СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Достоевский .Петербург

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Достоевский .Петербург»

 Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

В русской классической литературе такие слова, как «Петербург» и «Достоевский» стоят в одном смысловом ряду. Фёдор Михайлович Достоевский считается самым «петербургским» писателем. Образ имперской столицы, созданный писателем, навсегда вошёл в историю русской литературы.

В русской классической литературе такие слова, как «Петербург» и «Достоевский» стоят в одном смысловом ряду. Фёдор Михайлович Достоевский считается самым «петербургским» писателем. Образ имперской столицы, созданный писателем, навсегда вошёл в историю русской литературы.

Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников.  Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей высокого

пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников.

Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

 С этого момента — без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в задумчивости, в бреду и страхе — мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников. И всё это время мы не перестаём ощущать присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа — огромного города .

С этого момента — без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в задумчивости, в бреду и страхе — мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников. И всё это время мы не перестаём ощущать присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа — огромного города .

… Существует два Петербурга. Один — город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день .

Существует два Петербурга. Один — город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых

переворотов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день .

Но был и другой, далёкий и неизвестный нам, живущим в XXI в., Петербург — город, в котором люди живут в «клетушках», в жёлтых грязных домах с грязными тёмными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского…

Но был и другой, далёкий и неизвестный нам, живущим в XXI в., Петербург — город, в котором люди живут в «клетушках», в жёлтых грязных домах с грязными тёмными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского…

«…Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!..здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга… всемогущий Невский проспект! Н.В.Гоголь По оживлённым берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Вчерашний день, часу в шестом, Зашёл я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.А.Некрасов А.С.Пушкин

«…Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!..здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург…

Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга… всемогущий Невский проспект!

Н.В.Гоголь

По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Н.А.Некрасов

А.С.Пушкин

 Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа «Преступление и наказание»?

Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа «Преступление и наказание»?

Город — не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа. • Автор наделяет город определёнными чертами : 1) двойственность Петербурга: • грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади; величественная, прохладная Нева; 2 ) совпадение состояния героев и города : • герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников); • город погружён в духоту, он сам является причиной раздражения и болезненного состояния героев; 3) общее впечатление , которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных,— это ощущение враждебности, атмосфера безысходности . Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже преступлениям.

Город — не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.

• Автор наделяет город определёнными чертами :

1) двойственность Петербурга:

• грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади; величественная, прохладная Нева;

2 ) совпадение состояния героев и города :

• герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников);

• город погружён в духоту, он сам является причиной раздражения и болезненного состояния героев;

3) общее впечатление , которое создают описания улиц, площадей, людей на

улицах и в распивочных,— это ощущение враждебности, атмосфера безысходности . Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже преступлениям.

Запишите в тетрадь вывод сегодняшнего урока, продолжив фразу «Петербург Достоевского — это…». Домашнее задание: знать содержание романа «Преступление и наказание» (сюжет, особенности композиции, проблемы, поднятые в романе).

Запишите в тетрадь вывод сегодняшнего урока, продолжив фразу «Петербург Достоевского — это…».

Домашнее задание:

знать содержание романа «Преступление и наказание» (сюжет, особенности

композиции, проблемы, поднятые в романе).