Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
Преподаватель ОБЖ
МБОУ Школа №32
Кирков В.И.
Автомобили в наше время - самый распространенный вид транспорта, при этом их количество постоянно растет. Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибают более 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек. Основными причинами этого зачастую является несоблюдение правил дорожного движения.
Первые правила дорожного движения в России появились при Петре I , когда основным средством передвижения по дорогам были конные упряжки. Был издан указ, в котором запрещалось управление лошадьми при помощи вожжей, кучер должен был управлять лошадью, сидя на ней верхом, чтобы лучше видеть дорогу.
В 1730 г. был издан новый указ , в котором говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно».
В 1742 г. появился еще один указ : «Ежели и впредь будут так несмирно ездить и кнутами людей побивать, и лошадьми давить, и каретами калечить, так ловить и, по состоянию вины оных, нещадно плетьми пороть или отправлять на смертную казнь».
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения особо остро встала с появлением автомобилей. В 1900 г. в России было принято «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Правила дорожного движения Российской Федерации обязаны знать и соблюдать и водители и пешеходы и пассажиры.
В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение , то есть транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги. Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста). Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.
Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути - для трамваев, тротуары - для пешеходов, обочина - для движения пешеходов и для остановки автомобилей.
Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.
Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения - управление потоком движения транспорта и пешеходов.
Дорожное движение регулируют: дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.
Дорожная разметка представляет собой линии, стрелы, надписи и другие обозначения, которые наносятся на различные элементы дороги; большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет. Например, линия белого цвета на проезжей части, прерывистая или сплошная, разделяет встречные потоки автомашин.
Дорожные знаки, так же как и разметка , служат для регулирования дорожного движения, для передачи его участникам необходимой информации о различных дорожных ситуациях . Насчитывается более 200 знаков . Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на семь групп . К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового предназначения.
Различают следующие группы дорожных знаков:
- предупреждающие; - приоритета; - запрещающие; - предписывающие; - информационно-указательные; - сервиса; - дополнительной информации (таблички).
Пешеходный переход, регулируемый светофором, обозначается белыми линиями, нанесенными поперек проезжей части дороги ("зебра" ).
Для того чтобы уверенно себя чувствовать на улицах и дорогах и безопасно передвигаться по ним, каждый участник дорожного движения должен знать дорожные знаки. Для регулирования очередности пропуска участников дорожного движения через определенный участок дороги применяются светофоры, которые имеют сигналы зеленого, желтого и красного цвета.
Зеленый сигнал светофора разрешает движение.
Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов.
Красный сигнал запрещает движение. Для регулирования дорожного движения применяются две группы светофоров: транспортные и пешеходные.
Транспортный светофор может быть трехсекционным, с вертикальным расположением сигналов сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Транспортные трехсекционные вертикальные светофоры могут иметь расположенные по горизонтали дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающими направления движения транспортных средств.
Домашнее задание.
- Читать п.п. 2.1.
- Письменно ответить на вопросы в конце п.п.