СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОСУГ с детьми «Жаворонки прилетайте, весна красную встречайте».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, русские народные игры. Продолжать учить разгадывать загадки о весне. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).

- Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности.

- Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Воспитывать самостоятельность. Интеграция образовательных областей:

- Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна», «обрядовая выпечка», «обряд».

Просмотр содержимого документа
«ДОСУГ с детьми «Жаворонки прилетайте, весна красную встречайте».»

ДОСУГ с детьми «Жаворонки прилетайте, весна красную встречайте».

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, русские народные игры. Продолжать учить разгадывать загадки о весне. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).

- Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности.

- Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Воспитывать самостоятельность. Интеграция образовательных областей:

- Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна», «обрядовая выпечка», «обряд».

- Знакомить детей с русской народной игрой, «Воротца», старорусским обычаям – водить хоровод.

- Расширять представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать представление о чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.

- Формирование правильной осанки, умение осознанно выполнять движения, предложенные воспитателем.

Методические приемы:

Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснения, художественное слово, вопросы, напоминания.

Наглядный: визуализация с помощью картинок (показ, рассматривание)

Игровой: (наглядно-действенный метод)

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эврический метод (развитие находчивости и активности, использование ТСО (технические средства обучения)).

Словарная работа: Кликали, заклички, «в самом разгаре», «весна-красна», приметы весны, традиции народа, обрядная выпечка.

Индивидуальная работа: разучивание закличек.

Воспитатель:

Здравствуйте, нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова: -

«Здравствуй, Солнце,

Здравствуй, Земля,

Здравствуйте все мои друзья»

(дети повторяют за воспитателем)

Воспитатель: - «Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо».

«Посидим рядком, да поговорим ладком!».

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее должны отгадать:

«Шагает красавица,

легко земли касается,

идет на поле, на реку,

и по цветку и по снежку?»

(весна)

Дети: Весна

Воспитатель: Правильно, это весна!

Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа.

А скажите мне дети, когда мы первый раз встречали весну?

Дети: На масленицу.

Воспитатель: А давайте вспомним, какие вы знаете приметы весны?

Дети: День стал длиннее, солнце стало теплее, поднимается выше, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из теплых стран (краев).

Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. А чтобы весна-красна пришла скорее, ее зазывали песнями-веснянками, закличками. Давайте разучим веселую закличку и позовем весну:

«Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

Воспитатель: Чтобы приблизить тепло и весну, давным-давно на Руси люди придумали обряд. Вспомните, что обозначает слово «обряд»?

Дети: Действие в честь праздника.

Воспитатель: Ребята, а какие большие праздники имеют свой обряд?

Дети: Рождественские колядки; на масленицу делают чучело масленицы, поют песни, водят хороводы, пекут блины; осенью проводят ярмарку; на пасху красят яйца, пекут куличи; закликают весну, жаворонков.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Детки малые, да тетки большие, а знаете ли вы, что 22 марта в народе считается днем прилета перелетных птиц? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран. Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?

Дети: Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки….

Воспитатель: А как мы назовем их одним словом?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А узнаете ли вы этих птиц на картинках? Кто нам покажет грача? Ласточку? Скворца? Жаворонка?...

(дети показывают)          

Воспитатель: Молодцы. Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц, прилетающая к нам, это жаворонок. Так давайте позовем жаворонков. Тимур, Артем, давайте послушаем как старшие ребята будут зазывать жаворонков.

1 ребенок:

Эй жавороночки,

Мои деточки,

Прилетайте к нам!

2 ребенок:

Принесите вы нам

Весну теплую!

3 ребенок:

Унесите от нас

Зимушку холодную!

4 ребенок:

Нам зима надоела,

Все сено поела!

Воспитатель: Молодцы, хорошо позвали. И вот ранним утром донесется трель «-чри-чри-и-и». Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют их его певцами весны. Послушайте голос жаворонка.

(запись)

Воспитатель: Какой голос?

Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, напевный.

Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках».

(воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий, красный на пол). Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка, жаворонки, улетают из гнезда. Когда музыка закончится, нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.

(проводится игра)

 Воспитатель: А сейчас мы свами с помощью «Оригами» сделаем своих жаворонков и полетим на прогулку.

Вот наши «жаворонки» готовы. Посмотрите, как настоящие.


Литература:

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.

Г.А. Айдашева. Русские обряды. Весна М., 2004

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. «Мы живем в России». Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторей 2003»

О.А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» М., 2004