ДОСУГ
«Королева Грамоты приглашает»…
Подготовила и провела воспитатель высшей категории МБДОУ№47
Рябова Любовь Васильевна
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
закреплять у детей понятия: слово, слово звук, буква, гласные, твердые мягкие согласные. Умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные. Выделять первый звук в слове, закрепить правильное написание изученных букв. Разрушать стереотип соотношения цвета буквы с характеристикой обозначаемого ею звука.
Оборудование: свиток королевы с заданиями, игрушки ( лиса, заяц, крокодил, ворона, кукла, мячик, книга, медведь, матрёшка, попугай, бегемот, лягушка, Буратино),12 картинок, изображающих животных, названия которых начинаются на твёрдые и мягкие согласные звуки, разноцветные буквы ( У, А, И, О, Ы, П, Т, К, С, М). Мольберт, магниты, ободки для гномиков - зелёного и синего цвета, наряд для Королевы, телеграмма. Тетрадь (Букварёнок).
Предварительная работа: дети, начиная со старшей группы, вели тетради, под названием Букварёнок. За несколько дней до досуга все тетради дети отправляют к Королеве ГРАМОТЫ.
Раздаётся стук в дверь, приносят ТЕЛЕГРАММУ.
Ход досуга:
Приносят телеграмму от Королевы Грамоты. Воспитатель читает детям телеграмму. (Здравствуйте, ребята, я получила ваши тетради. Хочу с вами познакомиться. Приглашаю вас в гости. Королева Грамоты). Дети вместе с воспитателем идут в зал.
Звучит красивая музыка, детей встречает Королева Грамоты.
- Здравствуйте, ребята. Я - Королева Грамоты. Получила от вас Букварят, мне они очень понравились. Но прежде, чем вас наградить, я хочу проверить, сами ли вы его сделали, и на самом деле вы так много знаете и умеете?
На моём волшебном свитке много для вас испытаний.
Согласны ли вы их выполнить? (ответы детей) (у Королевы Грамоты в руках красивый конверт, в нём лежат фишки синего и зелёного цвета. Дети по очереди достают фишки и садятся напротив друг друга, по цвету своей фишки.)
Королева Грамоты: начинаем испытания. Первое задание.
Оно может быть ласковым и грубым.
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать. Что это?
Дети: Слово.
Королева Грамоты: Молодцы! Отгадали мою загадку. А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете слов? Посмотрите вокруг и назовите все слова.
(дети называют)
Воспитатель: для того, чтобы помочь Королеве Грамоты оценивать ответы наших детей, мы выберем жюри.(3 взрослых,)
За каждый правильный ответ, члены жюри будут класть фишки- зелёные – одной команде, синие - другой. В конце наших испытаний, мы наградим победителей.
Королева Грамоты: хорошо! А теперь, ответьте на другой вопрос.
Слова бывают длинные и короткие. Как же их различить?
Дети: Их можно измерить.
Королева: а чем?
Дети: можно измерить слово звуковой линейкой.
Королева: А ещё чем?
Дети: Слогами.
Ребёнок: Измерить длинное слово-
Да это проще простого!
Сколько слогов в нём, надо узнать-
Хлопать в ладоши пора начинать!
Воспитатель: Ребята, покажите Королеве, как это хлопая в ладоши, мы измеряем слова. Вот, например, что это? ( показывает игрушку-мяч). Дети называют. Сколько слогов в этом слове? Прохлопайте слово-мяч. (дети отвечают). А если назвать его ласково мячик, сколько будет слогов? (ответы).
Организуется игра (Собери игрушки по количеству слогов).
Королева Грамоты: у меня на столе стоят игрушки. Первая команда будет собирать игрушки, названия которых состоят из двух слогов, и будет ставить их в зелёный обруч, а вторая команда, будет собирать игрушки, названия которых состоят из трёх слогов и ставить их в красный обруч. (дети под весёлую музыку по одному бегут к столу, берут игрушку и относят в обручи. После окончания игры, К.Г. вместе с детьми анализируют полученный результат. Жюри подводит итоги.
Королева Грамоты: молодцы. Слушайте следующий вопрос. Скажите, из чего состоят слова, когда мы их произносим? ( ответы детей)
Королева Грамоты..- Правильно, из звуков.
А какие вы знаете звуки?
Дети: гласные и согласные.
Королева Грамоты: - Молодцы! Послушайте, какую я вам расскажу историю.
В одной сказочной стране живут два гномика - Динь и Дон. Весёлый Динь любит всё мягкое, в том числе и мягкие звуки, а серьёзный Дон любит всё твёрдое, в том числе и твёрдые звуки.
Комната Диня была зелёного цвета, а комната Дона была синего цвета. Динь в своей комнате размещал предметы, которые начинаются на мягкий звук, а Дон любил предметы, которые начинаются на твёрдый звук. Я слышу, кто-то торопится к нам в гости. А вот и они, они о чём-то хотят нам рассказать, послушаем их. ( входят два ребёнка, на голове у одного синий ободок, у другого - зелёный.)
Динь: я - Динь, весёлый гномик.
Люблю зелёный цвет.
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший - нет!
Дон: я- Дон, люблю звук твёрдый,
Люблю я синий цвет.
Сегодня мы проснулись,
А звуков наших нет.
Вместе: Кто-то звуки нам смешал,
Все картинки разбросал.
(гномики принесли с собой картинки, изображающие животных и птиц, названия которых начинаются на мягкие и твёрдые звуки.)
Воспитатель: Что же делать? (ответы детей). Конечно, мы поможем гномикам. Присаживайтесь на стульчики, и проверяйте, правильно ли дети будут выбирать животных. Вспомните, дети, на какие звуки начинаются названия животных для Дона? (на твёрдые).
А для Диня? ( на мягкие) Воспитатель выкладывает картинки на стол. Дети по очереди подходят, выбирают нужную картинку, отдают гномикам. Одна команда Диню, другая Дону. После того как дети разберут картинки, все вместе проверяют, правильно ли выполнено задание.
( жюри подводит итоги).
Королева Грамоты:- мы с вами говорили, что слова состоят из звуков. Звуки мы слышим и произносим. А что мы пишем и читаем?
( буквы). Давайте играть .У меня на столе лежат разноцветные буквы.
Первая команда будет выбирать буквы, обозначающие согласные звуки, а вторая команда - гласные.( дети прикрепляют выбранные буквы на магнитную доску). Воспитатель обращает внимание детей на то, что все буквы разноцветные.
(физкультминутка)
Королева грамоты: сейчас вам нужно вспомнить, как пишутся буквы. Для этого у нас есть 2 мальберта и маркеры. Дети по очереди будут подходить, и писать буквы, которые я буду говорить. (дети пишут буквы, после выполненного задания жюри подводит итоги).
Королева Грамоты: последнее задание. У меня есть буквы, нужно из этих букв составить слова. Приглашаю от каждой команды по 3 человека.
Дети подходят к магнитным доскам и за 2 минуты, выкладывают как можно больше слов, с помощью магнитной азбуки.
Жюри подводит итоги.
Воспитатель: уважаемая Королева Грамоты, мы с ребятами и играли, и отгадывали загадки, и выкладывали слова. Как вы считаете, справились мы с заданиями?
Королева Грамоты: - вы молодцы. Отлично справились со всеми заданиями.
Я хочу вас наградить. За самые аккуратные Букварики, которые вы изготовили вместе с родителями, я вручаю вам призы,
Воспитатель: А теперь слово нашему жюри. Жюри подводит итоги. Королева грамоты награждает детей медалями Грамотей – 1и 2 место.
Королева грамоты - дорогие, ребята, я вас поздравляю и желаю вам учиться в школе только на 5. Дети вместе с родителями под музыку выходят из зала.