14. Дорожная карта (план мероприятий) по внедрению и апробации проекта концепции преподавания предмета «География» в Российской Федерации
Актуальность проекта
Реализация данного проекта концепции должна создать благоприятные образовательные и социокультурные условия для творческого и гармоничного развития успешной личности современного школьника.
В формате образовательной программы предмета «География» является средством достижения личностных и метапредметных результатов обучения, средством развития универсальных учебных действий, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.
Цель проекта
Концепция направлена на выработку стратегии развития преподавания предмета «География» в Российской Федерации в соответствии с вызовами времени и учетом всех условий деятельности образовательных организаций на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровне, а также с учетом социального заказа и запросов родителей.
Задачи проекта
выявление круга проблем, от решения которых зависит качество преподавания предмета «География»;
определение задач общего преподавания предмета «География» на современном этапе и путей их решения;
планирование основных направлений преподавания предмета «География»;
обозначение новых форм преподавания предмета «География»;
привлечение внимания общественности и профессионального педагогического сообщества к повышению статуса и престижа предмета «География» в общеобразовательных организациях в виду его значимости и эффективности в деле патриотического воспитания учащихся, развитии географической культуры школьника, обогащении жизненного и эмоционально-ценностного опыта, развитии коммуникативных качеств, творческого потенциала, становлении личности гражданина Российской Федерации.
Цель реализации дорожной карты
Дорожная карта является основным документом для поэтапного внедрения и апробации проекта преподавания предмета «География» и включает в себя:
Поэтапное внедрение Концепции преподавания предмета «География».
Определение основных показателей и механизмов реализации проекта Концепции предмета «География».
Мониторинг результатов внедрения и апробации Концепции преподавания предмета «География» и коррекция процесса его внедрения.
Основные предпосылки модернизации преподавания предмета «География»
несоответствие существующего содержания образования в средней школе целям современного общества повышения роли гуманитарного знания;
отсутствие предпрофессиональной подготовки в старших классах в области географии, невостребованность полученных в школе компетенций при приеме в вузы соответствующего направления;
противоречие между большим количеством научных разработок в области методики преподавания географии, декларируемым в обществе целям идеологии устойчивого развития и низким статусом предмета «География» в обществе и общеобразовательной школе;
недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов географии, в том числе для использования в образовательном процессе информационно- коммуникативных технологий;
низкая мотивация учителей географии и выпускников педагогических вузов, связанная с позицией «второстепенности» предмета география и недостаточным вниманием администраций школ и региональных органов управления образования к предмету «География»
несоблюдение администрацией образовательных организаций нормы учебной нагрузки учителей, преподающих географию, для ставки заработной платы (недостаточное количество часов, особенно в старшей школе);
отсутствие возможностей привлечения к преподаванию в школе специалистов (ученых, преподавателей вузов, профессиональных географов-полевиков, путешественников), сокращение экскурсий и экспедиций образовательного туризма как компонента образовательного процесса, организации стажировки педагогов (учителей) географов, учреждениях дополнительного образования детей и т.д., в том числе за пределами региона за счет бюджета;
недостаточное межведомственное взаимодействие между образовательными организациями с краеведческими музеями и национальными парками в регионе в целях экологического воспитания школьников, географического просвещения;
Целевая аудитория
федеральные органы управления образованием,
региональные и муниципальные органы управления образованием,
образовательные организации,
учителя предмета «География» .
Основные направления реализации дорожной карты
Обеспечение высокого качества преподавания предмета «География» включает в себя:
создание «Дорожной карты» внедрения и реализации Концепции, проведение мониторинга результатов реализации Концепции;
разработку, общественное обсуждение и утверждение «Концепции преподавания предмета «География» в Российской Федерации»;
внесение изменений в примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего уровней образования с учетом Концепции и предложений по модернизации содержания образования, технологий обучения и совершенствования преподавания предмета «География»;
введение обязательного ОГЭ по географии по окончании 9 класса, единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предмету «География» (по выбору аттестуемых), необходимого для учащихся, поступающих в вузы географического, экономического и туристического профиля или в педагогические вузы по направлению «Педагогическое образование» по программам бакалавриата;
внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в целях уточнения требований к результатам обучения по предмету «География»;
развитие сети региональных отделений Межрегиональной ассоциации учителей географии России с целью консолидации учителей в различных регионах страны, обмена передовым педагогическим опытом;
содействие развитию дополнительного образования детей в области географического образования в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и на базе региональных отделений РГО