Интегрированный урок химии-биологии.
Тема: Досье на углеводы.
Цели: - обобщить и систематизировать знания об углеводах, их
строении, функциях и значении;
- развивать умения работать с лабораторным оборудованием,
проводить исследования, работать с дополнительной литературой;
- воспитывать аккуратность, чувство взаимопонимания; развивать
интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: педагогическое ателье.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
План урока:
Индуктор.
Работа с материалом.
Афиширование.
Рефлексия.
Оборудование: мини лаборатории для эксперимента: пробирки, спиртовка,
щипцы, фильтровальная бумага, стаканчики с водой, набор
химикатов: Cu(OH)2, NaOH, р-в Толленса; мороженое, шоколад,
вафельный стаканчик, дополнительная литература по химии.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Он называется «Досье на углеводы».
Мы соберем весь изученный материал на эти удивительные вещества; определим их нахождение в продуктах питания и поговорим об их значении.
II. Блиц – опрос.
Ребята, я надеюсь вы знаете игру «Бреин-ринг». Вот сейчас играя, мы с вами повторим материал об углеводах. Необходимо быстро продолжить высказывание или ответить на вопрос.
Углеводы – это вещества с общей формулой…. (Cn(H2O)m).
Углеводы классифицируют на … (моно-, ди-, полисахариды).
К моносахаридам относятся …(глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза).
К полисахаридам относятся … (крахмал, целлюлоза).
К дисахаридам относятся … (сахароза, лактоза).
В состав РНК входит углевод …(рибоза).
В состав ДНК входит углевод… (дезоксирибоза).
Фруктоза – это изомер … (глюкозы).
При расщеплении сахарозы образуются … (глюкоза и фруктоза).
Сахароза не дает реакцию «серебряного зеркала» т.к. … (в ее молекуле нет альдегидной группы).
Крахмал образован … (α – глюкозой и α-гликозидной связью).
Целлюлоза, в отличии от крахмала, образована … (β-глюкозой и β-гликозидной связью).
Реактивом на определение глюкозы является … (р-в Толленса или р-в Феллинга).
Волокнистое вещество нерастворимо в воде и органических растворителях, растворяется в реактиве Швейцера. Это … (целлюлоза).
С помощью какого одного реактива можно обнаружить глюкозу, сахарозу и крахмал? (гидрооксида меди Cu(OH)2 ).
При окислении глюкозы образуется … (глюконовая кислота).
Углеводы образуются в клетках в процессе… (фотосинтеза).
По химическому строению глюкоза – это … (альдегидоспирт).
Углеводы способные вступать в реакцию с реактивом Толленса и окисляться реактивом Феллинга называются ..(восстанавливающими).
Пентозами являются углеводы … (рибоза и дезоксирибоза, которые имеют по 5 атомов С в цепочке).
III. Исследование углеводов.
Мы повторили материал об углеводах. Углеводы – это органические вещества, значит, они находятся в живых организмах. В животной клетке углеводы находятся в количестве, не превышающем 1 – 2 %, иногда и 5% массы сухого вещества. Наиболее богаты углеводами растительные клетки, где их содержание доходит до 90% массы сухого вещества клетки (картофель, семена…)
Сегодня мы определим, находятся ли в наших пищевых продуктах углеводы и каково их значение в природе и жизни человека.
(учитель раздает инструкционные карточки с заданиями по группам).
1 группа. Обнаружение углеводов в мороженом.
А) В пробирку наливаю 1 мл. растаявшего мороженого и добавляют 5-6 мл. воды, закрывают пробкой и встряхивают.
Фильтруют полученную смесь.
К 2 мл. фильтрата добавляют 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH) и 2-3 капли раствора CuSO4. Пробирку встряхивают.
Обращают внимание на изменившуюся окраску раствора.
О чем говорит эта реакция?
Б) Полученный раствор с изменившейся окраской нагревают на спиртовке.
Обращают внимание на изменение окраске.
Какой вывод о составе мороженого можно сделать?
2 группа. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике.
А) Берем вафельный стаканчик и капаем на него 1-2 капли спиртового раствора йода.
Что происходит с окраской раствора?
Б) Разжуйте небольшое количество вафли, поместите кусочек в пробирку, добавьте воды, закройте и встряхните.
К полученному раствору добавьте 1 мл. гидрооксида натрия (NaOH), а затем 1-2 капли сульфата меди (II) (CuSO4).
Обратите внимание на изменение окраски раствора.
Сделайте вывод о составе вафельного стаканчика.
3 группа. Обнаружение углеводов в шоколаде.
А) Насыпьте в пробирку измельченный шоколад ( 1 см ) и добавьте (2см) воды.
Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и профильтровать.
Добавить к фильтрату 1 мл. раствора едкого натра (NaOH) и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) (CuSO4).
Пробирку встряхивают. Как изменилась окраска раствора?
Б) Налейте в пробирку 1 мл. нитрата серебра (AgNO3) и добавляйте по каплям раствор аммиака (NH3) до растворения осадка.
Затем к полученному раствору прилейте раствор молочного шоколада.
Обратите внимание на изменение, происходящее в пробирке.
Сделайте вывод о составе молочного шоколада.
4 группа. Исследование значения углеводов.
Изучите дополнительную литературу, и определите значение глюкозы в природе и жизни человека.
При помощи дополнительной литературы определите значение сахарозы, крахмала.
При помощи источников определите значение целлюлозы в природе и области ее применения в промышленности.
Подготовьте сообщения на данные темы.
IV. Сообщение о результатах исследований.
V. Оформление альбома «Досье на углеводы».
Итак, ребята. Мы с вами провели исследования углеводов и изучили их значение.
Теперь необходимо составить материал об этих удивительных веществах, для того, чтобы все знали и сразу узнавали углеводы.
VI. Дополнительный материал: просмотр видеофрагмента «Древесина».
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: повторить §§ 35-39, составить кроссворд по теме «Углеводы».