Просмотр содержимого документа
«Досуг с детьми- с пользой.»
Досуг с детьми- с пользой.
Дети очень любят загадки. Но не все могут их отгадать. Прежде всего взрослому не следует торопиться с ответом. Отгадку надо найти- поразмыслить. Сообщая сразу ответ на неразгаданную загадку, мы лишаем детей возможности мыслить, размышлять. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки. Учить детей умению отгадывать загадки надо начинать с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребёнка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главным условием понимания загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идёт речь в загадке. Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Так, наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости. Знакомя детей с различными предметами, созданными руками человека, нужно отмечать особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов. При знакомстве с транспортом, обращайте внимание детей на внешний вид (из каких частей состоит автомобиль, троллейбус,самолет, поезд и.т .д), как он движется (автомобиль едет по дороге, поезд – по рельсам, пароход плывёт по воде), какие издаёт звуки (самолёт гудит, мотоцикл трещит), его назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Эти знания, приобретённые детьми во время таких наблюдений, являются основой для отгадывания различных загадок о транспорте. При рассматривании птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними обращайте внимание детей на части тела: голова, ноги, крылья, хвост, клюв; особенности их строения, образ жизни, повадки (где живёт, чем питается, как передвигается, как защищается). Рассматривая, например, лошадь, отметьте, что у неё длинный хвост, мускулистое и сильное тело,вытянутая крепкая шея, большая продолговатая голова, на теле короткая шерсть, длинные стройные ноги, есть грива. Копыта у неё овальной формы. Лошади пасутся на траве. Для жевания растений у них во рту имеются сложные и постоянно растущие моляры (коренные зубы). Знание этих особенностей поможет ребёнку отгадать различные загадки про лошадей. Нужны знания, специально подводящие ребят к отгадыванию загадок определённого содержания. Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнёзда, муравьи сооружают муравейник, паук плетёт паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свои дома без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок: Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо), висит сито, не руками свито (паутина). Есть много явлений природы, которые с течением времени не остаются неизменными. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщённых выводов человека по результатам длительных наблюдений: зимой лежал, а весной в реку побежал (снег); в шубе летом, а зимой раздеты (деревья). Чтобы дети могли самостоятельно отгадывать подобные загадки, наблюдайте явление в разные периоды его развития. Наблюдая за изменением реки во все времена года, дети легко отгадывают загадку: «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки: «В огне не горит, в воде не тонет»; «На дворе горой, а в избе водой», надо провести опыты со льдом и снегом, они явятся ключом к отгадке. Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретённые детьми во время наблюдений, игр, труда, подготавливают ребёнка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание. Литература: Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., «Просвещение».