СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Притча как метод проведения занятия, преимущества притчи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Притча как метод проведения занятия, преимущества притчи»

РОЛЬ ПРИТЧ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Восточная притча гласит:

Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками, самый способный из них однажды задумался: «а есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?» он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: — скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. - Что ответил мастер своему ученику? Не глядя на руки ученика, мастер ответил: — всё в твоих руках.

Какие два пути выбора стояли перед учеником? Какой путь выбрали бы вы?

Человек всегда может сделать выбор.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор». Нравственность, уважение, любовь – основа нашей жизни. Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы стать лучше, чтобы его внутренний мир становился богаче, ярче, полнее.

Поэтому вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились:

  1. отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,

  2. спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью;

  3. отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Поэтому важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей – учителя своим ученикам. Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Но это вовсе не означает, что он должен стать бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности, «в этой встрече двух душ рождается духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий»

Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи.

С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.

Притча – это не просто история, занимательный рассказ обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.

Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Она близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.



Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. С одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика.

Притчи обладают определёнными свойствами. Это:

1) краткость,

2) они не требует доказательств,

3) подсказывают способы разрешения конфликтной ситуации,

4) дают возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. В них осуждается не человек, а порок,

5) строятся притчи на сравнении,

6) предполагают мыслительную деятельность.

Притчи различных традиций имеют свои особенности. Так, например, в буддийских, иудаистских притчах обычно действуют конкретно названные лица, что даёт привязку к реальному месту и времени, а в христианских – действующие лица чаше всего не определены, обобщены.

С помощью притч каждая традиция раскрывает для самых простых умов глубочайшие тайны своего учения. Создателей притчи интересует не характер конкретного героя, а определенный набор нравственных качеств человека данного мировоззрения, выявляемый ситуацией. Образы и ситуации внешнего мира в притчах следует рассматривать, прежде всего, как «игру символов».

Притчи различных традиций объединяет одно – стремление показать с различных точек зрения законы нашей Вселенной, проявляющиеся в нас самих и вокруг нас в любой момент времени. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности.

Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.



В модулях ОРКСЭ причта играет особую роль. На самом деле, как показывает опыт преподавания ОРКСЭ, дать глубокие знания детям не всегда получается. Объем информации – огромный, а дети в своей массе – неподготовленные. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом. Благодаря своей краткости и иносказательному языку она может передать то, что мы хотим сказать, не впадая в морализаторство, которое отталкивает ученика. К сожалению, наши дети любую мораль или замечание воспринимают как: «А она меня сегодня ругала».

Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).

Какие функции несёт притча?

Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями. То же самое мы наблюдаем при изучении басен, когда говорим о свойствах ребенка, не давая ему самому ценностной оценки. В притчах говорится о ком-то постороннем, но учитель может задать детям вопрос: «Никто здесь себя не узнает?» Не надо поднимать руку, а просто попробовать честно ответить самому себе на этот вопрос.

Притча может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение.

Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны, посмотреть опосредованно на саму конфликтную ситуацию. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее.

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Когда на уроке ОРКСЭ мы говорим о том, для чего же нужно делать добро, я начинаю с притчи о счастье.

Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек.

Тут я делаю паузу и предлагаю детям продолжить историю. Это, кстати, – один из многих вариантов работы с притчей...

Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом…

Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро – умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку…

В учебнике Е.И.Николаевой "Я в мире людей", про которому работает наша школа в каждую тему включены притчи разных религий. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, или в качестве документа для анализа, или для рефлексии в конце урока.

Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова.

Методисты предлагают несколько вариантов работы с притчей.

Способы использования притч в учебном процессе:

  1. Обсуждение основной идеи и смысла истории;

  2. Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);

  3. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;

  4. Иллюстрация рассказа (рисунки, картинки, фотографии, изображения);

  5. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

  6. Выделить ключевые понятия;

  7. Инсценировка по рассказу (истории) ;

  8. Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

  9. Связь содержания притч с современной жизнью;

  10. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной

  11. исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);

  12. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

  13. Подбор пословиц, поговорок.

Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями

Определение ценностей, которые отражает притча.

Так как гуманизм и толерантность являются ключевыми принципами и фундаментальными ценностями, на которых базируется преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики», притчи могут быть использованы для того, чтобы показать недопустимость насмешек над другими людьми, уважение их взглядов и традиций.

Например, можно использовать следующую притчу:

Одно селение находилось в глубоком горном ущелье, далеко от дорог, городов и селений. Жители долгие годы не общались ни с кем посторонним. От предков-пастухов они получили традицию всегда ходить с посохом и веревкой, шить свою одежду из шкур овец. Они не представляли, что у кого-то их не может с собой быть

Однажды в селение случайно забрел путешественник, который прибыл из дальних мест. Его сразу же обступила толпа любопытных. Они с нескрываемым изумлением разглядывали странника и смеялись, потому что ни посоха, ни веревки у него с собой не было, да и одет он был непонятно во что. На него показывали руками и хватались за голову.

Не стерпев, пришелец воскликнул: «Довольно потешаться надо мной! Лучше на себя посмотрите! От мала до велика все ходят с посохами, как древние старики, а одеты, как будто только что вышли из пещер». Удивились местные жители и сказали: «Мы всегда так жили и похожи друг на друга как две капли воды. Испокон веков это повелось и не тебе указывать, что нам иметь с собой. Если ты ненормальный, то не следует обвинять в этом других!

Вопросы для обсуждения:

-Как можно озаглавить эту историю?

-Кто прав, а кто виноват в этом споре?

-Почему между местными жителями и путником не было

взаимопонимания?

-Как вы могли бы рассудить спорящих?

-Какова главная мысль этой истории?

-Есть ли в нашей современной жизни примеры, которые похожи на

ситуацию из этой притчи?

-Можно ли навязывать другим свои идеалы красоты?

-Как должен вести себя культурный человек в данной ситуации?



Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Приведу несколько примеров организации работы с притчами. Вот притча, которая мы рассматриваем с детьми в теме "От добрых мыслей - к доброму делу." Все дети когда-нибудь совершают ошибки. Да и взрослые тоже. Однако очень важно, чтобы каждый человек понимал: ранит любой злой поступок- и действие, и слово, и взгляд, и даже мысль. Притом ранят и разрушают они не только жизнь того человека, против которого направлены, но и жизнь того, кто их совершает.

Притча «Гвозди».

Жил-был мальчик, который был вспыльчив и нетерпелив. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по одному гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение или с кем - то ссориться.

В первый день мальчик забил 37 гвоздей в ворота сада. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось. что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец, наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя.

Тогда он пошёл к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и вот наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди.

Отец привёл сына к ограде и сказал "Сын мой. ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем -то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется"

Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная.»

В этой притче просматриваются все её функции: ребенок читая её примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями, позволяет посмотреть на взаимоотношения отца и сына, видит способ разрешения конфликтных ситуаций.

Вопросы.

1. Как ты понимаешь слова "душевная рана"?

2. Можно ли залечить душевную рану? Как?

3. Чему учит эта притча?

Найти ключевые понятия: терпение, вспыльчивость, душевная рана и т.д

Сформулировать вопросы, используя технологию критического мышления: тонкие вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (кто? что? когда? может? будет? мог ли? как звали? было ли? согласны ли вы?) и толстые, проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы (почему? почему вы думаете? почему вы считаете? в чем разница? предположите, что будет, если? что если?.) Учащимся легче выполнять данную работу в группах.

Данную притчу можно также инсценировать, проиллюстрировать, привести примеры из собственной жизни. Проанализировать название притчи "Гвозди". Что оно символизирует. Подобрать своё название притчи. Домашним заданием может быть подбор пословиц и поговорок.

Применяю также на уроках групповую форму работы над притчей. Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера. Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение из 5-6 предложений на предложенную тему.

Например, рассказываю притчу:

Притча о маме.

Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?

Бог ответил: — Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

— А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

— Как и когда я должен вернуться к Тебе?

— Твой ангел скажет тебе все.

— А как зовут моего ангела?

— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама.

Дети работают в группах и отвечают на вопрос:

-Кто такой ангел?

-Почему неважно, как зовут ангела?

-Что для вас является важным в отношениях с мамой?

Напишите 5 предложений о маме…

Таким образом, кратко резюмируя, следует сказать, что притчи в курсе ОРКСЭ использовать не только можно, но и желательно. При этом они не должны заучиваться и навязываться школьникам в качестве готовых рецептов, а способствовать обсуждению, внимательности при чтении, пониманию символики и т.п.

Притчи помогут разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории, другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. Притчи позволяют не осудить человека, но осудить порок. Они несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности, имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся.

Можно выделить следующие преимущества работы с притчами:

1. Привлекают и удерживают внимание.

2. Иллюстрируют и усиливают устную речь.

3. Сводят к минимуму непонимание.

4. Усиливают запоминание.

5. Помогают пересмотреть жизненные позиции за довольно короткий период времени.

Закончу своё выступление я притчей, которая приведена в учебнике

"Я в мире людей" при знакомстве с религией Иудаизм.

Притча о том, что обо всём сложном можно рассказать доступно и кратко:

"Рассказывают, что однажды к еврейскому мудрецу Гилею пришёл язычник и сказал:

– Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы (священная книга иудаизма) за, то время, которое я смогу простоять на одной ноге.

Гилей ответил: – Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное – толкование".

Эти слова называют "золотым правилом нравственности", которое содержится во всех религиозных культурах и светской этике.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!