9 класс.
Тема. Изучение явления электромагнитной индукции. Опыты Фарадея.
Вступительное слово:
Добрый день, любой путешественник, собираясь в дорогу выстраивает маршрут, он определяет путь, направление, места остановок ( важных мест, которые нужно увидеть или мест для отдыха), а потом делится впечатлениями в соцсетях, мы сегодня тоже будем путешествовать - попробуем определиться с маршрутом, остановиться в важных точках пути и поделиться впечатлениями.
Китайский мудрец сказал, что «Любая дорога начинается с первого шага», а в сказке «Снежная королева» Г.Х. Андерсена предложено продолжение : «Итак, начнем, дойдя до конца, мы будем знать больше, чем в начале нашей истории».
У вас есть «дорожная карта», каждый заполняет свою карту, хотя работать вы будете в парах. Карту можно заполнять в процессе урока или скорректировать в конце урока на это будет выделено от 5 до 7 мин. Нужно заполнить недостающие элементы ( слова, выражения, гипотезы, схемы и т.д. написать свои выводы, поделиться открытыми секретами).
После урока «Дорожную карту» нужно сдать. ( отметка будет поставлена за работу по карте). Проверенную работу можно использовать как конспект урока и мотивацию к действию ( например, исправить ошибки)
Для формирования цели путешествия ( темы урока), предлагается привести в соответствие даты, ученых и их открытия, представленные в задании 1.
(По результатам представляется слайд с указанием даты, ученого ( портрет), фото или рисунок открытия).
| Ф.И. ученого | Открытие |
А. 1820 г | Х. Эрстед А. Ампер | a) электрический ток создает магнитное поле е) взаимодействие проводников с током |
Б. 1831 г. | М.Фарадей. | c) превратил магнетизм в электричество *b) действие магнитного поля на проводник с током |
*В. 1822 г. | | |
| | |
* те, элементы, которым нет соответствия
Для реализации цели «Превратить магнетизм в электричество» мы и отправимся в увлекательное путешествие ( Фарадей шел к этому открытию 10 лет!, а мы это сделаем за оставшиеся 30 мин урока) Вперед, к цели.
План работы поэтапно представлен на карте ( это конспект нашего урока в вашем изложении).
Работа учителя в дальнейшем: коррекция работы учащихся в парах, проверка функциональности электрической цепи на столах учеников и подведение итогов ( так как свои итоги каждый ученик определит сам в карте) и построение планов на будущее (тем будущих уроков).
ДОРОЖНАЯ КАРТА _
ФИ___________________________________________
Тема урока: __________________________________________________________________________
Задание 1.
| Ф.И. ученого | Открытие |
А. 1820 г | 1. М.Фарадей | a) электрический ток создает магнитное поле |
Б. 1831 г. | 2. Х. Эрстед | b) действие магнитного поля на проводник с током |
В. 1822 г. | 3. А. Ампер | c) превратил магнетизм в электричество |
| | е) взаимодействие проводников с током |
18____ г ________________ ставит цель ( в своем дневнике).
18____ г открытие явления _________________________________________ (ЭМИ)
Первая серия опытов. Оборудование: Виток - катушка магнитный, соединительные провода, измерительный прибор, магнит постоянный.
С
оберите цепь ( подсказка на слайде).
Измените положение катушки относительно магнита.
Наблюдайте за показаниями амперметра ( вольтметра).
Внесите магнит в катушку и остановите его.
Как меняются положение стрелки прибора при внесении и вынесении магнита? _______________
О чем это свидетельствует? _______________________________________________________________
Что происходит с магнитным полем, когда положение магнита относительно катушки меняется ? ___________________ (меняется/не меняется )
Внесите магнит и остановите его. Исчезло магнитное поле? _____________________
ВЫВОД. Для получения электрического тока в ________________________ проводнике необходимо _____________________________ магнитное поле.
Этот ток называют индукционным ( или «наведенным») от лат. слова «induction» - «индукция» - наведение.
Электромагнитная индукция - явление возникновения _____________________________ тока в ________________ проводнике (контуре) под действием _________________________________ магнитного поля.
Предложите способы, которые позволят получить переменное магнитное поле.
_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_________________________________________________________
Проверьте это экспериментально. ( если ваша гипотеза оказалась неверной - вычеркните ее из списка). Если в процессе эксперимента вам захотелось что-то добавить в уже перечисленное – добавьте
_________________________________________________________________________________________
Вторая серия опытов. Постоянный магнит в опыте можно заменить электромагнитом. Соберите цепь электромагнита по схеме. На рис не указан реостат. Его нужно включить в цепь ( последовательно).
Начертите на схеме недостающие элементы.
Как можно изменять магнитное поле в цепи электромагнита?
_________________________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________________
Вы заметили???
Индукционный ток меняется / не меняется по величине и направлению? (нужное подчеркнуть).
Направление индукционного тока зависит от: | Модуль индукционного тока зависит от: |
| |
| |
| |
Подведем итог. Подчеркните, отметьте «+/-», «галочкой»
Результаты урока | Уровень усвоения материала | Оцени работу вашей и свой вклад | Твое впечатление от урока |
Я провел/а все эксперименты, сделал/а выводы, смог/ла ответить на все вопросы | Высокий | Я сделал все сам, мне никто не помогал | | Нарисуй свое настроение |
Собрал цепь, но надо кое-что обдумать | достаточный | Отличная группа. Вместе быстрее и проще | |
Я старался/ась, но сегодня не мой день | | Хочу работать один | |
Поставь отметку себе | | Поставь отметку вашей совместной работе | |