах, видах налогов, способах уплаты налогов. Личностные характеристики и установки: - понимание того, что в государстве существуют разнообразные налоги; - понимание необходимости регулярного сбора актуальной информации о том, какие налоги, в каких случаях и каким способом следует уплачивать. Способы деятельности: -групповая. |
Идея решения: как учитываются условия кейса при построении учебной деятельности обучающихся | Как преодолеваются ограничения и риски: Использование раздаточного материала, разноуровневые задания по возрастным категориям обучающихся, разделение темы на два урока, улучшение знаний, обучающихся с финансовыми инструментами на основании карточек. Как используются имеющиеся возможности: Творческий потенциал старшеклассников используем для обучения обучающихся младших классов, приучить детей рационально распределить свои деньги. |
Методы обучения | 1.Словесный метод. 2.Игровой метод. |
Методические приемы | 1.Беседа, дискуссия. 2.Викторина. |
Используемые образовательные ресурсы | Основные: - Липсиц В.И., Рязанова О.И.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразовательной организации – Москва: ВАКО, 2018 г. – 352 с., тема « модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют » стр. 303-330. Дополнительные: Методическая разработка учебного занятия по курсу https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/7-9-klass/bankovskaia-i-nalogovaia-sistemy-127377/kakie-nalogi-my-platim-1 |
План занятия с описанием используемых методов, приемов и образовательных ресурсов (в т. ч. презентации) | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Методы и приемы | Образовательные ресурсы | 1. Организационный | Учитель приветствует обучающихся, объявляет тему занятия, цель и задачи, озвучивает правила игры-викторины. Делит класс на группы, раздает инструкции, правила игры (Приложение №1) и комплекты раздаточного материала. (Приложение № 2.1, 2.2) | Обучающиеся приветствуют учителя. Слушают, усваивают правила проведения игры-викторины. Делятся на группы. | Словесный: беседа | | 2. Основной | Учитель объясняет, что такое налоги их виды и функции. Проводит игру-викторину. (Приложение №3) Поддерживает атмосферу игры и конкуренции, отслеживает время, оказывает помощь в организационных вопросах. Учитель подводит итоги игры-викторины, объявляет команду победителя и вручает призы. | Обучающиеся слушают учителя, выполняют задания в соответствии с правилами игры-викторины. Угадывают ребусы, разгадывают кроссворд по теме: «налоги», «виды налогов», «функции налогов», « правила налогообложения». Обучающиеся комментируют итоги своей работы в викторине и делятся впечатлениями от игры. | Словесный: беседа Игровой: кроссворд, ребус | | 3. Рефлексия | Прием «Радуга налогов» (Приложение №4) | Обучающиеся оценивают индивидуальную и совместную деятельность по достижению результата. Осуществляют коррекцию собственной деятельности. | Словесный: дискуссия | Методическая разработка учебного занятия по курсу «Финансовая грамотность» https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/7-9-klass/bankovskaia-i-nalogovaia-sistemy-127377/kakie-nalogi-my-platim-1 | |