СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Досье на углеводы" - интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения пройденного материала по теме "Углеводы" по химии в 10 классе. Урок построен с применением технологии педагогической мастерской. Соедержит групповую, фронтальную и индивидуальные формы работы. 

Просмотр содержимого документа
«"Досье на углеводы" - интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе»

Интегрированный урок химии-биологии.

Тема: Досье на углеводы.

Цели: - обобщить и систематизировать знания об углеводах, их

строении, функциях и значении;

- развивать умения работать с лабораторным оборудованием,

проводить исследования, работать с дополнительной литературой;

- воспитывать аккуратность, чувство взаимопонимания; развивать

интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: педагогическое ателье.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

План урока:

  1. Индуктор.

  2. Работа с материалом.

  3. Афиширование.

  4. Рефлексия.

Оборудование: мини лаборатории для эксперимента: пробирки, спиртовка,

щипцы, фильтровальная бумага, стаканчики с водой, набор

химикатов: Cu(OH)2, NaOH, р-в Толленса; мороженое, шоколад,

вафельный стаканчик, дополнительная литература по химии.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Он называется «Досье на углеводы».

Мы соберем весь изученный материал на эти удивительные вещества; определим их нахождение в продуктах питания и поговорим об их значении.

II. Блиц – опрос.

Ребята, я надеюсь вы знаете игру «Бреин-ринг». Вот сейчас играя, мы с вами повторим материал об углеводах. Необходимо быстро продолжить высказывание или ответить на вопрос.

  1. Углеводы – это вещества с общей формулой…. (Cn(H2O)m).

  2. Углеводы классифицируют на … (моно-, ди-, полисахариды).

  3. К моносахаридам относятся …(глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза).

  4. К полисахаридам относятся … (крахмал, целлюлоза).

  5. К дисахаридам относятся … (сахароза, лактоза).

  6. В состав РНК входит углевод …(рибоза).

  7. В состав ДНК входит углевод… (дезоксирибоза).

  8. Фруктоза – это изомер … (глюкозы).

  9. При расщеплении сахарозы образуются … (глюкоза и фруктоза).

  10. Сахароза не дает реакцию «серебряного зеркала» т.к. … (в ее молекуле нет альдегидной группы).

  11. Крахмал образован … (α – глюкозой и α-гликозидной связью).

  12. Целлюлоза, в отличии от крахмала, образована … (β-глюкозой и β-гликозидной связью).

  13. Реактивом на определение глюкозы является … (р-в Толленса или р-в Феллинга).

  14. Волокнистое вещество нерастворимо в воде и органических растворителях, растворяется в реактиве Швейцера. Это … (целлюлоза).

  15. С помощью какого одного реактива можно обнаружить глюкозу, сахарозу и крахмал? (гидрооксида меди Cu(OH)2 ).

  16. При окислении глюкозы образуется … (глюконовая кислота).

  17. Углеводы образуются в клетках в процессе… (фотосинтеза).

  18. По химическому строению глюкоза – это … (альдегидоспирт).

  19. Углеводы способные вступать в реакцию с реактивом Толленса и окисляться реактивом Феллинга называются ..(восстанавливающими).

  20. Пентозами являются углеводы … (рибоза и дезоксирибоза, которые имеют по 5 атомов С в цепочке).

III. Исследование углеводов.

Мы повторили материал об углеводах. Углеводы – это органические вещества, значит, они находятся в живых организмах. В животной клетке углеводы находятся в количестве, не превышающем 1 – 2 %, иногда и 5% массы сухого вещества. Наиболее богаты углеводами растительные клетки, где их содержание доходит до 90% массы сухого вещества клетки (картофель, семена…)

Сегодня мы определим, находятся ли в наших пищевых продуктах углеводы и каково их значение в природе и жизни человека.

(учитель раздает инструкционные карточки с заданиями по группам).

1 группа. Обнаружение углеводов в мороженом.

А) В пробирку наливаю 1 мл. растаявшего мороженого и добавляют 5-6 мл. воды, закрывают пробкой и встряхивают.

Фильтруют полученную смесь.

К 2 мл. фильтрата добавляют 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH) и 2-3 капли раствора CuSO4. Пробирку встряхивают.

Обращают внимание на изменившуюся окраску раствора.

О чем говорит эта реакция?

Б) Полученный раствор с изменившейся окраской нагревают на спиртовке.

Обращают внимание на изменение окраске.

Какой вывод о составе мороженого можно сделать?

2 группа. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике.

А) Берем вафельный стаканчик и капаем на него 1-2 капли спиртового раствора йода.

Что происходит с окраской раствора?

Б) Разжуйте небольшое количество вафли, поместите кусочек в пробирку, добавьте воды, закройте и встряхните.

К полученному раствору добавьте 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH), а затем 1-2 капли сульфата меди (II) (CuSO4).

Обратите внимание на изменение окраски раствора.

Сделайте вывод о составе вафельного стаканчика.

3 группа. Обнаружение углеводов в шоколаде.

А) Насыпьте в пробирку измельченный шоколад ( 1 см ) и добавьте (2см) воды.

Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и профильтровать.

Добавить к фильтрату 1 мл. раствора едкого натра (NaOH) и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) (CuSO4).

Пробирку встряхивают. Как изменилась окраска раствора?

Б) Налейте в пробирку 1 мл. нитрата серебра (AgNO3) и добавляйте по каплям раствор аммиака (NH3) до растворения осадка.

Затем к полученному раствору прилейте раствор молочного шоколада.

Обратите внимание на изменение, происходящее в пробирке.

Сделайте вывод о составе молочного шоколада.

4 группа. Исследование значения углеводов.

Изучите дополнительную литературу, и определите значение глюкозы в природе и жизни человека.

При помощи дополнительной литературы определите значение сахарозы, крахмала.

При помощи источников определите значение целлюлозы в природе и области ее применения в промышленности.

Подготовьте сообщения на данные темы.

IV. Сообщение о результатах исследований.

V. Оформление альбома «Досье на углеводы».

Итак, ребята. Мы с вами провели исследования углеводов и изучили их значение.

Теперь необходимо составить материал об этих удивительных веществах, для того, чтобы все знали и сразу узнавали углеводы.

VI. Дополнительный материал: просмотр видеофрагмента «Древесина».

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: повторить §§ 35-39, составить кроссворд по теме «Углеводы».