ДОСУГ с детьми «Жаворонки прилетайте, весна красную встречайте».
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, русские народные игры. Продолжать учить разгадывать загадки о весне. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
- Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Воспитывать самостоятельность. Интеграция образовательных областей:
- Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна», «обрядовая выпечка», «обряд».
- Знакомить детей с русской народной игрой, «Воротца», старорусским обычаям – водить хоровод.
- Расширять представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать представление о чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.
- Формирование правильной осанки, умение осознанно выполнять движения, предложенные воспитателем.
Методические приемы:
Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснения, художественное слово, вопросы, напоминания.
Наглядный: визуализация с помощью картинок (показ, рассматривание)
Игровой: (наглядно-действенный метод)
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эврический метод (развитие находчивости и активности, использование ТСО (технические средства обучения)).
Словарная работа: Кликали, заклички, «в самом разгаре», «весна-красна», приметы весны, традиции народа, обрядная выпечка.
Индивидуальная работа: разучивание закличек.
Воспитатель:
Здравствуйте, нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова: -
«Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте все мои друзья»
(дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: - «Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо».
«Посидим рядком, да поговорим ладком!».
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее должны отгадать:
«Шагает красавица,
легко земли касается,
идет на поле, на реку,
и по цветку и по снежку?»
(весна)
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно, это весна!
Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа.
А скажите мне дети, когда мы первый раз встречали весну?
Дети: На масленицу.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие вы знаете приметы весны?
Дети: День стал длиннее, солнце стало теплее, поднимается выше, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из теплых стран (краев).
Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. А чтобы весна-красна пришла скорее, ее зазывали песнями-веснянками, закличками. Давайте разучим веселую закличку и позовем весну:
«Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Воспитатель: Чтобы приблизить тепло и весну, давным-давно на Руси люди придумали обряд. Вспомните, что обозначает слово «обряд»?
Дети: Действие в честь праздника.
Воспитатель: Ребята, а какие большие праздники имеют свой обряд?
Дети: Рождественские колядки; на масленицу делают чучело масленицы, поют песни, водят хороводы, пекут блины; осенью проводят ярмарку; на пасху красят яйца, пекут куличи; закликают весну, жаворонков.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Детки малые, да тетки большие, а знаете ли вы, что 22 марта в народе считается днем прилета перелетных птиц? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран. Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?
Дети: Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки….
Воспитатель: А как мы назовем их одним словом?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А узнаете ли вы этих птиц на картинках? Кто нам покажет грача? Ласточку? Скворца? Жаворонка?...
(дети показывают)
Воспитатель: Молодцы. Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц, прилетающая к нам, это жаворонок. Так давайте позовем жаворонков. Тимур, Артем, давайте послушаем как старшие ребята будут зазывать жаворонков.
1 ребенок:
Эй жавороночки,
Мои деточки,
Прилетайте к нам!
2 ребенок:
Принесите вы нам
Весну теплую!
3 ребенок:
Унесите от нас
Зимушку холодную!
4 ребенок:
Нам зима надоела,
Все сено поела!
Воспитатель: Молодцы, хорошо позвали. И вот ранним утром донесется трель «-чри-чри-и-и». Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют их его певцами весны. Послушайте голос жаворонка.
(запись)
Воспитатель: Какой голос?
Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, напевный.
Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках».
(воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий, красный на пол). Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка, жаворонки, улетают из гнезда. Когда музыка закончится, нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
(проводится игра)
Воспитатель: А сейчас мы свами с помощью «Оригами» сделаем своих жаворонков и полетим на прогулку.
Вот наши «жаворонки» готовы. Посмотрите, как настоящие.
Литература:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.
Г.А. Айдашева. Русские обряды. Весна М., 2004
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. «Мы живем в России». Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторей 2003»
О.А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» М., 2004