Просмотр содержимого документа
«Дорожные знаки и дополнительные средства информации»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя – Самойлова С.В.
Место работы: МБОУ «СОШ №16 имени Д.М. Карбышева»
Предмет: ОБЖ
УМК: «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5кл. общеобразовательных организаций под редакцией В.Н.Латчука
Тема урока: Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Класс: 5 класс
Оборудование: мультимедиа, текст.
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности. | По полоскам черно-белым Пешеход шагает смело. Кто из вас ребята знает- Знак что этот означает? Шли из школы мы домой, Видим знак на мостовой, Круг, внутри велосипед, Ничего другого нет. В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждет. Он устал пешком шагать, Пассажиром хочет стать. На своем пути в школу, магазин – всюду вы встречаете дорожные знаки. Они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Многие из этих знаков хорошо известны. А какую службу несут дорожные знаки? (следуют ответы учащихся: выполняют ту же службу, что и светофоры, линии разметки проезжей части улиц и дорог. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей. Знаки облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения). Водители хорошо знают значение дорожных знаков и умело ими пользуются. А только ли водители должны хорошо знать? (ответы детей: И велосипедисты, и пешеходы обязаны знать знаки). | Отгадывают загадки и отвечают на вопросы. | Личностные: Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов Коммуникативные: Формируем умение планировать сотрудничество с учителем |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | Для чего нужны дорожные знаки? О чем говорят дорожные знаки водителям; пешеходам, велосипедистам? (возможные ответы учеников.) Знаки безмолвно показывают, как вести себя на дороге. Каждый знак имеет особое значение, знать их обязаны водители, пешеходы, велосипедисты. Где же устанавливаются дорожные знаки? Дорожные знаки устанавливаются с правой стороны от дороги (по ходу движения автомобиля), так как в нашей стране движение правостороннее. Чем же сегодня мы будем заниматься? (предположения учащихся). Конечно, знакомиться с группами знаков. Кто попытается сформулировать тему урока? Итак, тема урока: Дорожные знаки и дополнительные средства информации | Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: Формируем самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, формулирование темы урока Коммуникативные: Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные: Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
Совместное открытие новых знаний | Давайте рассмотрим, на какие группы делятся все дорожные знаки. Итак, какие группы знаков существуют? | Работа с текстом в группах. Каждая группа рассказывает об определённой группе знаках. | Личностные: Формируем внутреннюю позицию школьника, умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила Регулятивные: Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Познавательные: Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из текста; способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение); умение на основе анализа объектов делать выводы; представлять информацию по предложенному наглядному материалу Коммуникативные: Умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос. |
Физминутка | Проводится физкультминутка с музыкальным сопровождением и презентацией | Выполняют движения. | |
Закрепление нового материала | Вот мы и ознакомились с группами дорожных знаков. Давайте проведем викторину. - Зачем нужны дорожные знаки? - На какие группы делят дорожные знаки? - Какую форму имеют предупреждающие знаки, о чем они говорят? - Где устанавливают дорожный знак, на котором нарисованы дети? - О чем говорят знаки приоритета? - О чем говорят запрещающие знаки? - Как должен поступить велосипедист, увидев знаки «Въезд запрещен» и «Движение на велосипедах запрещено»? - Можно ли велосипедисту ехать на улицу, если установлен знак «Движение запрещено»? - Для чего служат информационно-указательные знаки? - Что означает знак «Пешеходная дорожка»? Где его устанавливают? - Где устанавливают знак «Пешеходный переход»? - Каково назначение знаков дополнительной информации? | Отгадывают викторину, используя сигнальные карты. | Коммуникативные: Формируем умение работать в группах, слушать и понимать других, аргументировать свой выбор Регулятивные: Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные: Формируем внутреннюю позицию, способность к самооценке на основе критериев успешности Познавательные: Формируем умение работать с новой информацией по теме, структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, строить логические цепи рассуждений |
Рефлексия | - О чем же главном мы сегодня говорили на уроке? - Что для вас показалось трудным? -Кто или что помогало вам справляться с заданиями? - На сколько хорошо вы сегодня поработали? - Как можете отметить свое настроение? На этом мы свой урок заканчиваем. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на уроке с помощью «смайликов». | Личностные: Формируем умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Коммуникативные: Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: Формируем умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения |
Приложение №1
Текст
Знаки первой группы – предупреждающие: они предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности. Их устанавливают на определенном расстоянии от места опасности так, чтобы они были хорошо видны. Форма большинства знаков – треугольник белого цвета с красной каймой. Знаки второй группы – знаки приоритета: они устанавливают очередность проезда перекрестков, а также узких участков улиц. Знаки третьей группы запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов, поэтому их называют запрещающими. Эти знаки имеют форму круга белого цвета с красной каймой. Но бывают также запрещающие знаки, окрашенные в красный или голубой цвет.
В четвертую группу входят предписывающие знаки. Они предписывают, разрешают водителям двигаться в определенном направлении, выполнять те или иные предписания, указанные на них. Эти знаки круглые, голубого цвета.
Знаки пятой группы – знаки особого предписания вводят или отменяют определённые режимы движения.
Знаки шестой группы называются информационно-указательными. Они сообщают водителям о различной дорожной обстановке. Эти знаки имеют форму квадрата или прямоугольника с рисунками и надписями на зеленом, голубом или желтом фоне.
В знаках седьмой группы содержится различная информация, объяснение. Они помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути, например, оповещают о местах отдыха, заправочных станциях, медицинских пунктах, местах движения и т.д. Эти знаки называют знаки сервиса. Они имеют форму прямоугольника и окрашены в голубой цвет.
К знакам восьмой группы относятся знаки дополнительной информации (таблички), которые помогают упорядочить движение потоков транспортных средств или уточнить, усилить действие знаков.
Итак, какие группы знаков существуют?